Научная статья на тему 'Методы вокально-хоровой работы с детскими хоровыми коллективами'

Методы вокально-хоровой работы с детскими хоровыми коллективами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод / методические системы / вокально-хоровая работа / систематизация методов / педагог-хормейстер / детские хоровые коллективы / method / vocal and choral work / systematization of methods / teacher-choirmaster / children’s choirs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Го Минсянь

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с профессиональной деятельностью педагога-хормейстера, а также методы и методические системы вокально-хоровой работы с детскими хоровыми коллективами. Автор систематизирует определение понятия «метод», как в общедидактическом понимании, так и в сфере музыкального образования. Выделяя такие группы методов, как словесные, наглядные и практические, автор приводит в качестве примеров методы, характерные для вокально-хоровой сферы: метод мысленного пения, метод визуального восприятия хоровой партитуры, метод показа, концентрический метод и др. При этом упоминаются имена выдающихся педагогов, учёных и исследователей в данной области. Наряду с традиционными методами анализируются современные методические системы, наиболее часто применяемые педагогами и хормейстерами в профессиональной практике, к ним относятся «Хоровое сольфеджио» Г. А. Струве, «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова, а также «Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека» Д. Е. Огороднова и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF VOCAL AND CHORAL WORK WITH CHILDREN’S CHORUS

This article discusses issues related to the professional activities of a teacher-choirmaster, as well as methods and methodological systems of vocal and choral work with children’s choirs. The author systematizes the definition of the concept “method”, both in the general didactic sense and in the field of music education. Highlighting such groups of methods as verbal, visual and practical, the author cites as examples methods characteristic of the vocal-choral sphere: the method of mental singing, the method of visual perception of the choral score, the display method, the concentric method, etc. The names of outstanding teachers are mentioned, scientists and researchers in this field. Along with traditional methods, modern methodological systems are analyzed, most often used by teachers and choirmasters in professional practice, these include “Choral Solfeggio” by G. A. Struve, “Phonopedic method of voice development” by V. V. Emelyanov, as well as “Methodology of comprehensive education of vocal-speech and emotional-motor culture of a person” by D. E. Ogorodnova, etc.

Текст научной работы на тему «Методы вокально-хоровой работы с детскими хоровыми коллективами»

Методы вокально-хоровой работы с детскими хоровыми коллективами

Го Минсянь,

старший преподаватель, кафедра музыкальной теории музыкального института, Цзилиньский педагогический университет, ассистент-стажёр Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова E-mail: 18686638504@163.com

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с профессиональной деятельностью педагога-хормейстера, а также методы и методические системы вокально-хоровой работы с детскими хоровыми коллективами. Автор систематизирует определение понятия «метод», как в общедидактическом понимании, так и в сфере музыкального образования. Выделяя такие группы методов, как словесные, наглядные и практические, автор приводит в качестве примеров методы, характерные для вокально-хоровой сферы: метод мысленного пения, метод визуального восприятия хоровой партитуры, метод показа, концентрический метод и др. При этом упоминаются имена выдающихся педагогов, учёных и исследователей в данной области. Наряду с традиционными методами анализируются современные методические системы, наиболее часто применяемые педагогами и хормейстерами в профессиональной практике, к ним относятся «Хоровое сольфеджио» Г.А. Струве, «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова, а также «Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека» Д.Е. Огороднова и т.д.

Ключевые слова: метод, методические системы, вокально-хоровая работа, систематизация методов, педагог-хормейстер, детские хоровые коллективы.

Хоровое исполнительство представляет собой наиболее демократический и доступный вид музыкального искусства, который имеет огромный потенциал не только для музыкального образования и развития ребёнка, но и формирования целостной гармоничной личности в будущем. В связи с этим в последнее время можно отметить повышение интереса к вокально-хоровому исполнительству, особенно в детской среде. На различных уровнях создаются вокально-хоровые коллективы: и в детских дошкольных образовательных учреждениях, и в общеобразовательных организациях, и, конечно же, в учреждениях дополнительного образования детей. Организуются творческие конкурсы и фестивали с участием детских вокально-хоровых коллективов.

В связи с этим возникает необходимость в оптимизации профессиональной подготовки, прежде всего, педагогических и хормейстерских кадров, обладающих профессиональными компетенциями и владеющих эффективными методами и приёмами в области вокально-хоровой деятельности.

О воспитательном потенциале хорового искусства говорили ещё древние ученые, чьи труды относятся к IV в. до н.э. Так, Платон (427-347 в. до н.э.) говорил, что хоровое искусство способно укрепить в человеке всё самое хорошее и благородное, Аристотель (384-322 в. до н.э.) отмечал положительное влияние хоровой музыки на психику и этику, а Цицерон (106-43 в. до н.э.) утверждал о благотворном воспитательном влиянии музыки на человека в целом.

Необходимо отметить тот факт, что в Древней Греции в воспитании юношества хоровому пению отводилась первостепенная роль, оно считалось важнейшим элементом образовательного процесса, неслучайно синонимом слова «необразованный» в Древней Греции было понятие «не умеющий петь в хоре».

Таким образом, вопросы, связанные с возможностями влияния музыкального искусства на формирование личности человека, со временем не теряют своей актуальности и раскрывают всё новые проблемы для исследователей. Это можно отнести и к сфере вокально-хорового искусства, т.к. тема выбора эффективных методов в области вокально-хоровой работы с детьми на сегодняшний день остаётся одной из актуальных и неисследованных проблем.

Итак, определений понятия «метод» достаточно много, главным образом, этот термин обозначает способ достижения поставленной цели, включающий в себя ряд приёмов или операций.

Выдающийся ученый, педагог Ю.К. Бабанский называет методом обучения способ упорядочен-

сз о со "О

1=1 А

—I

О

СЗ т; о m

О от

З

ы о со

ной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования [1, с. 145].

Кандидат педагогических наук Т.А. Ильина понимает метод обучения как «способ организации познавательной деятельности учащихся» [2, с. 54].

Необходимо отметить то, что методы в сфере музыкального образования имеют свою специфику и применяются наряду с общедидактическими методами для достижения поставленной цели. Методологические вопросы в сфере музыкального образования исследовали такие выдающиеся учёные, как Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский, Л.С. Майковская, Е.В. Николаева, Г.М. Цыпин и др.

Среди выдающихся педагогов-хормейстеров и исследователей в данной области можно выделить В.В. Емельянова, М.С. Осенневу, П.Г. Чес-нокова, В. С. Попова, В. Г. Соколов, Г.А. Струве, Г.П. Стулову и др.

Наиболее распространённой в педагогической практике является группа словесных методов. Как отмечает Ю.К. Бабанский, посредством слова происходит общение педагога с обучающимися, ставятся цели и задачи, происходит объяснение учебного материала, который ученики запоминают и осмысливают [1, с. 169]. Наряду со словесными методами большое распространение получили демонстративные, наглядные, а также объяснительно-иллюстративные методы, применяемые в вокально-хоровой работе с детьми. Для педагога-хормейстера важным аспектом его профессионализма является не только объяснение, но и эталонный показ звучания или исполнения музыкальных элементов.

Так, Д.С. Бортнянский наиболее эффективным считал метод подражания учителю и на сегодняшний день многие хормейстеры придерживаются следующих позиций работы данного метода:

- педагог должен в совершенстве владеть певческим голосом, при этом он должен демонстрировать как эталонные варианты исполнения, так и негативные;

- профессионализм хормейстера, степень формирования его музыкальной культуры, художественного вкуса и эрудиции должны быть гарантами высшего качества его работы с обучающимися;

- сформированные умения и навыки учеников являются отражением профессионального мастерства педагога-хормейстера.

Вместе с вышеперечисленными методами эффективно использовать метод мысленного пения, который, по мнению Г.М. Цыпина, способствует воспитанию внутрислуховых представлений у юных музыкантов. В процессе вокально-хоровой деятельности данный метод активизирует слухо-° вое внимание, посредством которого происходит " восприятие и запоминание звукового эталона; ^ способствует развитию ощущения певческой опоры, мышечной установки и активности голосового £ аппарата; создаёт условия для охраны певческого

голоса, предотвращая утомление при многократном повторение того или иного материала; формирует и развивает творческое воображение.

Помимо словесных и наглядных методов в своей профессиональной деятельности педагоги-хормейстеры широко используют группу практических методов, к которой можно отнести игровые методы, метод визуального восприятия хоровой партитуры, метод импровизации, методические системы М.И. Глинки, П.Г. Чеснокова, Г.П. Стуловой, Г. А. Струве, В. В. Емельянова, Д. Е. Огородно-ва и др.

Рассмотрим некоторые из них. Концентрический метод, автором которого является М.И. Глинка, предполагает постепенное развитие голоса от центральных тонов, на которых базируется спокойная речь человека, к тонам, окружающим центр голоса.

Методическая система Г.П. Стуловой строится на основе отдельных неалгоритмизованных упражнений попевочного характера, которые способствуют воспитанию ладово-интонационных, гармонических или метроритмических элементов ансамблевого пения.

Основным принципом метода Д.Е. Огороднова в вокальном-хоровой сфере является формирование навыка смешанного голосообразования - замена чисто фальцетного механизма на более совершенный и перспективный грудной, не исключая использование фальцетного. Условия применения:

- непринуждённость звукоизвлечения, наибольшая свобода, «вольность» звучания в работе всего органа и всего организма;

- правильный выбор высоты тона, с которого начинается работа, диапазона и тесситуры, в которых она ведётся. Оптимальной при данном условии называется тесситура речевых тонов обучающихся;

- правильный выбор гласной «У» как наиболее сходной по характеру в речи и пении, и дающей наиболее яркие ощущения грудного резонирования.

«Хоровое сольфеджио» Г.А. Струве базируется на принципиальных установках относительной сольмизации (пение по ручным знакам с названием ступеней). В упражнениях объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Курс «Хоровое сольфеджио» разделен на три ступени по возрастному признаку.

«Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова относится к более современным методам и представляет собой педагогическую технологию координационно-тренировочного этапа развития голоса и обучения пению. Данная методическая система состоит из следующих блоков:

1. «Развивающие голосовые игры»;

2. «Развитие показателей певческого голосо-образования»;

3. Тренирующий и коррекционно-аналитический блок.

В данной статье мы рассмотрели далеко не все методы и приёмы вокально-хоровой работы с детским хоровым коллективом, методическая мысль в этом направлении интенсивно развивается, открывая всё больше вопросов и проблем для дальнейших исследований.

Литература

1. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабан-ский. - Москва: Просвещение, 1988. - 352 с.

2. Ильина, Т.А. Педагогика / Т.А. Ильина. - Москва: Просвещение, 1984. - 494 с.

3. Надолинская, Т. В. Музыка (1-4 класс). Книга для учителей / Т. В. Надолинская. - Таганрог: Айкэн, 2000. - 56 с.

4. Осеннева, М.С., Самарин, В.А., Уколова, Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом / М.С. Осеннева, В.А. Самарин, Л.И. Уколова. - Москва: Академия, 1999. - 87 с.

5. Попов, В.С. Хоровой класс / В.С. Попов, П.В. Халабузарь. - Москва: Советский композитор, 1988. - 397 с.

6. Соколов, В.Г. Работа с хором / В.Г. Соколов. -Санкт-Петербург: Планета музыки, 2022. - 240 с. // Лань: электронно-библиотечная система. -Ши ИПрв://е.lanbook.com/book/193603 (дата обращения: 16.10.2023).

7. Стулова, Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором / Г.П. Стулова. - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2022. - 176 с. // Лань: электронно-библиотечная система. -Ши ИКрвУ/е.lanbook.com/book/218126 (дата обращения: 16.10.2023).

METHODS OF VOCAL AND CHORAL WORK WITH CHILDREN'S CHORUS

Guo Mingxian

N.A. Rimsky-Korsakov St. Petersburg State Conservatory, Jilin Pedagogical University

This article discusses issues related to the professional activities of a teacher-choirmaster, as well as methods and methodological systems of vocal and choral work with children's choirs. The author systematizes the definition of the concept "method", both in the general didactic sense and in the field of music education. Highlighting such groups of methods as verbal, visual and practical, the author cites as examples methods characteristic of the vocal-choral sphere: the method of mental singing, the method of visual perception of the choral score, the display method, the concentric method, etc. The names of outstanding teachers are mentioned, scientists and researchers in this field. Along with traditional methods, modern methodological systems are analyzed, most often used by teachers and choirmasters in professional practice, these include "Choral Solfeggio" by G.A. Struve, "Phonopedic method of voice development" by V.V. Emelyanov, as well as "Methodology of comprehensive education of vocal-speech and emotional-motor culture of a person" by D. E. Ogorodnova, etc.

Keywords: method, vocal and choral work, systematization of methods, teacher-choirmaster, children's choirs.

References

1. Babansky, Yu. K. Pedagogy/Yu. K. Babansky. - Moscow: Education, 1988. - 352 p.

2. Ilyina, T.A. Pedagogy / T.A. Ilyina. - Moscow: Education, 1984. - 494 p.

3. Nadolinskaya, T.V. Music (grades 1-4). Book for teachers / T.V. Nadolinskaya. - Taganrog: Aiken, 2000. - 56 p.

4. Osenneva, M.S., Samarin, V.A., Ukolova, L.I. Methods of working with a children's vocal choir group / M.S. Osenneva, V.A. Samarin, L.I. Ukolova. - Moscow: Academy, 1999. - 87 p.

5. Popov, V. S. Choir class / V. S. Popov, P. V. Halabuzar. - Moscow: Soviet composer, 1988. - 397 p.

6. Sokolov, V.G. Work with the choir / V.G. Sokolov. - St. Petersburg: Planet of Music, 2022. - 240 p. // Lan: electronic library system. - URL: https://e.lanbook.com/book/193603 (access date: 10/16/2023).

7. Stulova, G.P. Choral singing. Methods of working with a children's choir / G.P. Stulova. - St. Petersburg: Planet of Music, 2022. - 176 p. // Lan: electronic library system. - URL: https://e. lanbook.com/book/218126 (access date: 10/16/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.