УДК 37.013
М.Л. ГРУЗДЕВА, доктор педагогических наук, профессор, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
С.А. ЗАЙЦЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, Шуйский филиал ИвГУ, e-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ КАК ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
M.L. Gruzdeva, S.A. Zaytseva
FOR DISTANCE COURSES OF TRAINING AS PREPARATION OF STUDENTS-TEACHERS TO WORK IN INCLUSIVE EDUCATION
В статье рассматривается проблема дополнительного обучения студентов педагогических специальностей для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Студентами разрабатывается дистанционный электронный курс, при построении которого им необходимо учитывать психофизиологические особенности той группы детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых он предназначен.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дистанционное обучение, дети с ограниченными возможностями здоровья, информационная образовательная среда.
The article considers the problem of additional pedagogical training students to work with children with limited health abilities. Students develop a remote electronic course. Students must take into account the physiological characteristics of the group of children with limited health abilities, for whom it is intended.
Keywords: inclusive education, distance education, children with limited health abilities, the information educational environment.
Одним из основных принципов государственной политики РФ в области образования является обеспечение прав граждан на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования. В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Одним из направлений Стратегии является обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства [18]. В рамках этой Стратегии была разработана Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы [13], которая предусматривает организацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) в обычных образовательных учреждениях по месту жительства этих детей. В настоящее время дети с ОВЗ чаще всего живут и обучаются длительное время в специализированных интернатах. Создание условий для обучения таких детей в образовательных учреждениях по месту жительства способствует как социальной адаптации детей с ОВЗ, так и формированию толерантного отношения окружающих к их проблемам.
Из вышеизложенного следует, что в образовательных учреждениях всех уровней остро встает вопрос нехватки педагогических кадров, способных вести образовательную деятельность с детьми с ОВЗ.
Ученые и педагоги Шуйского филиала Ивановского государственного университета давно занимаются подготовкой педагогов в сфере инклюзивного образования. Ими наработан большой опыт здоровьесберегающих технологий и адаптивной физической культуры, в частности, был выигран грант Российского гуманитарного научного фонда «Педагогические
условия гигиенического образования детей с ограниченными возможностями интеллектуального развития».
В октябре 2014 года на базе Шуйского филиала ИГУ прошла научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы инклюзивного образования в Ивановской области», на которой в ряду других поднимался вопрос развития дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Ивановской области. Шуйский филиал ИГУ готовит студентов педагогических специальностей и для выпускников этого вуза также важна подготовка к работе с детьми с ОВЗ.
В Нижегородском государственном педагогическом университете им Козьмы Минина ведется работа по заданию МО РФ по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», по программе «Психология и педагогика потенциальных возможностей». Содержание обучения по этой программе направлено на подготовку педагогических кадров в сфере инклюзивного образования. Актуальность такой подготовки обусловлена поиском действенных механизмов социальной интеграции детей с ОВЗ, где институт образования играет весьма значительную роль [20]. Студенты НГПУ им. К.Минина, обучающиеся по программе «Психология и педагогика потенциальных возможностей», помимо основных компетенций, предусмотренных Федеральным образовательным стандартом по направлению подготовки, получают дополнительные компетенции, позволяющие им в дальнейшем работать с детьми с ОВЗ.
Это компетенции, связанные с организацией обучения с использованием дистанционных технологий:
- организация обучения в в режимах on-line и off-line;
- изучение и анализ работы обучающихся с дистанционным курсом;
- создание рецензий на работы обучающихся;
- ведение электронной отчетности в системе СДО и т.д.
А также педагогические компетенции, связанные с использованием дистанционных технологий при обучении детей с ОВЗ:
- знание различий между очным уроком в классе и дистанционным уроком;
- способность определять методические и программные средства для организации обучения детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий в соответствии с психофизическими особенностями детей и особенностями изучаемого предмета.
Обучение студентов по программе «Психология и педагогика потенциальных возможностей» проходит как в аудиторном, так и в дистанционном режимах.
Очные традиционные занятия проводятся в специально оборудованном компьютерном классе. Под руководством преподавателя студенты знакомятся с информационной образовательной средой вуза, изучают различные модели обучения с использованием дистанционных технологий, а также специализированные технические средства и программное обеспечение для обучения детей с ОВЗ.
Дистанционная часть курса является продолжением очных занятий. Студенты самостоятельно работают с учебными материалами: изучают рекомендуемую литературу, выполняют практические задания и работают над собственным проектом. Используя сеть Интернет, обучаемые находятся в постоянном контакте друг с другом и с преподавателями: общаются в форумах, сдают выполненные работы, делятся своим опытом.
По окончании обучения по программе «Психология и педагогика потенциальных возможностей» студентам необходимо представить разработанный ими учебный курс для дистанционного сопровождения обучения лиц с ОВЗ, который содержит: аннотацию курса, теоретические и практические материалы, контрольные задания для проверки знаний по курсу, глоссарий.
Причем при разработке дистанционного курса студентам необходимо учитывать психофизиологические особенности той группы детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых предназначен электронный учебный курс.
Структура дистанционного курса содержат следующие компоненты:
- 1 блок содержит обоснование актуальности курса и цели и задачи курса;
- 2 блок содержит клинико-психологические характеристики различных дифференцированных форм отклоняющегося развития;
- 3 блок содержит антропометрические данные и статистическую обработку результатов обследования лиц с ОВЗ;
- 4 блок содержит описание особенностей проектирования информационной образовательной среды для лиц с ОВЗ в соответствии с исследуемыми отклонениями здоровья;
- 4 блок содержит тестовые задания по теме проекта;
- 5 блок содержит ссылки на используемые источники, в том числе на учреждения, в которых студентами собиралась необходимая информация.
Педагогами НГПУ им. К.Минина были разработаны критерии аттестации студентов по проектированию и конструированию дистанционного сопровождения обучения лиц с ОВЗ в рамках программы «Психология и педагогика потенциальных возможностей».
Таблица 1 - Критерии аттестации
Шкала Индикаторы оценки
Критерий 1. Соблюдение сроков выполнения проекта
4 балла Проект выполнен в срок
2 балл Проект выполнен с небольшой задержкой (до 1 дня)
0 баллов Проект выполнен с большой задержкой (больше 1 дня)
Критерий 2. Соблюдение психологических и физических особенностей обучения лиц с ОВЗ
10 баллов При проектировании дистанционного сопровождения определены и полностью учтены психологические и физические особенности обучения лиц с ОВЗ
5 баллов При проектировании дистанционного сопровождения определены и частично учтены психологические и физические особенности обучения лиц с ОВЗ
3 балла При проектировании дистанционного сопровождения определены, но не учтены психологические и физические особенности обучения лиц с ОВЗ
0 баллов При проектировании дистанционного сопровождения не определены и не учтены психологические и физические особенности обучения лиц с ОВЗ
Критерий 3. Учтена возможность интерактивного взаимодействия преподавателя и обучаемого
5 баллов При конструировании дистанционного сопровождения использована возможность интерактивного взаимодействия преподавателя и обучаемого
0 баллов При конструировании дистанционного сопровождения не использована возможность интерактивного взаимодействия преподавателя и обучаемого
Критерий 4. Учтена возможность группового взаимодействия преподавателя и обучаемых
5 баллов При конструировании дистанционного сопровождения использована возможность взаимодействия преподавателя и обучаемых
0 баллов При конструировании дистанционного сопровождения не использована возможность группового взаимодействия преподавателя и обучаемых
Критерий 5. Степень разработанности структуры дистанционного курса для лиц с ОВЗ
5 баллов При проектировании дистанционного сопровождения полностью разработана структура дистанционного курса для лиц с ОВЗ
3 балла При проектировании дистанционного сопровождения частично разработана структура дистанционного курса для лиц с ОВЗ
0 баллов При проектировании дистанционного сопровождения не разработана структура дистанционного курса для лиц с ОВЗ
Критерий 6. Степень разработанности содержания дистанционного курса для лиц с ОВЗ
5 баллов При проектировании дистанционного сопровождения полностью разработано содержание курса для лиц с ОВЗ
3 балла При проектировании дистанционного сопровождения частично разработано содержание курса для лиц с ОВЗ
0 баллов При проектировании дистанционного сопровождения не разработано содержание курса для лиц с ОВЗ
Критерий 7. Степень разработанности практических заданий курса для лиц с ОВЗ
5 баллов При проектировании дистанционного сопровождения полностью разработаны практические задания курса для лиц с ОВЗ
3 балла При проектировании дистанционного сопровождения частично разработаны практические задания курса для лиц с ОВЗ
0 баллов При проектировании дистанционного сопровождения не разработаны практические задания курса для лиц с ОВЗ
Критерий 8. Качество графического представления курса для лиц с ОВЗ
5 баллов Графическое оформление курса учитывает психофизические особенности лиц с ОВЗ
0 баллов Графическое оформление курса не учитывает психофизические особенности лиц с ОВЗ
Критерий 9. Наличие глоссария курса
3 балла Разработанный курс содержит глоссарий
0 баллов Разработанный курс не содержит глоссарий
Критерий 10. Наличие ссылок на Интернет-ресурсы
3 балла Разработанный курс содержит ссылки на Интернет-ресурсы
0 баллов Разработанный курс не содержит ссылки на Интернет-ресурсы
Критерий 11. Степень самостоятельности разработки дистанционного курса для лиц с ОВЗ
10 баллов Проект выполнен обучающимся самостоятельно с минимальной помощью педагога
5 баллов Проект выполнен обучающимся частично - самостоятельно с большим объемом консультаций и диалогом с педагога
0 баллов Проект выполнен обучающимся полностью несамостоятельно (регламентирован педагогом каждый шаг, действие)
Основная идея построения учебных курсов для сопровождения дистанционного обучения детей с ОВЗ - подготовка будущих учителей образовательных учреждений различного уровня к включению в программу «Доступная среда», при реализации которой педагогам необходимы особые знания о том, как ему учить ребенка с ОВЗ (например, слабовидящего или слабослышащего) в классе, в котором учатся еще свыше 20 учеников. Для этого он должен понять и осознать смысл этих новых слов - «инклюзивное образование», получить дополнительные знания по специальной психологии и коррекционной педагогике. «Рождение инклюзии в системе общего образования - это не краткосрочная задача, и материальное обеспечение тут не главное. Главное, чтобы было очень серьезное отношение тех учителей, того педагогического сообщества и знающих свое дело руководителей, которые могут принять очень смелую позицию и заявить, что их детский сад или школа готовы назвать себя инклюзивными» [12].
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, А.А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие / А.А. Андреев. - М.: ВУ, 2009.
2. Ахпашева, И.Б. Особенности методической системы формирования ИК-компетентности лиц с глубокими нарушениями зрения / И.Б.Ахпашева, Т.А. Степанова. // Инновации в непрерывном образовании. - Красноярск. - 2013. - №6. - С.95-100.
3. Банч, Г. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса. пособие для учителей (пер. с англ.) / Г. Банч / под ред. Н.В. Борисовой. - М., РООИ «Перспектива», 2008.
4. Бахтиярова, Л.Н. Формирование общекультурных компетенций как составляющей информационной подготовки студентов средствами MS ACCESS / Л.Н. Бахтиярова //Вестник Мининского университета. - 2013. - № 2 - URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/ scientific_activities/vestnik/archive/no2
5. Белоус, Е.С Интернет-портал с курсом повышения квалификации по информатике как средство обучения педагогов созданию электронных ресурсов / Е.С Белоус // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «История, Политология, Экономика, Информатика». - 2012. - № 1 (120). - Вып. 21/1. - С. 180-185.
6. Гайдукевич, С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании //Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы / С.Е.Гайдукевич. - Минск: Четыре четверти, 2007, с. 34.
7. Груздева, М.Л. Информационная образовательная среда как фактор повышения профессиональной компетентности преподавателей вуза / М.Л.Груздева, Л.Н.Бахтиярова // Теория и практика общественного развития, 2014. - № 1. - С. 166-169.
8. Дмитриева, Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 3. «Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении» / Т.П.Дмитриева. - М, «МИРОС», 2010.
9. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студентов вузов: допущено УМО для спец.пед.образ. / И.Г. Захарова - М.: Академия, 2010. - 192 с.
10. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособие/М.С. Староверова, Е.В. Ковалев, А.В. Захарова, Е.И. Рыжикова (под. ред. М.С. Староверовой). М.:Владос, 2012. - 167 с.
11. Инклюзивное образование: право, принципы, практика / сост. Н.В. Борисова, С.А. Пру-шинский. — М.; Владимир: Транзит ИКС, 2009.
12. Новрузова, Н.А. Использование компьютерных технологий для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями / Н.А. Новрузова //Первое сентября. Интернет-газета. -URL: http://festival.1september.ru/articles/621984/
13. Паспорт государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы URL: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0
14. Педагогам о дистанционном обучении / под общей ред. Т.В. Лазыкиной. Авт.: И.П. Давыдова, М Б. Лебедева, И.Б. Мылова и др. - СПб: РЦОКОиИТ, 2009. - 98 с.
15. Сорокоумова, С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения / С.Н.Сорокоумова // Известия Самарского научного центра РАН, 2010. - Т.12. - С.134-136.
16. Сорокоумова, С.Н. Организация инклюзивного обучения в условиях модернизации образования / С.Н.Сорокоумова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Т. 13. - №2(3). - 2011. - С. 618-620.
17. Сорокоумова, С.Н. Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: автореф. ... докт. психол. наук. /19.00.10 - коррекционная психология / С.Н.Сорокоумова. - Н. Новгород: НГПУ, 2011. -43 с.
18. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
19. Федеральный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки специальное (дефектологическое) образование. - 2013. - 25 с.
20. Электронное обучение Мининского университета: модуль «Педагогика и психология потенциальных возможностей». - URL: http://moodle.mininuniver.ru/course/ index.php?categoryid=180
© Груздева М.Л., Зайцева С.А., 2014