Научная статья на тему 'Приказ <<Об учетной политике в части организации бухгалтерского учета и в целях налогообложения>> как локальный нормативный акт бюджетного учреждения'

Приказ <<Об учетной политике в части организации бухгалтерского учета и в целях налогообложения>> как локальный нормативный акт бюджетного учреждения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The order "About discount politics. . . " of 30.12.99 №107 as a normative statement of budgetary institution is considered in details.

Текст научной работы на тему «Приказ <<Об учетной политике в части организации бухгалтерского учета и в целях налогообложения>> как локальный нормативный акт бюджетного учреждения»

Вестник Омского университета, 2006. № 2. С. 116-123. © О.Ю. Василенко, 2006

УДК 338.009.02

ПРИКАЗ «ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ В ЧАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ» КАК ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

О.Ю. Василенко

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 644077, Омск, пр. Мира, 55а

Получена 5 мая 2006 г.

The order "About discount politics... 11 of 30.12.99 Ш 107 as a normative statement of budgetary institution is considered in details.

В период реформирования бюджетного учета, начиная с 2005 г., перед бюджетными учреждениями встала проблема, которая во многом повлияет на финансовую политику учреждений - составление внутреннего нормативного акта, определяющего правила ведения учета финансово-хозяйственных операций и правила ведения налогового учета, оптимизирующих расчеты налогов, уплачиваемых бюджетными учреждениями. Таким нормативным актом для бюджетных учреждений до 2005 г. являлась Инструкция по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, которая была утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации (далее - МФ РФ) от 30.12.1999 г. № 107н.

Начиная с 2005 г. принципиально изменился подход к ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. С 1 января 2005 г. введена в действие Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом МФ РФ от 26.08.2004 г. № 70н, а с 1 января 2006 г. - Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом МФ РФ от 10.02.2006 г. № 25н. Бюджетный учет имеет достаточно много отличий от бухгалтерского учета: учет операций с активами и обязательствами стал осуществляться на 26-значных счетах бюджетного учета в отличие от 3-значных бухгалтерского учета; в состав бюджетного счета (в зависимости от его назначения) вошли экономическая классификация доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации, имеющих 20-значную структуру, код же самого бюджетного счета имеет 6 знаков и много других отличий, которые не являются принципиальными для рассмотрения в данной статье.

Важным моментом, который определил тему предлагаемой статьи, явился тот факт, что новая Инструкция по бюджетному учету (№ 70н от 26.08.2004 г.), а с 1 января 2006 г. -Инструкция по бюджетному учету (№ 25н от 10.02.2006 г.) устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях и не является тем нормативным актом, который определяет общие правила ведения финансово-хозяйственной деятельности для всех бюджетных учреждений. И, таким образом, создание приказа об учетной политике в части организации бухгалтерского учета и в целях налогообложения стало определяющим для бюджетных учреждений.

Вниманию читателей, интересующихся вопросами постановки управленческого и финансового учета, а также организацией процесса, связанного с порядком формирования правил ведения бухгалтерского учета в бюджетном учреждении, предлагается один из вариантов приказа об учетной политике в части организации бухгалтерского учета и в целях налогообложения государственного образовательного учреждения на примере Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

Нормативной базой для создания приказа об учетной политике в части организации бухгалтерского учета и в целях налогообложения (далее -приказ «Об учетной политике») явились следующие документы:

- Федеральный закон «О бухгалтерском уче-

те» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ;

- Бюджетный кодекс Российской Федерации, введен в действие Федеральным законом № 145-ФЗ от 31.07.1998 г.;

- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1), введен в действие Федеральным законом № 146-ФЗ от 31.07.1998 г. (с изменениями и дополнениями);

- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2), введен в действие Федеральным законом № 117-ФЗ от 05.08.2000 г. (с изменениями и дополнениями);

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 23.12.2004 г. № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации РФ" и Бюджетный кодекс РФ»;

- Приказ МФ РФ от 10.02.2006 г. № 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету»;

- Приказ МФ РФ от 21.01.2005 г. № 5н (в редакции Приказа от 11.11.2005 г. № 137н) «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности»;

- Приказ МФ РФ от 23.09.2005 г. № 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета»;

- Приказ МФ РФ от 21.06.2001 г. № 46н (в редакции Приказа от 24.12.2004 г.) «О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства МФ РФ лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов»;

- Приказ МФ РФ от 21.12.2005 г. № 152н (в редакции Приказа МФ РФ от 01.03.2006 г. № 34н) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ»;

- Приказ МФ РФ от 16.06.2003 г. № 50н (в редакции Приказа от 27.12.2004 г.) «Об утверждении Порядка организации работы по доведению через органы Федерального казначейства МФ РФ объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета»;

- Приказ МФ РФ от 21.09.2004 г. № 85н «О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

- иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Ответственность за организацию бюджетного учета в бюджетном учреждении, соблюдение законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций возлагается на руководителя учреждения согласно ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Далее руководитель обязан возложить на главного бухгалтера учреждения ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной и налоговой отчетности.

В приказе «Об учетной политике» отдельными пунктами устанавливается порядок ведения бухгалтерского учета, права и ответственность главного бухгалтера и бухгалтерии:

1. Бухгалтерский учет университета ведется в бухгалтерии - структурном подразделении, возглавляемом главным бухгалтером университета.

2. Деятельность структурного подразделения регламентируется Положением о бухгалтерии и должностными инструкциями сотрудников бухгалтерии.

3. Бухгалтерский учет в обособленных подразделениях университета, наделенных частичными полномочиями юридического лица, ведут бухгалтерии данных подразделений.

4. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной и налоговой отчетности.

5. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерские службы необходимых документов и сведений считаются обязательными для всех работников университета, включая работников структурных подразделений, наделенных частичными полномочиями юридического лица, в том числе в части ведения отдельного баланса.

Далее в приказе «Об учетной политике» устанавливается порядок и организация работы по формированию бюджетного (бухгалтерского) и первичного учета.

1. Утверждается рабочий план счетов в соответствии с Инструкцией № 25н с обязательным приложением Плана счетов учреждения к настоящему приказу.

2. Во исполнение требований ст. 7 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» утверждаются лица, имеющие полномочия подписывать денежные и расчетные до-

кументы, визировать финансовые обязательства в пределах и на основании приказов руководителя и прав по должности. К приказу должно быть Приложение, в котором указывается список руководителей, обладающих правом «первой подписи», и финансовых работников (как правило, главного бухгалтера и его заместителей), обладающих правом «второй подписи».

3. При обработке учетной информации применяется программный продукт, установленный в бухгалтерии. Указывается название бухгалтерской программы и её версия.

4. Реализация объема прав получателя средств на оплату принятых в установленном порядке обязательств за счет средств федерального бюджета, а также исполнение смет доходов и расходов университета за счет средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ)и приказом МФ РФ от 21.12.2005 № 152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ».

5. Присваиваются журналам операций номера и указываются в приложении к приказу.

6. Отражение операций при ведении бюджетного учета в университете в 18-м разряде (код вида деятельности) бюджетного счета указывается: 1 - бюджетная деятельность, 2 - приносящая доход деятельность, 3 - целевые средства, 4 - деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении.

При составлении отчетности в 18-м разряде указывается: бюджетная деятельность - 1; приносящая доход деятельность - 2 (объединять коды 2 и 3, которые вести раздельно при бюджетном учете); деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, - 3.

Эта норма была определена в приказе университета «Об учетной политике» в связи с тем, что Инструкция № 25н отменила раздельный учет средств, полученных от предпринимательской деятельности, и целевых средств. При ведении налогового учета целевые средства целесообразнее, по мнению автора, до конца текущего года вести по нормам, предусмотренным Инструкцией № 70н, пока в программном бухгалтерском продукте не будет подготовлен новый порядок раздельного учета.

7. Утверждается график документооборота и отражается в Приложении к приказу.

8. Ведение бюджетного учета осуществляется с помощью учетных регистров в следующем порядке (отражаются отдельные моменты ведения бухгалтерского учета в части заполнения бухгалтерских регистров):

- первичные учетные документы по приложению № 2 к Инструкции № 25н, кроме ф. 0310003 «Журнал регистрации приходных и расходных ордеров», составлять по мере осуществления операций;

- «Журнал регистрации приходных и расходных ордеров» по ф. 0310003 - ежемесячно, в последний рабочий день месяца;

- инвентарную карточку учета основных средств - при принятии к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции и пр.) и при выбытии. При отсутствии указанных событий - ежегодно, на последний рабочий день года, со сведениями о начисленной амортизации;

- инвентарную карточку группового учета основных средств - при принятии к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции и пр.), при выбытии;

- опись инвентарных карточек по учету основных средств, инвентарный список основных средств, реестр карточек - ежегодно, в последний день года;

- книгу учета бланков строгой отчетности, книгу аналитического учета депонированной заработной платы и стипендий - ежемесячно, в последний день месяца;

- авансовые отчеты брошюровать по алфавиту и проводить их нумерацию в последний день отчетного месяца;

- журналы операций, Главная книга - ежемесячно.

- не указанные выше, но требуемые в учете регистры - по мере необходимости, если иное не установлено Инструкцией № 25н и письмом МФ РФ от 01.02.2006 г. № 02-14-10а/187.

9. Бухгалтерская отчетность составляется на основании аналитического и синтетического учета по формам, в объеме и сроки, установленные Федеральным агентством по образованию и бюджетным законодательством (указываются даты и должностные лица, которым представляется отчетность).

Установить сроки представления бухгалтерских отчетов и балансов исполнения смет расходов по бюджетным и внебюджетным средствам:

- квартальные - до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом,

- годовой - до 24 января года, следующего за отчетным годом.

Установить для обособленных структурных подразделений, наделенных частичными полномочиями юридического лица, сроки представления главному бухгалтеру университета бухгалтерской отчетности:

- квартальные - до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом,

- годовой - до 17 января года, следующего за отчетным годом.

10. Утверждается порядок и график проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности обособленных подразделений университета и указывается в Приложении к приказу.

11. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности инвентаризация имущества и финансовых обязательств университета предусматривается в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом МФ РФ от 13.06.1995 г. № 49, в части, не противоречащей Инструкции № 25н, в установленные сроки согласно Приложению к настоящему приказу.

12. Для проведения инвентаризаций необходимо создать комиссии. Такие комиссии, на взгляд автора, лучше создавать на основании отдельных приказов руководителя, так как их состав может изменяться по тем или иным причинам. Но данный порядок обязательно должен присутствовать в приказе.

13. Для проведения внезапной ревизии кассы создается комиссия. Должности работников, участвующих в комиссии, отражаются в Приложении к приказу.

14. Руководители обособленных структурных подразделений университета создают инвентаризационные комиссии из числа сотрудников подразделений своим приказом.

15. Устанавливается размер выдачи денежных средств в подотчет на хозяйственные расходы, например не более 10 ООО (десять тысяч) рублей, за исключением исполнения университетом обязательств по приобретению товаров (услуг) за наличный расчет в пределах лимита расчетов наличными средствами между юридическими лицами.

16. Устанавливается срок выдачи денежных средств на хозяйственные расходы - не более 30 дней, за исключением случаев выезда в командировку.

17. Определяется, что выдача средств на хозяйственные расходы производится штатным работникам, с которыми заключен договор о материальной ответственности. Выдача денежных средств в подотчет на хозяйственные расходы производится на основании служебной записки (образец указывается в Приложении к приказу).

18. Устанавливается порядок оформления служебных командировок по территории Российской Федерации в соответствии с положениями о служебных командировках. Положение утверждается руководителем учреждения и отражается в Приложении к приказу.

19. Устанавливается срок представления отчетности по командировочным расходам на территории Российской Федерации и за рубежом не

позднее трех дней после прибытия из командировки.

20. Устанавливается перечень должностей сотрудников, имеющих право на оформление разъездных ведомостей, в соответствии с Приложением к приказу. Сумма, выделяемая на эти цели, устанавливается дополнительным приказом, в зависимости от производственной необходимости.

21. Устанавливаются предельные сроки использования и отчетности по выданным доверенностям:

- в течение 10 календарных дней с момента получения;

- в течение 3 рабочих дней с момента получения материальных ценностей;

- по сроку действия доверенности в отдельных случаях выдачи доверенности на определенный срок.

22. Для учета, хранения и выдачи бланков строгой отчетности назначают следующих ответственных:

- за бланки трудовых книжек и вкладышей к ним, выданных со склада, - специалист отдела кадров сотрудников под непосредственным контролем начальника отдела кадров;

- за бланки дипломов и вкладышей к ним, академические справки, выданные со склада, - специалист студенческого отдела кадров под непосредственным контролем начальника управления по кадровой работе и международному сотрудничеству;

- за бланки путевых листов, выданных в бухгалтерии, - заведующий гаражом;

- бланки путевок в санатории, профилактории, бланки платежных квитанций - работник бухгалтерии.

23. Определяется порядок назначения и выплаты академических, социальных и именных стипендий на основании Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 г. № 487.

Выплаты академических, социальных и именных стипендий студентам, аспирантам и докторантам прекращать с месяца, следующего за месяцем издания приказа о его отчислении (п. 21, 30 Типового положения).

24. Определяется порядок осуществления закупок товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда исключительно на основе государственных (муниципальных) контрактов в соответствии со ст. 71 БК РФ, а также согласно п. 2 ст. 72 БК

РФ. Утверждается состав постоянно действующей конкурсной комиссии для осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии ее ст. 71 БК РФ, законом № 94-ФЗ, а также согласно п. 2 ст. 72 БК РФ и отражается в Приложении к приказу.

25. Утверждаются и прилагаются в виде Приложений к приказу «Об учетной политике» составы следующих постоянно действующих комиссий:

- по списанию пришедшего в негодность оборудования, хозяйственного инвентаря и другого имущества;

- приемке-передаче материальных ценностей в связи с покупкой, продажей, безвозмездной передачей;

- списанию материалов;

- списанию бланков строгой отчетности;

- списанию хозяйственных и строительных материалов;

- приему спирта и для проведения инвентаризации спирта на 1-е число каждого квартала;

- проверке показаний спидометров автотранспорта.

В приказе необходимо также отразить методику бюджетного учета по видам доходов, финансовых и нефинансовых активов и обязательств, операций, приводящих к их изменению.

1. При формировании доходов для целей бухгалтерского учета учитываются доходы в качестве средств дополнительного бюджетного финансирования, в соответствии со ст. 42, 43 БК РФ, средства от сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества университета, принадлежащего ему на праве оперативного управления.

2. В составе основных средств учитываются материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев. Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств.

3. Каждому объекту основных средств, непро-изведенных и нематериальных активов стоимостью свыше 1000 рублей должен быть присвоен уникальный инвентарный номер, состоящий из десяти знаков (порядок нумерации может быть иным):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1-й разряд - код вида деятельности;

2-4-й разряд - код синтетического счета в Плане счетов бюджетного учета;

5-6-й разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

7-10-й разряд - порядковый номер нефинансового актива.

4. Учет основных средств на соответствующих счетах Плана счетов бюджетного учета ведется согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (далее - ОКОФ), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.

Относятся к хозяйственному инвентарю предметы конторского и хозяйственного обзаведения, непосредственно не используемые в производственном процессе, спортивный инвентарь. Устанавливается срок службы хозяйственного инвентаря и отражается в Приложении к приказу.

5. Начисление амортизации основных средств в бюджетном учете производится в полных рублях в соответствии с Классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 и письмом МФ РФ от 13.04.2005 № 02-14-10а/721.

6. Переоценка основных средств производится в сроки и порядке, устанавливаемые Правительством РФ.

7. Устанавливается срок полезного использования нематериальных активов в зависимости от порядка их приобретения:

- по документам на нематериальные активы;

- при отсутствии документов на 20 лет (но не более срока деятельности университета).

8. Начисление амортизации нематериальных активов производится в полных рублях в соответствии со сроками полезного использования.

9. Оценка материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется по фактической стоимости. К материальным запасам относятся: предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости; предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ; готовая продукция.

10. Списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости. Хозяйственные материалы для текущих нужд, канцелярские принадлежности, медикаменты для аптечек списываются на расходы, если указанные материалы приобретены и одновременно выданы на текущие нужды, на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

11. Мягкий инвентарь со сроком службы один год стоимостью до 1000 рублей списывается на расходы при отпуске в эксплуатацию на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Мягкий ин-

вентарь со сроком службы свыше одного года списывать на расходы при признании комиссией его непригодности на основании акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Устанавливается срок службы мягкого инвентаря и отражается в Приложении к приказу.

12. При направлении работников университета в командировки возмещаются расходы, связанные со служебными командировками на территории РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 г. № 729.

Возмещение расходов, связанных со служебными командировками, превышающих размер, установленный Правительством РФ для бюджетных учреждений, производится по фактическим расходам за счет собственных средств университета на основании разрешения ректора.

13. Возмещение расходов, связанных с проездом к месту командирования и обратно с использованием личного транспорта работника, производится на основании письма МНС России от 02.06.2004 № 04-2-06/419 «О возмещении расходов при использовании личного транспорта».

14. Работнику, направленному в однодневную командировку, согласно ст. 167, 168 ТК РФ, оплачивается:

- средний заработок за день командировки;

- расходы по проезду;

- иные расходы, произведенные работником с разрешения ректора.

Суточные (надбавки взамен суточных) при однодневной командировке не выплачиваются (п. 15 Инструкции № 62 от 07.04.1988 г. «О служебных командировках в пределах СССР»). Однодневная командировка должна быть оформлена приказом руководителя, командировочное удостоверение при этом не выписывается (п. 2 Инструкции № 62).

15. Возмещение расходов, связанных с проездом к месту командирования и обратно, не подтвержденных документально, производится за счет собственных средств университета по разрешению ректора в размере, не превышающем стоимость проезда железнодорожным транспортом (плацкартный вагон) или автобусным сообщением.

16. Возмещение расходов, связанных с направлением обучающихся в поездку (кроме поездок, связанных с прохождением учебно-производственной практики, и иных поездок за счет средств бюджетов и целевых средств), производится за счет собственных средств университета по разрешению ректора в порядке, аналогичном командированию работников университета.

В каждом бюджетном учреждении есть особенности ведения бухгалтерского учета, применяемые на основании нормативной базы, но все-

таки отличные от других учреждений. В вышеуказанном разделе необходимо отразить эти особенности и, если необходимо, вынести их в отдельные приложения к приказу.

Во втором разделе приказа «Об учетной политике» необходимо отразить особенности налогообложения бюджетного учреждения в части следующих налогов: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, транспортный налог, налог на имущество, налог на землю, - давая ссылки на вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В приказе должна быть определена налогооблагаемая база по каждому виду налога, установлена периодичность представления налоговых деклараций в налоговые органы. Таблица, которая представлена ниже, поможет определиться в написании данного раздела локального нормативного акта бюджетного учреждения.

Объектами налогового учета могут являться:

а) операции по реализации услуг,

б) имущество,

в) стоимость реализованных товаров,

г) доходы, по которым возникает обязанность по уплате налогов,

д) иные объекты, имеющие стоимость, по которым возникает обязанность по уплате налогов.

Система налогового учета создается в рамках существующей системы бюджетного учета, которая развивается и дорабатывается в соответствии с требованиями НК РФ.

В приказе необходимо возложить ответственность за ведение налогового учета либо на главного бухгалтера, либо на его заместителя по внебюджетной деятельности и бухгалтера по налоговому учету.

В обособленных подразделениях, наделенных частичным правом юридического лица, ответственность за правильность и полноту налогового учета возложить на главных бухгалтеров этих подразделений.

Необходимо конкретизировать, какие виды услуг, готовой продукции и прочие работы относятся к предпринимательской деятельности учреждения. Например, в университете к предпринимательской деятельности относят:

- оказание платных образовательных услуг, платных услуг сторонним организациям и населению (спортивно-оздоровительных, информационных, телекоммуникационных, связи, транспортных) ;

- оказание посреднических услуг;

- приобретение ценных бумаг (векселя) за счет собственных средств и получение доходов по ним;

- ведение иных внереализационных операций, приносящих доход, в том числе плата

Формирование налогооблагаемой базы по основным видам налогов, уплачиваемых бюджетными учреждениями

Наименование налога Формирование налоговой базы (на основании налоговых регистров) Периодичность представления отчетности

доходы расходы имущество квартал год

1. Налог на прибыль (24%) Начисленные доходы, связанные с реализацией готовой продукции, работ, услуг, и внереализационные доходы Расходы, связанные с реализацией, внереализационные расходы, отвечающие требованиям 25 гл. НК РФ - Авансовые расчеты и платежи Налоговый период - год. Окончательный расчет. Уплачивается налог с учетом авансовых платежей

2. Налог на добавленную стоимость (10%, 18%) Реализация учебной и научной литературы, услуг по предоставлению жилья в общежитиях, услуг Интернета, консультационных услуг, услуг Издательства, прочих услуг (конференции, создание тех. условий функционирования объектов связи и др.). Налоговый учет льготируемых работ и услуг (образовательных, научных, ин-фомационно-образова-тельных) Безвозмездная передача товаров, работ, услуг, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, учет НДС-агента при аренде государственного имущества. Раздельный учет НДС по облагаемым видам готовой продукции, работам и услугам для дальнейшего вычета - Ежемесячно Налоговым периодом является месяц. Подтверждение льгот (камеральные проверки) - ежемесячно

3 .Транспортный налог - - Определение мощности двигателя транспортного средства, стоящего на балансе учреждения, в лошад. силах Авансовые расчеты ежеквартально Налоговым периодом является год

4. Налог на имущество (2,2%) - - Определение ежегодно среднегодовой остаточной стоимости имущества (ОС) по трем признакам, с учетом обособленных подразделений Авансовые расчеты и платежи Налоговым периодом является год. Окончательный расчет. Уплачивается налог с учетом авансовых платежей

5. Налог на землю (1,5%) - - Кадастровая стоимость каждого земельного участка, с учетом обособленных подразделений Авансовые расчеты и платежи Налоговым периодом является год. Окончательный расчет. Уплачивается налог с учетом авансовых платежей

за общежитие студентами и аспирантами, возмещение коммунальных услуг арендаторами, плата за путевки в санаторий, профилакторий.

Методом признания доходов и расходов для целей налогообложения считать метод начисления в соответствии со ст. 271, 272 гл. 25 НК РФ.

Дату получения дохода определить в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактической оплаты.

Для признания доходов для целей налогообложения необходимо определить правила. Например:

1) доходами от услуг в сфере платного образования признаются средства, рассчитанные исходя из семестровой суммы (за месяц), причитающейся задолженности по заключенным договорам по ценам, утвержденным на текущий учебный год (без копеек, согласно правилам округления чисел);

2) право собственности на результаты НИР переходит к заказчику только после полной оплаты НИР, если это предусмотрено договором.

Разовые услуги отражаются в доходах по мере их оказания.

По доходам, относящимся к нескольким отчетным периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Размер доходов определяется по первичным документам и регистрам налогового учета.

По группам внереализационных доходов датой получения дохода считать дату подписания акта приема-передачи при безвозмездном получении имущества, дату поступления денежных средств при получении на счета учреждения пожертвований или сумм процентов от вложенных средств в ценные бумаги (векселя).

При определении налоговой базы (дохода) руководствоваться положениями ст. 251 НК РФ. Перечень доходов, поименованных в данной статье, является исчерпывающим и полным.

В приказе «Об учетной политике» должен быть определен порядок учета расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности, приносящей доход. Осуществляется такой учет в порядке, установленном ст. 252-265, 268, 321.1 гл. 25 НК РФ. Необходимо расписать расходы по видам. Например:

- расходы на оплату труда;

- материальные расходы;

- сумма начисленной амортизации по имуществу, приобретенному в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 256 НК РФ);

- прочие расходы (к ним относить косвенные (накладные) расходы).

Налоговый учет данных расходов вести в налоговом регистре, отраженном в Приложении к приказу. Налоговые регистры могут уточняться по форме, приемлемой для учета доходов и расходов в том или ином бюджетном учреждении.

Во втором разделе приказа «Об учетной политике» указываются все особенности ведения налогового учета по всем рассчитываемым налогам бюджетного учреждения.

В заключительной части приказа необходимо указать условия, при которых в приказ «Об учет-

ной политике» могут быть внесены изменения. Например:

1) при изменении применяемых методов учета;

2) при изменении законодательства о налогах и сборах.

В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, т. е. со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

Далее в приказе указываются должностные лица, которые в обязательном порядке руководствуются им для принятия управленческих решений.

Контроль за исполнением приказа «Об учетной политике» руководитель бюджетного учреждения оставляет за собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.