10. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР, АДВОКАТУРА, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МОНИТОРИНГ АЭРОМОБИЛЬНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ МВД РОССИИ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ НА ОБСЛУЖИВАЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ
Бецков А.В., к.т.н., докторант.
Место работы: Академия управления МВД России. Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье дана криминологическая оценка складывающей остановке в обществе. Отмечен акцент на возникшую необходимость совершенствования деятельности органов правопорядка. Автором предложен возможный вариант модернизации органов внутренних дел, и предложен принципиальный вид аэромобильных комплексов.
Ключевые слова: аэромобильный комплекс МВД России, мониторинг оперативной обстановки, управление силами и средствами в условиях обострения обстановки.
MONITORING OF OPERATIVE CONDITIONS BY AEROMOBILE COMPLEXES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN SERVED TERRITORY
Beckov A.V., Cand.Tech.Sci, Doktorant.
Place of employment: Academies of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Contacts of the author: [email protected]
Annotation. In article the estimation is given criminal to a putting stop in a society. The accent on the arisen necessity of perfection of activity of bodies of the law and order is noted. The author offers a possible variant of modernisation of law-enforcement bodies, and the basic kind of aeromobile complexes is offered.
Keywords: an aeromobile complex of the Ministry of Internal Affairs of Russia, monitoring of operative conditions, management of forces and means in the conditions of conditions aggravation.
Российская Федерация, имея выходы на три океана, граничащая с восемнадцатью странами мира, по-прежнему остаётся крупнейшей и могущественной державой на планете. Важнейшее значение для поддержания этого могущества, обеспечения внутренней безопасности страны имеет борьба с преступностью, предупреждение и пресечение внутренних вооружённых столкновений и конфликтов, террористических акций.
Особая опасность терроризма, в том, числе, и международного, кроется в характере совершаемых преступлений этого вида, вызывающих большой общественный резонанс, чувства страха у населения; в отри-
цательном влиянии на организацию деятельности всей системы власти и правопорядка в стране. Несмотря на некоторые положительные результаты в борьбе с преступностью, достигнутые в последние годы, общее состояние дел в этой сфере не может быть признано удовлетворительным. Это неоднократно отмечалось Президентом России и министром внутренних дел Российской Федерации в Решениях Коллегий МВД России, в т.ч. и на Коллегии МВД России прошедшей 17-19 февраля 2010 года. Такая обеспокоенность обусловлена, прежде всего, отсутствием эффективной системы сдерживания, предупреждения, профилактики и пресечения преступлений, их качественного расследования, должного информационного обеспечения (мониторинга обстановки) сил правопорядка о замышляемых и совершаемых правонарушениях.
Расширение сфер влияния, масштабности действий экстремистских и террористических организаций, преступных сообществ, увеличение числа массовых преступлений, таких как массовые беспорядки, групповые нарушения общественного порядка, внутренние вооружённые конфликты, действия незаконных вооружённых формирований, характеризующихся особой опасностью, дерзостью, организованностью и вызывающих большой общественный резонанс требует от правоохранительных структур повышения эффективности управления силами и средствами в указанной обстановке, улучшения работы действующей системы органов управления, существенного повышения оперативности, качества их действий в таких условиях.
Вопрос об эффективности оперативного управления силами и средствами МВД России в любое время суток, в различных климатических, географических и метеоусловиях является наиболее актуальным для результативного выполнения стоящих перед министерством задач. Как известно, важнейшим параметром оценки состояния боеготовности является временной интервал, затраченный на приведение сил в полную готовность при резком осложнении оперативной обстановки (возникновении особых условий). Этот временной интервал включает в себя: не только время, затраченное оперативными дежурными на получение, проверку, уточнение (мониторинга) информации о совершении события криминального характера, но и время, необходимое на доведение сообщения о событии криминального характера соответствующим руководителям ОВД и командирам войсковых частей внутренних войск МВД России, время на квалификацию криминального события, его тщательного анализа и оценку с целью последующего принятия обоснованного управленческого решения руководителем, время, необходимое на оповещение личного состава и прибытие его в пункты сбора по тревоге, вооружение и экипировку, а также, время на постановку и уточнение возникших задач, время на выдвижение сил и средств в район проведения мероприятий, время на постановку задач в соответствии с планом оперативного построения групп, создания группировки сил и средств, а так же время, необходимое на обеспечение охраны общественного порядка и безопасности, информирование населения о надвигающейся опасности и воз-
можных эвакуационных работах. К сожалению, функционирующая в настоящее время в МВД России система мониторинга оперативной обстановки и управления силами и средствами не позволяет успешно решать эти задачи. Вот почему, возникает необходимость существенно повысить оперативность реагирования на быстро меняющуюся обстановку, создать условия преодоления значительных расстояний органам (подразделениям) системы оперативных штабов в минимальные интервалы времени. При этом, управление силами и средствами ОВД и ВВ МВД России должно быть надёжным, непрерывным, скрытным и устойчивым. Достижение указанной цели возможно, по мнению автора, посредством создания и использования высокомобильной системы оперативного мониторинга и управления силами и средствами МВД России на основе применения аэромобильных комплексов (далее АМК), которые должны быть подсистемой действующей в настоящее время в МВД России системы оперативных штабов.
Аэромобильные комплексы должны включать в себя следующие структурные компоненты (элементы).
A) высококвалифицированный кадровый аппарат, состоящий из:
- офицеров штаба;
- сотрудников дежурных смен, находящихся на оперативном дежурстве;
- лётного состава подготовленного для эксплуатации и применения заданных типов летательных аппаратов;
- лётно-технического состава, подготовленного для эксплуатации, технического обслуживания летательных аппаратов и бортовых специальных технических средств;
- инженерно-технического состава по проведению ремонтно-регламентных работ и техническому обслуживанию летательных аппаратов и бортовых специальных технических средств;
- инженерно-технического состава по эксплуатации, ремонту и обслуживанию специальных технических средств наземных пунктов привязки.
Б) Летательные аппараты:
- пилотируемые летательные аппараты: самолёты, вертолёты, вертопланы, парапланы, мотодельтопла-ны, дирижабли, воздушные шары, космические аппараты (использование результатов их деятельности), и пр.;
- непилотируемые летательные аппараты: беспилотные управляемые летательные аппараты (самолёты, вертолёты), беспилотные летательные аппараты, космические спутники и аппараты , пр .;
B) бортовые специальные технические средства: средства связи, антенно-фидерные устройства, средства оптического наблюдения, приборы ночного видения, дозиметрическая аппаратура, навигационный комплекс, автоматизированное рабочее место, теле-кодовая аппаратура быстродействия, засекречивающая аппаратура связи, аппаратура шифрования, бортовой компьютер для обобщения, анализа, обработки информации и управления средствами связи, специальное громкоговорящее устройство, специальные световые и звуковые приборы, лазерные приборы, в том числе и психологического воздействия и т. д.;
Г) наземный пункт привязки (стационарный, подвижный или мобильный, носимый). Специальные технические средства наземных пунктов привязки: автоматизированное рабочее место, средства связи, антеннофидерные устройства, средства компьютерной обработки информации и оптимизации работы средств
связи, засекречивающая аппаратура связи, аппаратура шифрования, телекодовая аппаратура быстродействия и т.д.;
Д) аэромодуль взаимодействия: летательный аппарат не входящий в аэромобильный комплекс, но совместно решающий одну задачу.;
Е) пункт постоянной дислокации аэромобильных комплексов, и несения круглосуточного оперативного дежурства. Оборудованный наземный пункт привязки со всеми специальными техническими средствами для сбора, обработки, обобщения, анализа и оценки информации, подготовки и организации исполнения управленческих решений. А так же места несения оперативного дежурства, размещения личного состава дежурной смены аэромобильного комплекса. Стояночные места для летательных аппаратов, оборудованные для обеспечения надёжной технической эксплуатации;
Ж) аэрокосмический технический комплекс (ФГУП «РНИИ» Центр оперативного мониторинга поверхности Земли), который не входит в организационную структуру АМК МВД России, но могут быть использованы результаты космической деятельности ФКА Рос-космос в интересах обеспечения общественной безопасности, на территориях обслуживаемых органами внутренних дел;
В зависимости от предназначения и важности выполняемых задач и целевых функций, структура системы аэромобильных комплексов может быть представлена на трёх уровнях государственной власти:
1. федеральном;
2. межрегиональном;
3. региональном.
Формирование и функционирование аэромобильных комплексов должна осуществляться в составе органа внутренних дел соответствующих уровней управления и исходя из целевых соображений.
Основные задачи аэромобильных комплексов.
Все задачи, возложенные на аэромобильные комплексы можно разделить на два основных блока. К первому - относятся задачи заблаговременного обеспечение готовности компонентов аэромобильных комплексов по мониторингу обстановки и управлению силами и средствами мВд России. Ко второму блоку относятся задачи по непосредственному функционированию аэромобильных комплексов в режиме сбора информации и доведения сигналов управления до ОВД и ВВ МВД России при осложнении оперативной обстановки.
В первый блок входят следующие задачи:
- систематический анализ и прогнозирование изменения оперативной обстановки с целью определения причины её осложнения и возникновения особых условий, наступление которых можно реально ожидать, ориентировочно места их возникновения, размаха, возможных негативных последствий, а так же оценка состояния готовности сил и средств к действиям в этих условиях;
- несение круглосуточного оперативного дежурства в пункте постоянной дислокации с целью, непрерывного сбора, обработки, обобщения, анализа и оценки информации об оперативной обстановки на обслуживаемой территории;
- введение в действие плана, сбор и приведение в готовность к непосредственному применению аэромобильных комплексов в минимально короткие сроки при резком изменении оперативной обстановки;
- разработка и совершенствование специальных планов действия личного состава при резком изменении оперативной обстановки и в особых условиях;
- организация обучения личного состава всех категорий, проведение тренировок и учений;
- организация моральной и психологической подготовки личного состава;
- контроль за состоянием готовности сил и средств, к действиям в особых условиях обстановки, разработка и организация мероприятий по повышению готовности;
- создание и совершенствование системы взаимодействия между компонентами АМК по управлению силами и средствами МВД России;
- совершенствование системы оповещения и сбора личного состава;
- изучение и внедрение передового опыта, организации управления, внедрение новейших технологий управления, проведение модернизации и совершенствования лётно-технической части, специальной техники.
Во второй блок входят следующие задачи:
- введение в действие плана, сбор и приведение в готовность всех компонентов аэромобильных комплексов;
- организация всех видов электромагнитной связи;
- организация взаимодействия со всеми задействованными структурами;
- мониторинг оперативной обстановки и одновременное доведение информации лицу, наделённого властными полномочиями по принятию управленческих решений, при непосредственном нахождении в гуще событий;
- получение информации о принятом решении председателя чрезвычайной (правительственной) комиссии (если она создана), руководителей соответствующих органов государственной власти и управления, руководителя оперативного штаба (ОШ), или руководителя органа внутренних дел (если оперативный штаб не создан) и, последующее, доведение до подразделений сигналов управления (приказов, распоряжений, указаний) силами и средствами МВД России при осложнении обстановки на основе решений, принятых уполномоченным на то должностным лицом;
- контроль за исполнением отданных распоряжений, оказание помощи в выполнении поставленных задач и поддержание взаимодействия;
- оптимизация удалённости от центра событий с точки зрения получения качества принимаемой, передаваемой информации и обеспечения безопасности аэромобильных комплексов;
- участие в проведение спасательных мероприятий;
- обеспечение безопасности всех компонентов и элементов АМК, в том числе посредством применения бортового вооружения летального и не летального свойства;
- обеспечение воспитательной и моральнопсихологической работы с личным составом АМК;
- всестороннее обеспечение личного состава: вооружением, специальными средствами, снаряжением, транспортом, средствами индивидуальной защиты, средствами бронезащиты, средствами покидания воздушного судна, средствами выживания в экстремальной обстановки, плавательными средствами, медицинское обеспечение, организация питания;
- обеспечение управления силами и средствами ОВД и ВВ МВД России, при работе в режиме воздушного пункта управления. На борту летательного аппарата размещаются руководитель ОВД (ОШ), его заместите-
ли, члены оперативного штаба соответствующего органа внутренних дел. Управление подчинёнными силами и средствами осуществляется при непосредственном применении компонентов и элементов АМК;
- доклад о выполнении задач по подчинённости;
- совершенствование системы сбора информации и доведение сигналов управления до сил и средств МВД России;
- проведение разбора выполненных задач, внесение изменений (дополнений) в планы, разработка мероприятий по совершенствованию подготовки сил и средств;
- своевременное устранение неисправностей выявленных в ходе эксплуатации лётно-технических и специальных средств;
- поддержание компонентов, элементов аэромобильных комплексов в постоянной готовности к применению, своевременное проведение регламентных, ремонтных работ на технических средствах;
Уникальность и актуальность данного научного изыскания состоит в том, что в данном случае решается проблема повышения эффективности управления силами и средствами МВД России как в повседневных, так и в особых условиях. Например, в экстремальных ситуациях, когда речь идёт о предупреждении и пресечении захвата большими по численности, организованными, незаконными вооружёнными формированиями, бандгруппами особо важных и социально значимых объектов, учреждений государственной и муниципальной власти, объектов оборонного значения и режимных государственных формирований, особо опасных промышленных объектов, населённых пунктов, поселений, то есть события происходят на больших территориях, (массовое нарушение государственной границы, либо многократное на участках удалённых друг от друга), оказание практической помощи ФСБ в приграничных субъектах Российской Федерации). Либо, когда очаги конфликтов удалены друг от друга на значительном расстоянии. Создаваемая система управления силами и средствами МВД России на основе аэромобильных комплексов при осложнении оперативной обстановки позволяет, также, в любое время суток, в сложных условиях, в минимальные временные интервалы осуществлять мониторинг обстановки на оперативном направлении в формате реального времени, практически, с самого начала событий криминального характера. Она способна обеспечивать обмен оперативной информацией с ОВД и подразделениями ВВ МВД России, а так же, оперативно доводить сигналы управления, распоряжения уполномоченных должностных лиц, не только в рамках обслуживаемой территории, но и за её пределами, в силу, разветвлённой иерархической системы МВД России.
Разработка научных положений, правовых основ и организационно-методических рекомендаций по созданию, и организации функционирования системы управления силами и средствами МВД России на основе АМК в обычных и особых условиях, при резком изменении оперативной обстановки, оценка надёжности, минимизации рисков, является значимым проявлением продолжения научных разработок в области техники, и внедрения новых информационных технологий.
Научная новизна данного исследования заключается не только в возможном реагировании на объективную потребность - провести такого рода исследование, но и в том, что в настоящее время научных исследований
проблемы управления (повышения эффективности) силами и средствами МВД России в условиях осложнения оперативной обстановки посредством использования указанного вида систем (АМК - аэромобильный комплекс) пока не существует. Такого рода системы пока не созданы. Ситуация сложилась парадоксальная: с одной стороны присутствует реальная проблема необходимости повышения эффективности оперативного управления силами и средствами МВД России в условиях резкого осложнения оперативной обстановки, наличествует кадровая и материально-техническая база - но с другой, такие системы отсутствуют.
Это, на наш взгляд, происходит потому, что общесоциальная теория управления и теория управления правоохранительными органами пока не предложила научно обоснованного решения (концепцию) создания и функционирования такого рода систем. Нами же предлагается не только научное обоснование потребности такого рода систем, но и раскрываются их разрешающие способности.
Главными достоинствами указанной системы, по нашему мнению, является, не только, уменьшение интервала времени от момента получения задачи до обоснования путей её решения, но совокупность компонентов этой системы, каждый из которых имеет свой блок разрешающих возможностей:
- лА - разновидность парка определяет множество превосходных качеств (оперативность перемещения в пространстве, грузоподъёмность и вместительность фюзеляжа ЛА, относительная неуязвимость, возможность размещения на смешанных базах базирования, возможность выполнения задач в сложных условиях и т.д.);
- БПЛА (БЛА) - разновидность беспилотных летательных аппаратов настолько широка, что адаптировать их к мониторингу информации можно почти в любых условиях;
- специальные технические средства мониторинга оперативной обстановки, приема-передачи информации;
- КА - возможность задействовать космическую группировку (использовать результаты космической деятельности в правоохранительных целях) повысить количество, а, главное, качество получаемой информации;
- аппаратура защиты информационных каналов;
- автоматизированные рабочие места, средства компьютерной обработки информации и т.д., т.п.
Все составляющие интегрированы в единый комплекс (АМК) и функционируют как одно целое.
Таким свойством пока не обладает ни один из комплексов, функционирующий в системе правоохранительных органов России.
Возможность комплексного использования указанных разрешающих возможностей создаёт иную, качественную характеристику системе управления, и в совокупности имеет ещё одну разрешающую возможность для ОШ: возможность превращать АМК (при необходимости) в самостоятельные пункты управления, способные оперативно перемещаться в пространстве, непрерывно проводя мониторинг обстановки, маневрировать, управлять силами и средствами МВД России с учётом поставленных задач, оказывать содействие в применении оперативных и специальных подразделений МВД России.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года с изменениями, внесёнными Указами Президента РФ от 09.01.1996 № 20, от 10.02.1996 № 173, от 09.06.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841, Федеральными конституционными законами от 25.03.2004№ 1-ФКЗ, от 14.10.2005№ 6-ФКЗ.
2. ФЗ № 147-ФЗ от 29.11.96 г. «О космической деятельности».
3. ФЗ № 10-ФЗ от 08.01.1998 г. «О государственном регулировании развития авиации».
4. Приказ Роскосмоса № 63 от 14.05.2008 г. «О совершенствовании организации в области использования результатов космической деятельности».
5. Приказ Роскосмоса № 164 от 19.11.2008 г. «О мерах по повышению эффективности использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и её регионов».
6. Программа МВД России: «О развитии авиации ОВД в период с 2010 по 2015 года».
РЕЦЕНЗИЯ
Автор затрагивает тему необходимости совершенствования системы управления и непосредственной деятельности органов и подразделений внутренних дел. Предложена модернизация на основе применения пока не существующих аэромобильных комплексов. Описывается принципиальная структура, и перечисляются целевые задачи формируемой системы. Особенность статьи в том, что аспектам формирования и основам функционирования посвящено диссертационное исследование автора, в котором детально рассматриваются эти проблемы. Исходя, из уникальных разрешающих возможностей аэромобильных комплексов по части мониторинга оперативной обстановки, автор полагает целесообразным решение ряда проблем стоящих перед правоохранительными органами посредством формирования и применения новой системы - аэромобильные комплексы.
Начальник кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Академии управления МВД России Заслуженный юрист России д.ю.н., профессор Киреев М.П.