ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
правоохранительной деятельности
С.В. БАЙГАЖАКОВ,
старший преподаватель кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка,
кандидат юридических наук
А.В. БЕЦКОВ,
доцент кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,
доктор технических наук (Академия управления МВД России)
Организация деятельности аэромобильных комплексов МВД России при оказании содействия пограничным органам ФСБ России в защите Государственной границы Российской Федерации
В статье рассмотрены особенности внешних военных и внутренних угроз в различных странах, обозначены цели, стоящие перед федеральными органами исполнительной власти РФ в сфере обеспечения общественной безопасности, и обоснована необходимость применения аэромобильных комплексов МВД России в качестве оказания содействия пограничным органам ФСБ России в проведении мероприятий по защите Государственной границы РФ. Государственная граница Российской Федерации (госграница), оперативно-войсковой способ охраны госграницы, содействие, оказание содействия, аэромобильные комплексы МВД России (АМК), результаты деятельности космической группировки.
S.V. BAYGAZHANOV,
doctor of legal sciences, senior lecturer, department of management of public order maintenance units
A.V. BETSKOV,
doctor of sciences (engineering), Department of internal affairs agencies' in the special conditions
(Management Academy of the Ministry for Internal Affairs)
Organization of activity of air mobile complexes of Ministry for Internal Affairs of Russia in course of rendering assistance to Federal Security Service's units responsible for frontiers protection
The paper considers the features of external and internal military threats in various countries, targets aims of the federal executive agencies of the Russian Federation in the area of public security, as well as proves the need of the use of air mobile complexes of the Ministry for Internal Affairs of Russia for giving assistance to Federal Security Service's units in the course of conducting the measures aimed to protect the Russian frontiers.
Frontiers of the Russian Federation, operative-military method used to protect frontiers, assistance, rendering of assistance, air mobile complex of the Ministry for Internal Affairs of Russia, the results of Russian space block.
ВКонституции Российской Федерации в ст. 4 в ст. 12 п. 30 Федерального закона РФ «О поп. 3 определено: «Российская Федерация лиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ в качестве обеспечивает целостность и неприкосновен- обязанности полиции определено оказание со-ность своей территории» [1, с. 15]. Вместе с тем действия «пограничным органам федеральной
S н и о X
л
<
и н к
:'5
0 X
Л
<
и н S
1
<
а
X О О
м
<
а
С
<
а s н
bS
<
а С
к S а
О и н
28
службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима, обеспечивать по представлениям пограничных органов федеральной службы безопасности временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи госграницы Российской Федерации во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или при воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы Российской Федерации» (далее — госграница) [2].
Международные конфликты, возникающие в XXI в., схожи по сценарию развития. Например, прежде чем руководство какого-либо зарубежного государства примет решение о введении своих вооруженных формирований на территорию независимого государства, на территории последнего начинают разгораться конфликты среди различных слоев населения, накаляются отношения между нациями, кастами, фракциями общества (политическими, экономическими, национальными), религиозными течениями, криминальными группировками, как легальными, так и нелегальными социальными объединениями. Волна противоречий и конфликтов неуклонно нарастает, что приводит к формированию антиправительственной оппозиции. Затем стремительно увеличивается численность участников протест-ных движений, они вооружаются, экипируются, и уже в качестве членов вооруженного социального движения заявляют свои требования и ставят ультиматумы, которые действующим правительством не могут быть выполнены. Так возникает внутренний вооруженный конфликт восставших социальных формирований и правительственных сил. Население страны втягивается в революцию, которая затем становится гражданской войной.
Для «урегулирования» внутреннего конфликта на территорию страны, раздираемой гражданской войной, прибывают вооруженные подразделения иностранных формирований. Но прежде чем они высадятся на территории обреченного государства, административные, оборонные, экономические, политические объекты в течение некоторого времени подвергаются ракетно-бомбовым ударам, которые должны ослабить оборонную мощь государства, уже втянутого в гражданскую войну. Ракеты и бомбы от так называемых точечных ударов не всегда попадают по намеченным целям. Места массового скопления мирных жителей, транспортные коммуникации, жилые кварталы, по-
сольства иностранных государств подвергаются угрозе уничтожения, как и любой другой объект на территории страны.
Во всех «разыгранных» на практике моделях вторжения финал схож: ранее действовавшие органы государственной власти уничтожены, убиты граждане, оказавшие сопротивление и не согласившиеся с представленным сценарием. Вновь назначенное руководство страны часто не в состоянии справиться с ситуацией, и в стране, разрываемой массовыми беспорядками, наступает хаос. Возможно, это и есть продолжение сценария развития революционных событий, заранее определенного «помощниками из-за границы».
На всех этапах развития этого сценария возрастает уровень угрозы экстремизма и терроризма. Население живет в страхе и панике. В страну прибывают радикально настроенные, незаконно вооруженные отряды и диверсионно-разведывательные группы иностранных легионов и наемников [6, ч. 5 ст. 34]. Волна незаконной миграции, контрабанда и неадекватно контролируемое перемещение различных грузов набирают обороты. Массовые беспорядки и локальные боевые действия выходят из-под контроля новых властей и становятся непредсказуемыми.
Особая опасность проявлений экстремизма и терроризма на международном уровне кроется в характере совершаемых противоправных деяний, вызывающих большой общественный резонанс, чувство страха у населения, в отрицательном воздействии на организацию деятельности всей системы власти, состояние правопорядка в стране [5].
Несмотря на некоторые положительные результаты, достигнутые в последние годы в борьбе с преступностью и работе по обеспечению общественной безопасности, общее состояние дел в этой сфере не может быть признано удовлетворительным. Это неоднократно отмечалось Президентом России и Министром внутренних дел Российской Федерации и было зафиксировано в решениях Коллегий МВД России. Такая обеспокоенность обусловлена прежде всего отсутствием эффективной системы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, сдерживания, предупреждения, профилактики и пресечения преступлений, их качественного расследования, должного информационного обеспечения (мониторинга обстановки) сил правопорядка о готовящихся и совершаемых правонарушениях.
Вопрос об эффективности оперативного управления силами и средствами МВД России в различных оперативных, климатических, географических условиях является наиболее актуальным для результативного выполнения стоя-
щих перед министерством задач. В связи с этим претерпевает изменение функционирующая в МВД России система мониторинга оперативной обстановки и управления силами и средствами [3, 9, 10].
Отметим, что важнейшим параметром оценки состояния боеготовности является временной интервал, необходимый для приведения сил в полную готовность при резком осложнении оперативной обстановки. Поэтому возникает необходимость существенно повышать оперативность реагирования на быстро меняющуюся обстановку, создавать условия преодоления значительных расстояний органам (подразделениям) системы оперативных штабов в минимальные интервалы времени. Кроме того, управление силами и средствами полиции и внутренних войск МВД России должно быть надежным, непрерывным, скрытным и устойчивым.
Использование возможностей аэромобильных комплексов (далее — АМК) значительно расширит возможности полиции по обеспечению правопорядка общественной безопасности на обслуживаемой территории. Станет возможным оказание своевременного содействия органам оперативного управления, пограничным органам ФСБ в осуществлении контроля пограничного режима, в поиске лиц и групп лиц на приграничных территориях, в воспрещении доступа на отдельные участки местности или объекты вблизи госграницы, в защите Государственной границы, отражении вооруженных вторжений на территорию страны.
Достижение указанных целей возможно, по мнению авторов, посредством использования высокомобильной системы оперативного мониторинга обстановки и применения АМК МВД России. В зависимости от целевого назначения, АМК могут иметь различную комплектацию, но обязательно включают в себя следующие типовые компоненты:
— высококвалифицированный кадровый аппарат;
— летательные и воздухоплавательные, традиционные и нетрадиционные аппараты;
— автоматические бортовые комплексы специальных технических средств обеспечения прохождения служебной информации и мониторинга оперативной обстановки на обслуживаемой территории во время подготовки управленческого решения (режим воздушного пункта управления), а также обеспечение оперативного маневра силами и средствами;
1 Специальные виды вооружения, способные кратковременно или на длительный срок лишать противника возможности вести боевые действия без нанесения ему безвозвратных потерь.
— бортовое вооружение, специальные средства и технологии нелетального свойства1 (нелетальное вооружение);
— пункты постоянной дислокации АМК, центр оперативного управления на базе ситуационного центра, оборудованные необходимыми специальными техническими средствами наземные пункты информации, места несения оперативного дежурства, размещения личного состава дежурных смен, стояночные места для летательных (воздухоплавательных) аппаратов;
— наземные пункты привязки (стационарные, мобильные, носимые);
— воздушные пункты привязки (пункты управления, ретрансляции, радиотехнического, оптоэлектронного обнаружения);
— взаимодействующие аэрокосмические модули: летательные (воздухоплавательные) аппараты, не входящие в систему АМК, но способные совместно с ними решать общую задачу [4].
В зависимости от важности выполняемых задач и целевых функций, системы АМК могут быть представлены на трех уровнях государственной власти: федеральном, межрегиональном, региональном.
Формирование и функционирование аэромобильных комплексов должно осуществляться в составе органов внутренних дел соответствующих уровней управления и исходя из целевых соображений.
Все задачи, возложенные на АМК, можно разделить на два основных блока. К первому блоку относятся задачи заблаговременного обеспечения готовности компонентов АМК по мониторингу обстановки и управлению силами и средствами подразделений полиции и внутренних войск МВД России. Ко второму — задачи по непосредственному функционированию АМК в режиме сбора информации и доведения сигналов управления до подразделений полиции и внутренних войск МВД России при осложнении оперативной обстановки и обеспечении маневра сил и средств.
По мнению авторов, при полноценном разворачивании и соответствующем использовании системы АМК решается проблема повышения эффективности управления силами и средствами МВД России как в повседневных, так и в особых условиях [7; 8]. Например, в тех случаях, когда речь идет о возникновении следующих экстремальных ситуаций: предупреждении и пресечении захвата большими по численности организованными незаконными вооруженными формированиями; обнаружении и нейтрализации диверсионно-разведывательных групп; организации пограничного поиска; воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям госграницы; отражении вооружен-
S н и о X
л
<
и н к
:|5
о X
л
<
и н S
X
<
а
X О О
са <
а
С
<
а s н
bS
<
а С
к S а
О и н
29
S н и о X
л
<
и н к
:'5
0 X
Л
<
и н S
1
<
а
X О О
м
<
а
С
<
а s н
bS
<
а С
к S а
О и н
30
ных вторжений на территорию страны в приграничных субъектах Российской Федерации; охране особо важных и социально значимых объектов, учреждений государственной и муниципальной власти, а также объектов оборонного значения и режимных государственных формирований, особо опасных промышленных объектов, населенных пунктов; участии в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории РФ или в отдельных ее местностях; либо когда очаги конфликтов удалены друг от друга на значительное расстояние [2].
Система АМК способна обеспечивать обмен оперативной информацией с органами и подразделениями полиции и внутренних войск МВД России, а также своевременно доводить сигналы управления, распоряжения уполномоченных должностных лиц не только в границах обслуживаемой территории, но и за ее пределами в силу разветвленной иерархической системы МВД России. При выполнении совместных мероприятий с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в частности — уполномоченными обеспечивать безопасность государства и Государственной границы, в параметры АМК закладывается техническая возможность сопряжения с аппаратурой субъекта взаимодействия. Главными достоинствами указанной системы, по нашему мнению, являются не только уменьшение интервала времени от момента получения задачи до обоснования путей ее решения, но и совокупность компонентов этой системы, каждый
Список литературы
1. 2.
3.
4.
5.
6.
Конституция Российской Федерации. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.
О космической деятельности: Федеральный закон РФ от 29 ноября 1996 г. № 147-ФЗ // Рос. газ. 1996. 30 нояб. О государственном регулировании развития авиации: Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ // Рос. газ. 1998. 12 янв. О Государственной границе Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (в ред. от 14 июля 2008 г. № 118-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 22 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс.
из которых имеет свой блок разрешающих возможностей.
Все составляющие интегрированы в единый комплекс — АМК и функционируют как единое целое.
Заметим, что такие свойства в настоящее время не присущи ни одному из комплексов, функционирующих в системе правоохранительных органов Российской Федерации.
Оперативно-тактические возможности АМК, разработанные на основе летно-технических данных и тактико-технических характеристик, дают уникальные разрешающие возможности, которые повышают качественную составляющую системы управления (мониторинга) и, в совокупности, формируют еще одну разрешающую возможность для оперативных штабов — при необходимости превращать АМК в самостоятельные пункты управления (мобильные ситуационные центры или воздушные пункты управления), способные оперативно перемещаться в пространстве, непрерывно проводя мониторинг обстановки, маневрировать, управлять силами и средствами МВД России с учетом поставленных задач, оказывать содействие в применении оперативных, следственных и специальных подразделений МВД России, во взаимодействии с заинтересованными органами и подразделениями государственных силовых структур.
Содействие АМК МВД России пограничным органам ФСБ России по защите Государственной границы, по мнению авторов, будет способствовать усилению эффективности обеспечения пограничной безопасности.
7. О военной доктрине Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146 // Рос. газ. 2010. 7 февр.
8. О совершенствовании организации в области использования результатов космической деятельности: приказ ФКА Роскосмос от 14 мая 2008 г. № 63 // Рос. газ. 2008. 16 мая.
9. О мерах по повышению эффективности использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов: приказ ФКА Роскосмос от 19 ноября 2008 г. № 164 // Рос. газ. 2008. 20 нояб.
10. О развитии авиации органов внутренних дел в период с 2010 по 2015 год: программа МВД России // СПС Гарант.
Е-таД:1ро11@та11.ги