Научная статья на тему 'О морфемно-словообразовательных упражнениях по русскому языку для средней школы и педколледжа'

О морфемно-словообразовательных упражнениях по русскому языку для средней школы и педколледжа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
941
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРФЕМИКА / MORPHEMICS / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / WORD FORMATION / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / METHOD OF TEACHING / УПРАЖНЕНИЯ / EXERCISES / МОРФЕМНО-СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / MORPHEMIC-DERIVATIONAL PROBLEMS / ЯЗЫКОВОЙ РАЗБОР / LINGUISTIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чудаева Наталия Леонидовна

В статье даётся краткая характеристика упражнений по русскому языку как одного из методов обучения морфемике и словообразованию, приводятся примеры разных видов упражнений, которые целесообразно использовать при изучении данных разделов курса русского языка в школе и педколледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чудаева Наталия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Morphemic-derivational Exercises in the Russian Language for High School and Teachers Training College

The article provides a brief description of exercises in the Russian language as one of the morphemic and word-formation teaching methods. The article provides examples of different types of exercises appropriate to use in the study of these sections of the course of the Russian language in schools and Teachers Training Colleges.

Текст научной работы на тему «О морфемно-словообразовательных упражнениях по русскому языку для средней школы и педколледжа»

2. Аранчын, Ю. Л. О языковой жизни Республики Тува / Ю. Л. Аранчын, Д. А. Монгуш // Языковая ситуация в Российской Федерации. -М., 1992. - С. 50-55.

3. Бартан, Ф. М. История создания учебников по русскому языку для тувинских школ / Ф. М. Бартан // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. - 2014. - Вып. 4. - С. 106-111.

4. В Тувинском госуниверситете отметили 60-летие педагогического образования в республике. - URL: http://www.tuva.asia/ news/tuva/5577-kgpi60.html) (дата обращения: 17.02.2016).

5. Тувинский государственный университет отметил 20-летие. - URL: http://www.tuvaonline.ru/2015/10/16/tuvinskiy-gosudarstvennyy-universitet-otmetil-20-letie.html (дата обращения: 17.02.2016).

6. В Кызыле установлена памятная доска Народного учителя Тувы Регины Бегзи. - URL: http://www.tuva.asia/news/tuva/8693-begzi.html (дата обращения: 17.02.2016).

7. Селиверстова, Г. М. Улуг Башкы / Г. М. Селиверстова. - Тувинская правда. - 2013. - 12 марта. - URL: http://www.tuvsu.ru/ index.php/upload/kpi/3_no.pdf?view=fac&fac=4&q=page&id=nc00KVXr0tDckuGPKBp3 (дата обращения: 05.03.2016).

8. Методика обучения русскому языку и русистика в очерках об учёных Сибири и Дальнего Востока: биобиблиогр. справочник / сост. и ред. Т. А. Острикова. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2013. - 200 с. (См. также сайт: ta-ostrikova.tumblr.com/archive).

© Соян Н. Т., Антонов В. П., 2016 УДК 372.881.161.1

О МОРФЕМНО-СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ И ПЕДКОЛЛЕДЖА

Н. Л. Чудаева

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье даётся краткая характеристика упражнений по русскому языку как одного из методов обучения морфемике и словообразованию, приводятся примеры разных видов упражнений, которые целесообразно использовать при изучении данных разделов курса русского языка в школе и педколледже.

Ключевые слова: морфемика, словообразование, метод обучения, упражнения, морфемно-словообразовательные задачи, языковой разбор.

Необходимые учащимся практические умения и навыки могут быть сформированы, закреплены и доведены до совершенства с помощью использования метода упражнений. Упражнение представляет собой многократное выполнение умственных или практических действий с целью овладения ими или повышения качества их выполнения. Упражнения как один из видов учебных работ могут быть репродуктивными, направленными на воспроизведение и повторение изученного ранее, и творческими, связанными с применением полученных знаний в новых условиях. В зависимости от характера и степени влияния на формирование умений упражнения делятся на подготовительные (первоначальная отработка действий), основные (последующая отработка действия в целом), тренировочные (совершенствование уровня выполнения).

Упражнения при изучении морфемики разнообразны, к ним, в частности, относятся: выделение корня и окончания (а также других морфем); выделение суффиксов и/или приставок и выяснение их значений; сопоставление слов с приставками, имеющими противоположное значение; подбор однокоренных слов; выделение в производных словах основы и сравнение её с производящей основой слова; составление списка слов с приставками и/или суффиксами на заданную тему; определение морфонологических явлений в слове (например, чередований согласных в корне); нахождение и выделение корней-омонимов в словах; выделение формообразующих и/или словообразующих аффиксов; нахождение в словах синонимичных морфем и др.

С. И. Львова, Т. В. Напольнова, Т. А. Острикова и др. (см., например: [1; 2 и др.]) рассматривают проблемы «задачного» обучении русскому языку, в том числе при обучении морфемике и словообразованию. Суть мор-фемно-словообразовательных задач при изучении указанных разделов состоит в образовании или подборе слов определённого (= заданного) состава, подборе однокоренных слов, разграничении лексем с омонимичными корнями и т. д. Как видим, методы упражнений и задач преследуют одинаковые цели, имеют много общего, однако как поисковые и самостоятельные виды работ лингвистические задачи чаще всего используются при диагностике языковых умений и навыков на уроках и при выполнении конкурсных и олимпиадных заданий.

Рассматриваемые методы, являясь взаимосвязанными и взаимообусловленными, представляют составную часть целостной дидактической теории, соответствуют целям развивающего обучения, отражают соотнесённость каждого этапа обучения с потребностями и мотивами обучаемых. Использование того или иного метода при изучении морфемики и словообразования также соответствуют целям и этапам обучения русскому языку. К общим условиям успешного применения метода упражнения относятся такие, как:

- активное и сознательное участие всех учащихся в решении практических задач;

- систематичность, последовательность, ритмичность в проведении упражнений;

- разнообразие и постепенное усложнение упражнений путём введения новых элементов;

- тщательный контроль за правильным выполнением полного объёма заданий упражнения, в том числе по необходимому образцу;

- придание содержанию упражнений развивающего характера;

- формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки при выполнении учебных действий;

- максимальное приближение условий выполнения упражнений к реальной обстановке;

- внесение в учение элементов соревновательного характера.

В методике русского языка (Л. В. Вознюк, С. И. Львова, В. П. Шереметевский, Н. М. Шанский и др.) описаны основные виды упражнений по морфемике и словообразованию, к которым, в частности, относятся:

1) упражнения для выявления словообразовательной семантики, для формирования умения определять значения слов и морфем; выделение морфемы с определённым словообразовательным значением; объяснение лексического значения слова по образцу; сравнение предложенных толкований слов и выбор необходимого; определение значения морфем; подбор слов с заданной семантикой; определение общего значения слов одной словообразовательной модели;

- упражнения для изучения морфемного состава слов, для формирования умений и навыков разбора слова по составу; распределение слов по общности корня; распределение слов по общности суффикса или приставки; сравнение морфемного состава слов; подбор слов определённого морфемного состава; рассуждение по образцу; подбор слов с данными морфемами по орфографическому словарю; определение строения основы; выявление чередований в различных морфемах;

- упражнения для изучения способов образования слов, для формирования умений и навыков словообразовательного разбора слова: восстановление пропущенного слова в ряду однокоренных слов; определение способа образования слова путём рассуждения по образцу; группировка слов по общности способа образования и т. д. [2, с. 34].

Основным средством закрепления языковых знаний и умений являются аспектные упражнения (например, морфемно-грамматические), которые имеют задания и примеры по двум и более разделам науки о языке [3, с. 12]. В действующих учебниках для старших классов, по которым, как правило, мы работаем со студентами первого курса педагогического колледжа, есть и собственно языковые - аспектно-морфемные упражнения, а также морфемно-речевые. Конкретизируем эту типологию, учитывая специфику рассматриваемых разделов русского языка.

К аспектным упражнениям по морфемике и словообразованию относим:

- упражнения морфемно-грамматические. Их сутью является выделение окончаний указанных пар слов в тексте и определение грамматического значения этих морфем;

- упражнения морфемно-лексико-орфографичекие. В соответствии с особенностью этого типа упражнений учащимся нужно не только списать текст и выделить морфемы, в которых пропущены орфограммы, но и найти, например, омонимичные морфемы, определить их значение - лексическое и/или грамматическое. Или обучающимся предлагается найти слова в тексте, например с чередующимися гласными в корне, вставить орфограмму в приставке, выделить её графически, указать лексическое значение и т. д.;

- упражнения морфемно-орфографические. В рамках данного типа упражнений необходимо выписать одно-коренные слова из текста, обозначить в них корень и объяснить чередующиеся согласные в корне. Такого же рода задания можно предложить, например, и с выбором слов из текста с приставками на з и с, пре- и при-, суффиксами -чик и -щик, -оньк- и -еньк- и т. д.;

- упражнения морфемно-словообразовательные. К примеру, таковыми являются упражнения с заданием найти слова с непроизводной основой, образовать от них однокоренные слова и выделить в образованных словах морфемы;

- упражнения морфемно-лексические. К ним относятся, например, упражнения, предлагающие выделить корни в группе слов, сгруппировать эти слова по значению корня;

- упражнения морфемно-стилистические, морфемно-стилистико-словообразовательные. Примером подобного типа упражнений может послужить следующее: определить принадлежность текста к функциональному стилю, проанализировать морфемный состав указанных слов;

- упражнения словообразовательные. К упражнениям данного типа можно отнести определение способа образования слов на уровне пары или цепочки однокоренных слов.

Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и разнообразием. В русском языке насчитывается огромное количество морфем, которые послужили строительным материалом для уже образованных и являются им для вновь создающихся слов. Каждая из словообразовательных морфем привносит в лексическое значение производящего (= мотивирующего) слова новые оттенки смысла, участвуя тем самым в формировании лексического значения нового слова. Количественный состав морфем, развитая синонимика значимых частей слова, разнообразие способов образования слов в конечном счёте определяют лексическое богатство русского языка, безграничные его возможности для словотворчества, языкового новаторства.

Рассматриваемый вопрос неплохо разработан в практической методике, в которой описано достаточное количество морфемно-речевых упражнений. Приведём некоторые виды функционально направленных упражнений, выделенных разными методистами, например М. Ф. Скорняковой.

1. Упражнения, в которых производное слово рассматривается с точки зрения системных связей значимых частей членимых слов. Данные упражнения развивают внимание обучаемых к слову, прививают навык осознанного, немеханического употребления в речи сходных по внешнему виду, но различных по значению слов. В этой группе выделяют ещё три группы упражнений. В основе первой группы лежит анализ и группировка слов по определённому признаку: по особенностям семантики морфемы и её отношениям к другим однотипным значимым частям слов; по стилистической окрашенности морфемы; по обычности/необычности употребления лексем в речи. Вторая группа связана с конструированием слов по данной словообразовательной модели,

и наконец, третья группа предполагает составление словосочетаний и предложений с анализируемыми производными словами. Для повышения проблемности таких упражнений необходимо задавать учащимся соответствующие вопросы и требовать развёрнутого ответа на них. Приведём для примера группу взаимосвязанных вопросов: В чём различие в значении слов писатель, писец, писарь, писака? В каких текстах они встречаются? Какое из слов вам знакомо больше других? Почему?

2. Упражнения, в которых производное слово рассматривается как член словообразовательного гнезда. Основная цель этих упражнений - развитие речевой памяти учащихся, их языкового чутья. По мнению М. Ф. Скорняковой, упражнения данной группы развивают внимание к значению однокоренных слов, совершенствует умение оценивать их использование в тексте, правильно употреблять подобные слова в своей устной и письменной речи. В данную группу входят следующие упражнения: а) анализ и группировка данных слов по ряду признаков - значению, нормативности, функционально-стилистической закреплённости; б) образование слов с учётом ограниченной сочетаемости морфем.

3. Упражнения, в которых производное слово рассматривается как компонент словосочетания, предложения, текста. В заданиях к этим упражнениям обращается внимание на смысловое и морфемное своеобразие главного (= стержневого) и зависимого слов словосочетания, на использование лексем определённой морфемной структуры в определённых синтаксических конструкциях [4, с. 101-110].

Названные упражнения прививают учащимся умение уместно употреблять в собственной (устной и письменной) речи слова с определёнными типами морфем, воспитывают способность видеть их смысловые и стилистические особенности в различного рода текстах.

Особое место при изучении морфемики и словообразования в старшем звене отводится языковому разбору (в нашем случае - морфемному и словообразовательному) как методу обучения и соответственно виду упражнений. Разбор как метод обучения служит методическим средством развития дедуктивного мышления учащихся, если актуализируется метод сравнения и соответственно приём сопоставления [5, с. 139].

Под методом сравнения/сопоставления понимается такой способ передачи знаний и умений, при котором познавательная деятельность осуществляется на основе сравнения и сопоставления известных языковых фактов с неизвестными, а также близкими по своим формам или смысловым признакам. Например, для правильного выделения морфем в конкретном слове необходимо сравнить однокоренные и одноструктурные слова.

К частным методам изучения морфемики и словообразования относят конструирование. Конструирование (= моделирование) - метод обучения и вид упражнений по составлению схем-моделей слов/словоформ и, наоборот; подбор примеров, соответствующих определённой структурной схеме слова. Предложим пример подобного вида упражнений: Подберите и запишите слова, морфемный состав которых соответствовал бы следующим моделям: 1) приставка + корень + окончание; 2) корень + суффикс + суффикс + окончание; 3) приставка + приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание; 4) приставка + корень + суффикс + окончание + постфикс.

Примерами указанного вида заданий для студентов колледжа могут служить такие: Образуйте от следующих слов сложные однокоренные слова. Какие морфонологические явления наблюдаются в структуре образованных слов?

Приведём примерный ответ на данное задание: Если от слова Смоленск образовать прилагательное с суффиксом -ск- (смоленский), а от слова такси - существительное, обозначающее водителя такси (таксист), то в производных словах наблюдается явление наложения морфем, а в уменьшительно-ласкательном слове петушок от петух - явление чередования согласных в корне.

В число видов языковых работ обязательно включаются диктанты. Это понятие в методической литературе рассматривается и как метод (Л. П. Федоренко, И. Р. Палей), и как приём и вид упражнений (А. В. Текучёв и др.). При изучении морфемики и словообразования продуктивен графический диктант на основе «морфемной модели» и «словообразовательной модели» [1, с. 80-81]. В графическом диктанте ученики составляют схемы-модели данных слов, используя принятые в школе условные графические обозначения. Например, слова пароходство, столица, заместитель (примеры взяты из книги: [6, с. 45]) заменяют следующими графическими схемами: ~ л □; ~..л □; - ГГ.. л л □. В выборочном графическом диктанте необходимо выписывать слова, соответствующие определённой схеме-модели. Так, преподаватель диктует дидактический материал, а обучаемые выписывают лишь те слова, которые соответствуют определённой морфемной схеме, например: - Л л.

Историческая и современная система морфемно-словообразовательных обозначений и условных знаков описана в статье Т. А. Остриковой [7]. Предложенная ею система помогает выбирать и обосновывать оптимальные варианты визуализации языковых явлений и фактов. В педколледже все знаки морфем традиционно ставятся над ними, кроме знака основы. В своей практике чаще используем общепринятые графические обозначения морфем (приставки, корня, суффикса, окончания), введённые М. Т. Барановым в 1970-е годы в учебники русского языка под ред. Н. М. Шанского. Интерфикс обозначаем двусторонней стрелкой над соединительными элементами, а не выделяем круглыми скобками, овалом или подчёркиванием, как это принято в школьной практике. Постфикс графически обозначаем прямым уголком, по форме зеркально противоположным знаку приставки, что помогает отграничить постфиксы от суффиксов - см. подробнее уже указанный первоисточник [7].

Все описанные в данной статье и иные упражнения важны при изучении морфемики и словообразования, однако, учитывая коммуникативно-деятельностный подход, мы дополняем их аспектно-речевыми упражнениями (этот вопрос рассмотрим в других публикациях).

Библиографический список

1. Львова, С. И. Русский язык: обучение морфемике и словообразованию в основной школе: 5-9 классы / С. И. Львова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 352 с.

2. Острикова, Т. А. Обучение учащихся 1У-У1 классов морфемному и словообразовательному разборам на основе различения производных и непроизводных слов: дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Острикова. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. - 188 с. (см. также: ta-ostrikova.tumblr.com/archive).

3. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл: кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. -М.: Просвещение, 1991. - 342 с.

4. Методика развития речи на уроках русского языка: кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; под ред. Т. А. Ладыженской. -2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.

5. Успенский, М. Б. Курс современного русского языка в педагогическом вузе: учеб. пособие / М. Б. Успенский. - М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 192 с.

6. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. -М.: Русское слово, 2013. - 448 с.

7. Острикова, Т. А. О системе морфемно-словообразовательных знаков / Т. А. Острикова // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Серия 5. Литературоведение. Языкознание / отв. ред. Г. И. Панова. - Абакан: Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 1998. - С. 93-98.

© Чудаева Н. Л., 2016

УДК 371.487(571.513)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ

ХАКАССКОГО НАРОДА

Т. А. Швалёва

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье раскрывается значение народной физической культуры как средства воспитания, развития и обучения молодого поколения. Отдельное внимание обращается на роль семейного воспитания, основанного на народных традициях, обрядах, ритуалах. Анализируются взгляды ведущих учёных по изучаемой проблеме.

Ключевые слова: физические упражнения, физические качества, физическая культура, воспитание, традиции, обычаи, обряды, родовое движение.

В народной педагогике среди большого разнообразия средств обучения, воспитания и развития подрастающего поколения особое место принадлежит физической культуре. Народная физическая культура, в отличие от других средств, представляет собой исторически и этнически сложившийся способ воспитания здорового молодого поколения, развития физических данных ребёнка, подростка, юноши и т. д., а также обучения их разнообразным движениям. Полагаем, что в народной педагогике нашёл применение весь арсенал средств традиционной физической культуры, накопленный за предшествующий исторический период развития того или иного народа. Считаем также, что этнической физической культуре как таковой присущи основные свойства общей культуры народа в целом.

По рассматриваемой проблеме нами изучена специальная литература, однако специальных трудов, посвя-щённых развитию физической культуры в прошлые века и в новое время на территории Хакасско-Минусинской котловины, обнаружить не удалось. В связи с отмеченным фактом считаем, что исследование данной проблемы является актуальным, позволяет в определённой мере устранить «белое пятно» в истории Хакасии вообще и в истории её этнопедагогики в частности.

Повышенный интерес к проблемам этнокультурного воспитания, в том числе в традиционной хакасской культуре и хакасской семье, обусловлен в настоящее время существенным изменением социально-экономической жизни, сменой и обновлением сложившихся социальных институтов и т. д. В этой ситуации семейный уклад оказывается единственной сферой жизни, сохранившей в известной мере свою устойчивость. В частности, по этой причине современная педагогическая наука особенно серьёзное внимание уделяет опыту семейного воспитания в традиции различных народов.

Особая роль в воспитании подрастающих поколений в традиционной культуре хакасов принадлежала как роду, так и племени. Мысли об этом находим как у дореволюционных, так и современных исследователей истории, культуры, традиций хакасского народа (А. В. Андрианов, Л. В. Анжиганова, В. Я. Бутанаев, Б. О. Долгих, В. Попов, Г. Н. Потанин, П. Чихачёв и др.). Труды этих учёных представляют несомненный интерес прежде всего с точки зрения отражения в них сведений об особенностях культуры коренного народа Хакасии. Изучение фольклорных материалов, историко-этнографической литературы, народного искусства, эпоса, записок путешественников, научных трудов учёных и других источников позволяет сделать вывод о том, что на протяжении столетий этнопедагогика имеет тесную взаимосвязь с физической культурой, на формирование которой повлияли как внешние, так и внутренние факторы.

Так, по мнению Ю. И. Евсеева, внешняя среда в общем виде может быть представлена моделью, состоящей из трёх взаимодействующих элементов: физической окружающей среды (атмосфера, вода, почва, солнечная энергия); биологической окружающей среды (животный и растительный мир); социальной среды (человек, социальная группа и общество в целом). Влияние внешней среды на становление физической культуры народа весьма многогранно, так как природная среда оказывает на организм как полезные, так и вредные воздействия. Из внешней среды наш организм получает всё необходимые для его жизнедеятельности и развития вещества;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.