Научная статья на тему 'Прикладные физические упражнения, как средство повышения качества процесса физического воспитания обучаемых'

Прикладные физические упражнения, как средство повышения качества процесса физического воспитания обучаемых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
974
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прикладные физические упражнения, как средство повышения качества процесса физического воспитания обучаемых»

ПРИКЛАДНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ОБУЧАЕМЫХ

Б.В. Кузнецов, старший преподаватель, к.пед.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж,

Т.М. Кузнецова, учитель, Отрадненская СОШ, пос. Отрадное, Воронежская область

Для решения задач физической культуры применяют средства - физические упражнения в сочетании с использованием оздоровительных сил природы и соблюдении гигиенического фактора.

Физические упражнения - основное специфическое средство физической культуры. Они представляют собой движения и действия, применяемые для решения общих и специальных задач и развития психологических качеств.

Физические упражнения оказывают разностороннее воздействие на организм человека. Они непосредственно влияют на функциональную деятельность организма, обеспечивают повышение мышечной работоспособности. Благодаря систематическим занятиям совершенствуются все внутренние системы организма человека. Правильный подбор упражнений позволяет успешно развивать психологические качества, такие как смелость и решительность, инициатива и находчивость, настойчивость и упорство.

Различные физические упражнения, в соответствии с их содержанием, реализуется в определенных формах физкультурно-спортивной деятельности, среди которых: индивидуальная; совместно-индивидуальная; совместно-последовательная, характеризующая личный вклад и персональную ответственность курсанта; совместно-взаимодействующая выделяет «эффект группы», повышающий общественную активность группы в целом и каждого курсанта в отдельности.

Под влиянием физических упражнений укрепляется здоровье занимающихся, происходит закаливание организма. Оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода) используются в процессе физической подготовки в сочетании с физическими упражнениями. Их систематическое применение укрепляет здоровье и закаливает организм, повышает работоспособность. Закаливание организма проводится в процессе всей учебно-профессиональной деятельности личного состава. При организации физической подготовки большие возможности для этого представляются как в зимнее, так и в летнее время на утренней физической зарядке, на учебных занятиях, во время тренировок и состязаний. Занятия физическими упражнениями организуются главным образом на открытом воздухе, а в летнее время - с голым торсом, что позволяет широко использовать естественные силы природы для повышения устойчивости организма к перенесению как высоких, так и низких температур.

Гигиенические условия также способствуют повышению физической подготовленности сотрудников ГПС МЧС РФ. К ним относят санитарно-гигиеническую обстановку помещений, спортивных сооружений, достаточный

объем воздуха, освещение, личную гигиену сотрудников в процессе учебно-боевой и спортивной деятельности, режим отдыха, сна и питания.

Подавляющее большинство физических упражнений, используемых для развития и совершенствования физических качеств курсантов военизированных учебных заведений, заимствовано из трудовой практики и служебно-боевой подготовки.

К ним относятся: бег, кросс; плавание; ускоренное передвижение на лыжах; преодоление препятствий; рукопашный бой; прикладное плавание; другие упражнения служебно-прикладного характера.

Некоторые упражнения специально созданы для физического развития человека. К ним можно отнести, например, разнообразные гимнастические упражнения. Причем новые упражнения продолжают появляться и сейчас, что вызывается потребностями профессиональной подготовки, спортивной практики, а также возможностью лечения некоторых заболеваний.

Так в процессе учебной деятельности при изучении таких гимнастических упражнений, как подтягивание на перекладине, поднимание ног к перекладине и подъём с переворотом возникла необходимость разработки такого упражнения, которое могло бы эффективно способствовать совершенствованию техники выполнения вышеперечисленных упражнений и одновременно развивать физические качества курсантов.

В качестве лабораторного эксперимента сотрудниками кафедры физической культуры и спорта было разработано такое прикладное упражнение. Мы обозначили его как комплексно-силовое упражнение. В состав, которого, было включено три выше обозначенных гимнастических упражнения, выполняемых последовательно в количестве 1 раза. Вначале выполняется подтягивание, затем поднимание ног и завершает комплекс подъём с переворотом.

В течение нескольких лет мы проводили сравнительный анализ курсантов, которые во время самостоятельной физической тренировки использовали силовое комплексное упражнение и тех курсантов, которые его не применяли. Анализ показал, что средний балл среди курсантов, участвовавших в эксперименте, по итогам сдачи контрольных упражнений в подтягивании и подъёме с переворотом был на 0,2-0,3 балла выше. На сегодняшний момент мы используем силовое комплексное упражнение на практических занятиях по физической культуре с курсантами и студентами.

Список использованной литературы

1. Кузнецов Б.В. Адаптация курсантов первого курса к образовательному процессу военизированных учебных заведений средствами физической культуры (на примере Воронежского института ГПС МЧС России): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Б.В. Кузнецов. - СПб., 2015. - 24 с.

2. Кузнецов Б.В. Организация и методика проведения самостоятельных занятий по физической подготовке: методические рекомендации / Б.В. Кузнецов. - Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский государственный педагогический университет, 2014. - 28с.

3. Усков В.М. Физическое воспитание в общекультурной и профессиональной подготовке курсантов высших образовательных учреждений МЧС России / В.М. Усков, Б.В. Кузнецов, Н.Г. Сапожникова // Матер. XVII Междунар. науч.-практ. конф. «Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств». - Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2015. - С. 165-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.