Научная статья на тему 'Применение АСУ в структуре МЧС России'

Применение АСУ в структуре МЧС России Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
3618
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение АСУ в структуре МЧС России»

Список использованной литературы

1. Слюсар В. Цифровые антенные решетки: будущее радиолокации. - ЭЛЕКТРОНИКА: НТБ, 2001. - № 3. - С. 428-846.

2. Слюсар В. Схемотехника цифрового диаграммообразования. Модульные решения. - ЭЛЕКТРОНИКА: НТБ, 2002. - № 1. - С. 46-52.

ПРИМЕНЕНИЕ АСУ В СТРУКТУРЕ МЧС РОССИИ

С.Л. Панченко, старший преподаватель, к.т.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г.Воронеж

Создание автоматизированных систем управления (АСУ) является наиболее перспективным направлением совершенствования управления в структуре МЧС России.

Автоматизированные системы управления представляет собой совокупность технических средств автоматического сбора, переработки, хранения, вывода и отображения информации, а также устройств оптимизации управленческих решений.

Актуальным комплексом задач для подразделений, обеспечивающих пожарную безопасность объектов, является оперативное управление силами и средствами при выполнении боевых задач по ликвидации пожаров, а также других чрезвычайных ситуаций и их последствий.

При одновременном (или с незначительным смещением во времени) возникновении нескольких чрезвычайных ситуаций в населенном пункте, быстром усложнении оперативной обстановки диспетчер не в состоянии оперативно управлять силами и средствами гарнизона. Происходят потери времени на обоснованный выбор техники, имеющейся на вооружении гарнизона, установление связи с подразделениями, за которыми закреплена территория, где случился пожар или другая чрезвычайная ситуация, а также выдачу приказов и контроль их исполнения. Неоправданно теряется время на текущую ручную регистрацию основных управленческих решений, приказов по использованию сил и средств, текущему учету. В крупных населенных пунктах при сложной оперативной обстановке резко возрастает вероятность ошибки как диспетчера, так и руководителей, организующих тушение пожаров или ликвидацию ЧС. Это приводит к ощутимым последствиям в виде человеческих жертв и крупного материального ущерба. Таким образом, средства автоматизации управления необходимы в современной структуре МЧС.

Эффективность управления силами при тушении пожара и ликвидации других ЧС может быть повышена благодаря использованию автоматизированной системы оперативного управления пожарно-

спасательными формированиями (АСОУ ПСФ). Структура и техническая реализация данной системы определяется сложностью решаемых задач, а эффективность - степенью автоматизации решения этих задач [5, 6].

АСОУ ПСФ представляет сбой человеко-машинную систему, технической основой которой являются средства автоматизации, информатизации и связи. Основное назначение АСОУ ПСФ - оптимизация процессов управления силами и средствами гарнизона за счет автоматизации решения управленческих задач. Задачи, которые решают с помощью АСУ, разделяют на три комплекса:

1. Оперативное управление силами и средствами.

2. Управление административно-хозяйственной деятельностью.

3. Управление профилактической работой.

Организационно-функциональная структура АСОУ ПСФ представлена на рисунке 1. Она состоит из следующих подсистем:

1. Автоматизированная система оперативного управления пожарной охраны (АСОУПО);

2. Автоматизированная система центрального оповещения населения (АСЦОН), включающая в себя общероссийскую систему информирования и оповещения населения (ОКСИОН) и комплексную систему экстренного оповещения населения (КСЭОН);

3. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» («Система-112»).

АСУ

АСОУПО — - АСЦОН / ч

Система-112

г \

ОКСИОН КСЭОН

Рис. 1. Организационно-функциональная структура АСОУПО

АСОУПО предназначена для:

- приема заявок о пожарах, поступающих от заявителей;

- приема электрических сигналов от систем автоматической пожарной сигнализации, установленных на объектах;

- мобилизации сил и средств гарнизона ПО на ликвидацию пожара;

- обеспечение информацией пожарных подразделений, следующих к месту пожара;

- обеспечение информацией пожарных подразделений, работающих на месте пожара;

- передислокации пожарных подразделений;

- обеспечения оперативной связью между персоналом управления другими взаимодействующими службами.

- сбора, хранения, отображения и выдачи сведений о пожарах.

Цель деятельности информационных центров ОКСИОН -

повышение эффективности информирования и оповещения населения в зоне ответственности ОКСИОН при угрозе и возникновении ЧС. Технические средства ОКСИОН могут быть исполнены в виде стационарных пунктов уличного оповещения населения (ПУОН), пунктов информационного оповещения населения в зданиях (ПИОН), устройств бегущей строки (УБС), а также мобильных комплексов оповещения населения (МКИОН).

КСЭОН предназначена для своевременного и гарантированного оповещения населения в зонах экстренного оповещения с использованием современных информационно-коммутационных технологий и программно-технических комплексов тип и вид которых определяется в зависимости от характеристики (паспорта) зоны экстренного оповещения, присущих данной территории опасных природных и техногенных процессов, а также групп населения, которые могут находиться в данной зоне.

«Система-112» предназначена, для функционирования в непрерывном, круглосуточном режиме с постоянной готовностью к обеспечению приёма и обработки вызовов от населения и сообщений о происшествиях, возникающих на территории муниципальных образований.

Основная цель «Системы-112» - автоматизация всего комплекса необходимых действий экстренных служб при реагировании на вызов: получение и идентификация поступившего вызова (сообщения о происшествии), анализ ситуации, принятие решения и отправка необходимых сил и средств на место происшествия, координация действий и управление. При этом не последнее значение имеет и геоинформационная поддержка, позволяющая получать наглядную информацию о текущем местоположении всех сил и средств, не только задействованных при реагировании, но и находящихся в резерве.

Применение данных автоматизированных систем позволяет повысить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации, а также управлять силами и средствами при их ликвидации. При этом существенно снижается тяжесть последствий пожаров и других ЧС.

Список использованной литературы

1. Зыков В.И., Командиров А.В., Мосягин А.Б., Тетерин И.М., Чекмарёв Ю.В. Автоматизированные системы управления и связь - М.: Академия ГПС МЧС России, 2006.

2. Электронный ресурс http://sos112.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.