УДК 373.5.013 ББК 74.200.518
Хлимановская Оксана Викторовна
аспирант кафедра управления Смоленский государственный университет г.Смоленск ^limanovskaya Oksana Viktorovna post-graduate Dept. Office of Smolensk State University Smolensk
Педагогические технологии формирования экономико-правовой культуры старшеклассников Pedagogical technologies of molding of the economical- lawful culture of the
senior pupils
В статье рассматриваются педагогические технологии формирования экономико-правовой культуры учащихся старших классов с учётом психологических особенностей данного возраста.
In the article the pedagogical technologies of molding of the economical- lawful culture of the students of upper classes taking into account the psychological special features of this age are examined.
Ключевые слова: экономико-правовая культура, учащиеся старших классов, педагогические технологии, кейс-технология, проектная технология.
Key words: the economical-lawful culture, pupils of the senior classes pedagogical technologies, case- technology, the design technology.
Новое поколение будет жить в мире быстрых перемен — экономических, социальных, информационных. Поэтому в меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить [1]. Государству все больше требуются грамотные, инициативные, предприимчивые, компетентные, способные результативно и законно действовать во благо общества граждане.
В связи с этим возникает необходимость формирования у старшеклассников, стоящих на пороге взрослой жизни экономико-правовой культуры.
В условиях старшей школы формирование экономико-правовой культуры происходит во внеучебной и учебной деятельности: при изучении общеобразовательных дисциплин (обществознание, экономика, право, технология, география, биология и др.) и факультативного курса «Экономика и право», который включает разделы: «Экономика и право - две стороны одной медали», «Потребитель и его выбор», «Системы хозяйствования и их правовой фундамент», «Собственность», «Организационно-правовые формы предприятий», «Деньги и банки», «Рынки факторов производства. Рынок труда», «Налоговая система», «Экономика и государство». Эти разделы содержат и развивают знания о сути экономических явлений и их взаимосвязи, о правовом поле государства и его граждан.
Для нас наиболее интересен старший школьный возраст, так как он является ключевым этапом в формировании личности. Этот период характеризуется профессиональным самоопределением старшеклассников, поиском своего места в жизни, возникновением субъективного интереса к усвоению системы социально-экономических и гражданско-правовых отношений. Возраст учащихся старших классов является периодом интенсивного и осмысленного освоения социальной среды и является важным периодом для осмысления юношами и девушками необходимости достижения высокой адаптивности к постоянно меняющимся условиям общественного существования, развития умений эффективно включаться в систему социально-экономических и гражданско-правовых отношений, оптимально реализуясь в ней.
В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.
В ранней юности человеку присуща потребность в общении: интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности; возрастает необходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании.
Общение со сверстниками имеет чрезвычайно большое значение для развития личности в этом возрасте еще и по следующим причинам.
Во-первых, общение со сверстниками — это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями.
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где отношения принципиально строятся «на равных» и статус надо заслужить, человеку не удается выработать определенных «взрослых» качеств.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взрослых. [3]
В юношеском возрасте появляется способность к предварительному планированию деятельности, активно совершенствуется самоконтроль деятельности, т.е. способность выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности.
У старшеклассников продолжает активно развиваться монологическая и письменная речь. В монологической речи появляется способность самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. В письменной речи - самостоятельное сочинение на заданную или произвольную тему.
С учетом этих психологических особенностей старшеклассников на наш взгляд необходимо использовать такие перспективные технологии как проектная, кейс - технология и информационная технология.
В Федеральном государственном стандарте указывается на то, что важным компонентом современного урока является проектная деятельность учащихся. Именно она мотивирует учащихся на получение прочных, практически необходимых, социально значимых знаний. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнюю перспективу, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведённые как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте- люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Актуальность метода проектов, в том, что он способствует активизации познавательной деятельности, которая является ведущей в юношеском возрасте, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
“Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова служат девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. При разработке и защите групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; анализировать результаты деятельности и др. Школьный предмет перестает быть абстрактным, а деятельностное отношение к изучению и решению поставленных задач показывает перспективы для решения проблем реальной жизни. На уроке очерчивается общая проблема, происходит актуализация данной проблемы, затем учащиеся самостоятельно разбиваются на несколько групп по 3-5 человек, выбирают проблему, над которой будут работать. Учитель заранее предлагает темы проектов, а также сообщает и инструктирует учащихся по ходу работы. Обучающимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Так при изучении курса «Экономика и право» в теме «Деньги и банковская система» предлагаются такие проекты, например как: «Деньги, потраченные для развития ума, никогда не потрачены зря», «Путешествие русской копеечки», «Способы защиты российской банкноты», «Деньги - язык рынка», «Деньги и банки в XXI веке». При изучении темы «Налоговая система» учащихся заинтересовали проекты: «История развития налоговой службы России», «Виды налогов и их роль в экономике государства». А при защите проекта по теме «Заплатил налоги -спи спокойно» ребята в лицах разыграли ситуацию подготовки и сдачи налоговой декларации.
Не менее интересные проекты получаются при изучении темы «Потребительский выбор». Учащиеся разрабатывают темы проектов: «Потребитель -
кто он? (спор юриста и экономиста)», «Основные права потребителя и кто их защитит», «Реклама и потребитель: друзья или нет?».
Так группа, выбравшая темой своего проекта «Реклама и потребитель: друзья или нет?» получила следующую инструктивную карточку: Инструктивная карта.
Тема проекта: «Реклама и потребитель: друзья или нет?»
Главный вопрос: Реклама и потребитель: друзья или нет?
Учебные вопросы:
1. В чём феномен понятия реклама?
2. Какие исторические вехи в развитии рекламы можно выделить?
3. Какие есть средства распространения рекламы?
4. Из каких структурных элементов состоит реклама?
5. Как воздействует рекламы на человека
6. Какие требования предъявляет к рекламе российское законодательство?
7. «Как не быть обманутым?» (Советы потребителю)
8. «Лучшая реклама - какая она?» (Социологическое исследование)
Алгоритм проектировочной деятельности
1. Постановка цели и определение задач проекта
2. Планирование: выработка плана работы, то есть ответ на вопросы: кто, чем, как и когда будет заниматься
3. Реализация: совместное выполнение различных заданий, согласно пункту 2.
4. Презентация: представление результатов своей работы одноклассникам (с использованием различных форм и методов).
5. Оценка: совместная оценка полученного опыта и созданного продукта.
6. Самооценка, оценка одноклассников и учителя согласно критериям.
При подготовке данного проекта учащиеся использовали не только теоретические сведения, содержащиеся в различных источниках информации, но и провели исследование среди различных возрастных групп населения по изучению ряда вопросов: что делает рекламу популярной и запоминающейся, как часто покупается рекламируемый товар, какая реклама самая смешная, красивая, навязчивая. При защите проекта ребята использовали презентацию с видеофайлами, а каждому ученику класса вручили буклет с советами «Как не быть обманутым?».
Так же с нашей точки зрения очень перспективна в современной школе кейс-технология. Суть кейс-метода заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся.
Каждый кейс представляет собой полный комплект учебнометодических материалов разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников. Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе - творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Метод обеспечивает имитацию творческой деятельности учащихся по производству известного в науке знания, его можно также применять и для получения принципиально нового знания. В западных странах кейс-метод используется не только как педагогический метод, но и как эффективный метод исследования. [2]
Внедрение кейс-метода при обучении позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что развивает методическую систему любого предмета, обогащает содержание дисциплины.
Так при изучении темы «Конкуренция» в 10 классе используется кейс «ОАО АВТОВАЗ». Учащиеся делятся на группы, получают кейс, инструктивную карточку и в течение 20 минут обсуждают ответы на вопросы.
Инструктивная карточка
1. Внимательно прочитайте кейс
2. Выясните, в чём заключается проблема
3. Определите, достаточно ли содержится в кейсе информации для поиска решения или необходимо дополнительная
4. Обсудите с участниками своей группы возможные альтернативные решения
5. Сопоставьте и оцените варианты решения
6. Аргументируйте свои решения
7. Примите участие в диспуте с защитой своего решения
8. Ознакомьтесь с решением, принятым в действительности
Вопросы:
1. Сформулируйте основную проблему, возникшую у компании
2. Определите причины, создавшие проблему
3. Ответьте на ключевой вопрос отечественного автопрома: Последняя капля или последний шанс?
4. Разработайте рекомендации дальнейшей деятельности АВТОВАЗА
По завершению работы подводим учащихся к принятию ключевых рекомендаций для ОАО «АВТОВАЗ» и отечественного автопрома в целом:
1. Оставаться автопроизводителем: продолжить выпуск собственного модельного ряда с дальнейшим параллельным запуском сборки моделей на зарубежных платформах
2. Развивать направление по выпуску автокомплектующих
3. Превратить слабые стороны в сильные
Учащихся очень привлекает такая форма работы, так как она позволяет на реальном примере изучить ключевые темы учебного предмета.
Таким образом, выбранные нами технологии позволяют формировать экономико-правовую культуру: реализуя проект, работая с кейсом обучающиеся не только приобретают знания по теме, но и высказывают своё отношение к проблеме, включаются в практическую деятельность, формируют умения делать анализ, аргументировано обосновывать свою точку зрения, нести ответственность за результат своей деятельности, быть готовым к принятию самостоятельного решения.
Исходя из всего выше сказанного, мы считаем, что методическая особенность преподавания курса «Экономика и право» — в максимальном использовании инновационных форм обучения, которые способствуют формированию экономико-правовой культуры и как следствие успешное прохождение социализации обучающихся.
Библиографический список.
1. Гетманская, А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.
2. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №2. - С. 42-47.
3. Кон,И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон — М.: Просвещение, 1989. — 256с.
4. Кайзер, Ф.-Й. Методика преподавания экономических дисциплин: Основы концепции, направленной на активизацию процесса обучения: Книга для учителя / Ф.-Й. Кайзер, Х Камински. - Перев. с нем. - М.:Вита-Пресс, 2007.- 184 с.
5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Е.С. Полат - М.:Академия,2000. - 272 с.
Bibliographу
1. Hetman's, A.A. Formation of key competences in students. Ida's site “first of September”. Site of festival 2003-2004.
2. Dakhin, A.N. Scope and the competence: how much them in Russian schoolboy? [Text]/A.N. Dakhin // standards and monitoring in the formation. - 2004. - №2. -р. 42-47.
3. KON, I. S. Psychology of early youth/I. S. KON - M.: Education, 1989. - 256 р.
4. Kaiser, F. - 1. Procedure of the teaching of economic disciplines: Basis of concept, directed toward the making more active of the process of the instruction: Book for the teacher/F. - 1. Kaiser, X Kaminski. - Trans. with the Ger. - M.: Beaten- press, 2007. - 184 р.
5. Polat, E.S. New pedagogical and information texnologies in formation system. /E.S. Polat - M.: Academy, 2000. - 272 р.