Научная статья на тему 'Формирование знаний и умений по морфемике и словообразованию в начальной школе'

Формирование знаний и умений по морфемике и словообразованию в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
12087
1184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование знаний и умений по морфемике и словообразованию в начальной школе»

В. А. Шуритенкова

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

ПО МОРФЕМИКЕ И СЛОВООБРАЗОВАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Изучение словообразования в системе русского языка имеет большое значение для ребенка, т.к. помогает проникнуть в сущность морфологической структуры слова, осознать смысловые связи между родственными словами, а это приводит к уточнению семантики слов и позволяет ученику правильно и точно употреблять их в речи. Изучение состава слова расширяет общую ориентировку ребенка в системе родного языка, помогает ему понять знаковую природу языковых единиц, связать лексическую и грамматическую системы, способствует филологическому развитию школьника. Элементарные знания об образовании слов разных частей речи помогают учащимся осознать основной путь пополнения языка новыми словами, а понимание роли морфем в слове, семантики приставок и суффиксов способствует развитию у детей способности употреблять слова в речи с учетом значения входящих в них аффиксов. Умение ориентироваться в морфосемантической структуре слова необходимо при осмыслении многих орфографических правил, т.к. в большинстве образовательных систем как основа формирования орфографического навыка представлен морфологический принцип русской орфографии (исключение составляет система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, где обучение орфографии строится на фонематической основе). Наконец, изучение морфемного состава заключает в себе большие возможности для развития умственных способностей учащихся, так как в процессе этой работы формируются и совершенствуются такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение.

В задачи работы над составом слова входит формирование знаний о частях слова, умений морфемного и элементарного словообразовательного анализа, практическое знакомство с некоторыми способами словообразования, а также создание условий, способствующих пониманию взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом, что позволяет руководить уточнением и обогащени-

Вера Алексеевна Шуритенкова - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания Уральского государственного педагогического университета.

ем словаря учащихся, обеспечивает развитие осознанного употребления в контексте слов с определенными приставками и суффиксами, повышает точность и правильность речи школьников; в задачи работы над составом слова входит также организация пропедевтических орфографических наблюдений, необходимых для формирования навыков правописания.

Для успешной организации работы по мор-фемике необходимо иметь в виду следующее: морфема как единица знаковой системы имеет форму (фонемный/буквенный состав) и содержание (значение) и выделяется в ряду слов, имеющих сходство по этим признакам: общность в значении и фонемном составе, например, слова строитель, учитель, водитель, сеятель имеют одинаковую часть -тель- и обозначают лицо по роду занятий или профессии; в этот ряд нельзя включить слова выключатель, нагреватель, также имеющие часть -тель-, так как в этих словах отсутствует второй необходимый признак - общее в значении, они обозначают не лицо по роду занятий или профессии, а предмет, выполняющий действие, названное в производящей основе; наблюдения над подобным материалом помогут ребенку, с одной стороны, лучше понять специфику языкового знака, а с другой стороны, позволят не допускать ошибок при разборе слова по составу.

Между морфемами, как и между лексическими единицами, существуют отношения синонимии и омонимии; это относится и к корню, и к аффиксам, например, корни слов погас и потух - синонимы, как и приставки в словах разодеться, пересолить, имеющие значение «сделать сверх меры», как суффиксы в словах переводчик, писатель, аптекарь; омонимичными являются корни слов гора и гореть, суффиксы в словах чайник и должник, приставки в словах запеть и запрыгнуть, окончания в словах вода ( сущ. 1 скл. в им. п.) и дома ( сущ. 2 скл. в род. п.); такие наблюдения помогут ученику осознать язык как «совокупность элементов, связанных устойчивыми отношениями между собой и образующих внутреннее организационное единое целое» (Розенталь, Теленкова, 1976), различать однокоренные слова и словоформы, увидеть проявление омонимии и синонимии в падежных окончаниях имен существительных, точно употреблять в речи слова с разными при-

В.А. Шуритенкова

ставками и суффиксами с учетом значений этих аффиксов.

Во многих корневых морфемах наблюдается чередование фонем, и хотя в начальных классах программой не предусмотрено знакомство учащихся с этими закономерностями (исключение составляет программа по русскому языку в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова), важно иметь их в виду, так как в противном случае дети могут испытывать затруднения при отнесении слов типа свет - освещение, хожу - походка к однокоренным словам, что может привести к трудностям в усвоении орфографически правильного письма.

Успешность усвоения школьниками знаний и умений по морфемике и словообразованию определяется также и некоторыми методическими требованиями: не следует предлагать для

Для успешного формирования знаний и умений по морфемике необходимо рассматривать в единстве формальный и семантический признаки (значение и фонемный состав) частей слова, иначе при разборе слова по составу могут возникать ошибки, связанные, по определению психологов Л. И. Божович, Д. Н. Богоявленского и др., с проявлением «наивного семантизма» и «стихийного формализма», когда при анализе слова учитывается либо его лексическое, вещественное значение, либо внешние признаки слова, звуковой или буквенный состав.

морфемного анализа слова со связанными корнями (надеть, одеть, вдеть) и опрощением (прекрасный от красный, позор от зоркий, где утрачена связь по значению с производящими словами), так как в силу особенностей их чле-нимости и мотивации они трудны детям и работа с такими словами не может быть полностью осознанной.

Необходимо разграничить словообразовательный анализ слова, цель которого - выяснение связей между словами, существующими на данном этапе развития языка, и этимологическим (историческим), цель которого - установление генетического родства русских слов; обращение к этимологии слова уместно при объяснении неясных с точки зрения современной орфографии написаний (например, столица, огород).

Важную роль в изучении морфемики играет качество фонетической подготовки учащихся, степень понимания ими особенностей русской графики. Так, чтобы осознать, что в словах дорога и цапля одно и то же окончание (а), ребенку необходимо определить звуковой состав окончания и вспомнить, что звук [а] после твердого и мягкого согласного обозначается разными буквами, иначе у школьника не возникнет представления о существительных одного типа склонения как о словах, имеющих один и тот же набор окончаний, что может привести к затруд-

Содержание работы над составом слова в начальной школе

Знания Языковые умения Речевые умения

Однокоренные (родственные) слова. Подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи. Использовать однокоренные слова как средство связи предложений в тексте.

Корень как общая часть родственных слов. Выделять корень. Образовывать однокоренные слова от данного корня. Различать слова с омонимичными корнями.

Окончание как изменяемая часть слова, выражающая его грамматическое значение. Выделять в слове окончание. Подбирать словоформы с указанным значением. Различать словоизменение и словообразование. Использовать словоформы с учетом синтаксических связей слова.

Основа слова. Выделять основу слова.

Приставка как значимая часть слова, выполняющая словообразовательную функцию. Выделять приставку (приставки) в слове. Образовывать новые слова с помощью приставок. Разбирать слово по составу. Объяснять простейшие случаи словообразования. Понимать лексическое значение слова с учетом значения приставки (приморский и морской). Осознанно употреблять в речи слова с определенными приставками (влетел и взлетел).

Суффикс как значимая часть слова, выполняющая словообразовательную функцию. Выделять суффикс (суффиксы) в слове. Образовывать новые слова с помощью суффиксов. Разбирать слово по составу. Объяснять простейшие случаи словообразования. Понимать лексическое значение слова с учетом значения суффикса (советчик и советник). Осознанно употреблять в речи слова с определенными суффиксами (забинтовать, а не забин-тить).

нениям при проверке безударных падежных окончаний путем сопоставления их с ударными (Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения). Если ученик не понимает, что в словах тихий и лисий часть -ий - разные морфемы (в первом случае - окончание, во втором - суффикс), а в глаголе "стираю" буква "ю" обозначает не только окончание (у), но и звук [й], который в окончание не входит, то в средних классах он вряд ли поймет, как образуются притяжательные прилагательные и глаголы повелительного наклонения.

Для предупреждения такой распространенной ошибки, как смешение родственных слов и словоформ (при составлении ряда однокоренных слов ученик включил в него следующие: мороз, морозный, заморозить, морозы), целесообразно организовать наблюдение над тем, что изменения в основе слова ведут к изменению лексического значения, т.е. получается новое слово, родственное, а изменения окончания к семантическим изменениям не приводят, изменяется лишь форма слова, указывающая на его грамматическое значение, лексическое значение сохраняется.

Несмотря на то, что стандарт начального общего образования не предусматривает на этом этапе обучения знакомство учащихся с отношениями синонимии и омонимии на морфемном уровне, необходимо все-таки проводить специально организованные наблюдения, позволяющие детям осознать наличие в языке слов, в которых разные по фонемному составу аффиксы выражают одинаковое значение (подошел, приплыл - значение приближения; водичка, грибок, доченька -значение ласкательности), и слов, в которых один и тот же аффикс имеет разную семантику (соседка, москвичка - лицо женского пола, кроватка, шубка - значение уменьшительности в сочетании с экспрессивным значением ласкательности; горошина, бусина - значение единичности, домина -значение увеличительности). Такая работа позволит обогатить и уточнить словарь ребенка, совершенствовать такие качества речи учащихся, как точность и богатство, обеспечит быстроту и уместность выбора слова в той или иной речевой ситуации.

Тема «Состав слова» предполагает такую последовательность формирования понятий: родственные слова, корень слова, окончание, приставка, суффикс. Как уже отмечалось, для формирования умения различать однокоренные слова и формы слова необходимо сформировать понятие основа слова, что следует сделать после изучения специфики и роли окончания.

Изучение темы «Состав слова» традиционно начинается в 3 классе, однако уже во 2 классе происходит ознакомление учащихся с родственными словами как словами, имеющими общую мотивацию (в школьной практике это называют сходством по смыслу). При сравнении слов одного

Филологический класс 11/2004

словообразовательного гнезда учащиеся обнаруживают, что для объяснения их значения используется одно и то же слово, что во всех этих словах есть общая часть с одинаковой семантикой, и делают вывод, что подобные слова называются родственными (вечереет - наступает вечер, вечерний - происходящий вечером, вечером - с наступлением вечера; при объяснении значения всех слов использовали слово вечер -часть суток перед наступлением ночи, во всех словах есть общая часть вечер - , все эти слова близки по смыслу, такие слова называются родственными). Чтобы у детей не сложилось ложного представления о родственных словах как словах, близких только по смыслу или только по звучанию (написанию), необходимо для сопоставления предлагать слова с синонимичными корнями, т.е. близкие по смыслу (горе, беда; идти, шагать; рассказ смешной, веселый), и слова, сходные только по звучанию (носик, носить; гореть, горевать; лиса, листья). Таким образом, в результате исследовательской работы, организованной учителем, дети приходят к выводу, что родственными являются только те слова, которые имеют и общую часть, и близки по смыслу.

Далее вводится понятие корня слова как общей части родственных слов, дается определение однокоренных слов как слов, имеющих один корень, устанавливаются синонимические отношения между понятиями «родственные слова» и «однокоренные слова», формируется умение подбирать родственные (однокоренные) слова, выделять в слове корень. Для формирования этих умений можно предложить следующие задания: найти к данному слову мотивирующее, т.е. однокоренное слово, более простое по значению и структуре (деревянный от дерево, страусенок от страус), в небольшом тексте или группе предложений найти родственные (однокоренные слова), выделить корень в ряду однокоренных слов, образовать однокоренные слова от данного корня.

На этом этапе изучения состава слова продолжается начатое в период обучения грамоте наблюдение над единообразным написанием корня в родственных словах, усваивается правописание безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корнях слов, это умение развивается уже не на фонемной, а на морфемной основе.

Следующим шагом в изучении морфосемантической структуры слова является знакомство с окончанием как изменяемой частью слова, которая служит для связи слов и отражает эти связи слова с другими словами в предложении. Наблюдения над изменением окончания и его грамматической ролью происходят при сравнении слов в единственном и во множест-

В.А. Шуритенкова

венном числе в словосочетаниях прил. + сущ. и сущ. + глаг. в наст. вр. В результате этих наблюдений дети приходят к выводу, что при изменении окончания слово не изменяет своего лексического значения (не изменяется по смыслу), меняется только его внешний облик (форма); делают вывод о том, что окончание - значимая часть слова, т.к. его изменение влечет за собой перемены в грамматических характеристиках слова (наблюдения над изменением значения числа). Одновременно с накоплением знаний об окончании формируется умение выделять его путем сопоставления данного слова с его словоформами.

Наряду со словами, в которых окончание материально выражено, предметом наблюдения должны стать также слова с нулевыми окончаниями, хотя это и не предусмотрено обязательным минимумом содержания начального общего образования, иначе в дальнейшем может возникнуть ситуация, что ученик не будет отличать слова действительно без окончаний (наречие, деепричастие) от слов, которые в одной из своих форм имеют нулевое окончание. В методике принято при изучении окончания идти от окончания фонемно выраженного к нулевому.

Для формирования перечисленных знаний и умений можно предложить следующие задания: изменить форму слова по указанному значению, выделить в слове окончание и определить его значение, из слов, предъявленных в начальной форме, составить предложение (я), из ряда слов или текста выписать формы одного слова, определить, чем они отличаются; составить текст, используя в качестве средства связи формы одного слова.

Накопление знаний учащихся об окончании происходит в дальнейшем при изучении морфологии: конкретизируются представления о связях между словами, осознаются грамматические свойства слов важнейших частей речи, и информация, которую несет окончание, становится для ученика более содержательной.

Традиционно в начальной школе не формируется понятие основа слова (в системах развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, Л.В. Занкова это программный материал по русскому языку), хотя, как показывает практика, младшие школьники без труда это понятие осваивают и пользуются соответствующим термином. Учитель должен понимать, что сформированность данного понятия даст возможность ученику безошибочно различать однокоренные слова и формы слова, и знать, что в 5 классе на этапе повторения изученного при разборе слова по составу востре-буется умение выделять основу слова.

Следующим этапом в изучении состава слова является знакомство с приставкой и суффиксом как словообразовательными аффиксами, наблюдение над формообразующими морфемами в начальной школе ограничено характеристикой суф-

фикса -л- как показателя формы прошедшего времени глагола. Понятие о приставках и суффиксах дети получают, сопоставляя однокоренные слова с разными приставками и суффиксами (ходить - уходить, приходить, выходить, подходить, отходить, доходить; море - моряк, морской), выясняя, что эти слова отличаются по значению и что разница в их значении обусловлена частью, стоящей перед корнем или после него. После анализа языкового материала вводится термин (приставка, суффикс). На основе наблюдения над словами и предложениями, в которых эти слова употребляются, ученики приходят к выводу: приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем (или другой приставкой) и служит для образования новых слов, а суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня (или другого суффикса) и служит для образования новых слов. Данные определения позволяют зафиксировать, что приставка и суффикс - значимые части слова, т.е. имеют значение, которое реализуется в составе слова, и могут стоять не только непосредственно перед корнем. Это создает предпосылки для контроля за правильностью выполнения действий при разборе слова по составу.

На закрепление понимания детьми роли приставки и суффикса направлены такие задания: от данных слов образуй с помощью приставок (суффиксов) однокоренные слова; определи, в чем разница между однокоренными словами с разными приставками (суффиксами) по смыслу; в тексте вместо использованных слов вставь подходящие по смыслу однокоренные с другими приставками или суффиксами; образуй от данных слов однокоренные, обозначающие, например, начало действия, завершенное действие, профессию, маленькие (большие) предметы; запиши предложение, выбирая из слов с разными приставками (суффиксами) подходящие по смыслу; выдели и обозначь приставку (суффикс) в словах.

Изучая состав слова в процессе словообразовательных упражнений, школьники практически усваивают написание многих суффиксов, запоминают, как пишутся наиболее распространенные приставки, учатся различать омонимичные приставки и предлоги. При выделении приставки (суффикса) традиционно прибегают к приему сопоставления однокоренных слов с разными приставками (суффиксами) и без них. Можно рекомендовать, как отмечают П.С. Же-дек и Н.К. Онипенко, и другой (всеобщий) способ выделения морфем, принятый в лингвистике, когда морфема выделяется путем подбора слов с одинаковым по фонемному составу отрезком, имеющим общий семантический признак. В этом случае порядок анализа будет та-

ков: исходное слово безусый, к нему подходят слова безголосый, беззубый, беззаботный, безлюдный - все эти слова обозначают отсутствие чего-либо (усов, голоса, зубов, заботы, людей), носителем этого значения служит часть без-, находящаяся перед корнем. Значит, все эти слова образованы с помощью приставки без-. В слове безусый обозначаем эту приставку.

При анализе состава слова учитель должен следить, чтобы значение всех вычленяемых морфем было детям понятно, только в этом случае такая работа будет целенаправленной и развивающей, поэтому лингвисты в качестве еще одного пути анализа морфемной структуры слова предлагают последовательное выделение морфем в родственных словах словообразовательной цепочки, например: часов-щик - час-ов-ой - час, выделяя корневую и суффиксальные морфемы, ученики делают это осознанно, хорошо понимая значение слова через его состав (часовщик - часовых дел мастер, часовой - относящийся к часам). Такая работа, кроме того, что способствует развитию мышления и речи, создает предпосылки орфографической грамотности, так как, приучаясь сопоставлять слова по значению и по составу, в случае необходимости дети легко подберут родственное проверочное слово (Русский язык, 1989).

Учитель может выбрать любой из способов проведения морфемного анализа. Традиционно рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий:

1. Определить лексическое значение слова (подстаканник - подставка с ручкой для стакана).

2. Выделить в слове окончание путем сопоставления его словоформ (подстаканник, подстаканники, подстаканника - в слове подстаканник окончание-невидимка, оно указывает, что предмет один. Обозначим окончание рамочкой: подстаканник □ ).

3. Найти корень (чтобы найти корень, подбираем однокоренные слова: стакан, стаканчик; сравним их и выделим общую часть - стакан-; это корень, обозначим его дугой: под -стакан-ник).

4. Найти основу (чтобы найти основу, надо от слова отсечь окончание; в слове подстаканник окончание-невидимка, значит, основа - все слово; обозначим ее полускобкой снизу: / подстаканник/).

Филологический класс 11/2004

5. Найти приставку (для этого подбираем однокоренные слова с другой приставкой или без приставки: стакан, стаканный; приставка стоит перед корнем, в слове подстаканник это часть под-, обозначим ее значком: подстаканник; она обозначает нахождение под чем-нибудь, ниже чего-нибудь: - подледный (лов), подземелье).

6. Найти суффикс ( для этого подбираем слова с другими суффиксами: стаканчик, стаканный; суффикс стоит после корня, в слове подстаканник это часть -ник- , обозначаем ее значком: подстаканник; суффикс имеет значение: предмет, связанный с чем-то - намордник, подрамник, напильник).

Слова по своему морфемному составу бывают разной степени сложности, и учащиеся не сразу знакомятся со всеми частями слова, поэтому материал для разбора слова по составу должен отбираться с соблюдением принципа постепенного усложнения их структуры: сначала слова, состоящие из корня и окончания, потом - из приставки, корня и окончания, затем -из корня, суффикса и окончания и, наконец, слова, в состав которых входят все морфемы, известные детям.

Углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования происходит в 4 классе при изучении морфологии, когда школьники наблюдают некоторые случаи образования имен существительных, имен прилагательных, глагола и учатся писать безударные падежные окончания имен и безударные личные окончания глагола.

На всех этапах изучения раздела «Состав слова» предусматривается работа над лексическим значением слов, точностью употребления их в речи.

Список использованной литературы:

Богоявленский Д.Н. Некоторые психологические проблемы обучения грамматике // Вопросы психологии усвоения грамматики и орфографии. М., 1959.

Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. В 2-х частях. Ч.2. М., 1989.

Розенталь Д.Э., Теленкова. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.