Научная статья на тему 'Формирование экономической компетентности старшеклассников: сущность, содержание, структура'

Формирование экономической компетентности старшеклассников: сущность, содержание, структура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1268
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / COMPETENCE / ECONOMIC COMPETENCE / FORMATION OF ECONOMIC COMPETENCE / COMPONENTS OF ECONOMIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андросова Анна Васильевна

В статье рассматривается современная трактовка понятия «экономическая компетентность» в педагогических исследованиях. Представлен анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу и уточнен состав экономической компетентности старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECONOMIC COMPETENCE HIGH SCHOOL STUDENTS: ESSENCE, CONTENTS, STRUCTURE

Modern interpretation of notion economic competence in pedagogical researches is considered in the article. The analysis of psychological and pedagogical literature according to this question is presented and a composition of economic competence of senior pupils is clarified.

Текст научной работы на тему «Формирование экономической компетентности старшеклассников: сущность, содержание, структура»

УДК 372/373

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА

© Анна Васильевна Андросова

Белгородский государственный университет, г. Белгород, Россия, старший преподаватель кафедры мировой экономики, e-mail: Androsova_A@bsu.edu.ru

В статье рассматривается современная трактовка понятия «экономическая компетентность» в педагогических исследованиях. Представлен анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу и уточнен состав экономической компетентности старшеклассников.

Ключевые слова: компетентность; экономическая компетентность; формирование экономической компетентности; компоненты экономической компетентности.

Анализ ситуации общественного развития, социально-экономических преобразований в стране свидетельствует о потребности общества в личности, обладающей познаниями и опытом в экономической сфере, стремящейся к целенаправленной реализации своих возможностей на рынке труда.

В соответствии с «Концепцией модернизации образования до 2010 года» основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не просто сумма академических знаний по различным предметам школьного курса, усвоенных учащимися, а набор ключевых образовательных компетенций [1].

В настоящее время в педагогике, в педагогической психологии, социологии образования развернулись поиски, направленные на

исследование проблемы развития компетентного работника, компетенций специалиста, компетентности как свойства личности, формирование компетентности учащихся как результата образования. Концептуальные основы профессиональной компетентности специалистов раскрыты в работах Э.Ф. Зеера,

A.К. Марковой, В.А. Сластенина, А.В. Хуторского и др.; формирование компетентности педагогов профессионального обучения исследовались Е.П. Белозерцевым, И.Ф. Исаевым, И.А. Колесниковой и др. Исследование вопросов педагогической компетентности находит широкое отражение в трудах

B.А. Адольфа, В.Н. Введенского, Е.Н. Хама-туровой, Е.В. Хлопотовой, Л.Ф. Ивановой и др.; информационно-педагогической компетентности учителя - А.М. Орбинского,

О.Б. Зайцевой. Н.В. Кузьмина на основе анализа деятельности преподавателей выделила виды компетентностей. Во всех имеющихся исследованиях в качестве инструментальных средств достижения целей образования рассматриваются такие метаобразовательные конструкты, как компетентность, компетенция, социально-профессиональные качества личности.

Например, А.К. Маркова, разрабатывающая концепцию профессионализма, определяет следующий состав компетентности: знания, умения, позиция, опыт, навыки, готовность, определенные способности и качества личности [2]. Определяя понятия «компетентность», Э.Ф. Зеер констатирует, что компетентность человека определяют его знания, умения и опыт, а компетенцию характеризует способность мобилизовывать эти знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации [3]. Группа ученых, И. А. Зимняя, Н.В. Иванова, И.Г. Кинзибаева, А.В. Хуторской, констатируют тот факт, что компетентность - общий оценочный термин, характеризующий человека как субъекта специализированной деятельности в системе общественного развития, имеющего способности выносить квалифицированные суждения, принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, планировать и совершать действия, приводящие к рациональному и успешному достижению поставленных целей [4-7].

Таким образом, под компетентностью понимается устойчивая способность человека к деятельности, которая складывается из глубокого понимания существа выполняемых задач и разрешаемых проблем: хорошего знания опыта, имеющегося в данной области, активного овладения его лучшими достижениями; умения выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам; ответственность за достигнутые результаты.

Проведенный анализ позволяет констатировать, что компетентность:

а) является интегрированной, т. к. вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и умений, релевантных относительно широкой сферы культуры и деятельности;

б) в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс дисциплинарных и междисциплинарных задач;

в) в отличие от навыка - осознана;

г) в отличие от умения - переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов;

д) в отличие от простого знания существует в форме осознанной деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней;

е) объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования.

Рассмотрим теперь сущность и содержание понятия «экономическая компетентность», которое выступает необходимым элементом школьного образования. В последнее время это понятие все шире используется в практической образовательной деятельности, поэтому исследование понятия экономической компетентности является актуальным.

Проведенный анализ научно-педагогической литературы, опыта работы школ позволил установить, что показателем экономической компетентности школьника является его практическая деятельность, направленная на формирование ключевых и предметных компетенций.

Понятие «экономическая компетентность» в современных научных исследованиях трактуется по-разному: оно рассматривается как совокупность умений (М.Л. Малышев); совокупность экономических знаний, практических умений (Л.И. Чистоходова); совокупность знаний, умений и навыков экономической направленности (Н.А. Галушко, Б.П. Шемякин); уровень знаний, умений и навыков их творческого применения, экономически значимые качества личности (О.Г. Горохольская).

В настоящее время, в диссертационных исследованиях, изучена экономическая компетентность, которая определяется на основе таких понятий, как знания, умения, навыки, опыт, ценностное и личностное отношение к

процессу приобретения и применения экономической информации.

Так, экономическая компетентность учащихся профессиональных училищ трактуется как степень овладения экономическими знаниями, умениями и навыками, набором возможностей, способностей сознательного поиска путей совершенствования, разрешения и проектирования экономических проблем на основе их системного рассмотрения и анализа; степень обладания экономической компетенцией [8].

Определена экономическая компетентность студентов вузов физической культуры как обладания знаниями, навыками и умениями в области экономики и менеджмента физической культуры и способностью их адекватного применения в конкретных общественно исторических условиях [9].

В процессе профильного социальноэкономического образования старшеклассников понятие «основы экономической компетентности» рассматривается как интегративное качество личности, обусловленное ее проектной деятельностью в процессе экономического образования и предусматривающее приобретение позитивного опыта в области экономической деятельности на основе знаний, умений и ценностных ориентаций, учебного и жизненного опыта [6].

Обобщая различные подходы, рассмотрим экономическую компетентность как результат усвоения экономических знаний и умений, формирования экономически значимых качеств личности, экономического мышления и поведения, включения в социально-экономические отношения.

Экономическую компетентность старшеклассников определим как интегративное качество личности, характеризующееся единством теоретической и практической готовности и способности ученика к осуществлению позитивного опыта в области познавательной и социально-ориентированной экономической деятельности, позволяющее ему творчески самореализоваться. Формирование экономической компетентности старшеклассников в процессе экономического образования - процесс многофакторный, характеризующий его личностное становление как субъекта социально-экономических отношений.

В соответствии со спецификой процесса формирования экономической компетентности старшеклассников были выявлены структурные компоненты, содержание данного понятия.

В своих исследованиях Дж. Равен определяет структуру компетентности через компоненты личности: когнитивный, эффективный, волевой, а также навыки и опыт. Кроме того, он утверждает, что невозможно оценивать способности вне зависимости от ценностей человека и ситуации. Согласно модели Дж. Равена, компетентность является результатом взаимодействия трех переменных: компонентов компетенции; ценностей; ситуации, в которой находятся люди [10]. С.Н. Уласевич, определяя компоненты компетентности, учла, что определяющими признаками в определении понятия являются экзистенциальный, объектный, социальный, субъектный компоненты [11]. Структурно любая компетентность, по мнению И.А. Зимней, представляет собой сочетание мотивационного, когнитивного, поведенческого, ценностно-смыслового и эмоционально-волевого компонентов.

Учитывая вышеизложенное, мы считаем, что экономическая компетентность - это интегративное личностное образование, представляющее мотивационный, когнитивный, процессуальный и личностный компоненты, обусловливающие человеческие смыслы, ценности, знания, мотивы, потребности, способы жизнедеятельности, творческое действие. Конкретизируем данные компоненты в контексте формирования экономической компетентности.

Мотивационный компонент характеризуется набором мотивов жизнедеятельности личности, определяемой экономической направленностью и участием личности в различных сторонах взаимодействующих экономических потребностей, интересов и социальных установок. Развитие мотивационного компонента зависит от социальных условий жизни и деятельности личности, является результатом ее общения и взаимодействия с другими субъектами деятельности. Мотивационный компонент характеризуется проектированием жизненных устремлений личности в соответствии с общечеловеческими, в т. ч. и экономическими, ценностями, он

побуждает, стимулирует и придает смысл конкретной деятельности школьника.

Важнейшим в структуре экономической компетентности является когнитивный компонент, отражающий обоснование роли знаний в формировании экономической компетентности. При отборе знаний необходимо ориентироваться на значимость их для осознанного усвоения предметных знаний и формирования на этой основе экономической компетентности. Мы выделяем комплекс экономических знаний, понятий и законов, определяющих значение и смысл учебной и внеучебной деятельности, осознание экономики как основы развития общества и личности, соотнесение жизненных устремлений личности с общечеловеческими ценностями.

Процессуальный компонент раскрывает степень овладения методами, приемами и способами познания экономической действительности, развития и формирования у учащихся комплекса аналитических, прогностических, организаторских, коммуникативных, исследовательских, креативных умений, помогающих оперировать экономическими знаниями в процессе различных видов экономической деятельности.

Данный компонент определяется не только наличием умений творческой деятельности, но и владением технологией эффективного формирования осознанных и оперативно применяемых экономических знаний в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях.

Процессуальный компонент характеризует также способность самостоятельно вырабатывать пути решения экономических проблем и задач, т. е. постоянную готовность личности старшеклассника к открытию новых систем действий и операций в ходе обучения и воспитания, а также положительную мотивацию к ним. Процессуальный компонент предполагает внедрение активных методов обучения, диалогических и проблемных форм организации учебного процесса.

Личностный компонент характеризует школьника с позиции его активности, действенности, отражает стремление к самосовершенствованию, что требует необходимой мобилизации трудолюбия. Данный компонент отражает формирование у старшеклассника важных личностных качеств, например, развитие творческих способностей, позволяю-

щих выполнять сложные упражнения и задачи, получать определенный результат в социально-прикладной деятельности, мобилизовать свои силы и стремления для достижения поставленных целей и преодоления разной степени трудности поставленных задач.

Таким образом, содержание компонентов экономической компетентности при педагогической целесообразности их реализации обеспечит школьникам познание окружающей его экономической жизни, понимание места и роли человека в решении многообразных проблем социализации.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что в результате образования у школьника должно быть сформулировано некоторое целостное личностное качество, позволяющее ему успешно выполнять задачи, решать проблемы, взаимодействовать с другими людьми. Это качество может быть определено как экономическая компетентность. При этом сама идея целостности при рассмотрении компетентности фиксируется многими исследователями - разработчиками стратегии модернизации содержания общего образования [12]. В таком понимании экономическая компетентность есть личностное, интегративное качество школьника, проявляющееся в решении стандартных и особенно нестандартных задач в повседневной жизни. Экономическая компетентность проявляется в действиях, деятельности, поведении и поступках человека.

Формирование экономической компетентности старшеклассников организуется в рамках целостного педагогического процесса в ходе изучения обществознания, экономической географии, истории, элективных курсов по экономике в профильных классах, технологии, а также во внеурочных формах работы общеобразовательных учебных заведений. Способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности ученика и учителя выбираются в соответствии с контекстом школьного предмета и формой его организации.

Проникновение в сущность и содержание экономической компетентности старшеклассников позволяет констатировать тот факт, что экономическая компетентность представляет несомненный интерес для исследователей различных наук, а для педагогики в особенности. Это объясняется тем, что

от степени развитости экономической компетентности зависит перспективное личностное профессиональное становление учащихся, их социализация, адекватная мобильность в окружающем мире.

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года от 5.04.2002. иЯЬ: www.president.kremlin.ru. Загл. с экрана.

2. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 10-14.

3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М., 2005.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

5. Иванова Н.В. Профессиональная компетентность как условие конкурентоспособности выпускника на рынке труда // Профессиональное образование. 2005. № 1.

6. Кинзибаева И.Г. Формирование основ экономической компетентности старшеклассников в процессе профильного социально-экономи-

ческого образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 59-64.

8. Фалевич Л.Н. Формирование экономической компетентности учащихся профессиональных училищ в современных условиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005.

9. Емтыль Т.Х. Формирование экономической компетентности студентов вузов физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2005.

10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2003.

11. Уласевич С.Н. Управление качеством развития образовательной компетентности школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2003.

12. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

Поступила в редакцию 24.09.2010 г.

UDC 372/373

FORMATION OF ECONOMIC COMPETENCE HIGH SCHOOL STUDENTS: ESSENCE, CONTENTS, STRUCTURE

Anna Vasilyevna Androsova, Belgorod State University, Belgorod, Russia, Senior Lecturer of World Economics Department, e-mail: Androsova_A@bsu.edu.ru

Modern interpretation of notion “economic competence” in pedagogical researches is considered in the article. The analysis of psychological and pedagogical literature according to this question is presented and a composition of economic competence of senior pupils is clarified.

Key words: competence; economic competence; formation of economic competence; components of economic competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.