Научная статья на тему 'ТРУДНОСТИ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ТРУДНОСТИ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
472
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МОРФЕМНО-СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мережко Е. Г.

В статье рассматриваются объективные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники в процессе усвоения морфемики и морфемного анализа (плохо развитое абстрактное мышление и др.), указаны основные причины возникающих трудностей (формализм в проведении морфемного анализа и др.). Отмечается роль словообразовательного анализа, элементарной словообразовательной теории, введения ряда словообразовательных понятий в овладении младшими школьниками морфемно-словообразовательными умениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мережко Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFICULTIES OF MORPHEME ANALYSIS IN PRIMARY SCHOOL

The article discusses the objective difficulties faced by younger schoolchildren in the process of mastering morphemics and morphemic analysis (poorly developed abstract thinking, etc.), the main reasons for the difficulties encountered (formalism in morphemic analysis, etc.) are indicated. The role of word-formation analysis, elementary word-formation theory, the introduction of a number of word-formation concepts in mastering morpheme-word-formation skills by younger schoolchildren is noted.

Текст научной работы на тему «ТРУДНОСТИ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ТРУДНОСТИ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Е.Г. Мережко, канд. пед. наук, доцент

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-6-1-257-260

Аннотация. В статье рассматриваются объективные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники в процессе усвоения морфемики и морфемного анализа (плохо развитое абстрактное мышление и др.), указаны основные причины возникающих трудностей (формализм в проведении морфемного анализа и др.). Отмечается роль словообразовательного анализа, элементарной словообразовательной теории, введения ряда словообразовательных понятий в овладении младшими школьниками морфемно-словообразовательными умениями.

Ключевые слова: морфемный и словообразовательный анализ, младшие школьники, морфемно-словообразовательные умения.

Изучение морфемики имеет важное значение в развитии языковых компетенций младшего школьника. Знание морфемного состава слова способствует освоению орфографических норм, обогащению и уточнению словаря учащихся, их стилистической грамотности и т.д. Именно поэтому в последние годы интерес к вопросам изучения морфемного состава слова и формирования морфемно-

словообразовательных умений значительно возрос.

Морфемный (и словообразовательный) анализ слова помогает младшим школьни-

кам вникнуть в значение слова, понять функцию морфем, осознать многообразие способов словообразования.

Вместе с тем изучение состава слова и элементов словообразования в начальной школе осложняется объективными трудностями.

Во-первых, изучение морфемики в школе предусматривается в сравнительно небольшом объеме (ср: морфология, синтаксис). Этот раздел, порою, представлен в современных учебниках русского языка достаточно формально, характеризуется весьма ограниченным набором тем (табл.).

Таблица. Перечень морфемно-словообразовательных тем в учебниках русского языка для начальной школы_

УМК «Школа России» УМК «Перспектива»

2 класс

Однокоренные слова Состав слова

Что такое родственные слова? Как собрать и разобрать слова?

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Корень - главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова

Приставка

Суффикс

Окончание

3 класс

Корень слова Состав слова

Что такое корень слова? Корень

Как найти в слове корень? Приставка

Формы слова. Окончание Суффикс

Как найти в слове окончание? Окончание

Приставка Как образуются слова?

Что такое приставка?

Как найти в слове приставку?

Значение приставок

Суффикс

Что такое суффикс?

Как найти в слове суффикс?

Значение суффиксов

Основа слова

Что такое основа слова?

Во-вторых, морфемно-словообразова-тельные понятия довольно абстрактны. Абстрактное мышление младших школьников еще только формируется, а им уже необходимо осваивать грамматические понятия.

В-третьих, до конца не продуман языковой, дидактический материал, на основе которого организуются морфемно-словообразовательные наблюдения, вводятся морфемно-словообразовательные понятия, формируются соответственно морфемно-словообразовательные умения.

В-четвертых, в учебниках представлена некорректная, с нашей точки зрения, последовательность тем (см. Таблицу). Так, в учебниках русского языка УМК «Перспектива» окончание изучается в конце раздела, после ознакомления со словообразовательными морфемами. Такой подход, возможно, объясняется желанием авторов рассмотреть сначала морфемы, составляющие основу слова. Однако, это никак не облегчает освоение суффикса, учитывая тот факт, что в данном учебнике используется традиционная (морфемная) методика введения понятия суффикса, без опоры на

собственно словообразовательные наблюдения и словообразовательный анализ.

В-пятых, многие морфемы имеют свои разновидности, связанные с небольшими различиями в их фонетическом составе. Данный факт также приводит школьников к затруднению в процессе морфемного анализа.

Исходя из выше сказанного, становится понятным, почему для младших школьников разбор слова по составу представляет значительные сложности.

Основная причина ошибок в морфемном анализе слова, по мнению многих методистов, заключается в формализме, который обнаруживают дети в процессе морфемного разбора (С.И. Львова, Е.В. Пелих, Г.А. Бакулина и др.). Как правило учащиеся не задумываются над значением слова, не осознают смысловое наполнение, семантическую значимость морфем. Разбор слова по составу проводится без опоры на словообразовательный анализ. Это объясняется тем фактом, что морфемный анализ слов, несмотря на словообразовательные наблюдения, все еще рекомендуется проводить с опорой на со-

поставление одноморфемных слов (видимо, это следствие применяемой методики ознакомления младших школьников с морфемами) [1].

Существует точка зрения, согласно которой морфемный анализ следует прово-

дить в той последовательности, в какой морфемы изучаются в школе. Вместе с тем, последовательность изучения морфем и их выделения в процессе разбора не совпадает (табл. и рис. 1, 2).

Памятка 5 Как разобрать слово по составу

1. Прочитай и объясни смысл слова. Определи, к какой части речи относится слово. Изменяется оно или нет?

2. Найди в слове окончание. Для этого измени слово: перепйска, перепиской, переписку. Изменяемая часть -а. Это окончание. Выдели его знаком Ц: переписк[Т|.

3. Выдели в слове основу. Основа - это часть слова без окончания. Выдели основу знаком _: переписка.

4. Найди в слове корень. Для этого подбери однокорен-ные слова (перепись, подпись, писать, запись), сравни их, выдели общую часть. Это будет корень. Выдели его знаком ^ ^: переписка.

5. Найди в слове приставку (если она есть). Для этого подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой (расписка, подпйска, писать, запйска) Приставка стоит перед корнем. Выдели приставку знаком : переписка.

6. Найди в слове суффикс (если он есть). Он стоит после корня и служит для образования нового слова. Выдели его

7. Назови все значимые части слова: переписк[а~]

Образец письменного раэбора

переписк[а~1, русск<[йи|, ко^ушк|"а]

Рис. 1. Русский язык В.Г. Горецкий, В.П. Канакина, 3 класс, 1 часть, С. 146. [2]

Г

Как разобрать слово по составу

1. Измени слово и найди окончание и основу:

перелески — перелеской, безлистный — безлистная.

2. Подбери родственные слова, выдели корень слова, определи его значение. Обрати внимание, что во всех однокоренных словах корень слова пишется одинаково: лес, лесной, безлесный; лист, листва, листочек.

3. Найди приставку в слове (часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов): пере'лесок, безлистный.

Подбери другие слова с такой же приставкой:

пере'езд, пере'путье; без'водный, безрадостный.

4. Найди суффикс (часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов):

перелесок', безлистный.

Подбери другие слова с таким же суффиксом:

отрезбк; обломов водный, летний.

5. Составь схему слова, используя условные обозначения.

Рис. 2. Русский язык Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, 3 класс, 1 часть [3]

Поворот на решение словообразовательных задач, на организацию собственно словообразовательных наблюдений, безусловно, требует изменения методики обучения морфемному анализу в начальной школе, поскольку существующие рекомендации по проведению данного вида языкового анализа провоцируют учащихся к формальному выделению морфем [1].

Преодолеть имеющиеся трудности в проведении морфемного анализа можно, если морфемный анализ слова будет про-

водиться на основе словообразовательного разбора. При этом необходимо введение в курс русского языка элементарной словообразовательной теории, как-то:

1) производящее (исходное, первичное) и производное (вторичное)слово;

2) словообразовательная пара (пара близкородственных слов - первичное и вторичное слова);

3) словообразовательная цепочка - цепочка слов, последовательно друг от друга образованных;

4) словообразовательное гнездо (слово- Таким образом, необходима разработка

образовательная семья, семья одноко- новой системы упражнений, лишенной ренных слов). вышеперечисленных недостатков, направ-

Такие изменения позволят избежать в ленной на преодоление трудностей мор-морфемном членении слова многочислен- фемного разбора слов. ных неточностей и ошибок, сформировать Вопрос о логике проведения морфемно-

у младших школьников морфемно-слово- го анализа в начальных классах в настоя-образовательные умения. щее время еще остается открытым.

Библиографический список

1. Мережко Е.Г. Актуальные проблемы методики словообразовательной работы в начальной школе / Тенденции развития науки и образования. Сентябрь 2020 г. №65, Часть 3 Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2020. - С.61 - 64.

2. Канакина В.П. Русский язык: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. Ч. 1. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2013. -160с.

3. Климанова Л.Ф. Русский язык: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. Ч. 1. / Л.Ф. Климанова., Т.В. Бабушкина. - М.: Просвещение, 2014. - 159с.

4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2017. - 143 с.

5. Климанова Л.Ф. Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. Ч. 2. / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. - М.: Просвещение, 2013. - 143 с.

DIFFICULTIES OF MORPHEME ANALYSIS IN PRIMARY SCHOOL

E.G. Merezhko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky (Russia, Saratov)

Abstract. The article discusses the objective difficulties faced by younger schoolchildren in the process of mastering morphemics and morphemic analysis (poorly developed abstract thinking, etc.), the main reasons for the difficulties encountered (formalism in morphemic analysis, etc.) are indicated. The role of word-formation analysis, elementary word-formation theory, the introduction of a number of word-formation concepts in mastering morpheme-word-formation skills by younger schoolchildren is noted.

Keywords: morphemic and word-formation analysis, junior schoolchildren, morphemic and word-formation skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.