Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (ЧАСТЬ 2)'

ПРИМЕНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (ЧАСТЬ 2) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ЗДОРОВЬЯ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОТРАСЛЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Епифанова Елена Владимировна

В статье рассматриваются административно-предупредительные меры необходимые для предупреждения совершения административных правонарушений, иных противоправных деяний, а также для защиты жизни, здоровья в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Епифанова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF ADMINISTRATIVE PREVENTIVE MEASURES AND ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY IN THE CONTEXT OF THE SPREAD OF CORONAVIRUS INFECTION (PART 2)

The article discusses administrative and preventive measures necessary to prevent the commission of administrative offenses, other illegal acts, as well as to protect life and health in connection with natural and man-made emergencies.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (ЧАСТЬ 2)»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_4_34 УДК 340

ПРИМЕНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (часть 2) APPLICATION OF ADMINISTRATIVE PREVENTIVE MEASURES AND ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY DURING THE SPREAD OF CORONAVIRUS INFECTION

(PART 2)

ЕПИФАНОВА Елена Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»,

350040 Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Бульвар платановый, 9/159.

E-mail: Epifanova_Elen@mail.ru;

Epifanova Elena Vladimirovna,

Professor of the Department of Theory and History of State and Law Kuban State University, of Legal Sciences, Associate Professor.

350040 Russian Federation Krasnodar, st. Platanovy Boulevard, house 107/9 E-mail: Epifanova_Elen@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются административно-предупредительные меры необходимые для предупреждения совершения административных правонарушений, иных противоправных деяний, а также для защиты жизни, здоровья в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Abstract: The article discusses administrative and preventive measures necessary to prevent the commission of administrative offenses, other illegal acts, as well as to protect life and health in connection with natural and man-made emergencies.

Ключевые слова: защита здоровья, здравоохранение, административно-предупредительные меры, административная ответственность, отраслевое законодательство.

Keywords: health protection, healthcare, administrative and preventive measures, administrative responsibility, industry legislation.

Дата направления статьи в редакцию: 25.03.2022

Продолжаем рассматривать практику применения административно-предупредительных мер и административной ответственности. В условиях распространения короновирусной инфекции проблемным стал вопрос о введении и соблюдении режима самоизоляции.

В обзоре1 судебной практике по этому вопросу было дано разъяснение о том, что в случае нарушения подпункта 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения C0VID-2019" о выполнении требования по изоляции в домашних условиях, а также подпункта 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г. N 42-УМ) о временном приостановлении посещения гражданами территорий общегородского значения, допущенное лицом, прибывшим на территорию Российской Федерации из иностранного государства, необходимо квалифицировать по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ. Превентивные меры были направлены на соблюдение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В новых условиях расширилось содержание отдельных статей КоАП РФ. Например, статьи 6.3. КоАП РФ. Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий2.

Актуальным стало расширение перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66. Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и

1 Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350813/ Дата обращения 15.11.2021

2 Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (с0уЮ-19) N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда Рф 21.04.2020)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350813/ Дата обращения 15.11.2021

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Тем самым, законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.

Предупреждение распространения короновирусной инфекции потребовало межотраслевого взаимодействия.

В рамках отраслевого законодательства предусматривается возможность противодействия распространению короновирусной инфекции. Так, например, в целях снижения рисков распространения СОУЮ-19 на объектах железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры в соответствии со статьей 31, подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"1 было рекомендовано: обеспечить доступ на объекты пассажирской инфраструктуры, вокзалы и в пригородные поезда пассажиров, использующих гигиенические маски для защиты органов дыхания; осуществить организацию мест сбора использованных средств индивидуальной защиты, с последующей утилизацией; и контролировать использование гигиенических масок пассажирами на всем пути следования в поездах пригородного сообщения, аэроэкспрессах, скоростных и высокоскоростных поездах (при следовании железнодорожного состава не более 5 часов); допустить к работе работников пассажирского комплекса при наличии прививок против новой корона-вирусной инфекции с подтверждающими документами - сертификатом о вакцинации, QR-код; с перенесенным заболеванием СОУЮ-19 не позднее 6 мес. с подтверждающей справкой из лечебного учреждения, с результатами ПЦР-тестирования с кратностью 1 раз в 14 дней, лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции.

На работников железнодорожного транспорта был возложен ряд обязанностей, например, оперативного информирования работников медицинских пунктов железнодорожных вокзалов о случаях регистрации пассажиров с повышенной температурой тела, с целью оценки состояния больного и оказания первичной медицинской помощи. Работники железнодорожного пассажирского транспорта обязаны использовать средств индивидуальной защиты (маски, перчатки), кожные антисептики. Обязательным является проведение иммунизации против гриппа с охватом не менее 75% в профессиональных группах, имеющих факторы повышенного риска заболевания: работники поездных бригад, вагонов-ресторанов, билетные кассиры, дежурные по вокзалам, персонал комнат отдыха пассажиров и комнат матери и ребенка на вокзалах, работники пригородных компаний (контролеры, кондуктора)2.

Подобные отраслевые нормативные акты приняты в оперативном порядке и в других сферах, например, в образовании3, здравоохра-

4

нении и т.д.

Таким образом, посредством изменения законодательства были созданы эффективные рычаги противодействия распространению ко-роновирусной инфекции. Закрепленные в нормативных актах превентивные меры были направлены на соблюдение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Нарушение установленных антиковидных требований может повлечь административную ответственность в соответствии с действующим КоАП РФ.

Библиогра фия:

1. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350813/ Дата обращения 15.11.2021

2. Постановление Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту РФ от 01.11.2021 N 7 "О мерах по снижению рисков распространения СОУЮ-19 на объектах пассажирского комплекса, в том числе пригородной инфраструктуры, моторвагонном подвижном составе пригородного сообщения и дальнего следования в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями 2021 - 2022 гг."// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661 Дата обращения 15.11.2021

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020г. № 104// https://minobr.krasnodar.ru. Дата обращения 15.11.2021

4. Письмо о направлении методических рекомендаций Министерства просвещенияРФ от 19.03.2020г. № ГД-39-04// https://minobr.krasnodar.ru. Дата обращения 15.11.2021

5. Письмо Министерства просвещения РФ о направлении методических рекомендаций для специалистов психологической службы в системе образования, в связи с распространением короновирусной инфекции// https://minobr.krasnodar.ru. Дата обращения 15.11.2021

6. Постановление главы администрации (губернатора) КК от 13.03.2020 г. № 129, Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики КК от 16.03.2020г. № 47-01-13-5309/20// https://minobr.krasnodar.ru. Дата обращения 15.11.2021

7. Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики КК от 18.03.2020г. № 47-01-13-5576/20, Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики КК от 19.03.2020 №47-01-13-5732-20 Приложения к письму от 19.03.2020 №47-01-13-5732-20// https://minobr.krasnodar.ru. Дата обращения 15.11.2021

8. Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 07.04.2020 № 47-01-13-6807/20 "О подходах к организации контроля успеваемости при применении дистанционных образовательных технологий"// https://minobr.krasnodar.ru. Дата обращения 15.11.2021

9. Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 15.04.2020 № 47-01-13-7335/20 "О недопущении сбора денежных средств"// https://minobr.krasnodar.ru. Дата обращения 15.11.2021

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2019, N 30, ст. 4134

2 Постановление Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту РФ от 01.11.2021 N 7 "О мерах по снижению рисков распространения COVID-19 на объектах пассажирского комплекса, в том числе пригородной инфраструктуры, моторвагонном подвижном составе пригородного сообщения и дальнего следования в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями 2021 - 2022 гг."// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ Дата обращения 15.11.2021

3 Приказ Министерства просвещения РФ от 17 марта 2020г. № 104, Письмо о направлении методических рекомендаций Министерства просвещения РФ от 19.03.2020г. № ГД-39-04, Письмо Министерства просвещения РФ о направлении методических рекомендаций для специалистов психологической службы в системе образования, в связи с распространением короновирусной инфекции, Постановление главы администрации (губернатора) КК от 13.03.2020г. № 129, Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики КК от 16.03.2020г. № 47-01-13-5309/20, Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики КК от 18.03.2020г. № 47-01-13-5576/20, Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики КК от 19.03.2020 №47-01-13-5732-20 Приложения к письму от 19.03.2020 №47-01-13-5732-20, Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 07.04.2020 № 47-01-13-6807/20 "О подходах к организации контроля успеваемости при применении дистанционных образовательных технологий", Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 15.04.2020 № 4701-13-7335/20 "О недопущении сбора денежных средств", Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 30.04.2020 № 47-0113-8427/20 "Об организации образовательной деятельности" и т.д. // https://minobr.krasnodar.ru Дата обращения 15.11.2021

4 Приказ Министерства здравоохранения КК «Об организации амбулаторной медицинской помощи пациентам с подтвержденным, подозрительным и вероятным случаем заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в 2020-2021 гг. от 10.11.2020 //http://www.minzdravkk.ru Дата обращения 15.11.2021

10. Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 30.04.2020 № 47-01-13-8427/20 "Об организации образовательной деятельности" и т.д. // https://minobr.krasnodar.ru. Дата обращения 15.11.2021

11. Приказ Министерства здравоохранения КК «Об организации амбулаторной медицинской помощи пациентам с подтвержденным, подозрительным и вероятным случаем заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в 2020-2021 гг. от 10.11.2020 // http://www.minzdravkk.ru/pages/bankdocs/detail.php?ELEMENTJD=56227 Дата обращения 15.11.2021

References:

1. Review on certain issues of judicial practice related to the application of legislation and measures to counteract the spread of a new coronavirus infection (COVID-19) N 1 on the territory of the Russian Federation (approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on 21.04.2020)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_350813 / Accessed 15.11.2021

2. Resolution of the Chief State Sanitary Doctor for Railway Transport of the Russian Federation dated 01.11.2021 No. 7 "On measures to reduce the risks of the spread of COVID-19 at the facilities of the passenger complex, including suburban infrastructure, motor-car rolling stock of suburban and long-distance traffic during the seasonal rise in the incidence of acute respiratory viral infections 2021 -2022"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661 Accessed 15.11.2021

3. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 104 dated March 17, 2020// https://minobr .krasnodar.ru. Accessed 15.11.2021

4. Letter on the direction of methodological recommendations of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 03/19/2020, No. DG-39-04// https://minobr .krasnodar.ru. Accessed 15.11.2021

5. Letter from the Ministry of Education of the Russian Federation on the direction of methodological recommendations for psychological service specialists in the education system, in connection with the spread of coronavirus infection// https://minobr .krasnodar.ru. Accessed 15.11.2021

6. Resolution of the Head of the Administration (Governor) of the CC dated 13.03.2020 No. 129, Letter of the Ministry of Education, Science and Youth Policy of the CC dated 16.03.2020 No. 47-01-13-5309/20// https://minobr .krasnodar.ru. Accessed 15.11.2021

7. Letter of the Ministry of Education, Science and Youth Policy of the CC dated 18.03.2020 No. 47-01-13-5576/20, Letter of the Ministry of Education, Science and Youth Policy of the CC dated 19.03.2020 No. 47-01-13-5732-20 Annexes to the letter dated 19.03.2020 No. 47-01-13-5732-20// https://minobr .krasnodar.ru. Accessed 15.11.2021

8. Letter of the Ministry of Education, Science and Youth Policy of the Krasnodar Territory dated 07.04.2020 No. 47-01-13-6807/20 "On approaches to the organization of monitoring progress in the application of distance educational technologies"// https://minobr .krasnodar.ru. Accessed 15.11.2021

9. Letter of the Ministry of Education, Science and Youth Policy of the Krasnodar Territory dated 04/15/2020 No. 47-01-13-7335/20 "On preventing the collection of funds"// https://minobr .krasnodar.ru. Accessed 15.11.2021

10. Letter of the Ministry of Education, Science and Youth Policy of the Krasnodar Territory dated 30.04.2020 No. 47-01-13-8427/20 "On the organization of educational activities", etc. // https://minobr .krasnodar.ru. Accessed 15.11.2021

11. Order of the Ministry of Health of the CC "On the organization of outpatient medical care for patients with a confirmed, suspicious and probable case of a new coronavirus infection COVID-19 in 2020-2021 from 10.11.2020 // http://www.minzdravkk.ru/pages/bankdocs/detail.php?ELEMENT_ID=56227 Accessed 15.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.