Научная статья на тему 'Формирование учетной политики в бюджетном учреждении и ее экспертиза'

Формирование учетной политики в бюджетном учреждении и ее экспертиза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2540
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО УЧЕТА / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА / БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ACCOUNT POLICY FOR ACCOUNTING PURPOSES / ACCOUNT POLICY FOR TAX ACCOUNT PURPOSES / ACCOUNT POLICY FOR MANAGEMENT ACCOUNT PURPOSES / BUDGETARY ESTABLISHMENTS / ACCOUNT EXPERTISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каширская Людмила Васильевна, Набутовская Елена Борисовна

Представлены составные элементы концепции формирования учетной политики в бюджетных учреждениях; практические рекомендации по разработке учетной политики для целей бухгалтерского, налогового и управленческого учета. Сделан вывод о том, что учетная политика бюджетного учреждения является результатом огромной аналитической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING AND EXPERTISE EXAMINATION OF ACCOUNT POLICY OF BUDGETARY ESTABLISHMENTS

The article surveys the constituent elements of forming the account policy concept in budgetary institutions establishments. The authors give a practical recommendations about working out the account policy for accounting, tax and management accounts. The authors conclude that account policy of budgetary establishment grows out of huge analytical work.

Текст научной работы на тему «Формирование учетной политики в бюджетном учреждении и ее экспертиза»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2012. № 1. С. 220-229.

УДК 338.0

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОИ ПОЛИТИКИ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ЕЕ ЭКСПЕРТИЗА

FORMING AND EXPERTISE EXAMINATION OF ACCOUNT POLICY OF BUDGETARY ESTABLISHMENTS

Л.В. Каширская, Е.В. Набутовская L.V. Kashirskaya, E.V. Nabutovskауа

Астраханский государственный технический университет

Представлены составные элементы концепции формирования учетной политики в бюджетных учреждениях; практические рекомендации по разработке учетной политики для целей бухгалтерского, налогового и управленческого учета. Сделан вывод о том, что учетная политика бюджетного учреждения является результатом огромной аналитической работы.

The article surveys the constituent elements of forming the account policy concept in budgetary institutions establishments. The authors give a practical recommendations about working out the account policy for accounting, tax and management accounts. The authors conclude that account policy of budgetary establishment grows out of huge analytical work.

Ключевые слова: учетная политика для целей бухгалтерского учета, учетная политика для целей налогового учета, учетная политика для целей управленческого учета, бюджетные учреждения, бухгалтерская экспертиза.

Key words: account policy for accounting purposes, account policy for tax account purposes, account policy for management account purposes, budgetary establishments, account expertise.

Процесс реформирования бюджетной сферы начался в 2004 г., но и в настоящее время находится в активной стадии своего развития. С 1 января 2011 г. вступили в силу новые нормативные документы, регламентирующие порядок учета в бюджетных учреждениях, а именно Приказ Минфина Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению» [1] и Приказ Минфина Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 174н «План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению» [2], которые обязывают бюджетные учреждения формировать и утверждать свою учетную политику.

Так, в п. 6 Инструкции № 157н сказано, что бюджетные учреждения в целях организации ведения бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский

учет, а также самой Инструкцией № 157н, формируют свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.

Согласно Приказу Минфина РФ «Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации (ПБУ 1/2008)"» от 6 октября 2008 г. № 106н учетная политика организации представляет собой принятую совокупность способов ведения бухгалтерского учета -первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из

© Л.В. Каширская, Е.В. Набутовская, 2012

действующих положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. Таким образом, в своей учетной политике бюджетное учреждение должно отразить только те элементы учета, в части которых Инструкция № 157н предоставляет учреждению возможность выбора одного из нескольких возможных вариантов учета или не содержит конкретного порядка учета хозяйственных операций. Причем в последнем случае бюджетное учреждение должно само определить порядок учета и закрепить его в своем нормативном документе.

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния предприятия. Следовательно, учетная политика предприятия является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Бюджетное учреждение должно формировать учетную политику не только для целей бухгалтерского учета, но и для целей управленческого и налогового учета.

Если основная цель учётной политики бухгалтерского учёта - выбрать и документально закрепить выбранный бюджетным учреждением один из допускаемых общепринятыми стандартами способ ведения учёта, то предназначение учётной политики для целей управленческого учёта - обеспечение адекватного и стандартизованного отражения в учёте и отчетности особенностей учреждения и его подразделений, при этом должен быть расширен перечень первичных документов, предназначенных для системы управленческого учёта, последовательно решаться вопросы определения ответственности за предоставление первичных документов и методологическое сопровождение, закрепления функций оформления и занесения в виде записей на счета управленческого учета первичных документов, и т. д.

Учетная политика для целей налогообложения должна систематизировать объекты налогообложения, правила исчисления налогов, моменты, в отношении которых гл. 25 НК РФ не содержит одновариантных методов учета либо не дает каких-либо четких правил исчисления налога на прибыль.

Содержание учетной политики как для целей бухгалтерского, так и для целей управленческого и налогового учета зависит от различных факторов. В коммерческих предприятиях их можно сгруппировать по следующим признакам (рис. 1): правовой и организационно-экономический статус, текущие и долгосрочные цели предпринимательства, кадровое обеспечение, особенности деятельности и хозяйственная ситуация. Именно эти признаки оказывают специфическое влияние на формирование всех направлений учетной политики коммерческой организации. Учитывая, что деятельность бюджетных учреждений имеет существенные отличия от деятельности коммерческих организаций, а именно: регламентация всех этапов деятельности и учета, строгое финансирование деятельности в пределах утвержденной сметы, использование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением; использование имущества, находящегося в оперативном управлении; формирование ценовой политики оказываемых государственных услуг по согласованию с учредителем и т. д., определяющих специфику ведения бухгалтерского учета, модифицируем состав представленных на рис. 1 факторов для целей оценки влияния внешней и внутренней среды на содержание учетной политики и учетную систему в целом бюджетных учреждений (см. рис. 2).

Представленная классификация способствует рационализации процесса составления и определения содержания учетной политики для целей бухгалтерского, налогового и управленческого учета, кроме того, определенная стандартизация процессов учета и закрепление этих стандартов в учетной политике бюджетного учреждения позволит не только осуществлять контроль за расходованием государственных денежных средств, но и самому учреждению грамотно расходовать собственные средства.

Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в том числе бюджетными учреждениями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов. Отличия в функционировании коммерческих организаций и бюджетных учреждений и влияние выявленных факторов приводят к различиям в структурировании разделов учетной политики. Проведем сравнительный анализ структуры и составляющих разделов учетной политики коммерческих организаций и бюджетных учреждений (табл. 1).

Рис. 1. Факторы, влияющие на учетную политику коммерческой организации

Факторы, влияющие на учетную политику бюджетного учреждения

К

к

Вид финансового обеспечения

деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность); приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения); средства во временном распоряжении; субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания; субсидии на иные цели; бюджетные инвестиции; средства по обязательному медицинскому страхованию

Сфера деятельности

наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, иные сферы

Организационно-правовая

форма

муниципальное, автономное, унитарное

Характеристика учреждения

Объемы финансирования, численность персонала, объемы госзаказов, наличие инновационных предприятий и др.

Реорганизация предприятия

слияние, разделение, присоединение

Текущие и долгосрочные цели предпринимательства Кадровое обеспече- ние

Привлечение дополнительных финансовых ресурсов Уровень квалификации персонала

Осуществление

инновационных

программ

опыт, наличие ученой степени и звания, степень понимания стоящих перед ним задач

Коммерческая

I

организация закупок, системы и формы расчетов, взаи-моотноше-ния с покупателями

Финансовая

взаимоотношения с банками и другими финансовыми структурами

Управленче-

ская

структура управления, взаимосвязь с вышестоящими рас-порядите-лями и отчетность перед ними

Хозяйственная ситуация

бухгалтерского, налогового, управленческого

Организация

финанси-

рования

Система

информа-

ционного

обеспечения

Разработка новых способов бухгалтерского учета, в отсутствие таковых в нормативных актах

Рис. 2. Факторы, влияющие на учетную политику бюджетного учреждения

Таблица 1

Сравнительный анализ структуры и разделов традиционной учетной политики предприятий и администраций районов г. Астрахани

Разделы учетной политики Типичная учетная политика предприятий Учетная политика Ленинского района города Учетная политика Тру-совского района города

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Общие вопросы + + +

Перечень видов деятельности + - +

Общие положения о финансово-экономическом отделе - + -

Организационная структура + - -

Организация учета + + -

Рабочий план счетов учета - + +

Структура счетов учета - - +

Перечень лиц, имеющих право подписи - + -

Правила и график документооборота - + +

Документальное оформление хозяйственных операций - - +

Формы первичных документов - - +

Формы бухгалтерского учета - - +

Регистры бюджетного учета - - +

Хранение первичных документов - - +

Проведение инвентаризаций + + +

Учет основных средств + + +

Учет нематериальных активов + - -

Учет вложений во внеоборотные активы + - -

Учет материальных запасов + + +

Учет финансовых вложений + - -

Учет бланков строгой отчетности - + -

Денежные средства - +

Расчеты, в том числе: - - +

• направление работников в командировки - + +

• учет расчетов с поставщиками и подрядчиками - + +

• расчеты с подотчетными лицами - - +

• расчеты по недостачам - - +

• расчет по начислению заработной платы - - +

• удержания из заработной платы - - +

• начисления на заработную плату - - +

• получение и выплата заработной платы - - +

Учет займов и кредитов + - -

Учет агентских (комиссионных) договоров + - -

Резервы + - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учет использования прибыли + - -

Учет налога на прибыль + - -

Бухгалтерская отчетность + - +

Доходы + - +

Расходы + - +

Порядок учета на забалансовых счетах + - -

Учетная политика для целей налогового учета

Общие положения + + -

Система учета - + -

Налоговые регистры - + -

Налог на прибыль + + -

Налог на добавленную стоимость + + -

Транспортный налог - + -

Налог на имущество организаций + + -

Налог на землю - + -

Приложения к учетной политике

Унифицированные формы первичных учетных документов - + -

Формы документов для внутренней бюджетной отчетности - + -

План счетов бюджетного (бухгалтерского) учета + + -

Регистры бюджетного (бухгалтерского) учета - + -

График документооборота + + -

Извлечение из «Номенклатуры дел» по срокам хранения документов - + -

План счетов налогового учета + - -

По результатам сравнительного анализа приходим к выводу, что, помимо выявленных существенных различий в структуре учетной политики и ее содержании для коммерческих и бюджетных учреждений, в бюджетных учреждениях одной иерархической принадлежности также имеются отличия. Так, несмотря на то, что администрации являются структурными подразделениями администрации города, содержание разделов различны, что нетипично для учреждений одной структурной зависимости, но свойственно всем бюджетным учреждениям в связи с отсутствием унификации.

Проблемам унификации и стандартизации учетной политики для целей бухгалтерского,

управленческого и налогового учета, формированию единой концепции ее подготовки и представления современная нормативно-правовая документация, а также специальная литература по данной тематике уделяет незначительное внимание. Кроме того, недостаточно рассмотрены ключевые аспекты формирования учетной политики для целей управленческого и налогового учета. Проследим заявленный факт, исследуя ряд специальной литературы, отражающей особенности деятельности и составления учетной политики в бюджетных учреждениях (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ содержания разделов учетной политики бюджетного учреждения

Разделы учетной политики М.Р. Губайдуллина [4] Г.М. Федина [5] И.Ю. Гар-нов [3]

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Общие вопросы + 1 + 1 +

Перечень видов деятельности нет упоминаний о разделе

Общие положения о финансово-экономическом отделе нет упоминаний о разделе

Организационная структура - - +

Организация учета - + +

Рабочий план счетов учета - + +

Структура счетов учета нет упоминаний о разделе

Перечень лиц, имеющих право подписи нет упоминаний о разделе

Правила и график документооборота + 1 + 1 -

Документальное оформление хозяйственных операций нет упоминаний о разделе

Формы первичных документов + - +

Формы бухгалтерского учета - + +

Регистры бюджетного учета + - +

Хранение первичных документов + + -

Проведение инвентаризаций + + +

Учетные нормативы (лимит в кассе, выдача в подотчет и т. д.) - - +

Методы оценки активов и обязательств - + -

Учет основных средств - - +

Положение о присвоении инвентарных номеров объектам учета + - -

Перечень основных средств, на которые не наносятся инвентарные номера + - -

Учет нематериальных активов - - +

Учет вложений во внеоборотные активы нет упоминаний о разделе

Учет материальных запасов + - +

Порядок формирования учета финансовых активов и обязательств + - +

Учет финансовых вложений нет упоминаний о разделе

Учет бланков строгой отчетности - - +

Денежные средства + - +

Расчеты, в том числе: нет упоминаний о разделе

• направление работников в командировки - - +

• учет расчетов с поставщиками и подрядчиками - - +

• учет расчетов с покупателями и заказчиками - - +

• расчеты с подотчетными лицами - - +

• расчеты по недостачам нет упоминаний о разделе

• расчет по начислению заработной платы - 1 - 1 +

• удержания из заработной платы нет упоминаний о разделе

• начисления на заработную плату нет упоминаний о разделе

• получение и выплата заработной платы нет упоминаний о разделе

• учет расчетов за работы и услуги, которые однозначно невозможно отнести к определенному источнику финансирования - - +

• учет операций по возмещению арендаторами коммунальных затрат учреждения в части арендуемых ими помещений - - +

Окончание табл. 2

Разделы учетной политики М.Р. Губайдуллина [4] ГМ. Федина [5] ИЮ. Гар-нов [3]

Порядок организации администрирования доходов и поступлений + - -

Учет займов и кредитов нет упоминаний о разделе

Учет агентских (комиссионных) договоров нет упоминаний о разделе

Резервы нет упоминаний о разделе

Учет использования прибыли нет упоминаний о разделе

Учет налога на прибыль нет упоминаний о разделе

Бухгалтерская отчетность - - +

Доходы + - -

Расходы + - -

Порядок организации санкционирования расходов бюджетов + - +

Порядок учета на забалансовых счетах + - -

Приложения к учетной политике

Унифицированные формы первичных учетных документов - - +

Формы документов для внутренней бюджетной отчетности нет упоминаний о разделе

План счетов бюджетного (бухгалтерского) учета - - +

Регистры бюджетного (бухгалтерского) учета нет упоминаний о разделе

График документооборота нет упоминаний о разделе

Сроки хранения документов нет упоминаний о разделе

План счетов налогового учета нет упоминаний о разделе

Использованы разделы учетной политики табл. 1.

Данные табл. 2 в очередной раз доказывают отсутствие стандартизации разделов учетной политики, даже несмотря на то, что постановка бухгалтерского учета и использование при этом ряда методов уже заложены в качестве единого стандарта в Приказ Минфина Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению» [1] и они строго регламентированы.

Проведенный анализ показал наличие нестандартного раздела «Учетные нормативы», представляющего особый интерес для бюджетных учреждений, он может включать в себя: лимит остатков денежных средств в кассе; сроки выдачи заработной платы и осуществления других расчетов с персоналом; лимит выдачи наличных денежных средств под отчет; лимиты возмещения командировочных расходов (если эти лимиты отличаются от установленных законодательством норм) и источники их оплаты; нормативные сроки представления авансовых отчетов об использовании подотчетных сумм; калькуляционные нормативы, определенные для целей формирования цен на платные услуги (готовую продукцию, товары) -нормативы показателей дополнительной зара-

ботной платы, накладных и прочих продукций (работ, услуг) и расходов, рентабельности. Необходимо отметить, что поскольку использование методических аспектов учетной политики планируется без изменений в течение года, то часть указанных учетных нормативов (например, лимит в кассе) не может быть отражена в ней ввиду непостоянства сумм, сроков и эпизодического характера.

Предложим основные элементы учетной политики и структурируем ее содержание (см. табл. 3).

Рекомендуемая структура учетной политики включает три раздела и приложения, в которых обозначены составляющие их элементов. Элементы учетной политики, должны дополняться и конкретизироваться только в случаях, установленных законодательством РФ, вышестоящими распорядителями бюджетных средств, потребностью бюджетного учреждения.

Структурированная учетная политика приводит к формированию обоснованной, достоверной и «прозрачной» бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В качестве наглядного примера составления учетной политики по определенному разделу с учетом указанных замечаний и выявленных особенностей ведения бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, рассмотрим фрагмент учетной политики для целей бухгалтерского учета в части кассовых операций (см. табл. 4).

Таблица 3

Рекомендуемая структура учетной политики для целей бухгалтерского, налогового и управленческого учета бюджетных учреждений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование раздела учетной политики Структурное содержание элементов учетной политики

Бухгалтерский учет Налоговый учет Управленческий учет

1. Общие положения Цель учетной политики, общие вопросы, перечень видов деятельности, организация учета, организационная структура

2. Методологический раздел 1. Порядок (способ ведения) ведения бухгалтерского учета; 2. Определение методологии ведения учета (при отсутствии в нормативных актах); 3. Определение порядка оценки активов и обязательств; 4. Порядок проведения инвентаризации; 5. Порядок внутреннего контроля за осуществлением операций; 6. Документальное оформление хозяйственных операций; 7. Порядок представления бухгалтерской отчетности 1. Способ ведения налогового учета; 2. Правила документооборота; 3. Определение порядка признания доходов и расходов для целей налогообложения; 2.Утверждение методики оценки активов и обязательств в налоговом учете; 3. Конкретизация методологии определения налогооблагаемой базы по различным налогам в соответствии с законодательством; 4. Раздельный учет доходов и расходов; 5. Деление расходов на прямые и косвенные; 6. Налоговый учет расходов, финансируемых за счет источников финансирования 1. Методология управленческого учета; 2. Определение способа ведения управленческого учета в зависимости от структуры организации; 3. Порядок определения расходов бюджетного учреждения; 4. Принципы распределения расходов, финансируемых за счет источников финансирования; 5. Утверждение перечня статей калькуляции; 6. Установление методологии ценообразования по деятельности, приносящей доход

3. Организационнотехнический раздел 1. Организационная структура; 2. Первичные документы (при отсутствии унифицированных форм) и регистры бухгалтерского учета и внутренней отчетности; 3. Рабочий план счетов; 4. Порядок внесения изменений в учетную политику 1. Утверждение регистров налогового учета; 2. Утверждение форм налоговой отчетности и утверждение порядка и сроков ее представления в налоговые и вышестоящие органы; 3. Контроль над осуществлением налоговой политики 1. Утверждение регистров управленческого учета; 2. Определение лиц, ответственных за ведение управленческого учета; 3. Утверждение форм внутренней управленческой отчетности и других регистров управленческого учета

Приложение к учетной политике Унифицированные формы первичных учетных документов, формы документов для внутренней бюджетной отчетности, план счетов бюджетного (бухгалтерского, управленческого, налогового) учета, регистры бюджетного (бухгалтерского, управленческого, налогового) учета, график документооборота, сроки хранения документов

Таблица 4

Фрагмент разделов учетной политики кассовых операций и операций по расчетному счету

Положение учетной политики Требования действующего законодательства содержанию этого положения Варианты описания в учетной политике данного положения

Перечень применяемых регистров бюджетного учета и бланков строгой отчетности, а также должностные лица, ответственные за их использование и ведение Применяемые учреждениями формы регистров бюджетного учета определены п. 3 ч. 1 Приказа Минфина РФ от 01.12.2010 г. № 157н, а также Приложением № 3 к Инструкции № 174н. Кроме ссылки на данный нормативный документ учетной политикой определяются должностные лица, ответственные за ведение соответствующих регистров бюджетного учета Бухгалтерский учет в учреждении осуществляется по журнальноордерной форме бухгалтерского учета с использованием форм регистров бюджетного учета, регламентированных Инструкцией № 174н. Проверенные и принятые к учету первичные учетные документы систематизируются по датам совершения операции (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета:

Наименование регистра бюджетного учета Ответственный исполнитель

Журнал операций по счету «Касса»

Журнал операций по банковскому счету

Журнал операций расчетов с подотчетными лицами

Окончание табл. 4

Положение учетной политики Требования действующего содержанию этого положения законодательства к Варианты описания в учетной политике данного положения

Отраженные в перечисленных регистрах показатели детализируются в дополнительных регистрах бюджетного учета, регламентированных Приложением № 3 к Инструкции № 174н. Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций. При обнаружении в регистрах бюджетного учета ошибок бухгалтерия осуществляет диагностику ошибочных данных, внесение исправлений в соответствующие базы данных и получение выходных форм документов с учетом исправлений. Внесение исправлений осуществляется датой обнаружения ошибочных данных путем обязательного оформления измененных документов и сторнировочных проводок

Формирование учетных норма- В рамках организации бюджетного учета учреждением определяются следующие учетные нормативы:

тивов Лимит остатков денежных средств в кассе Лимит остатков денежных средств в кассе учреждения определяется по согласованию с обслуживающим учреждение органом федерального казначейства (банка). Лимиты остатков денежных средств в кассах, обособленных на отдельных балансах структурных подразделений учреждения, определяются последними самостоятельно и помимо обслуживающих их органов федерального казначейства (банков) согласовываются с головным офисом учреждения

Сроки выдачи заработной платы и осуществления других расчетов с персоналом Оплата труда работникам учреждения осуществляется в следующие сроки: • выдача аванса - 20 числа текущего месяца; • окончательный расчет - 5 числа месяца, следующего за текущим. Прочие расчеты с персоналом учреждения осуществляются в сроки выплаты заработной платы

Лимит выдачи наличных денежных средств под отчет Лимит выдачи наличных денежных средств под отчет работникам учреждения для осуществления закупок товаров, работ и услуг определен в размере 20 000 руб.

Лимиты возмещения командировочных расходов (если эти лимиты отличаются от установленных законодательством норм) и источники их оплаты При направлении работников в служебные командировки, связанные с основной деятельностью учреждения, им возмещаются следующие затраты: • суточные - в размере 700 руб. в сутки, из которых 100 руб. возмещается за счет бюджетных средств, а 600 руб. - за счет внебюджетных источников финансирования; • затраты по найму жилых помещений - в размере, определенном счетами гостиниц, но не более 3 000 руб. в сутки (затраты, превышающие указанный норматив, возмещаются по решению руководителя учреждения за счет внебюджетных источников финансирования); • затраты на проезд к месту командировки и обратно - в размере фактических расходов на покупку железнодорожных, авиа- или автобилетов, исходя из следующих тарифов: руководителю учреждения и его заместителям - СВ (бизнес-класс); прочим работникам - купейный вагон (эконом-класс). При следовании в служебную командировку на личном автомобиле расходы на проезд возмещаются в пределах стоимости фактических затрат горючего, но не выше стоимости плацкартного вагона пассажирского поезда

Порядок выдачи и списания денежных документов и бланков строгой отчетности Порядок документального оформления операций по выдаче, использованию и списанию бюджетными учреждениями денежных документов и бланков строгой отчетности не определен Прием в кассу и выдача из кассы денежных документов и бланков строгой отчетности оформляется кассовыми ордерами, на которых ставится штамп «фондовый». Талоны на бензин выдаются водителю в подотчет по распоряжению руководителя учреждения. Повторная выдача талонов может производиться только после сдачи отчета за ранее полученные

В заключение следует отметить, что учетная политика бюджетного учреждения является результатом огромной аналитической работы, в связи с этим предусмотреть все возможные ее положения практически невозможно.

Однако описанные выше структура учетной политики и содержание наиболее часто встречающихся в практике деятельности бюджетных учреждений положений этой политики будут основой работникам бухгалтерии бюджет-

ных учреждений по разработке собственной учетной политики для целей бухгалтерского, управленческого и налогового учета.

1. Приказ Минфина Российской Федерации «Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению» от 1 декабря 2010 г. № 157н.

2. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных

учреждений и Инструкции по его применению» от 16 декабря 2010 г. № 174н.

3. Гарнов И. Ю. Учетная политика в бюджетном учреждении // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.

- 2009. - № 15. - август.

4. Губайдуллина М. Р. Нарушения бюджетного учета // Бюджетный учет. - 2009. - № 10.

- октябрь.

5. Федина Г. М. Учетная политика бюджетной организации: нет законной обязанности, есть жизненная необходимость // В курсе правового дела. - 2010. - № 1. - январь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.