УДК 372.46 ГРНТИ 14.25.09
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНИКА РУССКОГО ЯЗЫКА (УМК «ШКОЛА РОССИИ»)_
Калашникова Светлана Георгиевна
канд. пед. н., доцент
кафедры предметных технологий начального и дошкольного образования,
ОмГПУ, г. Омск
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается процесс формирования словообразовательных понятий младших школьников средствами учебника русского языка (на примере УМК «Школа России»). Приводятся приемы работы над формированием понятий «корень», «однокоренные слова», «окончание» и «основа», «приставка» и «суффикс». Показана практическая значимость формируемых умений.
ABSTRACT
The article examines the process of formation of word-formation concepts of primary schoolchildren by means of the Russian language textbook (on the example of the Russian School of Management). The methods of working on the formation of the concepts of "root", "one-root words", "ending" and "base", "prefix" and "suffix" are given. The practical significance of the skills being formed is shown.
Ключевые слова: словообразование, словообразовательные понятия, корень, однокоренные слова, окончание, аффиксы.
Keywords: word formation, word formation concepts, root, cognate words, ending, affixes.
Изучение темы «Состав слова» является сложным и в то же время важным этапом в лингвистическом образовании младших школьников. Этот раздел труден для детей, потому что требует развитого абстрактного мышления, умения анализировать языковые факты и на этой основе осознанно делать выводы и обобщения. Но тема и важна, так как ее изучение способствует развитию логического мышления и речи: знание структуры слова обогащает словарный запас и развивает навыки правильного и точного словоупотребления. Кроме того на основе формирования словообразовательных понятий учащиеся получают определенный круг знаний о языке, а также осознают закономерности правописания: на основе данной темы усваиваются три правила, управляющие написанием корня (формируется орфографическая зоркость). Таким образом, мы видим взаимосвязь трех содержательных линий курса «русский язык»: «основы лингвистических знаний, орфографию и развитие речи» [6, с.12].
Формирование словообразовательных
понятий происходит постепенно. Так, в 1 классе УМК «Школа России» проводятся пропедевтические наблюдения: предлагаются группы слов - слон-слониха-слоненок, лес-лесной-лесник. Учащимся нужно определить - какие буквы в общей части слов надо проверять. Еще не зная понятия «корень» и соответствующего правила правописания, дети учатся ставить орфографическую задачу [2, с.69]. Аналогичные наблюдения проводятся и над написанием букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости [2, с.97].
Во втором классе вводится термин «однокоренные слова», причем сначала школьники оперируют понятием «родственные слова» [3, с.58].
Это вполне оправдано, так как на занятиях по развитию речи в ДОУ детей знакомят со «словами-родственниками». Для наблюдения берутся знакомые слова, типа гриб-грибок-грибник-грибной; брат-братик-братишка [3, с.59]. Предлагается также сравнить слова: мама-сын-дедушка-тетя и сын-сынок-сыночек-сынишка [3, с.59] и выписать только родственные слова. И хотя понятие «корень» еще не дается, но учащиеся подводятся к его пониманию. В определении корня (чуть позже), которое приводят авторы учебника четко включены два основных признака: общая (одинаковая) часть и общее лексическое значение [3, с.61.]. Поскольку в русском языке есть такое явление, как омонимия корней («корневые омонимы - это прежде всего корни разных слов, находящихся в состоянии лексической омонимии [5, а51], необходимо учить детей различать слова с корнями-омонимами однокоренные. В учебнике приводится упражнение на разграничение таких слов [3, с.64]. Считаем, что этого недостаточно. Можно предложить учащимся такие задания:
- выпишите группы однокоренных слов, к каждой группе допишите по одному слову: соль, солировать, солонка, солист;
- являются ли однокоренными слова покупка и купание? Докажите;
- найдите лишнее слово: лак, лаковый, лакать, лакировка.
Особенности упражнений, формирующих понятие «корень», и характер материала, на базе которого строятся эти упражнения, определяются сущностью корня как морфемы. Так, авторы учебника предлагают упражнения на выделение корня в однокоренных словах [4, с.74], на подбор к данным словам однокоренных слов с чередующимся согласным звуком [4, с.76], на объяснение лексического значения сложных слов с
помощью корня [там же] - выполнение подобного упражнения формирует у учащихся главный признак понятия «корень» - общее лексическое значение. Но чтобы учащиеся разграничивали слова-синонимы (с близким лексическим значением) и однокоренные слова, необходимо формировать умение «правильно объединять слова в группу» [6, с.25]. С этой целью предлагаются упражнения:
-докажите, что слова смелый - мужественный не являются однокоренными (родственными);
- найдите «лишнее» слово (смелый, смелость, мужественный, осмелеть). Здесь учащиеся должны найти «лишнее» слово-синоним в ряду предложенных однокоренных слов.
Для успешного овладения понятием «корень», можно предложить упражнение на осмысление корней: почему то или иной предмет так назван (чайник, подорожник, шиповник). Подобное упражнение синтезирует умения, необходимые для овладения навыком понимать значение производного слова.
Следующая морфема, с которой знакомятся ученики, - окончание. «Окончание - это морфема, которая образует слова и выражает отношение данного слова к другим словам в предложении. Основная функция окончаний - образование форм слова, иначе говоря, выражение грамматических значений словоформы: странА (им.п., ед.ч.), странЕ (дат.п., ед.ч.), странАМ (дат.п., мн.ч.)» [7, с.26].
Именно в аспекте этой функции и рассматривается окончание в учебнике русского языка УМК «Школа России: «Окончание - это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении» [4, с.80]. Чтобы ученики овладели данным понятием целесообразно предложить для анализа не готовый (как в учебнике), а деформированный текст, по итогам восстановления которого ученики поставили слова в нужную форму и сделали вывод, что окончание -изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
Овладение и осознание понятия «окончание» дает возможность проводить работу над формами слова, осознать процесс словоизменения: при изменении слова образуются формы этого же слова, а лексическое значение остается прежним» [4, с.80].
Отметим, что в учебниках русского языка УМК «Школа России» имеются «странички для любознательных». В частности, одна из таких страничек знакомит детей со словами, у которых нет окончаний - несклоняемые имена существительные, предлоги [4, с.83]. Считаем, что материал данной страницы может стать основой для проектно-исследовательской деятельности, результатом которой будет небольшой словарь несклоняемых (общеупотребительных) имен существительных.
Морфемы, которые изучаются вслед за окончанием, это суффиксы и приставки. Суффиксы
и приставки относятся к аффиксальным, или служебным морфемам.
«Аффиксы имеют строго фиксированный порядок расположения относительно корня, их невозможно переставить. Так, приставки всегда расположены перед корнем, суффиксы — после корня или другого суффикса» [7, с.19]. Важнейшая особенность суффиксальных и префиксальных морфем - их повторяемость «в аналогично построенных и обладающих общим элементом значения словах и безразличие к этому свойству корней. Иными словами, существуют корни, повторяющиеся во многих словах, и корни, встречающиеся лишь в одном слове (какаду, я, фрау и т.п.), но нет и не может быть аффиксов, встречающихся лишь в одном слове» [1, с.24-25]. Этот момент необходимо учитывать в обучении.
Изучение приставки и суффикса определяется их двоякой функцией: лексической и грамматической. Прежде всего, обращается внимание на место данных морфем в структуре слова: суффикс стоит после корня, приставка -перед корнем. Затем выясняется роль данных морфем в словообразовании: посредством присоединения суффиксов и приставок к корню образуются новые слова. «Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов» [4, с.83]. «Суффикс -это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов» [4, с.89].
Раз приставки и суффиксы служат для образования новых лексических единиц, а различаются местоположением по отношению к корню, можно их можно изучать одновременно и в сравнении.
Например, учащимся для анализа даются такие предложения:
Мы живем около моря. Морским воздухом дышать очень полезно. Главная улица города называется Приморский бульвар.
Задания:
- выпишите однокоренные слова;
- обозначьте в них корень, выделите окончание;
- какие еще части слова есть в словах морским, приморский?
Ученики отмечают, что в слове морским есть часть -ск- (стоит после корня), а в слове приморский - части -ск-(после корня) и при- (стоит перед корнем).
Сравнивая однокоренные слова море, морской, приморский, учащиеся выясняют, для чего служат новые морфемы. После этого читают определения, данные в учебнике. Чтобы определения были осознаны учениками (а не просто выучены наизусть), можно поработать над их структурой:
- что общего между приставкой и суффиксом? (значимые части слова);
- что значит значимые части (имеют значение); отметим, что для усвоения значения приставок и суффиксов в учебниках представлена последовательная система упражнений [4, с.86, с.91];
- что еще общего? (образуют новые слова), в этом ученики убеждаются, сопоставляя однокоренные слова море, морской, приморский;
- чем отличаются приставка и суффикс? (местом по отношению к корню);
- какие части можно выделить в определении? (значимая часть, где стоит и для чего служит).
Кроме того, для усвоения структуры определения, можно предложить такие задания:
- вставить в определение пропущенную часть (дается неполное определение);
- найти ошибки в определении (дается определение с явными ошибками)
Работая таким образом над определением, учитель может быть уверен, что оно (определение) будет не механически заучено, а осознано учениками.
Для овладения понятиями приставка и суффикс полезны упражнения на конструирование производных слов из известных учащимся аффиксов. Например, от данных слов образовать слова с помощью тех или иных приставок и суффиксов: от слов «куст, двор, столб, лист» образовать слова с суффиксом «ик»; от слов «класс, лес, народ» образовать слова с суффиксом «н»; от слов «бежать, ходить, носить» образовать слова с приставкой «в» и т.п. «Увидеть» значение приставки ученики могут, выполняя такое упражнение:
- какая приставка (про-, при-, за-, у-) придает слову «приходить» противоположное значение?
Наблюдая за ролью приставок и суффиксов, можно формировать умение различать смысловые оттенки слова, например, когда дети наблюдают над словами: заяц-зайка-зайчишка-зайчище; брат-братик-братец; толстый- толстоватый -толстенный; старый-старенький и объясняют разницу в значении слов, образованных с помощью суффиксов. Уместное употребление слов с разными смысловыми оттенками в разных речевых контекстах является показателем сформированного языкового чутья.
Для развития чувства языка и понимания омонимичных аффиксов можно предложить учащимся такие задания:
- объясните, кого мы называем воспитатель, учитель, флорист;
-гимназист - это профессия?;
- правильно ли назвать телефонистом человека, у которого есть телефон.
Основа слова в учебнике УМК «Школа России» рассматривается после изучения приставок и суффиксов. В научной грамматике принято такое определение: «Часть слова без окончания и формообразующих аффиксов, которая заключает в себе лексическое значение, называется основой слова» [7, с.59]. В учебнике мы читаем: «Часть слова без окончания называется основой. В основе слова заключено его лексическое значение. Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончание» [4, с.95]. Поэтому считаем, что целесообразно целесообразно знакомить учащихся с основой слова после усвоения ими окончания.
Мы видим, что в определении дается указание на то, что в основе заключено основное значение. Но для того чтобы это было усвоено учащимися, необходимы упражнения на сравнение значений знакомых детям однокоренных слов с одинаковым окончанием. Например: берёза, берёзонька. Зная значение данных слов, ребёнок, выделив окончание, убедится, что значение слова заключается в его основе. Отметим, что подобных упражнений в учебнике нет.
«Основное различие производных и непроизводных основ заключается в составе: производная основа членится на морфемы, непроизводная не членится. Так, основы слова вода, би-ть, медведь- равны корню, являются непроизводными. В словах за-реч-й-э, бесед-ова-ть, зим-н-ий, зим-ов-а-ть, слеп-ну-ть производные основы, так как они членимы» [7, с.62].
В учебниках русского языка УМК «Школа России» (как и в других УМК) не даются понятия «производная» и «непроизводная основа». А между тем разграничение этих понятий необходимо для морфемного анализа. Поэтому учитель может предложить упражнения, типа: выпишите слова, у которого корень совпадает с основой: печник, заплыв, стебель, костёр.
Согласно Примерной программе ученики должны уметь «определять состав слова, приводить доказательства» [6, с.25]. Чтобы сформировать указанное умение можно предложить такие задания:
- в каких словах есть суффикс -ок? (промок, урок, островок, сурок, гребешок, рынок);
- укажите слова с приставкой (надеяться, дочка, завтрак, поход, поломал);
- в каких словах есть приставка у-? (утюг, убежать, ужин, уздечка, украсить);
- в каких словах С является частью корня? (сделать, слон, скатиться, слетел, слава).
Ученики тренируются и в полном морфемном разборе. В учебнике дается соответствующая памятка и образец устного и письменного разбора [4, с.146].
В процессе формирования
словообразовательных понятий широко используются схемы, которые помогают «видеть» структуру слова и реализуют одно из условий успешного усвоения понятий - наглядное его изучение:
- рассмотрите схемы слов. Прочитайте, догадайтесь, какие пословицы в них зашифрованы [4, с.98];
- прочитайте слова, объясните их значение, соотнесите слова и схемы слов [4, с.97]. Можно предложить учащимся добавить по одному слову к каждой схеме.
Это соответствует и требованию Примерной программы: «Анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова» [6, с.25.].
Отметим также, что, к сожалению, в учебнике немного упражнений, направленных на формирование умений учащихся самостоятельно образовывать слова по известным моделям. Здесь
проводится работа по конструированию слов по заданному значению, когда ученик из всех знакомых ему аффиксов должен выбрать тот, который соответствует заданному значению и образовать слово от данной основы.
Например, замените сочетания слов одним словом:
Спортсмен, играющий в футбол, женщина, работающая в библиотеке, человек, который водит машину.
Способы же словообразования не изучаются. Но в учебнике, как уже было отмечено, имеются «странички для любознательных», одна из которых включает сведения о словообразовательном словаре: «словообразовательный словарь поможет вам узнать, как образовано слово и из каких значимых частей оно состоит» [4, с. 96].
А также даются практические сведения по словообразованию: «прочитайте слова, которые образовались от слов школа, берёза, жёлтый» [там же с. 96].
Итак, сформированные таким образом словообразовательные понятия станут основой для орфографических и речевых навыков.
УДК 378.147
Список литературы:
1.Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Флинта: Наука, 2011. - 328с.
2.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.
1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2016. - 143с.
3.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.
2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2016. - 144с.
4.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.
3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2016. - 159с.
5.Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. М.: Высш.шк., 1984. - 255с
6.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2010. - 317с.
7.Филиппова Л.С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. М.: Флинта: Наука, 2009. — 248 с.
КОМПЛЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ О _ВЕКТОРАХ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ»_
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.1.81.1146
Соловьева А.А.
Ярославль,
Ярославский государственный педагогический университет АННОТАЦИЯ
В статье предлагается реализация гуманитарного аспекта обучения математике через использование комплекса профессионально-ориентированных задач, способствующего целостному восприятию понятий математической дисциплины при тесном взаимодействии с профилем подготовки студента. Для изучения раздела «Векторы» предлагается комплекс из 14 профессионально-ориентированных задач, которые разработаны для иллюстрации приложений каждой из изучаемых тем данного раздела математики.
Ключевые слова: профессионально-ориентированная задача; прикладной аспект; профессионально-направленное обучение; профессиональная направленность; обучение математике; гуманитарии; нематематические профили подготовки.
Одним из направлений реализации гуманитарного потенциала математики является расширение прикладного аспекта в содержании обучении математике [1]. В подготовке студентов направления 38.03.02 «Менеджмент» математика имеет существенное значение. Богатство содержания математических методов применимо в таких профильных дисциплинах, как маркетинговые исследования, теория
менеджмента, финансовый менеджмент, риск-менеджмент, инвестиционный анализ, методы принятия управленческих решений, статистика, экономическая теория и др.
В современных условиях ориентации образовательного процесса на конечные результаты-компетенции математическая задача, как часть процесса обучения, должна выступать средством формирования профессионально значимых составляющих опыта личности студента
для его будущей деятельности. Такими математическими задачами в первую очередь являются профессионально-ориентированные задачи [6]. Это связано с тем, что иллюстрация многообразия приложений математического знания является одним из эффективных путей повышения мотивации к обучению математике [4] и поддержки и активизации внимания [5] студентов нематематических профилей подготовки.
Под профессионально-ориентированной задачей вслед за Скоробогатовой Н.В. мы понимаем некоторую абстрактную модель реальной проблемной ситуации прикладного характера в профессиональной сфере деятельности, сформулированную в вербальной, знаковой или образно-графической форме и решаемую математическими средствами [3].
При использовании профессионально-ориентированных задач в учебных пособиях для