Научная статья на тему 'О готовности учителя к квалифицированному набору математического текста: результаты теоретико-эмпирического исследования'

О готовности учителя к квалифицированному набору математического текста: результаты теоретико-эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / MATHEMATICAL TEXT / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ НАБОР МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТЕКСТА / A SKILLED SET OF MATHEMATICAL TEXT / СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИЙ КВАЛИФИЦИРОВАННО НАБИРАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / THE STRUCTURE OF COMPETENCES TO RECRUIT QUALIFIED MATH TEXT / ТЕСТИРУЮЩИЙ КОМПЛЕКС / TEST COMPLEX / ICT COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугрова Ольга Викторовна

Проблема развития компетенций учителя квалифицированно набирать математический текст является актуальной, поскольку определяется профессиональным стандартом «Педагог». Практически нет исследований, разработок, раскрывающих сущность данной проблемы. Сегодня образовательный процесс не представляется без использования информационно-коммуникационных технологий, поэтому математический текст, ввиду своей специфичности, требует грамотного, квалифицированного набора, с помощью предназначенных для этого компьютерных математических средств. Поскольку данные компетенции являются составляющей частью ИКТ-компетентности учителя, встает вопрос: как должно происходить формирование ИКТ-компетентности педагога? Ответить на этот вопрос позволяет документ "Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО", в котором фиксируются требования к ИКТ-компетентности учителя. Существует множество факторов, которые мешают в полной мере использовать появляющиеся возможности в применении информационных технологий в образовательном процессе. И главная причина в том, что учителя не всегда знают и готовы использовать ИКТ. Особенно это проявляется в наборе математических текстов. В статье анализируются результаты теоретико-эмпирического исследования, проведенного с учителями школ Восточного Оренбуржья, по готовности к квалифицированному набору математического текста. На основе разработанных тестирующих комплексов делается вывод о сформированности компетенций педагогов квалифицированно набирать математический текст, выявляются основные трудности при наборе математических текстов. Согласно документу "Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО" и полученным данным эксперимента разрабатывается структура компетенций учителя квалифицированно набирать математический текст, что позволяет наметить перспективы дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE READINESS OF TEACHERS TO A QUALIFIED SET OF MATHEMATICAL TEXT: THE RESULTS OF THEORETICAL AND EMPIRICAL RESEARCH

The problem of the development competencies of teachers qualified to gain a mathematical text is relevant, as determined by professional standard "Teacher". Virtually no research, development, reveals the essence of the problem. Today the educational process is not without the use of information and communication technologies, so the mathematical text, because of its specificity, requires a competent, skilled set using intended for these computer mathematical tools. Since these competences are an integral part of the ICT competence of a teacher, the question arises: how should be the formation of the ICT competence of the teacher? Answer of this question, the document "Structure of ICT competence of teachers. UNESCO recommendations" which sets the requirements for ICT competence of teachers. There are many factors that prevent full use of opportunities in applying information technologies in the educational process. And the main reason is that teachers always do not know and are willing to use ICT. This is particularly evident in a set of mathematical texts. The article analyzes the results of theoretical and empirical research conducted with teachers of the East Orenburg region, in readiness for a qualified set of mathematical text. Based on the test complexes, the conclusion about the formation of competence qualified teachers to gain the mathematical text, identifies the main difficulties in the collection of mathematical texts. According to the document "Structure of ICT competence of teachers. UNESCO recommendations" and the resulting data of the experiment are developed by the structure of competences of qualified teachers to gain the mathematical text that allows outlining prospects for further study.

Текст научной работы на тему «О готовности учителя к квалифицированному набору математического текста: результаты теоретико-эмпирического исследования»

УДК 377.4

О ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К КВАЛИФИЦИРОВАННОМУ НАБОРУ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТЕКСТА: РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

© 2017

Бугрова Ольга Викторовна, аспирант

Оренбургский государственный университет (462402, Россия, Орск, улица Славянова, дом 7, квартира 2, e-mail: [email protected])

Аннотация. Проблема развития компетенций учителя квалифицированно набирать математический текст является актуальной, поскольку определяется профессиональным стандартом «Педагог». Практически нет исследований, разработок, раскрывающих сущность данной проблемы. Сегодня образовательный процесс не представляется без использования информационно-коммуникационных технологий, поэтому математический текст, ввиду своей специфичности, требует грамотного, квалифицированного набора, с помощью предназначенных для этого компьютерных математических средств. Поскольку данные компетенции являются составляющей частью ИКТ-компетентности учителя, встает вопрос: как должно происходить формирование ИКТ-компетентности педагога? Ответить на этот вопрос позволяет документ «Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО», в котором фиксируются требования к ИКТ-компетентности учителя. Существует множество факторов, которые мешают в полной мере использовать появляющиеся возможности в применении информационных технологий в образовательном процессе. И главная причина в том, что учителя не всегда знают и готовы использовать ИКТ. Особенно это проявляется в наборе математических текстов. В статье анализируются результаты теоретико-эмпирического исследования, проведенного с учителями школ Восточного Оренбуржья, по готовности к квалифицированному набору математического текста. На основе разработанных тестирующих комплексов делается вывод о сформированности компетенций педагогов квалифицированно набирать математический текст, выявляются основные трудности при наборе математических текстов. Согласно документу «Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО» и полученным данным эксперимента разрабатывается структура компетенций учителя квалифицированно набирать математический текст, что позволяет наметить перспективы дальнейшего исследования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, компетенции, математический текст, квалифицированный набор математического текста, ИКТ-компетентность, структура компетенций квалифицированно набирать математический текст, тестирующий комплекс.

ABOUT THE READINESS OF TEACHERS TO A QUALIFIED SET OF MATHEMATICAL TEXT: THE RESULTS OF THEORETICAL AND EMPIRICAL RESEARCH

© 2017

Bugrova OlgaViktorovna, Postgraduate Student Orenburg State University, Orenburg (462402, Russia, Orsk, street Slavyanova, building 7, apartment 2, e-mail:[email protected])

Abstract. The problem of the development competencies of teachers qualified to gain a mathematical text is relevant, as determined by professional standard "Teacher". Virtually no research, development, reveals the essence of the problem. Today the educational process is not without the use of information and communication technologies, so the mathematical text, because of its specificity, requires a competent, skilled set using intended for these computer mathematical tools. Since these competences are an integral part of the ICT competence of a teacher, the question arises: how should be the formation of the ICT competence of the teacher? Answer of this question, the document "Structure of ICT competence of teachers. UNESCO recommendations" which sets the requirements for ICT competence of teachers. There are many factors that prevent full use of opportunities in applying information technologies in the educational process. And the main reason is that teachers always do not know and are willing to use ICT. This is particularly evident in a set of mathematical texts. The article analyzes the results of theoretical and empirical research conducted with teachers of the East Orenburg region, in readiness for a qualified set of mathematical text. Based on the test complexes, the conclusion about the formation of competence qualified teachers to gain the mathematical text, identifies the main difficulties in the collection of mathematical texts. According to the document "Structure of ICT competence of teachers. UNESCO recommendations" and the resulting data of the experiment are developed by the structure of competences of qualified teachers to gain the mathematical text that allows outlining prospects for further study.

Keywords: Additional Professional Education, Competence, Mathematical Text, a Skilled Set of Mathematical Text, The ICT Competence, The Structure of Competences to Recruit Qualified Math Text, Test Complex.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях реформирования системы образования в Российской Федерации актуализировалась проблема модернизации системы дополнительного профессионального образования, являющегося важной составляющей непрерывного образования граждан. В рамках Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. указывается на несоответствие предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны потребителей этих услуг [1].

Поэтому должны быть решены задачи достижения высокого качества содержания и технологий для всех видов образования, что позволит в полном объеме реализовать основные направления федеральной государственной политики в сфере образования в 2016-2020 гг., определенные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Концепции долгосрочного социально-экономического развития [2], [3].

Выполнение поставленных задач по реализации долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации невозможно без высокого уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения. Концепция развития математического образования в Российской Федерации обозначает основные проблемы развития математического образования, одной из которых является проблема кадрового характера, которая проявляется в недостаточно качественном преподавании математики. Поэтому систему дополнительного профессионального образования преподавателей необходимо совершенствовать в части математического образования [4].

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее - профессиональный стандарт «Педагог») регламентирует требования к совершенствованию профессиональной компетентности

педагога, акцентируя свое внимание на владении учителем современными педагогическими технологиями, в том числе и информационными. В условиях информатизации математическое образование должно включать в себя обучение компьютерным технологиям и современным информационным возможностям.

В профессиональном стандарте «Педагог» представлены перечни как трудовых действий учителя (например, такие, как «формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задач там, где это эффективно; сотрудничать с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др.; профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации; использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов; возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий» [5, с.19]), так и необходимых умений для осуществления педагогической деятельности(одними из них являются умения педагога«квалифицированно набирать математический текст» [5, с. 21].

Под квалифицированным набором текста будем понимать набор текста, требующий специальных знаний, навыков, подготовки. В случае квалифицированного набора математического текста будем понимать набор математического текста с помощью специальных компьютерных средств, для этого предназначенных [6, с. 69], и требующий специальных знаний и подготовки.

Поскольку речь идет о необходимом применении информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности, в частности дополнительном профессиональном образовании, наиболее стратегическим основанием обновления содержания профессионального образования является компетентностный подход.

Таким образом, одной из составляющих профессиональной компетентности педагога является профессиональная ИКТ-компетентность [5, с.7].

Б. Е. Стариченко выделяет два вида требований к ИКТ-компетенциям преподавателя - технологический и методический. К технологическому относятся позиции, в которых предусматривается пользовательское владение информационными технологиями (к ним он относит и умение «квалифицированно набирать математический текст»). Второй уровень - методический - предполагает владение преподавателем методами применения ИКТ в учебной и воспитательной работе с учащимися [7, с.8].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время отсутствуют исследования, раскрывающие специфику развития компетенций учителя квалифицированно набирать математический текст в условиях дополнительного профессионального образования.

Однако распространены исследования по представлению математических текстов в Internet. Данными разработками занимаются такие авторы, как А. М. Елизаров, Е. К. Липачев, М. А. Малахальцев [8], Л. Н. Шиолашвили [9], Т. Н. Катанова, А. П. Шестаков [10], [11] и др.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной статьи является проведение анализа теоретико-эмпирического исследования по готовности учителей квалифицированно набирать математический текст в условиях дополнительного профессионального образования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов. Согласно 32

определению Т. А. Михайловой, под математическим учебно-научным текстом будем понимать любую совокупность знаков и символов математического, естественного (русского) и метанаучного языков, обладающую математическим смыслом (т. е. отражающую отношения количества, сравнения, пространственного расположения и т. д.), построенную по законам научного стиля речи, содержащую в себе учебную цель, адаптированную для учащихся определённого возраста. Таким образом, к математическим учебно-научным текстам могут быть отнесены как теоретические (определения, правила, алгоритмы, теоремы, свойства), так и практические (выражения, равенства, неравенства, уравнения, формулы, графики, чертежи фигур и т. д.) тексты.

Также Т. А. Михайлова одной из особенностей теоретического математического учебно-научного текста считает его точность, краткость, лаконичность, что обеспечивает однозначную интерпретацию [12, с.19].

Набор математического текста может встречаться в различных учебных мероприятиях: на уроке, в проектной, исследовательской деятельностях учащихся и педагога, в ходе подготовки педагогом учебных пособий, методических указаний, практикумов, электронных книг. С распространением компьютерной сети Интернет появилась необходимость размещения в ней математических текстов. Сегодня достаточно интенсивно происходит информационный обмен с использованием математического текста как между педагогами, так и между педагогами и учащимися [13, с. 1292].

В системе дополнительного образования также должны «развиваться такие новые формы, как получение математического образования в дистанционной форме, интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах и в социальных сетях, профессиональные математические интернет-сообщества» [4, с. 9].

Математический текст может нести в себе различную информацию, предназначенную для определенных целей (например, выступление педагога перед широкой аудиторией или индивидуальная консультация с учеником). В рамках ограниченного времени большое значение будет иметь простота и скорость набора математического текста. Подготовка сложного текста, насыщенного математической символикой, также заслуживает особого внимания. Поэтому существует необходимость выбора наиболее подходящих компьютерных средств для квалифицированного набора учителем математического текста.

Для определения готовности учителя к квалифицированному набору математического текста был проведен констатирующий эксперимент с участниками образовательного процесса - слушателями дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета - учителями школ восточной зоны Оренбуржья. Им было предложено тестовое задание с открытыми вопросами, включающее в себя как теоретическую часть, так и практическую, которую необходимо было выполнить с помощью компьютерных математических средств. Мнения участников анкетирования учитывались анонимно, для использования в обобщенном виде, исключительно в исследовательских целях. Количество участников составляло 106 человек из общеобразовательных школ г. Новотроицка, г. Орска, Адамовского, Светлинского, Новоорского и Кваркенского районов Оренбургской области.

Констатирующий эксперимент позволил выявить затруднения у значительной части учителей в части квалифицированного набора математического текста, а именно:

- различное толкование понятия «квалифицированно набирать математический текст»;

- ограниченность во владении компьютерными мате-

матическими средствами;

- отсутствие грамотного набора числовых выражений, единиц измерения;

- несоблюдение расположения математического текста на странице (для правильного визуального восприятия) [14, с.14].

Данные проведенного исследования позволили определить структуру компетенций учителя относительно квалифицированного набора математического текста следующим составом:

1) квалифицированное знание учителем компьютерных средств, предназначенных для грамотного набора математического текста, а также нормативных документов по набору математического текста; и

2) умение учителя эффективно применять необходимые компьютерные средства [13, с. 1293].

Дальнейшее исследование состояло в уточнении структуры и содержания компетенций учителя квалифицированно набирать математический текст на основе документа «Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО» (далее - Рекомендации ЮНЕСКО), поскольку данный документ фиксирует требования к ИКТ-компетентности учителя.

В Рекомендациях ЮНЕСКО говорится, что учителя должны применять такие методы и организационные формы учебной работы, которые отвечают требованиям развивающегося общества знаний. А для этого необходимо использовать потенциал современных средств ИКТ. Потребуется время, прежде чем педагоги освоят новые подходы к учебной работе. Чтобы это произошло, необходимо содействие со стороны государственных органов, учреждений системы подготовки и профессионального развития педагогов [15].

Материалы приложений Рекомендаций ЮНЕСКО пригодны для определения содержания профессиональной подготовки учителей, а также могут служить основой для разработки программ повышения квалификации работников образования в условиях информатизации школы [16].

Рекомендации ЮНЕСКО построены с учетом трех подходов к информатизации школы, которые связаны с соответствующими стадиями профессионального развития педагогов. Первый подход - «Применение ИКТ» - требует от учителей способности помогать учащимся пользоваться ИКТ для повышения эффективности учебной работы. Второй подход - «Освоение знаний» - требует от учителей способности помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний. Третий - «Производство знаний» - требует от учителей способности помогать учащимся порождать новые знания. Каждый из трех подходов содержит 6 модулей: Понимание роли ИКТ в образовании, Учебная программа и оценивание, Педагогические практики, Технические и программные средства ИКТ, Организация и управление образовательным процессом, Профессиональное развитие. Таким образом, она включает в себя 18 модулей.

Данная структура ИКТ-компетентности учителя и позволит определить компонентный состав компетенций учителя квалифицированно набирать математический текст [17, с. 176]. Компонентный состав будем полагать единицей развития компетенций учителя квалифицированно набирать математический текст [18, с. 146].

Три подхода отражают различные стадии информатизации образования. Каждая страна будет ориентироваться на тот подход, который в наилучшей степени соответствует доминирующему здесь уровню использования ИКТ в экономике, обществе и в сфере образования [7, с. 9].

Стоит упомянуть и полученные результаты проведенного добровольного анкетирования по ИКТ-компетентности в июне 2014 г. кафедрой «Естественно-математического образования» АПК и III1РО среди слу-

шателей курсов повышения квалификации «Актуальные проблемы преподавания математики в образовательных организациях». Для оценки уровня ИКТ-компетентности учителей были использованы три теста на основе анкет, разработанных институтом ЮНЕСКО («Руководство по адаптации рамочных рекомендаций ЮНЕСКО по структуре ИКТ-компетентности учителей» [19]). Анкеты были адаптированы для российских учителей в рамках курса «ИКТ в образовании». Анализ итогов тестирования показал, что оценка ответов на вопросы двух первых тестов («Применение ИКТ», «Освоение знаний») чаще превышают 75%, а ответы на вопросы третьего раздела «Производство знаний» в своем большинстве ниже 75%, а иногда и ниже уровня 50% [20].

Для определения, какой из трех подходов к информатизации образовательного процесса является наиболее целесообразным и с целью уточнения компонентного состава компетенций учителя квалифицированно набирать математический текст, а также для определения готовности учителя квалифицированно набирать математический текст, был проведен второй этап констатирующего эксперимента с 38 учителями - слушателями курсов повышения квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам повышения квалификации и переподготовки на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета. Мнения участников анкетирования учитывались также анонимно, как и в первом этапе констатирующего эксперимента, для использования в обобщенном виде исключительно в исследовательских целях.

Слушателям программы был предложен Тестирующий комплекс «Готовность учителя квалифицированно набирать математический текст», состоящий из двух частей. Первая часть - это анкета с открытыми вопросами, вторая часть - задания, выполняемые с помощью компьютерных математических инструментальных средств. Комплекс вопросов был разработан в соответствии с Рекомендациями ЮНЕСКО.

Проведенный анализ ответов позволил сделать следующие выводы.

Первая часть тестирующего комплекса касалась вопросов, связанных с ИКТ-компетентностью педагога в его профессиональной деятельности, в частности, применения ИКТ, квалифицированного набора математического текста, знание компьютерных математических инструментальных средств, проведения уроков математики в компьютерных классах. Относительно раскрытия понятий «ИКТ-компетентность педагога», «математический текст», «квалифицированно набирать математический текст» давались разносторонние ответы. Перечень используемых информационно-коммуникационных технологий необширен, представлен стандартными компьютерными средствами (такие, как: MS Word, MS Excel, MS Power Point).

Некоторыми учителями (26,3%) в учебной деятельности по математике используются следующие ИКТ: видео-уроки, средства сети Интернет, интерактивные разработки, дистанционная работа, в индивидуальной работе с учениками используется тестирование с помощью компьютера в дистанционной форме, в групповой работе - интерактивная доска.

Учебные мероприятия по математике не проводятся в компьютерных классах. На изучение возможностей компьютерных математических программных средств (в большей части ответов) не хватает времени.

Вторая часть тестирующего комплекса предполагала выполнение заданий с помощью компьютерных математических инструментальных средств. Учителям был представлен различный математический текст, включающий в себя следующие элементы: текстовые выражения, числовые выражения (формульные), диаграмму, рисунок четырехугольника с вписанной окружностью, график квадратичной функции и набор решения ква-

дратного уравнения. Анализ выполненных заданий из второй части показал слабое пользовательское владение математическими компьютерными средствами. Учителя работали только в одной программе приложения MS Office - MS Word (набор математического текста с помощью конструктора формул, конструктора при работе с диаграммами и функциями, средств рисования), а также в приложении MS Office - MS Excel (построение диаграммы, графика функции). При наборе математических текстовых выражений также было выявлено незнание обозначений математических терминов и символов [21].

Кроме того, некоторые учителя отказывались от выполнения второй части Тестирующего комплекса, поскольку не владели навыками работы даже в стандартных программах.

Результаты первого и второго этапа теоретико-эмпирического исследования показали достаточно низкий уровень владения учителями квалифицированным набором математического текста.

Таким образом, можно сделать вывод о выборе подходов к информатизации школы по развитию компетенций учителя квалифицированно набирать математический текст, согласно Рекомендациям ЮНЕСКО: для учителей, имеющих базовые навыки работы с компьютером - «Применение ИКТ», и для учителей, использующих ИКТ в своей профессиональной деятельности и желающих использовать их более эффективнее

- «Освоение знаний».

Соответственно, в рамках подходов «Применение ИКТ» и «Освоение знаний» была разработана структура компетенций учителя квалифицированно набирать математический текст:

1. Компетенция учителя знакомиться и понимать образовательную политику в процессе развития компетенций учителя квалифицированно набирать математический текст.

2. Компетенция учителя включать в образовательный процесс соответствующие средства ИКТ для квалифицированного набора математического текста и оценивания образовательных результатов.

3. Компетенция учителя целесообразно включать средства соответствующих ИКТ в образовательный процесс для квалифицированного набора математического текста и оценивания образовательных результатов.

4. Компетенция учителя владеть базовыми приемами работы с техническими и программными средствами для квалифицированного набора математического текста (для учителей, имеющих базовые навыки работы с компьютером) - для подхода «Применение ИКТ» и Компетенция учителя работать с ИКТ в своей профессиональной деятельности для достижения более эффективных результатов, используя квалифицированный набор математического текста - для подхода «Освоение знаний».

5. Компетенция учителя организовать работу с учащимися, используя квалифицированный набор математического текста - для подхода «Применение ИКТ», и Компетенция учителя организовать работу с учащимися, группами сотрудничества, применяя квалифицированный набор математического текста- для подхода «Освоение знаний».

6. Компетенция учителя совершенствовать навыки работы с ИКТ и изучать новые ИКТ для квалифицированного набора математического текста.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Результаты теоретико-эмпирического исследования свидетельствуют о необходимости разработки дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации, ориентированной на развитие компетенций учителя квалифицированно набирать математический текст в рамках подхода к информатизации школы «Применение ИКТ»

- для учителей, имеющих базовые навыки работы с компьютером, и в рамках подхода к информатизации школы 34

«Освоение знаний» - для учителей, использующих ИКТ в своей профессиональной деятельности и желающих использовать их более эффективнее. Перспективы дальнейшего исследования состоят в разработке средства развития данных компетенций, модели развития компетенций учителя квалифицированно набирать математический текст и программно-методического обеспечения по развитию данных компетенций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] // Российская газета. 2012. - Режим доступа: https:// rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. 2009.

- Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/fcp/rasp_2008_n1662_red_08.08.2009

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета. 2012. № 5976 (303) - Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

4. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Российская газета. 2013. - Режим доступа: https:// rg.ru/2013/12/27/matematika-site-dok.html

5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Российская газета. 2013. № 6261 (285) - Режим доступа: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html

6. Бугрова, О. В. Развитие умений учителя квалифицированно набирать математический текст в условиях дополнительного профессионального образования: перспективы/ О.В. Бугрова, Т.И. Уткина // Евразийский Союз Ученых. - 2015. - № 6(15). - С. 69-70.

7. Стариченко, Б.Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога / Б.Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 7. -С. 6-15.

8. Елизаров, А. М. Основы MathML. Представление математических текстов в Internet. Практическое руководство /А. М. Елизаров, Е. К. Липачев, М. А. Малахальцев. 2-е изд., переботанное и дополненное. -Казань: Издательство Казанского математического общества, 2008. - 100 с.

9. Шиолашвили, Л. Н. Представление математических текстов в Веб [Электронный ресурс] / Л. Н. Шиолашвили // Журнал Электронные библиотеки. -2005. - 6 выпуск. - том 8. - Режим доступа: http://www. elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2005/part6/Sh

10. Катанова, Т.А. «Подготовка математических текстов средствами MathML" [Электронный ресурс] / Т.А. Катанова, А.П. Шестаков // Журнал "Информатика". -№ 12 (565), 16-30.06.2008. - Режим доступа: http:// inf.1september.ru/view_article.php?ID=200801204

11. Катанова, Т.А. "Подготовка математических текстов средствами Tex (LATeX)" [Электронный ресурс] / Т.А. Катанова, А.П. Шестаков // Журнал "Информатика". -№ 12 (565), 16-30.06.2008. - Режим доступа: http:// inf.1september.ru/view_article.php?ID=200801205

12. Михайлова, Т. А.Обучение анализу математического текста как средство повышения качества знаний и умений учащихся / Т. А. Михайлова // Начальная школа.

- 2014. - № 6. - с. 18-23.

13. Бугрова, О.В.Структура компетенций учителя относительно грамотного набора математического текста. / О.В. Бугрова // Материалы ВНМК «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». - Оренбург, 2016. - с. 1291-1296.

14. Бугрова, О.В. О грамотности учителей относительно набора математического текста. / О.В. Бугрова //

Материалы МНПК «Интеграционные процессы в науке в современных условиях». - Прага, Чехия: Издательство «Мир науки», 2016. - с. 10-15.

15. Структура ИКТ компетентности учителей: рекомендации ЮНЕСКО. Paris, UNESCO, 2011. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iite. unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf

16. Юсупова, Д.А. Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО [Электронный ресурс]/ Д.А. Юсупова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - Казань, 2014.

- № 3. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ struktura-ikt-kompetentnosti-uchiteley-rekomendatsii-yunesko-frantsiya-parizh-2011-95-s

17. Бугрова, О.В. Об уточнении структуры и содержания компетенций учителя квалифицированно набирать математический текст. / О.В. Бугрова // Материалы XXXV Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. - Ульяновск:УлГИУ, 2016. - с. 172179.

18. Бугрова, О.В. О единице развития компетенций учителя квалифицированно набирать математический текст. / О.В. Бугрова // Материалы III Международной научной конференции, 17 - 19 ноября 2016 г. «Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе в свете идей Л.С. Выготского». -Под ред. М.В. Егуповой, Л.И. Боженковой - ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МИГУ), Издатель Захаров С.И. («СерНа»), 2016 . - с. 143-148. - ISBN 978-5-905849-50-3.

19. Руководство по адаптации рамочных рекомендаций ЮНЕСКО по структуре ИКТ-компетентности учителей. Paris, UNESCO, 2013. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/ files/3214726.pdf

20. Новая ИКТ компетентность учителей [Электронный ресурс] // Интернет-газета «Лаборатория знаний» издательства БИНОМ. Выпуск 9, сентябрь 2014.

- Режим доступа: http://gazeta.lbz.ru/2014/9/9nomer.pdf

21. Бугрова, О.В. Методологические подходы развития компетенций учителя квалифицированно набирать математический текст. / О.В. Бугрова // Материалы ВНМК «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». - Оренбург, 2017 (в печати).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.