)УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Игорь Владиславович ПОНКИН,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры спортивного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Алена Игоревна ПОНКИНА,
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры спортивного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
© И. В. Понкин, 2015 © А. И. Понкина, 2015
НОРМЫ О ТРЕТЕЙСКИХ И ДРУГИХ СУДАХ ПО РАЗРЕШЕНИЮ СПОРТИВНЫХ СПОРОВ В ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Актуальность представленной статьи обусловлена поиском наиболее эффективных способов обеспечения разрешения споров, возникающих в области спорта, со стороны государства. Статья посвящена исследованию зарубежного опыта в части правового регулирования разрешения спортивных споров. Приведены извлечения по соответствующим вопросам из нормативных правовых актов таких зарубежных государств, как Аргентина, Бразилия, Греция, Испания, Италия, Канада, Китай, Мексика, Португалия и Франция. Рассмотрены существующие системы разрешения споров в спорте, проанализированы правовые основания и особенно-сти деятельности органов, осуществляющих разрешение споров в спорте. Приведена классификация моделей правового обеспечения разрешения споров в спорте по основанию императивности и вектора привязки разрешения споров в области спорта к национальным или наднациональным судебным/третейским институциям.
Ключевые слова: спорт, спортивный спор, третейские суды, спортивное право, lex sportiva, спортивный арбитраж, государственное управление в области спорта.
I. V. PONKIN,
Doctor of Juridical Sciences, Professor, Professor of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
A. I. PONKINA,
Ph. D. (Law), Lecturer of the Chair of Sports Law of the Law Institute of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
LEGAL RULES ON ARBITRATION AND OTHER COURTS ON SPORTS DISPUTES IN FOREIGN LEGISLATION
The relevance of the article is determined by necessity of finding the most effective ways to ensure the resolution of disputes arising in the sports sphere, by the state. This article investigates foreign experience in legal regulation of sports disputes resolution. Extracts from legislations of 9 foreign countries (Argentina, Brazil, Canada, China, France, Greece, Italy, Mexico, Portugal, Spain) are given in this article on the considered issues. Existing systems of resolving disputes in sports sphere are examined, and legal basis and features of the activities of institutions, implementing the resolution of sports disputes in sport are analyzed in this article. A classification of models of legal regulation of sports disputes resolution on the grounds of imperativeness and direction to national or supranational judicial/ arbitration institutions is given.
Keywords: sport, sports dispute, courts of arbitration, sports law, lex sportiva, sports arbitration, public administration in sports.
в
'ГЩСШ1Щ Понкин И. В., Понкина А. И.
УНИВЕРСИТЕТА Нормы о третейских и других судах по разрешению
имени о.Е.кугафина(мгюА) спортивных споров в зарубежном законодательстве
Начавшаяся в российской науке спортивного права дискуссия относительно правовой и фактической обоснованности увязанности процедур рассмотрения возникающих в России спортивных споров на Лозаннский спортивный арбитражный суд, тем более на фоне отсутствия реально действующих российских альтернативных ему инстанций и существенной редуцированности правовой возможности рассмотрения таких споров (например в части трудовых споров в спорте) вызывает необходимость обращения к зарубежному опыту регулирования референтных вопросов.
В настоящем материале рассмотрен опыт Аргентины, Бразилии, Греции, Испании, Италии, Канады, Китая, Мексики, Португалии и Франции.
Аргентина
Статьями 23 и 24 Закона Аргентины от 15.02.1973 № 20.160 «Статус профессионального футбольного игрока»1 установлены статус и правовые основы деятельности Арбитражного суда по профессиональному футболу Аргентины.
Как устанавливает ст. 23 данного нормативного правового акта, Арбитражный суд по профессиональному футболу Аргентины состоит из двух представителей со стороны государства, назначаемых органом исполнительной власти Аргентины по представлению Министерства социального обеспечения и труда Аргентины, двух представителей Ассоциации футбола Аргентины, а также двух представителей соответствующего профессионального объединения. При этом члены данного Арбитражного суда по профессиональному футболу Аргентины должны быть адвокатами, которые внесены в соответствующий реестр в течение не менее чем пяти лет и осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. Представители же со стороны государства, входящие в состав Арбитражного суда по профессиональному футболу Аргентины, не должны в течение последних пяти лет, предшествующих их назначениям, занимать руководящие или консультативные должности в Ассоциации футбола Аргентины, ее аффилированных организациях либо в профессиональном союзе.
Арбитражный суд по профессиональному футболу Аргентины обладает юрисдикцией по разрешению следующих категорий споров:
— индивидуальные споры между профессиональными игроками и клубами по поводу отношений между ними, устанавливаемых соответствующими договорами;
— дисциплинарные споры по поводу налагаемых клубами санкций в отношении игроков, которые последние считают несправедливыми или необоснованными (согласно ст. 24 Закона Аргентины от 15.02.1973 № 20.160).
Согласно ст. 25 рассматриваемого Закона Аргентины, разбирательство является упрощенным, после чего данным органом выносится решение, которое оглашается в течение 30 дней после подачи заявления или жалобы. При этом данная статья также предусматривает возможность продления данного срока на 15 дней в случае физической невозможности разрешения дела за указанный период времени.
Решения Арбитражного суда по профессиональному футболу Аргентины подлежат обжалованию исключительно в случае необоснованности, незаконности или недействительности судебной процедуры либо в случаях, когда налагаемая судом санкция заключается в отстранении от деятельности более чем на 30 дней либо когда решением данного органа прекращается действие договора. Обжалование решения данного суда Ó
осуществляется посредством обращения с соответствующим заявлением в Нацио- ^
Í
1 Ley № 20.160 de 15.02.1973 «Estatuto del Jugador de Fútbol Profesional» // Boletín Oficial. — ¡¡
23.02.1973. URL: http://infoleg.mecon.gov.ar/infolegInternet/anexos/30000-34999/32637/norma. é
htm; URL: http://infoleg.mecon.gov.ar/infolegInternet/verNorma.do?id=32637. ОПЫТ|
Ш
i
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
нальную апелляционную палату по трудовым спорам в течение пяти дней с момента его оглашения (в соответствии со ст. 25 Закона Аргентины от 15.02.1973 № 20.160).
Бразилия
Бразильское законодательство о спорте не предусматривает деятельности специализированных третейских судов, осуществляющих разрешение споров в данной сфере, однако опыт Бразилии в данном вопросе примечателен тем, что здесь создана система спортивной юстиции.
Согласно ст. 49 Федерального закона Бразилии № 9.615 от 24.03.1998 (в ред. от 2013 г.)2 (известного как Закон Пеле), в стране функционирует система органов спортивной юстиции, входящие в нее органы по разрешению споров осуществляют рассмотрение дел о дисциплинарных нарушениях, а также касательно проведения спортивных соревнований (ст. 50).
Как устанавливает ст. 52 указанного нормативного правового акта, органы, входящие в систему спортивной юстиции, являются автономными и независимыми от органов, осуществляющих управление в сфере спорта, и к ним относится Верховный суд спортивной юстиции, осуществляющий разрешение споров с участием национальных спортивных организаций, осуществляющих управление в данной сфере; суды спортивной юстиции, осуществляющие разрешение споров с участием региональных спортивных организаций, осуществляющих управление в данной сфере; а также дисциплинарные комитеты.
Более подробно деятельность органов системы спортивной юстиции Бразилии регулируется Бразильским кодексом спортивной юстиции3.
Действие данного Кодекса распространяется на национальные и региональные организации, осуществляющие управление спортом, национальные и региональные спортивные лиги, спортивные организации, профессиональных и непрофессиональных спортсменов, арбитров, их ассистентов, на физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере спорта, таких как врачи, тренеры, управляющие и иные, а также на иные субъекты, включенные в национальную спортивную систему Бразилии (согласно § 1 ст. 1 указанного Кодекса).
Согласно ст. 25 Бразильского кодекса спортивной юстиции, в компетенцию Верховного суда спортивной юстиции Бразилии входит разрешение дел, связанных в том числе со спорами между региональными организациями, осуществляющими управление спортом; а также с полномочиями членов и органов национальных организаций, осуществляющих управление спортом в Бразилии. Кроме того, данный орган выступает также в качестве апелляционной инстанции для отдельных категорий споров, возникающих в сфере спорта.
Греция
В Греции осуществляет свою деятельность система спортивных судебных органов, созданных для разрешения споров отдельных категорий, возникающих в области спорта, в частности связанных с соблюдением правил спорта, решениями спортивных организаций, а также соблюдением некоторых положений законодательства о спорте. К таким органам относятся:
Lei № 9.615 de 24 de margo de 1998 (Lei Pelé) // URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/Leis/ L9615consol.htm.
Resolugao № 29/09 CNE de 10 de dezembro de 2009. Altera dispositivos do Código Brasileiro de Justiga Desportiva // URL: http://cdn.cbf.com.br/content/201210/1041889652.pdf.
в
'ГЩСШ1Щ Понкин И. В., Понкина А. И.
УНИВЕРСИТЕТА Нормы о третейских и других судах по разрешению
имени о.Е.кугафина(мгюА) спортивных споров в зарубежном законодательстве
— комиссии по разрешению финансовых споров, которые рассматривают дела в первой и апелляционной инстанциях и которые учреждены регламентными документами спортивных федераций в качестве постоянно действующих арбитражных органов;
— дисциплинарные трибуналы для командных видов спорта (как для профессионального, так и для любительского спорта), состоящие из одного или трех судей;
— Высший совет по разрешению спортивных споров, который действует в качестве апелляционной инстанции. Решения Высшего совета по разрешению спортивных споров могут пересматриваться только Высшим государственным административным судом Греции и исключительно с точки зрения определения их легитимности4.
Решения указанных органов, имеющие административный характер, касающиеся дисциплинарных вопросов, подлежат исполнению5.
Пункт 1 ст. 131 «Арбитражная оговорка — присоединение к Конвенции» Закона Греции № 2725/1999 «О любительском и профессиональном спорте и о других положениях» (с послед. изменениями)6 устанавливает обязательность арбитражной оговорки в трудовых договорах спортсменов, в уставах спортивных клубов, спортивных акционерных обществ, профессиональных ассоциаций, спортивных ассоциаций и федераций, в предписаниях и правилах спортивных лиг Греции по каждому виду спорта.
Согласно п. 1 ст. 119 Закона Греции № 2725/1999, в спортивных федерациях и профессиональных спортивных ассоциациях (где таковые имеются) по командным видам спорта — футболу, баскетболу, волейболу, гандболу, водному поло — рекомендуется создание самостоятельных первичных арбитражных органов для разрешения спортивных споров в соответствии с тем, как это определено в положениях данного Закона. По решению компетентного министра спорта может создаваться единый (укрупненный по юрисдикции) юрисдикционный арбитражный орган.
Наибольший интерес представляет греческий Высший совет по разрешению спортивных споров, упомянутый в п. 1 ст. 121 рассматриваемого Закона, а также урегулированный гл. II «Высший совет по разрешению спортивных споров» этого же Закона (ст. 123—128). Так, ст. 123 «Формирование Высшего совета по разрешению спортивных споров (А.Э.Е.А.О.)» Закона Греции № 2725/1999 устанавливает соответствующие требования к порядку формирования этого органа (структура, состав из 15 членов и т.д.). Статья 124 «Юрисдикция — полномочия А.Э.Е.А.О.» определяет предметы споров, по которым греческий Высший совет по разрешению спортивных споров вправе принимать к рассмотрению и разрешать дела. Статьи 125-128 устанавливают ряд процедурных и иных требований.
Испания
На национальном уровне в Испании действующим законодательством о спорте не предусматривается какого-либо единого органа, созданного специально для разрешения споров в области спорта, однако необходимо отметить, что разд. XIII «Внесудебное разрешение спортивных споров» Закона Испании о спорте № 10/1990 от
Panagiotopoulos D. International Sports Rules' Implementation — Decisions Executability : The Ш
Bliamou Case // Marquette Sports Law Review. 2004. Vol. 15. Issue 1. 12 p. P. 4. URL: http://schol- ^
arship.law.marquette.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1312&context=sportslaw. <
СП
Panagiotopoulos D. International Sports Rules' Implementation ... P. 5.
Nojio<; 2725/1999 <<EpaaiT£xviKO<;Kai£naYY£A|aTiKÖ<;a9AnTia|ö<;KaiäAA£<;öiaTä5£i<;>> // ФЕК. — 121 j A'/17.6.1999. URL: http://www.forin.gr/laws/law/2930/erasitexnikos-kai-epaggelmatikos-athlhtis-mos-kai-alles-diatakseis#!/?article=13225,13232,13355. С изменениями — URL: http://netlaw.
gr/media/File/Legislation/N_3057_2002_trop_athlitikou_nomou.pdf. ОПЫТ'
4
5
6
190 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Я ^Ж Í
i
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
15.10.1990 (в ред. от 17.09.2014)7, содержит отдельные положения, устанавливающие обязательные требования к разрешению спортивных споров во внесудебном порядке.
Как устанавливает ст. 87 Закона Испании о спорте № 10/1990, спорные вопросы юридико-спортивного характера, которые возникают или могут возникнуть между спортсменами, тренерами, судьями или арбитрами, спортивными клубами, их членами, испанскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами и другими заинтересованными сторонами, могут быть разрешены посредством применения таких способов, как примирение или арбитраж, в сроки и на условиях, определенных государственным законодательством.
Указанные способы предназначены для разрешения любых спорных моментов, возникающих между заинтересованными сторонами во время применения спортивных регламентных норм, которые напрямую не включены в положения данного нормативного правового акта либо в положения актов, принятых в его развитие.
С этой целью положения уставов спортивных клубов, а также испанских спортивных федераций и профессиональных лиг могут предусматривать функционирование систем примирения или арбитража. Данные положения должны включать в себя по меньшей мере следующее:
— способы выражения заинтересованными сторонами намерения прибегнуть к такой системе разрешения споров;
— обязательные условия, при которых возможно обращение заинтересованных сторон к указанным системам примирения или арбитража;
— органы и лица, ответственные за разрешение или рассмотрение указанных споров в порядке примирения или арбитража;
— нормы, касающиеся возможности отвода лиц, осуществляющих рассмотрение таких споров;
— процессуальные положения и принципы, в соответствии с которыми происходит разрешение споров в порядке примирения или арбитража.
При этом решения, принимаемые такими органами, подпадают под действие законодательства Испании, касающегося арбитража (в соответствии со ст. 88 Закона Испании о спорте № 10/1990).
На региональном уровне в Испании наблюдается несколько иная ситуация.
В Автономном сообществе «Мадрид» осуществляет свою деятельность единый орган по разрешению некоторых отдельных категорий споров в области спорта.
Так, Комиссия по спортивно-правовым вопросам Сообщества «Мадрид» является высшим органом по дисциплинарным и избирательным вопросам на территории Сообщества «Мадрид», созданным при Совете, осуществляющем проведение спортивных соревнований, в отношении которого данная Комиссия пользуется полной функциональной автономностью, а также автономностью в отношении спортивных федераций, клубов и других спортивных организаций (согласно статье 1 Декрета Сообщества « Мадрид» № 100/1997 от 1997 г. «О полномочиях и деятельности Комиссия по спортивно-правовым вопросам Сообщества "Мадрид"»8).
Согласно ст. 2 Декрета Сообщества «Мадрид» № 100/1997, в полномочия данного органа входит в том числе рассмотрение и разрешение споров по обжалованиям дей-
7
Ley № 10/1990, de 15 de octubre de 1990, del Deporte // Boletín Oficial del Estado. 17.10.1990. № 249. Última actualización publicada el 17.09.2014 URL: http://www.boe.es/aeboe/consultas/bas-es_datos/act.php?id=B0E-A-1990-25037.
Decreto № 100/1997 competencias y funcionamiento de la Comisión Jurídica del deporte de la Comunidad de Madrid // URL: http://www.madrid.org/wleg/servlet/Servidor?opcion=VerHtml &nmnorma=253&cdestado=P.
в
'ГЩСШ1Щ Понкин И. В., Понкина А. И.
УНИВЕРСИТЕТА Нормы о третейских и других судах по разрешению 1^31
имени о.Е.кугафина(мгюА) спортивных споров в зарубежном законодательстве
ствий спортивных организаций дисциплинарного характера, а также решений избирательных органов спортивных организаций на территории Сообщества «Мадрид».
Италия
В Италии действуют Высший суд спортивной юстиции и Национальный спортивный арбитражный трибунал.
Деятельность данных органов не определена в законодательстве о спорте Италии напрямую, но правовые основы функционирования системы спортивной юстиции закреплены в Декрет-законе Италии от 19.08.2003 № 220 «Важные положения о спортивной юстиции»9 (в ред. от 17.10.2003), который гарантирует в том числе автономность и независимость спортивного порядка.
Согласно п. «h-bis» ч. 2 ст. 7 Законодательного декрета Италии от 23.06.1999 № 242 «О реорганизации Национального олимпийского комитета Италии — CONI»10, Национальный совет Национального олимпийского комитета Италии определяет общие критерии разрешения споров в рамках спортивной юстиции в соответствии с установленными принципами, к которым, в частности, относятся обеспечение состязательности сторон, беспристрастности, справедливости, соблюдения разумных сроков и мотивированности.
Высший суд спортивной юстиции осуществляет свою деятельность при Национальном олимпийском комитете Италии, и его существование и функционирование по сути своей являются выражением автономности спорта, признанной на законодательном уровне в Италии (ч. 1 ст. 1 Кодекса Высшего суда спортивной юстиции Италии (Codice dell'alta corte di giustizia sportiva)11).
Высший суд спортивной юстиции Италии выступает в качестве последней инстанции по разрешению споров определенных категорий, возникающих в области спорта (ч. 2 ст. 1 Кодекса Высшего суда спортивной юстиции Италии).
Национальный спортивный арбитражный трибунал осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Национального спортивного арбитражного трибунала и в случаях, когда это предусматривается уставами или регламентами национальных спортивных федераций и оговорено в соответствующих соглашениях (при наличии арбитражной оговорки), обладает компетенцией по разрешению в порядке арбитража споров, возникающих в сфере спорта, либо споров, имеющих спортивный характер. Для того чтобы спор мог быть передан на рассмотрение данного органа, необходимо предварительное исчерпание средств правовой защиты в рамках указанных спортивных федераций12.
Канада
Согласно п. «p» ст. 5 Федерального закона Канады от 19.03.2003 (в ред. от 17.10.2011) «О физкультурной деятельности и спорте»13 государство (федеральные власти в лице уполномоченного министра) поощряет и поддерживает альтернативные способы разрешения спортивных споров.
9 Decreto-Legge 19 agosto 2003, № 220 «Disposizioni urgenti in materia di giustizia sportive» // GU. 20.08.2003. № 192. URL: http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:2003;220.
10 Decreto Legislativo «Riordino del Comitato Olimpico Nazionale Italiano — CONI» del 23 Luglio 1999, > № 242 // URL: http://www.coni.it/it/coni/leggi-e-statuto/testo-coordinato-con-il-d-lgs-n-242-1999.html. Ó
4/2015
СП m
Codice dell'alta corte di giustizia sportiva // URL: http://www.rdes.it/120%20-%20Allegato%20ALTA_ CORTE_Regolamento.pdf. ^
Tribunale nazionale di arbitrato per lo sport: FAQ (Frequently Asked Questions) // URL: http://www. coni.it/images/pdf/TNAS_-_FAQ.pdf.
Physical Activity and Sport Act, 2003 // URL: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/p-13.4/index.html. ОПЫТ
>
ii
12
13
|
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
В Канаде осуществляет свою деятельность Канадский центр разрешения спортивных споров, который был учрежден указанным Федеральным законом Канады от 19.03.2003 и статус, полномочий и особенности функционирования которого регулируются ст. 9-36 данного нормативного правового акта.
Канадский центр разрешения спортивных споров представляет собой некоммерческую организацию, которая не является агентом Ее Величества, а также не является ведомственной корпорацией или корпорацией Короны. При этом деятельность данного органа и его арбитров и медиаторов также не подпадает под действие Федерального закона Канады «О федеральных судах», т.е. данный центр не является федеральным судом, комиссией или советом по смыслу указанного нормативного правового акта (как это устанавливают п. 1-4 ст. 9 Федерального закона Канады от 19.03.2003).
В соответствии со ст. 10 данного Закона, функции Канадского центра разрешения спортивных споров заключаются в предоставлении спортивному сообществу услуг по альтернативному разрешению спортивных споров, а также в предоставлении информации и обеспечении содействия в разрешении спортивных споров. При этом под спортивными понимаются те споры, которые возникают между спортивными организациями, а также между спортивными организациями и лицами, связанными с ними, в том числе членами таких организаций.
Основные цели функционирования Канадского центра разрешения спортивных споров заключаются в следующем:
— обеспечение доступа к независимой системе альтернативного разрешения споров всех участников канадской спортивной системы на национальном уровне;
— укрепление транспарентности и подотчетности национальной спортивной системы и деятельности национальных спортивных организаций;
— обеспечение справедливого разрешения спортивных споров альтернативными методами;
— обеспечение функционирования недорогого механизма разрешения спортивных споров14.
Китай
Статья 33 Закона Китайской Народной Республики от 29.08.1995 «О физической культуре и спорте»15 устанавливает, что возникающие при проведении спортивных соревнований споры подлежат разрешению в арбитражном органе, ответственном за медиацию и арбитраж в области спорта. Порядок учреждения органа, ответственного за медиацию и арбитраж в области спорта, и его юрисдикция устанавливаются Государственным советом КНР
В статье 46 Постановления Государственного департамента от 13.01.2004 о мерах по борьбе с допингом закреплены возможности добровольного обращения спортсмена в арбитражный спортивный орган в случае дисквалификации, приостановке участия или отстранения от участия в спортивном соревновании16.
Деятельность такого арбитражного органа подпадает под регулирование не только вышеуказанного закона, но и Закона КНР от 31.08.1994 «Об арбитраже»17.
About SDRCC // URL: http://www.crdsc-sdrcc.ca/eng/about-mission.
URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/gongbao/2000-12/05/content_5004646.htm. На англ. языке: URL: http://tradeinservices.mofcom.gov.cn/en/b/1995-08-29/18686.shtml.
Цит. по: Journal of Physical Education. 2007. Aug. Vol. 14. № 5 // URL: http://www.chinatyxk.com/ editer/doc/20077181613733499.pdf.
URL: http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/05/content_4624.htm.
14
15
16
в
•Щ&ЩЩ Понкин И. В., Понкина А. И. ^
УНИВЕРСИТЕТА Нормы о третейских и других судах по разрешению
имени о.Е.кугафина(мгюА) спортивных споров в зарубежном законодательстве
Мексика
Согласно ст. 78 Общего закона Мексики от 05.06.2013 (в ред. от 09.05.2014) «О физической культуре и спорте»18 Комиссия по апелляциям и арбитражу в спорте является децентрализованным органом Секретариата по делам общественного образования. Целью деятельности Комиссии по апелляциям и арбитражу в спорте является рассмотрение апелляций. Кроме того, данная Комиссия выступает в качестве арбитражной комиссии и оказывает услуги по обеспечению примирения сторон и медиации в отношении споров, имеющих спортивную правовую природу, которые возникают или могут возникнуть между спортсменами, тренерами, руководителями в области спорта, спортивными организациями и органами. При осуществлении своей деятельности данный орган является в полной мере автономным и выносит свои решения независимо от органов управления в сфере спорта.
Согласно ч. 1 ст. 79 Общего закона Мексики от 05.06.2013, Комиссия по апелляциям и арбитражу в спорте осуществляет полномочия по рассмотрению апелляций, подаваемых физическими и юридическими лицами, входящими в национальную систему физической культуры и спорта Мексики либо внесенными в Национальный реестр физической культуры и спорта, с целью обжалования действий, бездействия, постановлений и решений спортивных органов или организаций, влияющих на спортивные права заявителей, предусмотренные данным нормативным правовым актом, регламентами к нему либо следующие из их положений.
Необходимые для обеспечения деятельности Комиссии по апелляциям и арбитражу в спорте регламентные документы издаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти Мексики, как это устанавливает ст. 82 указанного Общего закона Мексики.
Статья 149 рассматриваемого Общего закона Мексики отдельно предусматривает возможность подачи апелляций на решения спортивных организаций либо в вышестоящие органы по разрешению споров этих же организаций, либо в Комиссию по апелляциям и арбитражу в спорте Мексики.
Португалия
Статья 18 Закона Португалии № 5/2007 от 16.01.2007 (в ред. от 06.09.2013) «Об основах физкультурной деятельности и спорта»19 имеет название «Спортивная юстиция» и устанавливает, что споры, вытекающие из действий или бездействия органов спортивных федераций или профессиональных лиг при осуществлении ими публичных полномочий, подлежат рассмотрению по правилам разрешения споров в административном порядке (ч. 1 данной статьи).
Не подлежат обжалованию в указанном порядке решения компетентных органов по вопросам строго спортивного характера, под которыми понимаются вопросы дисциплинарного или технического характера, возникающие из применения правил игры, а также регламентов и правил проведения спортивных соревнований. При этом к та-
Ley General de los Estados Unidos Mexicanos de05.06.2013 de Cultura Física y Deporte // Diario À
Oficial de la Federación. 07.06.2013. Ultima reforma publicada el 9 de mayo de 2014. URL: http:// ^
www.diputados.gob.mx/LeyesBiblio/ref/lgcfd.htm;http://www.diputados.gob.mx/LeyesBiblio/pdf/ <
LGCFD.pdf. ^
Lei № 5/2007, de 16 de janeiro de 2007 — Lei de Bases da Atividade Física e do Desporto // Diário da Í
República. Série I, de 16.01.2007.—№11 .Alterada porLei №74/2013, de 6 de setembro de 2013. URL: ¡
http://www.parlamento.pt/Legislacao/Paginas/Desporto_LeiBasesAtividadeFisicaDesporto.aspx; é
URL: https://dre.pt/application/dir/pdf1sdip/2007/01/01100/03560363.pdf. ariblT'
18
19
194 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
я ^Ж ï
ШШЁЁ& |
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
ким вопросам не относятся те, которые связаны с нарушением этических норм в спорте, применением насилия в спорте, допингом, коррупцией, расизмом и ксенофобией в спорте (ч. 2—3 ст. 18).
Как устанавливает ч. 5 ст. 18 Закона Португалии № 5/2007 от 16.01.2007, споры, связанные со строго спортивными вопросами, подлежат разрешению в порядке применения процедур арбитража или посредничества.
Франция
Во Франции законодательством о спорте не предусмотрена обязательность обращения для разрешения спортивных споров в какой-либо единый третейский орган, однако стоит отметить, что определенными полномочиями по разрешению некоторых категорий споров, возникающих в области спорта, наделен Национальный олимпийский и спортивный комитет Франции.
Как устанавливает ст. Р141-5 Спортивного кодекса Франции20, обязательным является обращение в данный орган для предварительного урегулирования споров путем примирения, связанных с решениями или действиями спортивных федераций в рамках осуществления ими переданных им государством или определенных уставами полномочий.
Кроме того, регламентными документами Национального олимпийского и спортивного комитета Франции установлена также возможность разрешения данным органом споров, возникающих в сфере спорта, посредством арбитража21.
Классификация моделей спортивных нормативных порядков по основанию императивности и вектора привязки разрешения споров в области спорта к национальным или наднациональным судебным/третейским институциям:
1. Модель, предусматривающая на национальном уровне создание единого специализированного органа по разрешению споров, возникающих в области спорта, обращение в который обязательно (Канада, Италия, Бельгия):
— со специализированным органом, созданным на государственном уровне, который осуществляет разрешение споров (арбитражный суд, специальная комиссия и т.д.);
— с одним третейским судом или несколькими третейскими судами (негосударственными).
2. Модель, не предполагающая создания на национальном уровне единого специализированного органа по разрешению споров, возникающих в области спорта, и предусматривающая необходимость разрешения таких споров в наднациональной инстанции (в Лозаннском суде, например) либо вообще не учитывающая специфику спортивных споров и относящая их к общему порядку разрешения споров.
3. Модель, не предполагающая создания на национальном уровне единого специализированного органа по разрешению споров, возникающих в области спорта, однако предусматривающая возможность создания такого рода органов заинтересованными сторонами, хотя предметно-объектная область таких споров, подлежащих рассмотрению в указанном органе, может быть законодательно существенно редуцирована (Россия).
20 Code du sport //URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006071318.
21 L'arbitrage / Le Comité National Olympique et Sportif Français // URL: http://franceolympique.com/ art/81-larbitrage.html.