Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ (COVID-19)'

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ (COVID-19) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПЕРИОД ПАНДЕМИИ (COVID-19) / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Масленникова О.Е.

В статье рассматриваются и исследуются вопросы совершенствования административной ответственности за нарушение трудового законодательства в период короновирусной инфекции (COVID-19). Проанализированы виды основных административных наказаний, изучены основные причины нарушений работодателями норм трудового законодательства, выявлены основные проблемы и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Масленникова О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ (COVID-19)»

О.Е. Масленникова

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ (COVID-19)

В статье рассматриваются и исследуются вопросы совершенствования административной ответственности за нарушение трудового законодательства в период короновирусной инфекции (COVID-19). Проанализированы виды основных административных наказаний, изучены основные причины нарушений работодателями норм трудового законодательства, выявлены основные проблемы и предложены пути их решения.

Ключевые слова: административная ответственность, трудовое законодательство, период пандемии (COVID-19), трудовые отношения, правонарушения.

С весны 2020 года все сферы деятельности затронула пандемия коронавируса (COVID-19), которая существенно повлияла не только на жизнь, но и на структуру трудовых отношений. По статистике Государственной инспекции труда за период с 01.03.2020 по 01.06.2021 г. наибольшее количество жалоб от работников на сайт «Онлайн-инспекция.рф» приходило по вопросам увольнений (27 192), заработной платы (24 044) и вопросам, возникающим в связи с коронавирусом (8 321).

Ситуация с распространением коронавируса требует от предпринимателей не только по-новому организовывать условия труда, но и оперативно реагировать на меняющиеся законы, постановления и рекомендации федеральных и местных властей.

С 1 января вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях» [4]. Теперь такая работа может быть не только постоянной, но и временной (на срок не более шести месяцев), а также периодической, подразумевающей комбинированный режим (это может быть: перевод работника на дистанционную работу с сохранением оплаты, оформление простоя (если обеспечить работой не получается), изменение режима работы).

Ограничительные меры в целом принимаются на региональном уровне: например, приостановление деятельности организаций на территории субъекта (кроме медицинских, аптечных и некоторых других) или определение особенностей режима работы. Федеральные госорганы, госорганы субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также органы управления государственными внебюджетными фондами должны определить численность сотрудников, обеспечивающих их деятельность в период действия принятых в регионе мер [1].

Сотрудники по согласованию могут продолжать работать в данный период на удаленном режиме. Изменения, касающиеся перехода на такой режим, в это время можно оформить, обменявшись электронными образцами документов. При необходимости позже их можно оформить в установленном порядке.

В целях оперативной передачи сведений о трудовой деятельности работника для постановки на учет в качестве безработного при оформлении или расторжении трудовых отношений в режиме онлайн (не позднее следующего рабочего дня) в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации и позволяющий гражданам не представлять трудовые книжки при обращении в центры занятости принят Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 136-Ф3 «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [3].

Рекомендуется обеспечить справками сотрудников, если они перемещаются в связи со служебной необходимостью, а в регионе действуют ограничительные меры по передвижению населения. На региональном уровне могут предусмотреть обязанность проводить тестирование работников на коронавирус или на соответствующие антитела [10; 11].

Вместе с тем, по мнению Минтруда России, работодатель не вправе требовать от работника представить справку, подтверждающую отрицательный результат тестирования на COVID-19, как и пройти сам тест [14; 15].

© Масленникова О.Е., 2021.

Научный руководитель: Тамбовцева Галина Михайловна - кандидат юридических наук, доцент, Байкальский государственный университет, Россия.

При этом руководителям организаций рекомендовано обеспечить контроль температуры тела работников и иммунизацию персонала против гриппа. Также им рекомендуется принять меры по недопущению переохлаждения работников, работающих зимой на открытом воздухе, не допускать к работе болеющих ОРВИ работников в период эпидемического сезона по гриппу и ОРВИ и обеспечить работников, которые в этот период работают с населением, масками, респираторами и перчатками [18].

Существуют и обязательные мероприятия, такие как медицинские осмотры. Следовательно, если медицинский осмотр сотрудник прошел самостоятельно, то компенсация осуществляется за счет работодателя. По нормам ТК РФ работодатель должен за свой счет проводить обязательные периодические медицинские осмотры сотрудников [7].

Некоторые категории работников (в том числе работники медицинских организаций) должны проходить внеочередные медицинские осмотры по медицинским рекомендациям в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Как следует из Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коро-навирусной инфекции (СОУГО-19)» [17], в первую очередь необходимо тестировать работников медицинских организаций, имеющих риск инфицирования при профессиональной деятельности. ФФОМС пришел к выводу, что обследование работников организаций (в том числе медицинских), у которых нет симптомов коронавируса, должно происходить за счет средств работодателя.

Затраты на компенсацию работникам стоимости обязательного тестирования на СОУГО-19 могут учитываться организацией при налогообложении прибыли на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ [9] как расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Так, обязанность работодателя проводить исследования обусловлена ст. 212 ТК РФ [7], возлагающей обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [5], закрепляющего обязательность соблюдения санитарных правил для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

При этом для работодателей возможны, в частности, следующие риски:

•Административная ответственность по ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ [6]. Например, за то, что компания отправит работника в отпуск за свой счет без его согласия;

•Административная ответственность по ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ [6]. Например, если компания не оплатит время простоя или снизит работнику заработную плату из-за перевода на дистанционную работу;

•Признание увольнения незаконным, восстановление работника на работе с выплатой ему среднего заработка за все время вынужденного прогула - если необоснованно компания уволит работника. Это следует из абзацев первого, второго ст. 234, ч. 1, 2 ст. 394 ТК РФ [7], абзаца первого п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2;

•Возмещение работнику морального вреда, судебных издержек. Это возможно при любых нарушениях прав работника [7; 8; 13];

•Кроме того, могут привлечь к ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по ст. 6.3 КоАП РФ [6].

Работодатель за нарушения в период карантинных мероприятий из-за коронавируса может понести ответственность [16]:

•Административную;

•Уголовную.

Если работодатель не входит в число предприятий, на которые не действуют Указы Президента, но принуждает сотрудников выйти на работу в «нерабочий» период, Трудинспекция может выписать ему штраф на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ:

• 1000 - 5000 рублей - на должностное лицо (ИП);

•30 000 - 50 000 рублей - на работодателя как на юридическое лицо.

Санкции за нарушение функционирования предприятий, принятых в различных регионах могут применяться по федеральному либо региональному КоАП.

Во многих субъектах также есть местные административные кодексы или подобные нормативные акты. Положения регионального КоАП, при его наличии, применяются по тем нарушениям, о которых не сказано в федеральном Кодексе.

Например, в КоАП Республики Татарстан, нет норм, которые бы наказывали работодателя за незакрытие предприятия, если региональный закон предписывает приостановить его работу, поэтому к нарушителям будут применять санкции по федеральному Кодексу. А в Свердловской области приняты такие нормы, причем гораздо более жесткие, чем федеральные: согласно ст. 38 областного Закона от 09.04.2020 № 37-03 [12], неисполнение требований правового акта Губернатора области, принятого в целях профилактики коронавируса, влечет штраф:

•От 50 тыс. до 100 тыс. рублей на должностных лиц;

•От 500 тыс. до 1 млн. рублей на юридических лиц. Также возможно административное приостановление работы предприятия или ИП на 90 дней. Если нарушение привело к причинению вреда здоровью или к смерти человека:

•Должностное лицо могут оштрафовать на сумму до 500 000 рублей (либо дисквалифицировать на 1-3 года),

•ИП или юридическое лицо - на сумму до 1 000 000 рублей (либо приостановить деятельность до 90 дней).

Если режим повышенной готовности установлен во всех регионах РФ, то любой работодатель рискует, если, к примеру, вызывает сотрудника на предприятие, которое в этот период должно приостановить свою работу. Здесь применяются санкции по специальной, недавно введенной статье 20.6.1 КоАП РФ [6]. При этом не учитывается, попадает ли работник под карантин лично - учитываются ограничения, установленные регионом для всех его жителей. По статье 20.6.1 КоАП РФ предусмотрены штрафы:

• На сумму 30 000 - 50 000 рублей - для должностных лиц и ИП;

• На сумму 100 000 - 300 000 рублей - для юридических лиц.

Если нарушение привело к причинению вреда здоровью или имуществу, то возможны штрафы:

• Для должностных лиц - от 300 000 до 500 000 рублей (или дисквалификация на 1-3 года);

• Для ИП и юридических лиц - от 500 000 до 1 000 000 рублей (или приостановление деятельности на 90 дней).

Подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений» [19], которым предлагается установить временные положения, предусматривающие:

•Возможность перехода работников на удаленный режим работы без заключения дополнительных соглашений к трудовому договору;

•Сокращение сроков предупреждения об изменении определенных сторонами условий трудового договора;

•Сокращение сроков предупреждения об изменении графиков сменности;

•Порядок учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (внесении в них изменений);

•Увеличение срока перевода работника без его согласия на необусловленную трудовым договором работу у того же работодателя и другие особенности, позволяющие экстренно реагировать в условиях ограничительных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной СОУГО-19 продление срока уведомления работника об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника путем подачи работодателю соответствующего письменного заявления сделать выбор между продолжением ведения работодателем трудовой книжки или предоставлением ему работодателем сведений о трудовой деятельности.

Таким образом мною была рассмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства в связи с короновирусной инфекцией (СОУГО-19), проанализированы изменения в трудовом законодательстве, указаны принятые в КоАП штрафы и представлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений», содержащий свод рекомендаций по регулированию трудовой деятельности.

Список литературы:

1.Указ Президента РФ от 11.05.2020 № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)». // [Справочно-поисковая система] Консультант-Плюс (дата обращения: 10.06.2021);

2.Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». // [Справочно-поисковая система] Консультант-Плюс (дата обращения: 10.06.2021);

3.Федеральный закон от 24.04.2020 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». // [Спра-вочно-поисковая система] Консультант-Плюс (дата обращения: 10.06.2021);

4.Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях». // [Справочно-поисковая система] Консультант-Плюс (дата обращения: 01.07.2021);

5.Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (последняя редакция). // [Справочно-поисковая система] Консультант-Плюс (дата обращения: 10.06.2021);

6.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.10.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021). // [Справочно-поисковая система] Консультант-Плюс (дата обращения: 01.07.2021);

7.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021). // Опубликован в «Российской газете», № 256, 31.12.2001;

8.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.04.2021). // Опубликован в «Российской газете», № 220, 20.11.2002;

9.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021). // Опубликован в «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000 № 32, ст. 3340;

10.Указ мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности». // [Справочно-поисковая система] Консультант-Плюс (дата обращения: 10.06.2021);

11.Указ мэра Москвы от 8 июня 2020 года № 68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности». // [Справочно-поисковая система] Консультант-Плюс (дата обращения: 10.06.2021);

12.Закон Свердловской области от 9 апреля 2020 года № 37-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области». // [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2020/04/09/sverdlovsk-zako.4237-reg-dok.html/ (дата обращения: 10.06.2021);

13.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». // [Справочно-поисковая система] Консультант-Плюс (дата обращения: 10.06.2021);

14.Письмо Министерства труда РФ от 26 марта 2020 г. № 14-4/10/П-2696. Список изменяющих документов (с изм., внесенными письмом Минтруда России от 27.03.2020 № 14-4/10/П-2741). // [Электронный ресурс] URL: https://www.v2b.ru/docume№ts/pismo-mi№truda-rf-ot-26-03-2020-14-4-10-p-2696 (дата обращения: 10.06.2021);

15.Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 октября 2020 г. № 14-2/10/ФС-1503 «Об отсутствии обязанности учителей и других сотрудников образовательных учреждений проходить тест на COVID-19» // [Электронный ресурс] URL: https://www.gara№t.ru/products/ipo/prime/doc/ 74624782/ (дата обращения: 10.06.2021);

16.Письмо Роспотребнадзора от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19». // [Справочно-поисковая система] Консультант-Плюс (дата обращения: 10.06.2021);

17.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коро-навирусной инфекции (COVID-19)». // [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2020/05/27/rospotrebN2adzor-post15-site-dok.html (дата обращения: 10.06.2021);

18.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2020 г. № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020 - 2021 годов» (документ не вступил в силу). // [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2020/05/27/

rospotreb№adzor-post15-site-dok.html (дата обращения: 10.06.2021);

19.Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году». // [Справочно-поисковая система] Гарант (дата обращения: 10.06.2021).

МАСЛЕННИКОВА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА - магистрант, Байкальский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.