Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ: ФУНКЦИИ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ: ФУНКЦИИ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / КОМПЬЮТЕР / УРОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Дарья Анатольевна

В данной статье рассматриваются формы использования информационно-компьютерных технологий в начальной школе. Применение современных технологий и внедрение на уроках математики в начальной школе. Описана актуальность данной темы в современной школе. Приведены примеры работ, главные элементы для работы с детьми младшего школьного возраста при работе с информационно-компьютерными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ: ФУНКЦИИ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ

This article discusses the use of information computer technologies in elementary school. The use of modern technologies and implementation in mathematics lessons in primary school. Describes the relevance of this topic in the modern school. Examples of works the main elements to work with primary school children when working with information and computer technologies.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ: ФУНКЦИИ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ»

ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ: ФУНКЦИИ, _СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ_

Маркова Дарья Анатольевна

Московский Городской Педагогический Университет

город Москва

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING YOUNGER _STUDENTS MATH: FUNCTIONS, CONTENT AND FORM OF APPLICATION_

Markov Daria Anatolievna

Moscow City Pedagogical University

Moscow

АННОТАЦИЯ:

В данной статье рассматриваются формы использования информационно-компьютерных технологий в начальной школе. Применение современных технологий и внедрение на уроках математики в начальной школе. Описана актуальность данной темы в современной школе. Приведены примеры работ, главные элементы для работы с детьми младшего школьного возраста при работе с информационно-компьютерными технологиями.

ABSTRACT:

This article discusses the use of information computer technologies in elementary school. The use of modern technologies and implementation in mathematics lessons in primary school. Describes the relevance of this topic in the modern school. Examples of works the main elements to work with primary school children when working with information and computer technologies.

Ключевые слова: математика; информационно-компьютерные технологии; начальная школа; ком-пьютер;урок.

Key words: mathematics; computer information technology; elementary school; computer;lesson.

Начальная школа - это фундамент, от которого зависит обучение школьника в будущем. В этой связи особая ответственность возлагается на педагогов. Начальная школа выступает в роли первого опыта ребёнка в образовательной системе - места пробы образовательных сил. Именно на данном этапе важно развить у детей самостоятельность, активность, познавательную инициативу.[4] Необходимо помочь их гармоничному вхождению в образовательный мир, обеспечить условия для эмоционального благополучия и здоровья. Как обнаружил опыт, этому способствует, в определенной степени, внедрение в образовательный процесс информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Учащиеся начальной школы с большим интересом принимают участие в поиске информации, в подготовке сообщений, рефератов, докладов. Компьютер в данном случае является информационно-обучающим пособием. В требованиях образовательного стандарта нового поколения, акцент ставится на собственной деятельности ребенка по исследованию, осознанию и переработке новых знаний. При этом педагог должен выступать как организатор обучения, руководитель самостоятельных действий учащихся, оказывающий поддержку.[2]

С применением ИКТ урок математики становится более насыщенным и интересным. Заранее подготовленные материалы (схемы, даты, имена известных людей, исторические факты и т.п.) можно вывести на экран. Благодаря этому учитель успеет рассказать гораздо больше, а каждый ребенок сможет работать в своем темпе, получая

информацию по всем каналам (зрительному, слуховому, тактильному).

В настоящее время актуально приведение школьного образования в соответствие с потребностями современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей. В таких условиях одной из важных задач образования младших школьников становится применение ИКТ на самых ранних ступенях образования.

Оптимальный отбор содержания учебного материала имеет значение, но в то же время, нельзя недооценивать значение современных технологий, новейших подходов к организации обучения. С помощью ИКТ учащиеся осваивают способы работы с альтернативными источниками информации, такими как интернет, мультимедиа, энциклопедии и пр. При проведении уроков с использованием ИКТ учащиеся получают положительные эмоции, которые укрепляют в них уверенность в себе, повышают мотивацию к изучению материала, способствуют развитию их познавательной активности. [3]

Формы использования информационно-компьютерных технологий в начальной школе очень разнообразны. Каждый учитель может использовать практически все сразу, или выбрать для себя наиболее целесообразные. Самыми распространенными формами применения ИКТ в образовании являются:

1. Работа на интерактивной доске;

2. Создание презентаций к урокам;

3. Использование готовых обучающих программ;

4. Работа с ресурсами Интернет.

Работа на интерактивной доске. Работая в классе, учитель большинство материала выводит на доску. Соответственно не только теоретический материал, включающий в себя объяснение, схемы, примеры, но так же и практический материал, когда ребенку надо попробовать самому применить полученные только что знания на практике. Каждый учитель старается сделать свой урок уникальным, соответственно хочет каждому ребенку дать возможность поработать на доске. Раньше это занимало много времени, так как надо подготовить наглядный материал, написать на доске, стереть,

написать еще примеры для остальных. Сейчас используя интерактивную доску, этот процесс стал намного практичнее и проще.

Рассмотрим пример урока математики в 1 классе (Тема: "Состав числа 8"). Ребята в начале урока учатся считать до 8, на примере количественного сравнения учатся определять, что 8 больше 7 и т.д., а затем дело доходит до состава числа 8. Раньше учителя использовали карточки, вырезали их и крепили на доске. Сейчас этот процесс упростили и теперь просто нам необходимо загрузить на интерактивную доску картинку, в которой уже созданы домики и готовы активные карточки. Задание для учащихся состоит в том, что бы заполнить домики нужными числами, при помощи стилуса передвигать их в окошки. (Рис. 1)

Рис. 1

Создание презентация к урокам. Презентация - один из наиболее популярных способов предъявления информации с целью обучения. Презентации обладают некоторыми характеристиками, которые обеспечивают эффективность их применения. "К ним относятся: вариативность, оперативность и динамичность" [1].Объясняя материал на уроках, учитель использует много терминов и наглядности. Подготовка к уроку занимает много времени. Необходимо найти картинки, создать наглядность, например модель квадрата или треугольника. В современном мире очень развита информационная среда - интернет. Современному учителю необходимо уметь не только пользоваться,

но и использовать данные из интернета в своей профессиональной деятельности.

Что бы скомпоновать и эстетично преподнести данные из интернета учащимся предлагается программа для создания презентаций. Эти программы позволяют использовать и картинки, и музыку, и видеофильмы, и многое другое. Все необходимое можно собрать в один документ и "запустить". Это позволяет учителю иметь на уроке больше наглядности; в эту же презентацию можно добавить теоретическую часть, которая потом поможет школьнику на практике применить полученные знания.

Например, материалы к уроку математики во 2 классе (Тема : «Периметр прямоуголь-ника»).(Рис.2)

Рис.2

Использование готовых обучающих программ. При выполнении практических задач и закреплении изученного материала мы используем не только материал, данный нам в учебниках, но так же материал который мы подбираем из дополнительной литературы. Современные информационные ресурсы предлагают массу подобного материала, не только в привычной, текстовой форме, но так же в анимационной форме, в форме аудио и видео. К примеру - сайт онлайн олимпиад UCHI.RU. На этом сайте помимо олимпиад, есть тренировоч-

ные задания. Для каждого класса набор тренировочных упражнений соответствует уровню усвоенных знаний. Так, для 3 класса есть задание: "Собери прямоугольник из заданных фигур!". Ребенок выполняет это задание не "на время", как принято в олимпиадах. После выполнения он может проконтролировать уровень своей подготовки (посмотреть верно задание выполнено, или нет). Самое удобное в этом сайте, что после каждой олимпиады идет разбор задач, который выполняют создатели этих туров. (Рис.3)

Рис.3

Работа с ресурсами Интернет. Любой урок не может быть полноценным, если ребенок не приложит силы к поиску информации самостоятельно. Раньше необходимо было для этого использовать библиотеки. Сейчас никто не отказывается от книг, но при этом еще используют сеть интернет. К примеру, на уроках математики в 4 классе, детям задается проект: «Создать свой сборник задач». Как правило, от слова "проект" у учащихся загораются глазки, уже в голове придумываются заготовки для

своего замысла. Но как оформить сборник и откуда взять картинки, текст, задания для сборника? Для ответа на вопросы мы обратимся к ресурсам сети интернет. Так же мы можем воспользоваться предыдущими формами применения ИКТ: выполнить сборник в презентации или адаптировать для интерактивной доски, на уроке предложить одноклассникам проверить свои знания. Обратимся к готовому сборнику 4 класса. (Рис.4)

Рис.4

Таким образом, описанные технологии не только помогают учителю подготовить полноценный, увлекательный урок, наполненный различными формами работы. Но так же и ученику познать предмет шире и глубже. Благодаря ИКТ школьник сможет выйти за границы учебника, попробовать себя в роли учителя, строящего фрагменты уроков собственными силами.

Литература: 1. Муртазина Н.А. Инновационные способы предъявления информации при обучении младших школьников математике /Сборник научных трудов

по итогам международной научно-практической конференции "Инновационные технологии педагогики и психологии". Нижний Новгород, 2017. С. 1315.

2. Козина С.М. Использование информационно-компьютерных технологий в преподавании математики в начальных классах/Выпускная квалификационная работа/Москва, 2015.С. 13-16.

3. https://old.mgpu.ru/materials/degree works/1 958/degree work file.pdf

4. http://istina.msu.ru/media/publications/article /2bd/1c0/15048728/materials.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.