Научная статья на тему 'ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА'

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
391
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА / PROFESSIONAL TRAINING / NURSING STAFF / NURSE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Урсилова Лейла Закаевна

В статье выявлены современные требования к профессиональной подготовке среднего медицинского персонала. Профессиональная подготовка выпускников-медиков среднего звена должна полностью отвечать современным повышенным запросам населения и задачам, поставленным системой здравоохранения. Среди намеченных направлений создания Национальной системы здравоохранения Российской Федерации, медицинским работникам предстоит работать продуктивно, активно, но часто в нестабильных, постоянно меняющихся условиях. Конструктивные новшества будут сопровождать медицинский персонал на всех этапах профессиональной деятельности, с того момента, как получено образование до выхода на пенсию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Урсилова Лейла Закаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL TRAINING OF MEDIUM STAFF

The article identifies modern requirements for the professional training of nurses. The professional training of mid-level medical graduates should fully meet the modern increased demands of the population and the tasks set by the healthcare system. Among the planned directions for creating the National Health System of the Russian Federation, medical workers will have to work productively, actively, but often in unstable, constantly changing conditions. Constructive innovations will accompany medical personnel at all stages of their professional activities, from the moment they graduate until retirement.

Текст научной работы на тему «ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА»

Педагогика

УДК 378

преподаватель Урсилова Лейла Закаевна

ГБПОУ РД «Дагестанский базовый медицинский колледж имени Р.П. Аскерханова» (г. Махачкала)

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО

ПЕРСОНАЛА

Аннотация. В статье выявлены современные требования к профессиональной подготовке среднего медицинского персонала. Профессиональная подготовка выпускников-медиков среднего звена должна полностью отвечать современным повышенным запросам населения и задачам, поставленным системой здравоохранения. Среди намеченных направлений создания Национальной системы здравоохранения Российской Федерации, медицинским работникам предстоит работать продуктивно, активно, но часто в нестабильных, постоянно меняющихся условиях. Конструктивные новшества будут сопровождать медицинский персонал на всех этапах профессиональной деятельности, с того момента, как получено образование до выхода на пенсию.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, средний медицинский персонал, медицинская сестра.

Annotation. The article identifies modern requirements for the professional training of nurses. The professional training of mid-level medical graduates should fully meet the modern increased demands of the population and the tasks set by the healthcare system. Among the planned directions for creating the National Health System of the Russian Federation, medical workers will have to work productively, actively, but often in unstable, constantly changing conditions. Constructive innovations will accompany medical personnel at all stages of their professional activities, from the moment they graduate until retirement.

Keywords: professional training, nursing staff, nurse.

Введение. Среди намеченных направлений создания Национальной системы здравоохранения Российской Федерации, медицинским работникам предстоит работать продуктивно, активно, но часто в нестабильных, постоянно меняющихся условиях. Конструктивные новшества будут сопровождать медицинский персонал на всех этапах профессиональной деятельности, с того момента, как получено образование до выхода на пенсию.

Изложение основного материала статьи. «Введение новой системы накладывает на медицинских сестер дополнительную ответственность за качество полученных знаний, умений, навыков и

профессиональных компетенций, а также за качество предоставления профессиональных услуг.....остро,

встает вопрос о том, кто будет координировать, обучать, поддерживать медицинский персонал на всех этапах. Эту организацию сегодня называют «Сестринские профессиональные некоммерческие организации», которые в плане развития системы здравоохранения выделены отдельным пунктом» [4, с. 22].

Поскольку жизнь, наука, медицинские открытия и достижения не стоят на месте, все время совершенствуется качество жизни, то и медицинское обслуживание населения также должно быть кардинально и качественно изменено. Роль современной медицинской сестры теперь иная, чем та, которую она выполняла несколько лет назад. Современная медицинская сестра - это профессионально грамотный, подготовленный и компетентный участник общего лечебного процесса. Слепое, безмолвное подчинение врачу, выполнение его поручений без анализа, обдумывания и собственных предложений по улучшению ситуации, сегодня ушли в прошлое. Медицинская сестра в наше время берет на себя не просто заботу о больном пациенте, но и помогают ему вернуться к любимой работе, стать здоровым, активно общаются, коммуницируют с родственниками больного, просвещая их на предмет реабилитации пациента на дому, объясняя и показывая, как правильно следует помогать близкому человеку после того, как его выписали из больницы. То есть, в данном случае медицинская сестра выступает не просто как медицинский работник, семейный психолог, но и как педагог, объясняя и разъясняя основные моменты полного выздоровления пациента. Именно медсестра более всего знает тонкости осуществляемых процедур, обладая достаточной квалификацией, чтобы оказывать компетентную помощь больным и подробно, доступно консультировать его родственников. В постоянной практике и общения с больными, родственниками, палатными врачами медицинские сестры постоянно совершенствуют свои профессиональные навыки, приобретая все новые практические и теоретические знания.

Помимо того, что медсестра приобретает в рамках больничной и клинической практики профессиональные компетенции, она должна активно интересоваться тем, что происходит за пределами собственного рабочего места, собственного отделения, больницы, постоянно участвуя медицинских форумах, научно-практических конференциях и практических семинаров в России, за рубежом. Современный медицинский персонал среднего звена обязан постоянно, в течение всей трудовой деятельности, повышать уровень профессиональных компетенций и свою профессиональную квалификацию. С этой целью, медицинские сестры постоянно участвуют в практических семинарах и конференциях. Темы сестринских конференций всегда основываются на процесс обучения персонала, включающий трансляция информации участникам о самых новых медицинских разработках; информирование сестер с нормативными документами, которые выходят, согласно приказам Министерств и ведомств, которыми пользуются медицинские работники ЛПУ. Здесь же на семинаре участники осваивают новые техники, технологии, способы методы работы медицинских работников, куда входят информационно-коммуникационные технологии, сетевое управление, мультимедийные устройства; обязательное повторение и переработка ранее усвоенных ЗУНов, которые являются базой профессиональной деятельности медсестры. Какие темы и проблемы могут стать основой научно-практических конференций. Это могут быть проблемы, касающиеся -«Значение иммунизации для медицинских работников»; «Просвещение родственников пациентов в рамках его реабилитации на дому после выписки»; «ОРВИ — клиника, лечение, профилактика». «Противоэпидемические мероприятия в период активности проявления болезни»; «Просвещение населения в рамках ВИЧ-инфекции и СПИД»; «Техника переливания: новые техники и способы» и т.д.

Отмечая профессиональные качества современной медицинской сестры, нельзя не отметить необходимые ее личностные качества. Часто при описании сути и содержания требований к медицинской сестре перечисляются только ее профессиональные умения и навыки, забывая личностные качества. в том

числе и коммуникативные, не указываются черты личности. Но, учитывая личностные черты медицинской сестры, которые определяют ее профессиональное поведение и мышление, то можно говорить о том, что личность медицинской сестры не может быть не связано с её профессиональными поведенческими навыками и умениями. Современная медицинская сестра должна обязательно демонстрировать четкие профессиональные и личностные качества. Среди них особо выделяется профессиональное мышление, умения общаться и коммуницировать с пациентами и коллегами, устремленность к постоянному самосовершенствованию и самообразованию, владение современным сетевым менеджментом, обладание современными ИКТ. Значительное сокращение длительности пребывания пациентов в стационарном отделении требует от медсестры интенсификацию в ее профессиональных действиях, умений ведения планов сестринского ухода, в том числе - электронных дневников, электронное документирование лечебных дел пациентов. То есть, профессиональная подготовка медицинских сестер с помощью компетентностного подхода нацелена на развитие профессионально важных ЗУНов и компетенций. Преодоление многих барьеров в новом становлении медицинской сестры даст возможность значительно улучшить всю систему профессиональной подготовки будущих медицинских работников среднего медицинского персонала и определить современные требования к профессиональной подготовке среднего медицинского персонала как важнейшего ресурса реформирования здравоохранения.

К личностным качествам сегодня можно отнести - гуманистические качества, высокая нравственность, любовь к людям, жертвенность, высокая ответственность и внимательность; ориентация на человеческие ценности; эрудиция, высокий уровень общей культуры; самоконтроль; личностная целеустремленность и твердость, выдержка, умение переносить невзгоды; высокий уровень общительной культуры, доброжелательность ко всем людям, независимо от нации, религиозной принадлежности и статуса больного, высокая чуткость и толерантность. Медицинская сестра несомненно должна обладать педагогической одаренностью, умением доносить до общественности и каждого пациента элементарных знаний. Как педагог, современная медицинская сестра должна владеть элементарными педагогическими методами обучения и воспитания пациентов и родственников больных. Как педагог, медицинская сестра должна нести профилактические знания ненавязчиво, без назидания, гибко, с готовностью пересмотра своих прежних позиций, а также сестра должна демонстрировать открытость, любознательность, готовность рисковать и брать на себя ответственность при принятии серьезных решений, чему также нужно сегодня учиться.

Развивая в себе педагогические профессионально-личностные качества, качества современного педагога, медицинский персонал среднего звена должен выступать и в роли менеджера, организатора сестринского дела. Как менеджер, медицинская сестра должна воспитывать в себе лидерские качества, четкие личностные ценности и цели; умение убеждать в работе с людьми, с людьми разных возрастов, поскольку среди пациентов встречаются как взрослые, так и дети. Медицинская сестра должна понимать и осознавать особенности работы менеджера, владеть навыками руководства и подчинения и умениями управления собой, поскольку менеджер - это организатор и управленец, который ставит перед собой задачи справиться с большим объемом работы организации, сорганизовав при этом большое количество других людей. «Одной из главных задач менеджмента является определение целей деятельности организации. Цели в организации - это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хочет добиться коллектив при совместной работе. Формальные организации определяют цели через процесс планирования» [1, с. 70-77].

Если суммировать все перечисленные требования к личности медика среднего звена с позиции профессионализма педагога и менеджера-управленца, то можно увидеть общие составляющие: это ориентация на человеческие ценности, личные цели, личностная и профессиональная зрелость, квалификация, компетентность, умение управлять собой и другими людьми, умение убеждать, управлять своим развитием, умение общаться и коммуникативность, а также гуманизм, желание и умение помогать другим людям.

Перечисленные личностные качества медсестры полностью коррелируются с личностью другого человека, которого относят к профессии «человек-человек». К таким профессиям несомненно относят профессию педагога. А медицинская сестра сегодня выполняет чисто педагогические функции, просвещая, разъясняя, неся в массы знания по улучшению образа жизни, сохранению собственного здоровья как первого условия счастья человека и его профессиональной жизненной самореализации.

Суть просветительно-профилактической деятельности медицинской сестры хорошо выражено в словах Николая Александровича Семашко. Семашко Николай Александрович - знаменитый советский врач, который прославился как крупный государственный деятель, ставший одним из основателей системы здравоохранения в СССР. Его именем назван один из медицинских институтов В России. Н.А. Семашко отмечал: «Профилактика начинается и кончается санитарным просвещением». Именно данные слова Н.А. Семашко были реализованы в санитарно — просветительской работы медицинских сестер. «Профилактика в медицине - это - это система комплексных государственных, общественных и медицинских мероприятий, имеющих целью устранение факторов, вредно действующих на здоровье людей, а также обеспечение всестороннего развития физических и духовных сил человека» [2, с. 144].

Безусловно, для эффективной профилактической и санитарно-гигиенической работы, медицинская сестра должна хорошо усвоить и понимать, а далее грамотно и доступно разъяснять населению ее цели. Изложенная медико-педагогическая деятельность медицинской сестра, ее обязанности и методика ее проведения закреплена. Средний медицинский персонал планирует профилактическую деятельность на год и согласовывает с вышестоящим административным звеном здравоохранения. Для четкого и эффективного планирования профилактической деятельности важны также такие личностные черты медицинской сестры как умение прогнозировать, высокая организованность, умение убеждать, управлять при использовании индивидуальных и групповых методов. Эффективность санитарного просвещении, осуществляемого сотрудниками среднего медицинского персонала, зависит и от того, насколько персонал учитывает особенности и характер аудитории, интересы аудитории, возрастные особенности аудитории (дети, подростки или взрослые), общий культурный уровень и др. В данном случае владение медицинской сестрой методом устной пропаганды, ораторскими методиками является наиболее продуктивными.

Современные требования к профессиональной подготовке среднего медицинского персонала также подробно описаны и представлены в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 34.02.0l «Сестринское дело», зарегистрированном в Минюсте России 18.06.2014 N 32766.

ФГОС СПО по направлению «Сестринское дело» - это целый комплекс обязательных требований, составленных для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации. Данный документ дает возможность и для реализации сетевой формой программы подготовки специалистов среднего звена, используя ресурсы образовательных организаций. «В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена». [3]. Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют ФГОС СПО.

Приоритетная деятельность выпускников медицинских колледжей и медицинских училищ - это оказание населению квалифицированной сестринской помощи для сохранения и поддержания здоровья в разные возрастные периоды жизни. Объектом профессиональной деятельности медицинской сестры является пациент и его окружение, включая родственников и близких. Объектом среднего медицинского персонала также является здоровое население и средства, технологии и инновационные методы оказания лечебно-диагностической, профилактической и реабилитационной помощи. В рамках ФГОС Медицинская сестра или Медицинский брат должны быть готовы выполнять следующие виды деятельности:

- организация и проведение профилактических мероприятий;

- участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах;

- оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях;

- выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Если обратиться к требованиям освоения учебной программы специалистами среднего звена через овладение главными профессиональными компетенциями, то увидим, что Медицинская сестра или Медицинский брат к концу обучения в среднем медицинском учреждении должны овладеть следующими компетенциями, включающими в себя способности: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК-1); организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы ее выполнения (ОК-2); принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-3) и т.д. Среди профессиональных компетенций отмечены следующие: Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения (ПК-1); проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения (ПК-2); участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний (ПК-3).

Выводы. Итак, современная профессиональная подготовка выпускников-медиков среднего звена должна полностью отвечать современным повышенным запросам населения и задачам, поставленным системой здравоохранения. Среди намеченных направлений создания Национальной системы здравоохранения Российской Федерации, медицинским работникам предстоит работать продуктивно, активно, но часто в нестабильных, постоянно меняющихся условиях. Конструктивные новшества будут сопровождать медицинский персонал на всех этапах профессиональной деятельности, с того момента, как получено образование до выхода на пенсию. Поскольку жизнь, наука, медицинские открытия и достижения не стоят на месте, все время совершенствуется качество жизни, то и медицинское обслуживание населения также должно быть кардинально и качественно изменено.

Литература:

1. Медведев Н.А. Менеджмент и менеджер // Лесной вестник / Forestry bulletin. 2007. № 3. С. 70-77

2. Семашко Н.А. Избр. произв., 2 изд. - М., 1967. С. 233

3. ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

4. Щербакова Н.Ю., Островская И.В. Участие медицинских сестер в деятельности сестринских профессиональных организаций. / Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова. 2016. VIII Международный научный форум

Педагогика

УДК 316.614:378

кандидат биологических наук, доцент Файзрахманов Ильнар Илдарович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Антонова Татьяна Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); старший преподаватель Шамгунова Гузель Марселевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕЙСЯ

МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В авторской статей представлено теоретическое исследование проблемы моделирования педагогических условий социального развития учащейся молодежи. Авторы включили в модель социального развития учащейся молодежи следующие педагогические условия: референтная, стабильная среда; возможность включения в нормативное регулирование жизнедеятельности данной среды; развивающий характер среды; непротиворечивость и открытость среды; новые возможности для социального развития. Ключевые слова: педагогические условия, социальное развитие, моделирование, учащаяся молодежь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.