Научная статья на тему 'Применение 10-балльной системы контроля знаний учащихся как средство формирования у них интереса к учению'

Применение 10-балльной системы контроля знаний учащихся как средство формирования у них интереса к учению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1472
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучеренко Я. Ю.

Новые требования государства к выпускникам школ входят в противоречие с действующей системой контроля за качеством подготовки выпускников. Автором обосновывается актуальность использования 10-балльной системы контроля и оценки качества подготовки учащихся в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучеренко Я. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Ten-Grade Student Knowledge Control System as Means of Forming of Educational Interest

New state requirements to school graduates do not comply with current system of control over quality of graduates' knowledge. The author explains the relevant usage of ten-grade system of control and assessment of students' knowledge quality in school with deep study of separate subjects.

Текст научной работы на тему «Применение 10-балльной системы контроля знаний учащихся как средство формирования у них интереса к учению»

№ 1, 2008

вания. Так выглядит окно сообщения для одного из студентов:

Показателем уровня сформированно-сти мотивации учения являются не сами оценки, а тенденция к их изменению. Мы исследовали данную тенденцию с помощью критерия знаков8. В контрольных группах в отличие от экспериментальных к концу учебного года не было выявлено ни положительной, ни отрицательной тенденции к изменению оценок. Эксперимент показал, что грамотное использование контроля положительно влияет на формирование учебной мотивации и успеваемость.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М., 1975. С. 303.

2 Там же.

3 См.: Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников / А. К. Маркова // Вопр. психологии. 1980. № 5. С. 48.

4 См.: Талыгзина Н. Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе / Н. Ф. Талызина. М., 1983. С. 8.

5 См.: Грабарь М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М., 1977. С. 83.

6 См.: Мешков Н. И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Н. И. Мешков. СПб., 1993. С. 11.

7 См.: Калинина Н. В. Психолого-педагогиче-ские показатели результативности образовательного процесса : метод. пособие. Ч. 3. Удовлетворенность участников образовательного процесса различными его сторонами / Н. В. Калинина, М. И. Лукьянова. Ульяновск, 2002.

8 См: Грабарь М. И. Указ. соч. С. 127.

Поступила 11.01.08.

ПРИМЕНЕНИЕ Ю-БАЛЛЬНОИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ИНТЕРЕСА К УЧЕНИЮ

Я. Ю. Кучеренко, аспирант Тобольского государственного педагогического института им. Д. И. Менделеева

Новые требования государства к выпускникам школ входят в противоречие с действующей системой контроля за качеством подготовки выпускников. Автором обосновывается актуальность использования 10-балльной системы контроля и оценки качества подготовки учащихся в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов.

Основным условием повышения благосостояния населения России и усиления ее политической, экономической роли в международном пространстве выступает высокая конкурентоспособность государства. В современном мире способность быстро адаптироваться к конкурентной среде становится одним из главных факторов успешного развития. Все это связано с возможностями человеческого потенциала, что во многом определяется состоянием системы образования. Именно здесь закладывает-

ся фундамент устойчивого роста страны.

Целью всякой системы, в том числе педагогической, является ее результат. В целостном педагогическом процессе его показателем служит оценка уровня обученности. С 1837 г. в школьном образовании России преобладает 5-балльная система оценивания. Но в документе государственной отчетности — аттестате о полном или неполном среднем образовании — мы не увидим отметку в 1 или 2 балла. В инструкции о применении

© Я. Ю. Кучеренко, 2008 19

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

5-балльной системы, вышедшей в 1944 г., говорится, что «в свидетельствах и аттестатах отметки об успеваемости обозначаются цифровыми баллами и в скобках наименованием: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно)»1.Таким образом, с 1944 г. в России фактически существует 3-балльная система оценивания, не отражающая развитие творческих возможностей обучаемых и требования государства к современным школам по подготовке выпускников с высоким потенциалом.

С 1990 г. в учебных заведениях среднего образования в экспериментальном порядке апробируются новые подходы к оцениванию степени обученности школьников. Можно выделить модульно-рейтинговую, безотметочную, многобалльную, зачетную системы, но несмотря ни на что, 5-балльная шкала остается основной в России.

Как нельзя более точно формированию положительной мотивации учебной деятельности помогает многобалльная система оценивания степени обученности. Психолого-педагогической наукой накоплен достаточный материал, для того чтобы начать активное внедрение положительного опыта этой системы. Анализ теоретических и экспери-

ментальных работ Б. Г. Ананьева, В. П. Беспалько, Г. А. Бирюковой, В. В. Гузеева и др. показал, что 5-балльная (фактически 3-балльная) система оценивания уровня знаний учащихся практически себя изжила.

Экспериментальная работа по применению полностью положительной 10балльной шкалы оценивания, ведущаяся в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 3 г. Ханты-Мансийска, представляет собой последовательную стратегию, в которой обозначены роли всех участников образовательного процесса. Сначала преподавателем на основе Программы эксперимента по использованию многобалльных шкал оценивания В. П. Симонова разрабатывается практический материал для использования в рамках конкретной дисциплины. Далее происходит ознакомление учащихся и их родителей с содержанием и структурой 10-балльной шкалы, формируется навык оценивания на основе богато представленных показателей степени обученности.

В табл. 1 представлено соотношение традиционной 5-балльной и 10-балльной систем, а также для сравнения дана суррогатная шкала В. П. Симонова.

Т а б л и ц а 1

Соотношение оценок в различных системах

5-балльная шкала

Суррогатная шкала

10-балльнм шкала

3 балла (удовлетворительно) 2+ (два с плюсом)

3- (три с минусом)

3 (посредственно)

3+ (три с плюсом)

4- (четыре с минусом)

4 (хорошо)

4+ (четыре с плюсом)

5- (пять с минусом)

5 (отлично)

5+ (пять с плюсом)

Суррогатная шкала представляет собой всем известные, но не одобренные Министерством образования РФ оценки

4 балла (хорошо)

5 баллов (отлично)

1 балл (очень слабо)

2 балла (слабо)

3 балла (посредственно)

4 балла (удовлетворительно)

5 баллов (недостаточно хорошо)

6 баллов (хорошо)

7 баллов (очень хорошо)

8 баллов (отлично)

9 баллов (великолепно)

10 баллов (пре^асно)

с «плюсами» и «минусами», которые запрещено ставить в журнал. Однако вопреки всем законам учителя выставляют

№ 1, 2008

их в дневник, т. е. в документ, отражающий успехи учащегося. Таким образом, промежуточные баллы 10-балльной системы — 2, 3, 5, 6, 8, 9 — характеризуются и промежуточными нормами.

Наша исследовательская задача заключалась в выявлении условий для формирования интереса учащихся к углубленному изучению отдельных предметов на основе изменения системы оценивания. В качестве примера возьмем учебную дисциплину «Русский язык», которая

характеризуется точностью, изученностью, где ярко представлена нормативная база (нормы ударения, произношения, правописания, словообразования и т. д.).

В ходе экспериментальной практики и решения поставленной задачи были разработаны шкалы оценок по предмету (табл. 2). При указании количества ошибок, допущенных учеником, вначале приводятся орфографические, затем пунктуационные и грамматические (например:

6—8—7).

Т а б л и ц а 2

10-балльная шкала оценок по русскому языку (за письменную работу)

Баллы Основные показатели для оценочных суждений за письменную работу Показатели для оценочных суждений за письменную творческую работу (сочинение, изложение)

1 2 3

1 — очень слабо

2 — слабо

3 — посредственно

4 — удовлетворительно

5 — недостаточно хорошо

6 — хорошо

7 — очень хорошо

Текст написан под диктовку полностью, но имеет более 7 ошибок До 7 орфографических и стольки же пунктуационных ошибок. Всего в сумме не более 7 ошибок

До 5 орфографических и стольки же пунктуационных ошибок, однако в целом не более 5

До 3 орфографических ошибок, до 4 пунктуационных, но не более 4 в сумме

До 2 орфографических ошибок, до 3 пунктуационных. В сумме не более 3

1 орфографическая ошибка и до 2 пунктуационных, но всего в целом не более 2

1 орфографическая или пунктуационная ошибка.

Присутствовал на уроке, слушал, смотрел, списывал с доски. Творческую работу не сдал или сдал пустую тетрадь

Текст написан, но нет связи между его частями, отсутствует логика изложения. Допустил ошибки: 7 — 7 — до 7, 6 — 8 — до 7, 5 — 9 — до 7, 4 —

10 — до 7, 3 — 11 — до 7, 2 — 12 — до 7, 1 — 13— до 7, 0 — 14— до 7.

В содержании до 7 фактических ошибок, 8—9 речевых

Слабая связь между частями написанного текста, однако местами прослеживается логика. Допустил ошибки: 6 — 6 — до 6, 5 — 7 — до 6, 4 — 8 — до 6, 3 — 9 — до 6, 2 —10 — до 6, 1 — 11 — до 6,

0 — 12 — до 6.

В содержании 6 фактических и 7 речевых ошибок Излагает все части текста, однако связь между ними слабая. Допустил ошибки: 5 — 5 — до 5, 4 — 6 — до 5, 3 — 7 — до 5, 2 — 8 — до 5, 1 — 9 — до 5,

0 — 10 — до 5.

В содержании 5 фактических и 6 речевых ошибок Воспроизводит почти все части текста, между которыми прослеживается связь, но есть логические ошибки и нет образности. Допустил ошибки:

4 — 4 — до 4, 3 — 5 — до 4, 2 — 6 — до 4, 1 —

7 — до 4, 0 — 8 — до 4.

В содержании 4 фактические и 5 речевых ошибок Прослеживается логичность в изложении текста, но допускаются отклонения от темы, отдельные нарушения последовательности. Допустил ошибки: 3 — 3 — до 3, 2 — 4 — до 3, 1 — 5 — до 3,

0 — 6 — до 3.

В содержании 3 фактические и 4 речевые ошибки Логично и последовательно излагает текст, допуская незначительные отклонения от нормы. В тек-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Окончание табл. 2

9 — великолепно

10 — прекрасно

Допускается 1 ошибка плюс 2 исправления

Орфографических ошибок нет,

1 пунктуационная ошибка. Всего допускается 1 ошибка плюс 1 исправление

Орфографических и пунктуационных ошибок нет, может быть 1 исправление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа без ошибок и без исправлений

Предложенная полностью положительная 10-балльная система оценок по русскому языку содержит шкалы оценивания письменных работ (контрольных диктантов, изложений и сочинений). Мы считаем целесообразным провести разграничение между формами проверки. Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Изложение и сочинение — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мыс-

сте наблюдается стилевое единство. Допустил ошибки: 2 — 2 — до 2, 1 — 3 — до 2, 0 — 4 — до 2.

В содержании 2 фактические и 3 речевые ошибки Логично и последовательно излагает текст, допуская очень незначительные отклонения от темы. Допустил ошибки: 1 — 1 — до 1, 0 — 2 — до 1.

В содержании 1 фактическая и 2 речевые ошибки В тексте прослеживаются полная логичность и стилистическое соответствие. Допустил 1 пунктуационную и 1 речевую ошибки

Письменная работа выполнена без фактических, речевых, орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок и ошибок в содержании, чисто и аккуратно

ли, уровня речевой подготовки учащего-ся2.

Следовательно, применение одной оценочной шкалы к контрольным и творческим работам, предлагаемое некоторыми авторами, и в частности Г. А. Бирюковой, нельзя считать обоснованным. Эти формы контроля разные и оцениваться должны по-разному. В 5-балльной системе оценки они различаются, но грамотность предлагается проверять по одним и тем же показателям (табл. 3).

Т а б л и ц а 3

Основные критерии оценки письменной работы по русскому языку по 5-балльной системе

Оценка

Критерии оценки

Диктант

Изложение

Выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки

Выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или

1 орфографической и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок Выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные, или 3 орфографические и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических Выставляется за диктант, в котором допущены 7 орфографических и 7 пунктуационных, или 6 орфографических и 8 пунктуационных, или 5 орфографических и 9 пунктуационных, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок

При большом количестве ошибок

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуа ционная, или 1 грамматическая ошибка

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные, или 3 орфографические и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических, а также 4 грамматические ошибки

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных, или 6 орфографических и 8 пунктуационных, или 5 орфографических и 9 пунктуационных, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок

№ 1, 2008

Представленные во втором столбце табл. 2, 3 критерии оценок используются при оценивании словарных диктантов, где учитываются только орфографические ошибки, и контрольных диктантов, где учитываются орфографические и пунктуационные. Если же речь идет о сочинении или изложении (третий столбец), то здесь дополнительно учитываются грамматические ошибки, а в содержании — фактические и речевые.

В предложенной нами полностью положительной 10-балльной системе оценок по русскому языку нормы орфографической, пунктуационной, грамматической и речевой грамотности не нарушают стандартные критерии оценок, одобренные Министерством образования РФ. Мы приняли во внимание «предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку». Таким пределом для оценки 4 являются 2 орфографические ошибки, для оценки 3 — 4 орфографические, для оценки 2 — 7 орфографи-

ческих ошибок3. Обратим внимание на пропасть, которая образуется между этим количеством ошибок: 2 — 4 — 7. Отсутствует пошаговое снижение отметки, к которой очень ревностно и трепетно относятся ученики. По 5-балльной системе один ученик, написавший всю работу аккуратно, без исправлений и ошибок, и другой, допустивший пунктуационную ошибку, получают 5. Таким образом, эта система уже изначально допускает конфликт, который часто выливается в непонимание учеником учителя.

Исходя из того что 10-балльная шкала — это расширенная и дополненная 5-балльная система оценивания, мы упорядочили и уточнили нормы допускаемых ошибок применительно к промежуточным баллам.

Сравним, например, оценку 4 в 5-балльной системе и соответствующие ей баллы (5, 6, 7) — в 10-балльной, пользуясь оценочной характеристикой при проверке изложения (табл. 4).

Т а б л и ц а 4

Сравнительная характеристика оценки «хорошо» в разных системах по количеству допускаемых ошибок

Допустимые 10-балльная шкала 5-балльная шкала

ошибки 5 баллов 6 баллов 7 баллов Оценка 4

Орфографические

Пунктуационные

Грамматические

1 2 3

7 6 5

4 4 4

1 2 3

5 4 3

3 3 3

0 1 2

4 3 2

2 2 2

2 1 0

2 3 4

2 2 2

Варианты ошибок, соответствующие 5 и 6 баллам, — это промежуточные нормы, которые значительно сужают границу между последующим и предыдущим баллами. В 5-балльной шкале они делают меньше шаг между оценками 3 и 4.

Таким образом, предложенная нами шкала отличается точностью, упорядоченностью, нормативностью и наглядно отражает уровень знаний, умений и навыков учащихся. Она исключает всякий формализм в выставлении отметки.

Применение 10-балльной системы способствует формированию интереса к учению, активизирует учебную деятельность, развивает самостоятельность,

аккуратность, сглаживает конфликты между учеником и учителем, учеником и родителями, одноклассниками. Положительные изменения в психологическом климате класса достигаются благодаря сужению границ между баллами.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Цит. по: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа : сб. док. 1917— 1973 гг. / сост.: А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М., 1974. С. 180.

2 См.: Программно-методические материалы: Русский язык. 5—9 классы / сост. Л. М. Рыбчен-кова. 5-е изд., стер. М., 2002. С. 303.

3 Там же. С. 307.

Поступила 19.09.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.