Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР'

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод обучения / будущая медицинская сестра / медицинский колледж / педагог / форма обучения / содержание образования / teaching method / future nurse / medical college / teacher / form of education / content of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урсилова Лейла Закаевна

В статье рассматриваются компоненты процесса обучения будущих медицинских сестер. Раскрываются научные взгляды некоторых педагогов в отношении понятийного аппарата, затрагивающего методы обучения. Адаптируются рассматриваемые научные взгляды в соответствии с подготовкой медицинских сестер в учебных заведениях. Определяется взаимосвязь методов активного обучения с формами и содержанием образования. Рассматривается возможность комбинирования существующих методов обучения с точки зрения достижения образовательной цели, в том числе в аспекте ожиданий будущих медицинских сестер. На примере медицинского колледжа приводится важность соответствия содержательной подготовки будущих медицинских сестер к потребностям в квалифицированных работниках с определенным функционалом в медицинских учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Урсилова Лейла Закаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the components of the training process of future nurses. The scientific views of some teachers regarding the conceptual apparatus affecting teaching methods are revealed. The considered scientific views are adapted in accordance with the training of nurses in educational institutions. The interrelation of active learning methods with the forms and content of education is determined. The possibility of combining existing teaching methods from the point of view of achieving an educational goal, including in the aspect of the expectations of future nurses, is being considered. Using the example of a medical college, the importance of matching the substantive training of future nurses to the needs of qualified workers with certain functionality in medical institutions is given.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР»

4. Джаубаева, З.К. Индивидуализация обучения в начальной школе: проблемы и перспективы / З.К. Джаубаева // Научное мнение.-2016,- №10.-С. 128-131

5. Иванова, H.A. Современные компьютерные технологии как средство индивидуализации в начальной школе / H.A. Иванова // Молодой ученый. - 2017. - № 49 (183). - С. 362-364

6. Козлова, H.A. Теоретические аспекты проблемы использования информационных технологий в начальной школе / H.A. Козлова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. -№ 12 (166). - С. 126-128

7. Кузнецова, Е.Г. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе / Е.Г. Кузнецова//Евразийский научный журнал. -2015. -№6. - С. 105-109

8. ФГОС Начальное общее образование Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020)

9. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. - 2011. -№ 4.-С. 3-12

Педагогика

УДК 378

соискатель кафедры современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков Урсилова Лейла Закаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Москва); преподаватель

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан «Дагестанский базовый медицинский колледж имени Р.П. Аскерханова» (г. Махачкала)

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

Аннотация. В статье рассматриваются компоненты процесса обучения будущих медицинских сестер. Раскрываются научные взгляды некоторых педагогов в отношении понятийного аппарата, затрагивающего методы обучения. Адаптируются рассматриваемые научные взгляды в соответствии с подготовкой медицинских сестер в учебных заведениях. Определяется взаимосвязь методов активного обучения с формами и содержанием образования. Рассматривается возможность комбинирования существующих методов обучения с точки зрения достижения образовательной цели, в том числе в аспекте ожиданий будущих медицинских сестер. На примере медицинского колледжа приводится важность соответствия содержательной подготовки будущих медицинских сестер к потребностям в квалифицированных работниках с определенным функционалом в медицинских учреждениях.

Ключевые слова: метод обучения, будущая медицинская сестра, медицинский колледж, педагог, форма обучения, содержание образования.

Annotation. The article discusses the components of the training process of future nurses. The scientific views of some teachers regarding the conceptual apparatus affecting teaching methods are revealed. The considered scientific views are adapted in accordance with the training of nurses in educational institutions. The interrelation of active learning methods with the forms and content of education is determined. The possibility of combining existing teaching methods from the point of view of achieving an educational goal, including in the aspect of the expectations of future nurses, is being considered. Using the example of a medical college, the importance of matching the substantive training of future nurses to the needs of qualified workers with certain functionality in medical institutions is given.

Key words: teaching method, future nurse, medical college, teacher, form of education, content of education.

Введение. Подготовка медицинских работников предполагает формирование эффективной образовательной системы, которая обеспечивает потребности медицинских учреждений в квалифицированных специалистах. Будущие медицинские сестры выступают одним из уязвимых звеньев здравоохранения, так как их определенный функционал в условиях стационара не ограничивается социальной ролью в процессе хирургического вмешательства, послеоперационного ухода и др. Обозначенная ситуация приводит к необходимости раскрытия сущности и пересмотра методов активного обучения в медицинских колледжах.

Под методом активного обучения подразумевается процесс реализации способов, в том числе передачи профессиональных знаний, которые могут усваиваться в зависимости от результативности применяемого способа.

Многие методы активного обучения обозначены в Федеральном государственном образовательном стандарте для системы среднего профессионального образования, однако они выражены посредством образовательных подходов обобщенного характера [6]. В связи с этим, необходимо изучить существующие методы обучения и подходы к ним в целях выявления оптимального их применения для подготовки будущих медицинских сестер.

Изложение основного материала статьи. Процесс обучения медицинских сестер строится на трех обязательных компонентах. Первым компонентом выступает взаимодействие педагога со студентом. В данном аспекте характер взаимодействия принимает форму передачи социально-значимого опыта. Учитывая, что обучение ведется для последующего оказания больным медицинской помощи, взаимодействие между педагогом, особенно практикующим, и будущей медицинской сестрой подразумевает передачу профессиональных знаний позволяющих сохранить жизнь и здоровье человека.

Вторым компонентом обучения медицинских сестер является цель обучения. В стратегическом смысле цель обучения медицинских сестер состоит в обеспечении системы здравоохранения квалифицированными кадрами. Соответственно, необходимо обучить медицинскую сестру таким образом, чтобы она была готова к участию в сложных хирургических вмешательствах, а также к оказанию скорой медицинской помощи и надлежащему уходу за пациентами стационара.

Третьим компонентом обучения будущих медицинских сестер выступает способ усвоения теоретических и практически направленных знаний. Будущая медицинская сестра должна обладать широким спектром профессиональных знаний, затрагивающих методы и способы лечения, элементы фармакологии и некоторые элементы паллиативной помощи.

Каждый из обозначенных компонентов обучения может быть представлен в качестве специфики для реализации методов активного обучения. В совокупности искомые методы означают допустимый и выявленный оптимальный способ передачи студентам необходимых познаний. Педагог Ельницкий К.В. отмечал, что в качестве методов обучения может быть представлен любой способ для достижения искомого направления образования. Он относил к методам обучения не только способы, но также педагогические приемы.

Почти идентичного подхода придерживался другой педагог Ананьев С.А., который утверждал, что методы обучения представляют собой совокупность педагогических приемов координирующего характера. Для будущих медицинских сестер обозначенный взгляд на метод активного обучения более приближен к действительности, так как на практике получаемые знания в сфере оказания медицинской помощи должны быть максимально адаптированы и приводить к реальным результатам в виду улучшения состояния здоровья или спасения жизни.

Такие педагоги, как Смирнов К.А. и Соколов Л.В., считали, что метод обучения относится к способу расположения образовательной информации по темам образовательной программы. В процессе обучения будущих медицинских сестер данный аспект реализуется путем соблюдения принципа от общего к частному. При этом следует учитывать, что срок обучения медицинских сестер в среднем длится два-три года, что означает необходимость обладания педагогом высокого педагогического мастерства в целях передачи достаточно объемного набора профессиональных знаний и навыков [1, С. 286]. Соответственно, методы обучения вне зависимости от их специфической направленности должны подразумевать некий путь, который позволяет достигнуть искомой цели.

Если рассматривать путь обучения будущих медицинских сестер, то данный путь подразумевает нахождение педагогом наиболее оптимального способа его преодоления. Он базируется на образовательной программе, а значит, путь может быть преодолен при помощи достаточно широкого спектра педагогических приемов, которые представляется возможным комбинировать для всех студентов или для каждой группы студентов по отдельности.

Можно предположить, что метод обучения будущих медицинских сестер подразумевает подбор педагогом формы освоения содержания образовательной программы. Такие формы, как и в случае преодоления пути, также подразумевают подбор способа усвоения будущими медицинскими сестрами искомых знаний и овладения практическими навыками. Данный аспект учитывает, что педагог обладает свободой выбора при подборе способов донесения теоретических знаний, которые могут отличаться от способов привития практических навыков.

Отличия способов обучения теории и практики строится не только на целевом назначении рассматриваемых компонентов образовательного процесса, но также на форме подачи искомой информации. Методы обучения находятся в тесной взаимосвязи с содержанием образования, которое подтверждает важность совместной деятельности педагога и будущих медицинских сестер. Такая деятельность подразумевает, что процесс обучения строится на эффекте подражания и адаптирования опыта других людей. В медицинских колледжах эффект подражания проявляется путем демонстрации некоего образца способа действий при определенном клиническом случае, а также неоднократного повторного репродуцирования действий в процессе освоения образовательной программы. Данный подход характеризуется признаками репродуктивного метода обучения в медицинском учреждении [8, С. 123].

В тоже время остается важным умение будущими медицинскими сестрами накапливать и передавать результаты клинического опыта в знаковой форме. Это значит, что будущая медицинская сестра должна знать и понимать Международную классификацию болезней (МКБ-10), а также общие предписания медицинского характера, обозначающие врачами на латыни. Обозначенный подход относится к догматическим методам обучения.

При этом не следует избегать в процессе обучения будущих медицинских сестер важности личных качеств обучаемых и их способности самостоятельно познавать сущность предполагаемой профессиональной деятельности, что определяет эвристический метод и выделяет значимость применения аннотирования медицинских статей в отраслевых научных изданиях. Данный метод с учетом непродолжительности процесса обучения медицинских сестер в целом способен существенно дополнить багаж знаний и расширить представление обучаемых относительно специфики оказания медицинской помощи и корректного профессионального поведения в отдельных нестандартных клинических случаях [4, С. 126].

К эвристическому методу применим взгляд педагога Ушинского К.Д., который определял целесообразность применения различных способов активизации познавательной деятельности усилиями самих обучаемых [10, С. 18]. На основе научного взгляда педагога Каптерева П.Ф. можно предположить, что указанные методы обучения могут послужить построению образовательного процесса по принципу, обозначенному педагогами Смирновым К.А. и Соколовым Л.В.. Рассматриваемый принцип базируется на возможности распределения учебного материала по тематическим направлениям образовательной программы с учетом постепенного усложнения изучаемых медицинских направлений. Таким образом, указанные методы обучения в соответствии с научным взглядом Каптерева П.Ф., строятся на трех формах образовательного процесса, а именно на аналитической форме, догматической и генетической.

Под генетической формой Каптерев П.Ф. подразумевал демонстрацию процесса возникновения определенного знания, его развития с течением времени и изучение окончательной формулировки рассматриваемого профессионального знания. Для будущих медицинских сестер такими знаниями могут выступать сведения в сфере фармакогенетики и истории медицины [9, С. 84]. В тоже время педагогу следует учитывать, что комбинирование рассматриваемых методов обучения должно предполагать активную вовлеченность будущих медицинских сестер, которая возможна лишь при условии их активной вовлеченности в образовательный процесс. Упомянутое ранее взаимодействие между педагогом и обучаемыми обладает спецификой участия будущих медицинских сестер в формировании системы знаний. Данный подход определяет роль обучаемых в медицинском колледже не в качестве объекта, который лишь впитывает объем информации, но как активного субъекта, актуализация которого формируется в результате реализации искомых методов обучения [5, С. 1362].

Активная вовлеченность обучаемых отражается еще на этапе целевого назначения обучения, так как у будущих медицинских сестер изначально наблюдается определенная мотивация и предпосылки к получению искомого образования. Методы обучения призваны помочь достижению целей обучаемыми и реализации их мотивации в получении жизненно-важных компетенций для профессиональной деятельности.

Учитывая личностные характеристики и индивидуальные способности обучаемых в медицинском колледже, комбинация методов обучения может помочь выявить оптимальные способы усвоения информации будущими медицинскими сестрами, что предполагает возможность формирования практических заданий педагогом для достижения каждой обучаемой оптимального уровня квалификации. Таким образом, педагог может распределить аннотирование медицинских научных статей среди тех обучаемых, которые в наибольшей степени привержены к раскрытию профессиональных компетенций посредством обозначенной познавательной деятельности. При помощи идентичного подхода педагог вправе распределить практические задания, связанные с переводом исторических и современных медицинских трудов, написанных на латыни, среди обучаемых, для которых погружение в фундаментальные знания представляют дополнительный естественный интерес [7, С. 134].

Комбинирование активных методов обучения может осуществлять педагогом изначально в тестовом режиме, однако не следует превращать образовательный эксперимент в способ постоянного взаимодействия с будущими медицинскими сестрами. На фоне непродолжительного срока обучения поиск искомых оптимальных методов должен осуществляться в ускоренном и интенсивном режиме, для того, чтобы систематизировать процесс обучения и обеспечить будущих медицинских сестер комплексным объемам искомых знаний.

Практическим путем педагог вправе постепенно выявить, что для достижения искомых результатов в рамках узконаправленных знаний уместны лишь определенные методы обучения. Может сформироваться ситуация, при которой для одних тематических направлений подходят определенные методы обучения, для других - иные. Соответственно, образовательная программа подготовки будущих медицинских сестер должна учитывать не только искомые компетенции и объем знаний, необходимых в рамках профиля подготовки, но также указание на способы реализации педагогической деятельности при обучении тематическому направлению.

Некоторые педагоги стремятся к формированию собственных методов обучения в качестве авторских. В случае с подготовкой будущих медицинских сестер, авторский подход на индивидуальной основе не подходит как оптимальный педагогический прием, так как профессия медицинской сестры подразумевает социальную важность, а не квалификацию в аспекте рыночной востребованности. Таким образом, все авторские методы обучения в сфере медицинских направлений подготовки должны быть обнародованы в научном сообществе и распространяться среди других педагогов медицинских учебных заведений.

Научное и педагогическое сообщество должны стремиться к общей разработке оптимальных подходов к обучению будущих медицинских сестер, так как данное профессиональное образование подразумевает накопление и передачу социального опыта спасения людей. Некоторые педагоги преимущественно реализуют лишь единичные методы обучения, что потенциально лишает будущих медицинских сестер возможности всесторонне освоить профессию [2, С. 54]. К примеру, использование исключительно эвристического метода может привести к ситуации, когда определенные важные аспекты клинической практики будут исчезать из поля зрения обучаемых, хотя именно они могут нуждаться в неоднократном повторении их воспроизведения. К таким видам знаний может относиться симптоматика заболеваний, порядок действий при оказании медицинской помощи или порядок использования медицинских инструментов в процессе хирургического вмешательства.

В тоже время рассматриваемый репродуктивный метод активного обучения не применятся в качестве единственного, так как такой подход может лишить будущих медицинских сестер активной познавательной деятельности, которую обеспечивает эвристический метод обучения. Подготовка медицинских сестер в учебных заведениях подразумевает специфику образовательного процесса, так как в каждом субъекте Российской Федерации (РФ) и муниципальном образовании прослеживаются уникальные потребности в профильных знаниях рассматриваемого направления деятельности. Для одного субъекта, в котором расположены фундаментальные научно-исследовательские институты, подготовка медицинских сестер должна предполагать характерные особенности профессиональной деятельности, в отношении которых они должны быть осведомлены. На территории других субъектов РФ и муниципальных образований может обнаружиться дефицит в сотрудниках паллиативных учреждений, что подразумевает знания медицинской сестрой принципов ухода за тяжелобольными пациентами.

В Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Дагестан «Дагестанский базовый медицинский колледж имени Р.П. Аскерханова» (ГБПОУ РД «Дагестанский базовый медицинский колледж им. Р.П. Аскерханова») подготовка будущих медицинских сестер осуществляется с учетом обеспечения квалифицированными кадрами районов Республики [3]. Ежегодно по причине строительства новых медицинских учреждения в Республике и расширения ныне функционирующих больниц и поликлиник, возрастает спрос на медицинских сестер.

Обозначенная ситуация приводит к необходимости усилению некоторых методов активного обучения на фоне комплексного подхода. В частности, акцентируется внимание на репродуктивном и догматическом методах обучения. При этом эвристический метод активного обучения реализуется посредством информатизации и цифровизации образовательного процесса. От будущей медицинской сестры, которая проходит обучение в ГБПОУ РД «Дагестанский базовый медицинский колледж им. Р.П. Аскерханова», требуется знание и умение для послеоперационного ухода за пациентами в условиях стационара. Особая востребованность наблюдается в квалификации для работы в нефралогических, гематологических отделениях, а также в отделениях неотложной помощи медицинских учреждений Республики Дагестан.

Выводы. Таким образом, становится очевидным, что методы обучения будущих медицинских сестер определяют специфику образовательного процесса в медицинских колледжах. Комбинирование методов можно обеспечить комплексным и фундаментальным принципом подготовки в предполагаемой профессиональной деятельности, но в тоже время объединение существующих методов обучения должно осуществляться в рамках пути достижения искомой цели как для нужд системы здравоохранения, так и для реализации ожиданий будущих медицинских сестер к искомой квалификации.

Литература:

1. Белецкая, В.В. Интерактивные методы обучения в преподавании базовых дисциплин медицинского колледжа / В.В. Белецкая // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. - 2022. - Т.З. -№.5,- С. 282-287

2. Бочкарева, Т.Н. Активные методы обучения как новая форма предоставления теоретического материла в образовательном процессе колледжа / Т.Н. Бочкарева, Э.А. Осадчий, Н.Ф. Сибгатуллина // Гуманитарные науки. - 2020. -№. 1 (49). - С. 53-60

3. ГБПОУ РД «Дагестанский базовый медицинский колледж им. Р.П. Аскерханова»: сайт.-2023. - URL: https://dbmk.su/ (дата обращения: 23.11.2023)

4. Лаптиева, Л.Н. Особенности симуляционного обучения учащихся медицинских колледжей / Л.Н. Лаптиева, Е.И. Рублевская // Проблемы здоровья и экологии. - 2021. - Т. 18. - №. 3. - С. 124-131

5. Латипов, П.М. Профессиональная компетентность и профессиональная мобильность будущих медицинских сестер / П.М. Латипов // Science and Education. - 2022. - Т.З.- №. 4. - С. 1358-1362

6. Профессиональные стандарты: сайт. -2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/ index/2 (дата обращения: 23.11.2023)

7. Тананаева, O.A. Методическая работа преподавателя в медицинском колледже / O.A. Тананаева, H.H. Силаева, Н.П. Эсауленко // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. - 2020. -№4. - С. 132-136

8. Уракова, Е.А. Организация учебного процесса в колледже / Е.А. Уракова, Д.М. Михайленко, А.Н. Сидоров // Современные проблемы развития профессионального образования. -2021. -№16. - С. 121-124

9. Федотова, Н.Б. Систематизация развития дидактических учений в трудах П.Ф. Каптерева / И.Б. Федотова, А.Ф. Петренко // Экономические и гуманитарные исследования регионов. -2020. -№. 1. - С. 84-86

10. Черникова, A.B. Аксиологические основы педагогической системы К.Д. Ушинского / A.B. Черникова, Е.В. Елисеева // Гуманитарные науки и актуальные исследования. - 2021. - №8. - С. 17-22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.