УДК 43(471.67)
Айгубова Саида Сулейбановна
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Дагестанского государственного университета г. Махачкала soullessl [email protected]
Saida S. Aigubova
candidate of the philological sciences associate professor of foreign languages Dagestan State University [email protected]
Прилагательные
в МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ХУДУЦСКОГО ГОВОРА СИРХИНСКОГО ДИАЛЕКТА ДАРГИНСКОГО ЯЗЫКА
Adjectives in the
MORPHOLOGICAL SYSTEM OF THE KHUDUTSKYI IDIOM BELONGING TO THE SIRKHINSKYI DIALECT OF THE DARGIN LANGUAGE
Аннотация. В данной статье речь идет о месте имени прилагательного в морфологической системе худуцского говора сирхинского диалекта даргинского языка. Рассматриваются все основные суффиксы прилагательных худуцского говора в сопоставлении с литературным вариантом даргинского языка. Кроме того, в статье упоминаются прилагательные, не имеющие морфологического оформления, «неоформленные» прилагательные. Приводятся классификации прилагательных по значению в зависимости от состава, словоизменительных способностей и оформления. Анализируются суффиксы прилагательных даргинского языка, широко представленные в топонимии.
Ключевые слова: качественные прилагательные, относительные прилагательные, суффикс, формант, атрибутивная функция, топонимия, определяемое существительное.
Annotation. This article deals with adjectives in the morphological system of the Khudutskyi idiom belonging to the Sirkhinskyi dialect of the Dargin language. The author describes all the main adjective suffixes of the Khudutskyi dialect in comparison with the literary Dargin language. Besides the author of the article mentions adjectives without morphological structure - «unformed» adjectives. There is given the classification of adjectives according to the composition, inflectional capacity and structure. The author also analyzes adjective suffixes of the Dargin language, widely represented in the toponymy.
Keywords: qualitative adjectives, relative adjectives, suffix, formant, attributive function, toponymy, defined noun.
Прилагательные даргинского языка, как часть речи, получили полное морфологическое оформление. Прилагательные, обозначая признак предмета, указывают на его качество, свойство, цвет, вес, вкус, форму, объем, на его отношение к пространству или ко времени и т.д. [5, с. 61].
По значению прилагательные делятся на качественные и относительные, по оформлению - на полные (оформленные) и краткие (неоформленные); по словоизменительным способностям -на изменяемые и неизменяемые; по составу - на простые и составные.
В качестве формантов оформленных прилагательных в худуцском говоре используются -и,и, -ар, -арай, -ан, -ян, -чев(ци), -ла, -а, в литературном языке им соответствуют -си, -л, -а, -къа, -чев, -кар, -ла, -н, (кан, -лан) и др.
Самым продуктивным суффиксом прилагательного в даргинском языке является -си (мн. ти). Однако есть ряд диалектов и говоров, для которых этот формант вообще не характерен. Таковыми, например, являются кадарский диалект,
губденский, цураинский, худуцский и другие говоры. В худуцском говоре вместо суффикса -си литературного языка употребляется -и,и, ср.:
Худ. говор Лит.язык
хулаци халаси «большой»
ник1аи,и бишт1аси «маленький»
Суффикс -а в худуцском говоре и в литературном языке принимают обычно прилагательные, обозначающие форму и описывающие физический вид определяемого предмета. Но в литературном языке этот суффикс встречается также в прилагательных, обозначающих цвет. В говоре же ему соответствует аффикс -цц ср.:
Худ. говор Лит.язык
къант1а къант1а «короткий»
бях1и,1а байи,1а «пестрый»
341
Суффикс -ла прибавляется к наречиям и другим частям речи [2, с. 103]. Приведем примеры из говора: ттурала улкни «иностранные государ-
ства» (от ттура «снаружи», «вне»); салабла замена «прежнее время» (от салаб «прежде»).
Адъективный суффикс -ла в говоре, как и в литературном языке, не имеет соотносительного эквивалента и не может быть заменен каким-либо другим суффиксом, ср.:
Худ. говор Лит.язык
дуг!ла дуг!ла «дикое, необычное»
дов, этносов и пр. Часто перед суффиксом -н в основе появляются инфиксы [а] или [я]. На пример:
Худ.говор Лит.язык
мик!х!ан мик!х!ен
«мекегинец, мекегинский»
ккубтталан губдалан
«губденец, губденский»
гьанала бусаг!ятла «нынешнее»
тамашала тамашала «удивительный»
Суффикс -чев характерен как для худуцского говора, так и для даргинского языка. Адъективный суффикс -чев является классным: конечный в представляет собой варьирующий экспонент мужского класса (ср.: -чер - жен.тасс, -чеб -класс предметов). Суффикс -чев в говоре может присоединять к себе другой суффикс прилагательного -ци и образовать сложный комплекс -чееци. В литературном языке аналогично образуется формант -чевси, ср.: давла «богатство» -давлачевци «богатый», давлачерци «богатая», давлачебци «богатое».
Необходимо подчеркнуть, что прилагательных, не изменяющихся по грамматическим классам, намного больше, чем изменяющихся, ср.: ахъци «высокий, высокая, высокое», ц!убци «белый, белая, белое».
И в говоре, и в литературном даргинском языке имеются еще и суффиксы, которые образуют прилагательные, близкие по значению к существительным. Они в одинаковой степени употребляются и отдельно от существительных, и в качестве определений.
В даргинском языке прилагательные с различными суффиксами широко представлены в топонимии. Например: Бишт1ел шур «Маленький валун», Байгьара майдан «Изгибистая поляна», Гургура хъу «Круглая пашня».
Как видно из примеров, имя прилагательное при существительном выступает в основном в роли определяющего. В качестве определяющего используются как качественные (хьанц1а «голубой», хулел (хула, хулал, хулай) «большой», так и относительные (реже) прилагательные (мии,-цар «крапивная», г1инбар «плоскокаменистая» и др.), а определяемым является любое произвольно выбранное слово. Определяющее слово почти всегда стоит в ед. числе, изредка встречается определяющее во мн. числе [3, с. 90].
Мы рассмотрели основные суффиксы прилагательных худуцского говора. Однако не все прилагательные в говоре имеют морфологическое оформление. Прилагательные, не имеющие морфологического оформления, получили название «неоформленные». «3 отличие от оформленных прилагательных они употребляются только вместе с определяемыми именами и занимают по отношению к ним лишь препозитивное положение, составляя вместе с ними единое целое, синтаксически нерасчленимое». [6, с. 120].
Укажем эти суффиксы:
Суффикс -ар образует прилагательные от существительных множественного числа именительного падежа. Эти прилагательные выражают признак обладания. При образовании прилагательных исходный гласный -и основы множественного числа существительного вытесняется гласным -а суффикса. В некоторых лексемах худуцского говора к суффиксу -ар присоединяется формант -ай, образуя таким образом сложный комплекс -ара й:
Худ.говор Лит.язык
супентар супелтар «усатый»
г!ямултар г!ямултар «хитрый»
Суффикс -хар (-кар) (в литературном —кар) в худуцском говоре малораспространен. Пожалуй, только в следующих прилагательных: питнухар -лит. мезликьян «сточный, интриган», зулмукар -лит. зулмукар «жестокий, насильник».
Неоформленные прилагательные свободно принимают суффиксы прилагательных и становятся оформленными прилагательными: г!ях! -г!ях!и,и «хороший», вяг! - вяг!ци «плохой».
Неоформленные прилагательные употребляются обычно в народной поэзии в качестве постоянного эпитета.
Приведем некоторые примеры неоформленных прилагательных в худуцском говоре: Паттийра г!ях! сах!ят бихаб! «И тебе счастливый час!» (г!ях!-г!ях!и]и «хороший»); адми акквар баи,! хъал «пустая комната без мужа» (акквар-аккварри «не имеющий», бац-бац!и,и «пустой»).
Неоформленные прилагательные используются в речи преимущественно для выражения эмоциональных чувств говорящего. Они сочетаются очень избирательно, т.к. экспрессивны и эмоциональны, выражают качественную оценку определяемого имени и отношение человека к обозначаемому референту более чем признак самого референта.
Суффиксы -н, -ан, -ян ( в литературном -лан, -ан, -ян, -ен) образуют относительные прилагательные от названий населенных пунктов, сел, горо-
Количество неоформленных прилагательных в исследуемом говоре ограничено. Кроме того, они характеризуются узостью семантики и избира-
342
тельной сочетаемостью. Можно привести список наиболее активно употребляемых в худуцском говоре словосочетаний типа «краткое прилага-тельное+существительное»; вяз! замена «плохое время», буххар дуччи «холодная ночь», вяз! г!ул «плохой глаз».
Неоформленные прилагательные, в отличие от оформленных, не субстантивируются и не выступают в роли подлежащего или же дополнения, не изменяются по падежам и не способны допускать сравнения качественных признаков. Неоформленные прилагательные не согласуются в числе с определяемыми существительными. Однако следует отметить, что некоторые полные прилагательные также не изменяются по числам. В худуцском говоре категорию числа имеют все классные прилагательные и имеющие суффикс -и,и (в литературном языке соответственно суф-
фикс -cu). Во множественном числе большин-
ctbo прилагательных в анализируемом говоре оформляется так же, как и в литературном языке, с помощью аффикса -ти, ср.:
Худ.говор Лит.язык
ахъти ахъти «высокие»
хъярхъти хъярхъти «быстрые»
Не координируются в числе с определяемыми именами, помимо неоформленных прилагательных, прилагательные говора, оформленные с помощью суффиксов -а, -ла -ар, -р, -ра, -ан(-ян), -кан, -лан, -н: к!ап!рар ккалкка «лиственное дерево» - к!ап!рар ккалкми «лиственные деревья», сирх!ян кьвял «сирхинская корова» - сирх!ян кьвули «сирхинские коровы».
Однако названные прилагательные исследуемого говора не координируются с определяемыми именами лишь в атрибутивной функции, в предикативной же функции за редкими исключениями они в числе с ними координируются: ий дурх!у дубурра и,ав «этот мальчик горский (есть)» -ишти дурх!ни дубуррати и,аб «эти мальчики горские (есть)».
В худуцском говоре наблюдается одна интересная особенность употребления суффикса -mu в значении единственного числа с оттенком уточнения, указания. Такие притяжательные прила-
Литература:
1. Абдуллаев З.Г. Даргинский язык . Языки народов СССР. Т. IV. М., 1966. С. 508-523.
2. Абдуллаев С.Н. Грамматика даргинского языка (фонетика и морфология). Махачкала, 1954. 3 4 5
3. Багом вдов М.Р. Структура и с емантика топонимических единиц даргинского языка. Махачкала, 2001.
4. Ибрагимов Г.Х. Рутульский язык. М., 1978.
5. Мусаев М.-С.М. Даргинский язык. Государственные и титульные языки России. М., 2002, С. 83-95.
гательные образуются от форм генитива некоторых терминов родства, местоимений и собственных имен, ср.: абала-ти «тот, который принадлежит маме», уццила-ти «тот, который принадлежит брату».
В даргинском литературном языке прилагательные с аналогичными значениями образуются посредством суффикса единственного числа -си, ср.: калхозлати -лит. калхозласи «то, что принадлежит колхозу».
Таким образом, приходим к выводу, что -ти -суффикс множественного числа прилагательных даргинского языка, в том числе и худуцского говора, используется в говоре в ряде случаев для выражения единственного числа.
Склонение прилагательных. В худуцском говоре, также как и в литературном языке, прилагательные с существительными (в атрибутивной функции) не склоняются: «красивая девочка» и мл. кугъац и рурси, эрг л. кугъац и рурсил, род л. кугъаци рурсилла.
Так обстоит дело и в других дагестанских языках. В частности Г.Х. Ибрагимов пишет: «3 му-хатском диалекте рутульского языка прилагательные в сочетании с определяемым именем не склоняются ...» [4, с. 69].
Классификация по структуре. По своей структуре прилагательные исследуемого говора делятся на простые, состоящие из одного корня (ц!убци «белый», к!ант!ици «мягкий) и составные, состоящие из двух и более корней (шала г!ит!инци «светлокрасный», г!ябдуссан «треотетний»).
По результатам проведённого исследования приходим к выводу, что прилагательные в анализируемом говоре, как и существительные, характеризуются категориями класса, падежа и числа. Основным формантом качественных прилагательных исследуемого говора является суффикс -ци со значением наличия того или иного качества. Он идентичен суффиксу -си литературного языка. Другими менее употребительными формантами прилагательных говора являются: -ар, -арай, -ан, -ян, -чев(ци), -ла, -а. Как и в литературном языке, прилагательные в говоре, в атрибутивной функции не склоняются, склоняются только при самостоятельном употреблении.
Literature:
1. Abdullayev Z.G. The Dargin language. Languages of the Peoples of the USSR. T. IV. M., 1966. P. 508-523.
2. Abdullayev S. Grammar of the Dargin language (phonology and morphology). Makhachkala, 1954.
3. Bagomedov M.R. The structure and semantics of place- Dargin units. Makhachkala, 2001.
4. Ibragimov G.H. Rutul. M., 1978.
5. Musayev M.-S.M. The Dargin language. State and Russian languages title. M., 2002, P. 83-95.
343
6. Сулейманов АЛ. Морфология даргинского языка. Морфологическая структура частей речи. Махачкала, 2003.
6. Suleimanov A.A. Morphology of the Dargin language. The morphological structure of the parts of speech. Makhachkala, 2003.
344