Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОМОЩЬЮ ИКТ'

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОМОЩЬЮ ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процесс / индивидуализация / урок / начальная школа / ИКТ / педагог / process / individualisation / lesson / primary school / ICT / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умалатова Зульфия Магомедовна, Алибекова Заира Нажмудиновна, Курбанова Алина Балаэфендиевна

В статье рассмотрен процесс индивидуализации на уроках в начальной школе с помощью ИКТ. В современном мире основные ориентиры образования смещаются к использованию новейших методов в организации учебного процесса начиная уже с начальной школы. ФГОС НОО направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся. Рациональное использование информационных компьютерных технологий на этапе начального образования помогает педагогу не только разнообразить образовательный процесс, тем самым повышая интерес обучающихся к изучаемому материалу, но и дает возможность тратить меньше времени на подготовку к учебному занятию. Проблема индивидуализации обучения выступает одной из ключевых в различных психолого-педагогических исследованиях, несмотря на ее активное изучение. Она до сих пор остается неразрешенной, что не дает возможности достичь максимального успеха для обучения в массовой общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Умалатова Зульфия Магомедовна, Алибекова Заира Нажмудиновна, Курбанова Алина Балаэфендиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the process of individualisation at primary school lessons with the help of ICT. In the modern world the main guidelines of education are shifting to the use of the latest methods in the organisation of the learning process starting from primary school. FGOS LEO is aimed at providing conditions for effective implementation and mastering of the basic educational programme of primary general education by students, including conditions for individual development of all students. Rational use of information computer technologies at the stage of primary education helps the teacher not only to diversify the educational process, thereby increasing the interest of students in the material studied, but also makes it possible to spend less time on preparation for the training session. The problem of individualisation of learning is one of the key issues in various psychological and pedagogical studies, despite its active study. It still remains unresolved, which does not allow to achieve maximum success for learning in mass general education school.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОМОЩЬЮ ИКТ»

и результат.

Эта же зона головного мозга ответственна за баланс между эмоциональными побуждениями и логическими операциями. Передняя поясная извилина получает информацию из разных областей головного мозга, она регулирует когнитивные процессы и эмоции. Контролируется поведение в сложных ситуациях, выполняется коррекция его стратегий.

Для левой и правой дорсолатеральных фронтальных зон, теменной доли, верхней медиальной фронтальной зоны, левой средней и нижней лобной извилин характерно когнитивное переключение. Гипотетически лобные доли имеют различия, они ответственны принятие решений. При этом теменные доли участвуют в базисных процессах внимания. Лобная, левая и правая нижние лобные извилины ответственны за самоконтроль. Они связаны с обновлением информации в рабочей памяти.

Научная новизна статьи состоит в расширении границ педагогического знания о формировании метакогнитивных умений с учетом исполнительных функций.

Теоретическая значимость статьи заключается в разработке нейродидактических аспектов метакогнитивных умений.

Практическая значимость определяется возможностью использования нейродидактического подхода к формированию метакогнитивных умений.

Выводы. Исполнительные функции 1) активируют учебное действие в заданном временном интервале при сложившихся обстоятельствах, 2) тормозят избыточное действие. Исполнительные функции определяют операции, которые выполняющиеся при воспроизведении планов и действий. Такие функции обеспечивают целеполагание, контроль, произвольность учебной деятельности. Их развитие в начальном школьном детстве обусловливает готовность ребенка к последующему обучению и создает предпосылки для будущих учебных достижений.

Литература:

1. Годдард, М. Мозг в стадии разработки: Потрясающие факты об умственном развитии от зачатия до взросления / М. Годдард. - М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2022. - 208 с.

2. Данилова, H.H. Психофизиология / Н.Н.Данилова. - М.: Аспект-Пресс. - 2004. - С. 204.

3. Костромина, С.Н. Введение в нейродидактику: учебное пособие / С.Н. Костромина. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта,- 2019. - 182 с.

4. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие / Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер,2021. - 288 с.

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223). - URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307140040(flaTa обращения: 15.12.2023)

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования" (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675). - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202208170012 (дата обращения: 15.12.2023)

Педагогика

УДК 37.032

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Умалатова Зульфия Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и технологии начального образования Алибекова Заира Нажмудиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Курбанова Алина Балаэфендиевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала)

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ИА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОМОЩЬЮ ИКТ

Аннотация. В статье рассмотрен процесс индивидуализации на уроках в начальной школе с помощью ИКТ. В современном мире основные ориентиры образования смещаются к использованию новейших методов в организации учебного процесса начиная уже с начальной школы. ФГОС НОО направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся. Рациональное использование информационных компьютерных технологий на этапе начального образования помогает педагогу не только разнообразить образовательный процесс, тем самым повышая интерес обучающихся к изучаемому материалу, но и дает возможность тратить меньше времени на подготовку к учебному занятию. Проблема индивидуализации обучения выступает одной из ключевых в различных психолого-педагогических исследованиях, несмотря на ее активное изучение. Она до сих пор остается неразрешенной, что не дает возможности достичь максимального успеха для обучения в массовой общеобразовательной школе.

Ключевые слова: процесс, индивидуализация, урок, начальная школа, ИКТ, педагог.

Annotation. The article deals with the process of individualisation at primary school lessons with the help of ICT. In the modern world the main guidelines of education are shifting to the use of the latest methods in the organisation of the learning process starting from primary school. FGOS LBO is aimed at providing conditions for effective implementation and mastering of the basic educational programme of primary general education by students, including conditions for individual development of all students. Rational use of information computer technologies at the stage of primary education helps the teacher not only to diversify the educational process, thereby increasing the interest of students in the material studied, but also makes it possible to spend less time on preparation for the training session. The problem of individualisation of learning is one of the key issues in various psychological and pedagogical studies, despite its active study. It still remains unresolved, which does not allow to achieve maximum success for learning in mass general education school.

Key words: process, individualisation, lesson, primary school, ICT, teacher.

Введение. В современном мире основные ориентиры образования смещаются к использованию новейших методов в организации учебного процесса, начиная уже с начальной школы. ФГОС НОО направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения школьниками основной образовательной программы начального общего образования,

в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся [8]. Учитывая рост населения и увеличения количества учащихся в классе, учителю становится сложнее удержать внимание каждого ученика, при условии, что начальное образование предусматривает активное использование демонстрационного материала (карточки, схемы, изображения). Чтобы повесить на доску один материал, а потом сменить его другим, тоже уходит не мало времени. Концентрация учеников снижается. Рассматриваемые факторы должны обеспечить на достаточном уровне требования ФГОС НОО, при этом применяя традиционные методы преподавания, становится просто невозможно.

Современным школьникам нужен индивидуальный подход. Достаточно приемлемым средством на уроках мы считаем, являются компьютерные технологии. Грамотное применение информационных компьютерных технологий на этапе начального образования помогает педагогу не только разнообразить образовательный процесс, тем самым повышая интерес обучающихся к изучаемому материалу, но и дает возможность тратить меньше времени на подготовку к учебному занятию.

Изложение основного материала статьи. Совершенствование подходов к разработке и внедрению компьютерных образовательных технологий является актуальным направлением исследований в рассматриваемой предметной области в связи с тем, что до сих пор возникает много вопросов как от родителей, так и от самих преподавателей об уместности использования современных компьютерных технологий на уроках в начальной школе. Одни считают, что большинство детей, итак, подвержены интернет-зависимости, а его использование во время учебного процесса может значительно усугубить ситуацию. Немаловажным фактором выступает проблема физического здоровья ребенка. С каждым годом количество детей, использующие очки на постоянной основе, возрастает. Педагоги, в свою очередь, выступают против использования ИКТ на уроках, в силу своих возрастных особенностей. Старшему поколению гораздо проще использовать традиционные методы обучения, чем осваивать безграничный функционал компьютерных возможностей. Из-за всего вышеперечисленного у школы возникает проблема в поиске кадров, которые смогут использовать в процессе обучения новейшие педагогические технологии, связанные с компьютерными возможностями.

Вопросам внедрения и эффективного применения информационно- коммуникационных технологий посвящено немало теоретических и экспериментальных исследований как отечественных, так и зарубежных авторов. В частности, отдельные вопросы использования средств новых информационных технологий в обучении раскрыто в трудах известных ученых В.Ю. Быкова, Б.С. Гершунский, P.C. Гуревича, и других. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания исследовали М. Варшауер, В.Е. Краснопольский, А.П. Крюкова, Е.С. Полат, П.И. Сердюков, Д. Сперлинг.

Система образования в настоящее время развивается с учетом новых условий, которые должны соблюдать учреждения, предоставляющие образование. Образовательный процесс сейчас направлен на то, чтобы школьник развивался как личность, его способности к получению знаний расширялись, формировались такие учебные действия, которые могут всесторонне использоваться.

Из-за того, что в обществе осуществляется постоянное развитие новых технологий, а также появляются новые виды носителей информации, происходит трансформация облика современного процесса образования. Поэтому важно сделать так, чтобы образовательная сфера была обеспечена достаточной теоретической базой и практическими разработками, использовались новые телекоммуникационные технологии и ИТ (информационные технологии), основная задача которых -осуществить такие цели обучения, как психолого-преподавательские и воспитательные. ИТ в настоящее время применяются в каждом учреждении, предоставляющем образование [6, С. 126]. В целом, значение преподавателя в этом процессе становится более широким, ведь он должен контролировать информатизацию процесса, который связан с получением знаний.

То, что начальная школа на данный момент нуждается в компьютеризации, обусловлено тем, что в рамках начального образования необходимо не только соблюдать определенные особенности, характерные для данной ступени образования, но также тем, что для эффективного обучения детей следует обязательно учитывать их возрастные и психолого-педагогические особенности.

Инновационные разработки в области передачи данных, последние мультимедийные изобретения позволили достичь практически неограниченных возможностей в том, чтобы постоянно обрабатывать и передавать огромный массив данных в любую часть планеты. Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что в ближайшие годы компьютер прочно обоснуется на позиции главнейшего средства, используемого людьми для общения. Современные интернет-технологии позволяют использовать экспериментальные ресурсы, проводить наблюдения, переводить тексты в системе онлайн и осуществлять множество других действий, которые без компьютера человек не смог бы выполнить так же быстро.

Одним из наиболее важных этапов внедрения компьютера в образовательный процесс младших школьников выступает процесс создания и использования информационной среды. Если педагог использует информационные компьютерные технологии в процессе самостоятельной деятельности детей, он может создавать собственную базу электронных заданий, которые затем может активно использовать на уроках.

Проблема индивидуализации обучения выступает одной из ключевых в различных психолого-педагогических исследованиях, несмотря на ее активное изучение. Она до сих пор остается неразрешенной, что не дает возможности достичь максимального успеха для обучения в массовой общеобразовательной школе.

Вся структура воспитательного и образовательного процесса должна опираться на индивидуальность, что подразумевает под собой применение индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

По словам Джаубаевой 3. К. «под индивидуальным подходом следует понимать такое использование форм и методов обучения и педагогического воздействия, которые соответствуют индивидуальным особенностям ученика» [4, С. 128]. В развитии познавательного интереса обучающихся, напрямую влияющего на прогресс развития способностей каждого ученика, наиболее эффективно помогает использование именно этого подхода, который надо применять уже начиная с начальной школы.

Не стоит думать, что использование только индивидуального подхода обеспечит активность обучающихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы у учеников был сформирован должный уровень самостоятельности. Результативность обучения младшего школьника зависит от уровня развития его индивидуальных потребностей в усвоении и применении знаний: достаточный уровень развития умственной выносливости, работоспособности, наличие сформированных гибких процессов мышления [4, С. 130].

Применение индивидуализации обучения на этапе начальной школы дает возможность выявить уровень подготовки младшего школьника к обучению и его психофизиологические особенности, благодаря чему можно выстроить наиболее эффективный процесс обучения. Овладение знаниями из области основ различных наук это процесс, являющийся наибольшим потенциалом для раскрытия и развития индивидуальности младшего школьника.

Идея индивидуализации образования на данный момент считается одной из приоритетных задач современного образования, которая помогает эффективно решать задачи, связанные с формированием собственного мнения, отстаиванием своей позиции, что вырабатывает ответственность и сознательность уже на этапах начального образования.

Процесс индивидуализации рассматривают в качестве внешней и внутренней стороны. В первом случае индивидуализация понимается как адаптация содержания учебного процесса и выявление индивидуальных особенностей каждого ученика, что позволяет оказать ребенку поддержку и привести к индивидуализации. Во втором случае под индивидуализацией понимается мотивация ученика самостоятельно реализовывать собственные стремлений к познаниям и формировать собственные жизненные стратегии, на основе которых потом решать жизненные задачи и справляться с жизненными ситуациями, возникающими на пути к цели.

С точки зрения разных педагогов-исследователей индивидуализация - это принцип (Завалко H.A., Гордеева H.H.), система (Кирсанов A.A.), стратегия (Кораблева C.B.), процесс (Гейжан Н.Ф.), педагогическая категория (Асташкина Н.В.), процесс учета особенностей учащихся (Унт Н.Э.) [2, С. 51].

В своих исследованиях Байбородова Л.В. и другие под индивидуализацией подразумевают «актуальную педагогическую проблему современного образования, требующую не только переосмысления позиции педагога и изменения отношения ученика к образовательному процессу, но и обуславливающую необходимость использования информационных компьютерных технологий, которые позволяют обеспечить как внешнюю, так и внутреннюю стороны процесса индивидуализации» [2, С. 41].

Исследуя разные методы, объясняющие концепцию индивидуализации педагогического процесса на начальном этапе образования, нам удалось определить, что в целом ее нужно понимать, как организацию учебного процесса в соответствии с условиями, существующими в программах по образованию в начальных классах. При этом для того, чтобы обнажить возможности, которые имеются у каждого ученика, нужно учитывать его индивидуальные особенности [5, С. 362].

ФГОС НОО призван максимально обеспечить необходимые условия для индивидуального развития детей младшего школьного возраста [8], определяя для современной школы в качестве основной задачи именно индивидуализацию учебного процесса. В этой связи необходимо [9, С. 3]: выполнение работ по персонализации обучения с применением различных подходов к реализации индивидуальных образовательных планов, чтобы ученики могли самостоятельно работать под чутким руководством учителя, оказывающего всестороннюю поддержку в процессе обучения; организация учебного процесса с ориентиром на каждого ученика младшей школы персонально, с целью удовлетворить все индивидуальные запросы юных формирующихся личностей.

Индивидуализация учебного процесса в начальной школе подразумевает: содержание, в котором можно выбрать профиль получаемого образования; расширенный объем учебных материалов, полностью обеспечивающий потребности одаренных детей постигать предмет глубже, чем их сверстники; время усвоения учебного материала. Применение компьютеров и современных обучающих компьютерных программ в начальной школе имеет большое значение для эффективности образовательного процесса. Путем анализа подходов к индивидуализации педагогического процесса в начальной школе можно сформулировать общее определение.

На современном этапе ключевым моментом обучения становится его индивидуализация. Необходимость индивидуального развития учащихся младших классов прописана во ФГОС НОО. Это особенно актуально в плане эффективного развития детей, способности которых выше, нежели у обычных учеников, равно как и детей с ограниченными по здоровью возможностями.

Информационно-образовательная среда сегодня выступает одним из ключевых аспектов современного образовательного процесса. Электронное обучение предполагает применение компьютерных технологий для обучения школьников, в т.ч. учащихся младших классов. Повышение мотивации к получению новых знаний и информации, а также развитие образного мышления является прямым следствием использования интерактивного оборудования в ходе уроков [3, С. 25].

В контексте индивидуализации обучения учащихся начальной школы большое значение имеют такие дидактические возможности, обеспечиваемые IT-технологиями, как: визуализация преподаваемого материала; большие БД, простота их нахождения и свободный доступ к ним; простое и эффективное информационное взаимодействие участников образовательного процесса между собой. Индивидуализировать обучение можно за счет реализации вышеуказанных дидактических возможностей в рамках электронного обучения. Компьютерным технологиям сегодня свойственна мультимедийность. Информация подается одновременно в разных формах (видео, звуковой, текстовой, графической, анимационной).

Возможность управления ходом обучения за счет современных компьютерных технологий способствует развитию у школьника ответственности за его результаты. Обеспечение повышения уровня знаний, как решение одной из ключевых задач обучения, может успешно достигаться за счет применения ИКТ в школьном образовании [7].

С появлением новейших IT-технологий в традиционном образовании стало возможно смешанное обучение, когда традиционные методики дополнены новыми передовыми педагогическими технологиями. Такая методика и позволяет эффективно использовать преимущества каждого типа обучения. Для эффективного индивидуализированного обучения в начальной школе важно иметь подходящий инструментарий, благодаря которому педагог будет проводить подготовку к каждому уроку гораздо быстрее. Однако, успешное внедрение этого подхода в начальной школе также требует обращения внимания другим аспектам, таким как создание разнообразных обучающих программ, изменение форм обучения, профессиональное развитие учителей и обучающая среда, оснащенная современными компьютерными технологиями, которые доступны ученикам не только в школе, но и дома во время внеурочной деятельности [1, С. 140]. Однако использование интернета в образовании является новым информационным явлением, которое пока еще не понимают далеко не все. К счастью, сейчас студентов, которые учатся в педагогических институтах, обучают правильно использовать информационные технологии во время урока. Появляются новые дисциплины, на которых подробно рассказывается обо всех возможных видах современных технологий и их возможностях.

Выводы. Таким образом, использование компьютерно-информационных технологий на уроках начальной школы может стать мощным фактором обогащения индивидуальной основы умственного, эстетического и нравственного развития учащегося, поскольку компьютерные информационные средства обучения достаточно перспективны для повышения творческой активности младших школьников. Внедряя в учебный процесс информационные компьютерные технологии, педагог расширяет возможности индивидуального, дифференцированного и дистанционного обучения. Все это открывает потенциальные перспективы для реализации обучающимися исследовательской и проектной деятельности.

Литература:

1. Абдурахмонова, Б.Х. Современные компьютерные технологии в начальной школе / Б.Х. Абдурахмонова, Р.Л. Муминова // Мировая наука. - 2020. - № 3 (36). - С. 140-143

2. Байбородова, Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе: Монография / Л.В. Байбородова. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени. К.Д. Ушинского, 2011. - 181 с.

3. Виноградов, В.А. Информационные потребности и информационная культура / В.А. Виноградов, Л.В. Скворцов // Теория и практика общественно научной информации. - 2020. - №4. - С. 25-29

4. Джаубаева, З.К. Индивидуализация обучения в начальной школе: проблемы и перспективы / З.К. Джаубаева // Научное мнение.-2016,- №10.-С. 128-131

5. Иванова, H.A. Современные компьютерные технологии как средство индивидуализации в начальной школе / H.A. Иванова // Молодой ученый. - 2017. - № 49 (183). - С. 362-364

6. Козлова, H.A. Теоретические аспекты проблемы использования информационных технологий в начальной школе / H.A. Козлова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. -№ 12 (166). - С. 126-128

7. Кузнецова, Е.Г. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе / Е.Г. Кузнецова//Евразийский научный журнал. -2015. -№6. - С. 105-109

8. ФГОС Начальное общее образование Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020)

9. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. - 2011. -№ 4.-С. 3-12

Педагогика

УДК 378

соискатель кафедры современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков Урсилова Лейла Закаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Москва); преподаватель

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан «Дагестанский базовый медицинский колледж имени Р.П. Аскерханова» (г. Махачкала)

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

Аннотация. В статье рассматриваются компоненты процесса обучения будущих медицинских сестер. Раскрываются научные взгляды некоторых педагогов в отношении понятийного аппарата, затрагивающего методы обучения. Адаптируются рассматриваемые научные взгляды в соответствии с подготовкой медицинских сестер в учебных заведениях. Определяется взаимосвязь методов активного обучения с формами и содержанием образования. Рассматривается возможность комбинирования существующих методов обучения с точки зрения достижения образовательной цели, в том числе в аспекте ожиданий будущих медицинских сестер. На примере медицинского колледжа приводится важность соответствия содержательной подготовки будущих медицинских сестер к потребностям в квалифицированных работниках с определенным функционалом в медицинских учреждениях.

Ключевые слова: метод обучения, будущая медицинская сестра, медицинский колледж, педагог, форма обучения, содержание образования.

Annotation. The article discusses the components of the training process of future nurses. The scientific views of some teachers regarding the conceptual apparatus affecting teaching methods are revealed. The considered scientific views are adapted in accordance with the training of nurses in educational institutions. The interrelation of active learning methods with the forms and content of education is determined. The possibility of combining existing teaching methods from the point of view of achieving an educational goal, including in the aspect of the expectations of future nurses, is being considered. Using the example of a medical college, the importance of matching the substantive training of future nurses to the needs of qualified workers with certain functionality in medical institutions is given.

Key words: teaching method, future nurse, medical college, teacher, form of education, content of education.

Введение. Подготовка медицинских работников предполагает формирование эффективной образовательной системы, которая обеспечивает потребности медицинских учреждений в квалифицированных специалистах. Будущие медицинские сестры выступают одним из уязвимых звеньев здравоохранения, так как их определенный функционал в условиях стационара не ограничивается социальной ролью в процессе хирургического вмешательства, послеоперационного ухода и др. Обозначенная ситуация приводит к необходимости раскрытия сущности и пересмотра методов активного обучения в медицинских колледжах.

Под методом активного обучения подразумевается процесс реализации способов, в том числе передачи профессиональных знаний, которые могут усваиваться в зависимости от результативности применяемого способа.

Многие методы активного обучения обозначены в Федеральном государственном образовательном стандарте для системы среднего профессионального образования, однако они выражены посредством образовательных подходов обобщенного характера [6]. В связи с этим, необходимо изучить существующие методы обучения и подходы к ним в целях выявления оптимального их применения для подготовки будущих медицинских сестер.

Изложение основного материала статьи. Процесс обучения медицинских сестер строится на трех обязательных компонентах. Первым компонентом выступает взаимодействие педагога со студентом. В данном аспекте характер взаимодействия принимает форму передачи социально-значимого опыта. Учитывая, что обучение ведется для последующего оказания больным медицинской помощи, взаимодействие между педагогом, особенно практикующим, и будущей медицинской сестрой подразумевает передачу профессиональных знаний позволяющих сохранить жизнь и здоровье человека.

Вторым компонентом обучения медицинских сестер является цель обучения. В стратегическом смысле цель обучения медицинских сестер состоит в обеспечении системы здравоохранения квалифицированными кадрами. Соответственно, необходимо обучить медицинскую сестру таким образом, чтобы она была готова к участию в сложных хирургических вмешательствах, а также к оказанию скорой медицинской помощи и надлежащему уходу за пациентами стационара.

Третьим компонентом обучения будущих медицинских сестер выступает способ усвоения теоретических и практически направленных знаний. Будущая медицинская сестра должна обладать широким спектром профессиональных знаний, затрагивающих методы и способы лечения, элементы фармакологии и некоторые элементы паллиативной помощи.

Каждый из обозначенных компонентов обучения может быть представлен в качестве специфики для реализации методов активного обучения. В совокупности искомые методы означают допустимый и выявленный оптимальный способ передачи студентам необходимых познаний. Педагог Ельницкий К.В. отмечал, что в качестве методов обучения может быть представлен любой способ для достижения искомого направления образования. Он относил к методам обучения не только способы, но также педагогические приемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.