РЕШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Е.Г. Мережко, канд. пед. наук, доцент
Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-8-1-159-161
Аннотация. В данной статье раскрывается роль использования словообразовательного материала для решения орфографических задач, отмечается необходимость сочетать словообразовательные и лексико-словообразовательные наблюдения с орфографическими, что не только даст возможность младшим школьникам быстрее овладеть определенным перечнем орфографических и словообразовательных умений, но и будет способствовать реализации системного подхода к изучению языка. В статье представлены примеры упражнений, сочетающие орфографические и словообразовательные задачи.
Ключевые слова: орфограмма, орфографические умения, решение морфемно-словообразовательных и орфографических задач, словообразовательный материал, пара близкородственных слов.
Изучение состава слова и словообразования тесно связано с изучением других разделов русского языка. Ознакомление младших школьников с составом слова, с особенностями и механизмами образования слов, словообразовательным значением морфем способствует обогащению и уточнению словаря учащихся, формированию стилистической и орфографической грамотности школьников. Наблюдения за словообразовательной структурой производного слова, анализ слова с точки зрения его образования, сравнение слов в словообразовательной паре по значению и структуре помогает обучающимся правильно определять словообразовательную морфему, осознавать ее роль в образовании слова, нового значения.
В процессе словообразовательного анализа и разбора слова по составу младшие школьники постепенно усваивают морфологический принцип русской орфографии. Очевидно, что простого сопоставления од-нокоренных (или одноморфемных) слов оказывается недостаточным, чтобы дети овладели соответствующим орфографическим материалом. Решение орфографических задач на основе словообразовательного анализа позволит закрепить знания школьниками признаков орфограмм, спо-
собов преодоления орфографических трудностей. Например, анализируя словообразовательную цепочку, учащиеся могут не только решать словообразовательные задачи, но и определять орфограммы (их признаки, место в слове), а также, какое из слов в цепочке является проверочным по отношению к другим словам.
Методический опыт, школьная практика давно уже доказали, что нельзя ограничиваться изучением только состава слова. Для осознанного усвоения морфемного состава школьники должны получить представления о словообразовательных процессах в русском языке, научиться выявлять семантико-словообразовательные связи между образованными друг от друга словами. Это будет невозможно, если ограничиваться лишь морфемным анализом, подбором однокоренных, одномор-фемных слов. Такой формальный подход уже давно себя исчерпал и не дает эффективных результатов: школьники с трудом производят разбор слова по составу, если при этом не опираются на словообразовательный анализ. Следовательно, и при проведении орфографической работы, в процессе решения орфографических задач целесообразно использовать собственно словообразовательный материал: словооб-
разовательную пару, словообразовательную цепочку, гнездо. На данном материале можно решать не только собственно словообразовательные, но и лексико-словообразовательные и орфографические задачи.
Материал словообразовательного гнезда позволяет пронаблюдать образование слов на всех словообразовательных ступенях, изменение структуры и значения слов. Подобные наблюдения также развивают морфемную зоркость и в сочетании с орфографическими задачами способствуют формированию как морфемно-словообразовательных, так и орфографических умений.
В начальной школе только начинают формировать систему орфографических умений и навыков. Следовательно, необходима определенная и разнообразная система упражнений, которая способствовала бы одновременному усвоению корневых орфограмм и орфограмм в других морфемах. Целесообразно использовать орфографические задачи на основе словообразовательного и лексико-словообразовательного материала. Такой подход будет способствовать более эффективному формированию языковой компетенции учащихся. Младшие школьники смогут лучше осознать языковую теорию и успешнее решать различные языковые задачи.
В современных учебниках русского языка большей частью предлагаются упражнения, направленные на определение и выделение корня в однокоренных словах с поиском в корне орфограммы, подбор однокоренных слов с определением среди них проверочного и прочие. Например:
Прочитайте. Каким способом подобрано проверочное слово в образце? На какой вопрос отвечает проверяемое слово? проверочное слово?
Образец: Лес - лесной. ... - зв . риный, ... - ст . льной, ... - х . лмистый, ... - в . шнёвый, ... -
л . нивый, ... - н . бесный, ... - п . левой [1, с.100].
Прочитайте слова. Определите, какие буквы пропущены. Подберите к каждому
данному слову проверочное и запишите слова парами.
Гриб - грибок, кус . - ..., дож . ь - ..., холо . - ..
Рыбка - рыба, шу . ка - ., бере . ка -..., тра . ка - ... [2, с. 55].
Безусловно, такие упражнения способствуют усвоению морфологического принципа русской орфографии. Вместе с тем, они ограничивают возможности предлагаемого языкового материала, не всегда способствуют реализации внутрипредмет-ных связей, связей межу различными разделами языка.
Полагаем, что система упражнений может включать следующие задания, направленные, с одной стороны, на формирование морфемно-словообразовательных умений, с другой - на усвоение корневых орфограмм, развитие орфографической зоркости:
1. Восстановите словообразовательную цепочку, запишите слова по мере их образования друг от друга. В каких словах в корне есть орфограмма? Определите её тип. Какие слова в данной цепочке будут проверяемые, а какое проверочное?
Словарный, слово, словарь.
2. Проанализируйте цепочки слов. Как были образованы друг от друга данные слова? Есть ли в них орфограммы? Какие?
Соавтор, автор, соавторский. Переадресовать, адрес, адресовать.
3. Проанализируйте цепочку слов и объясните, как слова были образованы друг от друга, какие в них встречаются орфограммы. Есть ли среди данных слов проверочное слово для безударного гласного в корне? Какое? Ответ обоснуйте.
Камень ^ каменеть ^ окаменеть ^ окаменелый
4. Прочитайте пары слов. Какие из них являются близкородственными (когда одно слово образовано от другого)? Выпишите только те пары близкородственных слов, которые содержат проверяемое и проверочное слова.
Дуб - дубок, березка - березняк, лесник - лес, вода - подводник, подводный - подводник, гроза - грозовой, дождливый -дождик.
5. Подберите группу однокоренных слов к слову лес и запишите их в виде словообразовательной семьи (словообразовательного гнезда). Как были образованы слова? Какие из подобранных вами слов содержат орфограмму безударного гласного в корне? Есть ли среди данной группы слово (слова), которое является для всех проверочным? Ответ обоснуйте.
Образец: сосна, сосновый, сосенка, сос-
* сосновый сосна / » сосенка
Библиографический список
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2017. - 143 с.
2. Климанова Л.Ф. Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. Ч. 2. / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. - М.: Просвещение, 2013. - 143 с.
SOLVING SPELLING PROBLEMS ON WORD-FORMATION MATERIAL
IN PRIMARY SCHOOL
E.G. Merezhko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Saratov State University (Russia, Saratov)
Abstract. This article reveals the role of the use of word-forming material for solving spelling problems, notes the need to combine word-forming and lexical-word-forming observations with spelling, which will not only enable younger schoolchildren to quickly master a certain list of spelling and word-forming skills, but will also contribute to the implementation of a systematic approach to language learning. The article presents examples of exercises that combine spelling and word-formation tasks.
Keywords: orthogram, spelling skills, solving morpheme-word-formation and spelling problems, word-formation material, a pair of closely related words.
6. От слова зелёный образуйте слова с указанными значениями. Выделите те части слов, с помощью которых вы образовали новые слова. Подчеркните орфограммы в словах.
Становиться зелёным; имеющий оттенок зелёного цвета; уменьшительно-ласкательное к слову зелёный.
Таким образом, сочетание морфемно-словообразовательных и орфографических задач будет способствовать более эффективному усвоению языковой теории, формированию морфемной и орфографической зоркости, грамматико-орфографических умений.