4 ДИСКУССИЯ
Щ журнал научных публикаций
А. В. Андросова, старший преподаватель, кафедра мировой экономики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия, androsova [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством экономического образования школьников, уровнем их социализации. В соответствии с этим изменяются требования, предъявляемые и к школьной подготовке подрастающего поколе- :
ния. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) для среднего (полного) общего образования изложена мысль о необходимости формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме1.
В соответствии с декларируемыми положениями новых документов, возникает необходимость в формировании у школьников нового стиля мышления и, соответственно, новой экономической позиции, соответствующей реалиям нашего времени, что обусловливается социальным зака-
Природа компетентности такова, что, будучи продуктом обучения, она все-таки является следствием саморазвития индивида, его личностного роста, обобщения деятельностного и личностного опыта.
Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача — помочь им раскрыться, развить собственные идеи.
Песталоцци
зом общества. Учитывая, что в современном школьном образовании формирование экономической компетентности не носит целенаправленного и научно обоснованного характера, очевидным становится, что данная проблема приобретает особую актуальность. Именно поэтому школе необходимо новое = содержание экономического образования, в котором бы и обучение, и воспитание при изучении гуманитарных и естественнонаучных дисциплин определялись бы, прежде всего, с точки зрения контек-= ста социально-экономической действительности, с которой современные школьники сталкиваются уже сегодня.
Компетентность, являясь предметом научно-педагогических исследований, вобрала в себя такие характеристики, как ряд умений и знаний, релевантных относительно определенной сферы деятельности. Но в отличие от просто знания, компетент-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций "
ность существует в форме деятельности, а не информации о ней, объединяет в себе интеллектуальную и деятельностную составляющую образования. Компетентность предполагает интерпретацию изучаемого содержания, опираясь на собственные способности, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации и с учетом требований будущего; связана с мотивацией на непрерывную самообразовательную деятельность. Таким образом, можем заключить, что «компетентность» как научно-педагогическое понятие является системным и многокомпонентным.
Научно-педагогический анализ различных источников позволил прийти к выводу, что экономическая компетентность старшеклассников — это интегративная характеристика, основанная на знаниях, умениях, опыте, системе экономически значимых качеств и способностей старшеклассников, способствующих решению экономических задач, возникающих в реальных жизненных ситуациях.
Практическая деятельность убеждает в том, что природа компетентности такова, что, будучи продуктом обучения, она все-таки является следствием саморазвития индивида, его личностного роста, обобщения деятельностного и личностного опыта.
Исходя из сущности и содержательных характеристик феномена экономической компетентности, анализа научно-педагогической литературы, опыта участия в образовательном процессе школы, удалось установить, что использование активных методов обучения способствует формированию у старшеклассников адекватности представления о сути экономических явлений и процессов.
Активные методы обучения представляют собой комплекс педагогических приемов, направленных на организацию учебного процесса с использованием специальных средств.
Главной задачей этих методов является побуждение обучающихся к инициативности, творческому подходу и активной позиции в процессе любой познавательной деятельности. Мотивом для побуждения школьников
к активности выступают интерес, игровой и состязательный характер занятий, различные виды эмоционального воздействия.
Сущность активных методов заключается в том, что школьник получает необходимые знания путем изучения и анализа различных источников информации, поэтому его деятельность носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Методы активного обучения делятся на два типа: проблемные (дискуссии, практические занятия, конференция, олимпиада, практика) и имитационные (игровые и неигровые)2.
Активные групповые методы можно условно объединить в следующие основные блоки:
а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, мозговой штурм, разбор казусов из жизни, метод инцидента и др.);
б) игровые методы (деловые, дидактические, ролевые, творческие игры);
в) социодрама;
г) методы погружения3.
Активные методы обучения имеют большое значение в формировании экономической компетентности, т. к.:
— обучение проводится максимально приближенно к экономическим реалиям жизни;
— теоретический материал усваивается в процессе его практического использования, что, в свою очередь, требует применения определенных личностных качеств;
— процесс коллективного творческого труда формирует навык активного субъекта, способного участвовать в социальном партнерстве.
4 ДИСКУССИЯ
Щ журнал научных публикаций
В ряде исследований экспериментально обосновывается влияние активных методов обучения как на формирование определенных качеств личности, так и на формирование умений. К ним относятся: умение планировать работу, реализовывать план, анализировать результаты работы и возникшие трудности, сравнивать свою деятельность с чужой, умение обмениваться информацией, оказывать помощь, умение объяснять, формулировать и применять свои знания, умение доказывать, умение прогнозировать свою деятельность, умение действовать в конфликтной ситуации.
Чтобы понять, как внедряются активные формы обучения, достаточно посмотреть на активный образовательный процесс, особое место в котором занимает метод бенчмаркинга (англ. benchmarking — эталонное тестирование), т. е. проверка соответствия определенному стандарту качества.
Данный метод является достаточно перспективным методом обучения. Цель бенч-маркинга заключается в выявлении возможностей для совершенствования экономических ситуаций и нахождения путей решения. Назовем ряд основных требований к использованию метода бенчмаркинга:
— наличие значимой задачи, требующей интегрированного знания и творческого решения;
— практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
— самостоятельная деятельность (индивидуальная, парная, групповая) учащихся;
— определение конечных целей результатов;
— определение базовых знаний из различных дисциплин, необходимых для работы над заданием;
Бенчмаркинг выявляет слабые и сильные стороны объекта изучения, с его помощью возможно определить, в каких направлениях нужно оптимизировать исследование
— использование
исследовательских
методов
,4
Бенчмаркинг бывает внутренний и внешний, применяют его для сравнения социально-экономических показателей. При проведении внутреннего бенчмаркинга сравниваются показатели текущего периода с прошлыми периодами или с эталоном. Внешний бенчмаркинг позволяет сравнить выявленные разными группами учащихся определенные ими показатели. Подобное сравнение может быть применено к изучению таких тем, как, например: рынок труда, внутренний валовый продукт (ВВП); внутренний национальный продукт (ВНП). Кроме вышеназванных типов бенчмаркин-га, выделяют еще другие: конкурентный (сравнение показателей и выявление конкурентных преимуществ), функциональный (сравнение разных показателей, не являющихся конкурентными), общий (сравнение показателей с аналогичными), консультативный.
При организации опытно-экспериментальной работы в учреждениях среднего общего образования, школьникам был предложен проект «Реклама и моя семья», где они использовали метод бенчмар-гингового тестирования.
= Цель — установить взаимосвязь рекламы и желания совершить покупку этих товаров у членов семьи. Учащийся разрабатывает эталонный тест, оформляя результаты в виде табл. 1.
Для тестирования школьники выбирали в основном телерекламу и рекламу в специальных изданиях и вели наблюдение, работа над проектом продолжалась в течение полугода.
Результаты использовались на уроках, при подведении итогов, отображались на специальном стенде или оформлялись в специальный сборник5.
Выполнение данного проекта было ориентировано на возможность организации своего самообразования, опираясь
Таблица 1
Реклама и моя семья
Рекламируемый товар Какое СМИ способствовало появлению интереса Совершена ли покупка (да, нет) Кем из членов семьи
Стиральный порошок Телевизионная реклама да мама
дискуссия
журнал научных публикаций
на собственный опыт и способности. 90 % учащееся из класса приняли участие в сборе информации по данной проблеме. Продемонстрировали умение находить нужные сведения и критически осмыслять информацию — 85 % учащихся. Успешность анализа полученной информации продемонстрировали — 72 % учащихся. Показали правильность вычислений — 43 %. Для школьников применялось обычное анкетирование по данной теме. При выполнении анкеты проявили понимание предложенной информации — 81 %, критически ее осмыслили — 53 %, успешность анализа составила — 34 %.
Учащиеся демонстрировали рост следующих показателей: способность осуществлять сбор и обработку данных выросла в на 10 %, владение навыками работы со статистическими данными и способность работать с информацией — на 8 %, умение реализовать разработанный план, сделать выводы и обобщения — на 7 %.
Подобное эталонное сравнение показателей может быть применено к изучению тем (табл. 2).
В результате бенчмаркингового анализа делаются прогнозы и принимаются решения. Бенчмаркинг позволяет узнать, например, при исследовании ресурсного потенциала мира, как интенсивность их добычи влияет на экологию региона, провести сравнение, построить прогноз. Продолжительное измерение показателей (ежеурочно) позволяет видеть, как те или иные действия,
корректировки отражают картину или ситуацию в целом. Еще ценно, что бенчмар-кинг выявляет слабые и сильные стороны объекта изучения, с его помощью возможно определить, в каких направлениях нужно оптимизировать исследование.
Таким образом, возможно зафиксировать, что метод бенчмаркинга способствует систематизации и обобщению информации; умению готовить справки и обзоры по изучаемым вопросам; использовать основные и специальные методы экономического анализа информации.
Еще одной интересной формой работы с учащимися является «кейс-метод». Суть его заключается в том, что учащимся предлагается реальная жизненная ситуация (она может быть настоящей или придуманной — гипотетической), которая актуализирует не только практическую проблему «кейс», но и комплекс знаний, необходимых для разрешения этой проблемы, которая не имеет однозначных решений.
Актуальность использования кейс-метода заключается в том, что он опирает-
Таблица 2
Темы и показатели для бенчмаркинга
Тема занятия Дисциплина Показатели
Рынок труда География Численность трудовых ресурсов, занятых, безработных
Мировые природные ресурсы География Ресурсный потенциал, показатели добычи ресурсов, темпы использования ресурсов
ВВП; ВНП Обществознание Определение ВВП, ВНП, НД
4 ДИСКУССИЯ
Щ журнал научных публикаций
ся на такие дидактические принципы, как: индивидуальный подход, максимальное предоставление свободы в обучении, максимальное использование наглядных материалов, рациональная подача теоретического материала, сконцентрированного вокруг основной проблемы, акцентирование внимания на развитии сильных сторон учащихся, что является важным в формировании экономической компетентности.
Выделяют несколько типов кейсов, в зависимости от содержания проблемы и дидактических целей исследования:
♦ кейсы, иллюстрирующие проблемы;
♦ кейсы, обучающие анализу и оценке;
♦ кейсы, обучающие решению проблемы и принятию решений.
Применяется в школьной практике кейсовый метод в следующих разновидностях:
— метод «Дельфи» — каждый участник формулирует свои предложения по решению проблемы, затем идет обсуждение предложений в классе и принятие совместного решения;
— «мозговой штурм» — участники проводят совещание, в котором каждый спонтанно и открыто оглашает все приходящие в голову мысли и способы решения проблемы, и все вместе вырабатывают решение;
— метод модерации — этот вариант сходен со «штурмом», но не является стихийным, а управляемым рукой модератора (учителя или неформальным лидером), которому даются дополнительные полномочия по сравнению с обычными членами группы. Для работы над кейсами целесообразно класс разбивать на подгруппы численностью до 5 человек.
Основной особенностью кейс-метода является развитие творческих, коммуникативных навыков, участники группы должны не только общими силами найти решение проблемы, но и обсудить возникающие проблемные вопросы, актуализировать свои знания, осознать и проанализировать собственные чувства и ощущения, понять правила внутригруппового взаимодействия.
Объем кейса варьируется от 2 до 5 страниц. Более простые учебные кейсы-истории служат для наглядного представления экономической проблемы. Они содержат проблему, для решения которой ученикам предлагается ответить на ряд вопросов и выбрать вариант решения и обосновать свой выбор. Объем таких кейсов-историй обычно 1-2 страницы.
Миникейсы — форма письменного контроля знаний, предлагающая школь-
Таблица 3
кейсы
Дисциплина Тема занятия Тип кейса Название кейса
Обществознание Рынок труда Case study Белгородский рынок вакансий
География, обществознание Экономика семьи. Население России Case study Сравнение доходов семьи с динамикой распределения доходов населения России
История, география Мировое хозяйство кейс-истории Какова степень устойчивости таких интеграционных группировок, как ЕС, НАФТА, АТС
История, география Хозяйство РФ. Мировое хозяйство кейс-истории Каковы причины существования естественных монополий?
История, обществознание, география Хозяйство РФ миникейс Следует ли российскому государству препятствовать олигополистическим процессам в отечественном хозяйстве?
Экономика, история, обществознание Хозяйство РФ миникейс Если не будет монополии и все рынки станут конкурентными, можно ли ожидать справедливости в распределении благ?
дискуссия
журнал научных публикаций
70 60 50 40 30 20 10 0
До После
использования использования кейс-метода кейс-метода
□ Усвоение методов количественной оценки
□ Способность интерпретировать результаты моделирования
□ Умения по оценке результатов экономического анализа
□ Мотивация творческой активности
■ Принятие грамотных решений
Рис. 1. Динамика роста показателей до и после выполнения различных кейсов
никам описать кратко деловую ситуацию, увязав ее с определенной темой или разделом изучаемой дисциплины, затем прокомментировать с точки зрения действующих лиц, сделать вывод или дать рекомендации. Обычно объем миникейса в пределах 1-2 абзацев.
Рассмотрим тематику Case study, кейс-историй и миникейсов в табл. 3.
В результате выполнения специально организованных кейсов школьники демонстрировали более высокие показатели:
♦ в усвоении методов количественной оценки социально-экономических процессов;
♦ в формировании способности содержательно интерпретировать результаты моделирования социально-экономических процессов;
♦ в формировании умений по оценке результатов экономического анализа для принятия обоснованных экономических решений;
♦ в мотивации творческой активности;
♦ в способности ориентироваться и принимать грамотные решения в условиях современной информационной среды.
Динамика роста показателей формирования экономической компетентности школьников при выполнении различных кейсов представлена на рис. 1.
Сформированность показателей экономической компетентности в результате использования кейс-методов выросла в среднем на 28 %. Экспертная оценка учителей показала, что учащиеся от работы к работе демонстрировали рост сформиро-ванности умений делать расчеты и проводить их оценку, рост способности анализировать социально-экономические пробле-
мы и процессы, происходящие в обществе, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.
Организация использования активных форм обучения, таких как кейс-метод и метод бенчмаркинга, способствовали осмыслению жизненных ситуаций, формировали способности содержательно интерпретировать результаты моделирования социально-экономических процессов, ориентироваться и принимать решения в условиях современной информационной среды, развить мотивацию творческой активности, а также возможность первичной адаптации к современным социально-экономическим требованиям общества. ^
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: проект (доработка 15 февр. 2011 г.) / Мин-во образования и науки Рос. Федерации // Российская газета. 2011. 17 февр. [Электронный ресурс] URL: http:// www.rg.ru/printable/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html (дата обращения: 17.02.2011).
2. Матвеева Т. Н. Инновационная образовательная технология формирования базовых компетенций студентов // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 28-32.
3. Фатыхова А. Л. Применение активного обучения при формировании социально-перцептивной компетентности педагога // Среднее профессиональное образование. 2005. № 9. С. 46-47.
4. Московкин В. М. К построению бенчмаркинго-вой и информационно-аналитической системы поддержки университетской деятельности на федеральном уровне // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 3. С. 25-32.
5. Зятьков М. Метод проектов: от ученика статиста к ученику исследователю // Экономика в школе. 2001. № 4. С. 30-34.