Научная статья на тему 'Принципы построения автоматизированных систем оперативного управления в пожарной охране'

Принципы построения автоматизированных систем оперативного управления в пожарной охране Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1484
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Облиенко А. В., Облиенко М. В., Черемисин А. В., Гусакова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы построения автоматизированных систем оперативного управления в пожарной охране»

В связи с большим количеством мест водоразбора (пожарные краны, спринклерные и дренчерные секции) на надежность системы по герметичности значительное влияние оказывает качество и долговечность уплотнительных элементов. Замена резинометаллических элементов на керамические позволяет на порядок уменьшить число утечек через водоразборную арматуру. Специальные регулирующие элементы из керамики имеют широкую зону уплотнения и выдерживают давление до 5 МПа. Надежно работают при резких перепадах температуры и давления. Поэтому борьба с потерями воды и рациональное ее использование повышают общую гидравлическую надежность системы.

Надежность противопожарного водоснабжения также обеспечивается устройством нескольких уровней водной противопожарной защиты и соединением их в единую информационную систему, объединяющую также системы пожарной сигнализации, наблюдения и оповещения. К этим системам подключают спринклерные оросители, установленные над входными дверями квартир снаружи. Оросители присоединяют к стоякам внутреннего противопожарного водопровода через реле протока.

На балконах (лоджиях), прилегающих к незадымляемым лестничным клеткам, проектируют сухотрубы диаметром 80 мм с пожарными кранами на каждом этаже, оборудованными в уровне 1-го этажа патрубками для подключения насосов высокого давления пожарных автомобилей.

Список использованной литературы

1. СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ

А. В. Облиенко, к. т. н, доцент А. В. Черемисин, к. т. н, преподаватель М. В. Облиенко, преподаватель А. А. Гусакова, студентка Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

В отечественной практике вопросу автоматизации информационной поддержки принятия управленческих решений при оперативном управлении подразделениями ГПС уделяется достаточно много внимания. В значительной степени это объясняется неизмеримо большей сложностью решения проблемы, формализации процедур принятия управленческих решений при оперативном управлении подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров и ликвидации ЧС и их информационного обеспечения по сравнению с решением учет-но-статистических задач.

Существуют два канала информационного обеспечения принятия решений при тушении пожаров:

■ формализованный (циркулирует регламентированная по форме, содержанию и времени представления информация, обладающая достаточной степенью достоверности);

■ стихийный (к руководителям неупорядоченно поступает огромное количество самых разнохарактерных сведений, далеко не всегда объективно отражающих действительное положение дел: оперативная информация, получаемая по радиоканалу и проводной связи, устные обращения или ответы, служебные записки и др.).

Точно выяснить удельный вес информации, поступающей к диспетчеру, РТП и служб пожаротушения по каждому из названных каналов, чрезвычайно сложно, но анализ их деятельности позволяет сделать вывод о том, что в большей степени информированность руководителей складывается из сведений, поступающих как раз по второму (стихийному) каналу

Из жизненной практики видно, что всегда действуют оба канала информационного обеспечения. Также важно, чтобы обеспечение АПР - (алгоритма принятия решения) объективной, достоверной, регламентированной по форме и времени представления информацией было максимально полным.

Таким образом, можно утверждать, что все острее и необходимее ощущается потребность в создании и внедрении автоматизированных систем поддержки принятия решений (АСППР) при тушении пожаров и ликвидации ЧС постоянно возрастает, без них практически невозможно существенно повысить эффективность работы служб пожаротушения в целом.

В решении проблемы создания автоматизированной системы оперативного управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны важную роль играет, в первую очередь, выбор общей концепции создания такой системы. При этом для выбора могут быть предложены два пути:

^ создание «полной», или «глобальной», автоматизированной информационной системы, имеющей информационную базу, охватывающую все направления работы при ликвидации пожаров и ЧС;

^ построение автоматизированной информационной системы как совокупности логически взаимосвязанных функциональных информационных подсистем, основывающихся на общей концепции совершенствования информационного обеспечения РТП и служб пожаротушения [1].

Первый путь, теоретически более привлекательный, но сложный с точки зрения практической реализации.

Второй путь является более осуществимым с точки зрения его реализации, и выбор именно этой концепции обусловлен рядом объективных факторов. Отметим важнейшие из них.

Создание полной автоматизированной системы оперативного управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны (АСОУПО) чрезвычайно сложно с точки зрения организации информационной базы и разработки соответствующего программного обеспечения. Кроме того, для этого требуется

намного больше времени и материальных затрат, чем при разработке локальных функциональных информационных подсистем. Также стоит отметить, что если внедрение полной автоматизированной системы возможно только после завершения всей разработки, то концепция АСОУПО как совокупности функциональных информационных подсистем позволяет вести внедрение последовательно, по мере разработки каждой конкретной подсистемы. В этом случае уже на стадии проектирования должны быть сформулированы общие принципы организации баз данных каждой подсистемы, информационного обмена между ними и других взаимосвязей функциональных подсистем.

Полезную и нужную автоматизированную информационную систему невозможно создать без прямого, негласного участия в разработке и проектировании будущих пользователей, не являющихся, как правило, специалистами в области новых информационных технологий.

Итак, первый путь построения АСОУПО можно описать следующим образом: система должна создаваться как совокупность функциональных информационных подсистем (модулей), объединенных общей целевой функцией и охватывающих все направления работы при оперативном управлении силами и средствами гарнизона.

Принципиально важным является положение об охвате информационным обеспечением всех функций АПР при оперативном управлении силами и средствами гарнизона. Если считать, что основная цель АСОУПО - повышение эффективности работ при тушении пожаров и в других чрезвычайных ситуациях, то следует признать, что система должна охватить автоматизацию всех сторон работы АПР в той или иной мере прямо или косвенно влияют на конечный результат их деятельности.

Таким образом, второй путь построения АСОУПО можно выразить так: система должна охватывать все стороны работы (деятельности) АПР при оперативном управлении силами и средствами гарнизона, гарантируя максимальную полноту информационного обеспечения.

Автоматизированная информационная система — инструмент, обеспечивающий процесс управленческой деятельности руководителей любого ранга. Поэтому она должна максимально учитывать личные качества и стиль работы, присущие каждому из них. В то же время очевидно, что автоматизированные информационные системы не могут быть излишне персонифицированы хотя бы потому, что в реальной обстановке постоянно происходит смена руководителей (пользователей); естественно, автоматизированные информационные системы любого типа не могут «отмирать» и заново создаваться при каждой смене АПР. Следовательно, от АСОУПО требуется определенная универсальность, способность подстраиваться к стилю работы конкретного пользователя без каких-либо серьезных изменений системы программного обеспечения и реорганизации баз данных.

Отсюда выходит третий путь построения АСОУПО: система должна обладать свойством адаптации к стилю и методам, применяемым конкретными пользователями.

Рис. Структурная схема автоматизированного управления пожарной охраны

Этот путь осуществляется за счет требований к программному обеспечению, которое, как минимум, должно давать возможность видоизменять формы представления информации, точнее, генерировать произвольные по форме и содержанию таблицы, графики в пределах тех первичных данных (показателей), которые находятся в базе данных системы или могут быть в нее внесены.

С этим путём тесно связан принцип дифференциации информации по уровням управления и возможности ее агрегирования. Он прямо вытекает из необходимости обеспечить четкое разделение управленческих функций по иерархическим уровням организационной структуры управления.

С учетом выше сказанного, можно сформулировать четвертый путь построения АСОУПО: программное обеспечение системы должно предусматривать возможность агрегирования информации по уровням управления.

Вторым фактором, способствующим положительному психологическому восприятию автоматизированных информационных систем, должно явиться их построение с учетом предоставления максимума удобств и возможностей для непосредственных пользователей.

Этим определяется пятый путь построения АСОУПО: технические средства и программное обеспечение задач, используемых в системе, должны создать пользователям информации максимальные удобства.

Для реализации этого пути в автоматизированной системе должен предусматриваться преимущественно диалоговый режим обращения к системе в реальном масштабе времени.

Программное обеспечение системы должно гарантировать не только получение фиксированных форм представления данных, но и видоизменение их, либо вообще генерацию произвольных форм представления информации в пределах возможностей избранных технических средств. Необходимо также предусмотреть протоколирование работы АПР и документирование информации, выводимой на его монитор [2].

В заключение отметим, что, хотя полностью учесть все сформулированные выше пути сложно, необходимо иметь их в виду с самого начала работ по созданию автоматизированной системы поддержки принятия решений при тушении пожаров и стремиться заложить в разработки, по крайней мере, возможность в последующем их выполнении.

Список используемой литературы

1. Мобильные телекоммуникации: журнал М.: 2012-43 с

2. Концепция развития единых дежурно - диспетчерских служб в субъектах РФ - М.: МЧС России, пр.№ 428 от 10.09.2002.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ «112» В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

С. Ю. Петров, начальник отделения «АСУ и ПО» ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Воронежской области», г. Воронеж

А. В. Облиенко, к. т. н, доцент А. В. Черемисин, к. т. н, преподаватель Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Воронежской области. В соответствии с Федеральной целевой программой «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года № 223 (далее - ФЦП), создание основного и резервного центров обработки вызовов в Воронежской области запланированы соответственно на 2016 и 2017 года.

В случае решения вопроса о внесении изменений в ФЦП, позволяющих передвинуть субсидирование мероприятий по созданию системы-112 на территории Воронежской области с 2016 и 2017 годов на 2015 и 2016 года, прием сообщений от граждан по телефону «112» в городе Воронеж и в целом по области, можно будет начать в конце 2015 года, а завершение основных работ про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.