Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2021. - Т. 7 (73). № 3. - С. 50-57.
УДК: 342.95
DOI 10.37279/2413-1733-2021-7-3(2)- 50-57
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-НАКАЗАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Цындря В. Н.
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России
В статье актуализируется потребность в исследовании проблематики реализации административно -наказательной политики в Российской Федерации.
Выявлены закономерности развития административно-деликтной ситуации в России в условиях мировых и внутренних кризисных явлений, а также пандемии вируса COVID-19: охарактеризованы статистические данные, а также изменения в текущем административно-деликтном законодательстве, связанные с ними.
Выделены факторы, замедляющие реформирование материального и процессуального законодательства об административной ответственности, в первую очередь, его кодификации. Среди них - отсутствие концептуальных основ административно-наказательной политики в Российской Федерации в целом, и фазы её реализации, в частности.
Обращено внимание на то, что проведение теоретико-правового реализации государственной политики Российской Федерации в области административных наказаний, позволит ускорить реформирование данной отрасли российского законодательства, а также будет содействовать ускорению внедрения нового законодательства в правоприменительную практику.
Определены цели, задачи и методология данного исследования. Отмечено необходимость использования отечественного и зарубежного опыта для обоснования теоретических выводов и конкретных предложений в действующее законодательство и проектов соответствующих кодексов.
Ключевые слова: актуализация проблематики, административно-деликтное законодательство, реализация административно-наказательной политики, государственная политика Российской Федерации в области административных наказаний, кодификация, методология.
Отечественные и мировые кризисные процессы обуславливают необходимость безусловного обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, независимо от ухудшения социально-политической или экономической ситуации. В связи с этим, в нашей стране реализуется ряд реформ, направленных на совершенствование механизма защиты личности от противоправных посягательств, повышение эффективности государственной репрессии, снижение давления на бизнес-сферу, внедрение современных технологий в контрольно-надзорную и правоохранительную деятельность.
Среди таких реформ важное место занимает обновление административно -деликтного законодательства, нормы которого наиболее эффективно и оперативно позволяют обеспечить адекватную защиту меняющимся общественным отношениям.
Очередной этап этой реформы, в рамках так называемой «третьей волны кодификации законодательства об административной ответственности», ознаменовался разработкой в начале 2019 г. под эгидой Министерства юстиции России проектов нового КоАП РФ и Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях [14].
Несмотря на понимание социальной важности рассматриваемых законопроектов, их принятие затянулось (введение в действие этих кодексов планировалось с 01.01.2021) на неопределённый срок.
Считаем, что интенсификации подготовки соответствующих законопроектов будет содействовать разработка основ государственной политики в области административных наказаний, как части административно-деликтной политики.
Проводимое нами исследование проблематики административно-наказательной политики, в том числе и отражение её содержания в действующем и проектном законодательстве, позволили выделить две фазы её развития - формирование и реализацию [5].
В частности, характеристика первой фазы осуществлена нами с позиций анализа основных подходов к формулированию терминов, раскрывающих её сущность; определения целей, принципов, источников и субъектов, а также моделей, отражающих её этапы [6].
Дальнейший анализ государственной политики в области административных наказаний предусматривает раскрытие второй её фазы - реализации.
Научной основной изучения проблем реализации административно-наказательной политики являются исследование теоретиков права и управления, политологов, конституционалистов, криминологов, административистов и специалистов других отраслей права.
В частности, концептуальные административно-правовые основы государственной политики сформулированы Д.Н. Бахрахом, Е.В. Додиным, А.С. Дугенцом, И.Ш. Килясхановым, В.Е. Севрюгиным, А.П. Шергиным, и в контексте административно-деликтной политики конкретизированы Э.Е. Гензюком, В.В. Денисенко,
A.Н. Дерюгой, А.Н. Жеребцовым, О.А. Заярным, В.В. Игнатенко, А.В. Кириным,
B.К. Колпаковым, И.В. Максимовым, Д.Н. Мышляевым, Е.Н. Николенко, М.И. Никулиным, Ю.И. Попугаевым, П.П. Серковым, Ю.П. Соловьем, Ю.Н. Стариловым, М. С. Студеникиной, А.С. Родионовой, О.С. Рогачовой, А.Ю. Якимовым и др.
Однако реализация административно-наказательной политики как составляющей административно-деликтной политики России, предметом самостоятельных научных изысканий ещё не была [5-6, 7-9].
Воплощение в жизнь конституционных изменений и продолжающая реформа контрольно-надзорной деятельности, непосредственно связаны с усилением роли государства в защите прав и свобод граждан, а также уменьшения административного давления на сферу предпринимательства.
Ситуация в России и мире существенно осложнилась пандемией COVID-19, потребовавшей консолидацию усилий всего российского общества. Наиболее сильно влияние пандемии отразилось в сфере экономики, здравоохранении, рынке труда, сфере образования, досуга и отдыха и др.
Как справедливо отметил В.В. Путин «...граждане, общество, государство действовали ответственно и солидарно» [10]. При этом, государственная поддержка позволила сохранить значительное число рабочих мест на предприятиях малого и среднего бизнеса, реально помочь семьям с детьми, лицам пожилого возраста.
Прогнозируется, что по результатам антикризисных мер, принятых в 2020 г. и планируемых на 2021 г., включая меры по поддержке экономики РФ в связи с огра-
51
ничительными мерами по новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19), уровень предотвращенного экономического ущерба для здоровья населения в результате действий и мер по управлению риском для здоровья населения и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, составит около 546,8 млрд.
руб. [11].
Эпидемия выявила и ряд проблем, решение которых потребовало ускорения применения дистанционных цифровых технологий в медицине, образовании, предоставлении государственных услуг, налогообложении.
Поддержание общественного порядка и общественной безопасности обеспечивалось комплексом организационных, правовых, информационных и других средств, среди которых меры административного принуждения, оказались наиболее оперативными и эффективными.
Введение запретов и ограничений для физических и юридических лиц на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, в том числе и административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 2 и 3 ст. 6.3, ст. 13.15, ст. 20.6.1), непосредственно направлены на недопущение распространения коронавирусной инфекции, пресечение деяний лиц, нарушающих установленный режим [12-13].
Например, в 2020 г. в связи с ограничением или запретом на проведение, отмечается снижение на 49,5 % числа публичных мероприятий (в 2019 г. - 63473, в 2020 г. - 32064) [14]. По информации МВД России на 01.12.2020 с начала пандемии к административной ответственности за нарушение ограничений, которые были введены из-за распространения коронавируса СОУГО-19, привлечено более 1,1 млн. человек. Большинство нарушителей (976,9 тыс.) были привлечены к ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения) [15].
В 2020-2021 гг. продолжились работа по внедрению «регуляторной гильотины», применение которой привело к обновлению нормативного регулирования во всех сферах общественных отношений, отмене 3003 нормативных актов, содержащих избыточные, необоснованные или устаревшие обязательные требования, приято 447 актов, направленных на урегулирование порядка реализации контрольно-надзорных полномочий органами публичной власти и др. [16].
Необходимо обратить внимание и на рост отдельных видов административных правонарушений, что свидетельствует о недостаточной эффективности административных наказаний. В частности, в 2020 г. выявлено 175,7 млн. (+14,6 %) административных правонарушений, находящихся в компетенции органов внутренних дел, из них в сфере безопасности дорожного движения - 167,2 млн (+15,7%) (87 % этих правонарушений выявляются с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением) [17].
Приведенные данные свидетельствуют о том, что число административных правонарушений в 2020 г. превысило численность граждан РФ [18]. Что касается назначения административных наказаний судами РФ в 2020, то по сравнению с 2019 г.:
а) увеличилось количество: административных штрафов на 1 % (2019 г. -4 242 235, 2020 г. - 4 243 933), предупреждений (письменных) - на 266,9 % (2019 г. -302 687, 2020 г. - 808 024), дисквалификаций на 7 % (2019 г. - 9 778, 2020 г. - 10 464);
б) уменьшилось число: административных арестов на 16,02 % (2019 г. - 925 147, 2020 г. - 776 907), обязательных работ на 9,34 % (2019 г. - 326 643, 2020 г. - 296 108), лишения специального права на 7,5 % (2019 г. - 72 811, 2020 г. - 67 306), конфискации на 40,7 % (2019 г. - 18 323, 2020 г. - 10 854), выдворения на 396 % (2019 г. - 125 189, 2020 - 33 399) [19].
Значительное увеличение числа письменных предупреждений свидетельствует о внедрении принципа экономии административной репрессии и снижении давления на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, что соответствует задачам реформы контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации.
Показательным примером развития административного российского судопроизводства в период пандемии является увеличение числа рассмотренных с использованием видео-конференц-связи в судебных заседаниях дел об административных правонарушениях и материалов. Таких материалов в 2020 г. рассмотрено на 38,7 % больше чем в 2019 г. [20].
Кроме этого, действующий КоАП РФ продолжает активно дополнятся новыми положениями. Так, за 2020-2021 гг. в КоАП было внесено более 25 изменений, которые: определяют сроки давности привлечения к административной ответственности ст. 4.5 КоАП РФ; признают утратившими силу отдельные статьи КоАП РФ (например, 11.18, 11.19, 14.1.4 КоАП РФ); дополняют КоАП РФ новыми составами административных правонарушений (ст. 5.61.1, ч. 2-3 ст. 6.3, ч. 9.1, ст. 12.21.4, ч. 1.1 ст. 13.11, ст. 13.42, ст. 19.5, ст. 20.6.1, ст. 13.121, ст. 13.14.1, 13.43-13.46, ч. 6 ст. 14.8 ст. 19.17.5, ч. 9 и 10 ст. 20.2, ч.2.1 ст. 20.4 КоАП РФ и др.); конкретизируют состав субъектов отдельных административных правонарушений (например, ч. 1-3 ст. 5.61, абз. 1 ч. 2 ст. 7.3, ст. 15.34.1, ч. 3 ст. 19.3, абз. 2 ч. 6 ст. 20.4 КоАП); изменяют диспозиции отдельных норм (например, ст. 6.23-6.25, ч. 2.4 ст. 13.15, ст. 17.13, ст. 19.7.1, ст. 19.7.3, ст. 19.15.1, ст. 19.30-19.31, ст. 20.30 КоАП РФ); корректируют размер или вид административного наказания: увеличивает размер административного штрафа (ст. 6.33, абз. 2 ст. 10.4, абз. 2 ст.10.5, абз. 2 ст. 10.5.1, ст. 13.20, абз. 2 ч. 1 ст. 19.3, 21.1-21.3 КоАП РФ); уточняют размер наказания (ч. 4 5.63 КоАП); вводят альтернативное наказание (ст.15.25 КоАП); уточняют полномочия должностных лиц и юрисдикционных органов по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях (например, ст.ст. 23.90-23.92 КоАП РФ); определяют особенности осуществления производства по делам об административных правонарушениях (ст. 28.10, ч. 3.1 ст. 30.2, ч. 2 ст. 30.8 КоАП РФ) [21].
Приведенная ситуация, подтверждает сложившуюся десятилетиями практику совершенствования КоАП РФ путем внесения в него изменений, которые отражают текущую потребность в административно-деликтной защите трансформирующихся общественных отношений или устранении возникающих угроз правопорядку.
Однако проблема завершения реформирования законодательства об административной ответственности, основным результатом которого является принятие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях, остается не решенной.
53
Более того, по состоянию на 01.07.2021 окончательные проекты этих нормативных правых актов не обнародованы, хотя и проведено общественное обсуждение их двух предыдущих редакций, а третий планировалось представить в апреле 2021 г.
Анализ результатов общественного и научного обсуждения указных законопроектов показал, что большинство нареканий касались: усиления государственной репрессии в области установления административных штрафов за отдельные виды правонарушений путем механического увеличения размеров административных штрафов или введения дополнительных наказаний, а также отсутствие в проекте КоАП принципиально новых положений, которые бы обеспечили достижение такой ключевой цели реформы контрольно-надзорной деятельности, как «...снижение административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность» [22].
Также следует обратить внимание и на необходимость учета соотношения административных наказаний и других мер административной ответственности (предупредительного, воспитательного характера) как способов воздействия на противоправное поведение несовершеннолетних, лиц, впервые совершивших административные правонарушения, а также малозначительные правонарушения.
К основным факторам, которые замедляли подготовку окончательных вариантов кодексов специалистами относятся: значительный объем вопросов, решение которых требует научного обоснования, обсуждения и обработки соответствующих результатов в соответствие с требованиями юридической техники; обязательность общественного обсуждения проектов, которые предусматривают анализ поступивших от различных публичных и гражданских институтов предложений и замечаний; необходимость учета при разработке проектов изменений в текущее законодательство Российской Федерации, в том числе и Конституцию России, а также существенных изменений в построении государственной политики; пандемия СОУГО-19, которая влияла на коммуникацию между различными участниками процессов разработки проектов; отсутствие согласованной концепции административно-деликтной политики, что потребовало выработки общих подходов к формированию частей проектов кодексов по ходу их обсуждения и др. [23].
Значительное число корректировок проектов касались и института административных наказаний. Так, в проекте КоАП отражены подходы к экономии государственной репрессии, снижения давления на бизнес, а также риск-ориентированного подхода к осуществлению контрольно-надзорной деятельности.
Претерпели изменения и концептуальные основы, касающиеся: установления возможности применения судами административных наказаний к юридическим лицам ниже установленного законом предела, распространение возможности 50% оплаты административных штрафов не только за определённые виды правонарушений в сфере дорожного движения, но и за другие правонарушения; снижение максимального срока административного ареста с 90 до 30 суток; назначение предупреждения (письменного) юридическим лицам, в случае совершения ими административных правонарушений впервые и т.д.
Считаем, что дальнейшему развитию института административных наказаний, его практическому воплощению в правоприменительную практику, будет содействовать формирование основ государственной политики в области административных наказаний и раскрытие одной из основных её фаз - реализации.
Задачи данного исследования предусматривает характеристику теоретических и правовых основ реализации административно-наказательной политики в РФ, раскрытие её содержания, а также обоснование предложения, направленных на совершенствование реализации соответствующих политических решений и положений административного законодательства.
Достижение поставленных целей и задач предусматривает обобщение существующих в науке подходов к определению понятие «реализации государственной политики РФ в области назначения административных наказаний»; рассмотрение реализации административно-наказательной политики как разновидности процессуальной деятельности; разработку предложений для совершенствования администра-тивно-деликтного законодательства и практики его реализации, с учетом отечественного и зарубежного опыта.
Методология работы предполагает использование комплекса научных методов познания социально-правовых явлений, основой которого является системный подход. Он позволяет определить содержание этой фазы развития административно-наказательной политики - реализации, а также соотношение между ней и фазой формирования. Кроме этого, с помощью структурно-функционального метода выявляются элементы содержания реализации административно-наказательной политики, методы синтеза и анализа предполагается применить для формулирования дефиниции «реализация государственной политики в области административных наказаний», а также других понятий, отражающих сущность изучаемого нами вопроса; метод сравнительного правоведения направлен на выделение положительных аспектов зарубежного опыта, регулирования общественных отношений в области административных наказаний, методы исследования текстов нормативных правовых актов позволят изучить способы отражения основ государственной политики в рассматриваемой нами области, в законах и подзаконных правовых актах и др.
Подытоживая, отметим, что проведение теоретико-правового реализации государственной политики Российской Федерации в области административных наказаний, позволит ускорить реформирование данной отрасли российского законодательства, а также будет содействовать ускорению внедрения нового законодательства в правоприменительную практику.
Список литературы
1.Проект «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлен Минюстом России, ГО проекта 02/04/01-20/00099059) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.05.2020) [Электронный ресурс] // Доступ из справ. - правовой системы «Гарант».
2. Проект «Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлен Минюстом России, ГО проекта 02/04/01-20/00099061) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.05.2020) [Электронный ресурс] // Доступ из справ. - правовой системы «Гарант»; Минюст переработал все части КоАП. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iz.ru/1137559/2021-03-16/miniust-pererabo1al-vse-chasti-koap (дата обращения: 01 июля 2021 г.).
3.Новый проект КоАП могут опубликовать для обсуждения в апреле. ГЭлектоонный ресурс]. - Режим доступа: h1íns://www.pnp.ru/poli1ics/novyy-proek1-koap-mogut-opublikovat-dlya-obsuzhdeniya-v-aprele.html (дата обращения: 01 июля 2021 г.).
4.В Минюсте рассказали о новой релактти КоАП РФ. ГЭлектронный ресурс]. - Режим доступа: h1:tns://ura.news/news/1052475984 (дата обращения: 01 июля 2021 г.).
5.Жепебпов А.Н., Нынлпя В.Н. Концептуальные теоретические аспекты алминистоативно-наказательной политики Российской Федерации // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018. №№ 4 (42). С. 80-84.
6.Цындря В.Н. Формирование государственной политики Российской Федерации в области административных наказаний: учебное пособие. Симферополь, Полипринт. 2020. 80 с.
7Jlынлпя В.Н. Система функций государственной политики Российской Федерации в области административных наказаний // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2019. № 4. С. 261-271.
55
8.ТТынлпя В.Н. Государственная политика Российской Федерации в области административных наказаний: понятие, функции, принципы: учебное пособие. Симферополь, Полипринт, 2019. 64 с.
9.Цындря В.Н. Формирование государственной политики Российской Федерации в области административных наказаний: учебное пособие Симферополь, Полипринт, 2020. 80 с.
10.Послание Президента Федеральному Собранию (21.04.2021 г.) ГЭлектронный ресурс]. - Режим доступа: // http://kremlin.ru/events/president/news/65418 (дата обращения: 01.07.2021).
11.О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2020 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2021. С.236.
^Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс] // Доступ из справ. - правовой системы «Гарант».
13.Постановление от 02 апреля 2020 г. № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуа-нии» [Электр онный ресурс] // Доступ из справ. - правовой системы «Гарант».
14. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. - М., 445 с.
15.Более 1,1 млн россиян оштрафовали за нарушения ограничений по COVID-19 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/societv/28/11/2020/5fc1e2579a794715d3bb8187 (дата обращения: 01.07.2021).
16.Регуляторная гильотина: аналитика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knd.ac.gov.ru/analvtics/ (дата обращения: 01.07.2021).
17.Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2020 году. Информационно-аналитический обзор. - М.: ФКУ «НЦ БЛЛ МВЛ России», 2021, 75 с.
18.Общая численность населения России на 01.01.2020 г. составляла 146 748 590 чел. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.statdata.ru/russia (дата обращения: 01.07.2021).
19.Пандемия существенно повлияла на структуру и количество административных правонарушений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.advgazeta.ru/ob7orv-i-analitika/pandemiva-sushchestvenno-povlivala-na-strUktUru-i-kolichestvo-administiativnvkh-pravonarusheniv/ (дата обращения: 01.07.2021). 20.0тчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях за 12 месяцев 2019, 2020 гг.: форма № 1 АП. Раздел 10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5671 (дата обращения: 01.07.2021).
21.Изменения в КоАП Р® о документе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httn://ivo.garant.ru/#/document/12125267/paragrapn/1:0 (дата обращения: 01 июля 2021 г.).
22.Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в редакции протокола от 21 декабря 2016 года №12 [Электронный ресурс]. Доступ из справ. - правовой системы «Гарант».
23.Проект этого важнейшего документа уже в третий раз выносится на общественное обсуждение. Почему? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pnp.ru/politics/novvv-administrativnvv-kodeks-mozhet-bvt-prinvat-v-konce-2021-goda.html (дата обращения: 01.07.2021).
Tsyndrya V.N. Updating the problem of implementation of the administrative-punishing policy of the Russian Federation in modern conditions // Scientific notes of V. I. Vernadskv crimean federal univer-sitv. Juridical science. - 2021. - Т. 7 (73). № 3. - Р. 50-57.
The article actualizes the need to studv the problems of the implementation of the administrative punishment policv in the Russian Federation.
The article identifies the patterns of development of the administrative-tort situation in Russia in the context of global and internal crisis phenomena, as well as the COVID 19 virus pandemic: the statistical data, as well as changes in the current administrative-tort legislation related to them, are characterized.
The factors that slow down the reform of the material and procedural legislation on administrative respon-sibilitv, in the first place, its codification, are highlighted. Among them - the lack of conceptual foundations of the administrative punishment policv in the Russian Federation in general, and the phase of its implementation, in particular.
Attention is drawn to the fact that the theoretical and legal implementation of the state policv of the Russian Federation in the field of administrative punishments will accelerate the reform of this branch of Russian legislation, and will also contribute to the acceleration of the introduction of new legislation into law enforcement practice.
The goals, objectives and methodologv of this studv are determined. The need to use domestic and foreign experience to substantiate theoretical conclusions and specific proposals in the current legislation and draft relevant Codes is noted.
Key words: actualization of the problem, administrative-tort legislation, implementation of administrative-punishment policv, state policv of the Russian Federation in the field of administrative punishments, codification, methodologv.
Spisok literatury:
1. Proekt «Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnvkh nravonarushenivakh» (nodeotovlen Minvustom Rossii, ID proekta 02/04/01 -20/00099059) (ne vnesen v GD FS RF, tekst po sostovanivu na 25.05.2020) [El-ektronnvi resursl // Dostup iz sprav. - nravovoi sistemv «Garant»
2. Proekt «Protsessual'nvi kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnvkh nravonarushenivakh» (nodeotovlen Minvustom Rossii, ID proekta 02/04/01-20/00099061) (ne vnesen v GD FS RF, tekst po sostovanivu na 26.05.2020) [Elektronnvi resursl // Dostup iz sprav. - nravovoi sistemv «Garant»; Minvust nererabotal vse chasti KoAP. [Elektronnvi resursl. - Rezhim dostupa: https://iz.ru/1137559/2021-03-16/miniust-pererabotal-vse-chasti-koap (data obrashcheniva: 01 ivulva 2021 g.).
fyinàpH B. H.
3. Nowi proekt KoAP moeut opublikovat' dlva obsuzhdeniva v aprele. TElektronnvi resursl. - Rezhim dostupa: httDs://www.DnD.ru/Dolitics/novvv-proekt-koap-moeut-opublikovat-dlva-obsuzhdeniva-v-aprele.html (data obrashcheniva: 01 ivulva 2021 g.).
4. V Minvuste rasskazali o novoi redaktsii KoAP RF. TElektronnvi resurs]. - Rezhim dostupa: https://ura.news/news/1052475984 (data obrashcheniva: 01 ivulva 2021 g.).
5. Zherebtsov A.N., Tsvndrva V.N. Kontseptual'nve teoreticheskie aspektv administrativno-nakazatel'noi poli-tiki Rossiiskoi Federatsii // Vestnik Krasnodarskoeo universiteta MVD Rossii. 2018. № 4 (42). S. 80-84.
6. Tsvndrva V.N. Formirovanie eosudarstvennoi politiki Rossiiskoi Federatsii v oblasti administrativnvkh nakazanii: uchebnoe posobie. Simferopol', Poliprint, 2020. 80 s.
7. Tsvndrva V.N. Sistema funktsii eosudarstvennoi politiki Rossiiskoi Federatsii v oblasti administrativnvkh nakazanii // Uchenve zapiski Kiymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki. 2019. № 4. S. 261-271.
8. Tsvndrva V.N. Gosudarstvennava politika Rossiiskoi Federatsii v oblasti administrativnvkh nakazanii: po-nvatie, funktsii, printsipv: uchebnoe posobie. Simferopol', Poliprint, 2019. 64 s.
9. Tsvndrva V.N. Formirovanie gosudarstvennoi politiki Rossiiskoi Federatsii v oblasti administrativnvkh nakazanii: uchebnoe posobie Simferopol', Poliprint, 2020. 80 s.
10. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobranivu (21.04.2021 g.) TElektronnvi resurs]. - Rezhim dostupa: // http://kremlin.ru/events/president/news/65418 (data obrashcheniva: 01.07.2021 ).
11. O sostovanii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiva naseleniva v Rossiiskoi Federatsii v 2020 godu: Gosudarstvennvi doklad. M.: Federal'nava sluzhba po nadzoru v sfere zashchitv prav potrebitelei i blagopoluchiva cheloveka, 2021. S.236.
12. Federal'nvi zakon ot 1 anreiva 2020 s. № 99-FZ «O vnesenii izmenenii v Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnvkh nravonarushenivakh» TEIektronnvi resursl // Dostun iz snrav. - nravovoi sistemv «Garant».
13. Postanovlenie ot 02 anrelva 2020 s. № 417 «Ob utverzhdenii Pravil novedeniva. obvazatel'nvkh diva ispolneniva grazhdanami i organizatsivami, pri vvedenii rezhima povvshennoi gotovnosti ili chrezvvchainoi situatsii» TEiektronnvi resursl // Dostun iz snrav. - nravovoi sistemv «Garant».
14. Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossiiskoi Federatsii. - M., 445 s.
15. Bolee 1,1 mln rossivan oshtrafovali za narusheniva ogranichenii po COVID-19 TElektronnvi resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/societv/28/11/2020/5fc1e2579a794715d3bb8187 (data obrashcheniva: 01.07.2021).
16. Regulvatornava gil'otina: analitika [Elektronnvi resurs]. - Rezhim dostupa: https://knd.ac.gov.ru/analvtics/ (data obrashcheniva: 01.07.2021 ).
17. Pravoprimenitel'nava devatel'nost' v oblasti bezopasnosti dorozhnogo dvizheniva v 2020 godu. Infor-matsionno-analiticheskii obzor. - M.: FKU «NTs BDD MVD Rossii». 2021. 75 s.
18. Obshchava chislennost' naseleniva Rossii na 01.01.2020 g. sostavlvala 146 748 590 chel. [Elektronnvi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.statdata.ru/russia (data obrashcheniva: 01.07.2021 ).
19. Pandemiva sushchestvenno povlivala na strukturu i kolichestvo administrativnvkh pravonarushenii [Elektronnvi resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.advgazeta.ru/obzorv-i-analitika/pandemiva-sushchestvenno-povlivala-na-strukturu-i-kolichestvo-administrativnvkh-pravonarusheniv/ (data obrashcheniva: 01.07.2021 ).
20. Otchet o rabote sudov obshchei vurisdiktsii po rassmotrenivu del ob administrativnvkh pravonarusheni-vakh za 12 mesvatsev 2019. 2020 ss.: forma № 1 AP, Razdel 10 [Elektronnvi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5671 (data obrashcheniva: 01.07.2021 ).
21. Izmeneniva v KoAP RF: o dokumente [Elektronnvi resurs]. - Rezhim dostupa: http://ivo.garant.ru/#/document/12125267/paragraph/1:0 (data obrashcheniva: 01 ivulva 2021 g.).
22. Pasnort nrioritetnoi nrosrammv «Reforma kontroi'noi i nadzornoi devatel'nosti» v redaktsii nrotokoia ot 21 dekabrva 2016 soda №12 TEiektronnvi resursl. Dostun iz snrav. - nravovoi sistemv «Garant».
23. Proekt etogo vazhneishego dokumenta uzhe v tretii raz vvnositsva na obshchestvennoe obsuzhdenie. Pochemu? [Elektronnvi resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.pnp.ru/politics/novvv-administrativnvv-kodeks-mozhet-bvt-prinvat-v-konce-2021-goda.html (data obrashcheniva: 01.07.2021).
57