Научная статья на тему 'Приказ МЧС России № 19 от 22 января 2002 г. «о состоянии обучения населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и мерах по его улучшению»'

Приказ МЧС России № 19 от 22 января 2002 г. «о состоянии обучения населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и мерах по его улучшению» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
679
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приказ МЧС России № 19 от 22 января 2002 г. «о состоянии обучения населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и мерах по его улучшению»»

Официальный раздел

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

от 22.01.2002 г. Москва № 19

О состоянии обучения населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и мерах по его улучшению

В результате целенаправленной и согласованной деятельности МЧС России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций завершено создание единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которая в целом надежно функционирует на всех уровнях.

Изучение и анализ планирующих и отчетных документов по организации и осуществлению обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также непосредственная работа в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее — органы управления по делам ГОЧС), учебных заведениях, организациях и на предприятиях показывают, что в 2001 году повысился уровень подготовки должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — должностные лица и специалисты ГО и РСЧС), улучшилось обучение учащейся молодежи, активизировалась деятельность по подготовке гражданских организаций гражданской обороны.

Более качественно и полно обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в республиках Башкортостан и Татарстан, Красноярском и Краснодарском краях, Московской, Тверской, Воронежской, Вологодской, Волгоградской, Курганской, Кемеровской, Магаданской, Оренбургской областях.

Вместе с тем, в ряде субъектов Российской Федерации продолжают иметь место недостатки и упущения в организации и осуществлении обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций:

изменения и дополнения в нормативные правовые акты органов местного самоуправления по организации обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, с учетом требований постановления Правительства

Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» внесены не везде;

рабочие программы обучения различных групп населения в некоторых субъектах Российской Федерации разработаны без учета особенностей субъекта и специфики экономической деятельности;

учет должностных лиц и специалистов ГО и территориальных подсистем РСЧС, прошедших и требующих обучения, должным образом не налажен;

учебная материальная база для обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций совершенствуется медленно и не в полной мере обеспечивает качественное проведение занятий, особенно практических;

уровень подготовки гражданских организаций гражданской обороны не отвечает современным требованиям и не в полной мере обеспечивает решение ими задач, определенных планами гражданской обороны;

работа по обустройству многих учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее — УМЦ ГОЧС) и курсов гражданской обороны (далее — курсы ГО) ведется без должной инициативы и настойчивости;

учебная нагрузка преподавателей некоторых УМЦ ГОЧС и курсов ГО не соответствует нормативным требованиям;

в отдельных субъектах Российской Федерации отсутствует должное взаимодействие между органами управления образованием и органами управления по делам ГОЧС по организации изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее — ОБЖ) и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (далее — БЖД).

Эти и другие недостатки указывались в актах проверок, обзорах по вопросам обучения, планах устранения недостатков, однако, деятельность некоторых органов управления по делам ГОЧС и УМЦ ГОЧС по их устранению неконкретна и малоэффективна.

В целях устранения имеющихся недостатков в организации обучения всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и повышения эффективности деятельности УМЦ ГОЧС и курсов ГО приказываю:

1. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов управления по делам ГОЧС считать вопрос организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций одним из приоритетных направлений деятельности региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов управления по делам ГОЧС.

2. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

анализировать на ежегодных сборах по подведению итогов деятельности организацию и качество подготовки всех групп населения региона в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и ставить задачи по их совершенствованию;

разработать механизм и создать в 2002 году базовые УМЦ ГОЧС для первоначальной подготовки спасателей и повышения квалификации преподава-телей-организаторов ОБЖ;

обеспечить при реализации требований директивы МЧС России от 7 декабря 2001 г. № 31-33-21 качественный подбор и бережное отношение к кадрам, решающим задачи обучения населения;

разработать и утвердить перспективные планы совершенствования учебной материальной базы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации, осуществлять контроль за их выполнением. Проводить смотры — конкурсы на лучшую учебную материальную базу, результаты которых отражать в приказах по итогам учебного года.

3. Начальникам органов управления по делам

ГОЧС:

активизировать работу с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и принять непосредственное участие в разработке и внесению к концу 2002 года в установленном порядке изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты по организации обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций или в разработке новых правовых актов с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841;

обеспечить в 2002 году переход на обучение всех групп населения по рабочим программам, разработанным на основе Примерных программ обучения, утвержденных Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 9 июля 2001 г.;

принять меры по созданию в органах управления по делам ГОЧС всех уровней структурных подразделений (работников), уполномоченных решать задачи организации обучения населения в области

гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, и до 1 июля 2002 г. укомплектовать их сотрудниками, содержащимися за счет средств местных бюджетов;

вести персональный учет подготовки начальников гражданской обороны и председателей КЧС муниципальных образований, организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, а также начальников служб гражданской обороны, председателей комиссий по устойчивости и руководителей эвакуационных органов субъектов Российской Федерации, начальников УМЦ ГОЧС и курсов ГО. Организовать и контролировать ведение персонального учета подготовки соответствующих должностных лиц ГО и территориальных подсистем РСЧС в органах управления по делам ГОЧС;

анализировать ежегодно организацию и качество обучения всех групп населения субъекта Российской Федерации, результаты отражать в приказах по итогам учебного года;

организовать надлежащий контроль за выполнением планов комплектования слушателями УМЦ ГОЧС и курсов ГО, особое внимание обратить на обучение слушателей из числа должностных лиц ГО и территориальных подсистем РСЧС;

наладить тесное взаимодействие с органами управления образованием и учебными заведениями по улучшению качества обучения учащихся и студентов по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД, а также повышению квалификации преподавателей-органи-заторов ОБЖ. По взаимной договоренности направлять в образовательные учреждения специалистов ГО и территориальных подсистем РСЧС и представлять необходимую учебную материальную базу для проведения наиболее сложных занятий;

обеспечить регулярное участие руководящего состава органов управления по делам ГОЧС всех уровней в проведении занятий с должностными лицами и специалистами ГО и территориальных подсистем РСЧС при обучении их в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО;

проработать вопрос с учетом требований новых программ обучения, а также необходимостью первоначальной подготовки спасателей и повышения квалификации преподавателей-организаторов ОБЖ, и при необходимости до 1 марта 2002 г. представить в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обоснованные предложения по увеличению численности сотрудников УМЦ ГОЧС и курсов ГО, содержащихся за счет средств местных бюджетов;

принять неотложные меры по восстановлению или созданию к концу 2002 года учебных городков по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;

создать специально укомплектованные выездные группы преподавателей УМЦ ГОЧС и курсов ГО и организовать работу по пропаганде знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в детских оздоровительных лагерях,

Официальный раздел

Официальный раздел

а также в местах массового отдыха людей в выходные и праздничные дни;

внести до 1 июля 2002 г. с учетом существующего статуса, решаемых задач и требований нормативных документов изменения в уставы УМЦ ГОЧС (при необходимости переработать) и утвердить их в установленном порядке;

переработать до 1 июня 2002 г. в соответствии с новыми программами обучения учебно-методические материалы. Корректировку их проводить ежегодно;

готовить и не позднее, чем за 2 месяца до истечения срока действия лицензий на осуществление образовательной деятельности УМЦ ГОЧС, представлять документы на их продление;

принять меры по развитию и обновлению учебной материальной базы, совершенствованию обустройства УМЦ ГОЧС;

осуществлять ежегодный расчет объема учебной работы УМЦ ГОЧС и разработку индивидуальных планов работы преподавателей в строгом соответствии с методическими рекомендациями;

обеспечить своевременное и плановое повышение квалификации преподавателей УМЦ ГОЧС в Академии гражданской защиты МЧС России.

4. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов управления по делам ГОЧС о выполнении задач по улучшению состояния обучения населения докладывать через Департамент гражданской защиты, а в целом отражать в ежегодном докладе «Об организации и итогах подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций».

5. На основании пункта 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ и пункта 5 Ти-

пового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 1995 г. № 610, а также приказа МЧС России от 18 июня 2001 г. № 273 и Примерных программ обучения, утвержденных МЧС России и Минобразования России, считать утратившими силу:

Положение об учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и курсах гражданской обороны, введенного в действие приказом МЧС России от 3 апреля 1995 г. № 229;

приложения № 2 и № 3 к Организационным указаниям по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001—2005 годы.

6. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальников органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном приказом МЧС России от 6.10.97 № 590.

10. Возложить ответственность за организацию выполнения настоящего приказа на заместителя Министра Г.Н. Кириллова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.