Научная статья на тему 'О ГОТОВНОСТИ К ПРИМЕНЕНИЮ НАБОРА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТЕКСТА БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

О ГОТОВНОСТИ К ПРИМЕНЕНИЮ НАБОРА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТЕКСТА БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАБОР МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТЕКСТА / A SET OF MATHEMATICAL TEXT / КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ КВАЛИФИЦИРОВАННО НАБИРАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / THE COMPETENCE OF QUALIFIED TEACHERS TO GAIN THE MATHEMATICAL TEXT / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугрова О. В., Уткина Т. И.

В статье рассматриваются результаты проведенного исследования с будущими учителями начальных классов относительно готовности к применению набора математического текста в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бугрова О. В., Уткина Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ГОТОВНОСТИ К ПРИМЕНЕНИЮ НАБОРА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТЕКСТА БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

О ГОТОВНОСТИ К ПРИМЕНЕНИЮ НАБОРА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТЕКСТА БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Бугрова О.В.

Аспирант, кафедра общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет; старший лаборант, кафедра математики, информатики и физики, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ

г. Оренбург

Уткина Т.И.

Д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой математики, информатики и физики, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ

г. Орск

Аннотация

В статье рассматриваются результаты проведенного исследования с будущими учителями начальных классов относительно готовности к применению набора математического текста в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: набор математического текста, компетенции учителя квалифицированно набирать математический текст, информационно-коммуникационные технологии

Keywords: a set of mathematical text, the competence of qualified teachers to gain the mathematical text, information and communication technology

Раннее были рассмотрены результаты теоретико-эмпирического исследования со слушателями дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации и переподготовки (учителями математики, информатики; математики, физики; математики, технологии) относительно готовности квалифицированно набирать математический текст. Более 74% учителей показали слабое владение набором математического текста, компьютерными инструментальными средствами.

Поскольку профессиональный стандарт «Педагог» прописывает необходимое умение «квалифицированно набирать математический текст» в

модуле «Предметное обучение. Математика», данное требование относится также и к учителю начальной школы в части его компетентности в преподавании математики [1].

Было проведено исследование со студентами по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Начальное образование» в курсе изучения дисциплины «Математика и информатика». Анализ основной образовательной программы по данному направлению подготовки позволил выявить, что развитие компетенций учителя квалифицированно набирать математический текст следует рассматривать именно в процессе изучения дисциплины «Математика и информатика».

Дисциплина «Математика и информатика» относится к базовой части блока 1 «Дисциплины (модули)» образовательной программы 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Начальное образование». Образование бакалавра в области математики и информатики должно основываться на фундаментальных понятиях этих наук. Фундаментальность подготовки в области математики и информатики включает в себя достаточную общность математических понятий и конструкций, обеспечивающую широкий спектр их применимости, точность формулировок математических свойств изучаемых объектов, логическую строгость изложения математики и информатики, опирающуюся на адекватный современный математический язык.

С целью определения готовности будущих учителей начальных классов к применению набора математического текста на уроках математикибыла предложена самостоятельная работастудентам - написать эссе по теме «Использование компьютерных средств в процессе обучения математике».

В эксперименте приняли участие 20 человек. Предполагалось, что бакалавры продемонстрируют на конкретных примерах (материалах к урокам) набор математического текста. Но в работах прослеживалось

описание роли ИКТ в процессе обучения математике и применения тех или иных видов ИКТ на уроках математики. Тем не менее согласно результатам анализа эссе можнобылоопределить готовность будущих учителей начальных классов к применению набора математического текста в профессиональной деятельности.

В большинстве работ указывалась роль применения ИКТ на занятиях: «В начальных классах использование информационных технологий на уроках математики помогает учителю наглядно представить необходимые дидактические единицы учебной информации, повысить интерес младших школьников к математике, содействовать накоплению учащимися опорных фактов и способов деятельности по образцу.

Не секрет, что сложившуюся практику преподавания математики характеризуют традиционное изучение математических формул, абстрактность математических понятий, которые обычно запоминаются механически. На уроках математики заявленная проблема в какой-то степени может быть решена путем использования компьютерных технологий, которые упорядочивают процесс обучения (схематическая запись, алгоритмы, таблицы); дают большую наглядность, понятность; экономят время на уроке; обеспечивают уровневую дифференциацию (овладение знаниями учащимися на обязательном или более высоком уровне).

На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, например, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив в связный текст.

Компьютер можно использовать на всех этапах урока. При этом на различных этапах урока он выполняет различные функции: учителя,

рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды».

Относительно применения ИКТ на уроках математики было отмечено:

1. «Применение готового программного обеспечения по математике, например, GRIF, METATAKA (5 класс тема «Решение уравнений»); тренажер «Устный счет» (учащиеся знакомятся с этой программой в 3 классе); тренажерный комплекс «Пифагор», тестирующие программы».

2. «Применение программного обеспечения, разработанного самими учителями с использованием редактора презентаций и специальных сред:

- презентация является информационным обеспечением фронтальной работы учителя с классом. Основные формы данной информации - текст, рисунки, чертежи. Слайды могут содержать тексты задач, домашнее задание, историческую справку, основные формулы, схемы, таблицы и прочее (можно назвать заготовкой электронных плакатов);

- электронный учебник;

- создание тестов в редакторе Word».

3. «Использование электронных таблиц Excel (для оформления решения некоторых математических задач, создания теста)».

4. «Участие в олимпиадах по математике».

5. «Использование ресурсов Интернет».

6. «Проектная деятельность учащихся».

7. «Применение интерактивной доски. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, добавление гиперссылок к Интернет-ресурсам и мультимедийным файлам сэкономят время на написание текста на обычной доске. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять

записи для будущих уроков. При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов. Так, например, при изучении темы «Геометрическая фигура» в 3 классе учащиеся с огромным удовольствием строят точки, получая различные занимательные картинки. Использование интерактивной доски позволяет на уроке рационально использовать время, нет необходимости постоянно вытирать доску и чертить необходимые фигуры. В коллекции самой доски более тысячи математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными».

Из вышесказанного следует, что набор математического текста на уроках математики, в ходе подготовки к урокам в начальных классах применим. Поэтому, согласно профессионального стандарта «Педагог», требование «квалифицированно набирать математический текст» должны соблюдать не только учителя математики, но и учителя начальных классов. Проведенный педагогический эксперимент позволяет сделать вывод о необходимости корректировки рабочей программы дисциплины «Математика и информатика» и разработке дополнительных профессиональных образовательных программ, ориентированных на овладение учителями квалифицированным набором математического текста.

Литература

1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Российская газета. 2013. - №6261(285). - Режим доступа: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.