Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РАМКАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РАМКАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
794
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОФИЛАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / НОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ADMINISTRATIVE-TORT LEGISLATION / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF MINORS / PREVENTION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES / NEW CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION ON ADMINISTRATIVE OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евсикова Е.В., Пономарев А.В.

Статья посвящена исследованию проблем административной ответственности несовершеннолетних в рамках реформирования административно-деликтного законодательства Российской Федерации. Авторы рассматривают теоретические и практические проблемы привлечения несовершеннолетних к административной ответственности в соответствии с административно-деликтным законодательством Российской Федерации, исследуют позиции и наработки ученых-административистов относительно снижения возраста административной ответственности несовершеннолетних и введения для них новых видов административных наказаний, анализируют опыт зарубежных стран, основные положения Концепции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В статье изучается административно-деликтное законодательство Республики Беларусь, Казахстана, Украины в части регламентации административной ответственности несовершеннолетних, а также проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основе проведенного анализа авторы приходят к выводу о необходимости реформирования административно-деликтного законодательства Российской Федерации, а также выделения особенностей административной ответственности несовершеннолетних в отдельную главу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, детально регламентирующей привлечение к административной ответственности несовершеннолетних с учетом специального субъекта, что позволит более качественно регламентировать данную сферу правоотношений и избежать большинства существующих сегодня проблем, возникающих как в теории, так и на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF MINORS WITHIN THE FRAMEWORK OF REFORMING THE ADMINISTRATIVE-DELICT LEGISLATION RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the study of the problems of administrative responsibility of minors in the framework of reforming the administrative-tort legislation of the Russian Federation. The authors investigate the theoretical and practical problems of bringing minors to administrative responsibility in accordance with the administrative-tort legislation of the Russian Federation, examine the positions and achievements of administrative scientists regarding the reduction of the age of administrative responsibility of minors and the introduction of new types of administrative penalties for them, analyze the experience of foreign countries, basic provisions Concepts of the Code of the Russian Federation on administrative offenses yah. The article studies the administrative-tort legislation of the Republic of Belarus, Kazakhstan and Ukraine regarding regulation of administrative responsibility of minors, as well as the Draft Code of the Russian Federation on administrative offenses. Based on the conducted analysis, the authors come to conclusion about necessity of reforming of administrative-tort legislation of the Russian Federation, as well as the allocation of administrative responsibility of minors in a separate Chapter of the Russian Code of administrative offences regulating the administrative responsibility of minors, subject to the special subject, which will more efficiently regulate this sphere of legal relations and avoid the majority of today's problems both in theory and in practice.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РАМКАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.951

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РАМКАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Евсикова Е.В., Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация, Helen_yevsikova@mail.ru

Пономарев А.В., Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация, alexandr.ark@mail.ru

Статья посвящена исследованию проблем административной ответственности несовершеннолетних в рамках реформирования административно-деликтного законодательства Российской Федерации. Авторы рассматривают теоретические и практические проблемы привлечения несовершеннолетних к административной ответственности в соответствии с административно-деликтным законодательством Российской Федерации, исследуют позиции и наработки ученых-административистов относительно снижения возраста административной ответственности несовершеннолетних и введения для них новых видов административных наказаний, анализируют опыт зарубежных стран, основные положения Концепции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В статье изучается административно-деликтное законодательство Республики Беларусь, Казахстана, Украины в части регламентации административной ответственности несовершеннолетних, а также проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основе проведенного анализа авторы приходят к выводу о необходимости реформирования административно-деликтного законодательства Российской Федерации, а также выделения особенностей административной ответственности несовершеннолетних в отдельную главу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, детально регламентирующей привлечение к административной ответственности несовершеннолетних с учетом специального субъекта, что позволит более качественно регламентировать данную сферу правоотношений и избежать большинства существующих сегодня проблем, возникающих как в теории, так и на практике.

Ключевые слова: административно-деликтное законодательство; административная ответственность несовершеннолетних; профилактика административных правонарушений; новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

DOI: 10.21779/2224-0241-2020-34-2-85-92

UDC 342.951

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF MINORS WITHIN THE FRAMEWORK OF REFORMING THE ADMINISTRATIVE-DELICT LEGISLATION RUSSIAN FEDERATION

Evsikova E.V., Federal state educational institution of the higher education "Russian state university of justice" Crimean branch, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation, Helen_yevsikova@mail.ru Ponomarev A.V., Federal state educational institution of the higher education "Russian state university of justice" Crimean branch, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation, alexandr.ark@mail.ru

The article is devoted to the study of the problems of administrative responsibility of minors in the framework of reforming the administrative-tort legislation of the Russian Federation. The authors investigate the theoretical and practical problems of bringing minors to administrative responsibility in accordance with the administrative-tort legislation of the Russian Federation, examine the positions and achievements of administrative scientists regarding the reduction of the age of administrative responsibility of minors and the introduction of new types of administrative penalties for them, analyze the experience of foreign countries, basic provisions Concepts of the Code of the Russian Federation on administrative offenses yah. The article studies the administrative-tort legislation of the Republic of Belarus, Kazakhstan and Ukraine regarding regulation of administrative responsibility of minors, as well as the Draft Code of the Russian Federation on administrative offenses. Based on the conducted analysis, the authors come to conclusion about necessity of reforming of administrative-tort legislation of the Russian Federation, as well as the allocation of administrative responsibility of minors in a separate Chapter of the Russian Code of administrative offences regulating the administrative responsibility of minors, subject to the special subject, which will more efficiently regulate this sphere of legal relations and avoid the majority of today's problems both in theory and in practice.

Key words: administrative-tort legislation; administrative responsibility of minors; prevention of administrative offenses; new Code of the Russian Federation on administrative offenses.

Б01: 10.21779/2224-0241-2020-34-2-85-92

Происходящие сегодня процессы государственно-правового реформирования всех сфер управленческой деятельности, в том числе сферы контрольно-надзорной деятельности, требуют разработки кардинально новой концепции админи-стративно-деликтного законодательства как на федеральном, так и на региональном уровне.

По прошествии 19 лет после принятия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1] назрела объективная необходимость научно-практического переосмысления и анализа правоприменительной практики и критической оценки эффективности его норм с учетом внесенных за эти годы 5,5 тысяч изменений в рамках более 530 федеральных законов, которые, как правило, не носят системного характера, что приводит к нарушению единства правового регулирования сходных по своему содержанию общественных отношений, неурегулированности ряда ключевых для сферы административной ответственности общественных отношений и, в конечном счете, негативным образом влияет на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц [2].

Так, Конституция Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ административно-деликтное законодательство (п. «к» ч. 1 ст. 72). В свою очередь, систему административного-деликтного законодательства можно рассматривать в качестве единой функциональной системы административ-но-деликтных нормативно-правовых актов, базирующихся на основных общих принципах админи-стративно-деликтного права, устойчивых связях актов различного уровня и отраслевой специализации, содержащих основной массив административ-но-деликтных норм, предусматривающих меры административной ответственности за совершение административных правонарушений [3, с. 152].

Следует отметить, что вопросы теории и практики применения административной ответственности не теряют своей актуальности и сегодня, привлекая внимание ученых-административистов в рамках научных дискуссий, начиная от общего понимания категории «административная ответственность» [4; 5; 6; 7; 8; 9], до изучения теоретических и прикладных аспектов привлечения к административной ответственности отдельных категорий субъектов (например, несовершеннолетних [10; 11; 12], иностранных граждан [13]), проблем реализации мер административной ответственности [14; 15], проблем регионального административно-деликтного законодательства [16; 17] и т.д.

В то же время к основным направлениям реформирования современного административно-

деликтного законодательства относится усовершенствование института административной ответственности несовершеннолетних. Так Концепция нового КоАП РФ [2] прямо предусматривает, что целесообразно урегулировать особенности административной ответственности несовершеннолетних, которым ко времени совершения правонарушения исполнилось 16 лет, но не исполнилось 18 лет, в специальной главе КоАП, исходя из того, что в соответствии с законодательством РФ к несовершеннолетнему, совершившему административное правонарушение, органом административной юрисдикции, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, могут быть применены меры воспитательного воздействия независимо от того, будет это назначение административного наказания или освобождение от административного наказания, а также особенности назначения наказаний несовершеннолетним и случаи освобождения их от наказаний при условии обязательного изучения условий жизни и воспитания, уровня психического развития, иных особенностей личности несовершеннолетнего, а также влияние на несовершеннолетних старших по возрасту лиц.

Условия освобождения несовершеннолетних с обязательным проведением в отношении них мер общей и индивидуальной профилактики предусмотрены действующим административно-профилактическим законодательством [18].

Следует отметить, что действующим КоАП РФ вопросы административной ответственности несовершеннолетних регламентированы недостаточно полно, что приводит к возникновению различных проблемных ситуаций на практике.

Так, ст. 2.3 КоАП РФ устанавливает возраст, по достижении которого лицо может быть привлечено к административной ответственности, а именно: административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. При этом, учитывая конкретные обстоятельства дела об административном правонарушении и данные о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Следует отметить, что важной особенностью административной ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что совершение административного пра-

вонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством, а вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения - отягчающим вину обстоятельством. Причем эти обстоятельства следует четко отграничивать от таких правонарушений, как вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ), неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ), поскольку они образуют самостоятельные составы административных правонарушений с привлечением иных виновных в этом лиц к административной ответственности а не несовершеннолетних [19].

Однако на сегодняшний день для Российской Федерации остро стоит проблема привлечения к административной ответственности несовершеннолетних и усовершенствование ее административно-правового регулирования.

Вместе с тем, в науке административного права научные дискуссии по вопросам административной ответственности несовершеннолетних также не теряют своей актуальности.

Большинство авторов выделяют такие особенности административной ответственности несовершеннолетних, как:

- административная ответственность несовершеннолетних выступает одновременно обстоятельством, смягчающим административную ответственность лица, т.к., по общему мнению, несовершеннолетний не может правильно оценить характер и степень опасности совершаемого им противоправного деяния и осознать тот вред, который причинен правонарушением. Однако, по нашему мнению, данный подход требует переосмысления, поскольку уровень развития общества на сегодняшний день позволяет говорить о том, что несовершеннолетний в возрасте от 14 лет уже обладает достаточным уровнем правосознания и может оценить степень и опасность совершенного им деяния, осознать причиняемый вред и характер своего деяния, а, значит, способен оценить свои противоправные действия и нести за них ответственность, в том числе административную ответственность, предусмотренную нормами административно-деликтного законодательства, что уже давно является предметом дискуссий в науке административного права и подтверждается практическим опытом Республики Беларусь [20, с. 103];

Следует отметить, что в практической деятельности органов внутренних дел возникает вопрос о снижении возраста административной ответственности до 14 лет за достаточно распространенные правонарушения, опасность и противоправность которых, очевидно, должны осознаваться большинством подростков уже в раннем возрасте. Это связано с тем, что меры воспитательного

характера не всегда действуют эффективно. В качестве таких административных правонарушений можно выделить: мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ), уничтожение и повреждение имущества (ст. 7.17 КоАП РФ), оборот наркотиков и психотропных веществ (ст. 6.8 КоАП РФ), потребление наркотиков или психотропных веществ (ст. 6.9 КоАП РФ), мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ), пропаганду или публичное демонстрирование нацистской или экстремистской атрибутики и символики (ст. 20.3 КоАП РФ), неповиновение законным распоряжениям представителей государственной власти (ст. 19.3 КоАП РФ), заведомо ложный вызов спецслужб (ст. 19.13 КоАП РФ), занятие проституцией (ст. 6.11 КоАП РФ) [21, с. 167].

Так, А.З. Арсланбекова справедливо отмечает, что с малолетнего возраста дети знают, что нельзя шуметь в общественных местах, брать чужие вещи, издеваться над животными или причинять боль другим людям, однако правонарушения ими все равно совершаются. Следует согласиться с точкой зрения указанного автора, согласно которой психическое развитие несовершеннолетних позволяет им понимать опасность своих действий, поэтому срок административной ответственности следует снизить до 14 лет, как это было сделано в Республике Беларусь [10, с. 58], что, по нашему мнению, является вполне обоснованным и оправданным в условиях российской действительности;

- к несовершеннолетним не могут применяться меры наказания, подобные мерам, применяемым к лицам, достигшим 18 лет, например, административный арест. Однако ряд авторов давно высказываются за введение для несовершеннолетних такого вида административного наказания, как обязательные работы [22, с. 43]. Так, например, А.З. Арсланбекова полагает, что обязательные работы следует назначать с 16 лет при условии исполнения данного вида наказания подростками в свободное от учебы или работы время, во время каникул, как это делается в зарубежных странах, что позволит не только привлечь виновных несовершеннолетних к административной ответственности, но и спро-филактировать их на совершение административных правонарушений в дальнейшем, поскольку они будут заняты общественно полезным трудом и у них будут значительно ограничены время и возможности на совершение административных правонарушений [10, с. 59]. По нашему мнению, привлечение несовершеннолетнего не более 2-х часов в день к такому виду наказания, как обязательные работы будет способствовать его дальнейшей социализации как личности, приобщению к общественно полезному труду, отвлечению и предупреждению возможности противоправного время провождения, что, в конечном итоге, будет способствовать достижению такой цели наказания, как перевоспитание правонарушителя, а также предупреждение совершения правонарушений данным лицом и другими членами общества [23, с. 105];

- при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, судья, орган рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица (ст. 25.3 КоАП РФ);

- административно-деликтное законодательство РФ предусматривает ответственность несовершеннолетних за совершение правонарушений, отнесенных к числу общественно опасных;

- административно-деликтное законодательство РФ предусматривает возможность применения мер административной ответственности к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет на общих основаниях (например, за правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ) [24, с. 404].

Анализ законодательства зарубежных стран показывает, что административно-деликтное законодательство других государств содержит специальные нормы, регламентирующие административную ответственность несовершеннолетних.

Так, административно-деликтное законодательство Республики Беларусь предусматривает, что административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, совершивших административные правонарушения, наступает в соответствии с административно-деликтным законодательством Республики Беларусь.

При этом к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет не может применяться административное взыскание в виде административного ареста, независимо от того, предусмотрено оно в санкции соответствующей статьи или нет. Однако к ним может применяться административное взыскание в виде предупреждения, а к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет не могут применяться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ [25].

В свою очередь, Кодекс Украины об административных правонарушениях [26] предусматривает возможность применения к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, таких мер воздействия, как: обязательства публично или в иной форме попросить извинение у потерпевшего; предупреждение; выговор или строгий выговор; передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, их заменяющим, или под надзор педагогическому или трудовому коллективу с их согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе.

В свою очередь, Н.В. Полякова и Л.Б. Антонова справедливо указывают, что складывающаяся в настоящее время ситуация требует расширения перечня реально используемых в отношении несовершеннолетних административных наказаний, а также назначаемых в административном порядке мер воспитательного и административно-

правового воздействия с учетом опыта в этом направлении Республики Казахстан [21, с. 169].

Так, глава 9 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях [27] предусматривает административную ответственность несовершеннолетних, под которыми понимаются лица, которым ко времени совершения административного правонарушения исполнилось 16 лет, но не исполнилось 18 лет. При этом на несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, может быть наложено административное взыскание с применением мер воспитательного воздействия (разъяснения закона), т.е. разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и юридических последствий повторного совершения правонарушений, предусмотренных административно-деликтным законодательством; возложения обязанности загладить причиненный вред с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков; ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего, которые могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством, ограничения пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения суда либо органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях. В отношении несовершеннолетнего могут быть установлены особые требования к поведению правонарушителя, а также предъявлено требование закончить обучение либо трудоустроиться с помощью комиссии по защите прав несовершеннолетних), которые применяются как по отдельности, так и в комплексе.

В то же время при наложении административного взыскания на несовершеннолетнего учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц, а несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

При этом несовершеннолетний, на которого наложено административное взыскание за административное правонарушение, считается подвергнутым данному взысканию в течение 6 месяцев со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания, поскольку сроки давности при привлечении к административной ответственности несовершеннолетних сокращаются наполовину [27].

В свою очередь, проект нового Кодекса Российского Федерации об административных правонарушениях содержит главу 5, регламентирую-

щую особенности административной ответственности несовершеннолетних, а именно:

1) административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет;

2) к несовершеннолетнему, совершившему административное правонарушение, независимо от назначения ему административного наказания или освобождения его от административного наказания, должностным лицом, органом, судом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, могут быть применены меры воспитательного воздействия:

- передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного органа, определенного Правительством РФ, которая состоит в возложении на них обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением;

- возложение обязанности загладить причиненный вред с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков;

- ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, в том числе запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного органа и иные ограничения досуга и особые требования к поведению несовершеннолетнего;

3) несовершеннолетним могут быть назначены следующие виды административных наказаний: предупреждение; административный штраф; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований; обязательные работы;

4) административный штраф назначается несовершеннолетнему за совершение грубого административного правонарушения при наличии у него самостоятельного заработка и не может превышать 5000 рублей;

5) обязательные работы, назначаемые несовершеннолетнему, не могут превышать 30 часов за совершение грубого административного правонарушения и отбываются не более 2-х часов в день;

6) виды обязательных работ и перечень организаций, где несовершеннолетние, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функ-

ций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении несовершеннолетних;

7) при назначении административного наказания несовершеннолетнему учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц;

8) несовершеннолетний, впервые совершивший административное правонарушение, не считающееся грубым, может быть освобожден судом, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, от административного наказания с объявлением несовершеннолетнему устного замечания;

9) несовершеннолетний, совершивший административное правонарушение, может быть освобожден от административного наказания, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения мер воспитательного воздействия;

10) освобождение несовершеннолетних от административного наказания предполагает проведение в отношении них индивидуальной профилактической работы, предусмотренной административно-профилактическим законодательством РФ в отношении несовершеннолетних;

11) уклонение несовершеннолетнего, освобожденного от административного наказания, от применения к нему меры воспитательного воздействия, и (или) проведения в отношении него профилактической работы, является основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности в части освобождения от административного наказания и для назначения несовершеннолетнему административного наказания;

12) несовершеннолетний, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении до истечения 6 месяцев со дня окончания исполнения указанного постановления.

По нашему мнению, отдельные положения норм проекта КоАП РФ требуют детализации и уточнения. Так, более правильным будет прописать следующее:

- административной ответственности подлежат несовершеннолетние лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, которым ко времени совершения административного правонарушения не исполнилось 18 лет;

- при отсутствии у несовершеннолетнего имущества, достаточного для уплаты штрафа, штраф налагается на родителей или лиц, их заменяющих;

- лишение специального права может налагаться на несовершеннолетних, на срок не более одного года;

- в качестве мер воспитательного воздействия на несовершеннолетнего, по нашему мнению, следует предусмотреть профилактическую беседу -как основное средство профилактического воздействия, предусмотренное действующим законодательством [28, с. 162], с помощью которой несовершеннолетнему будут разъяснены нормы действующего законодательства, ограничения и запреты, которые он нарушил, его моральная и правовая ответственность перед обществом, государством, социальные и правовые последствия продолжения антиобщественного поведения и т.д.;

- сроки давности, предусмотренные КоАП РФ при освобождении несовершеннолетних от административной ответственности или исполнения административного взыскания, сокращаются наполовину.

Таким образом, закрепление особенностей административной ответственности несовершеннолетних в отдельной главе КоАП РФ будет способствовать более качественной регламентации данной сферы административно-деликтных правоотношений, а, значит, ее усовершенствованию и дальнейшему развитию в сторону более качественной реализации норм административно-деликтного законодательства РФ и субъектов РФ в отношении несовершеннолетних в рамках соблюдения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, а также единообразию судебной практики.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ: в ред. от 18 февр. 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 20.02.2020).

2. Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326534/ (дата обращения: 20.02.2020).

3. Евсикова Е.В. Система административно-деликтного законодательства Российской Федерации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2017. Т. 3 (69). № 1. С. 151-165.

4. Гулюмян В.Г. Административная ответственность в ретроспективе и перспективе // Lex Russica. Июль 2017. № 7 (128). С. 139-153.

5. Кожевников О.А. К вопросу о понятии и признаках административной ответственности // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2018. № 1. С. 16-18.

6. Актуальные проблемы административного права: учебное пособие для бакалавров и магистров / под ред. д-ра юрид. наук, проф. М.И. Никулина. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018.

7. Евсикова Е.В. Проблемы теории и практики института административной ответственности // Евразийский юридический журнал. 2018. № 10 (125). С. 108-110.

8. Чмырев С.Н., Бохан А.П., Губарева Т.И., ЧмыревМ.С. Сущность, признаки и основания административной ответственности // Юридический вестник ДГУ. Т. 23. 2017. № 3. С. 58-62.

9. Руденко А.В. Проблемы института административной ответственности на современном этапе в научных трудах профессора Н.Г. Салищевой // Административное право и процесс. 2017. № 6. С. 34-37.

10. Арсланбекова А.З. Проблемы применения административных наказаний к несовершеннолетним. // Юридический вестник ДГУ. Т. 31. 2019. № 3. С. 57-61.

11. Султанов К.А. Законодательство субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях как способ обеспечения прав несовершеннолетних // Юридический вестник ДГУ. Т. 32. 2019. №4. С. 69-73.

12. Керамова С.Н. Место и роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в профилактике правонарушений несовершеннолетних // Юридический вестник ДГУ. Т. 30. 2019. № 2. С. 60-64.

13. Костылев В.В., Матекина В.Б. О некоторых проблемах правового регулирования и правоприменения в сфере административной ответственности лиц, нарушающих порядок привлечения иностранной рабочей силы // Правоприменительная деятельность: история и современность: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 2019. С. 363-366.

14. Арсланбекова А.З., Газимамедов Ш.Ю. Проблемы реализации некоторых мер административной ответственности. // Юридический вестник ДГУ. Т. 20. 2016. № 4. С. 95-97.

15. Русанова С.Ю., Шершнев Е.О. Субъекты применения мер административного предупреждения // Молодая наука: сб. тр. науч.-практ. конф. для студентов и молодых ученых / научн. ред. Н.Г. Гончарова; редкол.: Г.А. Штофер, О.В. Красникова, Д.В. Шадуро. Симферополь, 2019. С. 342-344.

16. Султанов К.А. Развитие регионального законодательства об административных правонарушениях (на примере Северо-Кавказского федерального округа) // Юридический вестник ДГУ. Т. 2б. 2018. № 2. С. 92-98.

17. Руденко А.В. Применение законодательства субъектов Российской Федерации об административной ответственности // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 3. С. 240-241.

18. Евсикова Е.В., Максимова Е.И. Некоторые проблемы реализации законодательства Республики Крым в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Правоохранительные органы: теория и практика. 2017. № 2. С. 25-29.

19. Особенности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. Министерство внутренних дел по Республике Дагестан. [Электронный ресурс]. URL: https://05.мвд.рф/document/15969414 (дата обращения: 20.02.2020).

20. Пономарев О.В., Рой Н.А., Мишина Е.С. Проблемы административной ответственности несовершеннолетних // Вестник экономики, права и социологии. 2017. № 2. С. 101-105.

21. Полякова Н.В., Антонова Л.Б. Проблемы административной ответственности несовершеннолетних // Вестник Воронежского института МВД России. 201б. № 1. С. 1бб-171.

22. Занина Т. М. О применении обязательных работ как вида административных наказаний к несовершеннолетним правонарушителям // Уголовно-процессуальная охрана прав и законных интересов несовершеннолетних. 201б. № 1 (3). С. 43-4б.

23. Евсикова Е.В., Максимова Е.И. Актуальные проблемы усовершенствования законодательства Российской Федерации в сфере предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 201б. Т. 2 (б8). № 1. С. 94-109.

24. Павлов Н.В., Бельчик А.М. Проблемы административной ответственности несовершеннолетних // Бюллетень науки и практики. 2019. Т.5. №б. С. 402-40б. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/53 (дата обращения: 20.02.2020).

25. Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях 194-З от 21 апр. 2003 г. [Электронный ресурс]. URL: https://kodeksy-by.com/koap_rb.htm (дата обращения: 20.02.2020).

26. Кодекс Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 года № 8073-X, с изм. и доп. на 19 дек. 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30418317#pos=238;-54 (дата обращения: 20.02.2020).

27. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V, с изм. и доп. на 1б янв. 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31577399#pos=94 (дата обращения: 20.02.2020).

28. Евсикова Е.В. Проблемы законодательного обеспечения предупреждения и профилактики правонарушений в Российской Федерации // Проблемы национальной безопасности: вопросы теории и практики. Пятые юридические чтения: материалы всерос. науч.-прак. конф. Казанского юридического института МВД России / под ред. Ф.К. Зиннурова. Казань, 2017. С. 1б2-1б4.

References

1. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30 dek. 2001 g. № 195-FZ: v red. ot 18 fevr. 2020 g. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (data obrashcheniya: 20.02.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kontseptsiya novogo Kodeksa Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh. [El-ektronnyi resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326534/ (data obrashcheniya: 20.02.2020).

3. Evsikova E.V. Sistema administrativno-deliktnogo zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki. 2017. T. 3 (69). № 1. S.151-165.

4. Gulyumyan V.G. Administrativnaya otvetstvennost' v retrospektive i perspektive // Lex Russica. Iyul' 2017. № 7 (128). S. 139-153.

5. Kozhevnikov O.A. K voprosu o ponyatii i priznakakh administrativnoi otvetstvennosti // Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2018. № 1. S. 16-18.

6. Aktual'nye problemy administrativnogo prava: uchebnoe posobie dlya bakalavrov i magistrov / pod red. d-ra yurid. nauk, prof. M.I. Nikulina. Simferopol': IT «ARIAL», 2018.

7. Evsikova E.V. Problemy teorii i praktiki instituta administrativnoi otvetstvennosti // Evraziiskii yuridicheskii zhurnal. 2018. № 10 (125). S. 108-110.

8. Chmyrev S.N., Bokhan A.P., Gubareva T.I., Chmyrev M.S. Sushchnost', priznaki i osnovaniya admin-istrativnoi otvetstvennosti // Yuridicheskii vestnik DGU. T. 23. 2017. № 3. S. 58-62.

9. Rudenko A.V. Problemy instituta administrativnoi otvetstvennosti na sovremennom etape v nauchnykh trudakh professora N.G. Salishchevoi // Administrativnoe pravo i protsess. 2017. № 6. S. 34-37.

10. Arslanbekova A.Z. Problemy primeneniya administrativnykh nakazanii k nesovershennoletnim. // Yuridicheskii vestnik DGU. T. 31. 2019. № 3. S. 57-61.

11. Sultanov K.A. Zakonodatel'stvo sub"ektov Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh prav-onarusheniyakh kak sposob obespecheniya prav nesovershennoletnikh // Yuridicheskii vestnik DGU. T. 32. 2019. №4.

S. 69-73.

12.Keramova S.N. Mesto i rol' komissii po delam nesovershennoletnikh i zashchite ikh prav v profil-aktike pravonarushenii nesovershennoletnikh // Yuridicheskii vestnik DGU. T. 30. 2019. № 2. S. 60-64.

13.Kostylev V. V., Matekina V.B. O nekotorykh problemakh pravovogo regulirovaniya i pravoprimeneniya v sfere administrativnoi otvetstvennosti lits, narushayushchikh poryadok privlecheniya inostrannoi rabochei sily // Pravoprimenitel'naya deyatel'nost': istoriya i sovremennost': sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Rostov-na-Donu, 2019. S. 363-366.

14.Arslanbekova A.Z., Gazimamedov Sh.Yu. Problemy realizatsii nekotorykh mer administrativnoi otvetstvennosti. // Yuridicheskii vestnik DGU. T. 20. 2016. № 4. S. 95-97.

15.Rusanova S.Yu., Shershnev E.O. Sub"ekty primeneniya mer administrativnogo preduprezhdeniya // Molodaya nauka: sb. tr. nauch.-prakt. konf. dlya studentov i molodykh uchenykh / nauchn. red. N.G. Goncharova; redkol. : G.A. Shtofer, O.V. Krasnikova, D.V. Shaduro. Simferopol', 2019. S. 342-344.

16. Sultanov K.A. Razvitie regional'nogo zakonodatel'stva ob administrativnykh pravonarusheniyakh (na primere Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga) // Yuridicheskii vestnik DGU. T. 26. 2018. № 2. S. 92-98.

17.Rudenko A.V. Primenenie zakonodatel'stva sub"ektov Rossiiskoi Federatsii ob administrativnoi otvetstvennosti // Probely v rossiiskom zakonodatel'stve. 2017. № 3. S. 240-241.

18.Evsikova E.V., Maksimova E.I. Nekotorye problemy realizatsii zakonodatel'stva Respubliki Krym v sfere profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh // Pravookhranitel'nye organy: teoriya i praktika. 2017. № 2. S. 25-29.

19.Osobennosti privlecheniya nesovershennoletnikh k administrativnoi otvetstvennosti. Ministerstvo vnu-trennikh del po Respublike Dagestan. [Elektronnyi resurs]. URL: https://05.mvd.rf/document/15969414 (data obrashcheniya: 20.02.2020).

20.Ponomarev O.V., Roi N.A., Mishina E.S. Problemy administrativnoi otvetstvennosti nesovershennoletnikh // Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii. 2017. № 2. S. 101-105.

21.Polyakova N.V., Antonova L.B. Problemy administrativnoi otvetstvennosti nesovershennoletnikh // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2016. № 1. S. 166-171.

22. Zanina T.M. O primenenii obyazatel'nykh rabot kak vida administrativnykh nakazanii k nesovershen-noletnim pravonarushitelyam // Ugolovno-protsessual'naya okhrana prav i zakonnykh interesov nesovershen-noletnikh. 2016. № 1 (3). S. 43-46.

23.Evsikova E.V., Maksimova E.I. Aktual'nye problemy usovershenstvovaniya zakonodatel'stva Rossiis-koi Federatsii v sfere preduprezhdeniya administrativnykh pravonarushenii nesovershennoletnikh // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki. 2016. T. 2 (68). № 1. S. 94-109.

24.Pavlov N.V., Bel'chik A.M. Problemy administrativnoi otvetstvennosti nesovershennoletnikh // Byulleten' nauki i praktiki. 2019. T.5. №6. S. 402-406. [Elektronnyi resurs]. URL: https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/53 (data obrashcheniya: 20.02.2020).

25.Kodeks Respubliki Belarus' ob Administrativnykh Pravonarusheniyakh 194-Z ot 21 apr. 2003 g. [Elektronnyi resurs]. URL: https://kodeksy-by.com/koap_rb.htm (data obrashcheniya: 20.02.2020).

26.Kodeks Ukrainy ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 7 dekabrya 1984 goda № 8073-X, s izm. i dop. na 19 dek. 2019 g. [Elektronnyi resurs]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30418317#pos=238;-54 (data obrashcheniya: 20.04.2020).

27. Kodeks Respubliki Kazakhstan ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 5 iyulya 2014 goda № 235-V, s izm. i dop. na 16 yanv. 2020 g. [Elektronnyi resurs]. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31577399#pos=94 (data obrashcheniya: 20.02.2020).

28.Evsikova E.V. Problemy zakonodatel'nogo obespecheniya preduprezhdeniya i profilaktiki pravonarushenii v Rossiiskoi Federatsii // Problemy natsional'noi bezopasnosti: voprosy teorii i praktiki. Pyatye yuridicheskie chteniya: materialy vseros. nauch.-prak. konf. Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii / pod red. F.K. Zinnurova. Kazan', 2017. S. 162-164.

Поступила в редакцию 16 марта 2020 г.

Received 16 March, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.