ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
правоохранительной деятельностью
А.Ф. МАЙДЫКОВ,
профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях, заслуженный деятель науки, доктор юридических наук, профессор
А.В. БЕЦКОВ,
доцент кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,
доктор технических наук (Академия управления МВД России)
Аэромобильность как важнейшее средство повышения эффективности и результативности действий подразделений специального назначения органов внутренних дел МВД России
В статье рассматриваются вопросы использования аэромобильности в практической деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел МВД России. Аэромобильность, аэромобильный комплекс, подразделения специального назначения, ПСН органов внутренних дел.
A.F. MAYDYKOV,
doctor of legal sciences, honored worker of science, professor, Department of internal affairs agencies' in the
special conditions
A.V. BETSKOV,
doctor of sciences (engineering), department of internal affairs agencies' in the special conditions
(Management Academy of the Ministry for Internal Affairs)
Air mobility as most important recourse for effectiveness improvement of activity of special forces of Ministry for Internal Affairs
The paper considers the issue related to the use of the air mobility in the practical activity of special forces units of the Ministry for Internal Affairs of Russia.
Air mobility, air mobile complex, special forces units, special forces units of internal affairs agencies.
Система Министерства внутренних дел Российской Федерации претерпевает существенные изменения в связи с осуществляемой в стране административной реформой государственных структур.
Главной целью реформирования системы МВД России является оптимизация деятельности ее аппарата управления и повышение эффективности и результативности деятельности исполнительного звена — рядовых сотрудников
территориальных органов внутренних дел в непосредственном противодействии преступности и обеспечении охраны общественного порядка [1, 2].
Для достижения этой цели в территориальных органах внутренних дел МВД России создаются подразделения специального назначения (далее — ПСН), такие, как специальные отряды быстрого реагирования (СОБР), отряды мобильные особого назначения (ОМОН), авиа-
ционные отряды специального назначения (АОСН). Кроме того, происходит объединение некоторых из вышеперечисленных подразделений в рамках специального центра, ориентированного на оперативное реагирование при осложнениях обстановки и силовую поддержку действий органов внутренних дел на обслуживаемых территориях.
Необходимость указанных организационных изменений в системе МВД России продиктована как новыми социально-политическими и экономическими условиями, так и сложной криминогенной обстановкой в стране, возросшим числом резонансных преступлений прежде всего террористического и экстремистского характера. Наметилась тенденция к увеличению количества случаев возникновения разного рода чрезвычайных обстоятельств, а также — ситуаций природного, техногенного и биологического характера [3].
К сожалению, действия территориальных органов внутренних дел в указанной обстановке не всегда бывают своевременными и результативными. Одной из ряда причин является отсутствие мобильности и оперативности структур и подразделений, несвоевременное получение сведений или отсутствие необходимой информации о состоянии оперативной обстановки на месте происшествия. Последнее обстоятельство усугубляется как географическими, экологическими и климатическими условиями отдельных регионов нашей страны (большие расстояния и территории, неблагоприятные климатические условия, отсутствие дорог и путей сообщения), так и характером происшествий и чрезвычайных обстоятельств природного и техногенного свойства, затрудняющих работу на местах происшествий (например, во время лесных верховых пожаров в Сибири и на Дальнем Востоке, аварий на химических объектах, гидроэлектростанциях и атомных станциях, наводнений и других стихийный бедствий и техногенных катастроф).
Одним из ключевых параметров оценки состояния готовности территориальных органов внутренних дел к действиям при резком осложнении оперативной обстановки является временной интервал, затраченный на приведение сил и средств в полную готовность. Сюда входит не только время на сбор личного состава по тревоге, формирование рабочих оперативных групп и постановка задач перед ними, но и получение информации о событиях (происшествиях), обработка этой информации, а также проверка полученных сведений. Вследствие значительных временных затрат не удается сохранить самое главное для благополучного разрешения ситуации — оперативность и мобильность.
Одним из самых эффективных способов решения вышеобозначенной проблемы является использование в системе МВД России аэромобильных комплексов.
Аэромобильные комплексы (далее — АМК) должны включать в себя следующие структурные компоненты:
— высококвалифицированный кадровый аппарат сотрудников полиции (оперативный, летный, инженерно-технический составы, офицеры штаба и т. д.);
— летательные и воздухоплавательные аппараты (традиционные и нетрадиционные);
— автоматические (компьютеризированные) бортовые комплексы технических средств, обеспечение прохождения служебной информации и мониторинг оперативной обстановки на обслуживаемой территории, обработка полученных данных в интересах подготовки управленческого решения;
— пункты постоянной дислокации личного состава;
— центры оперативного управления, оборудованные наземные пункты привязки со всеми специальными техническими средствами для сбора, обработки, обобщения, анализа и оценки информации, каталогизации, архивации, подготовки и организации исполнения управленческих решений, а также места несения постоянного оперативного дежурства, размещения личного состава и дежурной смены;
— стояночные места для летательных (воздухоплавательных) аппаратов, обеспеченные необходимыми видами материального и инженерно-технического имущества для надежной и качественной эксплуатации;
— наземные пункты привязки (стационарные, мобильные, носимые);
— взаимодействующие летательные (воздухоплавательные) аппараты, не входящие в систему АМК МВД России, но совместно решающие одну задачу.
В зависимости от предназначения и важности выполняемых задач и целевых функций, структура системы АМК принципиально может быть представлена на трех уровнях: федеральном, межрегиональном и региональном.
Формирование и функционирование АМК должно осуществляться в составе территориальных органов внутренних дел соответствующих уровней управления и исходя из целевых соображений.
Все задачи, возложенные на АМК, можно разделить на два основных блока. К первому блоку относятся задачи заблаговременного обеспечения готовности компонентов АМК по мониторингу обстановки и управлению силами и средствами МВД России. Ко второму от-
2 •а н и о X
л
<
и н к
И
О X
Л
<
и н S
X
<
а
X О
о
са <
а С
к S X
и <
са <
а С
и <
ш о а С
17
2 л н и о X
Л
<
и н к
И
:|S
0 X
Л
<
и н S
1
<
а
X О
о
са <
а С
к S X
и <
са <
а С
и <
ш о а С
18
носятся задачи по непосредственному функционированию АМК в режиме сбора информации и доведения сигналов управления до территориальных органов внутренних дел и подразделений внутренних войск МВД России при осложнении оперативной обстановки.
Уникальность и актуальность АМК МВД России в том, что в данном случае решается проблема эффективности управления силами и средствами системы МВД России как в повседневных, так и в особых условиях. Это качество особо востребовано, например, в экстремальных ситуациях, когда речь идет о предупреждении и пресечении захвата большими по численности организованными незаконными вооруженными формированиями (бандгруппами) особо важных и социально значимых объектов, учреждений государственной и муниципальной власти, объектов оборонного значения и режимных государственных формирований, особо опасных промышленных объектов, населенных пунктов, поселений, а также в случаях, когда события происходят на больших территориях (массовое либо многократное нарушение государственной границы на участках, удаленных друг от друга), или — очаги конфликтов находятся между собой на значительном расстоянии.
Формируемая на основе АМК система управления силами и средствами МВД России при осложнении оперативной обстановки позволяет в любое время суток, в сложных условиях, за минимальные временные интервалы осуществлять мониторинг обстановки на оперативном направлении в формате реального времени практически с самого начала чрезвычайных событий. Она способна обеспечивать качественный обмен оперативной информацией с территориальными органами внутренних дел и подразделениями внутренних войск МВД России, а также — оперативно доводить сигналы управления, распоряжения уполномоченных должностных лиц не только на обслуживаемой территории, но и, при необходимости, за ее пределы.
Главными достоинствами указанной системы, по нашему мнению, являются не только уменьшение интервала от момента получения задачи до обоснования путей ее решения, но
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.
3. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СПС КонсультантПлюс.
и возможность приведения в совокупность компонентов этой системы, каждый из которых имеет свой блок способов и методов разрешения. Все составляющие интегрированы в единый комплекс (АМК) и функционируют мобильно и как одно целое.
Вместе с тем отметим, что свойством аэромобильности пока не обладает ни один из комплексов, функционирующих в системе правоохранительных органов России. В настоящее время в системе МВД России создаются специальные структуры, которым придается свойство аэромобильности, содержащее перечисленные нами компоненты. К таким структурам относятся Центр специального назначения сил оперативного реагирования МВД России (ЦСН СР МВД России) и ЦСН СР МВД России по соответствующим территориям, созданные на базе специальных отрядов быстрого реагирования, отрядов мобильных особого назначения и авиационных отрядов специального назначения, а также — Центры специального назначения внутренних войск МВД России (ЦСН ВВ МВД России), созданные на базе отрядов специального назначения внутренних войск МВД России [4].
Комплексное использование рассмотренных нами свойств АМК создает дополнительные возможности управления силами и средствами территориальных органов внутренних дел страны при различных чрезвычайных обстоятельствах (ЧО) и значительно облегчит работу оперативных штабов. Это позволяет в определенных условиях превращать АМК в самостоятельные пункты управления (мобильные ситуационные центры), что дает возможность их оперативного перемещения в пространстве, а также — непрерывного мониторинга обстановки, маневров и управления силами и средствами МВД России, с учетом поставленных перед ними задач.
К сожалению, эффективное практическое решение указанной проблемы еще не найдено. Это принципиально сказывается как на результатах деятельности органов внутренних дел, так и на теоретической проработке данной проблематики, поскольку апробация научных рекомендаций и предложений затягивается.
4. О проведении эксперимента по созданию центров специального назначения: приказ МВД России от 30 декабря 2008 г. № 1173.
E-mail: yvd-osob@mail.ru
mvdspecprof@mail.ru