СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
О. А. Шевченко*, И. В. Понкин**, Д. И. Рогачев***, А. И. Понкина***
ОСОБЕННОСТИ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ УЕФА, СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ ЧЕМПИОНАТОВ ЕВРОПЫ ПО ФУТБОЛУ УЕФА, В НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Аннотация. Статья посвящена определению основных подходов к выполнению требований УЕФА к национальному законодательству принимающего государства в связи с организацией и проведением на его территории чемпионата Европы по футболу. В статье авторами рассмотрены основные особенности и виды таких требований, а также опыт в данной сфере таких государств, как Франция и Польша. Авторами сформулированы выводы относительно возможных проблем, связанных с имплементацией таких требований, и потенциальных путей их решения. В работе указывается, что основные сложности, связанные с имплементацией требований УЕФА в национальное законодательство, могут быть связаны с потенциальным противоречием некоторых таких требований национальным публичным интересам или, в некоторых аспектах, публичному порядку или принципам правовой системы конкретного государства. В этом случае возможен отказ государства от выполнения таких требований с акцентом на
© Шевченко О. А., Понкин И. В., Рогачев Д. И., Понкина А. И., 2017
* Шевченко Ольга Александровна, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
** Понкин Игорь Владиславович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры спортивного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
*** Рогачев Денис Игоревич, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой спортивного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
**** Понкина Алена Игоревна, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры спортивного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
более эффективное и детальное выполнение иных требований УЕФА на примере опыта Франции. Подчеркивается, что наиболее целесообразным является принятие системы нормативных правовых актов, устанавливающих временный правовой режим для реализации определенных видов деятельности. Ряд предложений направлены на регламентацию особенностей въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации, миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с осуществлением мероприятий UEFA Евро-2020, которые предполагают особый правовой режим в отношении соответствующих лиц. В дополнение к вышеизложенному предложены особый порядок осуществления трудовой деятельности в рамках мероприятий UEFA Евро-2020, учет особенностей обеспечения безопасности в связи с осуществлением мероприятий и мероприятий UEFA Евро-2020, особенности осуществления валютных операций и таможенного регулирования, транспортного обеспечения, защиты и реализации имущественных прав, требований, касающихся обеспечения добросовестной конкуренции, развития связи и информационных технологий, а также множества иных аспектов, напрямую связанных с подготовкой и проведением чемпионата Европы UEFA Евро-2020.
Ключевые слова: спорт, спортивное право, международное спортивное мероприятие, чемпионат Европы по футболу, УЕФА.
DOI: 10.17803/1729-5920.2017.131.10.115-122
Чемпионат Европы по футболу УЕФА ( UEFA — Union of European Football Associations — Союз европейских футбольных ассоциаций) и его финальный турнир — это одно из крупнейших международных спортивных мероприятий в Европе, которое требует серьезной подготовки со стороны государства, являющегося организатором данного спортивного мероприятия.
Можно выделить достаточно широкий ряд направлений реализации мер, необходимых для действительно качественной и эффективной подготовки к чемпионату Европы по футболу УЕФА, и настоящая статья будет посвящена мерам, связанным с надлежащим правовым обеспечением данного спортивного мероприятия, на примере таких государств, как Франция и Польша.
Регламентными документами УЕФА (например, регламентом «УЕФА Евро 2016 — Требования к соревнованию»1) устанавливаются различные требования к национальному законодательству принимающего государства.
Все требования УЕФА, которые подлежат им-плементации в национальное законодательство принимающей страны, можно классифицировать различными способами, в частности, можно разделить на две крупные категории:
— требования непосредственно к законодательству принимающей страны, которые должны быть в нем отражены;
— иные требования, выполнение которых возможно посредством издания соответствующих нормативных правовых актов.
В целом требования УЕФА к национальному законодательству государства, принимающего на своей территории чемпионат Европы по футболу, основаны на следующих основных принципах:
— необходимость обеспечения надлежащей защиты прав УЕФА на свою интеллектуальную собственность как в целом, так и непосредственно связанную с проведением данного спортивного мероприятия, а также защиты иных коммерческих прав УЕФА, связанных с данным мероприятием;
— отсутствие предусмотренных законодательством препятствий, в том числе временных, для эффективной реализации деятельности, связанной с подготовкой, организацией и проведением чемпионата Европы по футболу;
— оперативность всех бюрократических процедур, с которыми могут сталкиваться УЕФА и его сотрудники;
1 UEFA EURO 2016 — Tournament requirements // URL: http://www.uefa.com/MultimediaFiles/Download/ Regulations/uefa/Others/84/Q3/26/84Q326_DOWNLOAD.pdf.
— отсутствие или минимизация денежных сборов, взимаемых государством за действия, производимые в связи с организацией, подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу.
Все эти принципы обусловлены в основном сугубо практическими соображениями. Что касается последнего из перечисленных принципов, то, поскольку государство в любом случае получает от проведения данного мероприятия не только экономические выгоды, но и иные, например, связанные с улучшением его имиджа на международной арене, а организация международного мероприятия такого масштаба, безусловно, требует постоянного перемещения лиц и товаров через границу принимающего государства, несколько некорректным было бы вводить за это дополнительные сборы.
Теоретически наиболее легко выполнимыми для государства, претендующего на проведение у себя чемпионата Европы по футболу, являются требования относительно состояния антидопингового законодательства в силу того, что оно под влиянием соответствующих норм международного законодательства и норм Всемирного антидопингового агентства более всего тяготеет к определенной универсализации по сравнению с законодательством в иных затрагиваемых сферах.
Существуют два основных подхода к приведению национального законодательства в соответствие с требованиями УЕФА: принятие комплексного нормативного правового акта, охватывающего все основные аспекты, и принятие нескольких актов по разным вопросам. Гораздо более популярным является второй подход.
В целом все нормативные правовые акты, принимаемые государствами-организаторами в целях надлежащего правового обеспечения организации и проведения чемпионата Европы по футболу УЕФА на национальной территории, можно разделить на две следующие основные крупные категории:
— нормативные правовые акты, предусматривающие имплементацию требований, устанавливаемых УЕФА, в национальное законодательство;
— нормативные правовые акты, направленные на обеспечение более эффективных организации и проведения данного между-
народного спортивного мероприятия с учетом состояния и специфики национального законодательства.
Также отметим, что указанные нормативные правовые акты можно классифицировать по критерию срока их действия:
— нормативные правовые акты, принимаемые на определенный ограниченный срок (как правило, либо на весь срок подготовки и проведения данного мероприятия, совпадающий с его деловым циклом, либо на срок непосредственного проведения матчей);
— нормативные правовые акты (чаще предусматривающие внесение изменений в уже действующее законодательство) с неограниченным сроком действия.
К первой из указанных категорий относятся чаще всего акты, направленные на им-плементацию требований УЕФА, связанных с установлением специального правового режима по тем или иным вопросам (например, установление специального визового режима для организаторов и посетителей чемпионата Европы по футболу УЕФА, специального 1 режима в отношении необходимых для его организации и проведения товаров), а также акты, направленные на создание временного специального режима, например, на обеспечение в дни непосредственного проведения чемпионата усиленного режима безопасности или специального режима деятельности торговых предприятий и предприятий гостиничной индустрии.
Рассмотрим кратко опыт двух государств, на территориях которых в разные годы были проведены чемпионаты Европы по футболу УЕФА.
В 2016 г. чемпионат Европы по футболу проходил во Франции. Интересно, что для подготовки и проведения данного мероприятия не потребовалось вносить объемных изменений во французское законодательство. Так, согласно докладу «Оценка заявок на проведение УЕФА Евро-2016», поскольку французское законодательство на момент подачи заявки уже соответствовало многим предъявляемым требованиям и его эффективность уже была подтверждена в некоторых областях, было заявлено, что принятия специального нормативного правового акта не требуется2.
2 UEFA EURO 2016 Bid Evaluation Report // URL: http://www.uefa.com/MultimediaFiles/Download/ MediaRelease/uefaorg/MediaReleases/01/48/83/27/1488327_DOWNLOAD.pdf.
При этом представляет интерес также следующее. В докладе «Оценка заявок на проведение УЕФА Евро-2016» было указано, что при подписании государством гарантий внесения необходимых изменений в национальное законодательство были внесены со стороны государства некоторые изменения и ограничения, которые, однако, не повлияют на проведение мероприятия, но могут несущественно снизить приоритетное отношение к УЕФА, его участникам и самому мероприятию3.
Федерация футбола Франции предоставила все подписанные соглашения с несколькими оговорками относительно императива публичного права в тех случаях, когда орган публичной власти является стороной такого соглашения, при этом, по мнению УЕФА, это не представляло собой риска для организации Евро-2016 в соответствии с предъявляемыми требованиями4.
Соответственно, основным нормативным правовым актом, принятым для целей подготовки и организации проведения чемпионата Европы по футболу Евро-2016, стал Закон Франции № 2011-617 от 01.06.2011 об организации чемпионата Европы по футболу УЕФА в 2016 г.5, содержавший всего три статьи, посвященные главным образом вопросам финансирования строительства необходимой для проведения данного спортивного мероприятия инфраструктуры.
В 2004 г. чемпионат Европы по футболу был проведен в Португалии. Для реализации и координации мер, связанных с подготовкой
к данному мероприятию и его проведением, было принято в целом достаточно объемное законодательство. Все акты, принятые в Португалии для обеспечения надлежащего проведения чемпионата Европы по футболу, можно в целом разделить на следующие основные категории:
— предусматривающие создание и устанавливающие обязанности организаций, непосредственно выступающих в качестве организаторов данного спортивного мероприятия либо выполняющих координационные и контрольные функции (например, Декрет-закон № 33/2000 от 14.03.2000 (в ред. Декрет-закона № 267/2001 от 04.10.20016) «О создании Акционерного общества "Евро-2004" — Общества, содействующего реализации в Португалии финального этапа чемпионата Европы по футболу 2004 года, и об утверждении его устава»7, Декрет-закон Португалии № 268/2001 от 04.10.2001 «О создании акционерного общества Португалия 2004 — Общества по сопровождению и контролю над Программой строительства стадионов и другой инфраструктуры для финала чемпионата Европы по футболу — Евро-2004 и об утверждении его устава»8);
— направленные на обеспечение защиты прав на интеллектуальную собственность (например, Декрет-закон Португалии № 268/2001 от 04.10.2001 «О создании акционерного общества Португалия 2004 — Общества по сопровождению и контролю над Про-
3 UEFA EURO 2016 Bid Evaluation Report.
4 UEFA EURO 2016 Bid Evaluation Report.
5 Loi № 2011-617 du 1er juin 2011 relative à l'organisation du championnat d'Europe de football de l'UEFA en 2016 // Journal officiel de la République Française. 02.06.2011. № 0128. P. 9553. Texte № 1. URL: http:// legifrance.com.
6 Decreto-Lei № 267/2001 de 4 de Outubro de 2001 «Altera o Decreto-Lei № 33/2000, de 14 de Março, que constitui a sociedade anónima EURO 2004, S. A. — Sociedade Promotora da Realizaçao em Portugal da Fase Final do Campeonato Europeu de Futebol de 2004 e aprova os respectivos Estatutos» // Diário da República. 04.10.2001. № 231/2001. URL: https://dre.pt/web/guest/pesquisa/7search/621140/details/ maximized.
7 Decreto-Lei № 33/2000 de 14 de Março de 2000 «Constitui a sociedade anónima EURO 2004, S. A. — Sociedade Promotora da Realizaçao em Portugal da Fase Final do Campeonato Europeu de Futebol de 2004 e aprova os respectivos estatutos» // Diário da República. 14.03.2000. № 62/2000. URL: https://dre.pt/web/ guest/pesquisa/-/search/411871/details/maximized.
8 Decreto-Lei № 268/2001 de 4 de Outubro de 2001 «Constitui a sociedade anónima Portugal 2004 — Sociedade de Acompanhamento e Fiscalizaçao do Programa de Construçao dos Estádios e Outras Infra-Estruturas para a Fase Final do Campeonato Europeu de Futebol de 2004, S. A., e aprova os respectivos estatutos» // Diário da República. 04.10.2001. № 231/2001. URL: http://data.dre.pt/eli/dec-lei/268/2001/10/04/p/dre/pt/html.
граммой строительства стадионов и другой инфраструктуры для финала чемпионата Европы по футболу — Евро-2004 и об утверждении его устава»);
— направленные на установление налоговых льгот для лиц, задействованных в организации данного спортивного мероприятия (например, Декрет-закон № 30/2001 от 07.02.2001 «О предоставлении Акционерному обществу "Евро-2004" налоговых льгот и отмене статей 6 и 7 Декрет-закона № 33/2000 от 14.03.2000, в соответствии с которым это общество было создано»9);
— направленные на повышение эффективно -сти транспортного обеспечения проведения спортивного мероприятия (например, Декрет-закон № 122/2004 от 21.05.2004 «О создании переходного и исключительного режима услуг общественного коллективного транспорта для пассажиров, путешествующих на стадионы Евро 2004, действующего на протяжении времени проведения этого чемпионата»10);
— направленные на обеспечение безопасности (Органический закон Португалии № 2/2004 от 12.05.2004 «Об установлении временного режима обеспечения публичного порядка и правосудия в чрезвычай-
ном контексте финального этапа чемпионата Европы по футболу — Евро-2004»11, Декрет-закон № 141/2004 от 11.06.2004 «О создании и регулировании пространств, эквивалентных центрам временного размещения, предусмотренных статьей 24 Органического закона Португалии № 2/2004 от 12.05.2004.,.»12); — направленные на обеспечение строительства и модернизации необходимой спортивной инфраструктуры (Закон Португалии № 6/2000 от 24.05.2000 «Освобождение от предварительного контроля Счетным судом, без ущерба для последующего контроля, контрактов на приобретение проектов, связанных с работами, которые будут проводиться в рамках Евро-2004...»13, Декрет-закон № 284/2001 от 26.10.2001 «Об утверждении процентного субсидирования по кредитам клубов, содействующих строительству стадионов, необходимых для проведения в Португалии финала чемпионата Европы по футболу 2004 года»14). Организация такого масштабного международного спортивного мероприятия, как чемпионат Европы по футболу УЕФА, требует от принимающего государства привлечения существенного количества самых разных ре-
9 Decreto-Lei № 30/2001 de 7 de Fevereiro de 2001 «Concede a Sociedade Euro 2004, S. A., beneficios fiscais e revoga os artigos 6.° e 7.° do Decreto-Lei n.° 33/2000, de 14 de Margo, que constituiu a respectiva Sociedade» // Diário da República. 07.02.2004. № 32/2001. URL: https://dre.pt/web/guest/pesquisa/-/ search/319875/details/maximized.
10 Decreto-Lei № 122/2004 de 21 de Maio de 2004 «Estabelece um regime transitório e excepcional para servidos de transporte público colectivo regular de passageiros com destino aos estádios do Euro 2004 para vigorar durante o período de duragao daquele campeonato» // Diário da República. 21.05.2004. № 119/2004. URL: https://dre.pt/web/guest/pesquisa/-/search/270804/details/maximized.
11 Lei Orgánica № 2/2004 de 12 de Maio de 2004 «Estabelece o regime temporário da organizagao da ordem pública e da justiga no contexto extraordinário da fase final do Campeonato Europeu de Futebol — Euro 2004» // Diário da República. 12.05.2004. № 111.2004. URL: https://dre.pt/web/guest/pesquisa/-/ search/264283/details/maximized.
12 Decreto-Lei № 141/2004 de 11 de Junho de 2004 «Cria e regula os espagos equiparados aos centros de instalagao temporária previstos no artigo 24.° da Lei Orgánica n.° 2/2004, de 12 de Maio, para a fase final do campeonato europeu de futebol Euro 2004» // Diário da República. — 11.06.2004. № 136/2004. URL: https://dre.pt/web/guest/pesquisa/-/search/286111/details/maximized.
13 Lei № 6/2000 de 24 de Maio de 2000 «Dispensa da fiscalizagao prévia do Tribunal de Contas, sem prejuízo da fiscalizagao sucessiva, os contratos de aquisigao de projectos relativos as obras que se venham a realizar no ámbito do Euro 2004, promovidas pelas autarquias locais envolvidas» // Diário da República. 24.05.2000. № 120/2000. URL: https://dre.pt/web/guest/pesquisa/-/search/292293/details/maximized.
14 Decreto-Lei № 284/2001 de 26 de Outubro de 2001 «Aprova a bonificagao de juros dos empréstimos contraídos pelos clubes promotores para a construgao dos estádios necessários a realizagao em Portugal da fase final do Campeonato Europeu de Futebol de 2004» // Diário da República. 26.10.2001. № 249/2001. URL: https://dre.pt/web/guest/pesquisa/-/search/583377/details/maximized.
сурсов, а также надлежащего эффективного правового обеспечения всех направлений деятельности, связанной с подготовкой и непосредственным проведением данного спортивного мероприятия.
Возможно, наиболее целесообразным является принятие системы нормативных правовых актов, устанавливающих временный правовой режим для реализации определенных видов деятельности.
При этом модификация национального законодательства в соответствии с требованиями УЕФА, не предполагающая отмену изменений после проведения чемпионата Европы по футболу, содействует универсализации спортивного законодательства в целом, что особенно актуально в условиях глобализации спортивного права, а также потенциальному увеличению шансов для государства становиться в дальнейшем организатором этого спортивного мероприятия и иных спортивных мероприятий аналогичного масштаба.
Наиболее актуально это в свете вопроса совершенствования национального законодательства в области обеспечения безопасности спортивных мероприятий, тем более что подходы УЕФА к данному вопросу во многом соответствуют и развиваются вместе с подходами международных межправительственных организаций.
Основные сложности имплементации требований УЕФА в национальное законодательство могут быть связаны с потенциальным противоречием некоторых таких требований национальным публичным интересам или, в некоторых аспектах, публичному порядку или принципам правовой системы конкретного государства.
В этом случае возможен отказ государства от выполнения таких требований с акцентом на более эффективное и детальное выполнение иных требований УЕФА (как показывает рассмотренный опыт Франции).
Вместе с тем с данными несоответствиями и пробелами Россия столкнулась и на этапе подготовки к Кубку конфедераций 2017 г. и чемпионату мира 2018 г., поскольку многие требования, предъявляемые спортивными федерациями, совпадают.
Таким образом, подводя итог сравнительному анализу вопросов по заявленной теме, целесообразно установить нормы, предполагающие формирование иных актов, необходимых для организации подготовки и проведения чемпионата Европы УЕФА 2020 г., в том числе таких, как концепция устойчивого развития в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации UEFA Евро-2020, концепция продвижения UEFA Евро-2020. Среди предложений следует также отметить те из них, которые посвящены субъектам организации осуществления мероприятий UEFA Евро 2020, в рамках которых устанавливаются их полномочия.
Ряд предложений могут быть направлены на регламентацию особенностей въезда и выезда из Российской Федерации, миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с осуществлением мероприятий UEFA Евро-2020, которые предполагают особый правовой режим в отношении соответствующих лиц. В дополнение к вышеизложенному предложены особый порядок осуществления трудовой деятельности в рамках мероприятий UEFA Евро-2020, учет особенностей обеспечения безопасности в связи с осуществлением мероприятий и мероприятий UEFA Евро-2020, особенностей осуществления валютных операций и таможенного регулирования, особенностей транспортного обеспечения, защиты и реализации имущественных прав, требований, касающихся обеспечения добросовестной конкуренции, развития связи и информационных технологий, а также множества иных аспектов, напрямую связанных с подготовкой и проведением чемпионата Европы UEFA Евро-2020.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Государственное управление в сфере спорта : учебник для магистров / И. В. Понкин, А. И. Редькина,
A. А. Соловьев, О. А. Шевченко ; науч. ред. И. В. Понкин ; предисл. Д. И. Рогачева ; кафедра спортивного права Института современного прикладного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — М. : Буки Веди, 2017. — 485 с.
2. Спортивное право России : учебник для магистров / под ред. Д. И. Рогачева ; Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) ; О. А. Шевченко, И. В. Понкин,
B. В. Блажеев, Д. И. Рогачев [и др.]. — М. : Проспект, 2016. — 640 с.
Шевченко О. А. Правовая доктрина регулирования труда в сфере профессионального спорта и пути ее реализации в России : дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2014. — С. 249.
Biedzynski K. W. Sports officials should only be liable for acts of gross negligence: is that the right call? // The University of Miami Entertainment & Sports Law Review. — 1993—1994. — № 11. — P. 375—420.
Материал поступил в редакцию 12 июля 2017 г.
PECULIARITIES OF THE UEFA REQUIREMENTS IMPLEMENTATION RELATING TO THE ORGANIZATION AND STAGING OF THE EUROPEAN CHAMPIONSHIPS INTO THE NATIONAL LEGISLATION
SHEVCHENKO Olga Aleksandrovna — Doctor of Law, Associate Professor at the Department of Labour Law and
Social Security Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9
PONKIN Igor Vladimirovich — Doctor of Law, Professor of the Department of Sports Law, Kutafin Moscow State
Law University (MSAL)
125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9
ROGACHEV Denis Igorevich — PhD in Law, Head of the Department of Sports Law, Kutafin Moscow State Law
University (MSAL)
125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9
PONKINA Alena Igorevna — PhD in Law, Lecturer of the Department of Sports Law, Kutafin Moscow State University (MSAL) [email protected]
125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9
Abstract. The article is devoted to the definition of the basic approaches to fulfilling the UEFA requirements to the national law of the host State in relation to the organization and staging of the European Football Championship on its territory. The authors review the main features and types of such requirements, as well as the experience of such States as France and Poland in this sphere. The authors formulate conclusions concerning possible problems related to the implementation of such requirements, and potential solutions. It is pointed out that the main difficulties associated with implementation of UEFA requirements into national legislation may be associated with a potential contradiction of some of these national requirements in the public interest or, in some aspects, public policy or principles of the legal system of a particular State. In this case, it is possible that the State refuses such requirements, emphasizing more efficient and detailed execution of other UEFA requirements using France as an example. It is stressed that the most expedient is to adopt a system of regulatory legal acts, establishing temporary legal regime for the implementation of certain activities. A number of proposals aimed at regulating the entry and exit procedures to/from the Russian Federation, the migration registration of foreign citizens and stateless persons in connection with the implementation of the activities of UEFA Euro 2020, which involve special legal regime in respect to the relevant persons. In addition to the above-mentioned special arrangements, the authors propose special procedure for the work activities during the UEFA Euro 2020. These include security provision, peculiarities of the implementation of foreign exchange operations and customs regulations, transport, protection and implementation of property rights, requirements to ensure fair competition, the development of communication and information technologies, as well as many other aspects directly related to preparation and staging of the UEFA Euro Championship 2020.
Keywords: sports, sports law, international sports event, the European championship, UEFA.
REFERENCES
1. K.W. BiedzynskiSports Officials Should Only be Liable for Acts of Gross Negligence: is that the Right Call? // The University of Miami Entertainment & Sports Law Review. — 1993—1994. — № 11. — P. 375—420.
2. State Management in the Field of Sport: Coursebook for Postgraduates / I.V. Ponkin, A.I. Redkina, A.A. Soloviev, O.A. Shevchenko / I.V. Ponkin (Res. Ed.); Foreword: D.I. Rogachev / The Department of Sports Law, Institute of the Modern Applied Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL). — M.: Buky Vedi, 2017. — 485 p.
3. Shevchenko, O.A. Legal Doctrine in Labour Regulation in the sphere of Professional Sport and the Ways of its Realization in Russia: Doctoral Theses (Law): 12.00.05 / MSAL. — M., 2014. — P. 249.
4. Sports Law in Russia: Course book for Postgraduates / D.I. Rogachev (ed.) / Kutafin Moscow State Law University (MSAL). Shevchenko, O.I., Ponkin, I.V., Blazheev, V.V., Rogachev, D.I., Soloviev, A.A., Ponkina, A.I., Ponkina, A.A. and others. — M.: Prospect, 2016. 640 p.