Научная статья на тему 'ПРИКЛАДНАЯ ИГРА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ БИАТЛОН» В ЭЛЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПУЛЕВОЙ СТР ЕЛЬБЕ СО СТУДЕНТАМИ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ПРИКЛАДНАЯ ИГРА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ БИАТЛОН» В ЭЛЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПУЛЕВОЙ СТР ЕЛЬБЕ СО СТУДЕНТАМИ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
элективные дисциплины по физической культуре / пулевая стрельба / прикладная игра «Интеллектуальный биатлон» / динамические игры преследования «СОНОР» / содержание физкультурных занятий / организационно-методические аспекты физкультурных занятий / студенты нефизкультурных специальностей / лабораторный эксперимент / контрольные испытания / анкетирование / elective subjects in physical education / bullet shooting / applied game “Intellectual biathlon” / dynamic pursuit games “SONOR” / content of physical education classes / organizational and methodological aspects of physical education classes / students of non-physical education specialties / laboratory experiment / control tests / questionnaires

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Румба Ольга Геннадьевна, Павлова Анна Дмитриевна

В статье представлены результаты лабораторного эксперимента по включению в содержание занятий по пулевой стрельбе прикладной игры «Интеллектуальный биатлон» (далее – ИБ). ИБ относится к динамическим играм преследования «СОНОР», развиваемым в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) с 90-х гг. ХХ века. Прикладной аспект игры состоит в том, что её участники обозначают свои передвижения по игровому полю выстрелами из пневматической винтовки по допустимым для совершения хода ячейкам. На этапе замысла эксперимента предполагалось, что варьирование мишеней в игровом поле, слаженные командные взаимодействия обучающихся, продумывание тактики игры и общее стремление к победе в ней будут способствовать формированию навыков стрельбы, улучшению точности стрельбы, повышению интереса к занятиям, увеличению мотивации к ним, социализации членов группы. Цель исследования – повышение эффективности занятий пулевой стрельбой со студентами нефизкультурных специальностей средствами прикладной игры ИБ. Организация и методы исследования. Исследование проводилось в 2022-23 уч. г. в стрелковом тире на базе Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (далее – СВФУ). В нём приняли участие 69 студентов СВФУ нефизкультурных специальностей, занимающихся пулевой стрельбой по программе элективной дисциплины по физической культуре. Было сформировано три группы – две экспериментальные и контрольная. В экспериментальных группах (ЭГ-1, n=12; ЭГ-2, n=14) апробировались два варианта методики занятий ИБ, в контрольной группе (КГ, n=43) игра не применялась. В ходе исследования были использованы следующие методы: лабораторный эксперимент, контрольные испытания, опрос в виде анкетирования, анализ документов учёта учебной работы, методы математико-статистической обработки данных. Результаты исследования и их обсуждение. Согласно результатам исследования, из двух апробированных вариантов методики более эффективным оказался вариант № 1, о чём свидетельствуют достоверно более высокие показатели точности стрельбы и посещаемости занятий у студентов ЭГ-1 по сравнению с таковыми студентов ЭГ-2 и КГ. В КГ также выявлена положительная динамика в показателях точности стрельбы, но она менее выражена, чем в ЭГ-1. В ЭГ-2 заметных изменений не выявлено. На личностную мотивацию студентов к занятиям физической культурой и спортом экспериментальные занятия существенно не повлияли. Вывод: целесообразно продолжить работу по совершенствованию организационных аспектов применения прикладной игры ИБ на занятиях по пулевой стрельбе со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Румба Ольга Геннадьевна, Павлова Анна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLIED GAME «INTELLECTUAL BIATHLON» IN ELECTIVE BULLET SHOOTING CLASSES WITH STUDENTS OF NON-PHYSICAL EDUCATION SPECIALTIES

The article presents the results of a laboratory experiment on the inclusion of the applied game “Intellectual Biathlon” (hereinafter – IB) into the content of bullet shooting classes. IB belongs to the dynamic pursuit games “SONOR” which have been developed in the educational institutions of the Republic of Sakha (Yakutia) since the 90s of the twentieth century. The applied aspect of the game is that its participants indicate their movements on the playing field with air rifle shots at the cells allowed for making a move. At the stage of the experiment's conception, it was assumed that the variation of targets in the playing field, well-coordinated team interactions of students, thinking over the tactics of the game and the desire to win would contribute to the formation of shooting skills, improve shooting accuracy, increase interest in attending classes and motivation, as well as socialization of group members. The research purpose is to increase the effectiveness of bullet shooting classes with students of non–physical education specialties by means of the applied game IB. Organization and methods of research. The study was conducted in the 2022-23 academic year at a shooting range on the basis of the Institute of Physical Culture and Sports of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (hereinafter – NEFU). It was attended by 69 NEFU students of non-physical education specialties attending bullet shooting classes according to the syllabus of the elective subjects in physical education. Three groups were formed two experimental and a control one. In the experimental groups (EG1, n=12; EG-2, n=14), two variations of the IB training methodology were tested, while in the control group (CG, n=43), the game was not used. The following methods were used in the course of the study: laboratory experiment, control tests, questionnaire survey, analysis of educational work records, methods of mathematical and statistical data processing. Research results and their discussion. According to the results of the study, out of the two tested variants of the technique, option No.1 turned out to be more effective, as evidenced by significantly higher rates of shooting accuracy and attendance of classes among EG-1 students compared to those from EG-2 and CG students. In the CG, positive dynamics were also revealed in terms of shooting accuracy, but it is less pronounced than in the EG-1. No noticeable changes were detected in the EG-2. Experimental classes did not significantly affect the personal motivation of students to engage in physical education and sports. Conclusion: It is advisable to continue work on improving the organizational aspects of using the applied game IB in bullet shooting classes with students.

Текст научной работы на тему «ПРИКЛАДНАЯ ИГРА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ БИАТЛОН» В ЭЛЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПУЛЕВОЙ СТР ЕЛЬБЕ СО СТУДЕНТАМИ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

УДК 796.4 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-4-162-170

ПРИКЛАДНАЯ ИГРА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ БИАТЛОН» В ЭЛЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ СО СТУДЕНТАМИ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

О.Г. Румба, А.Д. Павлова

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия

Аннотация

В статье представлены результаты лабораторного эксперимента по включению в содержание занятий по пулевой стрельбе прикладной игры «Интеллектуальный биатлон» (далее - ИБ). ИБ относится к динамическим играм преследования «СОНОР», развиваемым в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) с 90-х гг. ХХ века. Прикладной аспект игры состоит в том, что её участники обозначают свои передвижения по игровому полю выстрелами из пневматической винтовки по допустимым для совершения хода ячейкам. На этапе замысла эксперимента предполагалось, что варьирование мишеней в игровом поле, слаженные командные взаимодействия обучающихся, продумывание тактики игры и общее стремление к победе в ней будут способствовать формированию навыков стрельбы, улучшению точности стрельбы, повышению интереса к занятиям, увеличению мотивации к ним, социализации членов группы.

Цель исследования - повышение эффективности занятий пулевой стрельбой со студентами нефизкультурных специальностей средствами прикладной игры ИБ.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось в 2022-23 уч. г. в стрелковом тире на базе Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (далее - СВФУ). В нём приняли участие 69 студентов СВФУ нефизкультурных специальностей, занимающихся пулевой стрельбой по программе элективной дисциплины по физической культуре. Было сформировано три группы - две экспериментальные и контрольная. В экспериментальных группах (ЭГ-1, п=12; ЭГ-2, п=14) апробировались два варианта методики занятий ИБ, в контрольной группе (КГ, п=43) игра не применялась. В ходе исследования были использованы следующие методы: лабораторный эксперимент, контрольные испытания, опрос в виде анкетирования, анализ документов учёта учебной работы, методы математико-статистической обработки данных.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно результатам исследования, из двух апробированных вариантов методики более эффективным оказался вариант № 1, о чём свидетельствуют достоверно более высокие показатели точности стрельбы и посещаемости занятий у студентов ЭГ-1 по сравнению с таковыми студентов ЭГ-2 и КГ. В КГ также выявлена положительная динамика в показателях точности стрельбы, но она менее выражена, чем в ЭГ-1. В ЭГ-2 заметных изменений не выявлено. На личностную мотивацию студентов к занятиям физической культурой и спортом экспериментальные занятия существенно не повлияли.

Вывод: целесообразно продолжить работу по совершенствованию организационных аспектов применения прикладной игры ИБ на занятиях по пулевой стрельбе со студентами.

Ключевые слова: элективные дисциплины по физической культуре, пулевая стрельба, прикладная игра «Интеллектуальный биатлон», динамические игры преследования «СОНОР», содержание физкультурных занятий, организационно-методические аспекты физкультурных занятий, студенты нефизкультурных специальностей, лабораторный эксперимент, контрольные испытания, анкетирование.

APPLIED GAME «INTELLECTUAL BIATHLON»

IN ELECTIVE BULLET SHOOTING CLASSES WITH STUDENTS

OF NON-PHYSICAL EDUCATION SPECIALTIES

0.G. Rumba, e-mail: [email protected], ORCID 0000-0002-9257-3986 A.D. Pavlova, e-mail: [email protected], ORCID 0000-0003-3686-8429 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia

Abstract

The article presents the results of a laboratory experiment on the inclusion of the applied game "Intellectual Biathlon" (hereinafter - IB) into the content of bullet shooting classes. IB belongs to the dynamic pursuit games "SONOR" which have been developed in the educational institutions of the Republic of Sakha (Yakutia) since the 90s of the twentieth century. The applied aspect of the game is that its participants indicate their movements on the playing field with air rifle shots at the cells allowed for making a move. At the stage of the experiment's conception, it was assumed that the variation of targets in the playing field, well-coordinated team interactions of students, thinking over the tactics of the game and the desire to win would contribute to the formation of shooting skills, improve shooting accuracy, increase interest in attending classes and motivation, as well as socialization of group members.

The research purpose is to increase the effectiveness of bullet shooting classes with students of non-physical education specialties by means of the applied game IB.

Organization and methods of research. The study was conducted in the 2022-23 academic year at a shooting range on the basis of the Institute of Physical Culture and Sports of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (hereinafter - NEFU). It was attended by 69 NEFU students of non-physical education specialties attending bullet shooting classes according to the syllabus of the elective subjects in physical education. Three groups were formed - two experimental and a control one. In the experimental groups (EG-

1, n=12; EG-2, n=14), two variations of the IB training methodology were tested, while in the control group (CG, n=43), the game was not used. The following methods were used in the course of the study: laboratory experiment, control tests, questionnaire survey, analysis of educational work records, methods of mathematical and statistical data processing.

Research results and their discussion. According to the results of the study, out of the two tested variants of the technique, option No.1 turned out to be more effective, as evidenced by significantly higher rates of shooting accuracy and attendance of classes among EG-1 students compared to those from EG-2 and CG students. In the CG, positive dynamics were also revealed in terms of shooting accuracy, but it is less pronounced than in the EG-1. No noticeable changes were detected in the EG-2. Experimental classes did not significantly affect the personal motivation of students to engage in physical education and sports.

Conclusion: It is advisable to continue work on improving the organizational aspects of using the applied game IB in bullet shooting classes with students.

Keywords: elective subjects in physical education, bullet shooting, applied game "Intellectual biathlon", dynamic pursuit games "SONOR", content of physical education classes, organizational and methodological aspects of physical education classes, students of non-physical education specialties, laboratory experiment, control tests, questionnaires.

ВВЕДЕНИЕ

В Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (далее — СВФУ) всё большее распространение получают занятия физической культурой со студентами нефизкультурных специальностей на основе избранного вида спорта. Данный подход реализуется в элективном цикле дисциплин в объёме 328 часов [1, 4, 7]. На кафедре «Физическое воспитание» Института физической культуры и

спорта СВФУ разрабатываются программы по разным видам спорта с учётом возможностей вуза и предпочтений студентов. В частности, с 2018 года функционирует секция по пулевой стрельбе, в которую могут зачисляться все желающие студенты, независимо от направления обучения. В рабочую программу по пулевой стрельбе входит обучение стрельбе из пневматической винтовки по стандартным мишеням [10]. Однако в 2022-23 уч. г. с целью повышения

интереса студентов к занятиям стрельбой, а также с целью выявления эффективных методов обучения стрельбе был проведён лабораторный эксперимент по включению в содержание занятий прикладной игры «Интеллектуальный биатлон» [2].

Прикладная игра «Интеллектуальный биатлон» (далее — ИБ) принадлежит семейству игр ЖИП-ТО (JIPTO, с фр. Jeux Intellectuels de Poursuite pour Tous — интеллектуальные игры преследования для всех), разрабатываемых с 1988 года профессором Григорием Васильевичем Томским — доктором физико-математических наук, юристом по международному праву, членом Союза писателей Франции, президентом федерации ФИДЖИП, вице-президентом ассоциации ЕВ-РОТАЛАНТ, который в период 1992-2005 годов являлся экспертом высшей категории сектора образования ЮНЕСКО и Постоянным представителем от Международной организации ФИДЖИП в ЮНЕСКО [2, 6, 9]. В Республике Саха (Якутия) игры семейства ЖИПТО более известны как динамические игры преследования «СОНОР» (от якутск. — преследователь, охотник). Первые экспериментальные площадки по их апробации были созданы в 1992-1995 гг. на базе школ и детских садов, после чего были также открыты в МБОУ «1-Жемконской СОШ имени П.С. Скрябина» Хангаласского улуса РС(Я) и во Дворце детского творчества г. Якутска [3, 6].

В 2017 г. в рамках исследований по апробации ИБ в огневой подготовке кадет, осуществляемых сотрудниками Научно-исследовательского центра Военного института физической культуры, руководителем проекта О.Г. Румба было дано следующее научное определение данной прикладной игры: интеллектуальный биатлон (ИБ) — это спортивная версия интеллектуальной командной игры преследования, в которой пятеро играющих должны уйти от преследователя, обозначая свои передвижения по игровому полю выстрелами из пневматической винтовки по допустимым для совершения хода ячейкам [8].

ИБ имеет строгие правила, в соответствии с которыми проводятся турниры и соревнования разного уровня. Сущность игры состоит в передвижении игроков двух противоборствующих команд по игровому полю посредством выстрелов из пневматической винтовки по допусти-

мым для совершения хода ячейкам. В качестве оборудования используются винтовка пневматическая стандартная МР-512 и установленная на дистанции 10 м мишень, содержащая 255 шестиугольных ячеек (наподобие сот), расположенных в 15 рядов из 17 ячеек [6, 8, 9]. В ходе проведения лабораторного эксперимента по включению в содержание физкультурных занятий со студентами СВФУ прикладной игры ИБ предполагалось, что варьирование мишеней в игровом поле [10], слаженные командные взаимодействия обучающихся, продумывание тактики игры и общее стремление к победе в ней будут способствовать формированию навыков стрельбы, улучшению точности стрельбы, повышению интереса к занятиям и мотивации к ним, социализации членов группы.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Лабораторный эксперимент по включению в содержание физкультурных занятий со студентами прикладной игры ИБ проводился в 202223 уч. г. в стрелковом тире на базе Института физической культуры и спорта СВФУ. Было сформировано три группы студентов: экспериментальная группа № 1 (ЭГ-1, п=12), в которой апробировался вариант методики № 1; экспериментальная группа № 2 (ЭГ-2, п=14), в которой апробировался вариант методики № 2; контрольная группа (КГ, п=43), в которой прикладная игра ИБ не применялась. Экспериментальные занятия в ЭГ-1 и ЭГ-2 начались с четвёртого занятия — в сентябре 2022 года, и завершились в мае 2023 года. Игра ИБ практиковалась один раз в неделю — на одном из двух занятий по физической культуре, предусмотренных расписанием (всего 27 учебных недель). Вариант методики № 1 (ЭГ-1) характеризовался следующим (таблица 1): дистанция стрельбы начиналась с 5 метров с увеличением на метр через каждые три занятия и доведением её до 10 метров на 16-м занятии (стандартная дистанция для стрельбы). На каждом занятии на ИБ выделялось 30-45 минут — продолжительность варьировалась в зависимости от этапа обучения. Мишени А3 стреляли в течение 12 занятий, после чего они были заменены мишенями А2 — на оставшиеся 15 занятий. Вариант методики № 2 (ЭГ-2) характеризовался следующим (таблица 2): дистанция стрельбы начиналась с 6

метров (шесть занятий, из которых первые три — в изготовке «Сидя в упоре»), далее переходили на 8 метров (шесть занятий), далее переходили на 10 метров (с 13-го занятия и до окончания обучения). На каждом занятии на ИБ выделялось 30 минут, продолжительность не варьировалась. Мишени А3 стреляли в течение девяти занятий, далее заменяли их на А2. Таким образом, различие в методиках заключалось в вариантах и динамике изменения дистанции стрель-

бы, в продолжительности игры, в порядке варьирования размеров мишеней, в применённых на этапе обучения исходных положениях тела. Исследование было проведено с использованием следующих методов: лабораторного эксперимента, контрольных испытаний, опроса в виде анкетирования, анализа документов учёта учебной работы, методов математико-статисти-ческой обработки данных.

Таблица 1 - Вариант № 1 методики применения прикладной игры «Интеллектуальный биатлон» в элективных занятиях пулевой стрельбой со студентами

Table 1 - Option No.1 of the methodology for using the applied game «Intellectual biathlon» in elective bullet shooting classes with students

Семестр Осенний семестр - I / III / V

Неделя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Номер занятия Вводные занятия (без ИБ) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Изготовка в ИБ Изготовка «Стоя»

Продолжительность 30 минут 45 минут

Дистанция 5 метров 6 метров 7 метров 8 метров

Размер мишени A3

Семестр Весенний семестр - II / IV / VI

Неделя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Номер занятия 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Изготовка в ИБ Изготовка «Стоя»

Продолжительность 30 минут 45 минут 30 минут 45 минут соревнования

Дистанция 9 метров 10 метров

Размер мишени А2, новая мишень № 8

Таблица 2 - Вариант № 2 методики применения прикладной игры «Интеллектуальный биатлон» в элективных занятиях пулевой стрельбой со студентами

Table 2 - Option No.2 of the methodology for using the applied game «Intellectual biathlon» in elective bullet shooting classes with students

Семестр Осенний семестр - I / III / V

Неделя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Номер занятия Вводные занятия (без ИБ) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Изготовка в ИБ И. «Сидя» Изготовка «Стоя»

Продолжительность 30 минут

Дистанция 6 метров 8 метров

Размер мишени A3 А2

Семестр Весенний семестр - II / IV / VI

Неделя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Номер занятия 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Изготовка в ИБ Изготовка «Стоя»

Продолжительность 30 минут соревнования

Дистанция 10 метров

Размер мишени А2, новая мишень № 8

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Основные результаты лабораторного эксперимента представлены на рисунке и в таблицах 3-5.

Одним из важнейших для оценки экспериментальной работы результатов является показатель точности стрельбы студентов. Точность стрельбы измерялась в каждой группе один раз в неделю — в конце занятия, в содержание кото-

рого ИБ не входил, и включала суммирование очков за двадцать зачётных выстрелов по мишени № 8 с дистанции 10 метров в изготовке «Стоя». В общей сложности на занятиях без ИБ студенты производили по 25 выстрелов, пять из которых были пробные, двадцать — зачётные, то есть максимальное количество очков составляло 200. Средние показатели групп за 2022-23 уч. г. представлены на рисунке. Всего было получено 28 контрольных срезов в каждой группе.

Рисунок - Средние показатели точности стрельбы студентов СВФУ в ходе лабораторного эксперимента по включению в содержание занятий пулевой стрельбой прикладной игры «Интеллектуальный биатлон» (один контрольный срез в неделю; отмечены набранные очки)

Figure - Average shooting accuracy indicators of NEFU students during a laboratory experiment on the inclusion of the applied game «Intellectual Biathlon» into the content of bullet shooting classes (one control test per week; points scored are marked)

Статистическая обработка полученных данных осуществлялась путём выведения для каждой группы средних результатов в стрельбе в I семестре (9 контрольных точек), во II семестре (19 контрольных точек) и общего за год (28 контрольных точек). Для рассчитанных показателей была проведена оценка достоверности различий с использованием ^критерия Стьюдента. Согласно данным, представленным в таблице 3, наиболее заметный прирост точности стрельбы произошёл в ЭГ-1: 105 очков в I семестре и 118 — во II. Средний результат за

год составил 114 очков, и это достоверно выше, чем в ЭГ-2 и КГ. В ЭГ-2 на протяжении года показатель точности стрельбы практически не изменился: 83 очка в I семестре, 82 — во II семестре и в среднем за год. Интересно, что годовой результат ЭГ-2 достоверно ниже, чем в КГ, в которой зафиксированы достоверные различия между показателями I и II семестров: 86 и 94 очка соответственно. Средний показатель за год составил 91 очко, что достоверно ниже, чем в ЭГ-1, и достоверно выше, чем в ЭГ-2.

Таблица 3 - Результаты оценки точности стрельбы студентов СВФУ в ходе лабораторного эксперимента по включению в содержание занятий пулевой стрельбой прикладной игры «Интеллектуальный биатлон»

Table 3 - Results of evaluation of shooting accuracy of NEFU students during a laboratory experiment on the inclusion of the applied game «Intellectual Biathlon» into the content of bullet shooting classes

Группа I семестр (всего 9 контрольных точек) II семестр (всего 19 контрольных точек) Учебный год (всего 28 контрольных точек)

M±m p между группами (по Стьюденту)

ЭГ-1 (n=12) M±m 105,46±5,42 117,63±5,09 113,72±3,97* ЭГ-1 и ЭГ-2: p^0,01 ЭГ-1 и КГ: p^0,01 ЭГ-2 и КГ: p^0,05

P >0,05

ЭГ-2 (n=14) M±m 82,82±6,02 82,26±4,03 82,44±3,28*

P >0,05

КГ (n=43) M±m 85,92±2,67* 93,86±2,27* 91,31±1,88*

P ^0,05

Примечание: "Наличие достоверности различий по t-критерию Стьюдента Note: "Presence of significance of differences according to Student's t-test

Для анализа результатов оценки точности стрельбы важно учитывать показатели посещаемости занятий. Анализ данных журналов учёта учебной работы свидетельствует, что именно студенты ЭГ-1 лучше студентов двух других групп посещали учебные занятия (таблица 4). В частности, за год каждым студентом ЭГ-1 пропу-

щено в среднем по 10 занятий в секции по пулевой стрельбе, что соответствует 13,74%. В ЭГ-2 пропущено в среднем по 17 занятий (23,26%), в КГ — по 18 занятий (23,73%). Показатели посещаемости занятий в ЭГ-1 достоверно выше, чем в ЭГ-2 и КГ (по ^критерию Стьюдента).

Таблица 4 - Посещаемость занятий пулевой стрельбой студентами СВФУ в ходе лабораторного эксперимента по включению в их содержание прикладной игры «Интеллектуальный биатлон»

Table 4 - Attendance of bullet shooting classes by NEFU students during a laboratory experiment on inclusion of the applied game «Intellectual Biathlon» into the content of bullet shooting classes

Группа Количество пропусков занятий p между группами (по Стьюденту)

I семестр (всего ) II семестр (всего ) Учебный год (всего )

ЭГ-1 (n=12) M±m 3,17±1,19 7,00±1,91 10,17±2,83* ЭГ-1 и ЭГ-2: p^0,05 ЭГ-1 и КГ: p>0,05 ЭГ-2 и КГ: p>0,05

% 8,56% 18,92% 13,74%

ЭГ-2 (n=14) M±m 8,21±1,10 9,00±1,52 17,21±2,02*

% 22,20% 24,32% 23,26%

КГ (n=43) M±m 6,63±1,03 10,93±1,76 17,56±2,62

% 17,91% 29,54% 23,73%

Примечание: "Наличие достоверности различий по t-критерию Стьюдента Note: "Presence of significance of differences according to Student's t-test

В таблице 5 представлены результаты оценки личностной мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом, полученные с использованием стандартизированного опросника [5] до и после лабораторного эксперимента (в сентябре 2022 г. и в мае 2023 г.). Согласно полученным данным, в ЭГ-1 незначительно снизилась значимость 10 мотивов из 15

и возросла значимость трёх: игры и развлечения, долженствования, двигательной активности. Первым по значимости (1-й ранг) в этой группе до эксперимента являлся мотив самосовершенствования, после эксперимента — два мотива: самосовершенствования и удовольствия от движений. Последним по значимости (15-й ранг) до эксперимента являлся мотив подража-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния, после эксперимента — мотив оценки окружающих.

В ЭГ-2 незначительно возросла значимость 13 мотивов и снизилась значимость одного: самосохранения здоровья. Первым по значимости (1-й ранг) в этой группе до эксперимента являлся мотив общения, после эксперимента — самосовершенствования. Последним по значимости (15-й ранг) как до, так и после эксперимента сохранился мотив доминирования. В КГ незначительно снизилась значимость

семи мотивов и возросла значимость пяти: доминирования, соперничества, долженствования, подражания, двигательной активности. Первым по значимости (1-й ранг) в этой группе до и после эксперимента сохранился мотив самосовершенствования. Последним по значимости (15-й ранг) сохранился мотив подражания. Вместе с тем в результате сопоставления показателей мотивации по ^критерию Стьюдента достоверных различий не выявлено.

Таблица 5 - Результаты оценки личностной мотивации студентов СВФУ к занятиям физической культурой и спортом до и после лабораторного эксперимента по включению в содержание занятий пулевой стрельбой прикладной игры «Интеллектуальный биатлон»

Table 5 - Results of the assessment of the personal motivation of NEFU students to engage in physical education and sports before and after a laboratory experiment on inclusion of the applied game «Intellectual Biathlon» into the content of bullet shooting classes

Мотивы занятий физической культурой и спортом ЭГ-1 (n=12) ЭГ-2 (n=14) КГ (n=43)

балл ранг балл ранг балл ранг

Самосохранение здоровья до 4,08 3 3,89 3 3,84 4

после 3,88 4 3,86 5 3,78 3

Самосовершенствование до 4,45 1 3,86 4 4,09 1

после 4,08 1 4,21 1 3,94 1

Двигательная активность до 3,67 7 3,21 7 3,23 9

после 3,71 7 3,54 7 3,29 9

Долженствование (внутренний аспект) до 3,38 11 2,82 13 2,87 13

после 3,50 9 3,14 14 2,95 12

Оценка окружающих (внешняя стимуляция) до 2,88 14 3,14 9 2,99 12

после 2,38 15 3,25 11 2,91 13

Приобретение практических навыков до 4,00 6 3,64 6 3,85 3

после 3,88 4 3,82 6 3,69 5

Общение до 4,13 2 4,00 1 3,93 2

после 3,88 4 4,04 3 3,83 2

Доминирование до 3,38 11 2,64 15 3,17 10

после 3,25 11 3,06 15 3,27 10

Физкультурно-спортивные интересы до 3,50 9 2,79 14 3,10 11

после 3,08 13 3,36 9 3,02 11

Соперничество до 3,25 13 2,86 11 3,29 8

после 3,17 12 3,25 11 3,38 8

Удовольствие от движений до 4,08 3 3,71 5 3,66 6

после 4,08 1 4,07 2 3,66 6

Игра и развлечение до 3,46 10 3,21 7 3,50 7

после 3,67 8 3,54 7 3,50 7

Подражание до 2,79 15 2,86 11 2,63 15

после 2,79 14 3,25 11 2,71 15

Привычка до 3,54 8 2,89 10 2,86 14

после 3,42 10 3,32 10 2,85 14

Положительные эмоции до 4,04 5 3,96 2 3,73 5

после 4,00 3 3,96 4 3,73 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты лабораторного эксперимента по включению в содержание физкультурных занятий со студентами СВФУ прикладной игры ИБ свидетельствуют о перспективности дальнейшей методической разработки организационных аспектов её применения. Из двух апробированных вариантов методики более эффективным оказался вариант № 1, о чём свидетельствуют достоверно более высокие показатели точности стрельбы и посещаемости занятий у студентов ЭГ-1. Вместе с тем требуется дальнейшая работа по совершенствованию методики применения прикладной игры ИБ в рамках занятий пулевой стрельбой со студентами. В частности, в ходе лабораторного эксперимента

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеевец А.В. Перспективы оптимизации дисциплины «Физическая культура» в вузах / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, М.В. Пучко-ва // Учёные записки университета имени П.Ф. Лес-гафта, 2022. № 2(204). С. 3-9. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p3-9.

2. Варламова Д.А. Исследование интереса студентов Северо-Восточного федерального университета к игре «Интеллектуальный биатлон» / Д.А. Варламова, Л.Е. Неустроева, А.Д. Павлова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2022. № 5(207). С. 82-84. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p82-84

3. Голиков А.И. Педагогические условия развития математического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами динамических интеллектуальных игр преследования (ДИП) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Алексей Иннокентьевич Голиков. Якутск, 1997. 175 с.

4. Королев А.С. Спортизация в высшем образовании как следствие модернизации физического воспитания / А.С. Королев, О.Г. Барышникова, О.В. Овчинникова, А.О. Будовая // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2021. № 10(200). С. 171-176. DOI: 10.34835/ issn.2308-1961.2021.10.p171-176.

5. Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников : Метод. рек. / М.М. Безруких, Е.А. Бабен-кова, В.Н. Безобразова и др. М.: Издательский дом «Новый учебник, 2003. 208 с. (С. 197-198).

REFERENCES

1. Ageevets A.V. Prospects for optimizing the discipline "Physical culture" in universities / A.V. Ageevets, V.Yu. Efimov-Komarov, L.B. Efimova-Komarova, M.V. Puchkova // Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2022. No. 2(204). pp. 3-9. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p3-9.

2. Varlamova D.A. Study on interest of students of the North-Eastern Federal University to the game "Intellectual biathlon" / D.A. Varlamova, L.E. Neustroeva,

была выявлена целесообразность сокращения количества членов команды с шести человек (один «охотник», пять «убегающих») до четырёх (один «охотник», три «убегающих»), что связано с обеспеченностью оружием, динамикой игры (проводимой в ограниченное время), достаточностью студентов, присутствующих на занятии. Кроме того, размер шестиугольных мишеней в игровом поле (в виде сот) по диаметру был доведён до размера мишени № 8 — до 45 мм, вследствие чего возникло предположение о целесообразности нанесения внутри шестиугольных мишеней соответствующей нумерации, что может позволить более точно определять победителей в игре.

6. Михайлов И.И. Интеллектуальный биатлон как средство развития и воспитания школьников / И.И. Михайлов, Л.М. Коколова // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика : Матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 4 марта 2016 г.) / под ред. О.Н. Широкова [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 66-68.

7. Об особенностях обучения физической культуре на основе избранного вида спорта (на примере Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I) / Т.Е. Веселкина, К.Л. Лукьяненко, О.Г. Румба, С.В. Кононов // Культура физическая и здоровье, 2023. № 3(87). С. 48-54.

8. Румба О.Г. Интеллектуальный биатлон как средство формирования навыков стрельбы у кадет / О.Г. Румба, А.В. Кузьменко, Б.Д. Болотов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур, 2017. № 3. С. 48-54.

9. Томский Г.В. Организация занятий по интеллектуальному биатлону : Методическое пособие / Г.В. Томский, И.И. Михайлов. Усть-Каменогорск: Изд-во КФ Центра, 2012. 23 с.

10. Hrybovska I. Ways of improving the technical and tactical training of athletes in bullet shooting / I. Hrybovska, R. Hrybovskyy, I. Sobko, O. Zadorozhna // Scientific Journal of National Pedagogical Dragomanov University. Series 15: Scientific and pedagogical problems of physical culture (physical culture and sports). DOI:10.31392/ NPU-nc.series15.2023.7(167).09.

A.D. Pavlova // Scientific notes of the P.F. Lesgaft University, 2022. No. 5(207). pp. 82-84. DOI: 10.34835/ issn.2308-1961.2022.5.p82-84.

3. Golikov A.I. Pedagogical conditions for the development of mathematical thinking of preschool and primary school children by means of dynamic intellectual games of pursuit (DIP) : Dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences : 13.00.01 / Alexey Golikov. Yakutsk, 1997. 175 p.

4. Korolev A.S. Sportization in higher education as a

consequence of modernization of physical education / A.S. Korolev, O.G. Baryshnikova, O.V. Ovchinnikova, A.O. Budovaya // Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2021. No. 10(200). pp. 171-176. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p171-176.

5. Methods of comprehensive assessment and organization of systematic work on the preservation and strengthening of the health of schoolchildren: Method. rec. / M.M. Bezrukikh, E.A. Babenkova, V.N. Bezobrazova, etc. M.: Publishing House "New Textbook, 2003. 208 p. (pp. 197-198).

6. Mikhailov I.I. Intellectual biathlon as a means of development and education of schoolchildren / I.I. Mikhailov, L.M. Kokolova // Modern education in Russia and abroad: theory, methodology and practice : Mater. IV International Scientific and Practical Conference (Cheboksary, March 4, 2016) / edited by O.N. Shirokov [et al.]. Cheboksary: CNS "Interactive Plus", 2016. pp. 66-68.

7. On the peculiarities of physical culture training based on the chosen sport (on the example of the St. Petersburg

State University of Railways of Emperor Alexander I) / T.E. Veselkina, K.L. Lukyanenko, O.G. Rumba, S.V. Kononov // Physical Culture and Health, 2023. No. 3(87). pp. 4854.

8. Rumba O.G. Intellectual biathlon as a means of forming shooting skills in cadets / O.G. Rumba, A.V. Kuzmenko, B.D. Bolotov // Actual problems of physical and special training of power structures, 2017. No. 3. pp. 48-54.

9. Tomsky G.V. Organization of intellectual biathlon classes: A methodological guide / G.V. Tomsky, I.I. Mikhailov. Ust-Kamenogorsk: Publishing house of the CF Center, 2012. 23 p.

10. Hrybovska I. Ways of improving the technical and tactical training of athletes in bullet shooting / I. Hrybovska, R. Hrybovskyy, I. Sobko, O. Zadorozhna // Scientific Journal of National Pedagogical Dragomanov University. Series 15: Scientific and pedagogical problems of physical culture (physical culture and sports). DOI:10.31392/ NPU-nc.series15.2023.7(167).09.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Румба Ольга Геннадьевна (Rumba Olga Gennadyevna) - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры «Теория и методика спорта, спортивной кинезиологии, оздоровительной и адаптивной физической культуры»; Институт физической культуры и спорта ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», 677000, г. Якутск, ул. Белинского, д. 58; e-mail: [email protected], ORCID 0000-0002-9257-3986; Павлова Анна Дмитриевна (Pavlova Anna Dmitrievna) - соискатель, старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание»; Институт физической культуры и спорта ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», 677000, г. Якутск, ул. Белинского, д. 58, e-mail: [email protected], ORCID 0000-0003-36868429.

Поступила в редакцию 3 октября 2023 г. Принята к публикации 19 октября 2023 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Румба, О.Г. Прикладная игра «интеллектуальный биатлон» в элективных занятиях по пулевой стрельбе со студентами нефизкультурных специальностей / О.Г. Румба, А.Д. Павлова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № 4 - С... 162-170 . Э01: 10.36028/23088826-2023-11-4-162-170

FOR CITATION

Rumba O.G, Pavlova. A.D. Applied game «intellectual biathlon» in elective bullet shooting classes with students of non-physical education specialties. Science and sport: current trends., 2023, vol. 11, no. 4. - pp. 162-170 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-4-162-170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.