КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ
COMPETITIVE ADvANTAGEs AND sEcuRITY THE BORDER
regions of Russia
УДК 351.86:332.1
И.Е. ИЛЬИЧЁВ,
доктор юридических наук, доктор технических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
I.E. IL'ICHEV,
doctor of legal Sciences, doctor of technical Sciences, Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: приграничное положение части регионов России создаёт для них конкурентные преимущества, связанные с возможностями развития трансграничного сотрудничества. Экономическое, демографическое, культурно-религиозное и иное давление со стороны сопредельных государств формирует дополнительные проблемы обеспечения безопасности приграничных регионов России. В работе исследуется система и механизм обеспечения безопасности приграничных регионов России.
Ключевые слова: Россия, приграничные регионы, безопасность, обеспечение, система, механизм.
Abstract: Cross-border position of part regions of Russia creates competitive advantages associated with the development opportunities of cross-border cooperation. Economic, demographic, cultural, religious and other pressure from neighboring countries creates additional problems of security in the border regions of Russia. This paper investigates the mechanism and system security in the border regions of Russia.
Keywords: Russia, the border regions, security, software, system, mechanism.
Приграничное положение значительной части регионов России создаёт для них определённые конкурентные преимущества (см., например, [1]). Эти преимущества связаны с возможностями развития трансграничного сотрудничества в экономической, культурной и иных сферах (см., например, [2]) с учётом региональных приоритетов Российской Федерации [3] - наряду с реализацией традиционных схем межрегионального
сотрудничества (см., например, [4]).
В то же время именно приграничные регионы в первую очередь испытывают на себе экономическое, демографическое, культурно-религиозное и иное давление со стороны сопредельных государств, особенно в ситуациях обострения в этих государствах внутриполитической обстановки.
Модельный закон о пограничной безопасности [5] называет следующие угрозы
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
55
Наука. Теория. Практика
пограничной безопасности:
- наличие и возможная эскалация вооружённых конфликтов в пограничном пространстве государства;
- территориальные притязания сопредельных государств;
- незавершённость международно-правового оформления государственной границы и линий разграничения морских пространств с сопредельными государствами;
- проявления в пограничном пространстве государства национального и религиозного экстремизма, этнического и регионального сепаратизма;
- нестабильность обстановки в пограничном пространстве государства вследствие снижения жизненного уровня населения;
- деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на территорию государства своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий;
- трансграничная организованная преступность;
- аварии, катастрофы и стихийные бедствия с трансграничным переносом;
- неблагоприятное санитарно-эпидемиологическое воздействие сопредельных государств, занос на территорию государства массовых инфекционных заболеваний, опасных для людей, сельскохозяйственных животных и растений;
- недостаточный уровень развития пограничной инфраструктуры и технической оснащенности пограничных ведомств.
При этом многие из перечисленных угроз, возникая в приграничных регионах, затем распространяются вглубь территории страны.
В этих условиях Российское государство в рамках международного права (см., например, [6]) вынуждено контролировать развитие ситуации на границах Российской Федерации и сопредельных территориях в целях предупреждения и разрешения пограничных и приграничных проблем и угроз национальной безопасности.
Специфика приграничных регионов России обусловливает необходимость выработки и применения дополнительных мер обеспечения их безопасности.
Из анализа имеющейся правовой базы следует, что в состав системы обеспечения безопасности приграничных регионов России входят наделённые соответствующими полномочиями:
- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав соответствующего региона;
- население (граждане), проживающие на соответствующей территории.
Организации (независимо от форм собственности) и их объединения, общественные объединения и их должностные лица в системе обеспечения безопасности приграничных регионов России исполняют возложенные на них законом обязанности в указанной сфере.
В соответствии с Модельным законом основным субъектом системы обеспечения пограничной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы публичной власти.
Обеспечение пограничной безопасности основывается на следующих принципах:
- соблюдение законности, прав и свобод человека;
- ответственность государства за обеспечение пограничной безопасности;
- приоритет жизни и здоровья людей, минимизации ущерба и вреда их жизни и здоровью, имуществу и окружающей среде;
- сочетание интересов государства, общества и личности, их взаимная ответственность за обеспечение пограничной безопасности;
- системный подход к обеспечению пограничной безопасности с учётом угроз различного характера;
- упреждающий характер мер по обеспечению пограничной безопасности;
- разумное, основанное на балансе частного и публичного интересов вмешательство государства в хозяйственную деятельность при обеспечении пограничной безопасности;
- гармонизация законодательств государств в сфере обеспечения пограничной безопасности;
- сотрудничество государств в области обеспечения взаимной пограничной безопасности.
Обеспечение пограничной безопасности при ведении хозяйственной приграничной деятельности осуществляется в соответствии с правовыми режимами, предусмотренными международными договорами, а также гражданским, административным и другим специальным национальным законодательством. Любая намечаемая хозяйственная приграничная деятельность в установленном нормативными правовыми актами государс-
56
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
Наука. Теория. Практика
тва порядке подлежит оценке с позиций её возможного прямого или косвенного воздействия на пограничную безопасность. Намечаемая приграничная деятельность, не соответствующая требованиям к обеспечению пограничной безопасности, оценивается как опасная и запрещается в порядке, установленном национальным законодательством.
Противодействие трансграничной организованной преступности и негативным трансграничным потокам осуществляется в рамках правоохранительной деятельности и деятельности по обеспечению национальной безопасности. Оно предполагает, в частности:
- осуществление мониторинга трансграничных потоков в целях выявления их негативной составляющей, оценки её влияния на государственную безопасность и выработки мер по обеспечению пограничной безопасности;
- осуществление согласованных действий национальных правоохранительных органов, а также усилий в формате межгосударственного пограничного сотрудничества по предупреждению, выявлению, пресечению, расследованию и раскрытию преступлений и других правонарушений в пограничной сфере;
- осуществление взаимодействия правоохранительных органов при установлении местонахождения лиц, пропавших без вести, преступников, скрывающихся от суда и следствия, принятии решений об удовлетворении ходатайств о выдаче и экстрадиции задержанных преступников;
- осуществление взаимодействия в области борьбы с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков;
- размещение и строительство центров временного пребывания незаконных мигрантов;
- создание и функционирование национальных и международных аналитических центров по выявлению негативных трансграничных потоков, выработке предложений по обеспечению пограничной безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств и Содружества в целом;
- создание и функционирование межведомственных и международных органов (комитетов, штабов) по противодействию отдельным видам трансграничной организованной преступности.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) в соот-
ветствии с утверждённым Положением [7] является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определённые законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на её осуществление.
Пограничные органы Федеральной службы безопасности в соответствии с Федеральным законом «О Государственной границе Российской Федерации» охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озёрах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях пограничные органы:
- обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;
- осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
- проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность;
- осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесённым к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;
- ведут дознание по делам, отнесённым законодательством Российской Федерации к их ведению;
- осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компе-
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
57
Наука. Теория. Практика
тенцию пограничных органов;
- участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;
- проводят при необходимости пограничные поиски и операции;
- осуществляют контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, их идентификацию (сличение документов, удостоверяющих личность, с личностью предъявителя) и учёт в пунктах пропуска через Государственную границу.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) в соответствии с Законом «О государственной границе Российской Федерации»:
- оказывает содействие пограничным органам в проведении мероприятий по защите Государственной границы, борьбе с нелегальной деятельностью через неё, розыске лиц, нарушивших режим Государственной границы, в выяснении и проверке обстоятельств правонарушений граждан, задержанных в административном или уголовно-процессуальном порядке;
- информирует пограничные органы о состоянии правопорядка в приграничных районах Российской Федерации, выявленных противоправных действиях, преступных группах и лицах, имеющих противоправные устремления в отношении Государственной границы и пограничных органов;
- обеспечивает участие Внутренних войск МВД России в защите Государственной границы в случаях и порядке, предусмотренных указанным Законом;
- обеспечивает участие органов внутренних дел в контроле за соблюдением пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
- обеспечивает по представлениям пограничных органов временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооружённых вторжений на территорию Российской Федерации или воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы;
- обеспечивает общественный порядок при проведении на Государственной границе и в приграничных районах Российской Феде-
рации массовых мероприятий федерального или международного характера;
- обеспечивает правопорядок в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения;
- участвует в правовом воспитании населения приграничных районов Российской Федерации, профилактике совместно с пограничными органами правонарушений на Государственной границе и в пунктах пропуска через неё.
Федеральная миграционная служба в соответствии с утверждённым Положением [8]:
а) осуществляет федеральный государственный контроль (надзор):
- за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
- за соблюдением правил привлечения работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, за осуществлением трудовой деятельности иностранных работников;
- выдаёт в установленном порядке разрешения на привлечение работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использование их труда, разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также патенты для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности у физических лиц;
б) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- выдачу, продление срока действия, восстановление виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Российской Федерации;
- определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих в Российской Федерации;
- принятие от лиц, проживающих в Российской Федерации, заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации;
- проверку фактов и документов, представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, и в случае необходимости запрашивает дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
- направление Президенту Российской Федерации заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, представленных для
58
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
Наука. Теория. Практика
их обоснования документов и иных материалов, а также заключений на данные заявления, документы и материалы;
- исполнение принятых Президентом Российской Федерации решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих в Российской Федерации;
- рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, поданных лицами, проживающими в Российской Федерации, и принятие решений по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке;
- ведение учёта лиц, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;
- оформление гражданства Российской Федерации;
- отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации;
- выдачу и замену гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность;
- регистрационный учёт граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
- регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и учёт иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания;
- оформление и выдачу паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
- учёт выданных, утраченных, похищенных и признанных недействительными паспортов гражданина Российской Федерации;
- оформление приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию, а также ведение учёта юридических лиц, ходатайствующих об их оформлении;
- реализацию мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;
- проставление отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства;
- проведение государственной дактилоскопической регистрации;
- производство по делам об администра-
тивных правонарушениях в пределах установленной компетенции;
- представление в судах интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, а также защиту в судах интересов Службы;
- проведение федеральных государственных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности в соответствии с официальной статистической методологией, а также представление в установленном порядке предложений по совершенствованию форм этих наблюдений;
- контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства, должностными лицами, юридическими лицами, иными органами и организациями правил миграционного учёта;
- контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
- подготовку предложений по установлению квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации;
- формирование и обеспечение функционирования государственной информационной системы миграционного учёта;
- обеспечение межведомственного электронного взаимодействия в рамках возложенных задач и функций;
- осуществляет иные установленные функции.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации:
- создают условия для защиты Государственной границы уполномоченным на то законом войскам и органам, принимают в этих целях законы и иные нормативные правовые акты в пределах, установленных Законом «О государственной границе Российской Федерации»;
- информируют пограничные органы по вопросам, касающимся обстановки в приграничных районах Российской Федерации;
- создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы;
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
59
Наука. Теория. Практика
- контролируют на своих территориях выполнение всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, а также должностными лицами и гражданами законодательства Российской Федерации о Государственной границе.
В условиях трансграничных угроз оказывается востребованным как адаптивный, так и креативный потенциал местного самоуправления.
Органы местного самоуправления в области пограничной безопасности в соответствии с Модельным законом имеют право:
- устанавливать требования к обеспечению пограничной безопасности, дополняющие требования к обеспечению пограничной безопасности в государстве и требования к обеспечению пограничной безопасности административно-территориальных образований;
- обращаться в установленном порядке к органам исполнительной власти по вопросам проведения проверки организаций на соответствие требованиям к обеспечению пограничной безопасности на соответствующих территориях;
- ограничивать в установленном порядке деятельность организаций, расположенных на соответствующих территориях, и физических лиц в связи с нарушениями ими требований к обеспечению пограничной безопасности вплоть до принятия решения о приостановлении деятельности соответствующих организаций;
- организовывать общественные обсуждения и опросы среди населения, а также осуществлять иные формы участия граждан в принятии решений по вопросам пограничной безопасности на соответствующих территориях.
Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации, организации (независимо от форм собственности) и их объединения, общественные объединения и их должностные лица:
- предоставляют в соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки для нужд защиты Государственной границы;
- оказывают помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, ис-
полняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;
- создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.
Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.
Граждане участвуют на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории в составе общественных объединений, добровольных народных дружин, в качестве внештатных сотрудников пограничных органов и в иных формах. Правовой статус таких объединений и их участников устанавливает Федеральный закон [9]. Порядок привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации регламентируется Правительством Российской Федерации [10].
Члены народных дружин и внештатные сотрудники привлекаются к защите государственной границы Российской Федерации для выполнения совместно с пограничными органами следующих задач:
- обеспечение контроля за соблюдением режима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
- участие в розыске лиц, пытающихся совершить или совершивших незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации;
- разъяснение гражданам правил режима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Привлечение членов народных дружин и внештатных сотрудников для решения иных задач по защите государственной границы Российской Федерации не допускается.
Пограничные органы содействуют созданию народных дружин, руководят их деятельностью, организуют необходимое обучение граждан, участвующих в защите государственной границы Российской Федерации, и вносят в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предложения по вопросам привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации в
60
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
Наука. Теория. Практика
иных формах.
Народные дружины создаются при подразделениях пограничных органов при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Проблемы обеспечения безопасности приграничных регионов имеют прямое отношение к Белгородской области, 8 районов которой (Краснояружский, Грайворонский, Борисовский, Белгородский, Шебекинский, Волоконовский, Валуйский, Вейделевский) непосредственно граничат с Украиной, остальные в той или иной степени оказываются под давлением обстоятельств, связанных с обострением внутриполитической обстановки в Украине. В области отмечены случаи провокационных выступлений граждан, инспирированных украинскими националистами.
В приграничных муниципальных образованиях Белгородской области в соответствии с действующим законодательством реализуются меры по обеспечению своей безопасности собственными силами.
Во всех муниципальных образованиях созданы координационные органы (советы безопасности муниципальных образований).
Совет безопасности городского округа «Город Белгород» согласно утверждённому Положению является коллегиальным
органом, осуществляющим подготовку решений главы местного самоуправления по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов жителей города в соответствии с единой государственной политикой России в области обеспечения безопасности.
Функционируют муниципальное учреждение «Муниципальная стража» и Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Белгорода.
Муниципальное учреждение «Муниципальная стража» является некоммерческой организацией, специально уполномоченной на решение задач в области обеспечения безопасности населения, недопущение проявления экстремизма, нарушений общественного порядка во взаимодействии с правоохранительными органами на территории города Белгорода.
Имеющаяся нормативная база и опыт, накопленный в регионах, позволяют расширить социальную базу обеспечения безопасности приграничных регионов России за счёт более активного вовлечения в эту деятельность патриотически настроенных граждан и соответствующих общественных объединений, тем самым повысить эффективность этой деятельности, надёжность защиты национальных интересов России в приграничной сфере.
Литература —
1. Сычева И.Н. Приграничный агропромышленный регион: предпосылки и перспективы экономической интеграции. - Барнаул: АЗБУКА, 2013. 198 с.
2. Соглашение между администрацией Белгородской области Российской Федерации и Харьковской областной государственной администрацией Украины о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве / Ратифицировано законом Белгородской области от 13 мая 2002 г. № 30.
3. Указ Президента РФ от 20.04.2014 № 259 «Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию». III. Региональные приоритеты Российской Федерации и формы оказания помощи в сфере содействия международному развитию.
4. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года / Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. № 1540-р; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2564-р «О плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 г.».
5. Модельный закон о пограничной безопасности / Принят на тридцать пятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление № 35-10 от 28 октября 2010 года).
6. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.; Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности / Приняты резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года; Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств от 19 ноября 2010 года / Совершено в Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 года.
7. Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации / Утверждено Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 (ред. от 28.10.2014).
8. Положение о Федеральной миграционной службе / Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. № 711.
9. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».
10. Порядок привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации / Утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. № 339 (ред. от 05.12.2008).
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14
61
Наука. Теория. Практика
References
1. Sycheva I.N. Border agricultural region: background and prospects of economic integration. - Barnaul: ALPHABET, 2013. 198 p.
2. The agreement between the administration of the Belgorod region of Russia and Kharkiv regional state administration of Ukraine on trade-economic, scientific-technical and cultural cooperation / Ratified by the law of Belgorod region on may 13, 2002, № 30.
3. The decree of the President of the Russian Federation from 20.04.2014 № 259 “On approval of the concept of state policy of the Russian Federation in the sphere of international development assistance”. III. Regional priorities of the Russian Federation and forms of assistance in the sphere of international development assistance.
4. The strategy of socio-economic development of the Central Federal district for the period up to 2020 / Approved by the government of the Russian Federation dated 6 September 2011, № 1540-R; The Government of the Russian Federation of December 27, 2012 № 2564-R “On the plan of measures on realization of the strategy of socio-economic development of the Central Federal district for the period up to 2020”.
5. Model law on border security / Adopted at the thirty-fifth plenary session of the Interparliamentary Assembly of the States-participants of CIS (Resolution № 35-10 from October 28, 2010).
6. The Convention of the United Nations Convention against transnational organized crime of 15 November 2000; The Protocol against the smuggling of migrants by land, sea and air, supplementing the Convention of the United Nations Convention against transnational organized crime / Adopted by resolution 55/25 of the General Assembly on 15 November 2000; the Agreement on cooperation on combating illegal labour migration from third countries dated November 19, 2010 / Made in St. Petersburg on November 19, 2010.
7. The provision of the Federal security service of the Russian Federation / Approved by the decree of the President of the Russian Federation dated August 11, 2003, № 960 (as amended from 28.10.2014).
8. The provision of the Federal migration service / Approved by resolution of the Government of the Russian Federation dated 13 July 2012, № 711.
9. The Federal law from April 2, 2014 № 44-FZ “On participation of citizens in the protection of public order”.
10. Procedures for the involvement of citizens to the protection of the state border of the Russian Federation Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated April 15, 1995, № 339 (as amended on 05.12.2008).
(Статья сдана в редакцию 09.10.2014)
62
Проблемы правоохранительной деятельности 4’14