Научная статья на тему 'ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ ЭТИКИ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ ЭТИКИ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

200
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / глобальные сети / прикладная этика / гуманитарная экспертиза / этический дизайн / этические стандарты / ценности. / digitalization / global networks / applied ethics / humanitarian expertise / ethical design / ethical standards / values.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ирина Александровна Авдеева

Объектом рассмотрения статьи является цифровизация как состояние современного социума на новом этапе развития общества информационного. Предмет статьи круг проблем этического характера, возникающих в связи с цифровизацией. Таким образом, задачей статьи становится обозначение круга основных этических проблем и постановка актуальных задач прикладной этики в области цифровизации с целью повышения эффективности решения этих проблем. К таким задачам автор статьи относит разработку этических стандартов (кодексов, декларации принципов, хартий и проч.) создания различных систем на базе цифровых технологий, разработку профессиональноэтических стандартов деятельности в основных областях цифрового пространства, мониторинг проблем и вынесение их на проблемное обсуждение в экспертное и публичное пространство, проведение гуманитарных экспертиз в области применения цифровых технологий, а также работу на проектами правового характера с целью объединения усилий в этико-правовом регулировании процессов цифровизации. В статье отмечен дилеммный и открытый характер прикладных этических проблем, вследствие чего поиск однозначных решений насущных этических задач в исследуемой области затруднителен без междисциплинарного синтеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The object of the article is digitalization as a state of modern society at a new stage in the development of the information society. The subject of the article is the range of ethical issues that arise in connection with digitalization. Thus, the task of the article is to designate the range of basic ethical problems and to set the actual tasks of applied ethics in the field of digitalization in order to increase the efficiency of solving these problems. The author of the article refers to such tasks the development of ethical standards (codes, declarations of principles, charters, etc.) for the creation of various systems based on digital technologies, the development of professional and ethical standards for activities in the main areas of the digital space, monitoring problems and submitting them for problematic discussion in an expert and public space, conducting humanitarian expertise in the field of digital technologies, as well as working on legal projects in order to combine efforts in the ethical and legal regulation of digitalization processes. The article notes the dilemma and open nature of applied ethical problems, as a result of which the search for unambiguous solutions to urgent ethical problems in the field under study is difficult without interdisciplinary synthesis

Текст научной работы на тему «ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ ЭТИКИ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-21-28

ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ ЭТИКИ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Ирина Александровна Авдеева

Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, доцент кафедры этики,

кандидат философских наук

Объектом рассмотрения статьи является цифровизация как состояние современного социума на новом этапе развития общества информационного. Предмет статьи - круг проблем этического характера, возникающих в связи с цифровизацией. Таким образом, задачей статьи становится обозначение круга основных этических проблем и постановка актуальных задач прикладной этики в области цифровизации с целью повышения эффективности решения этих проблем. К таким задачам автор статьи относит разработку этических стандартов (кодексов, декларации принципов, хартий и проч.) создания различных систем на базе цифровых технологий, разработку профессионально-этических стандартов деятельности в основных областях цифрового пространства, мониторинг проблем и вынесение их на проблемное обсуждение в экспертное и публичное пространство, проведение гуманитарных экспертиз в области применения цифровых технологий, а также работу на проектами правового характера с целью объединения усилий в этико-правовом регулировании процессов цифровизации. В статье отмечен дилеммный и открытый характер прикладных этических проблем, вследствие чего поиск однозначных решений насущных этических задач в исследуемой области затруднителен без междисциплинарного синтеза.

Ключевые слова: цифровизация, глобальные сети, прикладная этика, гуманитарная экспертиза, этический дизайн, этические стандарты, ценности.

The object of the article is digitalization as a state of modern society at a new stage in the development of the information society. The subject of the article is the range of ethical issues that arise in connection with digitalization. Thus, the task of the article is to designate the range of basic ethical problems and to set the actual tasks of applied ethics in the field of digitalization in order to increase the efficiency of solving these problems. The author of

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

the article refers to such tasks the development of ethical

April, 2022

standards (codes, declarations of principles, charters, etc.) for the creation of various systems based on digital technologies, the development of professional and ethical standards for activities in the main areas of the digital space, monitoring problems and submitting them for problematic discussion in an expert and public space, conducting humanitarian expertise in the field of digital technologies, as well as working on legal projects in order to combine efforts in the ethical and legal regulation of digitalization processes. The article notes the dilemma and open nature of applied ethical problems, as a result of which the search for unambiguous solutions to urgent ethical problems in the field under study is difficult without interdisciplinary synthesis.

Keywords: digitalization, global networks, applied ethics, humanitarian expertise, ethical design, ethical standards, values.

Развитие общества в последние несколько десятилетий демонстрирует тенденцию перехода к новому этапу информационного общества - обществу глобального информационного коммуникативного пространства, формирования которого связывают с концом ХХ века, когда быстрый скачок именно цифровых технологий привел к созданию новой цифровой экономики и культуры, а также обеспечил функционирование глобальных коммуникативных систем [1]. Осмысление этих процессов нашло отражение, в первую очередь, в трудах ведущих современных социологов, таких как М. Маклюэн, У.Бек, Дж. Мартин и др.. Не удивительно, что практически в то же самое время наблюдается и возникновение особой области этических исследований под названием "прикладная этика", которая занялась исследованием практических проблем усложняющихся практик в области права, медицины, образования и других практических сфер деятельности. Вследствие возросшего прикладного интереса к происходящему и необходимости регулятивной организации новых практик возникают биоэтика, экологическая этика, политическая этика. Наряду с ними возникает информационная этика и техноэтика, напрямую связанные с состоянием информационного общества и цифровизацией как залогом его прогресса. В настоящий момент с распространением новых цифровых технологий мы вошли в новую стадию развития информационного общества, которую иногда так и называют, - цифровое общество (digital society), понимаемое двояко: с одной стороны, это общество, инфраструктура которого базируется и функционирует благодаря цифровым технологиям, а, с другой стороны, это

April, 2022

22

общество, в котором базовой формой социального взаимодействия и социальной организации являются сетевые структуры, платформы и подобные им виды социально-коммуникативного взаимодействия. В связи с этим сразу намечаются и два основных направления этических задач: во-первых, это решение этических вопросов, связанных с созданием и внедрением цифровых технологий, и, во-вторых, задач, связанных с организацией форм социального взаимодействия, меняющихся под действием "цифры".

Специфика этических задач в области прикладной этики, прежде всего, состоит в решении тех вопросов, в которых невозможен однозначный моральный ответ, а оценка может быть двоякой. Как отмечает академик РАН РФ А.А. Гусейнов [2], вопросы прикладной этики, в целом, имеют открытый характер, касаются самых актуальных областей современной социальной жизни, требующих быстрых решений, поскольку касаются выработки дальнейших стратегий гуманитарного развития культуры и общества в целом. Прикладная этика становится одной из передовых областей гуманитарного анализа в сфере осмысления происходящих социокультурных трансформаций, постановки связанных с ними вопросов и поисков ответов на них, наряду с психологий, социологией, антропологией, культурологией, социальной философией и рядом других ценностно-ориентированных гуманитарных дисциплин (social arts). Меняются способы социализации субъекта, способы его самоидентификации, коммуникации и формы бытия вообще. В этой связи термин "цифровизация" не имеет однозначного определения, но в нем явно обозначились 2 основных аспекта: цифровизация как технологический процесс (создание платформ, систем big-data, сетевизацией, созданием "умных" техносистем и систем искусственного интеллекта и др.) и цифровизация как социальный процесс, связанный с виртуализацией гетеротопных коммуникативных пространств, тотальной медиатизацией, размыванием границ частного и публичного, транспарентностью пространства и др.. В первом случае этические «узлы» обозначают одну главную проблему - по каким правилам будет происходить формирование техносреды и создание условий для деятельности и жизни "оцифрованного" индивида, а во втором случае главная проблема состоит в том, как как в этой новой среде люди будут регулировать и нормировать свою жизнь, столкнувшись с новыми проблемами социально-коммуникативного взаимодействия, какие принципы из ранее наработанных в ходе социально-исторических практик выйдут на первый план и какие новые

April, 2022

23

правила примут люди в отношении друг друга в конструированном посредством цифры мире. Таким образом, речь идет о двух основных блоках этических проблем: этических проблемах разработки цифровых технологий и этических проблемах распространения этих технологий и включения их в качестве материальной базы для социального творчества через применение этих технологий в различных социальных практиках. В настоящее время наметился и третий блок, помимо техноэтики и этики виртуальных пространств. Этот блок касается сферы взаимодействия первого и второго, как например, в интернете вещей, где возникают уже новые этические задачи [3].

Первый блок этических проблем прикладного характера, в основном, строится вокруг следующих вопросов: введение и ограничение определенных этических принципов в стандарты разработки робототехники и систем искусственного интеллекта. В этой области в качестве первоочередной задачи обозначает себя разработка процедуры этической экспертизы и создание основ для такой экспертизы, как например, разработка Кодексов применения искусственного интеллекта и их оценка экспертным сообществом. Эти принципы предполагают расширение понимания этического за пределы сферы «человек-человек» и перенос понятия этического в сферу взаимодействия человека с «нечеловеческим», что в целом, уже стало характерной чертой постгуманизма как преобладающего вектора мировоззренческих трансформаций информационного-цифрового общества. Часть практик при этом остается вне контроля субъектов социального взаимодействия, а социальное знание, в том числе и этика, аккумулируется и может генерироваться вне субъекта. В этом случае возникает вопрос границ и возможностей самой этики и ее способности адекватно отвечать на запросы нового мира.

Второй блок проблем связан с цифровизацией социального мира и привычных практик человеческого взаимодействия, который, изменяясь, влияет и на мораль как вид социальной регуляции и форму организации действительности. Однако, уже сейчас очевидно, что если этика будет заниматься только созданием систем регуляции, то с необходимостью рано или поздно возникнет вопрос о ценностных основаниях этой регуляции. Цифра начинает определять социальную ценность через количественные показатели посредством цифры (big-data), а конструирование смыслов начинает зависеть от потоков информации в цифровом пространстве [4]. Что будет положено в базовые принципы и

April, 2022

24

ценностные основания общих и частных регулятивных систем? В ответе на этот вопрос не только аксиология, но и теоретическая этика при посредничестве прикладной этики способна к конструированию парадигм ценностных предпочтений (этосов). К разряду частных регулятивных систем можно отнести, к примеру, создание внутренних регуляторов цифровой экономики, цифровой политики, цифровой культуры и др.. Как правило, их частные нормативные системы включены в определенную нормативную иерархию, подчиняясь принципам более общего порядка. Тогда правила решения вопросов этического характера внутри этих подсистем, вне зависимости от специфики, будут демонстрировать более общие основания системного регулирования, соотносимые с мировоззренческими ориентациями, культурными тенденциями и социально-политическими устоями. Таким образом, прикладная этика должна заняться анализом ценностно-нормативной ориентации регулятивных систем на предмет их соответствия интересам разных социальных общностей, субкультур и культур. Есть ли такие принципы, нужно и можно ли их создать - еще один немаловажный аспект прикладного этического анализа. К примеру, принципы ведения цифровой экономики в русле оперирования "умными" системами, системами больших данных, создания цифровых платформ, ресурсов и закрепления прав через системы компьютерной и информационной этик, где основными принципами становятся принцип безопасности взаимодействия, конфиденциальности и доверия субъектов при взаимодействии к системе и к цифровым объектам [5], посредством которых и с которыми осуществляется взаимодействие в цифровых системах, опираются на фундаментальные представления о правах и свободах человека. Эту модель этики в цифровой среде условно называют либеральной.

Вопросы безопасности сейчас выходят в топ самых обсуждаемых в публичном пространстве вопросов цифровизации. Принцип безопасности при этом имеет широкое толкование, предполагая защиту частных интересов отдельных людей и организаций, выступающих субъектами цифрового взаимодействия, где частные интересы более крупных субъектов цифрового пространства могут вступать в противоречие с более мелкими. Тогда принцип безопасности встанет на защиту, прежде всего тех, сторон, кто обладает соответствующими правами собственности на объекты в цифровом пространстве, ведь известно, что почти половина земного шара вообще не имеют доступа к Интернету, а

April, 2022

25

четверть пользователей сети не являются активными потребителями плодов цифровизации в силу ограниченного доступа к этим благам [6].

С этой проблемой связана и другая дилемма прикладного характера, возникающая при использовании и широком применении цифровых технологий: возможно ли сохранить свободы и права человека, но прибегнуть к тотальному социальному контролю средствами цифрового пространства, чтобы обеспечить безопасность не только цифрового общества, но и, к примеру, человечества вообще. Когда-то, на заре преобразования Интернета из военных технологий во всемирную пользовательскую сеть, культура и этика Интернета базировались на идеалах культуры киберпанка и хакеров, когда в качестве идеалов работы WWW провозглашались другие, но не менее высокие этические принципы: свободный доступ к любой информации, расширение границ общения с целью просвещения и повышения уровня культуры, которые никем не могут быть ограничены, отрицание опасности разрушения моральных устоев вследствие распространения этих принципов, борьба против обладания экономическими правами. Как мы видим, в настоящее время эта тенденция в трактовке границ допустимого в Интернете сдает свои позиции, но сама по себе проблема свободы и ограничений сохраняется.

В особом ключе она звучит в столкновении с другим подходом к этической организации цифрового пространства, когда свобода перестает быть атрибутом человеческой деятельности, а становится свойством некой системы. Этот противоположный подход условно можно связать с убежденностью в способности цифровых систем к самоорганизации. Эту же тенденцию должно сохранять и пространство, образованное посредством цифры - по мере возрастания энтропии система организует сама себя с целью поддержания стабильного состояния. И здесь этические принципы могут вводиться, меняться или исчезать по мере необходимости, а свобода из разряда атрибутов человеческого «метафизируется» в цифровые миры. Однако этика не может полагаться на эту невидимое свойство цифровой среды, но всегда стремится к обозначению границ морально допустимого, при этом даже не всегда предполагая необходимой аргументации, а только в силу самой необходимости морального долга. В этом также состоит одна из ее задач.

Тем не менее, прикладная этика как возможность выработки неких принципов, формирующихся в ходе самой практики использования цифрового пространства, проявляет себя в организации какой-либо деятельности и изнутри разных

April, 2022

26

форм непосредственной практики. Например, разработка нетикета в сетевом пространстве социально-коммуникативного взаимодействия, где острыми этическими проблемами являются троллинг, кибербуллинг, кибермоббинг, распространение запрещенного контента (цифровые наркотики, травмирующий психику контент, порно и проч.). Помимо того, что на законодательном уровне происходит регулирование интернет-пространства, внутри самого пространства имеет место введение правил пользователей тех или иных ресурсов, развитие профессиональных этик или правил поведения универсального характера, как, в частности, сетевой этикет на ресурсе kaspersky.ru. Такого рода правила принимаются по добровольному соглашению пользователей ресурсов, но имеют рекомендательно-всеобщий характер. И, тем более, введение подобных правил становится необходимостью, когда дело касается профессиональных областей деятельности и социальных институтов, организованных и функционирующих посредством цифровых технологий, где самоорганизация предполагает именно саморегулирование профессиональных практик как целенаправленный, а не стихийный процесс. В этом случае, создание этических «матриц» профессиональной деятельности становится необходимым условием ее поддержания, где бы и кем она не осуществлялась. И, в первую очередь, это касается цифровой среды, которая является пространством новых вызовов и рисков в силу анонимности, виртуализации взаимодействия и опосредованности коммуникации. В частности, проблемы дистантного образования посредством цифровых технологий зачастую возникают именно в силу неоформленности правил новой практики. Поле прикладных задач в этом случае вырисовывается горизонтами совместимости правил традиционной организации образовательного процесса и новых форм, доступных при применении цифровых технологий: что годится, а что нет, что следует вообще забыть, а что обговорить в качестве отдельной нормы.

Следует признать, что трансформация прежних социальных практик с неизбежностью влечет конструирование сопровождающих их регулятивных систем, в ходе которых могут изменяться и сами смыслы. В этом отношении постановка и решение этических вопросов (что допустимо, а что нет) должны опираться на междисциплинарный синтез, учитывая разработки когнитивных и педагогических наук с оглядкой на возможности самих учащихся и недопущения нарушения основных прав участников образовательного процесса, не допуская новых форм неравенства и новых этических проблем в этой области.

April, 2022

27

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-21-28

По мере расширения цифрового пространства и переноса туда все большего количества видов деятельности, количество насущных гуманитарных задач растет. В целом, в области прикладной этики к самым очевидным задачам можно отнести разработку этических стандартов (кодексов, декларации принципов, хартий и проч.) создания систем на базе цифровых технологий, разработку профессионально-этических стандартов деятельности в различных областях цифрового пространства, мониторинг проблем и вынесение их на публичное обсуждение к экспертное пространство, проведение гуманитарных экспертиз в области применения цифровых технологий, а также работу на проектами правового характера с целью объединения усилий в этико-правовом регулировании с целью повышения эффективности этого регулирования.

REFERENCES

1. Окинавская хартия глобального информационного общества. Интернет-ресурс: https://docs.google.com/document/preview?hgd=1&id=1 mTFUMnWwj -ZCC7Y6agJZgI5h4dtecWgRCqx0ByLZux0

2. Гусейнов А.А. Размышления о прикладной этике. Интернет-ресурс: https: //iphras .ru/uplfile/ethics/RC/ed/kaunas/gus. html

3. Краненбург Роб. Интернет вещей. Интернет-ресурс. https://www.youtube.com/watch?v=zacDuBofPHE

4. Баева Л.В. "Бытие-в-мире" электронной культуры. Санкт-Петербург, 2020.

5. Baldini G., Botterman M., Neisse R., Tallacchini M. Ethical Design in the Internet of Things. Science and Engineering Ethics volume 24, pages 905-925. 2018.

6. What is Internet Ethics? / Makkula Center for Applied Ethisc of Santa Clara University. Интернет-ресурс:

https://www.scu.edu/ethics/focus-areas/internet-ethics/resources/what-is-internet-ethics/

April, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.