2'2014
Пробелы в российском законодательстве
9.2. ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОМОБИЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ МВД РОССИИ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Бецков Александр Викторович, д-р техн. наук. Должность: доцент. Подразделение: кафедра управления органами внутренних дел в особых условиях.
Место работы: Академия управления МВД России. Васильков Феликс Павлович, адъюнкт. Подразделение: кафедра управления органами внутренних дел в особых условиях. E-mail: 1port@mail.ru Место учебы: Академия управления МВД России.
Аннотация: В статье повествуется о ходе современной модернизации органов внутренних дел Российской Федерации, т.е. повышении эффективности деятельности полиции на основе применения создаваемых аэромобильных комплексов в системе МВД России. Внедрение инноваций требует адекватного нормативного регулирования всего жизненного цикла аэромобильных комплексов используемых в интересах обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Ключевые слова: аэромобильные комплексы, экстремистские и террористические организации, летательные и воздухоплавательные аппараты, наземные пункты привязки.
APPLICATION OF AIRMOBILE COMPLEXES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AT COUNTERACTION OF MODERN CRIME
Beckov Alexander Viktorovich, Dr of Engineering. Position: associate professor. Department: management of law-enforcement bodies in special conditions.
Place of employment: Management Academy of MIA Russia. Vasilkov Felix Pavlovich, postgraduate student. Department: chair of management of law-enforcement bodies in special conditions. E-mail: 1port@mail.ru Place of study: Management Academy of MIA Russia.
Annotation: In article is narrated about a course of modern modernization of law-enforcement bodies of the Russian Federation, i.e. increase of efficiency of activity of police on the basis of application of created airmobile complexes in system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: airmobile complexes, extremist and terrorist organizations, flying and aeronautic devices, land points of a binding.
Опасность терроризма, в том, числе, и международного, кроется в особом характере совершаемых преступлений этого вида, вызывающих большой общественный резонанс, чувства страха у населения; в отрицательном воздействии на организацию деятельности всей системы власти и правопорядка в стране. Несмотря на некоторые положительные результаты в борьбе с преступностью, достигнутые в последние годы, общее состояние дел в этой сфере не может быть признано удовлетворительным. Это неоднократно отмечалось Президентом Российской Федерации и Министром внутренних дел страны в решениях Коллегий МВД России. Такая обеспокоенность обусловлена, прежде всего, отсутствием эффективной системы сдерживания, предупреждения, профилактики и пресечения преступлений, их качественного расследова-
ния, должного информационного обеспечения (мониторинга обстановки) сил правопорядка о замышляемых и совершаемых правонарушениях.
Расширение сфер влияния, масштабности действий экстремистских и террористических организаций, преступных сообществ, увеличение числа массовых преступлений, таких как, массовые беспорядки, групповые нарушения общественного порядка, внутренние вооружённые конфликты, действия незаконных вооружённых формирований, характеризующихся особой опасностью, дерзостью, организованностью и вызывающих большой общественный резонанс требует от правоохранительных структур повышения эффективности управления силами и средствами в указанной обстановке, улучшения работы действующей системы органов управления, существенного повышения оперативности, качества их действий в таких условиях [5, с. 4].
Вопрос об эффективности оперативного управления силами и средствами МВД России в любое время суток, в различных климатических, географических и метеоусловиях является наиболее актуальным для результативного выполнения стоящих перед министерством задач. Как известно, важнейшим параметром оценки состояния боеготовности является временной интервал, затраченный на приведение сил в полную готовность при резком осложнении оперативной обстановки (возникновении особых условий). Этот временной интервал включает в себя: не только время, затраченное оперативными дежурными на получение, проверку, уточнение (мониторинга) информации о совершении события криминального характера, но и время, необходимое на доведение сообщения о событии криминального характера соответствующим руководителям территориальных органов внутренних дел и командирам войсковых частей внутренних войск МВД России, время на квалификацию криминального события, его тщательного анализа и оценку с целью последующего принятия обоснованного управленческого решения руководителем, время, необходимое на оповещение личного состава и прибытие его в пункты сбора по тревоге, вооружение и экипировку, а также, время на постановку и уточнение возникших задач, время на выдвижение сил и средств в район проведения мероприятий, время на постановку задач в соответствии с планом оперативного построения групп, создания группировки сил и средств, а так же время, необходимое на обеспечение охраны общественного порядка и безопасности, информирование населения о надвигающейся опасности и возможных эвакуационных работах [6, с. 25]. К сожалению, функционирующая в настоящее время в МВД России система мониторинга оперативной обстановки и управления силами и средствами не позволяет успешно решать эти задачи. Вот почему, возникает необходимость существенно повысить оперативность реагирования на быстро меняющуюся обстановку, создать условия преодоления значительных расстояний органам (подразделениям) системы оперативных штабов в минимальные интервалы времени. При этом, управление силами и средствами территориальных органов внутренних дел и внутренних войск МВД России должно быть надёжным, непрерывным, скрытным и устойчивым.
Достижение указанной цели возможно, по мнению авторского коллектива, посредством создания и использования высокомобильной системы оперативного мониторинга и управления силами и средствами МВД России на основе применения аэромобильных комплексов (далее - АМК), которые должны быть подсис-
276
ПРИМЕНЕНИЕ АЭРОМОБИЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ Бецков А. В.
Васильков Ф.П.
темой действующей в настоящее время в МВД России системы оперативных штабов [7, с. 9; 8, с. 40].
Аэромобильные комплексы должны включать в себя следующие структурные компоненты:
а) высококвалифицированный кадровый аппарат;
б) летательные и воздухоплавательные, традиционные и нетрадиционные аппараты [5, с. 8];
в) автоматические бортовые комплексы технических средств, обеспечения прохождения служебной информации и мониторинга оперативной обстановки на обслуживаемой территории во имя подготовки управленческого решения (своего рода аэромобильные ситуационные центры);
г) пункты постоянной дислокации аэромобильных комплексов, центр оперативного управления на базе ситуационного центра. Оборудованные наземные пункты привязки со всеми специальными техническими средствами для сбора, обработки, обобщения, анализа и оценки информации, каталогизации, архивации, подготовки и организации исполнения управленческих решений, а так же места несения оперативного дежурства, размещения личного состава дежурной смены. Стояночные места для летательных аппаратов, оборудованные для обеспечения надёжной технической эксплуатации;
д) наземные пункты привязки (стационарные, мобильные, носимые);
е) взаимодействующие аэрокосмические модули: летательные (воздухоплавательные) аппараты не входящие в систему аэромобильных комплексов, но совместно решающие одну задачу [3; 4; 11].
В зависимости от предназначения и важности выполняемых задач и целевых функций, специальная структура системы аэромобильных комплексов может быть представлена на трёх уровнях государственной власти:
- федеральном;
- межрегиональном;
- региональном.
Формирование и функционирование аэромобильных комплексов должна осуществляться в составе органа внутренних дел соответствующих уровней управления и исходя из целевых соображений.
Основные задачи аэромобильных комплексов:
Все задачи, возложенные на аэромобильные комплексы можно разделить на два основных блока. К первому - относятся задачи заблаговременного обеспечение готовности компонентов аэромобильных комплексов по мониторингу обстановки и управлению силами и средствами МВД России. Ко второму блоку относятся задачи по непосредственному функционированию аэромобильных комплексов в режиме сбора информации и доведения сигналов управления до территориальных органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в обычных условиях и при осложнении оперативной обстановки.
Уникальность и актуальность данного научного изыскания состоит в том, что в данном случае решается проблема повышения эффективности управления силами и средствами МВД России, как в повседневных, так и в особых условиях [8, с. 57]. Например, в экстремальных ситуациях, когда речь идёт о предупреждении и пресечении захвата большими по численности, организованными, незаконными вооружёнными формированиями, бандгруппами особо важных и социально значимых объектов, учреждений государственной и муниципальной власти, объектов оборонного значения
и режимных государственных формирований, особо опасных промышленных объектов, населённых пунктов, поселений, то есть события происходят на больших территориях, (массовое нарушение государственной границы, либо многократное на участках удалённых друг от друга), оказание практической помощи ФСБ России, особенно, в приграничных субъектах Российской Федерации). Либо, когда очаги конфликтов удалены друг от друга на значительном расстоянии. Формируемая система управления силами и средствами МВД России, на основе аэромобильных комплексов при осложнении оперативной обстановки позволяет, также, в любое время суток, в сложных условиях, в минимальные временные интервалы осуществлять мониторинг обстановки на оперативном направлении в формате реального времени, практически, с самого начала событий криминального характера. Она способна обеспечивать обмен оперативной информацией территориальные органы внутренних дел и подразделения внутренних войск МВД России, а так же, оперативно доводить сигналы управления, распоряжения уполномоченных должностных лиц, не только в рамках обслуживаемой территории, но и за её пределами, в силу, разветвлённой иерархической системы МВД России. Главными достоинствами указанной системы, по нашему мнению, является, не только, уменьшение интервала времени от момента получения задачи до обоснования путей её решения, но и суммарный эффект от совокупности компонентов этой системы, каждый из которых имеет свой блок прогрессивных разрешающих возможностей [8, с. 167].
Все составляющие интегрированы в единый комплекс (АМК) и функционируют как одно целое, в следствии чего, эффект полезности повышается. Таким свойством пока не обладает ни один из комплексов, функционирующий в системе правоохранительных органов России [9; 10; 11].
Возможность комплексного использования, указанных разрешающих возможностей, создаёт иную, качественную характеристику системе управления, и, в совокупности, имеет ещё одну разрешающую возможность для оперативного штаба, то есть, возможность превращать АМК (при необходимости) в самостоятельные пункты управления (мобильные ситуационные центры, воздушные пункты управления), способные оперативно перемещаться в пространстве, непрерывно проводя мониторинг обстановки, маневрировать, управлять силами и средствами МВД России с учётом поставленных задач, оказывать содействие в применении оперативных и специальных подразделений МВД России, и все это в интересах эффективного управленческого решения на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности [6, с. 147].
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. О полиции: федеральный закон от 7.02. 2011 г. № Э-ФЗ.
3. О космической деятельности: федеральный закон от 29.11.1996 г. № 147-ФЗ.
4. Приказ ФКА Роскосмос № 63 от 14.05.2008 г. «О совершенствовании организации в области использования результатов космической деятельности».
5. Программа МВД России: «О развитии авиации ОВД в период с 2010 по 2015 года».
277
2'2014
Пробелы в российском законодательстве
6. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: учебник под ред. В.В. Гордиенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 463 с.
7. Бецков А.В. Теоретические и организационные основы формирования и функционирования аэромобильных комплексов МВД России. М.: Академия управления МВД России. С 198. 2009.
8. Бецков А.В. Формирование и функционирование аэромобильных комплексов МВД России. М.: Академия управления МВД России. С 237. 2010 г.
9. Бецков А.В. Мониторинг аэромобильными комплексами МВД России оперативной обстановки на обслуживаемой территории. Бизнес в законе: экономикоюридический журнал/Учредитель: ООО Медиа ВАК. -М.: ООО Медиа ВАК, 2010, № 3 - С. 168-172.
10. Бецков А.В. Аэромобильные комплексы МВД России по управлению силами и средствами органами внутренних дел при изменении оперативной обстановки// «Чёрные дыры» в Российском Законодательстве. М.: ООО «К-Пресс», 2010, № 3 - С. 129-132.
11. Бецков А.В., Лончаков Ю.В. Повышение эффективности обеспечения правопорядка с использованием потенциала космической группировки//Пробелы в российском законодательстве. - М.: Изд. дом «Юр-ВАК», 2010, № 2 - С. 288-290.
12. Бецков А.В., Килясханов Х.Ш., Милюков Д.В. Административно-правовые средства управления территориальными службами обеспечения общественного порядка районного уровня // «Чёрные дыры» в Российском Законодательстве. М.: ООО «К-Пресс», 2014, № 2
13. Бецков А.В., Татков О.В., Килясханов Х.Ш. О некоторых аспектах адаптации россиян в XXI веке // «Чёрные дыры» в Российском Законодательстве. М.: ООО «К-Пресс», 2014, № 2
Рецензия
на статью доцента кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Академии управления МВД России, доктора технических наук Бецкова А.В. и адъюнкта кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Академии управления МВД России Василькова Ф.П. на тему: «Применение аэромобильных комплексов МВД России при противодействии современной преступности».
Современная деятельность МВД России по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, примечательна многочисленными новшествами в организационно-штатной системе, нормативному регулированию, организации оперативнослужебной деятельности и материально-техническом обеспечении. Ведомственная реформа, создание полиции в системе МВД России, изменение организационно-штатной структуры длятся и в настоящее время. Авторы статьи акцентируют внимание по позитивной стороне длящейся реформы правоохранительных органов страны. А именно, происходит внедрение новейших научно-технических достижений направленных на повышение результативности территориальных органов внутренних дел и подразделений внутренних дел МВД России в противодействии современной преступности.
Начало XXI века дало толчок к активному развитию авиации в системе МВД России. Конструктивное совершенствование летательных и воздухоплавательных аппаратов, интенсивное развитие и унификация
электротехники и электроники, с одной стороны, а с другой нарастающие требования к мобильности территориальных органов внутренних дел и подразделений внутренних войск МВД России, послужили основой для формирования и функционирования аэромобильных комплексов с целью повышения эффективности противодействия преступности. Формирование системы авиационных отрядов специального назначения органов внутренних дел, самостоятельных и в структуре центров специального назначения, предоставляют возможность комплексного использования специально оборудованных летательных (воздухоплавательных) аппаратов и спецподразделений полиции (СОБР, ОМОН).
Авторский коллектив несколько лет проводит научные исследования в направлении создания, развития и расширения применения аэромобильных комплексов в интересах безопасности и охраны общественного порядка. Данная тема является инновационной и требует дальнейшего внимания со стороны научного сообщества и руководства МВД России.
Рецензируемая статья представляет научный интерес и может быть опубликована в рейтинговых, цитируемых изданиях (журналах), в т.ч. рекомендованных ВАК Минобрнауки Российской Федерации.
Начальник кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка Академии управления МВД России кандидат юридических наук, доцент полковник полиции В.А. Казюлин
278