Научная статья на тему 'Приложение 1. Обзор значительных изменений в области налогового регулирования и гражданского законодательства за 2008 г'

Приложение 1. Обзор значительных изменений в области налогового регулирования и гражданского законодательства за 2008 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

21
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приложение 1. Обзор значительных изменений в области налогового регулирования и гражданского законодательства за 2008 г»

Приложение 1. Обзор значительных изменений в области налогового регулирования и гражданского законодательства за 2008 г.1

Как и ранее, в 2008 г. было продолжено реформирование налогового законодательства, направленное на его упорядочение и совершенствование. В течение года были внесены изменения и дополнения практически во все главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Наиболее существенные изменения связаны со снижением ставки налога на прибыль, изменением порядка уплаты налога на добавленную стоимость, предоставлением субъектам РФ права устанавливать дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также перехода в дальнейшем от уплаты единого социального налога на уплату страховых взносов. Большинство изменений улучшает положение налогоплательщиков, при этом некоторые из них прямо ухудшают их положение.

Отметим также значимые изменения в гражданском, антимонопольном, трудовом законодательствах.

1. Основные изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ (части первую и вторую)

Налог на прибыль2

С 1 января 2009 г. ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 до 20% за счет части налога, поступающего в федеральный бюджет (сумма налога, зачисляемая в федеральный бюджет, уменьшается до 2,5% вместо 6,5%), что в целом соответствует общемировым тенденциям реформирования налогообложения . Сумма налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 286 НК РФ), а налоговая база исчисляется по итогам налогового периода (п. 1 ст. 54 НК РФ). Поэтому, уплачивая в 2009 г. налог на прибыль за 2008 г., организации должны использовать ранее установленную ставку в 24%.

1 Раздел подготовлен с помощью правовой системы «КонсультантПлюс».

2 См.: Федеральные законы от 1 декабря 2008 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»; от 22 июля 2008 г. № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 256 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации о налогах и сборах»; от 30 июня 2008 г. № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 30 апреля 2008 г. № 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

3 См.: Комментарий ИЭПП. Малинина Т. А. Изменения в порядке исчисления налога на прибыль организаций. http://www.iet.ru/ru/kommentarii/izmeneniya-v-poryadke-ischisleniya-naloga-na-pribyl-organizacii.html

Внесенными изменениями предусматривается специальный порядок уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль организаций (с IV квартала 2008 г.). Расчет подлежащих уплате сумм налога на прибыль организаций может осуществляться на основе фактической прибыли4 (нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания месяца, предшествующего месяцу, в котором производится уплата авансового платежа). Если организация примет решение воспользоваться указанной нормой, соответствующее изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль должно быть отражено в учетной политике для целей налогообложения. Данная новелла позволяет избежать ситуаций, когда авансовые платежи по налогу на прибыль превышают размер окончательного налогового обязательства, что приводит к кредитованию бюджета и изъятию денежных средств из оборота налогоплательщика (но с последующим зачетом в счет переплаты).

В новой редакции изложены положения, касающиеся порядка включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп, метода и порядка расчета сумм амортизации. Принципиально меняется порядок начисления амортизации при использовании нелинейного метода. Амортизация теперь начисляется не в отношении отдельного основного средства или нематериального актива, а в целом по амортизационной группе (п. 1 ст. 259 НК РФ). Стоимость всех объектов, включенных в амортизационную группу, формирует ее суммарный баланс (п. 2 ст. 259.2 НК РФ), который ежемесячно уменьшается на суммы начисленной по этой группе амортизации (п. 4 ст. 259.2 НК РФ). При этом для каждой из амортизационных групп п. 5 ст. 259.2 НК РФ установлена своя месячная норма амортизации: для первой группы - 14,3, для второй - 8,8, для третьей -5,6 и т.д. Если суммарный баланс амортизационной группы становится менее 20 000 руб., в следующем месяце организация получает право ликвидировать данную амортизационную группу, и значение суммарного баланса при этом относится на внереализационные расходы (п. 12 ст. 259.2 НК РФ). По истечении срока полезного использования имущество исключается из амортизационной группы, при этом суммарный баланс группы не меняется (п. 13 ст. 259.2 НК РФ).

Если ранее можно было произвольно применять тот или иной метод начисления амортизации по каждому конкретному объекту амортизируемого имущества, то теперь такой возможности нет. По всему амортизируемому имуществу применяется либо только линейный, либо только нелинейный метод (абз. 2 п. 3 ст. 259 НК РФ); а свой выбор налогоплательщик обязан закрепить в учетной политике.

Единственное исключение - здания, сооружения, передаточные устройства и нематериальные активы, входящие в восьмую-десятую амортизационные группы (т.е. со сроком полезного использования свыше 20 лет). Амортизация по ним начисляется только с использованием линейного метода (абз. 1 п. 3 ст. 259 НК РФ).

С января 2009 г. размер амортизационной премии для основных средств со сроком использования от 3 до 20 лет увеличивается с 10 до 30%.

Установлено, что организации, применявшие к основной норме амортизации специальный коэффициент 0,5 в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, имевших первоначальную стоимость соответственно более 600 000 и 800 000 рублей, с 1 января 2009 г. указанный коэффициент не применяют.

4 В настоящее время ежемесячные авансовые платежи рассчитываются исходя из результатов предыдущих периодов (ст. 286 НК РФ).

С 1 января 2009 г. арендодатель, который по договору обязан возместить арендатору стоимость капиталовложений в арендованные объекты основных средств, может начать амортизировать их с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было введено в эксплуатацию. Теперь начало амортизации не связано с фактической выплатой компенсации стоимости таких затрат арендатору (п. 3 ст. 259.1, п. 6 ст. 259.2 НК РФ).

Поправки в НК РФ закрепляют право организаций начислять амортизацию по основным средствам, выявленным в результате инвентаризации. Так, первоначальная стоимость основных средств, выявленных в ходе инвентаризации, определяется в соответствии с п. 20 ст. 250 НК РФ, т.е. как стоимость излишков МПЗ и прочего имущества, выявленного при инвентаризации. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость как излишков МПЗ, так и прочего имущества, выявленного в результате инвентаризации, определяется как сумма налога, уплаченного с дохода, который образовался при их выявлении. Следовательно, основные средства, выявленные в результате инвентаризации, будут амортизироваться, а их первоначальную стоимость будет составлять сумма налога с дохода, уплаченного при их выявлении.

С 2009 г. выплачиваемые командируемым работникам суточные и полевое довольствие организации вправе учитывать в расходах полностью, в размере фактических затрат. Нормирование этих расходов отменяется (абз. 4 подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Налогоплательщики получили возможность признавать расходы не только на подготовку или переподготовку кадров, но и на получение своими сотрудниками образования - на обучение по основным и дополнительным профессиональным программам (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Согласно новому абз. 5 п. 2 ст. 262 НК РФ некоторые виды расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, в том числе и безрезультатные, организации смогут признавать единовременно, а не равномерно в течение года, и с применением повышающего коэффициента 1,5 (т.е. в расходы будет включаться сумма, в полтора раза большая, чем фактические затраты). Конкретный перечень НИОКР, по которым будет применяться новое правило, должен быть установлен Правительством РФ.

При реализации имущественных прав (долей, паев) организация вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения имущественных прав, а также на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией (подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ). Если доходы от реализации имущественных прав будут меньшими, чем цена приобретения и связанные с этим расходы, образуется убыток. Теперь добавлена ссылка на подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ, и убыток от реализации имущественных прав можно будет учитывать.

В соответствии с поправками взносы работодателя относятся к расходам на оплату труда и в общей сумме со взносами по договорам долгосрочного страхования жизни сотрудников, добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения работников учитываются при налогообложении в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда (абз. 1, 7 п. 16 ст. 255 НК РФ)5.

5 См. также внесение изменений в ЕСН и НДФЛ. Такие взносы не облагаются ЕСН и НДФЛ в пределах

не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы.

Установлены пониженные ставки налога на прибыль для тех сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не перешли на уплату ЕСХН, а остались на общем режиме налогообложения. Эти ставки применяются в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной (а также произведенной и самостоятельно переработанной) сельскохозяйственной продукции. Изменениями действие нулевой ставки налога (которое заканчивалось в 2008 г.) продлено до 2012 г.

Налог на добавленную стоимость (НДС)6

Положительным фактом для организаций, применяющих общую систему налогообложения, стало принятие поправки, согласно которой начиная уже с октября 2008 г. организации вправе уплачивать НДС равными долями в течение квартала. Тем самым налогоплательщики получили своего рода рассрочку по уплате НДС.

Вновь освобождаются от уплаты НДС реализация лома и отходов черных металлов (подп. 25 п. 2 ст. 149), а также ввоз в Россию технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ (ст. 150 НК РФ).

Теперь не подлежат налогообложению НДС (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ) операции по реализации или передаче в пользование на территории России прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау). Кроме того, от НДС теперь освобождены такие операции, как:

- выполнение НИОКР при условии, что в состав работ входит разработка конструкции инженерного объекта;

- разработка новых технологий либо создание опытных образцов для собственных нужд;

- уступка (приобретение) прав (требований) по договорам займа или кредитным договорам.

Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», теперь признаются для целей налогообложения в пределах 1,5% (ранее 0,5%) доходов (валовой выручки) налогоплательщика.

С 2009 г. вводится новый порядок исчисления налоговой базы по НДС при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками этого налога) для их последующей перепродажи (ст. 154 и 164 НК РФ). Налоговая база в таких случаях определяется как разница между ценой реализации

6 См.: Федеральные законы от 13 октября 2008 г. № 172-ФЗ «О внесении изменений в статью 174 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»; от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности»; от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 4 декабря 2008 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

автомобиля с учетом налога и ценой его приобретения для перепродажи. До изменений налоговая база по НДС определялась как стоимость этих автомобилей, исчисленная исходя из их рыночных цен без НДС.

Существенное изменение, касающееся НДС, заключается в том, что покупателю, перечислившему продавцу предоплату, предоставлено право принять к вычету НДС с данной предоплаты, не дожидаясь отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав). Изменения были внесены в ст. 168, 169, 170, 171, 172 НК РФ.

При проведении взаимозачетов, осуществлении товарообменных операций или использовании в расчетах ценных бумаг перечислять уплачиваемую продавцу сумму НДС отдельным платежным поручением больше не нужно. Абзац 2 п. 4 ст. 168 НК РФ, устанавливающий эту обязанность, с 2009 г. отменяется.

Суммы НДС, исчисленные при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, будут приниматься налогоплательщиком к вычету на момент определения налоговой базы по данным СМР, т.е. на последнее число каждого налогового периода, последнее число квартала (абз. 2 п. 5 ст. 172, п. 10 ст. 167 НК РФ). Как следствие начисление НДС к уплате по СМР для собственного потребления и принятие этих сумм к вычету будут производиться в одном и том же налоговом периоде, а не в разных, как ранее.

Организации и индивидуальные предприниматели будут признаваться налоговыми агентами не только при аренде государственного и муниципального имущества, но также в случаях реализации (передачи) им государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, которое составляет государственную казну РФ, казну субъекта РФ или муниципального образования (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). В качестве налогового агента они будут обязаны определить расчетным методом сумму налога, удержать ее из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет.

Налогоплательщикам разрешено представлять в налоговые органы для подтверждения права на получение возмещения НДС при экспорте товаров вместо таможенных деклараций специальные реестры таможенных деклараций (ст. 165 НК РФ).

Если в ходе камеральной проверки декларации с суммой НДС к возмещению инспекция выявит какие-либо нарушения налогового законодательства, но при этом в отношении части возмещаемой суммы никаких претензий не будет, налоговый орган должен вынести два решения: одно - о частичном возмещении суммы налога, другое -об отказе в возмещении оставшейся суммы НДС (п. 3 ст. 176 НК РФ). Это позволит налогоплательщику сразу же возместить ту сумму НДС, которая инспекцией не оспаривается.

7

Единый социальный налог(ЕСН)

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» работодатель вправе принять решение об уплате взносов из собственных средств в пользу тех сотрудников, которые уплачивают дополнительные страховые взносы. Решение об уплате взносов работодателя либо оформляется отдельным приказом, либо вносится в коллективный или трудовой договор. В соответствии с изменениями, внесенными в НК РФ, взносы работодателя, уплаченные за застрахованного лица, в пределах не более 12 000 руб. в год на каждого работника не облагаются ЕСН (подп. 7.1 п. 1 ст. 238 НК РФ).

С 2009 г. будет расширен перечень выплат, не облагающихся ЕСН. В него включены:

- суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, за профессиональную подготовку и переподготовку работников (п. 16 ст. 238 НК РФ);

- суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам в возмещение затрат на уплату процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья (п. 17 ст. 238 НК РФ).

Данные суммы не будут облагаться ЕСН, если они учитываются в расходах по налогу на прибыль. Они также не будут учитываться при расчете НДФЛ (п. 21 и п. 40 ст. 217 НК РФ).

В отношении возмещения затрат по процентам освобождение от уплаты ЕСН будет действовать до 1 января 2012 г.

Отметим также, что распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р принят документ «Об основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.», определяющий приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу. В эти годы предполагается принять некоторые меры по совершенствованию налоговой системы, в частности осуществить переход от ЕСН к страховым взносам по видам обязательного социального страхования с 1 января 2010 г. В итоге повышается нагрузка на налогоплательщиков, поскольку совокупная ставка страховых взносов составит 34% против 26%, действующих сейчас по ЕСН.

7 См.: Федеральные законы от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»; от 30 апреля 2008 г. № 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

8

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Изменения, касающиеся стандартного налогового вычета на детей, коснулись ст. 218 НК РФ. Так, с 600 до 1000 руб. повышен размер данного вычета, а сумма дохода налогоплательщика за год, до достижения которой предоставляется вычет, увеличена с 40 000 до 280 000 руб. В состав лиц, имеющих право на получение стандартного налогового вычета, включены супруг (супруга) приемного родителя.

Предусмотрено, что по соглашению между родителями (приемными родителями) одному из них стандартный налоговый вычет на детей может предоставляться в двойном размере, а другому родителю - не предоставляться вовсе. Для этого один из родителей должен написать заявление об отказе от получения налогового вычета.

Вычет в размере 400 руб. за каждый месяц начиная с 2009 г. будет предоставляться работникам до тех пор, пока их доход за год не превысит 40 000 руб., а не 20 000 руб., как ранее (подп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Размер имущественного налогового вычета по НДФЛ при покупке (строительстве) жилья увеличен с 1 млн до 2 млн руб. (ст. 220 НК РФ). Данное увеличение распространяется на граждан, купивших (построивших) жилье с 1 января 2008 г.

Увеличен максимальный размер налогового вычета на обучение и лечение (ст. 219 НК РФ). Он удвоился и составил 100 000 руб. Такой же предел предусмотрен для нового вида социального вычета - в размере сумм пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования.

Отдельно можно отметить взносы на софинансирование пенсионных накоплений, а также взносы работодателя, уплачиваемые в пользу застрахованного лица. Дополнительные страховые взносы могут уплачиваться физическим лицом либо самостоятельно, либо через работодателя9. Работодатель, получивший заявление об уплате дополнительных взносов от своего сотрудника, в течение трех рабочих дней направляет это заявление в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве страхователя и с 1-го числа следующего месяца после получения заявления удерживает и перечисляет дополнительные взносы. Для граждан, уплачивающих дополнительные взносы, предусмотрена государственная поддержка в виде добавления из федерального бюджета в течение 10 лет суммы, не превышающей 12 000 руб. в год.

Для целей НДФЛ доходом работника не будут признаваться:

8 См.: Федеральные законы от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 1 декабря 2008 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 22 июля 2008 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»; от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»; от 30 апреля 2008 г. № 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

9 См.: Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

- уплачиваемые в рамках государственной поддержки взносы на софинансирова-ние формирования пенсионных накоплений (п. 38 ст. 217 НК РФ);

- взносы работодателя в пределах не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы (п. 39 ст. 217 НК РФ).

Сумма уплаченных физическим лицом дополнительных страховых взносов в размере фактических расходов на накопительную часть трудовой пенсии включается в состав социального налогового вычета по НДФЛ (подп. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ). В связи с этим предельный размер социального налогового вычета увеличен со 100 000 до 120 000 руб. (п. 2 ст. 219 НК РФ). Для получения вычета физическому лицу потребуется представить либо документы, подтверждающие его фактические расходы на уплату дополнительных взносов, либо справку налогового агента об удержанных и перечисленных взносах.

Также не будут облагаться НДФЛ:

- суммы платы за обучение физического лица по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, за профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо в иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус (п. 21 ст. 217 НК РФ);

- суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья, которые включаются в расходы по налогу на прибыль (п. 40 ст. 217 НК РФ).

Следует отметить, что в отношении платы за обучение для целей НДФЛ не имеет значения, учитывается эта сумма в расходах по налогу на прибыль или нет.

л 10

Акцизы

С января 2008 г. глава 22 НК РФ действует в редакции Закона от 16 мая 2007 г. № 75-ФЗ, которым был введен новый порядок установления ставок акцизов - ставки утверждались на три года вперед, к ст. 193 НК РФ прилагалась их соответствующая таблица.

Ставки на 2009 г. изменились следующим образом. По алкогольной продукции по сравнению с ранее запланированными увеличились ставки по этиловому спирту, по продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% и с долей спирта до 9% включительно. Выросли также ставки акцизов по натуральным винам и пиву, однако чуть ниже ранее запланированных установлены ставки на шампанские, игристые и прочие шипучие вина (10,5 - в 2009 г. и 11,5 - в 2010 г.).

Изменились ставки по табачной продукции: по сигариллам, сигаретам с фильтром, а также сигаретам без фильтра и папиросам ранее установленные значения увеличены уже с 2009 г., а по табаку и сигарам пока действуют ставки в редакции Закона от 16 мая 2007 г. № 75-ФЗ, но с 2011 г. повысятся и они.

Увеличились ставки, установленные на 2009 и 2010 гг. для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт. Также выросли ставки по прямогонному бен-

10 См.: Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

зину, а ставка акциза по моторным маслам останется неизменной только до 2010 г. включительно - в 2011 г. она также будет повышена.

Существенные изменения ждут налогоплательщиков, которые реализуют автомобильный бензин и дизельное топливо. Эти подакцизные товары выделены в списке ставок в отдельную таблицу. Ставки, установленные в данный момент на 2009 и 2010 гг., не изменятся, а с 2011 г. будет действовать новая система обложения данных видов топлива акцизами - ставка акцизов как по бензину, так и по дизельному топливу будет напрямую зависеть от их соответствия определенному классу. Классы топлива будут определяться в соответствии с техническим регламентом, который устанавливается Правительством РФ.

Установлено правило, если при смешении подакцизных товаров получается товар, в отношении которого установлены более низкие ставки, акциз не уплачивается. Согласно изменениям в п. 3 ст. 182 НК РФ, вступающим в силу с 2009 г., производством подакцизных товаров путем смешения в местах их хранения и реализации признается процесс производства только в том случае, если при смешении получается товар, на который ст. 193 НК РФ установлена более высокая ставка акциза, чем на продукцию, использованную в качестве сырья (материалов). То есть если при смешении получен подакцизный товар, ставка акциза на который ниже ставки, предусмотренной для продукции, использованной в качестве сырья, то организация не признается производителем подакцизных товаров, а значит, не должна исчислять и уплачивать в бюджет акциз.

Уточняется понятие «марка табачных изделий» (ст. 187.1 НК РФ). Теперь под маркой (наименованием) понимается ассортиментная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок одним или несколькими из следующих признаков - индивидуализированным обозначением (названием), присвоенным производителем или лицензиаром, рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой. То есть если какая-либо позиция сигарет (сигар, папирос) имеет хотя бы одно из перечисленных отличий, то она может считаться самостоятельной маркой табачного изделия. Это изменение позволяет производителю установить различные максимальные розничные цены на сигареты (сигары, папиросы) с одним и тем же названием и характеристиками, но имеющие незначительные отличия (например, в упаковке).

Специальные налоговые режимы11

По общему правилу налогоплательщики, применяющие УСН, вправе выбрать объектом налогообложения один из двух вариантов: доходы (где ставка налога - 6%) или доходы, уменьшенные на величину расходов (где ставка налога - 15%). Объект налогообложения не мог меняться налогоплательщиком в течение 3 лет с начала применения УСН (ст. 346.14 НК РФ). Теперь плательщикам УСН предоставлено право еже-

11 См.: Федеральные законы от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 24 ноября 2008 г. № 208-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.14 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»; от 22 июля 2008 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации», 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». 618

годно с начала нового налогового периода изменять ранее выбранный объект налогообложения при условии уведомления об этом налоговых органов до 20 декабря года, предшествующего году, в котором предлагается осуществить такое изменение. В течение налогового периода изменить объект налогообложения нельзя. Поскольку установлено, что указанная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г., налогоплательщики, применяющие УСН и желающие изменить объект налогообложения на 2009 г., уже в 2008 г. вправе уведомить об этом налоговую инспекцию.

Если со следующего года организация, применяющая общий режим налогообложения, решила перейти на УСН, ей необходимо подать заявление в налоговую инспекцию до 30 ноября текущего года.

С целью снижения налоговой нагрузки в сложившихся экономических условиях в ст. 346.20 НК РФ, которой установлена налоговая ставка в размере 15%, в случае когда объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, введено дополнение, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. С одной стороны, решение можно признать благоприятным для налогоплательщиков, поскольку принятие такого решения субъектом РФ будет реальной поддержкой по снижению налоговой нагрузки. С другой стороны, возникает вопрос, раз снижение ставки (или введение дифференцированных ставок) поставлено в зависимость от категорий налогоплательщиков, то это дает возможность субъектам РФ снижать ставку лишь для отдельных категорий налогоплательщиков (которые, например, аффилированы с региональной властью либо власть в них каким-либо образом заинтересована). Считаем, что при принятии субъектами РФ такого решения снижать ставку необходимо исключительно для всех категорий налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

С нового года налогоплательщикам, применяющим УСН при объекте налогообложения «доходы минус расходы», позволено принимать при расчете налогооблагаемой базы большие суммы расходов: списание суточных по фактическим затратам без ограничения (отменено нормирование, ст. 346.16 НК РФ); признание расходов на обязательное страхование ответственности (ст. 346.16 НК РФ); учет в расходах сырья и материалов по факту их оплаты (снято требование об обязательном списании в производство, ст. 346.17 НК РФ); уменьшение налоговой базы при переносе убытков прошлых налоговых периодов без ограничения (отменено 30-процентное ограничение, ст. 346.18 НК РФ). Порядок перенесения убытков на будущее налогоплательщиками на УСН приближен к аналогичному порядку, применяемому плательщиками налога на прибыль организаций: теперь убытки, полученные в предыдущих периодах, могут уменьшить налоговую базу в полном размере.

Изменения коснулись п. 2 ст. 346.11 и п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ - организации, применяющие УСН, признаются плательщиками налога на прибыль в отношении полученных дивидендов.

Значительно упрощается сдача отчетности (ст.346.23 НК РФ). С января 2009 г. отменяется ежеквартальная сдача налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Теперь налогоплательщики на УСН будут подавать только

12

одну налоговую декларацию по итогам налогового периода (года) . При этом следует отметить, что авансовые платежи уплачиваются по итогам отчетного периода в прежнем порядке.

Масштабные изменения, значительно расширяющие сферу применения, коснулись ст. 346.25.1 НК РФ, регламентирующей порядок применения УСН индивидуальными предпринимателями на основе патента.

Налогоплательщикам разрешено заниматься одновременно несколькими видами предпринимательской деятельности, а не одним, как ранее, а также привлекать к своей деятельности наемных сотрудников. Таким образом, можно говорить о появлении на рынке самостоятельных субъектов малого предпринимательства (с числом штатных сотрудников не более 5 в налоговом периоде). Кроме того, к уже имеющемуся 61 виду деятельности на основе патента добавились еще:

- услуги общественного питания;

- услуги по переработке сельскохозяйственной продукции, в том числе по производству мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов из льна, хлопка, конопли и лесоматериалов (за исключением пиломатериалов);

- услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);

- оказание услуг, связанных с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы);

- выпас скота;

- ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;

- осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию.

С 2009 г. патент может быть приобретен на любое количество месяцев в году (от

1 до 12, а не, как ранее, на 3, 6, 9 и 12 месяцев). Кроме того, с 1 января 2009 г. из числа субъектов, имеющих право регулирования применения данного вида специального режима, исключены законодательные власти субъектов РФ. В п. 12 ст. 346.25.1 НК РФ введено уточнение, что налогоплательщики, применяющие УСН на основе патента, ведут только налоговый учет доходов.

Отметим также изменения, внесенные в главу, посвященную единому налогу на вмененный доход (ЕНВД).

Организации и индивидуальные предприниматели с 2009 г. не могут применять ЕНВД, если численность их работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек (подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ), и организация не может применять ЕНВД, если доля участия других юридических лиц в ее уставном капитале превышает 25% (подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ). Отметим, что ограничение по участию в уставном капитале организации не действует в отношении налогоплательщиков, чей уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, на организации потребкооперации и предприятия, чьим единственным учредителем является организация потребкооперации.

12 Данное изменение касается не только единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (ст. 346.23 НК РФ), но и транспортного налога (ст. 363.1 НК РФ) и земельного налога (ст. 398 НК РФ). 620

Сокращен перечень видов деятельности, которые переводятся на ЕНВД (подп. 4 и 5 п. 2.2 ст. 346.26, абз. 7 ст. 346.27 НК РФ). На ЕНВД не переводятся:

- учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения - в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания (подп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). При этом оказание услуг общественного питания должно являться неотъемлемой частью процесса функционирования этих учреждений, а услуги должны оказываться непосредственно этими организациями (подп. 4 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ);

- организации и индивидуальные предприниматели - по оказанию услуг по передаче в аренду автозаправочных станций и автогазозаправочных станций (подп. 5 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ);

- организации, оказывающие услуги по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов (абз. 7 ст. 346.27 НК РФ).

Внесены изменения в ряд формулировок видов деятельности, ранее переводимых на уплату ЕНВД. Например, услуги общественного питания в залах обслуживания площадью до 150 кв. м, оказываемы учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения, будут облагаться ЕНВД. Правда, с одним условием - такие услуги не должны являться неотъемлемой частью деятельности указанных учреждений.

Применять ЕНВД будут налогоплательщики, которые занимаются распространением наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, а также размещением рекламы на транспортных средствах (подп. 10 и 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

С 1 января 2009 г. отменена норма абз. 3 п. 6 ст. 346.29 НК РФ, предоставляющая право налогоплательщикам самостоятельно корректировать в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение коэффициента К2. Таким образом, плательщик ЕНВД при определении налоговой базы больше не вправе учитывать фактический период времени ведения предпринимательской деятельности в течение налогового периода.

Уточняется, что ежегодно устанавливаемый коэффициент-дефлятор К1 должен рассчитываться как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году (абз. 5 ст. 346.27 НК РФ). Сейчас коэффициент-дефлятор отражает лишь изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) за предшествующий год.

Реализация товаров или продукции через торговые автоматы относится к розничной торговле (абз. 12 ст. 346.27 НК РФ).

Для целей применения ЕНВД значения физических показателей указываются в целых единицах, а значения стоимостных показателей - в полных рублях. Значения стоимостных показателей менее 50 коп. (0,5 единицы) отбрасываются, а 50 коп. (0,5 единицы) и более округляются до полного рубля (целой единицы) (п. 11 ст. 346.29 НК РФ).

По отдельным видам деятельности налогоплательщик должен встать на учет не по месту осуществления деятельности, а по местонахождению организации либо месту жительства индивидуального предпринимателя (абз. 3 п. 2 ст. 346.28 НК РФ).

Некоторые изменения в части совершенствования налогового администрирования13

Уточнен порядок проведения камеральных налоговых проверок. Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2009 г.) камеральная налоговая проверка проводится в течение 3 месяцев со дня представления декларации и документов, которые должны к ней прилагаться. Данная формулировка не позволяла однозначно определить, с какого момента отсчитывается срок проверки - со дня подачи декларации или с даты представления прилагаемых к ней документов. С 2009 г. данная проблема устранена: камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Уточняется также, что если в ходе проверки налогоплательщик представляет уточненную декларацию, то проверка первоначальной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Таким образом, в данной ситуации трехмесячный срок, установленный для проведения камеральной проверки, начинает отсчитываться с момента подачи уточненной декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

До 2009 г. в ст. 100 НК РФ не был указан срок, в течение которого акт налоговой проверки должен быть вручен налогоплательщику. Дополнение, внесенное в п. 5 ст. 100 НК РФ, уточняет, что этот акт вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение 5 дней с даты его составления. Данные правила применяются при оформлении результатов как выездной, так и камеральной проверки. Пятидневный срок (со дня вынесения) установлен также для вручения решения инспекции о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности (соответствующее изменение внесено в п. 9 ст. 101 НК РФ).

Вводится досудебное урегулирование споров. В настоящее время налогоплательщик, который не согласен с решением налогового органа, вынесенным по результатам проверки, может сам выбирать, в каком порядке он будет это решение обжаловать (решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения). Согласно ст. 138 НК РФ ему предоставляется право обратиться либо в вышестоящий налоговый орган, либо сразу в суд. С начала 2009 г. вступает в силу поправка в ст. 101.2 НК РФ, которая устанавливает, что судебному обжалованию решений налоговых органов в обязательном порядке должно предшествовать обжалование в вышестоящем налоговом органе. Таким образом, налогоплательщики утратят право обращаться для разрешения спора с налоговой инспекцией напрямую в судебные органы, сначала они должны будут пройти процедуру досудебного урегулирования спора. Это означает, что с января следующего года схема отстаивания своих интересов налогоплательщиками затянется как минимум на один месяц за счет досудебного урегулирования

13 См.: Федеральные законы от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 622

спора14. Полагаем, данная норма ухудшает положение налогоплательщиков, поскольку лишает их выбора, увеличивает документооборот и затраты времени.

Были внесены изменения и дополнения в ст. 63 и 64 НК РФ, а также добавлена новая ст. 64.1, предусматривающая особый порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов. Суть изменений в том, что министру финансов РФ предоставляется право принимать решения о предоставлении отсрочек сроком до 5 лет по уплате федеральных налогов, пеней и штрафов, а также об изменении сроков уплаты федеральных налогов организациям, чья задолженность превышает 10 млрд руб. Организация, претендующая на получение отсрочки или рассрочки, должна будет представить ряд документов: справку налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам; предполагаемый график погашения задолженности; документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности; и письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации. При этом на сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или о рассрочке, начисляются проценты по ставке, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Отсрочка или рассрочка может предоставляться без способов ее обеспечения.

Внесены изменения в существующий порядок блокировки счетов, которые вступят в силу с 1 января 2009 г. Теперь налоговые органы будут иметь право блокировать банковский счет не только в случае выявления недоимки по налогам, но также и в случае наличия задолженности по пеням и штрафам. При этом налоговые органы обязаны отменять решение о приостановке операций по счетам в течение рабочего (а не операционного, как сейчас) дня с момента разрешения конфликтной ситуации. Кроме того, за просрочку в разблокировке счета или в уведомлении его владельца о разблокировке налоговые органы будут платить проценты (данное правило начнет действовать с 2010 г.).

Перечень оснований предоставления инвестиционного налогового кредита дополнен случаем выполнения организацией государственного оборонного заказа. Уточняется порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банках и проведения налоговых проверок. Запрещается использовать доказательства, полученные с нарушением Налогового кодекса РФ.

14 Процедура рассмотрения налоговыми органами жалоб налогоплательщиков установлена в Регламенте рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке, утв. Приказом МНС РФ от 17 августа 2001 г. № БГ-3-14/290. Рассмотреть поступившую жалобу налоговый орган должен в течение календарного месяца со дня ее получения (п. 2.1 ст. 2 приказа). Причем этот срок может быть продлен по решению налогового органа на 15 дней с целью получения необходимых для рассмотрения жалобы документов или информации из налоговой инспекции (п. 3 ст. 140 НК РФ). О принятом решении налогоплательщику должно быть сообщено в течение 3 дней со дня его принятия.

2. Некоторые изменения в сфере гражданского, антимонопольного, трудового законодательств

Автономные учреждения

С 2007 г. начал действовать Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», который установил новый тип государственного (муниципального) учреждения - автономное учреждение.

Напомним, что автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образовани-ем15 для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Для практической реализации Закона об АУ необходимо было принятие целого ряда подзаконных актов, регламентирующих:

- порядок рассмотрения предложений о создании федеральных автономных учреждений, создаваемых путем изменения типа существующих государственных учреждений;

- форму предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения;

- порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений;

- перечень учреждений, тип которых не подлежит изменению;

- условия и порядок формирования задания учредителя автономному учреждению и порядок финансового обеспечения выполнения задания автономным учреждением;

- порядок опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества;

- порядок осуществления функций и полномочий учредителя автономного учреждения органом исполнительной власти в отношении автономного учреждения.

Данные вопросы регламентируются органами федеральной, региональной и муниципальной власти для учреждений, находящихся в их ведении.

Практически все указанные подзаконные акты на федеральном уровне были приняты в 2007 г. Рассмотрим единственный документ, принятый в развитие Закона об АУ в 2008 г., - постановлением Правительства РФ от 18 марта 2008 г. № 182 был утвержден документ «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания».

Задание является обязательным для федерального автономного учреждения.

Учредитель устанавливает в задании требования к качеству и (или) объему (составу), условиям, порядку и результатам оказания федеральным автономным учреждением

15 Совместное учредительство автономных учреждений (в том числе различными органами власти или местного самоуправления) не допускается.

услуг, выполнения им работ для обеспечения осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и иных сферах с учетом потребностей в государственных услугах, а также определяет порядок контроля за исполнением задания, включая условия и порядок досрочного прекращения его выполнения.

В состав задания включаются:

а) выписка из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения задания;

б) перечень категорий потребителей услуг, оказываемых в рамках задания, с выделением категорий потребителей, имеющих право на бесплатное и (или) частично платное получение услуг, а также планируемое количество потребителей этих услуг (если характер задания предполагает возможность планирования количества потребителей);

в) показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых федеральным автономным учреждением услуг, на очередной финансовый год планового периода, на который устанавливается задание (если возможно - в расчете на одного потребителя каждой категории), методика расчета значений показателей, требования к квалификации и опыту персонала, оказывающего услуги, требования к материально-техническому обеспечению и порядок оказания услуг с указанием правового акта, которым утверждены требования к качеству услуг (при наличии);

г) порядок оказания услуг физическим и (или) юридическим лицам с указанием регламента или иного документа, которыми установлен указанный порядок. В случае отсутствия регламента (иного документа) прилагаются:

описание основных процедур оказания услуг федеральным автономным учреждением;

порядок информирования потенциальных потребителей об оказании услуг;

перечень оснований для приостановления оказания услуг или отказа в оказании услуг;

д) предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими и (или) юридическими лицами (в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено выполнение соответствующих работ (оказание услуг) на платной основе) либо порядок их установления;

е) порядок контроля за выполнением задания, условия и порядок его досрочного прекращения;

ж) требования к отчетности федерального автономного учреждения о выполнении задания (включая форму отчета о выполнении задания и периодичность его представления);

з) срок выполнения задания;

и) порядок изменения задания.

Задание устанавливается в соответствии с основной деятельностью, предусмотренной уставом федерального автономного учреждения, и с учетом:

а) предложений федерального автономного учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики ко-

личества потребителей услуг, уровня удовлетворенности существующим объемом и качеством услуг и возможностей федерального автономного учреждения по оказанию услуг;

б) сданного в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенного этим учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания которого учредителем не осуществляется;

в) показателей выполнения федеральным автономным учреждением задания в отчетном финансовом году;

г) объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до учредителя федерального автономного учреждения.

Напомним, что для бюджетных учреждений перечень расходования бюджетных ассигнований строго ограничен (ст. 70 БК РФ), в отличие от них для автономных учреждений такой перечень не установлен и определяется учредителем при предоставлении субсидий из бюджета при формировании задания.

Так, финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления федеральному автономному учреждению:

а) субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им услуг физическим и (или) юридическим лицам;

б) субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Кроме того, дополнительно установлено, что федеральному автономному учреждению, созданному путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения, предоставляется в течение 3 лет с даты создания за счет средств федерального бюджета субсидия с целью выравнивания финансового обеспечения выполнения задания, сформированного учредителем в отношении этого федерального автономного учреждения. В частности, для таких автономных учреждений размер субсидии будет определяться как разность между размером бюджетных ассигнований, предоставленных бюджетному учреждению на текущий год и плановый период, и размером субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание АУ услуг и на содержание соответствующего недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Постановлением также было поручено Минэкономразвития России утвердить по согласованию с Минфином России методические рекомендации по расчету нормативов затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением, созданным на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (далее - федеральное автономное учреждение), учредителем, или приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключе-

нием имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. А федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения, предписано разработать и утвердить по согласованию с Минфином России нормативы затрат на содержание имущества, закрепленного за автономным учреждением.

Кроме того, Положением установлено, что расчет размера нормативных затрат на выполнение задания производится учредителем на основании утвержденных нормативов затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам в рамках задания, а также норматива затрат на содержание соответствующего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества и уплату налогов, за исключением случаев, установленных актами Президента РФ и Правительства РФ.

Субсидии перечисляются в установленном порядке на счет, открытый федеральному автономному учреждению в кредитной организации.

Предоставление федеральному автономному учреждению данных субсидий в течение финансового года осуществляется на основании соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления льгот. Учредитель вправе уточнять и дополнять соглашение с учетом отраслевых особенностей. Периодичность перечисления субсидий в течение финансового года и их размеры определяются указанным соглашением.

Таким образом, законодательство наделяет соответствующие органы исполнительной власти необходимостью определить нормативы затрат автономных учреждений по двум видам предоставляемых им субсидий, а расчет таких нормативов предполагает и формирование соответствующей методической базы.

Закон об АУ и рассматриваемое Постановление не содержат указаний о том, является ли деятельность автономного учреждения в рамках задания прибыльной или нет. Видимо, эти вопросы будут решаться при формировании задания учредителя и установлении тарифов на услуги, оказываемые в рамках задания.

Совершенствование законодательства в области защиты конкуренции

Федеральным законом от 8 ноября 2008 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» был внесен ряд изменений, в соответствии с которыми устраняются некоторые ограничения, установленные в отношении сделок с государственным и муниципальным имуществом, а также имуществом коммерческих организаций, и отменяются некоторые обязанности кредитных организаций, установленные в рамках антимонопольного контроля за их деятельностью. Уточнены полномочия антимонопольного органа по рассмотрению предусмотренных Законом «О защите конкуренции» ходатайств хозяйствующих субъектов.

Регламентация сделок с государственным и муниципальным имуществом

В соответствии с Законом «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам

проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Соблюдение данного порядка в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не требуется в случаях, если указанные права на имущество предоставляются на основании актов Президента РФ, Правительства РФ, решений суда и федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом.

Законом был дополнен этот перечень исключений - проведение конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, не требуется также в следующих случаях: передача указанных прав на основании международных договоров, государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ, а также передача указанных прав на срок не более чем тридцать календарных дней (при этом запрещается предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов). Без проведения конкурсов или аукционов возможно также заключение договоров на передачу религиозным организациям в безвозмездное пользование имущества религиозного назначения, в том числе зданий и сооружений (подп. «а» п. 1 ст. 1 Закона).

Перечень случаев, при которых заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом без проведения конкурсов или аукционов, распространен на государственное и муниципальное имущество, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями (подп. «б» п. 1 ст. 1 Закона).

Включена норма, устанавливающая, что до 1 июля 2010 г. разрешается заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды государственного или муниципального имущества, заключенных до 1 июля 2008 г. с субъектами малого и среднего предпринимательства. При этом заключение указанных договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2010 г. Кроме того, оговорено, что это разрешение не распространяется на заключение договоров аренды государственного или муниципального имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства, являющимися кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами, участниками соглашений о разделе продукции, предприятиями игорного бизнеса, нерезидентами Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами), а также субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых) (п. 5 ст. 1 Закона).

Из Закона «О защите конкуренции», устанавливающего обязательность заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, только по результатам конкурсов

или аукционов (конечно, кроме случаев, определенных Законом), исключено упоминание договоров доверительного управления имуществом (подп. «б» п. 1 ст. 1 Закона).

Регламентация сделок с имуществом коммерческих организаций, совершаемых с предварительного согласия антимонопольного органа

В Законе «О защите конкуренции» установлен перечень сделок с имуществом коммерческих организаций, которые при определенных условиях могут совершаться только с предварительного согласия антимонопольного органа. Такими условиями, в частности, являются суммарная стоимость активов лица, приобретающего имущество, и лица, имущество которого приобретается, либо суммарная выручка от реализации товаров в сочетании со стоимостью активов, либо факт включения одной из сторон сделки в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих определенную долю на рынке.

К сделкам, которые при указанных условиях подлежат предварительному согласованию с антимонопольным органом, например, относится получение в собственность, в пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает 20% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества.

Внесенными изменениями исключены из упомянутых основных производственных средств (и, таким образом, из числа объектов, сделки с которыми подлежат предварительному согласованию с антимонопольным органом) земельные участки, а также не имеющие промышленного назначения здания, строения, сооружения, помещения и части помещений, объекты незавершенного строительства (п. 2 ст. 1 Закона).

Вопросы антимонопольного контроля за деятельностью финансовых организаций

Законом «О защите конкуренции» установлена обязанность финансовых организаций (к которым, в частности, относятся кредитные и страховые организации, фондовые и валютные биржи, лизинговые компании, управляющие компании) направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями. Соглашениями, на которые не распространялась обязанность направлять уведомления о них, являлись соглашения между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством РФ, а также соглашения, являющиеся договорами о предоставлении финансовых услуг, и соглашения, являющиеся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Изменениями уточняется, что антимонопольный орган необходимо уведомлять только о письменных соглашениях между финансовыми организациями или финансовыми организациями и органами исполнительной власти (федеральными или субъектов РФ). То есть теперь исключается упоминание «федерального» антимонопольного органа как адресата уведомлений, а также исключается упоминание о соглашениях, достигнутых в иной форме, кроме письменной, о соглашениях с органами местного самоуправления и «любыми организациями».

В перечень соглашений, на которые не распространяется обязанность направлять уведомления, дополнительно включены следующие виды соглашений: соглашения между финансовыми организациями, которые не связаны с оказанием финансовых услуг третьим лицам; соглашения, достижение которых предусмотрено договорами об оказании финансовых услуг; соглашения о расторжении ранее достигнутых соглашений; соглашения об изменении ранее достигнутых соглашений, не предусматривающие изменения существенных условий ранее достигнутых соглашений; соглашения, являющиеся предварительным договором.

По-новому определен еще один вид соглашений, который также входит в перечень исключений из обязанности направлять уведомления о соглашениях, - это соглашения между финансовыми организациями, стоимость активов каждой из которых по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате достижения соглашения, не превышает величину, установленную Правительством РФ. Ранее, как уже упоминалось, в перечень исключений входили соглашения между финансовыми организациями, «имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством РФ».

Из перечня документов, которые должны прилагаться к уведомлению, исключена финансово-экономическая отчетность, представляемая в Центральный банк РФ и в осуществляющие регулирование на рынке финансовых услуг федеральные органы исполнительной власти (п. 4 ст. 1 Закона).

Изменениями уточняется, что финансовые организации, не направившие в соответствии с Законом «О защите конкуренции» в антимонопольный орган уведомления о соглашениях, достигнутых до дня вступления в силу изменений, если обязанность уведомлять о таких соглашениях предусмотрена Законом «О защите конкуренции», должны направить в антимонопольный орган соответствующие уведомления в течение 9 месяцев со дня вступления в силу изменений. Такие уведомления, направленные в указанный срок, будут считаться направленными с соблюдением сроков, установленных антимонопольным законодательством (ст. 2 Закона).

Порядок рассмотрения антимонопольным органом ходатайств о предварительном согласовании сделок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При рассмотрении ходатайств о предварительном согласовании сделок в случаях, предусмотренных Законом «О защите конкуренции», антимонопольный орган вправе принять решение об удовлетворении ходатайства, продлении срока его рассмотрения и об отказе в удовлетворении.

Поправками установлено, что антимонопольный орган вправе принять решение о продлении срока рассмотрения ходатайства, помимо ранее установленных случаев, также в случае, если сделка или иное действие, заявленные в ходатайстве, подлежат предварительному согласованию в соответствии с Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», до дня принятия решения в отношении такой сделки или иного действия в соответствии с этим Федеральным законом. Если в соответствии с указанным Федеральным законом принято решение об отказе в предварительном согласовании сделки или иного действия, то антимонопольный орган также принимает решение об отказе в удовлетворении

ходатайства о даче согласия на осуществление сделки или иного действия (п. 3 ст. 1 Закона).

Новая система регулирования аудиторской деятельности

С 1 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Данный Федеральный закон предусматривает переход к новой системе регулирования аудиторской деятельности, отличной от ранее действовавшей (установленной прежним Федеральным законом от 7августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). В частности, новым Законом предусматривается отмена с 1 января 2010 г. лицензирования данного вида деятельности с одновременным введением обязательного членства аудиторов и аудиторских организаций в одной из саморегулируемых организаций аудиторов (СОА), наделенных соответствующими полномочиями по контролю за качеством предоставляемых аудиторских услуг. С 1 января 2010 г. лицензии на осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу, и аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе будут проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская организация, аудитор могут являться членами только одной саморегулируемой организации аудиторов.

Принятый Закон разделяет понятия аудиторской деятельности и аудита. Устанавливается, что аудиторская деятельность включает не только аудит (осуществление независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица), но также и оказание сопутствующих аудиту услуг, перечень которых устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Законом также определены требования для включения некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, а также определены права и обязанности таких организаций. НКО включается в государственный реестр СОА при условии объединения в ее составе не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций. То есть членами саморегулируемой организации аудиторов могут являться физические лица и (или) организации, не являющиеся соответственно аудиторами и аудиторскими организациями. Согласно ранее действующим положениям прежнего Закона № 119-ФЗ, профессиональное аудиторское объединение могло быть аккредитовано при условии объединения в составе его членов не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций.

Также для включения некоммерческой организации в государственный реестр СОА необходимо в целях обеспечения дополнительной имущественной ответственности ее членов сформировать компенсационный фонд, утвердить правила осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов и принять кодекс профессиональной этики аудиторов. СОА обязана участвовать в создании (включая финансирование) и деятельности единой аттестационной комиссии. На СОА возлагаются также функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций в отношении своих членов.

Новый Закон устанавливает требования к членству в СОА. Дополнительно к требованиям, ранее предусмотренным Законом № 119-ФЗ, установлены требования для аудиторов и аудиторских организаций - наличие безупречной деловой репутации. Также предусмотрены требования к уставному капиталу аудиторской организации: доля

уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51%.

Установлено, что до 1 января 2011 г. аудиторы вправе осуществлять аудиторскую деятельность в соответствии с типом имеющегося квалификационного аттестата аудитора, а с 1 января 2011 г. вводится единый квалификационный аттестат аудитора, дающий право проводить аудит в любых отраслях экономики. Квалификационный аттестат аудитора выдается по результатам сдачи квалификационного экзамена. Порядок его проведения, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена устанавливаются уполномоченным федеральным органом. Законом в целом ужесточены требования к претенденту на получение квалификационного аттестата. Так, в частности, установлено, что для получения квалификационного аттестата аудитора физическому лицу ко дню объявления результатов квалификационного экзамена необходимо иметь стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации. Ранее обязательным требованием к претенденту на получение квалификационного аттестата аудитора в соответствии с прежним Законом № 119-ФЗ являлось наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Как и ранее, аудитор обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации. СОА утверждаются программы такого обучения, а также устанавливается минимальная продолжительность обучения, которая не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года и не менее 20 часов в каждый год.

Новые правила направления работников в служебные командировки

Правительство Российской Федерации постановлением от 13 октября 2008 г. № 749 в соответствии со ст. 166 Трудового кодекса РФ утвердило Положение об особенностях направления работников в служебные командировки. Положение вступило в силу с 28 октября 2008 г.

Положение определяет особенности порядка направления работников в служебные командировки как на территории РФ, так и на территории иностранных государств.

В Положении более четко изложены нормы, вызывавшие определенные трудности на практике ввиду неоднозначности их толкования.

До принятия Положения все работодатели руководствовались Инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» и в соответствии со ст. 423 ТК РФ применяли ее в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (не отменена она и сейчас).

Понятие служебной командировки раскрывается в ст. 166 ТК РФ - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, слу-

жебными командировками не признаются. Под местом постоянной работы следует понимать месторасположение организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором. Согласно ст. 57 ТК РФ условием, обязательным для включения в трудовой договор, является в том числе и место работы, а в случае когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

В новом Положении отдельно оговорено, что поездка работника, направляемого в командировку по распоряжению работодателя или уполномоченного им лица в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой.

Прежде всего стоит отметить, что если ранее срок командировки был ограничен 40 днями, не считая времени нахождения в пути, то теперь это ограничение снято. Согласно п. 4 Положения срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. Это позволяет решить проблему оплаты долгосрочных командировок, поскольку раньше превышение 40-дневного срока квалифицировалось как перевод на другую работу (ст. 72.1 ТК РФ).

При этом отмена максимального срока командирования не означает, что работников можно посылать в командировку на очень длительный срок. Ведь выполнение служебного поручения (именно так определяет командировку ст. 166 ТК РФ) не предполагает постоянной работы в месте командирования. Это может быть заключение договоров, проверка, контроль, прием работ, участие в семинарах и т.п. То есть срок командировки обусловлен выполнением такого поручения. Если же работник в месте командирования выполняет постоянные трудовые функции, то это необходимо рассматривать как перевод на другую работу.

Отметим также, что в силе остались ограничения, названные постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. № 97 «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства...». Так, временно пребывающие в России иностранцы могут направляться в служебную командировку, но не более чем на 10 календарных дней в течение всего периода действия разрешения на работу. Для временно проживающих иностранцев общий срок командировок не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.

Документы, которые организации обязаны оформлять при командировках, остались прежними: командировочное удостоверение, служебное задание, решение работодателя (приказ), авансовый отчет, а также отчет о выполненной работе.

В соответствии с п. 8 Положения Минздравсоцразвития России обязано определить порядок и формы учета работников, выбывающих из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы. До утверждения этого порядка и форм учета придется применять формы журналов прибытия (убытия) в командировку, утвержденные в качестве Приложений к старой Инструкции № 62.

Согласно п. 15 Положения направление работника в командировку за пределы территории РФ производится по распоряжению работодателя без оформления командировочного удостоверения. Однако при командировании работника в страны СНГ, за-

ключившие между собой межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы, командировочное удостоверение выписывать придется. Именно в командировочном удостоверении принимающая работника сторона по-прежнему должна проставлять отметки о прибытии и убытии.

Как и ранее, при направлении в командировку работнику выдается денежный аванс на оплату: расходов на проезд и по найму жилого помещения, а также суточные16.

Принципиально то, что перечень расходов, возмещаемых работнику при заграничных командировках, дополнен затратами на загранпаспорт, визы и другие выездные документы; на обязательные консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда или транзита автотранспорта; на обязательную медицинскую страховку; на иные обязательные платежи и сборы (п. 23 Положения). Включение в указанный перечень обязательной медицинской страховки должно положительно сказаться на правоприменительной практике и помочь работодателям убедить налоговые органы в правомерности учета подобных затрат в составе командировочных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ), поскольку налоговые органы

17

считали, что нормы НК РФ такой возможности не предусматривают .

Согласно п. 16 старой Инструкции № 62 заболевшему командированному работнику возмещались расходы по найму жилого помещения (кроме случаев нахождения в стационаре) и выплачивались суточные в течение всего времени, пока он по состоянию здоровья не имел возможности приступить к выполнению поручения или вернуться к месту своего постоянного проживания (но не свыше 2 месяцев). В новом Положении (п. 25) данное ограничение снято: работник имеет право на выплату суточных и возмещение расходов на проживание за счет работодателя в течение всего периода болезни.

Если работник имеет возможность ежедневно возвращаться из места командировки на территории РФ, то суточные ему, как и ранее, не выплачиваются (п. 11 Положения). Даже если в локальном нормативном акте и (или) в коллективном договоре выплата суточных за такие командировки предусмотрена работодателем, их сумма не может быть отнесена к расходам в целях налогообложения прибыли.

Работникам, направляемым в однодневные командировки за границу, наоборот, согласно п. 20 Положения суточные будут выплачиваться, но в размере 50% нормы такого рода расходов, определяемой коллективным договором или локальным нормативным актом для загранкомандировок.

В соответствии с п. 5 нового Положения оплата труда командированного работника в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни производится в соответствии с трудовым законодательством РФ - согласно правилам ст. 153 ТК РФ, которые обязывают работодателя оплачивать работу в указанные дни не менее чем в двойном размере тарифной ставки (оклада) либо (по желанию работника) в одинарном размере с предоставлением другого дня отдыха.

16 Независимо от того, какой размер суточных установлен локальным нормативным актом организации, не подлежат обложению НДФЛ суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке.

17 См., например, письма Минфина РФ от 10 мая 2006 г. № 03-03-04/2/138, УФНС России по г. Москве от 19 мая 2006 г. № 20-12/43886@.

Согласно п. 26 нового Положения работник по возвращении из командировки обязан в течение трех рабочих дней:

- представить авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение, оформленное надлежащим образом, документы о найме жилого помещения, фактических расходах на проезд (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и иных расходах, связанных с командировкой;

- представить письменный отчет о выполненной работе в командировке, согласованный с руководителем структурного подразделения работодателя.

Приложение 2. Правовые причины привлекательности налоговой системы Кипра для российских налогоплательщиков

Важный метод планирования и минимизации налогообложения - организация внешнеэкономической деятельности с помощью субъектов, являющихся резидентами стран со льготным налогообложением. В настоящем разделе приводится обзор основных способов минимизации налогообложения отечественными предпринимателями при осуществлении своей деятельности на Кипре. При этом большинство способов налогового планирования основано не столько на нормах Соглашения об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Кипром 1998 г. (которое по содержанию не отличается от подобных соглашений, заключенных Российской Федерацией с другими странами), сколько на льготных положениях внутреннего кипрского законодательства. Вместе с тем в данном разделе указывается, что включение некоторых дополнительных норм в российское налоговое законодательство позволило бы, не ущемляя прав налогоплательщиков, уменьшить размер налоговых потерь и сократить отток капитала из России на Кипр.

1. Льготные положения внутреннего законодательства Государства Кипр

Соглашение об избежании двойного налогообложения между Российской Феде-18

рацией и Кипром было заключено в декабре 1998 г. (на практике применяется с 1 января 2001 г.). Настоящее Соглашение заменило ранее заключенное советско-кипрское Соглашение 1982 г.

Следует отметить, что в Российской Федерации, как практически и во всем мире, основой для заключения международных соглашений об избежании двойного налогообложения является Типовая модель конвенции 1963 г. Организации экономического

18 Соглашение между правительством РФ и правительством Республики Кипр от 5 декабря 1998 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал». См.: Собрание законодательства РФ. 13.09.1999 г. № 37. Ст. 4447; Бюллетень международных договоров. 1999. № 12. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 167-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.