17. Zalavina T.Yu., Gasanenko E.A. Formation of communicative competence as one of the important aspects in teaching students a foreign language / Problems of modern pedagogical education. - 2021. - № 70-2. - P. 78-81.
18. Zinkevich E.R., Semenova L.M. Innovative-pedagogical technologies in competence-oriented education / St. Petersburg, 2019. - Ser. Pediatric University Library. - 2019. - 104 p.
Педагогика
УДК 37
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Магомедханова Умагани Шамхаловна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Курбанова Алина Балаэфендиевна ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры иностранных языков Местоева Елена Алихановна
ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье изучен процесс использования современных компьютерных технологий как средства индивидуализации на уроках в начальной школе. Сделан вывод о том, что организация наиболее эффективного принципа индивидуализации на базе начальной школы достигается за счет организации разработки большого количества программ обучения, трансформации используемых форм учебной деятельности, повышения квалификации педагогов в области разработки индивидуального плана обучения каждого ребенка, организации подходящей обучающей среды, которая будет включать в себя современные компьютерные технологии, позволяющие организовывать деятельность ребенка как на базе образовательного учреждения, так и в домашних условиях.
Ключевые слова: компьютерные технологии, индивидуализация обучения, урок, начальная школа, младший школьник.
Annotation. The article examines the process of using modern computer technologies as a means of individualization in the classroom in primary school. It is concluded that the organization of the most effective principle of individualization on the basis of an elementary school is achieved by organizing the development of a large number of training programs, transforming the forms of educational activity used, improving the qualifications of teachers in developing an individual learning plan for each child, organizing a suitable learning environment that will include modern computer technologies that allow organizing the activities of the child both on the basis of an educational institution and at home.
Keywords: computer technology, individualization of teaching, lesson, primary school, junior schoolchild.
Введение. В психолого-педагогических исследованиях проблемы индивидуализации обучения выступают в качестве ключевых и традиционных, однако, даже несмотря на то, что ее изучению посвящены многие исследования, она по-прежнему является неразрешенной, что приводит к тому, что невозможно достичь достаточного успеха для обучения всех обучающихся массовой общеобразовательной школы.
Изложение основного материала статьи. Воспитательный и образовательный процессы должны быть организованы таким образом, чтобы вся их структура опиралась на индивидуальность, из-за чего особое внимание следует уделять использованию индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Под индивидуальным подходом следует понимать такое использование форм и методов обучения и педагогического воздействия, которые соответствуют индивидуальным особенностям ученика. Использование данного подхода позволит наиболее эффективно проводить развитие познавательного интереса обучающегося, что напрямую влияет на прогресс развития способностей каждого ребенка. Индивидуальный подход должен применяться с первых дней поступления ребенка на базу общеобразовательного учреждения [4].
Однако, использование только индивидуального подхода не может быть гарантом того, что обучающиеся будут активны на уроках, что свидетельствует о том, что для того, чтобы индивидуальный подход был реализован наиболее эффективно, необходимо, чтобы у обучающихся был сформирован необходимый уровень самостоятельности, активности и динамичности. То, насколько эффективно будет обучение ребенка, определяется уровнем развития индивидуальных потребностей к усвоению и применению знаний ребенка, в структуру которых можно отнести достаточный уровень развития умственной выносливости, работоспособности, наличие сформированных гибких процессов мышления.
Организация индивидуализации обучения на базе начального образования подразумевает то, что с его использованием возможно не только определение основных недостатков в подготовке ребенка к обучению в школе, но также позволяет оценить особенности психофизиологии ребенка, что, в свою очередь, позволяет выстроить процесс обучения наиболее эффективно. Наибольшим потенциалом в раскрытии и совершенствовании индивидуальности младшего школьника обладает процесс, при котором происходит овладение школьниками знаний из области основ различных наук [4].
Организация индивидуализации образования и воспитания у детей индивидуальности на сегодняшний день представляет собой наиболее приоритетную идею, благодаря которой возможно наиболее эффективно решать задачи, направленные на формирование у ребенка собственного мнения и позиции, что в дальнейшем позволит ему стать гражданином, обладающим сознательностью и ответственностью. В качестве внешней стороны процесса индивидуализации понимают адаптацию содержания учебного процесса, применяемых форм к тому, какими индивидуальными особенностями обладает конкретный обучающийся, что позволит оказать поддержку ребенка и привести его к индивидуализации. Под внутренней стороной, в свою очередь, понимают то, что обучающегося направляют на то, чтобы он смог реализовать свои индивидуальные устремления, выработать собственные жизненные стратегии, что позволит ему осознанно использовать свои силы для достижения всех поставленных целей [1].
Различные педагоги-исследователи под индивидуализацией понимают систему (А.А. Кирсанов), принцип (Н.Н. Гордеева, Н.А. Завалко), процесс (Н.Ф. Гейжан), стратегию (С.В. Кораблева), педагогическую категорию (Н.В. Асташкина), процесс учета особенностей учащихся (И.Э. Унт).
В результате проведения анализа различных подходов к определению понятия «индивидуализация педагогического процесса на базе начального образования», мы формулируем общее понятие: индивидуализация образовательной деятельности в начальной школе представляет собой организацию образовательной деятельности в соответствии с требованиями образовательных программ для начальной школы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, которые позволяют создать наиболее оптимальные условия для того, чтобы максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка [5].
На сегодняшний день индивидуализация обучения выступает в качестве главной идее общества. ФГОС НО направлен на то, чтобы обеспечить условия, которые позволяют проводить индивидуальное развитие младшего школьника, а также обеспечить максимально эффективные условия для развития одаренных детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья [8].
Ребенок в младшем школьном возрасте с огромным удовольствием работают в компании детей дошкольного возраста, помогают им что-то делать, могут стремиться проводить с ними множество своего свободного времени, при этом не воспринимая данное времяпрепровождение в качестве обязанности.
Однако следует заметить, что адаптивность современного младшего школьника не должна пониматься только в качестве альтруизма, она имеет и выраженный прагматичный характер. Именно прагматизм определяет то, как именно младшие школьники относятся к школьному образованию. Большинство современных детей воспринимают образование в качестве «стратификационного лифта», однако, в данном случае сложно определить, действительно ли дети относятся так к образовательному процессу, или они просто проецируют то, как взрослые относятся к образованию собственных детей. Доказано только то, что современные дети относятся к образованию именно так [9].
На основании всего вышесказанного нами были выделены следующие условия и особенности, которые позволяют применять технологии индивидуализации на базе начального образования наиболее эффективно:
1. Использование совместной учебной деятельности выступает в качестве одного из главных условий, т.к. позволяет лучше всего формировать субъектность ребенка младшего школьного возраста.
2. В качестве преобладающего мотива в деятельности современного ребенка младшего школьника выступает мотив, толкающий их на оказание помощи более младшим детям, что указывает на то, что в рамках обучения необходимо обеспечивать условия, которые позволят детям создавать учебные продукты, которые не только будут значимы для ребенка в рамках формирования его статусности, но также обеспечит ему необходимость участия в учебном сотрудничестве.
3. У современных детей отмечается наличие определенных особенностей развития речи, которые выдвигают требование к приоритетному использованию методов свободной вербальной коммуникации.
4. Также огромным значением при проведении работы по индивидуализации обучения на базе начального обучения выступает организация деятельности таким образом, чтобы она обладала эмоциональной составляющей.
Если образовательный процесс организуется с учетом индивидуальных особенностей каждого младшего школьника, возможна наиболее эффективная реализация индивидуального подхода, который основывается на использовании многообразия форм и методов обучения. Благодаря организации такого подхода возможно учитывать возможности каждого ребенка, что позволяет организовать для каждого из них индивидуальный темп продвижения с использованием наиболее подходящих заданий для каждого конкретного ребенка на основании сформированного у него уровня знаний.
Благодаря использованию в обучении средств информационных технологий возможно развивать личность обучающихся, эффективно подготавливать их к осуществлению самостоятельной деятельности, развивать их творческое мышление, что, в дальнейшем, обеспечит формирование у них информационной культуры. В рамках образовательного процесса могут быть использованы следующие формы информационных технологий: могут быть использованы готовые электронные продукты, преподаватели могут демонстрировать мультимедийный презентации или привлекать различные ресурсы сети Интернет. При использовании презентаций возможно проводить развитие у детей зрительной и письменной памяти, у педагога появляется дополнительная возможность продемонстрировать пропущенную информацию на слайдах, благодаря наглядности изложения материала усвоение и запоминание информациипроисходит быстрее, для объяснения новой темы необходимо использовать гораздо меньше времени, чем без использования презентации и т.п. [7].
Использование в образовании современных компьютерных технологий может помочь педагогам подобрать наиболее эффективные методы и формы обучения, а также определить наиболее качественное содержание обучения. Использование компьютера в образовании преследует цель в повышении и развитии интеллектуальных способностей обучающихся в области информатизации общества [6].
Использование компьютера при обучении детей младшего школьного возраста позволяет обогатить и преобразить развивающую предметную среду, что, в свою очередь, повышает общее качество образования, т.к. именно в этом возрасте у детей наблюдается наиболее интенсивное и динамичное умственное развитие, что определяет весь дальнейший процесс его интеллектуального развития.
Таким образом, в рамках начального образования одним из наиболее эффективных и удобных инструментов работы с детьми являются компьютерные технологии. Правильное использование этих технологий позволяет не только сделать образовательный процесс более разнообразным, что приведет к повышению интереса обучающихся к предмету, а также облегчит педагогу процесс подготовки к учебному занятию. Совершенствование подходов к разработке и внедрению компьютерных образовательных технологий представляется актуальным направлением исследований в рассматриваемой предметной области.
Проведем анализ дидактических возможностей, которыми обладают современные компьютерные технологии в рамках обеспечения индивидуализации обучения на базе начального образования. Среди таких возможностей следует выделить следующие: компьютерные технологии позволяют визуализировать информацию, которая относится к изучаемому объекту; при помощи компьютерных технологий можно хранить большой объем информации, обеспечивать доступ к ней, а также использовать для организации поисковой деятельности; компьютер позволяет организовать эффективное информационное взаимодействие обучающихся друг с другом, а также с педагогом.
С использованием перечисленных выше дидактических возможностей современных компьютерных технологий возможно достичь эффективной индивидуализации образовательной деятельности за счет следующего [5]:
- современные компьютерные технологии обладают огромной вариативностью форм, при помощи которых детям может быть представлен образовательный материал;
- компьютер позволяет значительно разнообразить формы, используемые для обеспечения интерактивного взаимодействия младших школьников с различными элементами образовательного материала, представленного в электронном виде;
- при помощи компьютерных технологий дополнительные учебные материалы становятся максимально доступными;
- с использованием компьютера образовательный процесс может стать более мобильным и коммуникативным.
В качестве основной характеристики современных компьютерных технологий выступает мультимедийность, которая включает в себя процесс, в котором совмещаются различные виды информации: информационно-текстовая, анимационная, графическая, видео и звук. Под второй важной характеристикой понимается возможность интерактивности, что подразумевает использование множества различных форм, обеспечивающих взаимодействие обучающихся друг с другом и с информацией. На основании наличия данного разнообразия информации и огромного количества способов работы с ней возможно достижение эффективной индивидуализации образовательной деятельности в начальной школе, т.к. с их помощью, возможно, учитывать познавательные позиции каждого ребенка, а также то, каковы особенности каждого
обучающегося в области переработки информации. В рамках визуальной деятельности в качестве типичной познавательной позиции младшего школьника можно выделить просмотр, представление и наблюдение. Для детей, которым характерна эта позиция, организуется возможность читать текст, изучать иллюстрации и просматривать различные видео. В рамках аудиальной деятельности в качестве типичной познавательной позиции младшего школьника можно выделить прослушивание, говорение и обсуждение. В этом случае большой важностью обладает наличие возможностей работы со звуками природы, речью, музыкой. В рамках кинестетической деятельности в качестве типичной познавательной позиции младшего школьника можно выделить работу с материалом, и в этом случае необходимо использовать значительное разнообразие интерактивных материалов, а также обеспечивать взаимодействие с элементами образовательного материала [3].
Если в образовании использовать доступные дополнительные материалы, возможно обеспечение реализации индивидуальных образовательных траекторий при организации электронного обучения. При этом дополнительными материалами могут считаться справочники, научно-популярная литература. Благодаря этому дети могут искать информацию наиболее доступно, получать разнообразную информацию, что позволяет сделать представления ребенка более полными, что, в свою очередь, влияет благоприятно на создание активной познавательной среды.
Также в рамках использования в образовательном процессе компьютерных технологий позволяет ребенку начать управлять ходом событий, что неизбежно приводит к формированию у него ответственности за тот результат, что он получает в процессе обучения. На основании интерактивного диалога ребенок не просто пассивно воспринимает информацию, а начинает активно участвовать во всем процессе образования.
Следует выделить основные черты, которые характерны для применения современных компьютерных технологий в рамках организации индивидуализации обучения [5]:
- при использовании современных компьютерных технологий в рамках организации индивидуализации обучения повышается доступностьобразования, что неизбежно влияет на ее качество. На базе начального образования использование компьютера позволяет обеспечить возможности для каждого ребенка в получении образования вне зависимости от того, где он проживает: при помощи компьютера образование могут получать дети, проживающие в труднодоступных районах;
- в процессе использования современных компьютерных технологий в рамках организации индивидуализации обучения происходит изменение всех технологий, которые используются педагогами в образовательном процессе.
Наиболее эффективно становится использование современных компьютерных технологий в рамках организации работы с одаренными детьми, с которыми педагог должен проводить дополнительную работу для того, чтобы подготовить таких детей к олимпиадам. Такая работа активно проводится в больших городах в условиях дополнительного образования, однако, в отдаленных населенных пунктах данная деятельность осложнена, что может быть решено при помощи организации дистанционного обучения с использованием компьютерных технологий.
На основании внедрения в традиционную массовую школу компьютерных технологий появилось такое понятие, как «смешанное обучение», которое основано на комбинированном использовании традиционных методов обучения в совокупности с инновационными педагогическими технологиями. Для того, чтобы внедрение индивидуализации обучения было наиболее эффективно, необходимо уделить внимание всем направлениям обучения: проводить развитие всех применяемых образовательных программ, трансформировать и адаптировать методы учебной работы, проводить работу по повышению квалификации и мотивации педагогов в том, как необходимо проводить разработку индивидуальных учебных планов для обучающихся и какими особенностями обладает процесс их реализации.
На сегодняшний день отмечается значительный прогресс в развитии электронного обучения, применяемого для обеспечения индивидуализации образования детей младшего школьного возраста, однако, до сих пор отмечается наличие некоторых проблем [5]:
- педагоги по-прежнему имеют низкий уровень технической подготовки, у них отмечается недостаточный уровень сформированности компьютерной грамотности, они не обладают достаточной квалификацией в области ориентировки в информации в Интернете;
- многие педагоги до сих пор не обладают навыками формирования качественного и учебного контента для электронного обучения;
- часть педагогов до сих пор не обладают мотивацией к тому, чтобы трансформировать сформированное у них профессиональное сознание, полученное еще на базе высшего образования во времена, когда современные компьютерные технологии были менее распространены.
Выводы. В результате теоретического анализа нами сделаны следующие выводы:
- если образовательный процесс организуется с учетом индивидуальных особенностей каждого младшего школьника, возможна наиболее эффективная реализация индивидуального подхода, который основывается на использовании многообразия форм и методов обучения. Благодаря организации такого подхода можно учитывать возможности каждого ребенка;
- в рамках начального образования одним из наиболее эффективных и удобных инструментов работы с детьми являются компьютерные технологии. Правильное использование этих технологий позволяет не только сделать образовательный процесс более разнообразным, что приведет к повышению интереса обучающихся к предмету, а также облегчит педагогу процесс подготовки к учебному занятию. Совершенствование подходов к разработке и внедрению компьютерных образовательных технологий представляется актуальным направлением исследований в рассматриваемой предметной области;
- организация наиболее эффективного принципа индивидуализации на базе начальной школы достигается за счет организации разработки большого количества программ обучения, трансформации используемых форм учебной деятельности, повышения квалификации педагогов в области разработки индивидуального плана обучения каждого ребенка, организации подходящей обучающей среды, которая будет включать в себя современные компьютерные технологии, позволяющие организовывать деятельность ребенка как на базе образовательного учреждения, так и в домашних условиях.
Литература:
1. Байбородова Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе: Монография / Л.В. Байбородова. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени. К.Д. Ушинского, 2011. - 181 с.
2. Бородкина Н.В. Современный ребёнок в современной образовательной среде / Н.В. Бородкина, О.В. Тихомирова // Начальное образование. - М.: ИНФРА-М. - 2015. - № 2. - С. 9-16
3. Босова Л.Л. Подходы к эффективному использованию средств ИКТ и ЭОР на уроках информатики в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова // Открытое и дистанционное образование. - 2013
4. Джаубаева З.К. Индивидуализация обучения в начальной школе: проблемы и перспективы / З.К. Джаубаева // Научное мнение. - 2016. - №10. - С. 128-131
5. Иванова Н.А. Современные компьютерные технологии как средство индивидуализации в начальной школе / Н.А. Иванова // Молодой ученый. - 2017. - № 49 (183). - С. 362-364
6. Касаева И.И. Информационно-компьютерные технологии в современном обществе и образовании / И.И. Касаева // Современные технологии в образовании. - 2014. - № XIV-!. - С. 145-149
7. Маль Г.С. Роль компьютерных технологий в современном образовании / Г.С. Маль, Е.Б. Артюшкова, М.С. Левицкая // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - №4-3. - С. 474
8. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников / Е.В. Субботский. - М.: Издво МГУ, 1976. - 144 с.
9. Тихомирова О.В. Использование технологий индивидуализации в начальной школе / О.В. Тихомирова // Ярославский психологический вестник. - 2018. - № 3 (42). - С. 112-120
Педагогика
УДК 37.018
доктор педагогических наук, доцент Малинин Валерий Анатольевич
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород), директор
МАОУ «Школа № 187» (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Тивикова Светлана Константиновна
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород)
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье анализируется роль национально-регионального компонента образования в духовно-нравственном воспитании обучающихся. На основе анализа научных источников и инновационного педагогического опыта МАОУ «Школа № 187» г. Нижнего Новгорода рассмотрены основные проблемы духовно-нравственного воспитания, связанные с регионализацией общего образования, определена роль центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования в образовательном пространстве школы. В качестве одной из эффективных педагогических технологий рассмотрена музейная педагогика; выделены основные направления активного включения обучающихся в деятельность школьного музея, в том числе изучение экспозиции, имитация деятельности искусствоведов, хранителей, художников-оформителей, авторов, создающих текст экскурсии, экскурсоводов; создание виртуальных экспозиций, временных выставок, исследовательских и социальных проектов.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, регионализация образования, обучающиеся, музейная педагогика, школьный музей, общеобразовательная школа.
An^tatton. The article analyzes the role of the national-regional component of education in the spiritual and moral education of students. Based on the analysis of scientific sources and innovative pedagogical experience of MAOU secondary school No. 187 with in-depth study of individual subjects of Nizhny Novgorod, the main problems of spiritual and moral education related to the regionalization of general education are considered, the role of the center for spiritual and moral education and civic education in the educational space of the school is determined. Museum pedagogy is considered as one of the effective pedagogical technologies; the main directions of active inclusion of students in the activities of the school museum are highlighted, including the study of the exposition, imitation of the activities of art historians, curators, graphic designers, authors who create the text of the excursion, guides; creation of virtual expositions, temporary exhibitions, research and social projects.
Keywords: spiritual and moral education, regionalization of education, students, museum pedagogy, school museum, secondary school.
Введение. Духовно-нравственное воспитание обучающихся предполагает реализацию такой системы образования, которая будет направлена на передачу культуры и опыта ценностных ориентаций от одного поколения к другому. Необходимость поиска таких форм и методов, которые будут способствовать решению данной задачи в современных условиях, связана с преодолением противоречия между тенденцией к увеличению межнациональных и международных контактов и сохранением уникальности национальных, этнических, региональных культур и исторической памяти народа.
В наше время обнаруживается устойчивый и возрастающий интерес школы к вопросам регионализации, что предполагает изучение определенной территории - пространственного фокуса, в основании которого лежит поиск пространственных и генетических взаимосвязей между природными и социокультурными объектами и процессами. Особое внимание уделяется здесь тому содержанию и формам, которые позволяют сохранять самобытность культуры того или иного региона.
Изложение основного содержания статьи. Важнейшим условием решения данных задач является формирование национально-региональной и этнокультурной системы образования, так как в ней, как отмечает А.В. Костина, «интересы ребёнка, семьи, этноса и государства слиты неразделимо» [4, С. 175-176]. Особенностью данного подхода является «стремление сохранять этот мир через систему традиции», что способствует возобновлению и сбережению форм поведения, ценностных установок и идей. По мнению А.Б. Панькина [7], сегодня средством сохранения подобного опыта становится этнокультурная коннотация содержания образования (от ср.-лат. connotatio, т.е. дополнительное, сопутствующее значение, включающее смысловые и стилистические аспекты, связанные с основным значением слова).
В наибольшей степени это может быть реализовано с помощью, во-первых, создания национально-регионального компонента образования [9], в том числе создание и включение в образовательный процесс авторских учебных программ и программ внеурочной деятельности [6; 10; 12]; во-вторых, введения в образовательный процесс таких предметов или программ внеурочной деятельности, где через содержание образования будет реализована идея формирования общей картины мира, национальных ценностей, которые взаимодействуют с ценностями общечеловеческими; в-третьих, использования таких методов, приемов, форм организации деятельности детей, которые позволяют детям усваивать особенности национальной культуры.