Бужинская Н.В.,
к.п.н., доцент кафедры ИТ Филиал РГППУ в г. Нижний Тагил г. Нижний Тагил, Россия
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В условиях инклюзивного образования отмечается изменение требований к электронным образовательным ресурсам. Они могут быть интегрированными, а их содержание и дизайн должно соответствовать индивидуальным особенностям обучаемых, в том числе обучаемых с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Проблема отбора, применения и разработки электронных образовательных ресурсов является актуальной проблемой и требует дополнительного исследования.
Ключевые слова: ИКТ-компетентность, электронные образовательные ресурсы, инклюзивное образование.
Buzhinskaya N. V.
Ph. D., associate Professor of the Department of IT
Rgppu branch in Nizhny Tagil Nizhny Tagil, Russia
APPLICATION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION
Abstract
This article raises the actual problem of selection, application and development of electronic educational resources for students with disabilities. In this regard, changes in the requirements for electronic educational resources are monitored. The resources themselves should be integrated, and their content and design should correspond to the individual characteristics of the trainees, including trainees with disabilities and special educational needs.
Keywords: ICT competence, electronic educational resources, inclusive education
В настоящее время отмечается акцентирование внимания на качестве информационно-технологической подготовки учителей информатики. Характеристикой качества выступает ИКТ-компетентность. Под ИКТ-компетентностью понимается способность и готовность учителя работать с информационно-коммуникационными технологиями, которая включает знания и умения в области ИКТ, мотивационно-ценностные качества личности, опыт
деятельности и стремление с саморазвитию в данной области. Современный специалист должен уметь работать с информационными источниками, отбирать и обрабатывать данные, применять информационные технологии в своей профессиональной деятельности и получать при этом положительные результаты.
Следует отметить, что одним из важнейших показателем уровня ИКТ-компетентности учителя является его способность и готовность разрабатывать электронные образовательные ресурсы и применять их на практике. Электронные образовательные ресурсы - это совокупность документов, представленных в электронной форме и использующихся для реализации различных образовательных целей.
Перечень требований к электронным образовательным ресурсам можно представить следующим образом [2, 4]:
- доступность и понятность представленной в ЭОР информации;
- интерактивность - наличие обратной связи с пользователем;
- гипертекст и мультмедийные возможности;
- автоматизация различных видов деятельности;
- работоспособность и устойчивость в работе;
- возможность применения для решения нескольких образовательных задач.
Кроме того, информация, представленная в электронных образовательных
ресурсах, должны соответствовать возрастным особенностям обучаемых, быть интересной для них.
Существует большое количество классификаций электронных образовательных ресурсов в основе которых может находиться цель и способ их разработки, функциональные возможности, тип ресурса и др. Например, можно выделить электронные образовательные ресурсы:
- для объяснения нового материала (плакаты, схемы, таблицы, графики, диаграммы, презентации и др.);
- для контроля знаний (тесты, кроссворды и др.);
- для отработки умений (тренажеры, лабораторные работы, электронные рабочие тетради и др.);
- для организации досуга (тематические сайты, форумы, виртуальные музеи, экскурсии и др.);
- для организации самостоятельной работы (тренажеры, порталы, виртуальные лаборатории и др.).
Следует отметить, что данное разделение является условным, поскольку один и тот же ресурс может применяться для решения различных задач. При этом не всегда применение электронных электронные ресурсов может решить задачи учителя, поставленные в ходе урока. Эффективное применение электронных образовательных ресурсов предполагает его адаптацию к методике учителя и особенностям обучаемых.
В настоящее время отмечается переход к инклюзивному образованию, которое предполагает включение детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) и особыми образовательными потребностями в учебный процесс.
В условиях инклюзивного образования все дети получают равные права на получение образовательных услуг по месту жительства. Если ребенок имеет ограниченные возможности здоровья, учитель должен для него составить адаптированную основную образовательную программу, в которой отобразить цели обучения, содержание материала, планируемые результаты и систему оценивания.
Инклюзивное образование предполагает применение таких форм и методов обучения, которое позволяют включить в образовательный процесс всех детей с учетом их индивидуальных особенностей. Важнейшую роль в этом процессе могут сыграть электронные образовательные ресурсы, к которым в условиях инклюзивного образования, предъявляются дополнительные требования. Например, образовательные ресурсы для слабовидящих должны иметь несколько вариантов отображения шрифтов, соответствующее цветовое оформление, возможность управлять изображениями и фоном сайта. Для слабослышащих или позднооглоших обучающихся данные требования не актуальны, однако видеоматериалы должны иметь сурдоперевод. Однако, этими двумя группами количество детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями не ограничивается.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии [1, 3].
1. Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
2. Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).
3. Дети с нарушениями речи.
4. Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые).
5. Дети с задержкой психического развития.
6. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
8. Дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Поэтому возникает необходимость в разработке и применении интегрированных электронных образовательных ресурсов, которые содержат материалы разных типов (тексты с гиперссылками для объяснения нового материала, презентационные материалы, тесты, кроссворды). Кроме того, интегрированные электронные образовательные ресурсы должны содержать чаты, форумы и другие средства коммуникации.
Следует отметить, что электронные образовательные ресурсы для применения в условиях инклюзивного образования разработаны и представлены в сети Интернет в ограниченном количестве, и, в основном, -тематические сайты. Разработка подобных ЭОР включает не только детальное изучение особенностей детей с ОВЗ, различных нормативных документов, но и наличие опыта работы с детьми и их родителями, психологами. Это длительный процесс, который должен быть направлен на достижение обучаемым максимально доступного ему уровня образования и адаптации в
общества посредством применения информационно-коммуникационных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Доступная среда. Сайты для слабовидящих [Электронный ресурс]. URL:
http: //zakonbase. ru/news/dostupnaya- sreda-saity-dlya-slabovidyashchih (дата обращения: 12.01.2017).
2. Осетрова, Н.В. Книга и электронные средства в образовании [Текст]. М.: Изд. сервис; Логос, 2003. 144 с.
3. Право и принципы инклюзии [Электронный ресурс]. URL: https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/law/vw-371/ (дата обращения:
25.02.2017).
4. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании [Текст]. М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.