Научная статья на тему 'Разработка дистанционных курсов обучения как подготовка студентов-педагогов к работе в инклюзивном образовании'

Разработка дистанционных курсов обучения как подготовка студентов-педагогов к работе в инклюзивном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздева Марина Леонидовна, Зайцева Светлана Анатольевна

В статье рассматривается проблема дополнительного обучения студентов педагогических специальностей для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Студентами разрабатывается дистанционный электронный курс, при построении которого им необходимо учитывать психофизиологические особенности той группы детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых он предназначен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Груздева Марина Леонидовна, Зайцева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOR DISTANCE COURSES OF TRAINING AS PREPARATION OF STUDENTS-TEACHERS TO WORK IN INCLUSIVE EDUCATION

The article considers the problem of additional pedagogical training students to work with children with limited health abilities. Students develop a remote electronic course. Students must take into account the physiological characteristics of the group of children with limited health abilities, for whom it is intended.

Текст научной работы на тему «Разработка дистанционных курсов обучения как подготовка студентов-педагогов к работе в инклюзивном образовании»

УДК 37.013

М.Л. ГРУЗДЕВА, доктор педагогических наук, профессор, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected]

С.А. ЗАЙЦЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, Шуйский филиал ИвГУ, e-mail: [email protected]

РАЗРАБОТКА ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ КАК ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

M.L. Gruzdeva, S.A. Zaytseva

FOR DISTANCE COURSES OF TRAINING AS PREPARATION OF STUDENTS-TEACHERS TO WORK IN INCLUSIVE EDUCATION

В статье рассматривается проблема дополнительного обучения студентов педагогических специальностей для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Студентами разрабатывается дистанционный электронный курс, при построении которого им необходимо учитывать психофизиологические особенности той группы детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых он предназначен.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дистанционное обучение, дети с ограниченными возможностями здоровья, информационная образовательная среда.

The article considers the problem of additional pedagogical training students to work with children with limited health abilities. Students develop a remote electronic course. Students must take into account the physiological characteristics of the group of children with limited health abilities, for whom it is intended.

Keywords: inclusive education, distance education, children with limited health abilities, the information educational environment.

Одним из основных принципов государственной политики РФ в области образования является обеспечение прав граждан на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования. В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Одним из направлений Стратегии является обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства [18]. В рамках этой Стратегии была разработана Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы [13], которая предусматривает организацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) в обычных образовательных учреждениях по месту жительства этих детей. В настоящее время дети с ОВЗ чаще всего живут и обучаются длительное время в специализированных интернатах. Создание условий для обучения таких детей в образовательных учреждениях по месту жительства способствует как социальной адаптации детей с ОВЗ, так и формированию толерантного отношения окружающих к их проблемам.

Из вышеизложенного следует, что в образовательных учреждениях всех уровней остро встает вопрос нехватки педагогических кадров, способных вести образовательную деятельность с детьми с ОВЗ.

Ученые и педагоги Шуйского филиала Ивановского государственного университета давно занимаются подготовкой педагогов в сфере инклюзивного образования. Ими наработан большой опыт здоровьесберегающих технологий и адаптивной физической культуры, в частности, был выигран грант Российского гуманитарного научного фонда «Педагогические

условия гигиенического образования детей с ограниченными возможностями интеллектуального развития».

В октябре 2014 года на базе Шуйского филиала ИГУ прошла научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы инклюзивного образования в Ивановской области», на которой в ряду других поднимался вопрос развития дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Ивановской области. Шуйский филиал ИГУ готовит студентов педагогических специальностей и для выпускников этого вуза также важна подготовка к работе с детьми с ОВЗ.

В Нижегородском государственном педагогическом университете им Козьмы Минина ведется работа по заданию МО РФ по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», по программе «Психология и педагогика потенциальных возможностей». Содержание обучения по этой программе направлено на подготовку педагогических кадров в сфере инклюзивного образования. Актуальность такой подготовки обусловлена поиском действенных механизмов социальной интеграции детей с ОВЗ, где институт образования играет весьма значительную роль [20]. Студенты НГПУ им. К.Минина, обучающиеся по программе «Психология и педагогика потенциальных возможностей», помимо основных компетенций, предусмотренных Федеральным образовательным стандартом по направлению подготовки, получают дополнительные компетенции, позволяющие им в дальнейшем работать с детьми с ОВЗ.

Это компетенции, связанные с организацией обучения с использованием дистанционных технологий:

- организация обучения в в режимах on-line и off-line;

- изучение и анализ работы обучающихся с дистанционным курсом;

- создание рецензий на работы обучающихся;

- ведение электронной отчетности в системе СДО и т.д.

А также педагогические компетенции, связанные с использованием дистанционных технологий при обучении детей с ОВЗ:

- знание различий между очным уроком в классе и дистанционным уроком;

- способность определять методические и программные средства для организации обучения детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий в соответствии с психофизическими особенностями детей и особенностями изучаемого предмета.

Обучение студентов по программе «Психология и педагогика потенциальных возможностей» проходит как в аудиторном, так и в дистанционном режимах.

Очные традиционные занятия проводятся в специально оборудованном компьютерном классе. Под руководством преподавателя студенты знакомятся с информационной образовательной средой вуза, изучают различные модели обучения с использованием дистанционных технологий, а также специализированные технические средства и программное обеспечение для обучения детей с ОВЗ.

Дистанционная часть курса является продолжением очных занятий. Студенты самостоятельно работают с учебными материалами: изучают рекомендуемую литературу, выполняют практические задания и работают над собственным проектом. Используя сеть Интернет, обучаемые находятся в постоянном контакте друг с другом и с преподавателями: общаются в форумах, сдают выполненные работы, делятся своим опытом.

По окончании обучения по программе «Психология и педагогика потенциальных возможностей» студентам необходимо представить разработанный ими учебный курс для дистанционного сопровождения обучения лиц с ОВЗ, который содержит: аннотацию курса, теоретические и практические материалы, контрольные задания для проверки знаний по курсу, глоссарий.

Причем при разработке дистанционного курса студентам необходимо учитывать психофизиологические особенности той группы детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых предназначен электронный учебный курс.

Структура дистанционного курса содержат следующие компоненты:

- 1 блок содержит обоснование актуальности курса и цели и задачи курса;

- 2 блок содержит клинико-психологические характеристики различных дифференцированных форм отклоняющегося развития;

- 3 блок содержит антропометрические данные и статистическую обработку результатов обследования лиц с ОВЗ;

- 4 блок содержит описание особенностей проектирования информационной образовательной среды для лиц с ОВЗ в соответствии с исследуемыми отклонениями здоровья;

- 4 блок содержит тестовые задания по теме проекта;

- 5 блок содержит ссылки на используемые источники, в том числе на учреждения, в которых студентами собиралась необходимая информация.

Педагогами НГПУ им. К.Минина были разработаны критерии аттестации студентов по проектированию и конструированию дистанционного сопровождения обучения лиц с ОВЗ в рамках программы «Психология и педагогика потенциальных возможностей».

Таблица 1 - Критерии аттестации

Шкала Индикаторы оценки

Критерий 1. Соблюдение сроков выполнения проекта

4 балла Проект выполнен в срок

2 балл Проект выполнен с небольшой задержкой (до 1 дня)

0 баллов Проект выполнен с большой задержкой (больше 1 дня)

Критерий 2. Соблюдение психологических и физических особенностей обучения лиц с ОВЗ

10 баллов При проектировании дистанционного сопровождения определены и полностью учтены психологические и физические особенности обучения лиц с ОВЗ

5 баллов При проектировании дистанционного сопровождения определены и частично учтены психологические и физические особенности обучения лиц с ОВЗ

3 балла При проектировании дистанционного сопровождения определены, но не учтены психологические и физические особенности обучения лиц с ОВЗ

0 баллов При проектировании дистанционного сопровождения не определены и не учтены психологические и физические особенности обучения лиц с ОВЗ

Критерий 3. Учтена возможность интерактивного взаимодействия преподавателя и обучаемого

5 баллов При конструировании дистанционного сопровождения использована возможность интерактивного взаимодействия преподавателя и обучаемого

0 баллов При конструировании дистанционного сопровождения не использована возможность интерактивного взаимодействия преподавателя и обучаемого

Критерий 4. Учтена возможность группового взаимодействия преподавателя и обучаемых

5 баллов При конструировании дистанционного сопровождения использована возможность взаимодействия преподавателя и обучаемых

0 баллов При конструировании дистанционного сопровождения не использована возможность группового взаимодействия преподавателя и обучаемых

Критерий 5. Степень разработанности структуры дистанционного курса для лиц с ОВЗ

5 баллов При проектировании дистанционного сопровождения полностью разработана структура дистанционного курса для лиц с ОВЗ

3 балла При проектировании дистанционного сопровождения частично разработана структура дистанционного курса для лиц с ОВЗ

0 баллов При проектировании дистанционного сопровождения не разработана структура дистанционного курса для лиц с ОВЗ

Критерий 6. Степень разработанности содержания дистанционного курса для лиц с ОВЗ

5 баллов При проектировании дистанционного сопровождения полностью разработано содержание курса для лиц с ОВЗ

3 балла При проектировании дистанционного сопровождения частично разработано содержание курса для лиц с ОВЗ

0 баллов При проектировании дистанционного сопровождения не разработано содержание курса для лиц с ОВЗ

Критерий 7. Степень разработанности практических заданий курса для лиц с ОВЗ

5 баллов При проектировании дистанционного сопровождения полностью разработаны практические задания курса для лиц с ОВЗ

3 балла При проектировании дистанционного сопровождения частично разработаны практические задания курса для лиц с ОВЗ

0 баллов При проектировании дистанционного сопровождения не разработаны практические задания курса для лиц с ОВЗ

Критерий 8. Качество графического представления курса для лиц с ОВЗ

5 баллов Графическое оформление курса учитывает психофизические особенности лиц с ОВЗ

0 баллов Графическое оформление курса не учитывает психофизические особенности лиц с ОВЗ

Критерий 9. Наличие глоссария курса

3 балла Разработанный курс содержит глоссарий

0 баллов Разработанный курс не содержит глоссарий

Критерий 10. Наличие ссылок на Интернет-ресурсы

3 балла Разработанный курс содержит ссылки на Интернет-ресурсы

0 баллов Разработанный курс не содержит ссылки на Интернет-ресурсы

Критерий 11. Степень самостоятельности разработки дистанционного курса для лиц с ОВЗ

10 баллов Проект выполнен обучающимся самостоятельно с минимальной помощью педагога

5 баллов Проект выполнен обучающимся частично - самостоятельно с большим объемом консультаций и диалогом с педагога

0 баллов Проект выполнен обучающимся полностью несамостоятельно (регламентирован педагогом каждый шаг, действие)

Основная идея построения учебных курсов для сопровождения дистанционного обучения детей с ОВЗ - подготовка будущих учителей образовательных учреждений различного уровня к включению в программу «Доступная среда», при реализации которой педагогам необходимы особые знания о том, как ему учить ребенка с ОВЗ (например, слабовидящего или слабослышащего) в классе, в котором учатся еще свыше 20 учеников. Для этого он должен понять и осознать смысл этих новых слов - «инклюзивное образование», получить дополнительные знания по специальной психологии и коррекционной педагогике. «Рождение инклюзии в системе общего образования - это не краткосрочная задача, и материальное обеспечение тут не главное. Главное, чтобы было очень серьезное отношение тех учителей, того педагогического сообщества и знающих свое дело руководителей, которые могут принять очень смелую позицию и заявить, что их детский сад или школа готовы назвать себя инклюзивными» [12].

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, А.А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие / А.А. Андреев. - М.: ВУ, 2009.

2. Ахпашева, И.Б. Особенности методической системы формирования ИК-компетентности лиц с глубокими нарушениями зрения / И.Б.Ахпашева, Т.А. Степанова. // Инновации в непрерывном образовании. - Красноярск. - 2013. - №6. - С.95-100.

3. Банч, Г. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса. пособие для учителей (пер. с англ.) / Г. Банч / под ред. Н.В. Борисовой. - М., РООИ «Перспектива», 2008.

4. Бахтиярова, Л.Н. Формирование общекультурных компетенций как составляющей информационной подготовки студентов средствами MS ACCESS / Л.Н. Бахтиярова //Вестник Мининского университета. - 2013. - № 2 - URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/ scientific_activities/vestnik/archive/no2

5. Белоус, Е.С Интернет-портал с курсом повышения квалификации по информатике как средство обучения педагогов созданию электронных ресурсов / Е.С Белоус // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «История, Политология, Экономика, Информатика». - 2012. - № 1 (120). - Вып. 21/1. - С. 180-185.

6. Гайдукевич, С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании //Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы / С.Е.Гайдукевич. - Минск: Четыре четверти, 2007, с. 34.

7. Груздева, М.Л. Информационная образовательная среда как фактор повышения профессиональной компетентности преподавателей вуза / М.Л.Груздева, Л.Н.Бахтиярова // Теория и практика общественного развития, 2014. - № 1. - С. 166-169.

8. Дмитриева, Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 3. «Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении» / Т.П.Дмитриева. - М, «МИРОС», 2010.

9. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студентов вузов: допущено УМО для спец.пед.образ. / И.Г. Захарова - М.: Академия, 2010. - 192 с.

10. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособие/М.С. Староверова, Е.В. Ковалев, А.В. Захарова, Е.И. Рыжикова (под. ред. М.С. Староверовой). М.:Владос, 2012. - 167 с.

11. Инклюзивное образование: право, принципы, практика / сост. Н.В. Борисова, С.А. Пру-шинский. — М.; Владимир: Транзит ИКС, 2009.

12. Новрузова, Н.А. Использование компьютерных технологий для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями / Н.А. Новрузова //Первое сентября. Интернет-газета. -URL: http://festival.1september.ru/articles/621984/

13. Паспорт государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы URL: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0

14. Педагогам о дистанционном обучении / под общей ред. Т.В. Лазыкиной. Авт.: И.П. Давыдова, М Б. Лебедева, И.Б. Мылова и др. - СПб: РЦОКОиИТ, 2009. - 98 с.

15. Сорокоумова, С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения / С.Н.Сорокоумова // Известия Самарского научного центра РАН, 2010. - Т.12. - С.134-136.

16. Сорокоумова, С.Н. Организация инклюзивного обучения в условиях модернизации образования / С.Н.Сорокоумова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Т. 13. - №2(3). - 2011. - С. 618-620.

17. Сорокоумова, С.Н. Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: автореф. ... докт. психол. наук. /19.00.10 - коррекционная психология / С.Н.Сорокоумова. - Н. Новгород: НГПУ, 2011. -43 с.

18. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

19. Федеральный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки специальное (дефектологическое) образование. - 2013. - 25 с.

20. Электронное обучение Мининского университета: модуль «Педагогика и психология потенциальных возможностей». - URL: http://moodle.mininuniver.ru/course/ index.php?categoryid=180

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Груздева М.Л., Зайцева С.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.