Научная статья на тему 'ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБОБЩЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ПРАВИЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ'

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБОБЩЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ПРАВИЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО / ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА / ОБОБЩЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ / RUSSIAN LANGUAGE / RUSSIAN LANGUAGE TEACHING METHODOLOGY / SPELLING RULE / SPELLING OF VOWELS AT THE ROOT OF THE WORD / GENERALIZED STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цынк Светлана Владимировна

В статье представлен комплекс заданий и упражнений для подготовки к ЕГЭ, направленный на закрепление орфографического правила - правописание гласных в корне слова. Предлагается система работы по преодолению трудностей, связанных со смешиванием орфограмм, членением слова на морфемы, подбором родственных лексических единиц, запоминанием словарных слов. Делается вывод о том, что предлагаемый подход - обобщенное изучение - способствует выработке у слушателей курса русского языка осмысленной орфографической грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE FEATURES OF GENERAL STUDY OF THE SPELLING RULE IN PREPARATION FOR THE USE

The article presents a set of tasks and exercises to prepare for the Unified State exam, aimed at consolidating the spelling rule - spelling of vowels at the root of the word. A system of work is proposed to overcome the difficulties associated with mixing spelling, dividing words into morphemes, selecting related lexical units, memorizing vocabulary words. It is concluded that the proposed approach - a generalized study - contributes to the development of meaningful spelling literacy among students of the Russian language course.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБОБЩЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ПРАВИЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ»

3. Голубева И.А., Наговицын Р.С., Ельцова О.В. Формирование коммуникативных компетенций будущего педагога на основе комплекса разнообразных форм работы во внеучебной деятельности. Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. Электронный ресурс / Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28303.

4. Захарченко Н.В. Формирование коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза // Интернетжурнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN517.pdf

5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

6. Курашева, Светлана Викторовна. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя: Автореф. диссертации ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Кемерово, 2006. - 28 с.

7. Маслов С.И. Илькова А.П. Совершенствование коммуникативной компетентности преподавателя вуза // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. № 4 (1). 2014. С. 280-285.

8. Охотникова В.В. Развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса в высших учебных заведениях: Автореф.диссс...канд.пед.наук. - Омск, 2000. - 20 с.

Педагогика

УДК 372.881.161

кандидат филологических наук, доцент Цынк Светлана Владимировна

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Научно-исследовательского ядерного университета «МИФИ» («Московский инженерно-физический институт») (г. Димитровград)

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБОБЩЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ПРАВИЛА ПРИ

ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

Аннотация. В статье представлен комплекс заданий и упражнений для подготовки к ЕГЭ, направленный на закрепление орфографического правила - правописание гласных в корне слова. Предлагается система работы по преодолению трудностей, связанных со смешиванием орфограмм, членением слова на морфемы, подбором родственных лексических единиц, запоминанием словарных слов. Делается вывод о том, что предлагаемый подход - обобщенное изучение - способствует выработке у слушателей курса русского языка осмысленной орфографической грамотности.

Ключевые слова: русский язык, методика преподавания русского языка, орфографическое правило, правописание гласных в корне слова, обобщенное изучение.

Annotation. The article presents a set of tasks and exercises to prepare for the Unified State exam, aimed at consolidating the spelling rule - spelling of vowels at the root of the word. A system of work is proposed to overcome the difficulties associated with mixing spelling, dividing words into morphemes, selecting related lexical units, memorizing vocabulary words. It is concluded that the proposed approach - a generalized study - contributes to the development of meaningful spelling literacy among students of the Russian language course.

Keywords: russian language, Russian language teaching methodology, spelling rule, spelling of vowels at the root of the word, generalized study.

Введение. К числу достаточно трудных заданий ЕГЭ относятся те, которые проверяют орфографическую грамотность школьников. При подготовке к ЕГЭ необходимы задания и упражнения, специально направленные на систематизацию и обобщение. Вслед за Е.Г. Шатовой под обобщенным изучением понимаем и обобщенные знания, и обобщенные способы деятельности [13, с. 8]. Цель статьи -раскрыть особенности обобщенного изучения одного из сложнейших разделов орфографии - правописание гласных в корне слова. Большое количество ошибок в работах школьников на соответствующие орфограммы в настоящее время делает актуальным обращение к проблеме изучения гласных в корне слова как к предмету особого рассмотрения в системе занятий по орфографии на курсах по подготовке к ЕГЭ.

Проблемам освоения данного правила посвящены статьи Т.А. Бровиковой [2], Л.Г. Ларионовой [4], К. Магомедовой [5], Е.М. Мельниковой [6], В.Д. Нарожной [7], С.В. Троян [10] и других. Данная орфографическая тема освещается в пособиях для учителя Н.Н. Алгазиной [1], М.М. Разумовской [9] и других.

Изложение основного материала статьи. Работа по изучению правил правописания гласных в корне слова трудоёмка, сложна, многоаспектна. В задачу преподавателя курсов по подготовке к ЕГЭ входит, во-первых, введение в практику обучения теоретических обобщений по орфографии и организация их изучения на принципах единообразия и полноты, обязательности. Формирование теоретических обобщений является путем передачи знаний и способов их применения, служит задаче освоения системы русской орфографии. При обобщенном изучении теоретический материала не должно быть механического повторения ранее изученного. На занятиях обобщенного изучения темы формируется умение обучающихся подводить частные явления под общее правило, рассматривать изученные ранее факты в сопоставлении. Объяснение особенностей правописания корней ведется по таблице, что облегчает процесс постижения нормы правописания. Это может быть таблица-обобщение, представленная в нашем учебном пособии [11, с. 43-44].

Следующее задание, которое предлагает в своей статье Л.Д. Пастухова [8], направлено на оперирование системой орфографических понятий и на ее осознанное использование: определите, верно или неверно каждое утверждение (1. Написание корней гар/гор зависит от суффикса, стоящего после корня. 2. Написание корней лаг/лож зависит от ударения и т.п.).

Упражнения, осуществляющие закрепление навыка правописания гласных в корне слова, должны быть разнообразными, не должны повторяться ни по содержанию, ни по форме, ни по способу подачи обучающимся. Разнообразить характер упражнений важно не только для расширения знаний и достижения гибкости орфографических навыков, но и для развития творческой активности слушателей курса русского языка.

Итак, задание 9 ЕГЭ предполагает наличие знаний и умений по правописанию безударной гласной в корне слова - проверяемой ударением, непроверяемой или чередующейся. Нередко школьники путают чередующиеся гласные и гласные корня, проверяемые ударением. Поэтому необходимы задания, формирующие умение анализировать смешиваемые явления.

Например: выберите и запишите только те словосочетания, которые содержат слова с чередованием гласных в корне (1. Модный берет. 2. Обильная роса. 3. Стелить скатерть. 4. Миролюбивое животное. 5. Редкое растение. 6. Сложение дробей. 7. Умереть от жажды. 8. Стрелять в тире. 9. Излагать свое мнение. 10. Смять одежду).

Также предлагаем следующее упражнение классификационного характера: каждому слушателю курса предлагается комплект карточек со словами на изучаемые орфограммы. Обучающийся должен разложить их на четыре стопки: 1) проверяемые гласные, 2) непроверяемые гласные, 3) чередующиеся гласные, 4) исключения из норм правописания чередующихся гласных. Так правило усваивается в ходе деятельности и благодаря ей.

Можно предложить такую схему рассуждения при определении гласного в корне: 1) Установить, относится ли корень слова к словам, в которых наблюдается чередование а//о, е//и, а(я)//им, а(я)//ин. 2) Если корень не относится к числу корней с чередованием, следует проверить сомнительный безударный гласный ударением, то есть изменить лексему или подобрать однокоренное слово так, чтобы неясный безударный гласный стал ударным. 3) Если написание безударного гласного корня установить нельзя, то это непроверяемый гласный - написание корня надо запомнить.

Обучающимся следует объяснить, что только внешний вид корня не позволяет отнести слово к однокоренным (родственным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют разные значения. Например, корень гор встречается во многих лексемах (гореть, горевать, гористая). В этом случае для каждого слова надо применить свой способ проверки: гореть (корень с чередованием), горевать (проверяется ударением - горе), гористая (проверочное слово - горный).

Для освоения данных орфограмм нужно наличие такого предварительного условия, как умение обучающихся анализировать слово, разбирая его по морфемам. Это умение очень важно для сознательного усвоения орфографического правила. Эффективный методический прием организации действий школьников по разбору состава слова состоит в следующем: подобрать несколько однокоренных слов, написать их на доске (экране) так, чтобы корни этих слов оказались строго друг под другом, затем вертикальными линиями выделить корни всех подобранных слов, а потом и остальные морфемы. Например: мир | ок мир | ов |ой мир | ск |ой мир | о | воззр | ени | е мир | и | ть | ся у| мир | а | ть за| мир | а | ть

Можно показать на группе этих слов, что морфема мир есть во всех этих словах и продемонстрировать, как ее можно выделить с двух сторон вертикальными линиями и как при этом становятся четко различимыми и другие морфемы, то есть приставки и суффиксы.

Необходимо выработать у обучающихся навык морфемного письма и морфемного чтения -методические приемы, предложенные Т.И. Куропаткиной [3]. Морфемное письмо - это такое письмо, когда корень в слове пишется прописными буквами. Морфемная запись в тетрадях обучающихся может выглядеть так:

РАСТительный МИР ЕВРОПы ОЧЕНЬ БОГАТ. МОЖно наБЛЮДать, КАК СТЕЛется МОХ ТУНДРы, КАК КОЛЫШутся ТРАВы СТЕПи, КАК ГРОЗно ШУМят МНОГоМЕТРовые ДЕРЕВья ЛЕСов, КАК заМЕРли В ГОЛУБом НЕБе ПАЛЬМы, ЖИВОПИСно распоЛОЖились у ТЕПЛого МОРя ОЛЕАНДРы.

Именно такой вид записи позволяет выработать навык членения слова на морфемы до того, как оно будет записано школьниками. Это в значительной мере повышает орфографическую грамотность учащихся: уменьшается количество ошибок в корне. Сутью морфемного чтения является членение слова не по слогам, а по морфемам. Например:

Литератур-н-ый язык - это истор-ическ-и с-лож-и-вш-ая-ся об-работ-а-нн-ая форм-а обще-народ-н-ого язык-а, облада-ющ-ая пись-м-енн-о за-крепл-енн-ыми норм-ами.

Морфемное письмо и чтение - эффективные средства выработки навыка видеть состав слова -необходимой лингвистической основы правописания.

Для освоения рассматриваемого правила следует не только разбираться в морфемном составе, овладеть алгоритмом рассуждения, но и необходима кропотливая и упорная работа по систематическому изучению корней.

На занятиях обобщения знаний нужны специальные упражнения для освоения всех корней с чередующимися гласными, представленными в школьном курсе русского языка. Для формирования правописных навыков необходимы задания, развивающие орфографическую зоркость школьников, в том числе и задания творческого характера: образовать слова с данными корнями, используя все возможные приставки и суффиксы: блест/блист, бер/бир, лаг/лож, гар/гор.

Целесообразно при подготовке к ЕГЭ систематически на протяжении значительного отрезка времени изучать перечень, список безударных гласных корня, проверяемых ударением. Наш опыт работы приводит к выводу о том, что выработать навык подбора однокоренного слова у всех учащихся очень трудно, потому что подбор родственного слова предполагает достаточно высокий уровень общей речевой культуры школьников. Поэтому проблема изучения безударной проверяемой гласной становится проблемой общего языкового развития обучаемых. Эффективный способ деятельности при освоении рассматриваемой орфограммы -целенаправленное и систематическое изучение «зрительного образа корней», потому что безударные проверяемые гласные пишутся на основе морфологического принципа, из-за чего сохраняется единый графический образ корня, несмотря на его различное произношение. Например, запоминанию графического образа корня способствует следующее письменное упражнение: учащиеся выписывают корень слова и дают по своему выбору еще одно слово с этим корнем (отдавать -да - даю, удивление - див - дивный). Важно

развить у школьников правописные навыки, в формировании которых огромную роль играют задания, повышающие орфографическую зоркость, связанную с усвоением зрительного облика слова.

Из общей массы корней, включаемых в «словарик» для подготовки к ЕГЭ, для особого изучения необходимо выделить несколько групп корней, в которых учащиеся делают ошибки, неверно подбирая к ним проверочные слова.

Это корни, которые нельзя проверять однокоренными глаголами несовершенного вида, потому что в этом случае наблюдается чередование гласных «а» и «о»: боязливый (побаиваться), взбодрить (подбадривать), болячка (побаливать), поглотить (заглатывать), нагноение (нагнаиваться), одолжение (одалживать), содрогаться (вздрагивать), кроить (выкраивать).

К этой же группе относятся корни древнерусского происхождения: холода (выхолаживать), мороженое (замораживать), молодец (омолаживать), короткий (укорачивать), оздоровление (выздоравливать), пригород (отгораживаться).

Специальной работы требует и группа корней, ошибки в которых возникают в результате неразличения их лексического значения: осветить-посвятить, волы-валы, укротить-сократить, пешком-спиши, отощать-тащить, далёкий-долина, свила-подвела, скрепить-скрипеть, сплотить-заплатить.

Обучающиеся учатся самостоятельно находить безударные проверяемые и непроверяемые гласные в предложенном тексте, объяснение орфограмм проводится устно. Например, в тексте по Л.Н. Толстому:

Так называемая партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск...

24 августа был учреждён первый партизанский отряд Давыдова, вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем больше увеличивалось число этих отрядов.

Партизаны уничтожали великую армию по частям...

Последние числа октября было время самого разгара партизанской войны.

22 октября Денисов ... находился с своей партией в самом разгаре партизанской страсти... Он целый день по лесам, примыкавшим к большой дороге, следил за большим французским транспортом кавалерийских вещей и русских пленных... Про этот транспорт было известно не только Денисову и Долохову (тоже партизану с небольшой партией), ходившему близко от Денисова, но и начальникам больших отрядов с штабами. Двое из этих больших отрядных начальников - один поляк, другой немец - почти в одно и то же время прислали Денисову приглашение присоединиться.

В.Д. Нарожная [7] справедливо полагает, что правописание ряда непроверяемых безударных гласных в корне можно объяснить при помощи этимологического анализа. Например, в материалах ЕГЭ встречается слово «палисадник». Оно произошло от французского palissada - «частокол» [12]. Этимологический анализ облегчает процесс запоминания словарных слов.

Выводы. Таким образом, как показывает наш опыт, типология заданий и упражнений эффективного обобщенного изучения правописания гласных в корне слова следующая:

1) Задание на закрепление теоретического материала - положений орфографического правила.

2) Упражнения на классификацию языкового материала.

3) Упражнения на членение слова на морфемы.

4) Упражнения на установление этимологии слов с непроверяемыми гласными.

5) Упражнения на самостоятельный подбор учащимися слов с данными корнями.

6) Упражнения на поиск слов в готовом книжном тексте.

7) Упражнение на придумывание предложений.

Орфографическая подготовка - важный компонент общего языкового и речевого развития. Предложенная система заданий и упражнений при обобщающем изучении правописания гласных обогащает, совершенствует речь слушателей курса, способствует системному восприятию материала. Все предложенные задачи вызывают ситуацию интеллектуального затруднения, помогают осознать взаимосвязь явлений языка, раскрыть внутреннюю логику предмета.

Практика показывает, что предложенная система обобщенного изучения орфографического правила положительно влияет на развитие самостоятельности мышления обучающихся, повышение их грамотности, на расширение лингвистического кругозора.

Литература:

1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.

2. Бровикова Т.А. Проблема формирования навыка правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением // Современные исследования - 2018. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. - Нефтекамск, 2018. С. 27-33.

3. Куропаткина Т.И. Формирование орфографических навыков на основе углублённого изучения морфемики. АДД. - М., 2006. - 42 с.

4. Ларионова Л.Г. Правописание гласных и согласных в корнях слов // Русский язык в школе и дома. 2017. № 4. С. 14-19.

5. Магомедова К. Правописание безударных гласных в корне слова // Русский язык в полилингвальной среде. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 183-188.

6. Мельникова Е.М. Орфограмма «Безударная гласная в корне слова» в заданиях Единого государственного экзамена по русскому языку // Русский язык в школе. 2019. № 3. С. 33-37.

7. Нарожная В.Д. Работа по формированию орфографических навыков в вузовской лингводидактике // Русское слово в многоязычном мире. Материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ. 2019. С. 312-316.

8. Пастухова Л.Д. Процесс усвоения орфографии как вид учебной деятельности // Linguistica Juvenis. 2017. № 19. С. 189-199.

9. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Просвещение, 1996. - 207 с.

10. Троян С.В. О формировании орфографической зоркости у учащихся начальной и средней школы при изучении темы «Безударные гласные в корне слова» // Детство, открытое миру. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Омск: ОГПУ, 2018. С. 212-215.

11. Цынк С.В. Русский язык и культура речи. Курс лекций. - Самара: САГА, 2007. - 94 с.

12. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М.: Дрофа, Русский язык, 1997. - 400 с.

13. Шатова Е.Г. Особенности построения системы упражнений при одновременном изучении сходного орфографического материала // Русский язык в школе. 2011. № 3. С. 7-9.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Шалугина Татьяна Викторовна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г.Сызрани (г. Сызрань); преподаватель Шипицина Надежда Михайловна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г.Сызрани (г. Сызрань); преподаватель Хазова Алёна Александровна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г.Сызрани (г. Сызрань)

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В

ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. Изучение дисциплины «Математика» будущими военными летчиками необходимо для решения инженерных и боевых задач. Данная дисциплина прививает умение самостоятельно изучать учебную литературу, развивает логическое мышление и повышает общий уровень математической культуры. В данной статье рассматривается один из видов контроля фонда оценочных средств дисциплины «Математика» - текущий контроль (рубежный контроль и контрольные работы). Рубежный контроль лучше всего проводить на практических занятиях по завершению изучения отдельных тем. Авторы предлагают способ как лучше организовать рубежный контроль на практических занятиях, чтобы исключить списывание. Приводят примеры заданий с параметром по таким темам как «Основные элементы высшей алгебры», «Аналитическая геометрия на плоскости и в пространстве», «Дифференцирование», «Интегрирование», «Обыкновенные дифференциальные уравнения». Приводят пример варианта уровневой контрольной работы по теме «Интегрирование».

Ключевые слова: математика; интегрирование; дифференцирование; основные элементы высшей алгебры; аналитическая геометрия на плоскости и в пространстве; обыкновенные дифференциальные уравнения; рубежный контроль; текущий контроль; контрольная работа.

Annotation. The study of the discipline "Mathematics" by future military pilots is necessary for solving engineering and combat missions. This discipline instills the ability to independently study the educational literature, develops logical thinking and raises the general level of mathematical culture. This article discusses one of the types of control of the fund of evaluative tools of the discipline "Mathematics" - current control (midterm control and control work). Milestone control is best carried out in practical exercises to complete the study of individual topics. The authors suggest a way to better organize midterm control in practical classes in order to eliminate cheating. Examples of tasks with parameters on such topics as "Basic elements of higher algebra", "Analytical geometry on the plane and in space", "Differentiation", "Integration", "Ordinary differential equations" are given. An example of a variant of a level test on the topic "Integration" is given.

Keywords: mathematics; integration; differentiation; basic elements of higher algebra; analytical geometry on the plane and in space; ordinary differential equations; milestone control; current control; test.

Введение. Известны слова Леонардо да Винчи - «ни одно человеческое исследование не может называться истиной наукой, если оно не прошло через математические доказательства».

Математика - это самая древняя наука. Она не перестает развиваться, открываются новые области, совершенствуются символика и научный аппарат. В бессмертных «Началах» Евклида математика оформилась как наука. Теоретические представления Аристотеля в области физии сейчас конечно кажутся наивными, но они стали достоянием истории науки, хотя они обеспечили все имеющиеся к тому времени знания об окружающем мире. А теорема Пифагора?! Она и поныне составляет одну из основ геометрии. Возникновение физики Нового времени было связано с непосредственным применением математики Кеплером и Галилеем для изучения земных, небесных явлений. К великому повороту в истории математики относят время, когда Декарт создал аналитическую геометрию, а Ньютон и Лейбниц - дифференциальное и интегральное исчисление.

На рубеже XIX-XX столетнее бурное развитие математики привело к новой научной революции, связанной с признанием правомерности неевклидовых геометрий (Лобачевского, Римана, Байеса) и созданием Кантором теории множеств.

Одновременно с развитием методов и отраслей математики происходило и ее внедрение в другие науки. Шел процесс так называемой математизации науки. Эпоха научно-технической революции есть эпоха математизации науки, техники, экономики и управления. Этим определяется место математики в системе высшего образования.

Преподавание математических дисциплин для будущих военных летчиков имеет цель:

- ознакомить обучающихся с основами математического аппарата необходимого для решения теоретических и практических инженерных и боевых задач;

- привить умение самостоятельно изучать учебную литературу по математике и ее приложениям;

- развить логическое мышление и повысить общий уровень математической культуры;

- выработать навыки математического исследования прикладных вопросов и умений перевести инженерную, боевую, тактическую задачу на математический язык.

Все это имеет важное значение для практической работы будущего летчика - инженера и необходимого также для успешного изучения общетеоретических и специальных дисциплин [2].

Учебными планами военных вузов Российской Федерации предусмотрена дисциплина математика, которая включает в себя общую математику, теорию вероятностей и математическую статистику. Объем и содержание этой дисциплины определяются в соответствии с требованиями Государственных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.