Научная статья на тему 'ПРИГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ: ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ И ДОКТРИНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ '

ПРИГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ: ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ И ДОКТРИНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
территория / приграничные территории / Государственная граница / муниципальные образования / приграничное сотрудничество / territory / border territories / state border / municipalities / cross-border cooperation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мокроусова Ксения Анатольевна, Нифанов Алексей Николаевич

В статье раскрыты формализованный, прикладной и теоретический аспекты категории приграничных территорий. В ходе исследования авторская позиция сформирована на основе анализа правовых, прикладных (решения Конституционного Суда Российской Федерации) и доктринальных источников. Полученные результаты позволили констатировать объединяющую роль категории «приграничные территории» для множества легализованных содержательно сопряженных правовых феноменов; сопоставить легализованный формат приграничных территорий с особенностями организации местного самоуправления, объективными ограничениями действий в их отношении, мерами поддержки различных категорий лиц; представить векторы перспективной правовой регламентации заявленной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BORDER TERRITORIES: FORMALIZED AND DOCTRINAL ASPECTS

Within the framework of this work, the results of the analysis of the constitutions of the member countries of the Commonwealth of Independent States are presented in order to identify norms on the state language and other language conjugations in them. The study revealed the diversity of constitutional structural units that legalize the declared subject; the variability of formulations of the category "language"; the quantitative and qualitative composition of constitutional norms on the state language and its derivatives. The obtained results of the established legalized conjugations are structured by the author and presented in relation to the foundations of the constitutional system, the legal status of the individual and the forms of state activity, including the qualifications for its representatives.

Текст научной работы на тему «ПРИГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ: ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ И ДОКТРИНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_143 УДК 342.1

ПРИГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ: ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ И ДОКТРИНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ BORDER TERRITORIES: FORMALIZED AND DOCTRINAL ASPECTS

МОКРОУСОВА Ксения Анатольевна,

ассистент кафедры конституционного и международного права, юридический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. 308015, Россия, Белгородская обл., г. Белгород, ул. Победы, 85. E-mail: 1082388@bsu.edu.ru;

НИФАНОВ Алексей Николаевич,

доцент, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и международного права, юридический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. 308015, Россия, Белгородская обл., г. Белгород, ул. Победы, 85. E-mail: nif@list.ru;

MOKROUSOVA Ksenia Anatolyevna,

Assistant of the Department of Constitutional and International Law, Law Institute, Belgorod State National Research University. 85 Pobedy str., Belgorod, Belgorod region, 308015, Russia. E-mail: 1082388@bsu.edu.ru;

NIFANOV Alexey Nikolaevich,

Associate Professor, Doctor of Law, Professor of the Department of Constitutional and International Law, Law Institute,

Belgorod State National Research University.

85 Pobedy str., Belgorod, Belgorod region, 308015, Russia.

E-mail: nif@list.ru

Краткая аннотация. В статье раскрыты формализованный, прикладной и теоретический аспекты категории приграничных территорий. В ходе исследования авторская позиция сформирована на основе анализа правовых, прикладных (решения Конституционного Суда Российской Федерации) и доктринальных источников. Полученные результаты позволили констатировать объединяющую роль категории «приграничные территории» для множества легализованных содержательно сопряженных правовых феноменов; сопоставить легализованный формат приграничных территорий с особенностями организации местного самоуправления, объективными ограничениями действий в их отношении, мерами поддержки различных категорий лиц; представить векторы перспективной правовой регламентации заявленной сферы.

Abstract. Within the framework of this work, the results of the analysis of the constitutions of the member countries of the Commonwealth of Independent States are presented in order to identify norms on the state language and other language conjugations in them. The study revealed the diversity of constitutional structural units that legalize the declared subject; the variability of formulations of the category "language"; the quantitative and qualitative composition of constitutional norms on the state language and its derivatives. The obtained results of the established legalized conjugations are structured by the author and presented in relation to the foundations of the constitutional system, the legal status of the individual and the forms of state activity, including the qualifications for its representatives.

Ключевые слова: территория, приграничные территории, Государственная граница, муниципальные образования, приграничное сотрудничество.

Keywords: territory, border territories, state border, municipalities, cross-border cooperation.

Для цитирования: Мокроусова К.А., Нифанов А.Н. Приграничные территории: формализованные и доктринальные аспекты // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 143-146. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_143.

For citation: Mokrousova K.A., Nifanov A.N. Border territories: formalized and doctrinal aspects // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 143-146. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_143.

Статья поступила в редакцию: 21.07.2023

Территория, выступая неотъемлемым атрибутом государства и материальной основой жизни населения, в России представлена в вариациях федерального, регионального и муниципального уровней [6, с. 3]. Важность этого правового феномена для государственного строительства и общественного развития опосредует интерес юридической науки не только к вновь легализованным разновидностям территориальных образований, но и к тем, которые в различные хронологические периоды требуют особого внимания в связи с имманентно возникающими вызовами и угрозами. К примеру, данное относится к приграничным территориям. Так, появление зон военных операций, обострение миграционного кризиса, ухудшение экологической обстановки и пр. усиливают актуализацию изучения проблематики и формирование направлений ее решения. Мы солидарны во мнении с А.А. Седовым в той части, что «особенно велико значение "приграничной территории" для современной России, имеющей самый большой в мире пограничный периметр, к которому прилегают различные по своим природным, социальным, экономическим и т.д. характеристикам территории» [14].

В теоретическом аспекте не способствует систематизации необходимых знаний отсутствие определения приграничной территории в легализованном формате или общепризнанном доктринальном виде. Так, в Конституции Российской Федерации формулировка заявленного феномена вовсе не встречается.

Однако необходимо отметить, что ранее установленная практика дефинирования приграничных территорий была характерна для межгосударственных соглашений и актов, национальных подзаконных актов, включая концептуальные.

В первом случае Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об упрощении

взаимных поездок жителей приграничных территорий Российской Федерации и Латвийской Республики определяло приграничные территории в качестве «территории муниципальных (территориальных) образований Российской Федерации и Латвийской Республики, примыкающих к границе и находящихся в зоне не более 30 км от нее; если часть такого образования находится в зоне от 30 до 50 км от границы, то территория такого образования также считается приграничной территорией» [15]. Оцениваем подобного рода практику положительно, поскольку определенность статуса территории вносит и определенность в организацию власти в ее рамках, а также иные возможные действия с позиции норм публичного и частного права.

В Модельном законе о пограничной безопасности СНГ приграничная территория (пограничная зона) была определена как «часть территории государства, как правило, совпадающая с границами соответствующего муниципального (административно-территориального) образования, либо иной район шириной до пяти километров, непосредственно прилегающий к государственной границе или пограничному водному объекту, находящемуся под суверенитетом государства» [5].

В специальном подзаконном акте таможенной службы со свойственной спецификой территория приграничная (пограничная зона) представлена как «полоса таможенной территории, прилегающая к сухопутной границе, протяженность которой (полосы) оговорена в национальном законодательстве и пределы которой позволяют отличить пограничные перевозки от других видов перевозок» [11].

В Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации 2020 г. приграничные территории упоминаются в аспекте состава, включая в себя «территории приграничных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации, а также определенные международными договорами Российской Федерации иные территории Российской Федерации» [12].

В ранее действовавшей одноименной Концепции 2001 г. приграничная территория определялась как «пограничная зона, часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря, где установлены пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу, а также территории административных районов и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска» [13]. С точки зрения определенности и исчерпаемости характеристики правового явления, полагаем, ранее действовавший подход более целесообразным с позиции детализации.

В настоящее время ряд сопряженных понятий приграничным территориям и определений к ним представлен в ст. 2 Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» [19]: приграничные субъекты Российской Федерации, муниципальные образования приграничных субъектов Российской Федерации, территории приграничного сотрудничества Российской Федерации, субъекты приграничного сотрудничества Российской Федерации, субъекты приграничного сотрудничества сопредельных государств, территории приграничного сотрудничества сопредельных государств. К примеру, территории приграничного сотрудничества Российской Федерации - это «территории приграничных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации, а также определенные международными договорами Российской Федерации иные территории Российской Федерации» [19]. Таким образом, общей для представленных терминов является категория приграничных территорий.

Дальнейший анализ современных нормативных правовых актов позволил заключить, что приграничные территории упоминаются в них в аспекте особенностей организации местного самоуправления. Так, согласно ст. 82 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 такие особенности «устанавливаются федеральным законом, определяющим режим приграничной территории» [18]. В этом смысле специальной нормой выступает ст. 37 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», которая определила полномочия органов местного самоуправления в сфере защиты Государственной границы. К примеру, органы местного самоуправления «создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории» [3].

В данной же норме уточняется, что «уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам» [3].

Настоящим законодательным актом установлен муниципальный земельный контроль, осуществляемый уполномоченными органами местного самоуправления на земельных участках, предоставленных для нужд защиты Государственной границы [3].

На уровне подзаконной регламентации конкретизируются законодательные установки, связанные с объективными ограничениями в отношении приграничных территорий. Так, согласно ч. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российский Федерации «иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях» [4]. Для реализации приведенной нормы Президентом Российской Федерации утверждается «перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» [16].

Уточним, что данное установление неоднократно находилось в поле зрения Конституционного Суда Российской Федерации в части объектов, находящихся на заявленных территориях. Было констатировано, что «адресованный иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам запрет обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, входящих в перечень, установленный Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, не может толковаться расширительно и распространяться на объекты, которые в данном законоположении не указаны» [7]. Подобного рода решение было принято и по поводу аренды иностранцами объектов, находящихся на приграничных территориях: «нахождение в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства зданий, сооружений, расположенных на арендуемых ими

земельных участках, включая участки, входящие в состав приграничных территорий, не запрещено законом» [7].

Конституционный Суд Российской Федерации также конкретизировал порядок организации власти в муниципальных образованиях, территориям которых придан специальный (особый) правовой статус. Так, «без установления каких-либо дополнительных критериев, на основе непосредственного применения положений федерального законодательства допускается воспроизведение порядка формирования представительного органа, порядка избрания и определения места в структуре органов местного самоуправления главы муниципального образования как единственно возможного варианта применительно к муниципальным образованиям, которым непосредственно или в составе определенной категории муниципальных образований (территорий, на которых полностью или частично находится данное муниципальное образование) федеральным законом придан специальный (особый) правовой статус, предполагающий особенности осуществления местного самоуправления (наукоград, приграничная территория и др.)..., что предполагает необходимость создания дополнительных гарантий достижения баланса государственных (региональных) и местных интересов при организации и осуществлении публичной власти в пределах соответствующих границ, включая обеспечение согласованного функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления в ходе реализации стоящих перед ними административно-политических задач» [9].

В настоящее время подзаконными нормативными правовыми актами в приграничных территориях актуализированы меры поддержки:

- Правительство Российской Федерации в 2023 г. утвердило меры поддержки лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на приграничной территории Белгородской области [10].

- установлены дополнительные социальные гарантии лицам, исполняющим обязанности (выполняющим работы), связанные с фортификационным оборудованием рубежей на приграничных территориях [17].

В 2016 г. в юридической литературе, подводя итоги правового регулирования приграничных территорий, отмечалось, что «примерно в половине нормативных правовых актов Российской Федерации приграничная территория рассматривается в качестве единого пространства (определенной полосы), протянувшегося вдоль государственной границы, а в других актах речь идет о множестве приграничных территорий» [14].

В 2020 г. по результатам аналогичного анализа российского законодательства А.А. Седов выделил уже несколько подходов к формулировке определения приграничных территорий:

«- территория, в пределах которой военнослужащие пограничных органов выполняют свои обязанности и пользуются правами, установленными законодательством Российской Федерации, независимо от наличия в ней режима;

- территория в пределах административно-территориального образования, в составе субъекта Российской Федерации, внешние границы которого совпадают с государственной границей, где, в соответствии с национальными интересами и нормами международного права, возможно установление запретных и охранных зон;

- территории муниципальных образований субъектов Российской Федерации, расположенные в пределах федерального округа, прилегающих к государственной границе Российской Федерации с сопредельным или сопредельными государствами;

- территории или часть территорий административно-территориальных образований государств-участников Содружества Независимых Государств, прилегающие к государственной границе указанных государств и определяемые в качестве таковых в соответствии с их национальным законодательством или международными договорами, участниками которых они являются» [14].

По результатам проведенного нами анализа видно, что в настоящее время легальный подход трансформирован и об этом мы укажем в выводах данного исследования.

Что касается словарных и доктринальных интерпретаций, представим их многообразие. К примеру, в словарных источниках приграничную территорию определяют как «часть территории России, включающую пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пункты пропуска через Государственную границу, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря и пунктам пропуска через Государственную границу» [8]. Данное словарное определение содержательно очень похоже на дефиницию приграничной территории в Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации 2001 г.

Поскольку категория приграничных территорий относится к мультидисциплинарным, обоснованно обращение к ней различных наук. Так, с точки зрения региональной экономики «приграничные территории могут быть рассмотрены как: зоны, полюса, административные и политические образования» [2, с. 43-44].

В юридической науке под приграничной территорией типично понимают «территорию, прилегающую к государственной границе Российской Федерации и непосредственно участвующую в исполнении ее основных функций (соединительной, разделительной и фильтрационной) в целях реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства, в том числе посредством установления специальных зон и режимов, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации» [14]. При этом отмечается, что выделение приграничной территории и определение ее границ должно удовлетворять трем основным условиям:

«- совпадение одной из ее границ с государственной;

- принадлежность территории к определенному природно-хозяйственному району;

- наличие значительной социально-экономической и экологической связи с сопредельной территорией соседнего государства. При-

граничные территории как территории, объединяющие сопредельные сообщества» [1, с. 47-54].

Рассмотрев формализованный, прикладной и доктринальный аспекты категории приграничных территорий, уточним, что в настоявшее время она выступает обобщающей для легально определенного многообразия территорий, входящих в ее состав. Данный подход воспринят и на подзаконном уровне дефинирования приграничной территории с позиции ее состава.

В современном легализованном формате приграничные территории опосредуют: особенности организации местного самоуправления; объективные ограничения действий в их отношении; меры поддержки различным категориям лиц.

В связи с важностью и широкой протяженностью приграничных территорий в Российской Федерации, а также, учитывая нестабильность государственных режимов соседних государств, в перспективе потребуется выработка новых подходов к формализованной конкретизации специальных режимов на заявленных территориях, а также двустороннему межгосударственному регулированию соответствующих отношений.

Библиография:

1. Божко Л.Л. Концептуальные подходы к определению приграничных территорий // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 4. С. 47-54.

2. Болотов Д.А., Межевич Н.М., Шураев В.В. Приграничное (международное) сотрудничество в системе межмуниципального взаимодействия. СПб.: Изд-во политех, ун-та, 2005. С. 43-44.

3. Закон РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (ред. от 04.11.2022 г.) // Российская газета. 1993, 4 мая.

4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-Ф3 (ред. от 04.08.2023 г.) // Российская газета. 2001, 30 октября.

5. Модельный закон о пограничной безопасности (Принят в г. Санкт-Петербурге 28.10.2010 г. Постановлением 35-10 на 35-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=62128&ysdid=lmam4up6by186869699 (дата обращения 11.05.2023 г.).

6. Нифанов А.Н. Территория Российской Федерации: конституционно-правовая теория: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Белгород, 2020. 50 с.

7. Определение Конституционного Суда РФ от 12.11.2019 г. № 2970-0 «По запросу Геленджикского городского суда Краснодарского края о проверке конституционности пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 15 и пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статьи 238 и статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2019. № 6.

8. Пограничный словарь. М.: Академия Федеральной ПС РФ. 2002; https://rus-border-dict.slovaronline.com/?ysclid=lmbyl56xmp358533296 (дата обращения 11.05.2023 г.).

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 г. № 30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // СЗ РФ. 2015. № 50. Ст. 7226.

10. Постановление Правительства РФ от 18.02.2023 г. № 259 «Об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на приграничной территории Белгородской области» // СЗ РФ. 2023. № 9. Ст. 1479.

11. Приказ ФТС России от 25.07.2007 г. № 895 «Об утверждении Методических рекомендаций о применении карнета АТА» // Таможенный вестник. 2008. № 16.

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № 2577-р «Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации» // https://docs.cntd.ru/document/565964011?ysclid=lmajc5t3s770125526 (дата обращения 11.05.2023 г.).

13. Распоряжение Правительство Российской Федерации от 09.02.2001 г. № 196-р «Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации» // https://docs.cntd.ru/document/901780926?ysclid=lmajjfnnt4322659447 (дата обращения 11.05.2023 г.).

14. Седов А.А. Правовое содержание понятия приграничной территории: теория и история вопроса // Евразийский юридический портал. https://www.eurasialegal.info/index.php/component/content/article/154-2012-10-04-03-50-06/5109-2016-10-03-09-10-49?ysclid=lm6n4dkvi4174412429.

15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об упрощении взаимных поездок жителей приграничных территорий Российской Федерации и Латвийской Республики (Заключено в г. Москве 20.12.2010 г.) // СЗ РФ. 2013. № 41. Ст. 5135.

16. Указ Президента РФ от 09.01.2011 г. № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» (ред. от 23.11.2021 г.) // СЗ РФ. 2011. № 2. Ст. 268.

17. Указ Президента РФ от 14.07.2023 г. № 518 «О дополнительных социальных гарантиях лицам, выполняющим работы на территориях отдельных субъектов Российской Федерации, и членам их семей» // СЗ РФ. 2023. № 29. Ст. 5431.

18. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023 г.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

19. Федеральный закон от 26.07.2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» (ред. от 08.12.2020 г.) // СЗ РФ. 2017. № 31 (Ч. I). Ст. 4728.

References:

1. Bozhko L.L. Conceptual approaches to the definition of border territories // Regional economy: theory and practice. 2010. No. 4. pp. 47-54.

2. Bolotov D.A., Mezhevich N.M., Shuraev V.V. Cross-border (international) cooperation in the system of inter-municipal interaction. St. Petersburg: Publishing House of the Polytechnic University, 2005. pp. 43-44.

3. Law of the Russian Federation of 01.04.1993 No. 4730-1 "About the State border of the Russian Federation" (ed. from 04.11.2022) // Rossiyskaya Gazeta. 1993, May 4.

4. Land Code of the Russian Federation No. 136-FZ dated 25.10.2001 (ed. dated 04.08.2023) // Rossiyskaya Gazeta. 2001, October 30.

5. Model Law on Border Security (Adopted in St. Petersburg on 28.10.2010 By Resolution 35-10 at the 35th plenary session of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States) // https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=62128&ysclid=lmam4up6by186869699 (accessed 11.05.2023).

6. Nifanov A.N. The territory of the Russian Federation: constitutional and legal theory: Abstract. dis. ... doct. jurid. sciences'. Belgorod, 2020. 50 p.

7. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 12.11.2019 No. 2970-0 "At the request of the Gelendzhik City Court of the Krasnodar Territory on the verification of the constitutionality of paragraph 4 of Article 35 of the Land Code of the Russian Federation in conjunction with paragraph 3 of Article 15 and paragraph 1 of Article 35 of the Land Code of the Russian Federation, paragraphs 1 and 2 of Article 238 and Article 552 The Civil Code of the Russian Federation" // Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation. 2019. № 6.

8. Border Dictionary. Moscow: Academy of the Federal PS of the Russian Federation. 2002; https://rus-border-dict.slovaronline.com /?ysclid=lmbyl56xmp358533296 (accessed 11.05.2023).

9. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 30-P dated 01.12.2015 "On the Case of Checking the Constitutionality of Parts 4, 5 and 5.1 of Article 35, Parts 2 and 3.1 of Article 36 of the Federal Law "On General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation" and Part 1.1 of Article 3 of the Law of the Irkutsk Region "On Certain Issues of Formation local self-government bodies of municipalities of the Irkutsk region" in connection with the request of a group of deputies of the State Duma" // SZ RF. 2015. No. 50. St. 7226.

10. Decree of the Government of the Russian Federation No. 259 dated 02/18/2023 "On Changing the Terms of Payment of Taxes, Fees, insurance premiums to Persons Engaged in entrepreneurial Activity in the Border Territory of the Belgorod Region" // SZ RF. 2023. No. 9. St. 1479.

11. Order of the Federal Customs Service of Russia dated 07/25/2007 No. 895 "On Approval of Methodological Guidelines recommendations on the use of ATA carnet" // Customs Bulletin. 2008. № 16.

12. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2577-r dated October 7, 2020 "On Approval of the Concept of Cross-border Cooperation in the Russian Federation" // https://docs.cntd.ru/document/565964011 ?ysclid=lmajc5t3s770125526 (accessed 11.05.2023).

13. Decree of the Government of the Russian Federation No. 196-r dated 09.02.2001 "On Approval of the Concept of Cross-border Cooperation in the Russian Federation" // https://docs.cntd.ru/document/901780926 ?ysclid=lmajjfnnt4322659447 (accessed 11.05.2023).

14. Sedov A.A. The legal content of the concept of border territory: theory and history of the issue // Eurasian Legal Portal. https://www.eurasialegal.info/index.php/component/content/article/154-2012-10-04-03-50-06/5109-2016-10-03-09-10-49?ysclid=lm6n4dkvi4174412429.

15. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Latvia on simplification of mutual trips of residents of the border territories of the Russian Federation and the Republic of Latvia (Concluded in Moscow on 20.12.2010) // SZ RF. 2013. No. 41. St. 5135.

16. Decree of the President of the Russian Federation No. 26 dated 09.01.2011 "On approval of the list of border territories in which foreign citizens, stateless persons and Foreign Legal Entities cannot own land plots" (ed. dated 23.11.2021) // SZ RF. 2011. No. 2. Article 268.

17. Decree of the President of the Russian Federation No. 518 dated 07/14/2023 "On additional social guarantees for persons performing work in the territories of certain subjects of the Russian Federation and their family members" // SZ RF. 2023. No. 29. Article 5431.

18. Federal Law No. 131-FZ dated 06.10.2003 "On the General principles of the Organization of local self-Government in the Russian Federation" (ed. dated 04.08.2023) // SZ RF. 2003. No. 40. St. 3822.

19. Federal Law No. 179-FZ dated 26.07.2017 "On the basics of cross-border cooperation" (ed. from 08.12.2020) // SZ RF. 2017. No. 31 (Part I). Article 4728.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.