Научная статья на тему 'Организация итогового контроля учебных достижений обучающихся по русскому языку при реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО'

Организация итогового контроля учебных достижений обучающихся по русскому языку при реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. Г. Апухтина, Л. А. Богданова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация итогового контроля учебных достижений обучающихся по русскому языку при реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО»

дение и пересказ знаний, почерпнутых из учебника или от преподавателя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний. Урок открывается с другой стороны, становится многогранен.

В нашем образовательном учреждении вот уже на протяжении пяти лет существует и эффективно применяет на практике методы интеграции союз двух преподавателей литературы и истории. Нами накоплен большой опыт в проведении интегрированных и бинарных уроков, где широко используются межпредметные связи различных учебных дисциплин. Результат нашей совместной работы хорошо представлен на примере следующих уроков и внеклассных мероприятий: «Медленно история листается... Все стареет - родина не старится» (урок повторения общей характеристики истории и литературы XX века); «Экскурс в мир Достоевского» (урок, посвященный жизни и творчеству Ф. М. Достоевского в Кузнецке); серия уроков, посвященных творчеству В. Высоцкого «Я до секунд всю жизнь свою измерил»; «Музыка души» (внеклассное мероприятие о роли авторской песни в истории России(; «Мат не наш формат, или вся правда о сквернословии» (внеклассное мероприятие о вреде нецензурной лексики и ее происхождении); «Бородинское сражение глазами истори-

ков и Л. Н.Толстого» (интегрированный урок, посвященный 200-летию Бородинской битвы). А многочисленные тематические линейки, посвященные знаменательным датам в области истории и литературы, стали традиционными.

Такие интегрированные уроки и открытые мероприятия позволяют ставить перед обучающимися познавательные задачи такого характера, которые активизируют их учебную деятельность

- напряжение памяти, развитие творческого мышления, эмоционально-волевые мотивы работы, развитие воображения и речи. Они могут служить познавательной и коммуникационной основой и опорой при получении и усвоении новых знаний, умений и навыков обучающихся и восприниматься ими как единый, взаимосвязанный комплекс, как средство интенсификации обучения.

Успех в реализации межпредметных связей в обучении сопутствует тому коллективу, в котором достигается единство воспитательно-образовательных действий преподавателей смежных дисциплин на основе плодотворного сотрудничества (совместное планирование, взаимопосещение занятий и т. д.). Благодаря межпредметным связям становятся более понятными место и роль истории и литературы в формировании общественного сознания.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НПО/СПО

А. Г. Апухтина, канд. филол. наук, заведующая кафедрой общеобразовательных дисциплин

ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово Л. А. Богданова, канд. пед. наук, доцент, декан ФПКиПРПО ГОУ «КРИРПО»

Реализация образовательной программы среднего (полного) общего образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее - НПО/СПО) с 2011/2012 учебного года осуществляется в пределах основных профессиональных образовательных про-

грамм НПО/СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования (п. 2. ст. 20 Закона РФ «Об образовании» в ред. от 01.12.2007 № 309-Ф3). Итоговый контроль освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования согласно требованиям Феде-

ральных государственных образовательных стандартов НПО/СПО проводится в рамках промежуточной аттестации. В соответствии со ст. 15 п. 3 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

С целью разрешения затруднений в вопросах организации итогового контроля освоения обучающимися образовательной программы среднего (полного) общего образования ФИРО разработано Положение по итоговому контролю учебных достижений обучающихся в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО (одобрено научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО». Протокол № 1 от 15 февраля 2012 г.).

Экзамен по русскому языку является обязательным и проводится в письменной форме. Образовательным учреждениям предлагается выбор формата экзамена: в традиционной форме с использованием текста (художественного или публицистического стиля) для изложения с заданиями творческого характера или в новой форме - с использованием экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий.

Экзамен по русскому языку проводится за счет времени, выделяемого ФГОС НПО/СПО на промежуточную аттестацию. На выполнение письменной экзаменационной работы отводится 4 астрономических часа (240 минут).

Содержание экзаменационных материалов должно отвечать требованиям к уровню подготовки выпускников, предусмотренным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и зафиксированным в примерной программе учебной дисциплины «русский язык» для профессий НПО и специальностей СПО (рекомендована департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008).

Выбор вида экзаменационных материалов осуществляется преподавателем русского языка и согласовывается в установленном порядке с руководством образовательного учреждения НПО/СПО. Содержание экзаменационных материалов и критерии оценки разрабатываются преподавателем русского языка, согласовываются с предметно-цикловой методической комиссией и утверждаются в установленном порядке.

Результаты экзамена по русскому языку признаются удовлетворительными в случае, если обучающийся получил отметку не ниже «3» по пятибалльной шкале.

Экзаменационные материалы для проведения экзамена с использованием набора контрольных заданий формируются из двух частей: обязательной, включающей задания минимально обязательного уровня, правильное выполнение которых достаточно для получения отметки «3» («удовлетворительно»), и дополнительной части с более сложными заданиями, выполнение которых позволяет повысить отметку до «4» или «5».

Экзаменационная работа оценивается в баллах, сопровождается таблицей критериев оценки ее выполнения и шкалой перевода баллов в отметки по пятибалльной системе.

Если образовательное учреждение принимает решение проводить экзамен с использованием материалов в виде набора контрольных заданий, ежегодно преподавателем русского языка готовится новый комплект экзаменационных материалов не менее чем из четырех вариантов для обучающихся, которые сдают экзамен одновременно в один день.

Структурно содержание экзаменационных материалов по русскому языку формируется из двух частей: обязательной и дополнительной. Обязательная часть экзаменационной работы должна включать в себя не менее 20 заданий, дополнительная - не менее 4 заданий. Таким образом, общее количество заданий в экзаменационной работе может варьироваться.

Подготовка экзаменационных материалов в образовательном учреждении предполагает формирование проекта базового варианта и критериев оценки к нему. Базовый вариант анализируется и оценивается цикловой (предметной) методической комиссией с точки зрения представленности в заданиях разных содержательных линий учебного курса, соответствующих умений и видов деятельности, уровней сложности заданий.

В случае если базовый вариант удовлетворяет всем требуемым параметрам и принимается предметно-цикловой комиссией, на его основе формируется необходимое количество вариантов для проведения экзамена по русскому языку во всех группах образовательного учреждения, которые закончили в данный период освоение учебной дисциплины «русский язык».

При формировании других вариантов экзаменационной работы следует учитывать, что они должны быть равноценны базовому по структуре, объему, представленности заданий разных

содержательных линий, по проверяемым умениям и видам деятельности, а также по уровню сложности заданий и критериям оценки. Задания, включенные в разные варианты под одним и тем же номером, должны проверять одни и те же элементы содержания одинакового уровня сложности.

Разрабатывая содержание экзаменационной работы преподавателю русского языка необходимо учитывать следующие факторы:

- объем часов, выделяемый на выполнение экзаменационной работы;

- невозможность отражения в одной экзаменационной работе всех элементов содержания учебной дисциплины, требований к подготовке обучающихся, которые предусмотрены ГОС среднего (полного) общего образования.

Самостоятельно разрабатывая экзаменационные материалы, образовательное учреждение вправе повышать уровень сложности заданий дополнительной части учетом уровня подготовки обучающихся.

Текст экзаменационной работы сопровождается критериями оценивания результатов ее выполнения для получения каждой из положительных оценок («3», «4», «5»), шкалой перевода баллов в отметки по пятибалльной системе, а также краткой инструкцией для обучающихся.

Обучающиеся должны начинать выполнение экзаменационной работы с заданий обязательной части. Для получения удовлетворительной отметки необязательно выполнять все задания обязательной части, но только после выполнения достаточного для получения удовлетворительной отметки количества заданий обязательной части обучающийся может переходить к заданиям дополнительной части, чтобы повысить оценку до «4» или «5». Обучающийся может начинать выполнение работы с любого задания с нужным количеством баллов, учитывая при этом степень своей уверенности в ответе.

Выполнение каждого задания экзаменационной работы в виде набора контрольных заданий подлежит оцениванию в баллах. Далее полученные баллы суммируются и переводятся в отметки по шкале перевода баллов в отметки по пятибалльной системе.

В экзаменационную работу могут быть включены задания, которые предполагают 1 правильный ответ, выбор одного правильного варианта ответа из нескольких предложенных, например:

(1 балл) В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Ответ подчеркните.

1)донельзЯ

2) позвОнит

3) нАверх

4) красИвее

(1 балл) Укажите предложение, в котором есть фразеологический оборот. Подчеркните его.

1) Вылет рейса задерживается из-за плохих погодных условий.

2) Меня задержали на работе.

3) Крупу держат в воде, а потом отваривают.

4) Художник задержал взгляд на русской красавице.

Задания такого плана нецелесообразно оценивать большим количеством баллов. Например, 1 правильный ответ = 1 балл в обязательной части работы, 1 правильный ответ = 2 балла в дополнительной части, которая предполагает наращивание удовлетворительной отметки.

В задании может быть предусмотрено несколько правильных ответов, например:

(1 балл) Распределите слова в два столбика, запишите, вставляя нужную букву.

презабавный ребёнок, быстро пр...бежать, пр...клеить объявление,

пр.смешной случай, дождь прекратился, пр.озёрный край.

Таблица 1

с приставкой при- с приставкой пре-

(1 балл) Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки, и запишите их правильно.

A) пара ботинок

Б) двое ножниц

B) один килограмм помидор

Г) шесть мандарин

(4 балла) Прочитайте следующий текст. Вставьте пропущенные знаки препинания, буквы, раскройте скобки.

Окна церкви были в пр_чудл_вых переплетах. Осен_яя луна серебрила ле_кую изморо_ь. И к_залось что внутри в темноте есть кто(то) зорко подсматр_вающий за(тем) что делает_ся снаружи. Стены церкви высились сурово и строго но от(того) только в_лшебнее становился маленький п_лисадник с дерев_ями уже оголен_ ыми наступавшей зимой. Так по крайней мере ч_дилось Даш_. Переулок был пустын_ен. (В. Я. Брюсов).

В этом случае оценивание задания в баллах производится в зависимости от количества до-

пущенных ошибок. Например, если задание оценивается в 4 балла: 4балла = 0 ошибок, 3 балла = не более 1 орфографической и 1 пунктуационной ошибки, 2 балла = не более 2 орфографических и 1 пунктуационной ошибки, 1 балл = не более 3 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, 0 баллов = более 3 орфографических и 2 пунктуационных ошибок.

В зависимости от уровня подготовленности групп обучающихся в экзаменационную работу могут быть включены задания на комплексную работу с текстом. Данный тип заданий, в первую очередь, может быть предложен, студентам учреждений СПО, которые реализуют гуманитарный профиль общеобразовательной подготовки, где русский язык является профильным предметом. Например,

Прочитайте следующий текст и выполните задания.

(1) Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература XIX века — явление исключительное. (2) Впечатление, которое производит этот золотой век русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций».

(3) Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили в нашем читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные».

(4) Одни только имена Льва Толстого или Достоевского сразу же вызывают представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей.

(5) Каждая из великих книг — это не только часть души и (за)частую целые годы жизни самого автора, но и страницы народной истории. (6) Недаром Тургенев сказал о Гоголе: «Для нас он

был больше, чем писатель: он раскрыл нам нас самих».

(1 балл) Укажите номер предложения, в котором содержится тезис текста-рассуждения.

(1 балл) Укажите номер предложения, в котором содержится вывод.

(1 балл) Почему, по мнению автора, русскую классическую литературу можно было бы сравнить с Млечным Путем? Укажите номер предложения, где объясняется это сравнение.

(1 балл) Определите, в каком предложении автор использует синонимы.

(1 балл) Укажите в тексте сложное предложение, в котором в одной из придаточных частей сказуемое выражено краткой формой прилагательного.

(1 балл) Укажите номер предложения, в котором есть деепричастный оборот.

(1 балл) Укажите номер предложения, в котором есть причастный оборот.

(1 балл) Укажите номер предложения с прямой речью.

(1 балл) В каком предложении представлен прием цитирования без использования прямой речи?

Все задания обязательной части экзаменационной работы оцениваются в 1 балл. При формировании дополнительной части базового варианта экзаменационной работы преподаватель может самостоятельно определять необходимое количество баллов для оценки того или иного задания, но в пределах от 2 до 10 баллов. Таким образом, максимально возможное количество баллов за выполнение экзаменационной работы может варьироваться. Рекомендуется включать в дополнительную часть работы не более одного задания, оцениваемого в 10 баллов. Если обучающийся приводит неверный ответ или не приводит никакого ответа, он получает 0 баллов.

Критерии оценки каждого задания должны быть понятными для обучающихся. Для этого они чётко прописываются преподавателем и оформляются в виде таблицы. Например,

Таблица 2

№ задания Количество правильных ответов Количество баллов за каждое задание

1, 3-5, 14-22 1 1

27-28 1 3

Количество ошибок Количество баллов

2, 6-13 0 1

1 и более 0

Критерии оценки экзаменационной работы в виде набора контрольных заданий

Окончание таблицы 2

Количество ошибок Количество баллов

0 3

23-25 1 2

2 1

3 и более 0

Количество ошибок Количество баллов

0 3

26 2 2

4 1

5 и более 0

После того, как сформирован проект базового варианта экзаменационной работы, определено количество баллов для оценки каждого задания, прописаны критерии оценки, исходя из общего количества баллов, которое возможно набрать обучающемуся за выполнение экзаменационной

работы, преподавателем разрабатывается шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе, которая оформляется в виде таблицы. Количество баллов, необходимое для получения той или иной отметки, может варьироваться в зависимости от сложности заданий. Например,

Таблица 3

Шкала перевода баллов в отметку по пятибалльной системе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметка Необходимое количество баллов

«3» («удовлетворительно») 14-22

«4» («хорошо») 23-31 (не менее одного задания дополнительной части)

«5» («отлично») 32-40 (не менее трех заданий дополнительной части)

Шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе выдаётся каждому обучающемуся перед началом экзамена вместе с текстом одного из четырех вариантов письменной экзаменационной работы. В связи с этим целесообразно оформить шкалу на отдельном листе.

Образовательные учреждения НПО/СПО, принявшие решение в текущем учебном году проводить экзамен по русскому языку с использованием экзаменационных материалов в виде текста для изложения с заданиями творческого характера, могут самостоятельно разрабатывать соответствующий комплект экзаменационных материалов, а также использовать рекомендации Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), представленные в методических письмах Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзора) о про-

ведении государственного выпускного экзамена по русскому языку за предыдущие учебные годы, которые ежегодно размещаются на сайте: www fipi.ru.

Ежегодно в образовательных учреждениях НПО/СПО для проведения письменного экзамена по русскому языку в форме изложения с заданиями творческого характера готовится новый комплект экзаменационных материалов из расчёта один текст на одну группу обучающихся, сдающих экзамен одновременно в один день.

Комплект экзаменационных материалов содержит:

- образец художественного текста и два творческих задания к нему;

- образец публицистического текста и два творческих задания к нему.

Тексты рекомендуется подбирать о проблемах, волнующих подростков, об интересных людях, о великих открытиях, о технике, спорте, музыке, об отношениях между людьми, о будущем человечества и др. Лучше всего для этой цели подходят научно-популярные и некоторые публицистические тексты, реже - с определенной обучающей задачей - художественные.

Выбор текста из двух предложенных вариантов (художественный или публицистический) осуществляет преподаватель русского языка. Далее тексты для изложения рассматриваются и утверждаются предметно-цикловой комиссией.

Обучающимся предоставляется право выбора формы изложения: подробное или сжатое.

Примерный объем текста для изложения должен составлять 350-460 слов. Объем текста для сжатого изложения должен быть больше, чем для подробного.

К каждому тексту прилагается два творческих задания. Обучающийся имеет право выбрать для выполнения одно из двух творческих заданий.

Творческие задания к двум типам текста различны по своей структуре и содержанию.

Задания к художественному тексту формулируются в виде вопро-сов. Первое задание связано с содержанием текста и нацеливает обучающегося на его анализ. Второе творческое задание предполагает большую независимость от предложенного текста (текст рассматривается как стимул для создания собственного аргументированного высказывания на близкую к проблематике текста тему).

Первое задание к публицистическому тексту формулируется в виде вопроса и предлагает обучающимся самостоятельно поразмышлять над поднятой в тексте проблемой (или общей темой), т. е. текст рассматривается как стимул для создания собственного высказывания. Второе задание связано с содержанием текста и нацеливает на комментарий одного из утверждений автора и аргументацию собственной позиции.

Преподаватель русского языка может использовать универсальные формулировки творческих заданий, например, творческие задания к публицистическому тексту: 1. Какая проблема особенно волнует автора текста? 2. Согласны ли вы с позицией автора? Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Преподаватель может также самостоятельно сформулировать творческие задания к конкретному тексту, например, творческие задания к публицистическому тексту «Интернет-журналисты завоевывают мир»: 1. Какие еще аргументы вы можете предложить «за» и «против» развития

СМИ в Интернете? 2. Какое место в вашей жизни занимает Интернет?

Перед началом выполнения экзаменационной работы преподаватель русского языка знакомит всех обучающихся с экзаменационным материалом, кратко определяет тему изложения, зачитывает формулировки творческих заданий. Подписывая работу, обучающийся должен указать, какой вид изложения (подробное или сжатое) он избрал.

Предложенный для изложения текст читается трижды. Первое ознакомление с текстом предполагает обычный темп чтения, позволяющий обучающимся воспринять смысл фрагмента в целом, второе и третье прочтение должно быть медленным, позволяющим обучающемуся зафиксировать главные смысловые особенности текста.

После написания изложения выполняется творческое задание, которое зависит от типа изложения. Творческие задания должны быть записаны на доске. При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения. Объем творческого задания строго не лимитируется.

Обучающимся разрешается пользоваться орфографическими словарями.

На экзамене по русскому языку в форме изложения с заданиями творческого характера проверяется умение понимать текст, создавать собственное письменное аргументированное высказывание на заданную тему, а также проверяется и оценивается общая орфографическая и пунктуационная грамотность экзаменуемых.

При проверке изложения оценивается уровень сформированности следующих умений:

- точно и полно (или лаконично) излагать содержание прослушанного текста, вычленять его главную мысль;

- осуществлять выбор и организацию языковых средств, использовать разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка при передаче содержания прослушанного текста;

- оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка.

При оценке изложения учитывается также полнота изложения исходного текста (подробное изложение) или точность воспроизведения основных микротем исходного текста (сжатое изложение), а также достоверность высказывания (отсутствие фактических ошибок, неточностей, искажения смысла исходного текста), последовательность изложения (отсутствие неоправдан-

ных повторов мысли, нарушения логики), качество речевого оформления текста.

При проверке творческого задания к тексту оценивается уровень сформированности следующих умений:

- создавать текст в соответствии с заданной темой;

- обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в произведении, в прослушанном тексте, в иных источниках информации, привлекаемой для написания сочинения;

- подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание;

- выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопос-тавлять свою позицию с другой точкой зрения;

- осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием;

- оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматичес-кими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка.

При проверке выполнения творческого задания следует учитывать, что их объем строго не лимитируется.

Преподавателю предлагается использовать следующие варианты оценивания изложения:

1) За изложение с творческим заданием выставляются три отметки: первая - за содержание изложения, вторая - за выполнение творческого задания третья - за орфографическую и пунктуационную грамотность (суммарно за изложение и выполнение творческого задания). Ито-

говая отметка определяется как среднее арифметическое трех оценок, выставленных за изложение с творческим заданием, и выставляется целым числом в соответствии с правилами математического округления.

2) За изложение с творческим заданием выставляются две отметки: первая - за изложение и выполнение творческого задания, вторая

- за орфографическую и пунктуационную грамотность. Итоговая отметка определяется как среднее арифметическое двух оценок и выставляется целым числом в соответствии с правилами математического округления.

Отметка выставляется по действующим Нормам оценки знаний, уме-ний и навыков учащихся по русскому языку (Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: пособие для учителя / авт.-сост.: В. И. Калинос, Т. А. Ко-стяева. - М. : Просвещение, 1986. - С. 134-143.)

Логично предположить, что в перспективе из двух предлагаемых форматов письменного экзамена по русскому языку большей популярностью будет пользоваться экзамен с использованием экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий. Контрольные задания проще выполнить обучающимся, и, соответственно, проще проверить преподавателям. Однако изложение с творческим заданием может оставаться приемлемым форматом для итогового контроля за курс среднего (полного) общего образования по русскому языку в учреждениях СПО, в которых русский язык изучается на профильном уровне.

ИТОГОВЫМ КОНТРОЛЬ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ОСНОВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОГРАММЫ НПО/СПО

Гуляева М. А., методист лаборатории андрагогики ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово

Богатый на перемены в образовательном процессе учреждений профессионального образования и сложный для педагогов 2011/2012 учебный год приближается к завершению. Изменения, которые затрагивают образовательный процесс, происходят не

только в организации профессиональной подготовки обучающихся учреждений профессионального образования, но и общеобразовательной. У педагогов возникает множество вопросов и затруднений, связанных с противоречиями в нормативной документации и в процессе своей профессиональной деятельности. Так, с одной стороны, в соответствии со ст. 15 п. 3 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.