Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ОПЫТ ПОРТУГАЛИИ И ДАНИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ОПЫТ ПОРТУГАЛИИ И ДАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ex jure
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГУЛЯТОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТЕОРИЯ ПРАВА / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дегтярев М. В.

настоящая статья посвящена вопросам применения экспериментального подхода в нормативном правовом регулировании. Автор раскрывает суть концепта экспериментального законодательства и особенности его реализации - через описание опыта ряда зарубежных государств в этой сфере. Эмпирической основой исследования явились законодательство и официальные документы Португалии и Дании. Целеполагание таких целевых исследовательских работ связано с необходимостью набора критической массы зарубежного опыта проектирования, запуска, контрольного сопровождения и оценивания экспериментальных регуляторных инструментариев. Это, в свою очередь, обеспечивает нас необходимым эмпирическим нормативным (а также судебным) материалом - для осмысления природы, онтологии и перспектив оперирования такого рода инструментами в публичном управлении. В заключение автор обращается к сложным и неоднозначным проблемам задействования метода экспериментального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF EXPERIMENTAL LEGISLATION: THE EXPERIENCE OF PORTUGAL AND DENMARK

this article is devoted to the application of the experimental approach in legal regulation. The author reveals the essence of the concept of experimental legislation and features of its realization - by describing the experience of a number of foreign states. The empirical basis of the study was the legislation and official documents of Portugal and Denmark. The goal-setting of such research works is associated with the need to recruit the necessary critical mass of foreign experience in design, launch, monitoring and evaluation of experimental regulatory tools. This, in turn, provides us with the necessary empirical normative (as well as judicial) material - for understanding the nature, ontology and prospects of operating with such instruments in public administration. In conclusion, the author turns to the complex and controversial problems of using the method of experimental legislation.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ОПЫТ ПОРТУГАЛИИ И ДАНИИ»

УДК 340.1; 342; 349

DOI: 10.17072/2619-0648-2021-3-28-40

ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

ОПЫТ ПОРТУГАЛИИ И ДАНИИ

М. В. Дегтярев

Кандидат юридических наук, врио губернатора Хабаровского края

680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 56 E-mail: mvdegtyarev@adm.khv.ru

Аннотация: настоящая статья посвящена вопросам применения экспериментального подхода в нормативном правовом регулировании. Автор раскрывает суть концепта экспериментального законодательства и особенности его реализации - через описание опыта ряда зарубежных государств в этой сфере. Эмпирической основой исследования явились законодательство и официальные документы Португалии и Дании. Целеполагание таких целевых исследовательских работ связано с необходимостью набора критической массы зарубежного опыта проектирования, запуска, контрольного сопровождения и оценивания экспериментальных регуляторных инстру-ментариев. Это, в свою очередь, обеспечивает нас необходимым эмпирическим нормативным (а также судебным) материалом - для осмысления природы, онтологии и перспектив оперирования такого рода инструментами в публичном управлении. В заключение автор обращается к сложным и неоднозначным проблемам задействования метода экспериментального законодательства.

© Дегтярев М. В., 2021

Ключевые слова: законодательная деятельность; регуляторные технологии; экспериментальный правовой режим; экспериментальное законодательство; теория права; административное право

APPLICATION OF EXPERIMENTAL LEGISLATION:

THE EXPERIENCE OF PORTUGAL AND DENMARK

M. V. Degtyarev

Administration of the Khabarovsk Krai

56, Muravyova-Amurskogo st., Khabarovsk, Russia, 680000

E-mail: mvdegtyarev@adm.khv.ru

Abstract: this article is devoted to the application of the experimental approach in legal regulation. The author reveals the essence of the concept of experimental legislation and features of its realization - by describing the experience of a number offoreign states. The empirical basis of the study was the legislation and official documents of Portugal and Denmark. The goal-setting of such research works is associated with the need to recruit the necessary critical mass of foreign experience in design, launch, monitoring and evaluation of experimental regulatory tools. This, in turn, provides us with the necessary empirical normative (as well as judicial) material - for understanding the nature, ontology and prospects of operating with such instruments in public administration. In conclusion, the author turns to the complex and controversial problems of using the method of experimental legislation.

Keywords: legislative activity; regulatory technologies; experimental legal regime; experimental legislation; theory of law; administrative law

Введение

Подпункт «а» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 31 декабря 2020 г. по итогам конференции по искусственному интеллекту потребовал «обеспечить принятие федеральных законов, предусматривающих возможность установления в отдельных отраслях экономики и социальной сфере экспериментальных правовых режимов в целях расширения применения технологий искусственного интеллекта»1, отсылая нас к недавно принятому Федеральному закону от 31 июля 2020 г.

1 Перечень поручений Президента Российской Федерации В. В. Путина от 31 дек. 2020 г. по итогам конференции по искусственному интеллекту. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assign-ments/orders/64859.

№ 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

Экспериментальные регуляторные инструментарии активно задей-ствуются в публичном управлении, в том числе в рамках таких подходов, как проектно-ориентированное управление, ручное управление, негэнтропийное управление, риск-ориентированное управление2.

Готовность и способности государства экспериментировать, как пишут Х. Обингер, Ф. Кэстлс и С. Лейбфрид, в немалой степени зависят от реализованной в нём конкретной модели федерализма, а экспериментальный инструментарий, который задействован на одних уровнях публичного управления, оказывает существенное влияние на онтологию и результативность публичного управления на других уровнях3. Хотя, как говорилось в послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 марта 1999 г., область социальных отношений является очень хрупкой и для неё разрушительны непродуманные эксперименты4. И нужно отдавать себе отчёт в том, что экспериментальные регуляторные инструментарии имеют пределы релевантной применимости, не могут быть задействованы произвольно и хаотично.

Но поиск решений в ответе на вопросы о мерилах и замерах рациональности в применении такого рода инструментариев неминуемо заставляет нас обращаться к зарубежному опыту в аналогичных вопросах.

В настоящей статье мы охватим опыт двух государств - Португалии и Дании. В других наших статьях охвачен опыт десятков других государств.

Португалия

Исходя из идеи, что разгрузка судов возможна просто путем изменения законов процесса, упрощения и ускорения действий и процедур5, в Португалии в течение сравнительно продолжительного периода активно задейство-вуются нормативно-правовые акты, предусматривающие реализацию экспериментальных правовых режимов (португал. - Regime experimental).

2 Понкин И. В. Девиантология государственного управления: учебник. М.: ИНФРА-М, 2020. 301 с.; Он же. Теория государственного управления: учебник. М.: ИНФРА-М, 2020. 529 с.

3 ObingerH., Castles F.G., LeibfriedS. Introduction: Federalism and the welfare state // Federalism and the Welfare State: New World and European Experiences / Ed. by H. Obinger, S. Leibfried, F. G. Castles. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. P. 30, 42-43.

4 Россия на рубеже эпох (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации): послание Президента Рос. Федерации от 30 марта 1999 г. Федеральному Собранию Рос. Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/22400.

5 Brites Lameiras L.F. Comentario Ao Regime Processual Experimental. Coimbra: Edifoes Almedina, 2007.

Рассмотрим некоторые из них. Часть таких актов на данный момент уже утратила силу, однако так или иначе представляет существенный научный интерес.

В 2006 г. в Португалии был принят представляющий ныне академический интерес Декрет-закон Португальской Республики от 8 июня 2006 г. № 108/20 066 (утратил силу), сразу же вызвавший научные дискуссии . Впрочем, это не был первый такого рода акт в Португалии8.

В преамбуле к данному нормативно-правовому акту отмечалось, что таковым создаётся более простой и гибкий процессуальный режим рассмотрения гражданских дел, основанный на способности и заинтересованности судебных органов в быстром, эффективном и справедливом разрешении дел.

Изначально было предусмотрено ограничение применения данного режима в отношении определенных судебных инстанций в порядке эксперимента для того, чтобы протестировать и улучшить соответствующие предлагаемые механизмы, прежде чем расширить сферу их применения.

Данный акт позволял судьям адаптировать процедуры в соответствии со спецификой дела, а также активно и динамично направлять процесс с целью обеспечения быстрого и справедливого рассмотрения дел.

В преамбуле к данному акту также было отмечено, что необходима постоянная оценка реализации данного акта, а также отмечена необходимость интенсивной подготовки субъектов, подпадающих под действие данного акта, обеспечивающей их знание и эффективное использование предусмотренных им механизмов.

В соответствии со статьей 1 названного нормативно-правового акта, данным декретом-законом был установлен экспериментальный процессуальный режим, применимый к подаче декларативных гражданских исков, кото-

6 Decreto-Leí № 108/2006 de 8 de Junho de 2006 // Diário da República. Série I-A. 8 июня 2006 г.. № 111. Pp. 4069-4074. URL: https://dre.pt/pesquisa/-/search/346122/details/maximized (дата обращения: 11.12.2020).

7 Ramos de Faria P. Regime Processual Civil Experimental: A gestäo processual no processo declarativo comum experimental. Braga: CEJUR, 2009. 76 p.; Ramos de Faria P. Regime Processual Civil Experimental Comentado. Coimbra: Ediföes Almedina, 2010. 290 p.; Brites Lameiras L.F. Comentario Ao Regime Processual Experimental. Coimbra: Ediföes Almedina, 2007. 168 p. Um ano de regime processual civil experimental: Relatório intercalar. URL: https://dgpj.justica.gov.pt/Portals/31/Estudos%20AIN%20DGPJ/Relatorio_Intercalar_RPCE.pdf (дата обращения: 11.12.2020). Regime processual civil experimental: simplificado e gestao processual / Porto 2007 Conferencia sobre o Regime Processual Civil Experimental: Simplificado e Gestäo Processual; Rita Brito. Braga: CEJUR, 2008. 187 p.

8 Conceifäo C., Fronteira I., Hipólito F., Lerberghe, van W., Ferrinho P. Os grupos Alfa e a adesäo ao Regime Remuneratorio experimental // Revista Portuguesa de Medicina Geral e Familiar. 2005. Vol. 21, № 1. P. 45-59.

рые не подлежат рассмотрению в порядке особого производства, а также некоторых категорий исков об исполнении денежных обязательств, возникающих из договоров.

Статья 2 декрета-закона от 8 июня 2006 г. № 108/2006 предусматривала, что судья осуществляет руководство процессом, а именно:

- осуществляет отбор и реализацию процедур, соответствующих специфике дела;

- обеспечивает несовершение бесполезных, неуместных или затягивающих рассмотрение дела действий;

- реализует предусмотренные законодательством механизмы оптимизации процедур.

Согласно статье 21 декрета-закона от 8 июня 2006 г. № 108/2006, данный нормативно-правовой акт применялся в отношении определённых судебных органов, обладавших некоторыми характеристиками, которые определялись приказом министра юстиции.

Представляет исследовательский интерес, что вопросы конституционности статьи 21 данного декрета-закона были рассмотрены в Постановлении Конституционного суда Португальской Республики от 31 января 2008 г. № 69/20 089. В данном решении, в частности, было отмечено, что сам законодатель квалифицировал устанавливаемый этим актом правовой режим как экспериментальный, и, поскольку все эксперименты подразумевают наличие тестирования или испытания, законодатель, прежде чем принять какое-либо окончательное решение, ограничил действие данного режима во времени и пространстве, чтобы оценить его последствия. Законодатель изначально не хотел, чтобы предложенная модель считалась окончательной или способной немедленно заменить существующий процессуальный режим.

По мнению Конституционного суда Португалии, принятие такого экспериментального правового режима характеризуется «нерешительностью законодателя». Такой регуляторный эксперимент предполагает законодателя, который не уверен в принятии постоянно действующего акта и руководствуется технико-экономической рациональностью, отличающейся от той, на которой основаны общие методы законотворчества. Конституционный суд Португалии также отметил, что, поскольку экспериментальный закон является законом, подобным любым другим, при его принятии также должны соблюдаться конституционные принципы.

9 Acórdao do Tribunal Constitucional de 31.01.2008 № 69/2008 // Diário da República. 04.07.2008. № 28. URL: https://dre.pt/web/guest/pesquisa/-/search/1839479/detaüs/maximized?perPage=50&q =Portaria+n.%C2%BA%208-B%2F2007%2C%20de+3+de+janeiro+.

Декрет-закон Португальской Республики от 23 сентября 2008 г. № 187/200810 обеспечивал судебную систему Португалии процессуальной процедурой, адаптируемой к различным типам судебных разбирательств, а именно массовым судебным разбирательствам, чем достраивал декрет-закон от 8 июня 2006 г. № 108/2006 (внося в него изменения), совершенствуя более простой и гибкий гражданский процессуальный режим, основанный на варианте предоставления судебным экспертам необходимых инструментов для быстрого, эффективного и справедливого разрешения споров в суде.

Из числа действующих в отношении проведения законодательных экспериментов актов выделим действующий Декрет-закон Португальской Республики от 31 мая 2007 г. № 224/2007 (ред. от 31 января 2019 г.)11.

Данным актом был утвержден экспериментальный режим обработки, использования и осуществления доступа к кадастровой информации с целью создания Национальной системы исследования и управления кадастровой информацией (статья 1).

Согласно статье 2 Декрета-закона Португальской Республики от 31 мая 2007 г. № 224/2007, «экспериментальный режим, установленный настоящим декретом-законом, направлен на достижение следующих целей:

a) обеспечение однозначной идентификации зданий посредством присвоения им уникальных идентификационных номеров, общих для использования всеми органами государственного управления, что позволит создавать уникальную информацию о зданиях;

b) унификация существующих и создаваемых кадастровых данных в рамках единой информационной системы;

c) обеспечение возможности единообразного и компьютеризированного управления кадастровыми данными;

d) обеспечение сопровождения описания объектов в кадастре недвижимости компьютерной поддержкой;

e) обеспечение совместимости с компьютерными системами, используемыми организациями, указанными в статье 13;

£) обеспечение доступа к информации для органов государственного управления, граждан и компаний, в частности, с помощью электронных средств и с гарантией защиты соответствующих персональных данных».

10 Decreto-Leí de 23.09.2008 № 187/2008 // Diário da República. Série I. 23.09.2008. № 184. P. 6811-6811. URL: https://dre.pt/web/guest/pesquisa/-/search/452184/detaüs/normal?q=Regime+ experimental.

11 Decreto-Lei № 224/2007 de 31 de Maio de 2007 // Diário da República. Série I. 31 мая 2007 г.. № 105. P. 3618-3629. URL: https://dre.pt/web/guest/pesquisa/-/search/638772/details/normal?l=1.

Статья 3 Декрета-закона Португальской Республики № 224/2007 от 31 мая 2007 г. устанавливает следующие принципы реализации данного экспериментального правового режима:

- координация деятельности компетентных органов;

- взаимодополняемость (гармонизация информации в пределах компетенции различных субъектов влечет соответствующие правовые последствия в рамках действующего законодательства);

- субсидиарность (информация собирается и передается теми компетентными органами, которые могут это осуществить наиболее корректно, с учетом факторов территориальной близости);

- участие (усиление активности) граждан;

- публичность и прозрачность.

Применение данного правового режима изначально было решено ограничить определённым кругом некоторых административно-территориальных единиц. Его экспериментальный характер позволяет протестировать и усовершенствовать (после надлежащей оценки полученного опыта) соответствующие механизмы, прежде чем расширить сферу его применения (согласно преамбуле к данному нормативно-правовому акту).

Постановление Министерства окружающей среды, территориального планирования и регионального развития Португальской Республики от 1 сентября 2009 г. № 976/200912 устанавливало временные и пространственные рамки применимости экспериментального режима обработки, эксплуатации и доступа к кадастровой информации, предусмотренного Декретом-законом Португальской Республики № 224/2007 от 31 мая 2007 г.

Постановление Министерства юстиции Португалии от 24 марта 2011 г. № 115-С/201113 ввело гражданский процессуальный режим экспериментального характера в судах специальной гражданской юрисдикции судов муниципалитетов Баррейро и Матозиньюш, в гражданских судах окружного суда Порту и в муниципалитетах Лейрия, Портиман, Эвора и Визеу.

12 Portaría do Ministério do Ambiente, do Ordenamento do Territorio e do Desenvolvimento Regional de 01.09.2009 № 976/2009 // Diário da República. Série I. 01.09.2009. № 169. P. 5800-5802. URL: https://dre.pt/pesquisa/-/search/488500/details/maximized (дата обращения: 11.12.2020).

13 Portaría do Ministério da Justina de 24.03.2011 № 115-C/2011 // Diário da República. Série I. 24.03.2011. № 59. P. 1668(6)-1668(7). URL: https://dre.pt/application/dir/pdf1sdip/2011/03/05901/ 0000600007.pdf.

Существенный интерес представляет Постановление Министерства экономики, инноваций и развития и Министерства здравоохранения Португальской Республики от 30 июня 2010 г. № 455-A/201014.

Статья 12 данного акта называется «Экспериментальный режим» (Regime experimental) и устанавливает следующее:

«1. Реализация лекарственных средств в индивидуальном количестве вступает в силу в экспериментальном режиме на период, составляющий шесть месяцев, считая с момента вступления в силу настоящего постановления.

2. Реализация лекарственных средств в индивидуальном количестве в течение периода применения экспериментального режима будет производиться аптеками, которые сообщают Национальному агентству лекарственных средств и медицинской продукции о своем присоединении к такому порядку реализации, а также аптеками при больницах Национальной службы здравоохранения.

3. Каждые две недели аптеки должны сообщать Национальному агентству лекарственных средств и медицинской продукции данные, относящиеся к реализации лекарственных средств в индивидуальном количестве, в соответствии с положениями следующего пункта.

4. В течение экспериментального периода в индивидуальном количестве подлежат реализации только антибиотики, антигистаминные препараты, нестероидные противовоспалительные препараты, парацетамол и противогрибковые препараты, в соответствии с приложением к настоящему постановлению».

В преамбуле к данному акту указано, что реализация лекарственных средств в индивидуализированном режиме может способствовать более рациональному их использованию, соответственно, режим отпуска таких лекарств был пересмотрен в целях устранения ограничений, способствовавших его неэффективности.

Часть 1 статьи 13 постановления Министерства экономики, инноваций и развития и Министерства здравоохранения Португальской Республики от 30 июня 2010 г. № 455-A/2010 предусматривает обязанность Национального агентства лекарственных средств и медицинской продукции Португалии осуществлять сопровождение реализации указанного экспериментального

14 Portaría do Ministérios da Economía, da Inovajao e do Desenvolvimento e da Saúde № 455-A/2010 de 30 de Junho de 2010 // Diário da República. 2° Suplemento, Série I. 30.06.2010. № 125. P. 2434(16)-2434(18). URL: https://dre.pt/pesquisa/-/search/292111/details/maximized.

режима. Для этих целей данный орган осуществляет сбор мнений заинтересованных сторон в рамках соответствующей отрасли.

Национальное агентство лекарственных средств и медицинской продукции Португалии также отвечает за подготовку и представление отчета об оценке реализации экспериментального режима за 30 дней до окончания соответствующего периода (согласно части 2 статьи 13 названного постановления).

Экспериментальный правовой режим был установлен в части определения экспериментального периода действия и экспериментирования в конкурсах статьей 6, частью 5 статьи 7 и статьей 58 Декрета-закона Португальской Республики от 19 сентября 2019 г. № 141/201915.

В 2020 г. Правительство Португалии утвердило порядок удалённой реализации в экспериментальном режиме аутентичных действий, условий аутентификации частных документов и признания, в частности было временно разрешена подача онлайн-заявления о рождении16.

Всего под тематику экспериментального регулирования в Португалии подпадают многие десятки актов, нами обнаруженных и проанализированных.

Дания

В Дании также в течение сравнительно продолжительного периода времени и активно осуществляется задействование нормативно-правовых актов, предусматривающих реализацию экспериментальных правовых режимов (дат. - fors0g). Рассмотрим некоторые из них.

Среди датских нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение законодательных экспериментов, следует отметить, как наиболее характерный, Закон Королевства Дании № 460 от 15 мая 2017 г. (ред. от 2021 года) «Об экспериментах в отношении Датской Народной Церкви»17.

Данный акт дополняет Закон о приходских советах, Закон о церковных зданиях и кладбищах, Закон о правлении и использовании церквей, Закон о трудоустройстве на должности в церкви, Закон о церковных финансах Дании.

15 Decreto-Leí de 19.09.2019 № 141/2019 // Diário da República. Série I. 19.09.2019. № 180. Pp. 2040. URL: https://dre.p1/web/guest/pesqmsa/-/search/124831326/details/normar?q=Decreto-Lei+n.%C 2%BA%20141 %2F2019.

16 Sapage S. Governo cria regime experimental para autenticado de documentos á distancia // URL: https://www.publico.pt/2020/05/07/politica/noticia/governo-cria-regime-experimental-autenticacao-documentos-distancia-1915563..

17 Lov № 460 af 15.05.2017 om fors0g i folkekirken. URL: https://www.retsinformation.dk/ eli/lta/2017/460; URL: https://www.retsinformation.dk/eli/lta/2021/432.

Согласно параграфу 1 названного выше нормативно-правового акта, цель применения экспериментальных режимов заключается в проверке организационных основ реализации задач приходских советов для облегчения их функционирования и создания наилучших возможностей для их самоорганизации.

Участниками такого эксперимента могут быть один или несколько приходских советов, возможно, в сотрудничестве с другими церковными подразделениями (в соответствии с параграфом 3 названного закона Дании).

Часть 1 параграфа 4 данного акта предусматривает, что Министерство церковных дел Дании каждый год предлагает для реализации один или несколько экспериментальных режимов, и приходские советы вправе подавать заявки на участие в таких экспериментах. Министерство церковных дел Дании осуществляет рассмотрение и одобрение указанных заявок.

Согласно части 2 параграфа 4, приходские советы самостоятельно принимают решения относительно участия в конкретных экспериментальных режимах.

Участники экспериментальных режимов вправе ходатайствовать о внесении изменений в экспериментальные режимы в период их реализации (часть 5 параграфа 4).

Глава 4 Закона Королевства Дания № 460 от 15 мая 2017 г. (ред. от 2021 г.) «Об экспериментах в отношении Датской Народной Церкви» предусматривает следующее:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«§ 5.1. По окончании периода проведения эксперимента приходские советы вправе обращаться к министру церковных дел с ходатайством о продлении срока проведения эксперимента на период до 2 лет.

2. По окончании периода продления, указанного в части 1, или в конце экспериментального периода, предусмотренного параграфом 4, приходские советы вправе обращаться к министру церковных дел с ходатайством о поэтапном прекращении эксперимента в течение 2 лет.

§ 6.1. Эксперименты могут быть прекращены до окончания установленного периода их проведения с согласия приходских советов, участвующих в экспериментах.

2. Эксперимент также может быть прекращен по запросу участника, если министр церковных дел находит для этого разумные основания.

3. Министр церковных дел утверждает условия завершения экспериментов и принимает решения в случае возникновения разногласий между участниками».

Согласно главе 6 Закона Королевства Дании № 460 от 15 мая 2017 г. (ред. от 2021 г.) «Об экспериментах в отношении Датской Народной Церкви», по завершении эксперимента должна быть проведена его оценка.

В соответствии с параграфом 9 указанного нормативно-правового акта, такая оценка проведенного эксперимента должна содержать как минимум следующие элементы:

- описание эксперимента, включая его цель, предысторию и ожидаемые результаты;

- описание метода оценивания;

- результаты эксперимента, включая выводы относительно заявленных целей эксперимента, финансовые и иные последствия и другие положительные или отрицательные эффекты проведения такого эксперимента.

На основании оценки проведенного эксперимента министр церковных дел принимает решение о необходимости пересмотра применимого законодательства (согласно параграфу 10 указанного закона Дании).

Экспериментальные регуляторные режимы вводятся, уточняются или обеспечиваются также постановлением Министерства экономики и внутренних дел Дании от 22 июня 2017 г. № 841 «Об опубликовании, оценке и представлении отчётов об экспериментах, проводимых свободными муниципальными сетями, о продолжающихся экспериментах в соответствии с Законом о свободных муниципалитетах и о других вопросах»18, постановлением Датского агентства по образованию и качеству от 27 марта 2019 г. № 309 «Об экспериментах с образованием для предпринимателей»19, постановлением Датского дорожного управления от 16 марта 2020 г. № 206 «Об эксперименте Autonomous Mobility A/S с беспилотными автомобилями в Северной гавани Копенгагена»20, постановлением Датского агентства рынка труда и найма от 21 декабря 2020 г. № 2166 «О судебных разбирательствах в сфере занятости»21.

Всего под тематику экспериментального регулирования в Дании подпадают не менее двух десятков актов, нами обнаруженных и проанализированных.

18 Bekendtg0relse om offentligg0relse, evaluering og indberetning af fors0g, der gennemf0res af frikommunenetvffirk, og videref0rte fors0g efter lov om frikommuner m.v. № 841 af 22.06.2017. URL: https://www.retsinformation.dk/eli/lta/2017/841.

19 Bekendtg0relse om fors0g med uddannelsen til ivsrksstter № 309 af 27.03.2019. URL: https://www.retsinformation.dk/eli/lta/2019/309.

20 Bekendtg0relse om Autonomous Mobility A/S' fors0g med selvkarende motork0ret0jer i K0benhavns Nordhavn № 206 af 16/03/2020. URL: https://www.retsinformation.dk/eli/lta/2020/206.

21 Bekendtg0relse om fors0g pa besksftigelsesomradet № 2166 af 21.12.2020. URL: https: //www.retsinformation.dk/eli/lta/2020/2166.

Заключение

Мы обнаруживаем в Португалии и Дании немало примеров задействования экспериментального законодательства (причём достаточно активного и успешного), выделяя, таким образом, определённый и весьма существенный тренд, который всё более интенсифицируется и обретает всё большую значимость.

Экспериментирование в законодательстве может рассматриваться в разных плоскостях и на разных уровнях значимости.

Так, в решении по делу «Голдберг против Келли» 1970 г. судья Верховного суда США Хью Лафайет Блэк в своём особом мнении заявил, что «функционирование государства благосостояния является новым экспериментом для нации», и «по этой причине, среди прочего, я считаю, что новые эксперименты по осуществлению программы социального обеспечения не должны быть заморожены в нашей конституционной структуре»22. То есть здесь эксперимент понимается глобально и тотально.

Но в основном задействование экспериментальных регуляторных инст-рументариев всё же несколько более приземлены - задумываются и реализуются для несколько более частных и малых задач.

Наиболее часто вообще эти вопросы редуцируются до вопроса о «регу-

23

ляторных песочницах» , хотя тематический горизонт экспериментального регулирования намного шире.

Но сколь сильно разнятся целеполагание и модальности задействования экспериментальных регуляторных инструментариев, столь же сильно разнятся объёмы связанных с ними сложных и неоднозначных проблем и рисков провала и иных негативных исходов такого экспериментирования. Действительно, сегодня всем очевидны многие провалы «экспериментирований» в сфере общего (школьного) образования и в ряде других сфер, известны и пресекавшиеся правоохранителями попытки лоббирования частных коммерческих интересов под прикрытием риторики экспериментирования. С другой стороны, в таких сферах, как фармацевтическая экология, общественное здравоохранение в условиях пандемии, онтология, применение и оборот токенов (криптовалют), юнитов искусственного интеллекта, беспилотных транспортных средств и мн. др., реально без задействования экспериментальных регуляторных инструмен-тариев никак не обойтись. И потому нужны глубинные осмысления и обобщения природы и онтологии эксперимента в праве.

22 Case «Jack R. Goldberg, Commissioner of Social Services of the City of New York, Appellant, v. John KELLY et al.» / Decision of the Supreme Court of the United States, № 397 U.S. 254 (1970). Argued Oct. 13, 1969. Decided March 23, 1970. URL: https://www.law.cornell.edu/supremecourt/text/397/254.

23 Куприяновский В. П. и др. Fintech, Regtech и регуляторные песочницы: понятие, цифровая онтология, перспективы // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2020. Т. 16, № 1. С. 224-234.

Библиографический список

Куприяновский В. П. и др. Fintech, Regtech и регуляторные песочницы: понятие, цифровая онтология, перспективы // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2020. Т. 16, № 1.

Понкин И. В. Девиантология государственного управления: учебник. М.: ИНФРА-М, 2020.

Понкин И. В. Теория государственного управления: учебник. М.: ИНФРА-М, 2020.

Brites Lameiras L.F. Comentario Ao Regime Processual Experimental. Coimbra: Ediföes Almedina, 2007.

Conceigäo C., Fronteira I., Hipólito F., Lerberghe, van W., Ferrinho P. Os grupos Alfa e a adesäo ao Regime Remuneratório experimental // Revista Portuguesa de Medicina Geral e Familiar. 2005. Vol. 21, № 1.

Obinger H., Castles F.G., LeibfriedS. Introduction: Federalism and the welfare state // Federalism and the Welfare State: New World and European Experiences / Ed. by H. Obinger, S. Leibfried, F.G. Castles. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

Ramos de Faria P. Regime Processual Civil Experimental: A gestäo processual no processo declarativo comum experimental. Braga: CEJUR, 2009.

Ramos de Faria P. Regime Processual Civil Experimental Comentado. Coimbra (Portugal): Ediföes Almedina, 2010.

Regime processual civil experimental: simplificado e gestäo processual / Porto 2007 Conferencia sobre o Regime Processual Civil Experimental: Simplificado e Gestäo Processual; Rita Brito. Braga (Portugal): CEJUR, 2008.

Sapage S. Governo cria regime experimental para autenticado de documentos a distäncia. URL: https://www.publico.pt/2020/05/07/politica/noticia/ governo-cria-regime-experimental-autenticacao-documentos-distancia-1915563.

Um ano de regime processual civil experimental: Relatório intercalar. URL: https://dgpj.justica.gov.pt/Portals/31/Estudos%20AIN%20DGPJ/Relatorio_Intercal ar_RPCE.pdf.

Информация для цитирования

Дегтярев М. В. Применение экспериментального законодательства: опыт Португалии и Дании // Ex jure. 2021. № 3. C. 28-40. DOI: 10.17072/2619-0648-2021-3-28-40.

Degtyarev M. V. Application Of Experimental Legislation: The Experience of Portugal and Denmark. Ex jure. 2021. № 3. Pp. 28-40. (In Russ.). DOI: 10.17072/2619-0648-2021-3-28-40.

U

U 2

W

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.