Научная статья на тему 'Использование интерактивных методов в процессе формирования общекультурной компетентности на уроках истории и обществознания'

Использование интерактивных методов в процессе формирования общекультурной компетентности на уроках истории и обществознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1136
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ДИА-ЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черномырдина Ольга Михайловна

В статье описываются интерактивные методы, которые целесообразно использовать при формировании общекультурной компетентности на уроках истории и обществознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных методов в процессе формирования общекультурной компетентности на уроках истории и обществознания»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Вырастить компетентных личностей - лидеров нашего общества - можно через формирование творческой, научно-исследовательской среды обучения. Учитель должен готовить молодых людей способных принимать адекватные, быстрые, продуманные решения, которые в дальнейшем обеспечат им достойную жизнь, высокий уровень благосостояния и социализацию.

Литература

1. Бобылева О.Л., Филькина Т.Г. Школьное научное общество как возможность формирования метапредметных умений школьника. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №6.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: [Текст] учеб. пособие // Д.Б. Богоявленская; М.: «Академия», - 2002. - 36-40 с.

3. Дегтева Г.А. Проектировочная деятельность учащихся // Эксперимент и инновации в школе - 2010. - №5.

4. Ковалева С.Я. Об исследовательской проектной деятельности учащихся [Текст] // А.И. Семенов // Первое сентября. - 2010. - № 18.

5. Лазарев В.С. Творчество и инновационная деятельность учителя // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №2.

6. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения [Текст] // А.С.Обухов; Народное образование, - 1999. - №10. - С.18-20.

В статье описываются интерактивные методы, которые целесообразно использовать при формировании общекультурной компетентности на уроках истории и обществознания.

Черномырдина Ольга Михайловна

учитель истории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20» Городского округа г.Стерлитамак Республика Башкортостан E-mail: che3885@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

на уроках истории и обществознания

Насколько эффективно использование интерактивных методов обучения в процессе формирования общекультурной компетентности?

Ключевые слова: интерактивные технологии, общекультурная компетентность, игровое моделирование, диалоговое обучение.

Серьезные социально-экономические преобразования в российском обществе, активизация международных связей, пробуждение национального самосознания народов и социальных групп актуализируют потребность в высококультурной личности. Государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались и духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. В связи с этим вопросы овладения образцами культуры имеют чрезвычайную значимость. Также актуальность проблемы обусловлена оторванностью молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, забвением и утратой культурных традиций; невостребованностью духовного потенциала русской культуры; негативным отношением подростков к традициям и ценностям предшествующих поколений. А где, как не на уроках истории и обществознания приобщать подрастающее поколение к традициям и ценностям

русской культуры, прививать любовь к своей стране, воспитывать чувство гордости за наше историческое прошлое. Ведь именно от уровня культуры граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентноспособность страны.

Под общекультурной компетентностью (ОКК) личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.

Компетентность включает следующие аспекты:

• смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;

• проблемно-практический аспект - адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;

• коммуникативный аспект - адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

25

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

общения и взаимодействия. Человек имеет общекультурную компетентность, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.

Таким образом, общекультурную компетентность -обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые.

Процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках истории и обществознания, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.

Одним из условий формирования ключевых компетенций является - внедрение интерактивных технологий. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

К методам интерактивного обучения относятся и такие, которые способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. Из них следует назвать: работу в группах («мозговой штурм», «дебаты», различные виды учебных дискуссий), игровое моделирование, большие и малые ролевые игры(«судебное заседание и пр.»), деловые игры, обучающие и метафорические упражнения, метод проектов.

Примеры:

S Сюжетно-ролевая игра «Вече», в ходе которой ребята проживают занятия разных сословий и профессий. Ребята играют в вече, принимают важные государственные решения, делают нравственный выбор, учатся различать добро и зло.

S Деловая игра «Создание Конституции школы», в ходе которой участники проходят все стадии законотворческого процесса, повышая, тем самым, уровень своей правовой культуры.

S Проект «Выдающаяся личность», цель которого развивать коммуникативные, исследовательские навыки, умения работать с информацией, рассмотреть истории из жизни замечательных людей, свидетельствующие о том, как люди добиваются успеха и известности, сформировать позитивные установки на развитие способностей и формирование социально значимых качеств.

S Ретроспективная игра Правление Владимира Святого» в ходе которой моделируется ситуация, ставящая обучающихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности- языческого волхва, прожившего в лесах под Новгородом и его сына, который еще в молодости уехал в Киев стал дружинником князя Владимира. В ходе диалога-спора они высказывают мнения о правлении князя Владимира Святославича. Ретроспективные игры помогают ученику «войти» в историческое время, почувствовать «колорит эпохи», «увидеть» конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени.

S Этапная игра «Краеведческий калейдоскоп: почетные граждане города Стерлитамак», цель которой выявить знатоков знаменательных событий в истории города, воспитывать у обучающихся гражданственность, уважительное отношение к истории города.

S Беседа с элементами театрализации «Что дает нам право выбора?».В ходе беседы обучающиеся знакомятся с системой основ права, проводится ролевая игра «Выборы президента школы». Ребята учатся аргументировать свою позицию, обосновывать свой выбор.

S Дискуссия «Иван Грозный: тиран или выдающийся политический деятель?», в ходе которой обучающиеся овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным приобретением для взрослой жизни.

S Круглый стол «Глобальные проблемы человечества», ядром которой является дискуссия старшеклассников. Обучающиеся учатся давать правильную оценку социальным явлениям, процессам в современном мире, отражающим глобальные проблемы; учатся использовать полученные знания в современной практической деятельности

Таким образом, интерактивные методы - это:

S Высокая мотивация!

S Прочность знаний!

S Творчество и фантазия!

S Коммуникабельность!

S Активная жизненная позиция!

S Командный дух!

S Ценность индивидуальности!

S Свобода самовыражения!

S Акцент на деятельность!

S Взаимоуважение!

На основе полученных знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у ученика могут быть сформированы ключевые компетенции, приводящие к образованности и компетентности ученика в определённой сфере.

Список литературы

1. Бермус А.Г «Проблемы и перспективы реализации ком-петентностного подхода в образовании» Интернет-журнал «Эйдос», 2003

2. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: Роспедагенство, 1996. - 268 с.

3. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания.-Под общей ред. Л.И.Семиной. - М.: «Бонфи», 2002г.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование - М., 2003.- №2 .С. 55-61.

26

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.