Научная статья на тему 'ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ АНАЛИЗУ'

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ АНАЛИЗУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
словообразовательный анализ / морфемно-словообразовательный материал / близкородственные слова / словообразовательное гнездо / словообразовательные упражнения / word-formation analysis / morphemic and word-formation material / closely related words / word-formation nest / word-formation exercises

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Е Г. Мережко

В статье раскрывается актуальность морфемно-словообразовательной работы в начальных классах, указываются причины трудностей в усвоении младшими школьниками морфемно-словообразовательного материала, кратко раскрываются этапы обучения младших школьников словообразовательному анализу, представлены примеры словообразовательных упражнений, способствующих овладению словообразовательным анализом, в том числе и упражнения на материале словообразовательного гнезда (его фрагмента) и с использованием словообразовательного словаря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING YOUNGER SCHOOLCHILDREN WORD-FORMATION ANALYSIS

The article reveals the relevance of morphemic and word-formation work in primary grades, indicates the causes of difficulties in the assimilation of morphemic and word-formation material by younger schoolchildren, briefly reveals the stages of teaching younger schoolchildren word-formation analysis, provides examples of word-formation exercises that contribute to the mastery of word-formation analysis, including exercises based on the material of the word-formation nest (its fragment) and using word-formation the dictionary.

Текст научной работы на тему «ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ АНАЛИЗУ»

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ АНАЛИЗУ

Е.Г. Мережко, канд. пед. наук, доцент

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-4-161-164

Аннотация. В статье раскрывается актуальность морфемно-словообразовательной работы в начальных классах, указываются причины трудностей в усвоении младшими школьниками морфемно-словообразовательного материала, кратко раскрываются этапы обучения младших школьников словообразовательному анализу, представлены примеры словообразовательных упражнений, способствующих овладению словообразовательным анализом, в том числе и упражнения на материале словообразовательного гнезда (его фрагмента) и с использованием словообразовательного словаря.

Ключевые слова: словообразовательный анализ, морфемно-словообразовательный материал, близкородственные слова, словообразовательное гнездо, словообразовательные упражнения.

Необходимость в организации собственно словообразовательных наблюдений на уроках русского языка в начальных классах не вызывает сомнений. Для решения этой задачи в современных учебниках содержатся упражнения на образование слов с помощью определенных морфем, слов с определенным значением, на определение словообразовательных значений морфем, встречаются даже упражнения на наблюдения за стилистической функцией морфем. Например:

Прочитайте строки из известной вам сказки К. Чуковского «Тараканище». Какая часть слова в однокоренных словах помогает представить таракана сначала великаном, а потом букашечкой? Вдруг из подворотни Страшный великан, Рыжий и усатый Та-ра-кан!

Таракан, таракан, тараканище! Разве это великан? Это просто таракан! Таракан, таракан, таракашечка, Жидконогая козявочка-букашечка! Запишите последнее предложение, подчеркните суффиксы, которые придают словам дополнительное значение. Какое? [1, с. 112].

Вместе с тем данные упражнения, как правило, эпизодичны и не представляют определенной системы. Большинство предлагаемых упражнений направлены на словообразовательный синтез. К сожалению, словообразовательному анализу не уделяется должного внимания.

Такой поверхностный подход к изучению состава слова и элементов словообразования не позволит сформировать у младших школьников систему словообразовательных умений, осознанное отношение к фактам словопроизводства.

Образовательным стандартом предусмотрено ознакомление младших школьников с морфемами, обучение учащихся морфемному анализу. Вместе с тем, практика показывает, что младшие школьники с трудом усваивают данный материал. Это объясняется в том числе и тем, что обучение морфемному анализу происходит без опоры на словообразовательные связи между образованными друг от друга словами, без опоры на словообразовательный анализ.

Словообразовательный анализ как вид языкового анализа в начальной школе еще не введен как обязательный вид разбора. Поэтому к данному виду разбора учителя обращаются редко, а морфемный анализ проводится без опоры на словообразова-

тельный. Такой подход приводит к формальному выделению школьниками морфем.

В учебниках предлагаются такие схемы проведения морфемного анализа, которые провоцируют формальное выделение школьниками морфем. Для обоснования своего ответа учащимся, как правило, предлагается подобрать слова с той же морфемой, что, порою, для школьников оказывается непосильной задачей [2].

Усвоение морфемно-

словообразовательного материала без организации системных словообразовательных наблюдений, без обучения словообразовательному анализу в большинстве своем не позволяет школьникам до конца осознать морфемный материал. Этот факт подтверждается результатами диагностики. Учащимся предлагалось разобрать слова по составу и определить, от каких слов они были образованы. Школьники допустили различные ошибки, а именно: часть корня отнесли к приставке или суффиксу, часть суффикса - к корню или окончанию, объединили несколько суффиксов в один суффикс и др.

Вместе с тем, та же диагностика показала, что школьники могут правильно определить исходное, производящее слово, но при этом не связывают результаты проведенного частичного словообразовательного анализа с морфемным разбором.

Очевидно, что для осознанного проведения морфемного анализа учащимся необходимо научиться производить словообразовательный анализ и опираться в процессе разбора слова по составу на результаты словообразовательного анализа, на словообразовательную структуру слова.

На подготовительном этапе обучения словообразовательному анализу следует организовать первичные словообразовательные наблюдения за образованными друг от друга словами, сопоставлять их прежде всего по значению, использовать прием словообразовательного толкования производного слова и др. На данном этапе школьники еще не знакомятся с составом слова.

На следующем этапе в процессе изучения состава слова школьников необходимо

познакомить с признаками близкородственных слов как слов, образованных друг от друга, одно из которых является первичным (производящее) другое - вторичным (производное). На этом этапе проводятся упражнения на сопоставление пар близкородственных слов по значению и структуре, поиск их в контексте, в группе однокоренных слов, проведение элементарного словообразовательного анализа и др. Например:

1. Прочитайте. Докажите, что данные слова являются однокоренными. Выпишите пары близкородственных слов. Ответ обоснуйте.

А) Зелёный, зеленеть, зелёненький, позеленеть.

Б) Подводный, вода, водяной, подводник, водный.

2. Объясните, почему данные пары слов являются близкородственными. Какое из них первичное, а какое вторичное?

Лес - лесник, дом - домик, город - городской.

При обучении словообразовательному анализу необходимо особое внимание уделять работе со словообразовательными словарями, научить школьников в них ориентироваться и пользоваться ими как справочным материалом. Словообразовательные словари дают возможность организовать разнообразные словообразовательные наблюдения, формировать словообразовательные умения учащихся.

После ознакомления со словообразовательным гнездом (семьей однокоренных слов или словообразовательной семьей), школьным словообразовательным словарем можно рекомендовать следующие виды упражнений: на восстановление и составление словообразовательных цепочек, словообразовательных гнезд, сравнение фрагментов словообразовательных гнезд, упражнения со словообразовательными моделями, лексико-словообразовательные упражнения. Например:

1. Заполни пропуске в цепочке образованных друг от друга слов.

Слово ^ .... ^ словарный.

Вода ^ ..... ^ водянистый.

Гитара ^ .... ^гитаристка.

Граница ^ .. разграничить

2. Выпиши пары близкородственных слов из словообразовательной семьи.

зимушка ^ Зима ^ зимний

зимовать ^ перезимовать

3. Что объединяет пары близкородственных слов?

A) День - денек, пень - пенек.

Б) Изба - избушка, мать - матушка.

B) Фокус - фокусник, огород - огородник.

4.Заполни пропуски в семье одноко-ренных слов.

ветреный Ветер ^ ветерок ...... ^ .... ^ проветриться

5. Проанализируй словообразовательную семью. Какое слово является главным, вершиной в этой семье? Как были образованы друг от друга слова в этой семье однокоренных слов?

лесок лес ^ лесной лесник

Составь по аналогии семью однокорен-ных слов с вершиной огород.

6. Составь словообразовательную семью из слов школа, пришкольный, школьник, указывая стрелкой какое слово от какого образовано.

7. В какую словообразовательную семью входит слово приморский? От какого слова и как оно образовано?

8. Прочитай. Объясните, почему данные пары слов являются близкородственными. Какая пара близкородственных слов лишняя? Почему?

Летать ^ летчик Вертолет ^ вертолетчик Рассказать ^ рассказчик Наладить ^ наладчик

9. Соотнесите первичное и вторичное слова в парах. Объясните, как вторичное слово было образовано от первичного.

Вода ^ подводник, вода ^ водный, водить ^ водитель, зеленый ^ зеленеть, зеленый ^ зелененький, зеленеть ^ позеленеть.

На этом этапе школьники постепенно осваивают словообразовательный анализ, наблюдают за спецификой словообразова-

ния слов разных частей речи, за словами разных словообразовательных моделей, способами словообразования. В этом им могут помочь разнообразные словообразовательные упражнения, в том числе и на материале словообразовательного гнезда. Например, учащимся можно предложить найти пары близкородственных слов в данном словообразовательном гнезде, сравнить фрагменты словообразовательных гнезд и найти в них одинаково образованные слова (слова одной словообразовательной модели), восстановить словообразовательные цепочки, фрагменты словообразовательных гнезд и др.

При обучении словообразовательному анализу необходимо особое внимание обратить прежде всего на школьные словообразовательные словари, познакомить младших школьников с ними, научить детей ориентироваться в них, пользоваться этими справочными материалами. Для этого также нужна специальная система упражнений. Материалы словообразовательных словарей дают возможность организовать интересные и разнообразные лексико-словообразовательные наблюдения, формировать систему словообразовательных умений, что в дальнейшем позволит учащимся более осознанно и самостоятельно производить словообразовательный анализ [3]. Например:

1. Найдите в словаре А.Н. Тихонова словообразовательное гнездо с вершиной снег. Объясните, как будете действовать, чтобы найти данное словообразовательное гнездо.

Найдите в этой словообразовательной семье слово снежинка. Что оно означает? От какого слова и как образовано? Как это обозначено в словаре?

Какие пары близкородственных слов (словообразовательные пары) входят в данное словообразовательное гнездо?

Сделайте вывод о том, как словарь помогает определить особенности образования слов?

2. Кого называют силачом? В каком словообразовательном гнезде словаря мы найдем это слово? Объясните, как оно было образовано. Приведите примеры слов,

образованных с помощью такого же суффикса.

3. Что объединяет слова: учитель, спасатель, строитель? Что они означают и как образованы? Проверьте себя по словарю.

4. В словообразовательном словаре А.Н. Тихонова найдите пару близкородственных слов (словообразовательную пару), в которую входит слово, означающее «тот, кто ухаживает за садом». Что это за слово? В какое словообразовательное гнездо оно входит и как образовано?

Подобные упражнения помогают научить школьников не только ориентироваться в словообразовательном словаре, в структуре словообразовательного гнезда, но и выявлять словообразовательные связи между словами в словообразовательной паре.

Таким образом, обучение младших школьников словообразовательному анализу проводится постепенно, поэтапно с использованием специально организованной системой словообразовательных наблюдений и упражнений.

Библиографический список

1. Климанова Л.Ф. Русский язык: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. Ч. 1./ Л.Ф. Климанова., Т.В. Бабушкина. - М.: Просвещение, 2014. - 159 с.

2. Мережко Е.Г. Трудности морфемного анализа в начальной школе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 6-1 (69). - С. 257-260.

3. Мережко Е.Г. Словообразовательные словари на уроках русского языка в начальных классах / Е.Г. Мережко //Педагогический опыт: от теории к практике. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 74-76.

METHODS OF TEACHING YOUNGER SCHOOLCHILDREN WORD-FORMATION

ANALYSIS

E.G. Merezhko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor N.G. Chernyshevsky Saratov State University (Russia, Saratov)

Abstract. The article reveals the relevance of morphemic and word-formation work in primary grades, indicates the causes of difficulties in the assimilation of morphemic and wordformation material by younger schoolchildren, briefly reveals the stages of teaching younger schoolchildren word-formation analysis, provides examples of word-formation exercises that contribute to the mastery of word-formation analysis, including exercises based on the material of the word-formation nest (its fragment) and using word-formation the dictionary.

Keywords: word-formation analysis, morphemic and word-formation material, closely related words, word-formation nest, word-formation exercises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.