Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ФОРМАТЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЦИФРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченко Алла Александровна, Евдокимова Елена Викторовна

В национальном докладе РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО определен один из основных механизмов реформирования системы образования - ее информатизация. Уроки с использованием информационных технологий становятся привычными для младших школьников, а для учителей - нормой работы. Они являются одним из главных результатов работы в практике педагога начальных классов. Использование информационных технологий в образовательном процессе начальной школы позволяют развивать логическое мышление, усилить творческое направление учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марченко Алла Александровна, Евдокимова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION TRAINING TECHNOLOGIES IN THE COMPETENCE FORMAT

The national report of the Russian Federation at the II International Congress of UNESCO identified one of the main mechanisms for reforming the education system - its informatization. Lessons with the use of information technology are becoming familiar for younger students, and for teachers - the norm of work. They are one of the main results of work in the practice of a primary school teacher. The use of information technologies in the educational process of primary school allows you to develop logical thinking, strengthen the creative direction of the educational process.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ФОРМАТЕ»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Использование информационных обучающих технологий в компетентностном формате

Марченко Алла Александровна,

доцент, к.п.н., доцент, Государственный университет

просвещения

E-mail: geoalla@bk.ru

Евдокимова Елена Викторовна,

доцент, к.г.н., доцент, Государственный университет просвещения

E-mail: e.evdokimova2012@yandex.ru

В национальном докладе РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО определен один из основных механизмов реформирования системы образования - ее информатизация. Уроки с использованием информационных технологий становятся привычными для младших школьников, а для учителей - нормой работы. Они являются одним из главных результатов работы в практике педагога начальных классов. Использование информационных технологий в образовательном процессе начальной школы позволяют развивать логическое мышление, усилить творческое направление учебного процесса.

Ключевые слова: информационные технологии, инновационный подход, компетентностный подход, цифровая технология, информационно-коммуникативные умения, формирование информационной культуры, младший школьник.

£2

U

со

см

см

л

Z

138

Современная образовательная система характеризуется глубокими изменениями, направленными на достижение нового качества образования, где приоритетными направлениями являются обновление целей, содержания, методов, форм и средств обучения на основе инновационных подходов. Федеральные образовательные стандарты третьего поколения по направлению «Педагогическое образование» - новый шаг в его реформировании. В их основе лежит компетентностный подход, при котором обучающиеся приобретают востребованные компетенции, формирующиеся посредством решения нестандартных профессиональных задач. Благодаря их внедрению начальное образование стало открытым к инновациям, гибко обновляющим программы образования и содержание обучения в соответствии с потребностями общества.

В период кардинальных изменений в обществе, перехода к качественно новым отношениям в социуме появилась необходимость рассмотреть вопрос инновационной образовательной среды в школе. Инновационный подход к обучению и воспитанию - это использование в образовательном процессе педагогических инноваций, в том числе информационных технологий.

Анализ использования данных технологий в обучении школьников мы можем проследить в работах В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, В.В. Гриншкун, А.В. Денисова, В.Л. Иноземцева, К.К. Колина, Е.И. Пе-тухова, Е.С. Полат, А.И. Ракитова, А.Д. Урсул, Ю. Хабер-мас, Ф. Янушкевича и др.

Сегодня уже существует довольно большое количество научных публикаций и учебных пособий, посвященных информационно-коммуникационным технологиям образовании, которые являются одним из основных ин-струментариев формирования цифровой культуры обучающихся.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года» указано, что важной составляющей современного процесса обучения является разработка учебных программ, реализующих информационные технологии в обучении и воспитании обучающихся.

Мультимедиа и электронные ресурсы сети Интернет стали активно применяться учителями-практиками в общеобразовательных школах, что позволяет развить логическое мышление, усилить творческое направление учебного процесса. Современные учителя открыты к применению в своей практике новых компьютерных и интернет-технологий. В основном это использование на уроках программ Power Point, статистических данных из поисковых систем Google, Yandex, Mail и др. [2].

Назрела необходимость создания методики их применения на уроках с целью формирования знаний, умений и навыков начального образования у обучающихся, при выполнении домашней и самостоятельной работы.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования (ФГОС НОО) третьего поколения, для того чтобы выпускник школы уверенно чувствовал себя в социальном обществе, ему необходимы практико-ориентированные знания. По этой причине основная идея, которой придерживается ФГОС - это развитие учебных действий учеников с помощью информационных технологий, тем более без них уже сложно представить современную школу.

Последние стандарты построены и опираются на ком-петентностный подход, при котором от школы требуется не только определенный набор дисциплин, но и приобретение обучающимися компетенций, необходимых современному обществу. Сегодня мы наблюдаем и практикуем в своей деятельности, что начальное педагогическое образование открыто к инновациям, подвижно, вариативно. Оно дает возможность обновлять содержание образовательных программ в соответствии с запросами общества, реализовывать идеи гуманизации.

Анализируя работы Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпи-цыной и др., мы позволим подчеркнуть, что компетент-ностный подход в отечественной педагогике и методике обучения и воспитания представляет собой интеллектуальное развитие обучающегося, его личностную заинтересованность при формировании знаний, умений и навыков, четкое определение целей обучения, личностного поведения и оценочных критериев [4].

Как пишет В.А. Сластёнин, технология - это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами [5].

Использование Интернета в обучении практически по всем школьным дисциплинам начальной школы позволяет обучающемся овладеть дополнительными умениями по применению новых технологий поиска, переработки и представления информации.

1. Анализируя понятие «информационные технологии», полагаем, что информационно-коммуникативные технологии следует понимать как совокупность приемов, методов, способов, применяемых посредством использования средств вычислительной техники, с целью сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных при условии, что доступ к технологической системе, предназначенной для передачи по линиям связи информации, также обладает доступом посредством использования средств вычислительной техники [3].

Можно выделить ряд подходов к использованию информационных технологий при обучении в младших классах.

1. Мотивационный подход, направленный на увеличение интереса обучающихся к учебе, на развитие навыков и знаний, необходимых для информационной культуры школьников; на появление возможности раскрыть творческие особенности детей и т.д.

2. Содержательный подход, обеспечивающий визуальное оформление на интерактивной доске педагогом новых тем; применение интерактивных домашних заданий, а также современных упражнений для формирования самостоятельности у младших школьников.

3. Учебно-методический подход, включающий использование электронных и информационных ресурсов в качестве педагогической и методической поддержки образовательного процесса и т.д.

4. Организационный подход, используемый для организации обучения: во время учебного процесса в зависимости от индивидуальной программы или на основе индивидуальных планов ученика, а также в форме фронтальной или подгрупповой работы.

5. Контрольно-оценочный подход, служащий средством мониторинга и оценки образовательных результа-

тов учащихся и включающий тесты и тестовые задания, которые позволяют организовать различные виды контроля, такие как вступительный, промежуточный и итоговый, например, «Дневник.ру».

Рассмотрим этапы дидактической основы при разработке уроков с применением цифровых технологий:

этап 1 - подготовительный - необходимость применения ИКТ на данном уроке;

этап 2 - аналитико-конструктивный - определение цели урока, его задач, стимулирование учащихся к деятельности, подготовка памяток и алгоритмов по организации самостоятельной работы и формировании информационной культуры, возможностями практического использования, учитывая возраст обучающихся;

этап 3 - практико-ориентированный - обусловлен на основе анализа выбором учителем информационных технологий для урока;

этап 4 - оценочно-рефлексивный - консультирование обучающихся, организация деятельности по самооценке;

этап 5 - презентативный - подготовка экспертов, проектирование презентации, организация диспута по обсуждению увиденного, организация самооценки.

Исходя из всего выше сказанного, мы разработали программу по использованию информационных технологий в начальной школе.

Цели программы: разъяснение идеи компетентност-ного подхода в обучении младшего школьника, совершенствование качества урока, усиление мотивации учения; развитие умения работать с информационными технологиями.

Задачи программы:

1) повысить эффективность обучения в школе за счет индивидуализации и использования дополнительной мотивации;

2) активизировать познавательную учебную деятельность;

3) акцентировать внимание на частично-поисковую, исследовательскую и проектную деятельность;

4) способствовать развитию интеллектуального потенциала школьника, за счет внедрения ИКТ. Методика использования программы предполагает:

оптимизацию работы обучающихся; усовершенствование уровня подготовки обучающихся в области знаний.

Обозначим ключевые направления применения информационных технологий в обучении в начальных классах (табл. 1).

При изучении дисциплины «Технология» в начальных классах для развития информационно-коммуникативных умений следует использовать такие методы, как: метод проектов, метод информационного ресурса, игры, теории решения изобретательских задач.

Например, ученики четветого класса выполняя проекты «Вышивка крестом», «Ловец снов» и т.д. используют Microsoft PowerPoint при поиске актуальной информации, оформлении работы и презентации.

В дидактике основным методом обучения считается метод информационного ресурса. Его преимущество заключается в том, что обучающийся может многократно работать с учебной информацией в доступной для него скорости и удобном времени. При этом задача учителя, применяющего метод информационных ресурсов, заключается в том, чтобы подобрать нужный ресурс и ориентировать школьников в них.

Развить информационные навыки у младших школьников особенно хорошо помогает игровая деятельность, которая может быть представлена в виде составления сообщения по теме «Бытовая техника» с опорой на ключевые слова в Microsoft Word, при этом не ориентируясь на помощь со стороны учителя [6].

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

Таблица 1. Методика применения информационных технологий на разных этапах урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающегося

Повторение пройденного материала Онлайн-тестирование, опрос в гугл-форме Выполнение задания на телефоне или компьютере

Ознакомление с новой темой Подача нового материала посредством визуального представления; подача материала, который демонстрирует основные понятия темы; тренажёры; оценка усвоения школьниками темы; работа в сети Интернет; компьютерные программы, направленные на углубленное изучение темы Ознакомление с новой темой на основе видеоматериала, презентаций, схем, диаграмм, выполнение заданий письменно в тетради и в сети

Тренировочные задания Образовательные платформы «Дневник.ру», «Учи.ру» Выполнение заданий в онлайн и в письменной форме

Закрепление нового материала Опрос, беседа, демонстрация тезисного материала по пройденной теме Устные ответы, ответы на тестирование

Проверказнаний Подготовка онлайн теста, кроссворда, самостоятельной работы Выполнение задания по требованию учителя

Рефлексия Опрос в гугл-форме на выявление сложных и легких моментов урока Ответы на опрос

Домашнее задание Дифференцированное задание на основе индивидуальных возможностей каждого обучающегося Выполняют задание по выбору: - подготовить презентацию по пройденной теме; - подготовить видеосюжет по пройденной теме; - ответить на вопросы по пройденной теме (онлайн тест). Ответы необходимо прислать по почте

со

I_

CJ

см л

Сегодня в сети Интернет находится масса ресурсов для работы с информацией, используемых на уроках технологии в четвертых классах: PowToon - создание мультимедиа презентаций; Tagxedo, Word It Out - создание облака слов; Mindomo - создание ментальных карт.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО, владение информационными и коммуникационными технологиями включено в метапредметные результаты обучения и тесно связано с информационной культурой и вопросами духовно-нравственного компонента образования как учащихся, так и преподавателей.

С целью определения ее сформированности мы провели исследование среди учителей начальных классов и младших школьников. Исследования проходили в МБОУ г. Москвы «Первый Московский кадетский корпус». В опытно-экспериментальной работе участвовало 30 обучающихся 4 «А» класса и 20 учителей начальной школы.

Рис. 1. Степень использования информационных технологий в образовательном процессе в начальной школе

По результатам которого нами выявлено, что все учителя активно применяют информационные технологии при подготовке и проведении уроков и используют сред-

ства информационных технологий во время прохождения новой темы, закрепления пройденного материала, проведении контроля усвоения темы. Однако степень активности существенно разнится. Его результаты представлены на рисунке 1.

Далее мы опросили младших школьников и выявили, что многие обучающиеся в поисках информации и подготовке к урокам начали применять компьютер либо телефон (рис. 2). Большинство обучающихся умеют работать в программе Excel, Word, PowerPoint, делают презентации, видеосюжеты в компьютере, выполняют онлайн-тесты. Важно отметить, что всем обучающимся нравятся уроки с применением информационных технологий.

Рис. 2. ИКТ-компетентность школьников

Дальнейший опрос показал, что все педагоги осуществляют поиск и подбор дополнительной информации для подготовки к занятиям с использованием интернет-ресурсов и ведут электронный журнал (100%), многие из них (80%) используют во время изучения новой темы презентации, используют интернет для самообразования, имеют свой сайт (80%). Однако некоторые преподаватели высказались в пользу традиционных уроков

и объяснили это неготовностью организовывать обучение с помощью информационных технологий (10% опрошенных).

Оценка использования информационных технологий среди педагогов представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Оценка использования информационных технологий

Таким образом, формирование ИКТ-компетенций в начальной школе сегодня происходит во всех предметных областях на метапредметных результатах обучения. В основном средства ИКТ применяются в дидактических и методических аспектах организации и проведения уроков, внеклассных мероприятиях, разработке педагогических программ и рекомендаций.

Особую значимость для формирования информационной культуры представляет младший школьный возраст. По причине того, что именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, развитие содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих взглядов. Поэтому формировать основы информационной культуры, и, соответственно, развивать информационную грамотность, т.е. умения работать с информационными технологиями, необходимо в период обучения ребёнка в начальной школе.

Целью, разработанной нами программы, была эффективность оценки применения информационных технологий в образовательном процессе (на примере уроков в начальных классах) среди обучающихся 4 «А» класса.

На основе проведенного опроса сделали вывод, что все учителя используют информационные технологии при подготовке и проведении урока. Все учителя ведут электронный журнал (100%). Также многие педагоги используют интернет для самообразования (80%). Однако мало у кого из преподавателей имеется свой сайт (20%).

Как итог, в ходе нашего исследования было выявлено то, что разнообразные регулярные практические работы, выполняемые на компьютерах школьниками идут на пользу, они очень быстро осваивают информационные компетенции, учатся новым информационным навыкам.

При использовании в учебном процессе информационных технологий весь процесс обучения делается эффективным, если при этом сам педагог будет компетентен в данной области и будет учитывать возрастные и психологические особенности детей.

Литература

1.

Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Российская Федерация. Законы. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон № 149-ФЗ: [принят Го-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сударственной Думой 8 июля 2006 года: одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года]. - Москва, Кремль, 2006.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант.ру» [сайт] URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/400807193/, свободный доступ (дата обращения: 04.05.2022).

4. В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина//Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.

5. Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына//Академический вестник Института образования взрослых Российской Академии образования// Человек и образование № 2.5 2006 г. // Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход. 2006. 8 с.

6. Шутенко В.А. статья «Применение метода информационного ресурса в образовательном процессе» от 04.04.2010// «Pedsovet.su» [Электронный ресурс] URL: https://pedsovet.su/publ/164-1-0-840.

THE USE OF INFORMATION TRAINING TECHNOLOGIES IN THE COMPETENCE FORMAT

Marchenko A.A., Evdokimova E.V.

State University of Education

The national report of the Russian Federation at the II International Congress of UNESCO identified one of the main mechanisms for reforming the education system - i ts informatization. Lessons with the use of information technology are becoming familiar for younger students, and for teachers - the norm of work. They are one of the main results of work in the practice of a primary school teacher. The use of information technologies in the educational process of primary school allows you to develop logical thinking, strengthen the creative direction of the educational process.

Keywords: information technology, innovative approach, competence approach, digital technology, information and communication skills, formation of information culture, junior high school student.

References

1. Order of the Government of the Russian Federation dated 29.12.2001 № 1756-R. On the Concept of modernization of Russian education for the period up to 2010.

2. The Russian Federation. Laws. On Information, Information Technologies and Information Protection: Federal Law No. 149-FZ: [adopted by the State Duma on July 8, 2006: approved by the Federation Council on July 14, 2006]. - Moscow, Kremlin, 2006.

3. Federal state educational standard of primary general education No. 286 dated 05/31/2021 [Electronic resource] // Information and legal portal "Garant.<url>" [website] URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193 /, free access (accessed: 04.05.2022).

4. V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov; Edited by V.A. Slas-tenin//Textbook for students. higher. ped. studies. institutions / -Moscow: Publishing Center "Academy", 2013. - 576 p.

5. N.F. Radionova, A.P. Tryapitsyna//Academic Bulletin of the Institute of Adult Education of the Russian Academy of Educa-tion// Man and education No.2.5 2006// Prospects for the development of pedagogical education: a competence-based approach. 2006. 8 p.

6. Shutenko V.A. article "Application of the information resource method in the educational process" dated 04.04.2010// "Pedsovet.su " [Electronic resource] URL: https://pedsovet.su/ publ/164-1-0-840.

C3

о

u~

IE

0

1

-1 У

IE

u~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.