Научная статья на тему 'Применение дифференцированного подхода в ходе вокально-хоровых занятий (на примере методической системы В. В. Емельянова)'

Применение дифференцированного подхода в ходе вокально-хоровых занятий (на примере методической системы В. В. Емельянова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вокально-хоровая работа / педагог-хормейстер / дифференцированный подход / методическая система В. В. Емельянова / развитие вокально-хоровых навыков / vocal and choral work / teacher-choirmaster / differentiated approach / methodological system of V. V. Emelyanov / development of vocal and choral skills.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Го Минсянь

В рамках данной статьи автор рассматривает процесс развития вокально-хоровых навыков (певческого дыхания, правильного звукообразования, певческой установки, дикции, артикуляции и т.д.) в ходе вокально-хоровых занятий посредством применения дифференцированного подхода. При этом выявляется специфика использования дифференцированного подхода в системе музыкального образования, обусловленная психологическими и физиологическими особенностями детей. Акцентируя внимание на сложностях, возникающих при использовании дифференцированного подхода в условиях коллективных форм (хора, вокального ансамбля) в отличие от индивидуальных, автор подробно излагает технологию его применения в работе с вокальным ансамблем, выделяя критерии профессиональной деятельности педагога-хормейстера в данном контексте; особенности разделения на группы; способы дифференциации. В качестве примера автор приводит методическую систему координационно-тренировочного этапа развития голоса и обучения пению В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», посредством которой происходит реализация дифференцированного подхода в ходе вокально-хоровых занятий с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLYING A DIFFERENTIATED APPROACH DURING VOCAL AND CHORAL CLASSES (BASED ON THE EXAMPLE OF V. V. EMELYANOV’S METHODOLOGICAL SYSTEM)

In this article, the author examines the process of development of vocal and choral skills (singing breathing, correct sound production, singing attitude, diction, articulation, etc.) during vocal and choral classes through the use of a differentiated approach. At the same time, the specificity of using a differentiated approach in the system of music education, determined by the psychological and physiological characteristics of children, is revealed. Focusing on the difficulties that arise when using a differentiated approach in conditions of collective forms (choir, vocal ensemble) as opposed to individual ones, the author describes in detail the technology of its use in working with a vocal ensemble, highlighting the criteria for the professional activity of a teacher-choirmaster in this context; features of division into groups; ways of differentiation. As an example, the author cites the pedagogical technology of the coordination and training stage of voice development and teaching singing by V. V. Emelyanov “Phonopedic method of voice development”, through which a differentiated approach is implemented during vocal and choral classes with children.

Текст научной работы на тему «Применение дифференцированного подхода в ходе вокально-хоровых занятий (на примере методической системы В. В. Емельянова)»

Применение дифференцированного подхода в ходе вокально-хоровых занятий (на примере методической системы В.В. Емельянова)

Го Минсянь,

ассистент-стажёр Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова; старший преподаватель, кафедра музыкальной теории музыкального института, Цзилиньский педагогический университет E-mail: 18686638504@163.com

В рамках данной статьи автор рассматривает процесс развития вокально-хоровых навыков (певческого дыхания, правильного звукообразования, певческой установки, дикции, артикуляции и т.д.) в ходе вокально-хоровых занятий посредством применения дифференцированного подхода. При этом выявляется специфика использования дифференцированного подхода в системе музыкального образования, обусловлен ная психологическими и физиологическими особенностями детей. Акцентируя внимание на сложностях, возникающих при использовании дифференцированного подхода в услови ях коллективных форм (хора, вокального ансамбля) в отличие от индивидуальных, автор подробно излагает технологию его применения в работе с вокальным ансамблем, выделяя кри терии профессиональной деятельности педагога хормейстера в данном контексте; особенности разделения на группы; спо собы дифференциации. В качестве примера автор приводит методическую систему координационно тренировочного эта па развития голоса и обучения пению В.В. Емельянова «Фо -нопедический метод развития голоса», посредством которой происходит реализация дифференцированного подхода в ходе вокально -хоровых занятий с детьми.

Ключевые слова: вокально-хоровая работа, педагог-хормейстер, дифференцированный подход, методическая си стема В.В. Емельянова, развитие вокально-хоровых навыков.

о с

U

со см о см см

В настоящее время музыкальная педагогика представляет собой сложную систему, все компоненты которой подчинены единой цели - развитию музыкальных и творческих способностей детей. Всё чаще педагоги-музыканты прибегают к использованию эффективных приёмов и методов, форм и методических систем, способствующих оптимизации данного процесса.

Внутренний мир ребёнка неповторим и индиви дуален, чтобы на него воздействовать, педагогу необходимо ориентироваться в целом комплексе индивидуальных психологических и физиологи ческих особенностей. Такие способности, как музыкальная память, слух, чувство ритма даны ему от природы, другие приобретаются и накапливаются в процессе обучения. При этом нужно учиты -вать характер, темперамент, психику, также влияющие на весь процесс становления начинающих музыкантов. Однако врожденные задатки и приобретенные навыки, так тесно связанные друг с другом, у всех детей не одинаковы, что и дела ет путь обучения пению в коллективе для каждого из них различным как по времени, так и по каче -ству. В этой связи проблема дифференцированно -го подхода была и остается одной из наиболее актуальных проблем в развитии музыкальных и пев -ческих навыков ребёнка.

Если рассматривать индивидуальные формы организации процесса музыкального образования (исполнение на музыкальном инструменте, сольное пение и др.), то применение дифференцированного подхода не вызывает сомнений и довольно гармонично встраивается в систему обучения. Что же касается коллективных форм, то использование дифференцированного подхода, безусловно, усложняется, так как процесс обучения вокалу в коллективе тесно переплетается с освоением навыков ансамблевого пения. Однако и в этом случае в хоровом (ансамблевом) пении музыкальная педагогика сталкивается с проблемой индивидуального подхода, без которого создать качествен ный уровень обучения практически невозможно.

В школах большое распространение получила форма обучения пению в малых группах (вокальных ансамблях). Принцип их формирования может быть разным, чаще всего это возрастная категория детей или уровень ранее полученных знаний, одни могут петь только в унисон, а другие уже пробуют простые формы двухголосия. Как отмечалось ранее, в малых группах у педагогов появляется возможность проанализировать ситуацию и выявить отстающих с тем, чтобы уделить им больше внимания. В вокальном ансамбле педагог также мо-

жет акцентировать свое внимание на вокальных проблемах юных певцов, которым представляется возможность развиваться не только как ансамбли-стам, но и в качестве сольных исполнителей.

Индивидуальный подход и в этом случае - важный психолого-педагогический принцип, способствующий выявлению не только индивидуальных особенностей каждого ребёнка, но и позволяющий наблюдать и корректировать его развитие на всех этапах обучения [3, с. 197].

Работа в вокальном ансамбле делится на несколько критериев:

1. В ходе изучения психофизических особенностей детей большую помощь оказывают личные наблюдения, а также беседы с родителями.

2. Выделение отдельных групп обучающихся, отличающихся:

- различным уровнем усвоения материала на данный момент;

- уровнем работоспособности и темпом работы;

- особенностями восприятия, памяти, мышления;

- уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

У каждого педагога-хормейстера имеется свой подход к формированию групп обучающихся. Фор -мируя детей на группы, преподаватель в тоже вре -мя не должен делить их на «слабых» и «сильных», а отнести, например, к условным группам. Состав этих групп не постоянный и может меняться:

1. Дети, не имеющие проблем с интонировани -ем и ритмом.

2. Дети, имеющие проблемы с развитием чувства ритма, но хорошо интонирующие и слыша щие.

3. Дети, имеющие некоторые проблемы с ин тонированием, но с определенными трудностями в отношении метроритма.

4. Дети, имеющие слабые музыкальные данные и плохо развивающиеся на первоначальных этапах обучения.

Осуществляя дифференцированное обучение, педагог должен иметь четкое представление о том, с какой целью и как конкретно он будет использо вать его, предвидя затруднения, которые могут воз -никнуть у детей. Такие малые группы могут быть и временным явлением с последующем объединением всех в общий большой коллектив или же по могут создать в дальнейшем новый вокальный ан самбль из наиболее одаренных детей. Есть и еще один способ, при котором, наоборот, в маленьком ансамбле могут также находится дети с разной сте -пенью одаренности в отношении чувства ритма и слуха, но помогающие друг другу и повысившие свои показатели до определенного качественного уровня на том или ином этапе обучения.

В целом способы дифференциации, применяемые в ходе вокально хоровых занятий, могут быть совершенно различны. В таком случае детей не следует расформировывать в разные группы, так как подобные задания они могут выполнять в одно время.

Принцип индивидуального подхода в процессе вокально хоровых занятий необходим еще и для последующего формирования различных хоро вых партий. Например, в партию альтов распределяются дети с развитым гармоническим слухом, а в партию сопрано - дети с более высоким диапазоном, обладающие полётностью и яркостью го лоса.

Дифференцированный подход позволяет распознать не только способности и «пробелы» в об учении, но и найти методы, необходимые конкретному ребенку. Малые группы в этом отношении являются более удобной формой обучения, так как дают возможность и время для такого изучения, диагностики, анализа и своевременной коррекции всплывающих проблем. Педагоги музыканты выделяют определенные методы, направленные на решение тех или иных проблем. Так Л.А. Ла-пинская отмечает, что если в хоре или ансамбле много так называемых «гудошников», то необходимо «...как можно дольше использовать в работе произведения на унисон» [2, с. 830].

Учитывая, что каждый ребенок - это отдельный самостоятельный певец ансамбля, все же не сле дует забывать, что в этом возрасте именно обуче ние в коллективе дает наиболее высокие результаты, так как маленький ребенок лучше развивается среди своих сверстников и способен подражать, соревноваться, сравнивать, сопоставлять и даже соперничать с другими детьми. Это также немаловажные рычаги в работе с обучающимися млад шего возраста. В итоге оказывается, что работа в коллективе - это кратчайший путь индивидуального развития и совершенствования. Еще раз сле дует подчеркнуть, что вокальный ансамбль - своего рода форма индивидуального развития в коллективе.

Рассмотрим применение дифференцированного подхода в процессе вокально хоровых занятий на примере использования методической системы В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса».

Наибольшие проблемы вокального развития у детей младшего возраста - это развитие диапа зона, сглаживание «порогов» при переходе из низкого регистра в высокий. Но наиболее насущной проблемой, как и для всех начинающих певцов, независимо от их возрастной категории, являет ся формирование навыков певческого дыхания, которые, как отмечает В.В. Емельянов, должны развиваться уже с первых дней знакомства с ис кусством пения [1, с. 30]. Изучая природу дорече -вых коммуникативных звуков, В.В. Емельянов вы -строил систему обучения пению, при которой ре бенок, не акцентируя специально своего внимания на том правильно ли он берет и распределяет свое певческое дыхание, постепенно осваивает его ос новные элементы и развивает силу своего голоса «поставленного на опору».

При этом большое внимание он уделяет упраж нениям, развивающим диапазон и решающим од новременно проблему преодоления регистровых

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см см

порогов. Фонопедическая система, автором которой он является, ведет отсчет с 1986 года, и, пожалуй, ни одна методика не вызывала еще столь ко спорных мнений среди педагогов -музыкантов. До сегодняшнего дня сохраняется определенная конфронтация ее восторженных почитателей и противников.

Использовать данную систему лучше в процессе обучения сольному пению или в работе с детьми в малых группах (вокальных ансамблях), так как она предполагает постоянный контроль за каж дым учеником при выполнении заданий и упражнений. В противном случае дети будут выполнять эти игровые упражнения формально, и педагог-хормейстер не сможет добиться желаемого ре зультата.

Ряд упражнений направлен на развитие голо -са, его координацию, формирование навыков пра -вильного певческого дыхания и правильной пев -ческой позиции. Главным достижением можно на -звать то, что комплекс всех этих упражнений про -исходит в форме игр, параллельно развивая эмо циональный отклик и вопросы интонации. Однако, как уже подчеркивалось, лучше использовать их в небольших коллективах, где есть возможность отследить правильность их выполнения и динамику развития голоса.

Упражнения не ставят задачу точного интонирования, а направлены на приобретение детьми навыков элементарных двигательных операций, абсолютно доступных любому ребенку и помога ющих сформировать естественным путем необ ходимую работу мышц. Это только одна, незначительная часть его программы, которая должна выполняться при контроле практически за каж дым ребенком. В противном случае, как уже отме -чалось, неверное выполнение упражнений повли яет на качество звукообразования и не принесёт должного результата.

В.В. Емельянов, акцентируя внимание на про -цессе формирования вокально хоровых навыков, дает ряд упражнений для развития правильного певческого дыхания. Важно не только использо вать их на уроке, но и иметь возможность контролировать их исполнение, желательно индивиду ально [1, с. 90]. Вот почему работа в малых груп -пах по системе В.В. Емельянова, как отмечают педагоги музыканты, приносит высокие результа ты, чем работа в больших хоровых коллективах, в которых следить и корректировать процесс вы полнения упражнений у всех учеников практичес ки невозможно.

В целом систему В.В. Емельянова, признают, как подготовительную, вспомогательную и фо нопедическую по отношению к вокальной пе дагогике как целостному процессу воспитания певца-музыканта. Сам автор адресовал ее, прежде всего, тем, чьи голосовые данные не позво ляют успешно обучаться посредством традицион -ных методов. Однако, апробированная многими педагогами музыкантами в работе с детьми она

действительно приносит положительные результаты, заметно ускоряя процесс подготовки ре -бенка к пению сольно и в коллективе, а главное, естественным путем, в форме игры создаёт благоприятные условия для формирования основных вокально-хоровых навыков: певческого дыхания, правильного звукообразования, певческой установки, дикции, артикуляции, давая возможность каждому ребёнку развивать свой индивидуальный тембр и силу голоса.

Литература

1. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг /.В. Емельянов. - Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2000. - 192с.

2. Лапинская, Л.А. Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и диф ференцированного подходов на уроках хорового пения / Л.А. Лапинская // Молодой ученый, 2013.- № 5-828-830с.

3. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студ. и преподавателей / В.И. Петрушин - Москва: Академический Про ект, 2006. - 398 с.

APPLYING A DIFFERENTIATED APPROACH DURING VOCAL AND CHORAL CLASSES (BASED ON THE EXAMPLE OF V.V. EMELYANOV'S METHODOLOGICAL SYSTEM)

Guo Mingxian

N.A. Rimsky-Korsakov St. Petersburg State Conservatory; Jilin Pedagogical University

In this article, the author examines the process of development of vocal and choral skills (singing breathing, correct sound production, singing attitude, diction, articulation, etc.) during vocal and choral classes through the use of a differentiated approach. At the same time, the specificity of using a differentiated approach in the system of music education, determined by the psychological and physio logical characteristics of children, is revealed. Focusing on the diffi -culties that arise when using a differentiated approach in conditions of collective forms (choir, vocal ensemble) as opposed to individu -al ones, the author describes in detail the technology of its use in working with a vocal ensemble, highlighting the criteria for the professional activity of a teacher-choirmaster in this context; features of division into groups; ways of differentiation. As an example, the au thor cites the pedagogical technology of the coordination and train ing stage of voice development and teaching singing by V.V. Emely -anov "Phonopedic method of voice development", through which a differentiated approach is implemented during vocal and choral classes with children.

Keywords: vocal and choral work, teacher-choirmaster, differenti -ated approach, methodological system of V.V. Emelyanov, development of vocal and choral skills.

References

1. Emelyanov, V.V. Voice development. Coordination and training /.V. Yemelyanov. - St. Petersburg: Publishing House "Lan", 2000. - 192s.

2. Lapinskaya, L.A. Versatile personality development based on individual and differentiated approaches to choral singing les sons / L.A. Lapinskaya // Young Scientist, 2013. - № 5-828-830s.

3. Petrushin, V.I. Musical psychology: Textbook for students. and teachers / V.I. Petrushin - Moscow: Academic Project, 2006. -398 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.