Программы, которые используются в роботах, создаются на основании некоего возможного поведения человека в конкретной моделируемой ситуации. Гипотетическое поведение человека в данной ситуации формируется как совокупное поведение реальных экспертов в игре, а затем это реализуется при формировании программы для работы в имитационной системе. Выбор роботом решения базируется чаще всего на постулате индикативного поведения.
Если в каждом туре игры стратегия ¡-го игрока формируется исходя из понимания им свой цели, то постулат индикативного поведения может быть записан следующим образом:
= +г? & - Л г? Ф;1]
где s¡k+1 - состояние ¡-го автомата в k+1ом туре игры, - положение цели ¡-го автомата в к-м туре. В данном случае в качестве цели принимается состояние, обеспечивающее ¡-му автомату экстремальное значение его целевой функции в к-й туре игры. Величина ,к задает величину шага в сторону цели, зависит от времени, текущего состояния и некоторых других факторов, внешних по отношению к изучаемой модели и выбирается от партии к партии. Это и составляет сущность процедуры настройки автоматов в играх с использованием индикативного поведения. В этом случае самым сложным при реализации алгоритма индикативного поведения является фиксирование положения цели , что связано с отсутствием у отдельного игрока точной информации о поведении остальных игроков. Тем не менее, достаточно часто возникают ситуации, когда каждый участник игры, учитывая собственную информацию, которую он сообщил Центру, результаты предыдущих туров игры, знание индикативных принципов поведения, может построить модель возможного поведения своих контрагентов.
ОБЗОР И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В МЧС
А.В. Облиенко, к.т.н., доцент, А.В. Черемисин, к.т.н., преподаватель,
Д.А. Савчин, курсант Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Создание АСУ является одним из наиболее перспективных направлений совершенствования управления в структуре МЧС России.
Автоматизированные системы управления (АСУ) представляет собой совокупность каналов связи, технических средств автоматической регистрации, переработки, хранения и отображения информации и устройств оптимизации управленческих решений, взаимосвязанных в процессе
функционирования системы «человек-машина», предназначенной для принятия управленческих решений.
Эффективность управления силами при тушении пожара и ликвидации других ЧС может быть повышена благодаря использованию автоматизированной системы оперативного управления пожарно-спасательными формированиями (АСОУ ПСФ), структура и техническая реализация которой определяется сложностью задач, а ее собственная эффективность - степенью автоматизации решения этих задач [1, 2].
АСОУ ПСФ представляет сбой человеко-машинную систему, технической основой которой являются средства автоматизации, информатизации и связи. Основное назначение АСОУ ПСФ - оптимизация процессов управления силами и средствами гарнизона за счет автоматизации решения управленческих задач. Задачи, которые решают с помощью АСУ, разделяют на три комплекса:
1. Оперативное управление силами и средствами.
2. Управление административно-хозяйственной деятельностью.
3. Управление профилактической работой.
Рассмотрим наиболее важные АСУ в системе МЧС, такие как: автоматизированные системы оперативного управления пожарной охраны (АСОУПО), автоматизированная система центрального оповещения населения (АСЦОН), система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (Система-112).
АСОУПО предназначена для:
- приема заявок о пожарах, поступающих от заявителей;
- приема электрических сигналов от систем автоматической пожарной сигнализации, установленных на объектах;
- мобилизации сил и средств гарнизона ПО на ликвидацию пожара;
- обеспечение информацией пожарных подразделений, следующих к месту пожара;
- обеспечение информацией пожарных подразделений, работающих на месте пожара;
- передислокации пожарных подразделений;
- обеспечения оперативной связью между персоналом управления другими взаимодействующими службами.
- сбора, хранения, отображения и выдачи сведений о пожарах.
Автоматизированная система центрального оповещения населения
(АСЦОН) включает в себя:
- Общероссийскую комплексную систему информирования и оповещения населения (ОКСИОН);
- Комплексную систему экстренного оповещения населения (КСЭОН) [2, 3].
ОКСИОН представляет собой организационно-техническую систему, объединяющую аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации в целях подготовки населения в
области гражданской обороны, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.
КСЭОН предназначена для своевременного и гарантированного оповещения населения в зонах экстренного оповещения с использованием современных информационно-коммутационных технологий и программно-технических комплексов (технических средств и оконечных средств), тип и вид которых определяется в зависимости от характеристики (паспорта) зоны экстренного оповещения, присущих данной территории опасных природных и техногенных процессов, а также групп населения, которые могут находиться в данной зоне [3].
Система-112 предназначена, для функционирования в непрерывном, круглосуточном режиме с постоянной готовностью к обеспечению приёма и обработки вызовов от населения и сообщений о происшествиях, возникающих на территории муниципальных образований.
Основная цель Системы-112 - автоматизация всего комплекса необходимых действий экстренных служб при реагировании на вызов: получение и идентификация поступившего вызова (сообщения о происшествии), анализ ситуации, принятие решения и отправка необходимых сил и средств на место происшествия, координация действий и управление. При этом не последнее значение имеет и геоинформационная поддержка, позволяющая получать наглядную информацию о текущем местоположении всех сил и средств, не только задействованных при реагировании, но и находящихся в резерве.
Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (Система-112), её центры приема и обработки вызовов (сообщений о происшествия) организуются, как правило, на базе существующих единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований субъектов РФ, с целью выполнения следующих основных функций:
1. Приём и обработка телефонных вызовов (сообщений о происшествиях) по единому номеру «112», а также сигналов от датчиков контроля (мониторинга) критически важных объектов;
2. Обработка информации и сигналов с «тревожных» кнопок и датчиков, расположенных в местах массовых культурно-зрелищных или спортивных мероприятий (массового скопления людей);
3. Распределение поступивших вызовов между дежурными службами, входящими в состав Системы-112 в зависимости от их компетенции и зон ответственности;
4. Координация взаимодействия всех экстренных служб, участвующих в реагировании на вызовы;
5. Ведение базы данных о всех вызовах и происшествиях;
6. Формирование сводных отчетов о поступивших телефонных вызовах (сообщениях о происшествиях) и результатах реагирования.
По окончанию приёма вызова (сбора первичных данных о происшествии) информация от операторов центров обработки вызовов (ЦОВ) ЕДДС передается диспетчерам ДДС экстренные оперативные службы, которые непосредственно осуществляют реагирование на вызов -направляют имеющиеся у них силы и средства на место происшествия для оказания помощи. С целью сокращения времени реагирования, в случае привлечения нескольких служб, информация о происшествии одновременно передается во все необходимые службы и осуществляется координация их действий из ЦОВ ЕДДС. О результатах реагирования диспетчеры ДДС сообщают в ЦОВ ЕДДС [1].
Список использованной литературы
1. Картавцев Д.В. Основы радиосвязи: учеб. пособие / Д.В. Картавцев, А.В. Облиенко, А.В. Мальцев, А.В. Черемисин, М.А. Панкова., С.Л. Панченко. - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2013.
2. Зыков В.И. Автоматизированные системы управления и связь / В.И. Зыков, А.В. Командиров, А.Б. Мосягин, И.М. Тетерин, Ю.В. Чекмарёв. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2006.
3. Зыков В.И. Методические указания на курсовое проектирование по дисциплине «Автоматизированные системы управления и связь» / В.И. Зыков, В.В. Коробков, А.Б. Мосягин, Д.Ю. Нечаев - М.: Академия ГПС МЧС России, 2005.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ НА БАЗЕ РОБОТИЗИРОВАННЫХ ПОЖАРНЫХ КОМПЛЕКСОВ
М.А. Панкова, к.т.н., преподаватель, А.В. Мальцев, к.т.н., доцент, В.А. Казанцев, курсант Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
На современном этапе развития науки и техники роботизированные пожарные комплексы (РПК) находят все большее применение для обеспечения автоматического пожаротушения объектов, на которых применение традиционных установок пожаротушения малоэффективно или является неприемлемым.
Пожарный робот по выполняемым функциям заменяет автоматическую установку пожаротушения: обеспечивает пожарную сигнализацию,