Исакова Е.Д.
студент
Филиал РГППУ в г.Нижний Тагил г. Нижний Тагил, Россия Волкова Е.А.
к.п.н., доцент кафедры информационных технологий
Филиал РГППУ в г.Нижний Тагил г. Нижний Тагил, Россия
МОБИЛЬНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНЫМ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация
В данной статье рассмотрены основные проблемы, с которыми в процессе обучения в ВУЗе сталкивается большинство студентов с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, мы обозначили основные направления работы с данной категорией студентов за счет использования в образовательном учреждении специальной платформы для реализации сетевой формы освоения профильных и специальных дисциплин учебного курса.
Ключевые слова: инклюзия, образование, дети с ограниченными возможностями, инклюзивное образование, дети-инвалиды, общество, образовательная среда.
Isakova E.D.
student
Branch rgppu in Nizhny Tagil Nizhny Tagil, Russia Volkova E.A.
Ph. D., associate Professor, Department of information technology
Branch rgppu in Nizhny Tagil Nizhny Tagil, Russia
MOBILE E-LEARNING: CONTROL SYSTEM INCLUSIVE OF THE EDUCATIONAL PROCESS WITHIN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Abstract
This article describes the main problems in the learning process at the University is faced by the majority of students with disabilities. In addition, we outlined the main directions of work with this category of students through the use of the educational institution the special platform for the implementation of network forms of development of professional and special disciplines of the curriculum.
Key words: inclusion, education, children with disabilities, inclusive education, disabled children, society, educational environment.
Современное образование принимает в себя только тех, кто отвечает её конкретным требованиям - детей, которые могут и способны обучаться по общей программе и показывать результаты успеваемости, удовлетворяющие всех. В конечном итоге получается так, что дети с ограниченным возможностями изолированы из общего образовательного процесса. Это связано с тем, что образовательные учреждения не обладают необходимыми условиями обучения детей-инвалидов. Данную проблему и множество других проблем в современном мире предложено решить инклюзивному образованию.
Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Данный вид обучения в образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой психолого-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация прав детей с ОВЗ на получение образования рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Ведь именно в обычной образовательной среде дети с ограниченными возможностями смогут получить не только образование, но и возможность социализироваться в обществе. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 №273-Ф3 инклюзивное образование понимается как - «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В современном мире, инклюзивное образование все больше «приобщает» в себя все страны мира. Но, несмотря на это, внедрение инклюзивного образования в современном обществе вызывает множество споров и сложностей. Отечественная инклюзия в сравнении от зарубежной системы образования, только начинает развиваться и складываться.
По данным статистики количество детей с ОВЗ (в среднем по России, за 2016 год) - около 5 % от общего количества детского населения в регионе,
которые нуждаются в специальном (коррекционном) образовании. Но, к сожалению, в нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ОВЗ узок. В основном, традиционными формами обучения детей с ограниченными возможностями являются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Одной из главных проблем в обучении детей с ОВЗ является недостаток квалифицированных кадров: педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов. В образовательном учреждении должна создаваться определенная моральная, педагогическая среда, которая должна быть адаптирована к образовательным потребностям ребенка. В ОУ должен присутствовать сплочение всех участников образовательного процесса.
Первичной и важной ступенью подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов и уровня их профессиональных компетентностей. Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной сфере, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов. Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.
Инклюзивное образование сегодня - это один из приоритетов образовательной политики, которая активно проводится в России. Переход к ней нужен, и он уже постепенно продумывается и поддерживается принятием соответствующих законодательных актов. Но чтобы такое явление прижилось в нашей стране, важно еще создать правильное общественное мнение. Специалисты отмечают, что включающее образование - это возможность создать гармоничное общество, в котором будет уютно чувствовать себя даже ребенок с серьезными проблемами. Но создать такое общество можно только в том случае, если и педагоги, и воспитатели, и родители, и сами дети будут заинтересованы в причастности к такому явлению в образовании.
Следует констатировать тот факт, что на сданный момент в России за счет внедрения дистанционных технологий или, так называемого, электронного обучения существует возможность реализовывать инклюзивное образование, не только на средней ступени, но и на высшей.
Однако, не смотря на данную возможность, для людей с ОВЗ остается проблема социальной адаптации в своей возрастной группе. Одним из важных компонентов социализации является коммуникативный компонент, который за счет овладения языком и речью, а также другими видами коммуникации обеспечивает связь с другими компонентами. При этом при формировании коммуникативных умений следует учитывать, что в настоящее время
коммуникация меняет свою форму, переходя в электронный вид: чаты, форумы, электронная почта, социальные сети позволяют общаться, делиться своими идеями и достижениями мгновенно, поэтому молодежь гораздо чаще взаимодействует в сети [4, с. 10].
В результате в программы дистанционного инклюзивного обучения активно включаются многие отечественные высшие учебные заведения. Одним из средств организации подобного вида обучения является информационно-образовательная платформа «Мобильное электронное образование» (LMS — система управления учебным процессом) для организации учебного процесса с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также для реализации сетевой формы освоения образовательных программ.
Какие преимущества дает использование данной сетевой платформы:
- доступ к образовательному контенту онлайн 24 часа в сутки и с любого устройства;
- возможность построения индивидуальной образовательной траектории с помощью инструмента назначения заданий;
- разнообразный инструментарий для коммуникации педагога с обучающимися: система комментариев, личных сообщений, видеоконференций, чатов;
- качественный образовательный контент, отвечающий требованиям ФГОС;
- готовая адаптированная образовательная программа;
- гарантия качества образовательных услуг в условиях введения ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- помощь и экспертная оценка на этапе проектирования и реализации программы коррекционной работы;
- непрерывная методическая помощь и техническая поддержка;
- подходит для малокомплектных филиалов ВУЗов и для медицинских стационаров, где проходят долговременную реабилитацию или медицинское лечение студенты.
Как показывает опыт реализации инклюзивного образования с помощью подобной платформы, студенты с ОВЗ могут не прерывать процесс обучения на момент прохождения лечения в медицинских учреждениях, что позволяет им быть постоянно на связи со своими одногруппниками и взаимодействовать с ними в сетевом режиме.
Рис. 1 Пример работы с студентами ОВЗ с помощью конференцсвязи
Действительно, как показывает практика, использование платформы, а также функции конференцсвязи наиболее популярна среди студентов с ОВЗ, поскольку это не только удобно и быстро, но еще и эффективно в рамках совместной деятельности студентов и возможность виртуально присутствовать в аудитории, где проходит занятие.
Также данный подход в электронном обучении позволяет объединять группы студентов, обучающихся по индивидуальной траектории обучения постоянно отслеживать динамику своих успехов, обсуждая возникающие проблемы и трудности в обучении со своим куратором и другими обучающимися, оказывать взаимопомощь.
Таким образом, использование подобной формы электронного обучения студентов с ОВЗ позволяет им не только не отставать в освоении новых дисциплин от своих одногруппников, но и своевременно восполнять пробелы в знаниях. Данные недочеты в изучении нового материала, как правило, могут возникнуть в связи с индивидуальными когнитивными особенностями восприятия студента, а также из-за длительного отсутствия на плановой медицинской реабилитации.
Технология работы данной платформы электронного обучения проста и в то же время очень эффективна, особенно если образовательный процесс осуществляется со студентами разного уровня подготовки. Помимо того, что преподаватель видит работу каждого студента, он всегда может оперативно вмешаться и скорректировать дальнейшую траекторию его обучения. Это не только позволяет более точно и целенаправленно работать студенту, но и в тоже время экономит трудовые и физические ресурсы преподавателя, делая его работу более эффективной и качественной [1].
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ».
2. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.-М.РООИ «Перспектива», 2007.
3. Волкова Е.А. интерактивные технологии, как здоровьесберегающий аспект информатизации образования // Наука и перспективы. - 2015. - № 2 [Электронный ресурс]. URL: nip.esrae.ru/2-4 (дата обращения: 29.03.2017).
4. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.Т. Курбанова, И.А. Нигматуллина, А.А. Твардовская, А.Т. Файзрахманова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - 224 с.
5. Крухмалев А.Е., Воеводина Е.В. Особенности социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья // Социологические исследования. 2012. - № 12. - С.72 - 79
6. Мащенко М.В. Включение в образовательный процесс сетевых сервисов для организации открытой образовательной среды // Наука и перспективы. - 2015. - № 1[Электронный ресурс]. URL: nip.esrae.ru/6-22 (дата обращения: 28.03.2017).
7. Мёдова Н.А. Инклюзивное образование в схемах и таблицах: методическое пособие / ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. - Томск, 2012. - 24 с.
8. Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ / под ред. О.А.Козыревой : учеб. пособие для преподавателей КГПУ им. В.П.Астафьева, работающих со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ. - КГПУ, 2015. - 93 с.