ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Вырастить компетентных личностей - лидеров нашего общества - можно через формирование творческой, научно-исследовательской среды обучения. Учитель должен готовить молодых людей способных принимать адекватные, быстрые, продуманные решения, которые в дальнейшем обеспечат им достойную жизнь, высокий уровень благосостояния и социализацию.
Литература
1. Бобылева О.Л., Филькина Т.Г. Школьное научное общество как возможность формирования метапредметных умений школьника. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №6.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: [Текст] учеб. пособие // Д.Б. Богоявленская; М.: «Академия», - 2002. - 36-40 с.
3. Дегтева Г.А. Проектировочная деятельность учащихся // Эксперимент и инновации в школе - 2010. - №5.
4. Ковалева С.Я. Об исследовательской проектной деятельности учащихся [Текст] // А.И. Семенов // Первое сентября. - 2010. - № 18.
5. Лазарев В.С. Творчество и инновационная деятельность учителя // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №2.
6. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения [Текст] // А.С.Обухов; Народное образование, - 1999. - №10. - С.18-20.
В статье описываются интерактивные методы, которые целесообразно использовать при формировании общекультурной компетентности на уроках истории и обществознания.
Черномырдина Ольга Михайловна
учитель истории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20» Городского округа г.Стерлитамак Республика Башкортостан E-mail: che3885@yandex.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
на уроках истории и обществознания
Насколько эффективно использование интерактивных методов обучения в процессе формирования общекультурной компетентности?
Ключевые слова: интерактивные технологии, общекультурная компетентность, игровое моделирование, диалоговое обучение.
Серьезные социально-экономические преобразования в российском обществе, активизация международных связей, пробуждение национального самосознания народов и социальных групп актуализируют потребность в высококультурной личности. Государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались и духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. В связи с этим вопросы овладения образцами культуры имеют чрезвычайную значимость. Также актуальность проблемы обусловлена оторванностью молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, забвением и утратой культурных традиций; невостребованностью духовного потенциала русской культуры; негативным отношением подростков к традициям и ценностям предшествующих поколений. А где, как не на уроках истории и обществознания приобщать подрастающее поколение к традициям и ценностям
русской культуры, прививать любовь к своей стране, воспитывать чувство гордости за наше историческое прошлое. Ведь именно от уровня культуры граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентноспособность страны.
Под общекультурной компетентностью (ОКК) личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.
Компетентность включает следующие аспекты:
• смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;
• проблемно-практический аспект - адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;
• коммуникативный аспект - адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
25
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
общения и взаимодействия. Человек имеет общекультурную компетентность, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.
Таким образом, общекультурную компетентность -обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые.
Процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках истории и обществознания, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.
Одним из условий формирования ключевых компетенций является - внедрение интерактивных технологий. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
К методам интерактивного обучения относятся и такие, которые способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. Из них следует назвать: работу в группах («мозговой штурм», «дебаты», различные виды учебных дискуссий), игровое моделирование, большие и малые ролевые игры(«судебное заседание и пр.»), деловые игры, обучающие и метафорические упражнения, метод проектов.
Примеры:
S Сюжетно-ролевая игра «Вече», в ходе которой ребята проживают занятия разных сословий и профессий. Ребята играют в вече, принимают важные государственные решения, делают нравственный выбор, учатся различать добро и зло.
S Деловая игра «Создание Конституции школы», в ходе которой участники проходят все стадии законотворческого процесса, повышая, тем самым, уровень своей правовой культуры.
S Проект «Выдающаяся личность», цель которого развивать коммуникативные, исследовательские навыки, умения работать с информацией, рассмотреть истории из жизни замечательных людей, свидетельствующие о том, как люди добиваются успеха и известности, сформировать позитивные установки на развитие способностей и формирование социально значимых качеств.
S Ретроспективная игра Правление Владимира Святого» в ходе которой моделируется ситуация, ставящая обучающихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности- языческого волхва, прожившего в лесах под Новгородом и его сына, который еще в молодости уехал в Киев стал дружинником князя Владимира. В ходе диалога-спора они высказывают мнения о правлении князя Владимира Святославича. Ретроспективные игры помогают ученику «войти» в историческое время, почувствовать «колорит эпохи», «увидеть» конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени.
S Этапная игра «Краеведческий калейдоскоп: почетные граждане города Стерлитамак», цель которой выявить знатоков знаменательных событий в истории города, воспитывать у обучающихся гражданственность, уважительное отношение к истории города.
S Беседа с элементами театрализации «Что дает нам право выбора?».В ходе беседы обучающиеся знакомятся с системой основ права, проводится ролевая игра «Выборы президента школы». Ребята учатся аргументировать свою позицию, обосновывать свой выбор.
S Дискуссия «Иван Грозный: тиран или выдающийся политический деятель?», в ходе которой обучающиеся овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным приобретением для взрослой жизни.
S Круглый стол «Глобальные проблемы человечества», ядром которой является дискуссия старшеклассников. Обучающиеся учатся давать правильную оценку социальным явлениям, процессам в современном мире, отражающим глобальные проблемы; учатся использовать полученные знания в современной практической деятельности
Таким образом, интерактивные методы - это:
S Высокая мотивация!
S Прочность знаний!
S Творчество и фантазия!
S Коммуникабельность!
S Активная жизненная позиция!
S Командный дух!
S Ценность индивидуальности!
S Свобода самовыражения!
S Акцент на деятельность!
S Взаимоуважение!
На основе полученных знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у ученика могут быть сформированы ключевые компетенции, приводящие к образованности и компетентности ученика в определённой сфере.
Список литературы
1. Бермус А.Г «Проблемы и перспективы реализации ком-петентностного подхода в образовании» Интернет-журнал «Эйдос», 2003
2. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: Роспедагенство, 1996. - 268 с.
3. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания.-Под общей ред. Л.И.Семиной. - М.: «Бонфи», 2002г.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование - М., 2003.- №2 .С. 55-61.
26
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011