Научная статья на тему 'Педагогические технологии формирования экономико-правовой культуры старшеклассников'

Педагогические технологии формирования экономико-правовой культуры старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / УЧАЩИЕСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / THE ECONOMICAL-LAWFUL CULTURE / PUPILS OF THE SENIOR CLASSES PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / CASETECHNOLOGY / THE DESIGN TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлимановская Оксана Викторовна

В статье рассматриваются педагогические технологии формирования экономико-правовой культуры учащихся старших классов с учётом психологических особенностей данного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technologies of molding of the economicallawful culture of the senior pupils

In the article the pedagogical technologies of molding of the economicallawful culture of the students of upper classes taking into account the psychological special features of this age are examined.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии формирования экономико-правовой культуры старшеклассников»

УДК 373.5.013 ББК 74.200.518

Хлимановская Оксана Викторовна

аспирант кафедра управления Смоленский государственный университет г.Смоленск ^limanovskaya Oksana Viktorovna post-graduate Dept. Office of Smolensk State University Smolensk

Педагогические технологии формирования экономико-правовой культуры старшеклассников Pedagogical technologies of molding of the economical- lawful culture of the

senior pupils

В статье рассматриваются педагогические технологии формирования экономико-правовой культуры учащихся старших классов с учётом психологических особенностей данного возраста.

In the article the pedagogical technologies of molding of the economical- lawful culture of the students of upper classes taking into account the psychological special features of this age are examined.

Ключевые слова: экономико-правовая культура, учащиеся старших классов, педагогические технологии, кейс-технология, проектная технология.

Key words: the economical-lawful culture, pupils of the senior classes pedagogical technologies, case- technology, the design technology.

Новое поколение будет жить в мире быстрых перемен — экономических, социальных, информационных. Поэтому в меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить [1]. Государству все больше требуются грамотные, инициативные, предприимчивые, компетентные, способные результативно и законно действовать во благо общества граждане.

В связи с этим возникает необходимость формирования у старшеклассников, стоящих на пороге взрослой жизни экономико-правовой культуры.

В условиях старшей школы формирование экономико-правовой культуры происходит во внеучебной и учебной деятельности: при изучении общеобразовательных дисциплин (обществознание, экономика, право, технология, география, биология и др.) и факультативного курса «Экономика и право», который включает разделы: «Экономика и право - две стороны одной медали», «Потребитель и его выбор», «Системы хозяйствования и их правовой фундамент», «Собственность», «Организационно-правовые формы предприятий», «Деньги и банки», «Рынки факторов производства. Рынок труда», «Налоговая система», «Экономика и государство». Эти разделы содержат и развивают знания о сути экономических явлений и их взаимосвязи, о правовом поле государства и его граждан.

Для нас наиболее интересен старший школьный возраст, так как он является ключевым этапом в формировании личности. Этот период характеризуется профессиональным самоопределением старшеклассников, поиском своего места в жизни, возникновением субъективного интереса к усвоению системы социально-экономических и гражданско-правовых отношений. Возраст учащихся старших классов является периодом интенсивного и осмысленного освоения социальной среды и является важным периодом для осмысления юношами и девушками необходимости достижения высокой адаптивности к постоянно меняющимся условиям общественного существования, развития умений эффективно включаться в систему социально-экономических и гражданско-правовых отношений, оптимально реализуясь в ней.

В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.

В ранней юности человеку присуща потребность в общении: интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности; возрастает необходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании.

Общение со сверстниками имеет чрезвычайно большое значение для развития личности в этом возрасте еще и по следующим причинам.

Во-первых, общение со сверстниками — это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где отношения принципиально строятся «на равных» и статус надо заслужить, человеку не удается выработать определенных «взрослых» качеств.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взрослых. [3]

В юношеском возрасте появляется способность к предварительному планированию деятельности, активно совершенствуется самоконтроль деятельности, т.е. способность выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности.

У старшеклассников продолжает активно развиваться монологическая и письменная речь. В монологической речи появляется способность самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. В письменной речи - самостоятельное сочинение на заданную или произвольную тему.

С учетом этих психологических особенностей старшеклассников на наш взгляд необходимо использовать такие перспективные технологии как проектная, кейс - технология и информационная технология.

В Федеральном государственном стандарте указывается на то, что важным компонентом современного урока является проектная деятельность учащихся. Именно она мотивирует учащихся на получение прочных, практически необходимых, социально значимых знаний. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнюю перспективу, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведённые как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте- люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Актуальность метода проектов, в том, что он способствует активизации познавательной деятельности, которая является ведущей в юношеском возрасте, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

“Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова служат девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. При разработке и защите групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; анализировать результаты деятельности и др. Школьный предмет перестает быть абстрактным, а деятельностное отношение к изучению и решению поставленных задач показывает перспективы для решения проблем реальной жизни. На уроке очерчивается общая проблема, происходит актуализация данной проблемы, затем учащиеся самостоятельно разбиваются на несколько групп по 3-5 человек, выбирают проблему, над которой будут работать. Учитель заранее предлагает темы проектов, а также сообщает и инструктирует учащихся по ходу работы. Обучающимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Так при изучении курса «Экономика и право» в теме «Деньги и банковская система» предлагаются такие проекты, например как: «Деньги, потраченные для развития ума, никогда не потрачены зря», «Путешествие русской копеечки», «Способы защиты российской банкноты», «Деньги - язык рынка», «Деньги и банки в XXI веке». При изучении темы «Налоговая система» учащихся заинтересовали проекты: «История развития налоговой службы России», «Виды налогов и их роль в экономике государства». А при защите проекта по теме «Заплатил налоги -спи спокойно» ребята в лицах разыграли ситуацию подготовки и сдачи налоговой декларации.

Не менее интересные проекты получаются при изучении темы «Потребительский выбор». Учащиеся разрабатывают темы проектов: «Потребитель -

кто он? (спор юриста и экономиста)», «Основные права потребителя и кто их защитит», «Реклама и потребитель: друзья или нет?».

Так группа, выбравшая темой своего проекта «Реклама и потребитель: друзья или нет?» получила следующую инструктивную карточку: Инструктивная карта.

Тема проекта: «Реклама и потребитель: друзья или нет?»

Главный вопрос: Реклама и потребитель: друзья или нет?

Учебные вопросы:

1. В чём феномен понятия реклама?

2. Какие исторические вехи в развитии рекламы можно выделить?

3. Какие есть средства распространения рекламы?

4. Из каких структурных элементов состоит реклама?

5. Как воздействует рекламы на человека

6. Какие требования предъявляет к рекламе российское законодательство?

7. «Как не быть обманутым?» (Советы потребителю)

8. «Лучшая реклама - какая она?» (Социологическое исследование)

Алгоритм проектировочной деятельности

1. Постановка цели и определение задач проекта

2. Планирование: выработка плана работы, то есть ответ на вопросы: кто, чем, как и когда будет заниматься

3. Реализация: совместное выполнение различных заданий, согласно пункту 2.

4. Презентация: представление результатов своей работы одноклассникам (с использованием различных форм и методов).

5. Оценка: совместная оценка полученного опыта и созданного продукта.

6. Самооценка, оценка одноклассников и учителя согласно критериям.

При подготовке данного проекта учащиеся использовали не только теоретические сведения, содержащиеся в различных источниках информации, но и провели исследование среди различных возрастных групп населения по изучению ряда вопросов: что делает рекламу популярной и запоминающейся, как часто покупается рекламируемый товар, какая реклама самая смешная, красивая, навязчивая. При защите проекта ребята использовали презентацию с видеофайлами, а каждому ученику класса вручили буклет с советами «Как не быть обманутым?».

Так же с нашей точки зрения очень перспективна в современной школе кейс-технология. Суть кейс-метода заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся.

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебнометодических материалов разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников. Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе - творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Метод обеспечивает имитацию творческой деятельности учащихся по производству известного в науке знания, его можно также применять и для получения принципиально нового знания. В западных странах кейс-метод используется не только как педагогический метод, но и как эффективный метод исследования. [2]

Внедрение кейс-метода при обучении позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что развивает методическую систему любого предмета, обогащает содержание дисциплины.

Так при изучении темы «Конкуренция» в 10 классе используется кейс «ОАО АВТОВАЗ». Учащиеся делятся на группы, получают кейс, инструктивную карточку и в течение 20 минут обсуждают ответы на вопросы.

Инструктивная карточка

1. Внимательно прочитайте кейс

2. Выясните, в чём заключается проблема

3. Определите, достаточно ли содержится в кейсе информации для поиска решения или необходимо дополнительная

4. Обсудите с участниками своей группы возможные альтернативные решения

5. Сопоставьте и оцените варианты решения

6. Аргументируйте свои решения

7. Примите участие в диспуте с защитой своего решения

8. Ознакомьтесь с решением, принятым в действительности

Вопросы:

1. Сформулируйте основную проблему, возникшую у компании

2. Определите причины, создавшие проблему

3. Ответьте на ключевой вопрос отечественного автопрома: Последняя капля или последний шанс?

4. Разработайте рекомендации дальнейшей деятельности АВТОВАЗА

По завершению работы подводим учащихся к принятию ключевых рекомендаций для ОАО «АВТОВАЗ» и отечественного автопрома в целом:

1. Оставаться автопроизводителем: продолжить выпуск собственного модельного ряда с дальнейшим параллельным запуском сборки моделей на зарубежных платформах

2. Развивать направление по выпуску автокомплектующих

3. Превратить слабые стороны в сильные

Учащихся очень привлекает такая форма работы, так как она позволяет на реальном примере изучить ключевые темы учебного предмета.

Таким образом, выбранные нами технологии позволяют формировать экономико-правовую культуру: реализуя проект, работая с кейсом обучающиеся не только приобретают знания по теме, но и высказывают своё отношение к проблеме, включаются в практическую деятельность, формируют умения делать анализ, аргументировано обосновывать свою точку зрения, нести ответственность за результат своей деятельности, быть готовым к принятию самостоятельного решения.

Исходя из всего выше сказанного, мы считаем, что методическая особенность преподавания курса «Экономика и право» — в максимальном использовании инновационных форм обучения, которые способствуют формированию экономико-правовой культуры и как следствие успешное прохождение социализации обучающихся.

Библиографический список.

1. Гетманская, А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.

2. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №2. - С. 42-47.

3. Кон,И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон — М.: Просвещение, 1989. — 256с.

4. Кайзер, Ф.-Й. Методика преподавания экономических дисциплин: Основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения: Книга для учителя / Ф.-Й. Кайзер, Х Камински. - Перев. с нем. - М.:Вита-Пресс, 2007.- 184 с.

5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Е.С. Полат - М.:Академия,2000. - 272 с.

Bibliographу

1. Hetman's, A.A. Formation of key competences in students. Ida's site “first of September”. Site of festival 2003-2004.

2. Dakhin, A.N. Scope and the competence: how much them in Russian schoolboy? [Text]/A.N. Dakhin // standards and monitoring in the formation. - 2004. - №2. -р. 42-47.

3. KON, I. S. Psychology of early youth/I. S. KON - M.: Education, 1989. - 256 р.

4. Kaiser, F. - 1. Procedure of the teaching of economic disciplines: Basis of concept, directed toward the making more active of the process of the instruction: Book for the teacher/F. - 1. Kaiser, X Kaminski. - Trans. with the Ger. - M.: Beaten- press, 2007. - 184 р.

5. Polat, E.S. New pedagogical and information texnologies in formation system. /E.S. Polat - M.: Academy, 2000. - 272 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.